Обязательное общественное обсуждение закупок

Общественное обсуждение и общественный контроль – как элементы конструктивного взаимодействия общества и государства

Существенной новацией контрактной системы является возможность общественного обсуждения закупок. Это важный элемент становления новой системы, который дает возможность каждому человеку принять участие в анализе распределения государственных и муниципальных средств, проконтролировать предмет закупки, его целесообразность, количественные и качественные требования. С введением общественного обсуждения планов-графиков и закупок, возникает возможность дополнительного повышения качества расходования бюджетных средств и их эффективности.

Особо важно следует подчеркнуть, что общественное обсуждение, как и иные формы общественного контроля, могут привносить в закупку как деструктив (срыв сроков закупки и т.д.), так и конструктив (предотвращение потенциальных нарушений, улучшение качества проведения и повышение эффективности закупки). И в первую очередь это зависит от квалификации и целей тех лиц, которые принимают участие в общественном обсуждении – экспертам Партнерства приходилось сталкиваться с самыми различными случаями.

Наиболее продуктивным для заказчиков оказался формат проведения негласного предварительного анализа документаций о закупке. В случае заинтересованности обращайтесь в Партнерство – расскажем более подробно, как такой предварительный аудит проводится и какие эффекты дает заказчику.

А здесь далее мы опишем публичный формат обязательных общественных обсуждений.

История механизма общественных обсуждений

Наши эксперты с 2012 года участвуют в общественном обсуждении закупок стоимостью свыше 1 млрд. рублей каждая на форуме официального сайта для опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг zakupki.gov.ru, в настоящее время – Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее — официальный сайт). После вступления в 2014 году в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) у заказчиков появилась обязанность сначала обсудить план-график, а уже потом уже сами закупки в специальном разделе официального сайта.

Идею о мониторинге закупок стоимостью выше 1 миллиарда рублей высказал Президент России Владимир Путин в своей статье «О наших экономических задачах», опубликованной в газете «Ведомости» в феврале 2012 года. Вскоре после этого вышло официальное Поручение Правительства РФ от 2 августа 2012 г. № АД-П13-4450, на основе которого обсуждения начали становиться обязательными. В тот период времени они затрагивали лишь согласование документации с общественностью, не касаясь стадий планирования закупки и исполнения контракта.

Суть общественного обсуждения сводится к тому, что зарегистрированные пользователи задают заказчику, разместившему закупочную документацию на официальном сайте вопросы. Он в свою очередь обязан на них ответить.

Указанным Поручением Правительства РФ предусматривались два стадии обязательного общественного обсуждения. Первая стадия проводилась в заочной форме, путем переписки на форуме официального сайта, и заканчивалась за 15 дней до даты окончания приема заявок на процедуру.

Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии на форуме официального сайта государственных закупок, заказчик приглашает на вторую стадию — очное обсуждение. Данное мероприятие в упрощенном варианте также содержит схему «вопрос» и «официальный ответ», но уже в формате очного присутствия сторон.

Вторая (очная) стадия общественного обсуждения должна была быть завершена за 10 дней до даты окончания приема заявок.

Порядок проведения общественных обсуждений

С 1 января 2014 года в соответствии со статьями 20 и 112 Закона №44-ФЗ обязательное общественное обсуждение закупок проводится:

— при закупках с начальной (максимальной) ценой или ценой контракта, превышающей 1 миллиард рублей;

— дополнительно — в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.

Порядок мониторинга закупок стоимостью выше миллиарда рублей регламентировался последовательно приказами Минэкономразвития России от 10 октября 2013 г. № 578 и от 30 октября 2015 г. № 795 «Об утверждении Порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей» (название у приказов идентичное).

С 01 января 2017 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2016 г. № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Утвержденные данным Постановлением Правила очень близки по описываемой процедуре ранее действовавшим приказам Минэкономразвития. А именно, выделяется два этапа общественного обсуждения: обсуждение информации, включенной в план закупок (первый этап), и обсуждение извещения и документации (второй этап).

Основной целью обсуждения планов и планов-графиков закупок является повышение прозрачности планирования государственных закупок, помощь поставщикам, которые смогут выстраивать свои бизнес-процессы под закупки определенных заказчиков, а также осуществление общественного контроля.

