Облагается ли субсидия налогом УСН

Субсидии при «упрощенке» облагаются налогом

Хвостова С. В. , заместитель директора – руководитель аудиторской практики
ООО АКФ «Экспертный центр “Партнеры”»

Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:
– категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;
– цели, условия, порядок их предоставления и другое.
Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.
Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Организации, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.
Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:
– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;
– текущих расходов.
Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.
Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– отражены расходы на покупку основного средства;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– введены в эксплуатацию основные средства;
ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98
– отражено целевое использование бюджетных средств;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02
– начислена амортизация.
Одновременно с этим записывают:
ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91
– списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.
Субсидии на текущие расходы
При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86
– получены средства из бюджета;
ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60
– приобретены материалы;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– отражена оплата поставщику;
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– отпущены в производство материалы.
Кроме того, бухгалтер записывает:
ДЕБЕТ 86
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»
– отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке» при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены.
Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении «упрощенки». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.
В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).
Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.
Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).
Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.
Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.
При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).
Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:
– по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;
– нарушены условия их предоставления.
Если предприятие применяет объект налогообложения «доходы», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте «доходы минус расходы».

Облагаются ли налогом субсидии при УСН (доходы) в 2018 году?

Цитата (ПИСЬМО МИНФИНА от 24 мая 2013 г. N 03-11-06/2/18694):Вопрос: Организация (ООО), применяющая УСН, безвозмездно получила субсидию из областного бюджета на возмещение расходов по созданию запаса твердого топлива. Субсидия имеет целевое назначение и полностью используется для расчетов с поставщиками угля.
Облагаются ли налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН, денежные средства в виде субсидий в данном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 мая 2013 г. N 03-11-06/2/18694
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, средств, выделенных из бюджета, и сообщает следующее.
При определении объекта налогообложения организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно «п. 1.1 ст. 346.15» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не учитывают доходы, предусмотренные «ст. 251» Кодекса, перечень таких доходов является исчерпывающим.
Согласно «пп. 14 п. 1 ст. 251» Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям.
В соответствии с «п. 2 ст. 251» Кодекса при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Кроме того, «ст. 6» Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) определено, что получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные из бюджета обществом с ограниченной ответственностью в целях возмещения затрат по приобретению твердого топлива и созданию его запаса, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.05.2013

Налогообложение субсидий для УСН

Анна, доброе утро.

Из приведенных ниже писем, можно сделать вывод, что если у Вас по КУДИР получается, что дохода с финансирования нет и Вы держите государственные цены на свой продукт, то платить какой либо налог с субсидии не должны.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 28 марта 2013 г. N 03-11-11/120

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения субсидий, полученных крестьянским (фермерским) хозяйством, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, на создание и развитие субъекта малого предпринимательства, а также на его бытовое обустройство, и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 Кодекса. При
определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251
Кодекса.Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не
учитываемым при налогообложении, относятся доходы в виде имущества,
полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При
этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования,
обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого
учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования,
указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с
даты их получения.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 21 июня 2011 г. N ЕД-4-3/9835@

О ПРИМЕНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 07.03.2011 N 23-ФЗ
В связи с обращениями налоговых органов, а также налогоплательщиков по
вопросам применения отдельных положений Федерального закона от
07.03.2011 N 23-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового
кодекса Российской Федерации о порядке учета доходов и расходов
субъектов малого и среднего предпринимательства при оказании им
финансовой поддержки» (далее — Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ)
Федеральная налоговая служба сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Положениями подпункта 1 пункта 5 статьи 346.5 и пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- Кодекс) (в редакции Федерального закона от 07.03.2011 N 23-ФЗ) определено, что при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее — ЕСХН) и упрощенной системы налогообложения (далее — УСН) средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Федеральным законом от 07.03.2011 N 23-ФЗ установлено, что данный порядок признания доходов в отношении указанных средств, а также порядок признания доходов в отношении выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, определенный Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ, применяется какналогоплательщиками УСН, применяющими в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», так и налогоплательщиками, применяющими объект налогообложения «доходы», при условии ведения ими учета сумм выплат (средств). И теми и другими налогоплательщиками учет полученных выплат и сумм произведенных расходов осуществляется в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН (далее — Книга), форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н.
При этом налогоплательщики, применяющие УСН, в графе 4 раздела I
Книги отражают суммы полученных выплат (субсидий) в размере фактически
произведенных за счет этого источника расходов, а в графе 5 раздела I
Книги — соответствующие суммы осуществленных (признанных) расходов.
Данный порядок учета сумм полученной субсидии распространяется и на
налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы», в том числе и в случае, если полученные ими в 2011 году средства
полностью израсходованы в данном налоговом периоде.
При этом следует иметь в виду, что порядок признания расходов налогоплательщиками ЕСХН и УСН установлен соответствующими нормами глав 26.1 и 26.2 Кодекса.
В частности, расходы на приобретение основных средств учитываются в
составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих
основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными
долями в последний день отчетного (налогового) периода в размере
оплаченных сумм (подпункт 1 пункта 2, подпункт 1 пункта 4, пункт 4,
подпункт 2 пункта 5 статьи 346.5 Кодекса для налогоплательщиков ЕСХН;
подпункт 1 пункта 1, подпункт 1 пункта 3 статьи 346.16, подпункт 4
пункта 2 статьи 346.17 Кодекса — для УСН).

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения при применении УСН на дату реализации товаров (подпункт 23 пункта 1 статьи 346.16, подпункт 2 пункта 2 статьи 346.17 Кодекса).
Учитывая указанные положения Кодекса, доходы в виде средств
финансовой поддержки (субсидии) отражаются в доходах и, соответственно,
в расходах на дату признания расходов в вышеизложенном порядке.
При этом, согласно пункту 1 статьи 346.17 Кодекса у налогоплательщиков,
применяющих УСН, датой получения доходов (в том числе доходов от
реализации товаров) признается день поступления денежных средств на
счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг)
или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным
способом (кассовый метод).
Таким образом, доходы, полученные от реализации товаров, в том числе приобретенных за счет средств финансовой поддержки, в полной сумме включаются в состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Пример, налогоплательщик, применяющий УСН с объектом
налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», в январе
2011 года получил субсидию в размере 300 тыс. руб., закупил на эту сумму
товар, например, 3 шубы, и полностью реализовал их 5 марта 2011 года за
350 тыс. руб.
Исходя из перечисленных выше норм Кодекса, данный
налогоплательщик с датой 05.03.2011 в графе 4 раздела I Книги отражает
доход 300 тыс. руб., пропорциональный произведенным и признанным
расходам на покупку товара с одновременным отражением расходов в сумме
300 тыс. руб. в графе 5 раздела I Книги.
Таким образом, налогоплательщик отразит в Книге, что вся сумма полученной им субсидии израсходована.
Кроме того, той же датой в графе 4 раздела I Книги налогоплательщик отражает доход от реализации трех шуб в размере 350 тыс. руб., при этом в графе 5 раздела I Книги ставится прочерк, так как расходы на приобретение данного товара уже учтены в предыдущей операции.
В отношении уплаты минимального налога сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.18 Кодекса налогоплательщик,
который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Учитывая, что суммы указанных выплат на содействие самозанятости безработных граждан и средств финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе внереализационных доходов, то данные доходы подпадают под налогообложение минимальным налогом в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.Что касается налогоплательщиков, применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД) (совмещающих данный режим налогообложения с иными режимами налогообложения), то следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Кодекса уплата ЕНВД организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а
индивидуальными предпринимателями — от обязанности по уплате налога на
доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от
предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Как следует из разъяснений, данных Минфином России в письме от 27.07.2010 N 03-11-09/65, доведенном до сведения управлений ФНС России по субъектам
Российской Федерации письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@,
полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на
возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров,
выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым
государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в
рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, облагаться
налогами в рамках иных режимов налогообложения не должны.
В то же время, субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня
налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением
недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ
или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или
муниципальными органами власти, подлежат налогообложению в
общеустановленном порядке, либо в порядке и на условиях, предусмотренных
главами 26.1 и 26.2 Кодекса.
В этой связи, денежные средства в виде субсидий, выдаваемые организациям и индивидуальным предпринимателям при реализации программы по развитию малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации и направленные на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров,
выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым
государственными или муниципальными органами власти, не являются
доходом, полученным от осуществления видов предпринимательской
деятельности, переведенных на уплату ЕНВД.
Поэтому данные суммы подлежат налогообложению у организаций, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, налогом на прибыль организаций (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН), а у индивидуальных предпринимателей, переведенных по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, — налогом на доходы физических лиц (ЕСХН, налогом, уплачиваемым в связи с применением УСН) в порядке, определенном, соответственно, главами 25, 26.1, 26.2 и 23 Кодекса.
Данная позиция согласована с Минфином России.

