Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции

Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 декабря 2005 года N 786

Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1230.

постановляет:

1. Пункт утратил силу с 1 сентября 2017 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 года N 775 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2015 года N 461, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2016 года N 859)..

2. Пункт утратил силу с 1 октября 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2012 года N 775..

3. Установить, что изготовление акцизных марок для маркировки алкогольной продукции осуществляется организацией, находящейся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, в соответствии с образцами, перечнями реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной таможенной службой и согласованными с Министерством финансов Российской Федерации, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы (пункт в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2006 года постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года N 684; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 75.*3)

4. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2000 года N 17 «Об образцах акцизных марок для маркировки алкогольной продукции иностранного производства» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.251; 2001, N 9, ст.857);
пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой товаров марками акцизного сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2001 года N 124 «О внесении изменений в решения Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с маркировкой товаров марками акцизного сбора» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 9, ст.857);
абзац второй пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1999 года N 1008 «Об акцизных марках» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст.4502; 2001, N 9, ст.857).

5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2006 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Требования к образцам акцизных марок для маркировки алкогольной продукции

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2005 года N 786

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Одним из требований к обороту алкогольной продукции на территории Российской Федерации является ее маркировка. Российское законодательство устанавливает два вида марок. В одном случае на бутылку наносится акцизная марка на алкоголь, а в другом федеральные специальные марки. За нарушение порядка маркировки при обороте ликероводочной продукции для организаций, осуществляющих розничную продажу алкоголя, установлена жесткая ответственность. В рамках данной статьи мы постараемся разобрать самые важные вопросы бизнеса, касающиеся порядка нанесения акцизных марок на алкоголь.

Что должно быть на бутылке – акцизная марка или федеральная специальная марка?

Первым вопросом рассматриваемой темы является определение категории алкоголя и вида марки, наносимой на него. В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании алкогольного рынка», вся алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке. Однако в каждом правиле есть свои исключения. Так, без акцизной марки могут быть пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуха. Вид марки, наносимый на бутылку со спиртным, зависит от места происхождения алкоголя.

Алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, маркируется федеральными специальными марками. Весь алкоголь, который ввозиться (импортируется) на территорию страны, маркируется акцизной маркой на алкоголь.

Таким образом, бутылка водки произведенная отечественным заводом, будет отмечена федеральной специальной маркой, а импортная – акцизной маркой.

Что из себя представляет акцизная марка на алкоголь (федеральная специальная марка) ?

После того, как мы определились с тем, какой алкоголь маркируется акцизными марками, а какой федеральными специальными марками, следует определиться с обязательными требованиями. Начать следует с того, что получить марки могут только производители спиртного и импортеры соответственно. Для получения федеральных специальных марок организациям-производителям необходимо обратиться в Росалкогольрегулирование. В свою очередь импортеры спиртного получают акцизные марки на алкоголь в Федеральной таможенной службе.

Акцизная марка на алкоголь, как и федеральные специальные марки являются документами строгой государственной отчетности. По сути они удостоверяют легальность оборота алкогольной продукции на территории РФ. В соответствии с пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ, акцизная марка на алкоголь и федеральные специальные марки должны содержать сведения об алкоголем, на который они нанесены, а именно:

  • наименование продукции;
  • вид алкоголя и содержание этилового спирта в нем;
  • объем тары;
  • наименование и адрес производителя, а в случае ввоза на территорию РФ и импортера;
  • страна изготовления;
  • подтверждение соответствия обязательным требованиям качества и правомерности использования товарного знака.

Ответственность за оборот алкогольной продукции без маркировки

Как мы уже сказали, если акцизная марка на алкоголе имеется, то данный факт свидетельствует о легальности спиртного. Ее отсутствие говорит, что за качество спиртного уже никто не отвечает. Несомненно, что при проверке алкогольного магазина контролирующие органы первым делом смотрят наличие акцизных марок на спиртном. В связи с этим, в последнее время на рынке появилось очень много контрафактного алкоголя, маркированного поддельными федеральными специальными марками.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3.3 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ, ответственность за фактическое наличие и проверку подлинности акцизных марок (федеральных специальных марок) возлагается на текущего владельца, которая осуществляется визуально, далее с применением технических средств, и, наконец, с помощью электронного сервиса Росалкогольрегулирования, доступ к которому могут получить организации, имеющие лицензию на продажу алкоголя. Таким образом, при выявлении в магазине алкоголя без марки или же с поддельными марками, продавец, генеральный директор и магазин, как юридическое лицо, будут привлечены к административной ответственности.

Штраф за продажу алкоголя без маркировки или с поддельными марками устанавливается частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

  • для продавца в размере от 4 до 5 тысяч рублей;
  • для генерального директора – от 10 до 15 тысяч рублей;
  • для магазина, как юридического лица — от 200 до 300 тысяч рублей.

Кроме того, помимо круглого штрафа вся партия алкоголя без акцизных марок (с поддельными марками) будет конфискована.

ГОСТ 12545-81
Группа Н79

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ВОДКИ И ВОДКИ ОСОБЫЕ
Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение
Vodkas and special vodkas. Packing, marking, transportation and storage

МКС 67.160.10
ОКСТУ 9109

Дата введения 1982-01-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1981 г. N 973 дата введения установлена 01.01.82
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта СССР от 27.11.91 N 1819
Взамен ГОСТ 12545-67; ГОСТ 4827-70 в части водок особых
Издание (апрель 2003 г.) с Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5, утвержденными в октябре 1982 г., декабре 1983 г., сентябре 1984 г., феврале 1985 г., июле 1986 г. (ИУС 1-83, 4-84, 12-84, 5-85, 10-86).
Настоящий стандарт распространяется на водки и водки особые и устанавливает требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению.