Советник
государственной гражданской
службы Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ

УСН: как учесть субсидию

Государство может предоставлять финансовую помощь лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, в виде субсидий из федерального, регионального или местного бюджета. При определении налоговой базы предприятие, руководствуясь ст. 346.15 и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, не учитывает доходы в виде полученных субсидий, поскольку считает их средствами целевого финансирования.

Регулирование предоставления субсидий государством для финансовой помощи коммерческим организациям из федерального, регионального и местного бюджета осуществляется Бюджетным кодексом. Согласно ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, в том числе ИП, предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (исключение составляют субсидии государственным (муниципальным) учреждениям). Субсидии являются целевым финансированием. При отборе претендентов на получение субсидий учитываются цели, для которых они требуются, категории юридических лиц, условия получения и порядок предоставления и возврата, порядок проверки перед предоставлением субсидии и возврат неиспользованных сумм.

Несмотря на то что субсидии являются целевым финансированием, организации, применяющие УСН, обязаны учитывать их в составе налогооблагаемых доходов. При этом учет субсидий в составе налогооблагаемого дохода должен осуществляться непосредственно в день поступления средств на счет организации или в кассу организации (ст. 346.17 НК РФ). Это объясняется тем, что данный вид целевого поступления не подходит под ст. 251 НК РФ, то есть финансирование коммерческих организаций из бюджета никак не связано с субсидиями бюджетным и автономным учреждениям и целевыми поступлениями на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившими безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевыми поступлениями от других организаций и(или) физических лиц, и использованными указанными получателями по назначению (письма Минфина России от 31.03.2014 № 03-11-06/2/14001, от 14.03.2014 № 03-11-06/2/11266, от 31.01.2014 № 03-11-11/3785, от 24.05.2013 № 03-11-06/2/18694, от 30.06.2014 № ГД-4-3/12324@).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Субсидии малым и средним предприятиям, а также субсидии, выдаваемые безработным гражданам, начавшим собственный бизнес, иначе говоря, на содействие занятости, не учитываются как налогооблагаемый доход при соблюдении определенных условий.

Субсидии малым и средним предприятиям

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» организации из категории малых и средних предприятий могут рассчитывать на получение субсидии. Данным организациям можно не учитывать данное поступление как налогооблагаемый доход, если будет соблюден ряд правил (п. 1 ст. 346.17 НК РФ):

  1. Размер полученной субсидии учитывается в доходах пропорционально расходам, совершенным в счет нее.
  2. Срок расходования данной субсидии строго определен.

Срок предоставления данной субсидии составляет два налоговых периода. В случае остатка суммы субсидии по истечении предоставленного срока разница учитывается в составе доходов налогового периода, в котором завершился срок ее использования, и облагается налогом. Допустим, субсидия в размере 150 000 руб. была получена в середине 2016 года, срок ее использования истекает в 2017 году, к 2017 году было израсходовано 100 000 руб., соответственно 50 000 руб. учитываются как доходы 2017 года и облагаются налогом для организаций, применяющих УСН «доходы», по ставке 6%, для организаций, применяющих УСН «доходы-расходы», – по ставке 15%.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если субсидия получена в конце первого года (например, в ноябре 2015 года), то по факту срок ее использования уже не два года, а один (2016 год).

В случае, когда организация применяет УСН «доходы», при получении субсидии в обязательном порядке должна вестись Книга учета доходов и расходов, в которой следует отражать суммы полученных субсидий и расходы, произведенные в счет них (письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@). Расходы отражаются в графе 5 Книги и признаются в момент их оплаты, соответственно суммы субсидий учитываются в доходах на дату оплаты расходов.

Несколько иначе обстоит дело, если полученную субсидию израсходовали на приобретение основных средств или приобретение товаров. В случае с ОС субсидия учитывается в доходах с момента ввода ОС в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм, т. к. затраты на приобретение ОС (при УСН) учитываются в составе расходов именно так (п. 3 ст. 346.16, пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В Книге учета доходов и расходов нужно показывать часть стоимости ОС и в доходах и расходах на последнее число каждого отчетного периода (31.03, 30.06, 30.09, 31.12). В результате этого в год покупки ОС его стоимость будет полностью учтена в расходах, а субсидия в доходах.

Если ОС будет досрочно продано, то налог по УСН следует пересчитать. В расходах необходимо будет учесть только амортизацию ОС и амортизационную премию. Первая берется за период, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, а вторая составляет 10% от первоначальной стоимости ОС. Налог будет рассчитываться от выручки от продажи ОС и с остатка субсидии. Досрочная продажа ОС невыгодна для организаций.

При покупке товаров субсидия включается в доходы в момент их реализации, т. к. затраты на приобретение товаров включаются в расходы, согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, а именно в момент реализации (письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Суммы субсидии учитываются в доходах на дату оплаты расходов, произведенных за счет нее. Но для признания затрат на приобретение основных средств и товаров предусмотрен особый порядок. Так, затраты на приобретение основных средств в период применения УСН учитываются в составе расходов с момента ввода основных средств в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм.

Субсидии на содействие занятости

Еще одним исключением, по которому можно избежать уплаты налога с дохода при получении субсидии, является субсидия, полученная в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это такой вид субсидии, который выплачивается из бюджета местного центра занятости населения безработным гражданам, решившим заняться собственным делом. Размер ее равен максимальному годовому пособию по безработице, т. е. примерно 58 800 руб. При предоставлении гражданином, открывшим свое дело, рабочего места другому безработному гражданину, выплачивается еще такая же сумма, и так на каждое рабочее место, созданное за счет его бизнеса.

Получение данной субсидии возможно только для граждан, зарегистрированных в качестве безработных (трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1), открывших собственное дело и создавших дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан (письмо ФНС России от 13.07.2012 № ЕД-4-3/11619@). То есть работодатели без статуса безработного не могут рассчитывать на данную субсидию. А организации, взявшие на работу безработных граждан в рамках целевой программы по снижению напряженности на рынке труда и получившие субсидию на возмещение затрат в связи с выплатой заработной платы, должны учитывать данную субсидию как доход и облагать ее налогом (письмо ФНС России от 30.09.2011 № ЕД-4-3/16115@).

Данная субсидия отражается в составе расходов в пределах фактически осуществленных в счет нее затрат, соответствующих ее целевому использованию, и учитывается в составе доходов в течение трех налоговых периодов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

При нарушении условий предоставления субсидии, а именно нарушении целевого использования, вся сумма субсидии должна быть учтена в составе налогооблагаемого дохода того налогового периода, в котором было допущено нарушение.

То же самое касается и остатка суммы субсидии по завершении срока ее использования. Остаток должен быть учтен в налогооблагаемом доходе.

Как и при субсидиях малому и среднему предприятию, при УСН «доходы» должна вестись Книга учета доходов и расходов для отражения доходов и расходов по субсидии.