УПАКОВКА

1. УПАКОВКА

1.3. При розливе «по объему» при температуре (20±0,5)°С в отдельных бутылках допускаются отклонения в миллилитрах от номинальной вместимости:

для бутылок вместимостью

1,75 л

±8,0

«

«

«

0,75 л

±5,0

«

«

«

0,50 л

±4,0

«

«

«

0,25 л

±2,5

«

«

«

0,10 л

±1,5

«

«

«

0,05 л

±1,0.

При проверке на предприятии-изготовителе полноты налива при розливе «по объему» при температуре (20±0,5)°С средние отклонения в миллилитрах для 20 бутылок не должны превышать:

для бутылок вместимостью

0,75 л

±3,0

«

«

«

0,50 л

±2,0

«

«

«

0,25-0,05 л

±1,0.

(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).

1.4. Водки и водки особые разливают в бутылки с винтовой резьбой на венчике «по уровню» от половины до двух третей высоты горла, считая от верхнего края венчика.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.5. При проверке на предприятии-изготовителе полноты налива при розливе «по уровню» при температуре (20±0,5)°С средние отклонения в миллилитрах для 20 бутылок не должны превышать:

для бутылок вместимостью

1,00 л

±6,0

«

«

«

0,75-0,70 л

±5,0

«

«

«

0,50-0,20 л

±4,0

«

«

«

0,10 л

±1,5

«

«

«

0,05 л

±1,0.

При розливе «по уровню» предельные отклонения для отдельной бутылки в миллилитрах от номинальной вместимости при температуре (20±0,5) «С не должны превышать допускаемых отклонений от полной вместимости бутылок по ГОСТ 10117.1-2001 или по другому нормативному документу, утвержденному в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 5).

1.6. Укупоривание бутылок с водками и водками особыми производят колпачками из алюминиевой фольги и другими укупорочными средствами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения СССР, бутылок с водками, предназначенных для Министерства обороны СССР, — по ГОСТ 15846-2002.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

1.7. Для водок и водок особых, укупоренных колпачками типа «алка», используют фольгу золотистого цвета или гладкую (неокрашенную).
На колпачках типа «алка» должны выштамповываться заглавные буквы соответствующих наименований водок.

1.8. Графины укупоривают корковой пробкой по ГОСТ 5541-2002 с прокладкой из пергаментной ленты по ГОСТ 1341-97, полиэтиленовой, стеклянной, фарфоровой пробками.

1.9. Бутылки с водками и водками особыми должны быть плотно укупорены и не давать течи при переворачивании.

1.10. Упаковывание бутылок с водками и водками особыми производят в дощатые открытые многооборотные ящики по ГОСТ 11354-93, в полимерные многооборотные ящики по ОСТ 1017-86, ящики из гофрированного картона по ГОСТ 13516-86, ГОСТ 22702-96, в художественно оформленные сувенирные коробки и другую тару, обеспечивающую сохранность продукции.
Упаковывание стеклянных, хрустальных, фарфоровых графинов с водками и водками особыми, предварительно обернутых бумагой, производят в деревянные ящики по ГОСТ 10131-93 или ящики из гофрированного картона, заполненные прокладочным материалом.
Не допускается применять для упаковывания сыпучие материалы.

1.11. Ящики из гофрированного картона оклеивают бумажной лентой по ГОСТ 18251-87 или края ящиков заклеивают специальным клеем.

1.12. Упаковывание бутылок с водками и водками особыми для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям должно производиться по ГОСТ 15846-2002.

МАРКИРОВКА

2.1. На каждую бутылку с водками и водками особыми наклеивают художественно оформленную этикетку по ТУ 10-24-10-89* с указанием:
________________
* Документ в информационных продуктах не содержится. За информацией о документе Вы можете обратиться в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.
союзного и республиканского ведомства;
наименования организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;
наименования водки;
крепости, %;
вместимости бутылки, л;
розничной цены;
обозначения стандарта на продукцию.
Номер бригады и дату розлива проставляют компостером или штампом на оборотной стороне этикетки.
Допускаются этикетки без указания республиканского ведомства, наименования организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель, при условии проставления на оборотной стороне этикетки индекса предприятия-изготовителя.
(Измененная редакция, Изм. N 5).

2.2. Наименование предприятия-изготовителя проштамповывают на колпачках типа «алка». На бутылках, укупоренных колпачками с перфорированным кольцом и удлиненными колпачками, индекс предприятия-изготовителя проставляют на оборотной стороне этикетки.

2.3. На бутылку с винтовой резьбой на венчике, кроме этикетки, может быть наклеена кольеретка и контрэтикетка.

2.4. Маркировку тары наносят по ГОСТ 14192-96. При упаковывании в ящики из гофрированного картона на них должен быть нанесен манипуляционный знак «Хрупкое. Осторожно!»

ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

3.1. Транспортирование водок и водок особых производят в ящиках, контейнерами и пакетами по ГОСТ 23285-78 всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозок пищевых грузов, действующими на данных видах транспорта.

3.2. Водки и водки особые должны храниться в складских помещениях при температуре от минус 5 до плюс 25°С.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003