В случае получения организацией убытка минимальный налог составляет 1%. Не вся сумма субсидии попадает в доход при исчислении минимального налога, а только та часть, за счет которой были оплачены расходы, и неизрасходованная по итогам срока использования часть. Вся сумма субсидии попадает под налогообложение в случае нарушения ее использования и соответственно включается в расчет минимального налога при получении убытка организацией по итогам года.

Подытожим вышесказанное схемой:

Субсидия израсходована в течение срока, на который она была предоставлена?

ДА

НЕТ

Субсидия использована по назначению?

Неистраченная субсидия включается
в налогооблагаемый доход

ДА

НЕТ

Потраченная не по назначению субсидия включается
в налогооблагаемый доход

За счет субсидии приобретены ОС?

ДА

НЕТ

За счет субсидии приобретены товары?

Отражается в доходах по мере учета расходов на покупку ОС (ежеквартально равными суммами в течение года, в котором ОС было введено в эксплуатацию)

ДА

НЕТ

Отражается в доходах в день признания расходов на покупку товаров (после оплаты поставщикам и реализации)

Следует учесть в доходах потраченную на закупку товаров субсидию сразу после оплаты этих товаров

Пример 1.

ООО «Рим» находится на УСН «доходы-расходы». В начале 2016 года им была получена субсидия в размере 100 000 руб. Организация использовала данную субсидию на закупку товаров весной 2016 года. Доход от реализации данных товаров составил 150 000 руб. Как отразить доходы и расходы?

Весной 2016 года следует отразить доход в сумме 100 000 руб. пропорционально произведенным расходам по закупке товаров также в сумме 100 000 руб. Эти данные следует отразить в Книге учета доходов и расходов в разделе 1 по строкам 4 и 5. Тут же следует отразить доход от реализации в сумме 150 000 руб. (раздел 1 гр. 4 Книги), а раздел 1 гр. 5 останется пустой, так как расходы были учтены ранее.

Пример 2.

Безработный гражданин, открыв ИП на УСН «доходы», получил субсидию в размере 58 000 руб. на себя, а также 58 000 руб. на создание рабочего места для трудоустройства еще одного безработного гражданина в 2015 году. За три года он израсходовал только 58 000 руб. Какие суммы он должен учесть в доходах?

По истечении срока использования субсидии у ИП в доходах должна быть отражена сумма в размере неиспользованных 58 000 руб. и с нее уплачен налог в размере 6%, а именно 3480 руб.

Пример 3.

ООО «Рим» в марте 2016 года получило субсидию для малого предприятия в размере 200 000 руб. В апреле 2016 года за счет этой субсидии были произведены расходы, соответствующие целевому использованию, в размере 100 000 руб. Как правильно заполнить Книгу учета доходов и расходов?

В марте 2016 года никаких записей в Книге делать не нужно.

В апреле 2016 года в графе 4 следует отразить доход в размере 100 000 руб., а в графе 5 – расход на такую же сумму (по датам оплаты).

За полугодие 2016 года налогооблагаемый доход будет нулевой.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

В налоговой декларации по УСН «доходы» по итогам 2016 года необходимо будет отразить разницу между гр. 4 и гр. 5. Сумму дохода из гр. 4 указывать не нужно.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

Как показывает практика, у организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, при получении субсидий часто возникает вопрос: учитываются ли они при расчете единого налога? Мы проанализировали ситуацию, принимая во внимание разъяснения финансистов.

Безвозмездная помощь

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

📌 Реклама Отключить

Зачастую организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, относятся к малому предпринимательству. Поэтому они имеют право на финансовую поддержку из бюджета в виде субсидий (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).

Учитываем субсидии

Бухгалтерский учет субсидий, субвенций, бюджетных кредитов регулируется ПБУ 13/2000 В»Учет государственной помощиВ». Организации, применяющие В»упрощенкуВ», обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. Никаких исключений для них Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ не содержит.

Для целей учета подразумевают, что средства выделяются на финансирование:

— капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством внеоборотных активов;

— текущих расходов.

Рассмотрим бухгалтерские записи для обоих вариантов.

Бюджетные средства могут приниматься к учету либо на дату их выделения (то есть возникновения финансирования и дебиторской задолженности), либо по мере их фактического поступления. Это следует из пункта 7 ПБУ 13/2000. Второй вариант на практике применяется чаще.

📌 Реклама Отключить

Субсидии на покупку основных средств

Если за счет бюджетного финансирования приобретаются основные средства, то в бухгалтерском учете делают следующие записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60

— отражены расходы на покупку основного средства;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08

— введены в эксплуатацию основные средства;

ДЕБЕТ 86 КРЕДИТ 98

— отражено целевое использование бюджетных средств;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02

— начислена амортизация.

Одновременно с этим записывают:

ДЕБЕТ 98 КРЕДИТ 91

— списываются доходы будущих периодов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты как прочие доходы.

Субсидии на текущие расходы

При получении средств на текущие расходы делают следующие проводки:

📌 Реклама Отключить

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 86

— получены средства из бюджета;

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 60

— приобретены материалы;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51

— отражена оплата поставщику;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10

— отпущены в производство материалы.

Кроме того, бухгалтер записывает:

ДЕБЕТ 86

КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

— отражена субсидия в составе прочих доходов.

Учет субсидий при расчете единого налога

Организации на «упрощенке » при определении налоговой базы не учитывают доходы, указанные в статье 251 Налогового кодекса РФ (подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса РФ). В частности, сюда входит целевое финансирование, к которому относятся субсидии бюджетным и автономным учреждениям, гранты и другое (подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Также не учитываются целевые поступления (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Это средства на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Как видим, субсидии коммерческим организациям для покрытия их расходов не перечислены. 📌 Реклама Отключить

Минфин России в письме от 24 мая 2013 г. № 03-11-06/2/18694 в очередной раз разъяснил, что субсидии, полученные предприятием из бюджета для возмещения затрат на приобретение материально-производственных запасов, не соответствуют перечню средств целевого финансирования (целевых поступлений) и учитываются при определении налоговой базы при применении В»упрощенкиВ». Об этом также сказано в письмах Минфина России от 24 декабря 2010 г. № 03-11-06/2/193, от 2 марта 2010 г. № 03-11-06/2/24 и других.

В то же время компания вправе уменьшить полученные доходы на расходы в виде оплаты товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств (письмо Минфина России от 28 декабря 2009 г. № 03-11-06/2/267).

Для целей налогообложения субсидии учитываются в особом порядке. Так, в частности, средства, полученные в соответствии с Законом № 209-ФЗ В»О развитии малого и среднего предпринимательства в РФВ», отражаются в составе доходов пропорционально фактическим расходам, но не более двух налоговых периодов с даты предоставления.

📌 Реклама Отключить

Если по окончании этого срока сумма полученной финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разница между ними в полном объеме входит в состав доходов (п. 1 ст. 346.17 Налогового кодекса РФ).

Если финансовая помощь получена на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания дополнительных рабочих мест, то она учитывается в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих расходов.

Такие средства, не израсходованные вовремя, отражаются в доходах того налогового периода, в котором истек срок их предоставления.

При нарушении условий получения субсидий (например, нецелевое использование), они учитываются в доходах того периода, в котором допущено нарушение. Такие же разъяснения дают и контролирующие органы (письма Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-11-11/152, от 8 апреля 2011 г. № 03-11-11/87, ФНС России от 26 августа 2010 г. № ШС-07-3/215@).

📌 Реклама Отключить

Таким образом, при применении упрощенной системы субсидии на содействие самозанятости и создание рабочих мест учитываются для определения налоговой базы, если:

— по окончании третьего налогового периода средства не израсходованы в полном объеме;

— нарушены условия их предоставления.

Если предприятие применяет объект налогообложения В»доходыВ», то руководствоваться нужно теми же нормами, что и при объекте В»доходы минус расходыВ».

Опубликовано в журнале «Учет в сельском хозяйстве» № 8, август 2013 г.

Субсидия при УСН: облагается ли налогом

Обновление: 1 июля 2015 г.

Субсидия — денежная помощь государства организациям и предпринимателям в обмен на соблюдение ими определенных условий.

Есть два вида субсидий, для которых при УСН установлен льготный порядок налогообложенияп. 1 ст. 346.17 НК РФ.

ВИД 1. Cубсидии, полученные в рамках госпрограмм, направленных на снижение напряженности на рынке труда. Это субсидии, которые безработные граждане, пожелавшие начать собственный бизнес, получили от местного центра занятости населения (ЦЗН). В 2015 г. размер субсидии равен годовому максимальному пособию по безработице — 58 800 руб. (4900 руб. х 12 мес.). Если же начинающий бизнесмен может обеспечить работой не только себя, но и других безработных (лиц, состоящих на учете в ЦЗН), тогда он получает от центра занятости дополнительно по 58 800 руб. на каждое созданное рабочее местоподп. «е», «з» п. 1, п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 15.12.2012 № 1307; Постановления Правительства от 30.10.2013 № 973, от 09.10.2012 № 1031; Письмо Минздравсоцразвития от 29.06.2009 № 23-3/10/2-5058.

ВИД 2. Cубсидии, полученные организациями и предпринимателями в соответствии с Законом о развитии малого и среднего предпринимательстваст. 17 Закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

Общий принцип учета этих видов субсидий в целях налогообложения одинаков. Разница лишь в периоде времени, в течение которого субсидию надо израсходовать, чтобы не пришлось платить с нее налог при УСН:

  • вид 1 — в течение 3 лет;
  • вид 2 — в течение 2 лет.

Итак, в течение 2 (3) календарных лет со дня получения субсидии она включается в доходы на ту же дату, на которую учитываются расходы, произведенные за счет этой субсидии, и в сумме этих расходов.

Если всю сумму субсидии вы потратите в первый год, то в этом году вы покажете всю сумму субсидии как доход и одновременно отразите произведенные за счет нее расходы. И в итоге с полученной суммы субсидии налог платить вам не придетсяп. 1 ст. 346.17 НК РФ.

Кстати, имейте в виду, что если субсидия вида 2 получена в конце первого года (например, в декабре 2014 г.), то фактически на ее расходование вам отводится уже не 2 года, а только 1 год (2015 г.).

Если к окончанию второго (третьего по субсидии вида 1) календарного года вы потратите не всю сумму субсидии, то именно неизрасходованную часть (а не всю полученную сумму) вам надо будет включить в доходы по состоянию на конец второго (третьего) годаПисьмо ФНС от 30.09.2011 № ЕД-3-3/3235@.

Однако, если вы получили субсидию вида 1, но нарушили условия ее получения (например, прекратили предпринимательскую деятельность как ИП до истечения годового срока, израсходовали субсидию не на те цели, что были предусмотрены при ее выделении), тогда сумма субсидии в полном объеме отражается в доходах того календарного года, в котором допущено нарушениеПисьмо ФНС от 30.09.2011 № ЕД-3-3/3235@.

Как субсидия влияет на сумму минимального налога

Если упрощенец с объектом «доходы минус расходы» по итогам года получил убыток или сумма налога за год меньше чем 1% от суммы доходов, то придется платить минимальный налогп. 6 ст. 346.18 НК РФ (подробнее см. «Налог и минимальный налог на УСН при объекте “доходы минус расходы”»). При этом в доходы для расчета налога исходя из 1% от доходов вы включаете как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, к которым как раз и относится полученная субсидияст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ; Письмо ФНС от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@. Но в доходы в целях исчисления минимального налога попадет опять-таки не вся полученная субсидия, а только часть, равная:

  • оплаченным за ее счет расходам;
  • не израсходованной по итогам второго (третьего) года сумме субсидии.

Если же вы получили субсидию вида 1 и при этом нарушили условия ее предоставления, тогда в доход вам придется включить всю сумму полученной субсидии.

Если вы будете вести учет полученных субсидий и тратить их строго по целевому назначению, тогда у вас не будет никаких проблем. Налог при УСН с полученной от государства помощи вам платить не придется.