Механизм общественного обсуждения заключается в том, что заказчик размещает в ЕИС информацию о предполагаемой закупке со ссылкой на номер закупки в своем плане-графике, а зарегистрированные пользователи официального сайта могут задавать заказчику, разместившему планы-графики, вопросы по планируемым закупкам. Он в свою очередь обязан на них ответить. По результатам общественного обсуждения заказчик обязан опубликовать на официальном сайте zakupki.gov.ru итоговый протокол. В нем он должен сообщить о решении размещать извещение о закупке или внести корректировки в план или план-график. Всех заинтересованных лиц, размещающих свои комментарии специализированном разделе официального сайта, заказчик приглашает на очное обсуждение. Данное мероприятие в упрощенном варианте содержит схему «вопрос» и «официальный ответ».

Ключевые моменты общественного обсуждения планов закупок:

— Заказчик обязан указывать информацию о проведении обязательного общественного обсуждения в плане закупок и плане-графике закупок (Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043; Приказ Минэкономразвития и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18 н.).

— Общественное обсуждение плана должно проходить не менее 20 дней с момента его публикации.

— Не позднее 10 дней после окончания общественного обсуждения размещенного заказчиком на официальном сайте плана закупок заказчик проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

— Установленный порядок общественного обсуждения планов не применяется в случаях планирования и осуществления закупок: закрытых способов определения поставщика, в рамках государственного оборонного заказа и единственного поставщика по решению Президента/Правительства (п.2 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Важным отличием от ранее действующих требований является то, что на уровне Постановления закреплено требование к потенциальным участникам общественного обсуждения пройти специальную процедуру регистрации в ЕИС, после чего им будет предоставлен доступ к «специализированному разделу», где смогут оставлять свои замечания и предложения.

Следует отметить, что пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона 44-ФЗ предусмотрено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительные требования для проведения обязательного общественного обсуждения. По состоянию на декабрь 2016 года таким правом воспользовались 19 субъектов РФ и 29 муниципальных образований. При этом особую активность в данной сфере нормотворчества можно отметить в Свердловской области, где подобные акты приняты и на региональном уровне, и в 11 муниципальных образованиях.

Для общественных контролеров в сфере государственных и муниципальных закупок Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации были разработаны методические рекомендации, содержащие информацию порядке действий общественников, об основных нарушениях, которые чаще всего допускают заказчики, а также механизмах противодействия им. Рекомендации основаны на опыте экспертов, которые осуществляют мониторинг сверхдорогих госзакупок на протяжении ряда лет.

Финансовая эффективность общественных обсуждений

Чтобы оценить потенциальную финансовую эффективность от общественных обсуждений госзакупок, рассмотрим конкретный пример.

Заказчик из технического задания на строительство Больничного комплекса на 65 коек и поликлиникой на 200 посещений в смену представил только ТЗ на подключение видеонаблюдения за ходом строительства объекта, что явно ограничивало возможность участия «посторонних» подрядчиков.

После замечаний экспертов заказчик опубликовал недостающие документы. В итоге в аукционе по данному заказу приняло участие две компании. При начальной (максимальной) цене контракта 3,7 млрд. рублей победитель аукциона снизил ее до 2,8 млрд. рублей. Экономия составила 925 млн рублей, или 25% от начальной цены.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 ноября 2013 г.

Регистрационный N 30469

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 г. и действует до 31 декабря 2015 года.

Министр А. Улюкаев

Порядок обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок определяет правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — закупка) в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей (далее — обязательное общественное обсуждение).

1.2. Обязательное общественное обсуждение проводится:

1) государственными заказчиками;

2) муниципальными заказчиками;

3) бюджетными учреждениями, осуществляющими закупки в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480) (далее — Федеральный закон);

4) автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями при осуществлении закупок в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона;

5) юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, осуществляющими закупки в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона;

6) бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона;

7) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, на которые в соответствии со статьей 26 Федерального закона возложены полномочия на планирование и осуществление закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков с учетом пункта 1.14 настоящего Порядка.

1.3. В обязательном общественном обсуждении, которое проводится указанными в пункте 1.2 настоящего Порядка лицами, могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления (далее — участники обязательного общественного обсуждения).

1.4. Настоящий Порядок не применяется в случаях планирования и осуществления закупок:

1) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

2) вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона.

1.5. При проведении повторного конкурса, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае признания несостоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений обязательное общественное обсуждение не проводится.

1.6. Обязательное общественное обсуждение проводится в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее — официальный сайт), а также в виде очных публичных слушаний в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.

1.7. После прохождения процедуры регистрации в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта участники обязательного общественного обсуждения получают доступ к данному разделу официального сайта, где могут оставлять замечания и предложения.

1.8. Обязательное общественное обсуждение начинается с даты размещения на официальном сайте в соответствии с частью 2 статьи 112 Федерального закона плана-графика размещения заказов (далее — план-график) и завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Федерального закона.

1.9. Все поступившие замечания и предложения участников обязательного общественного обсуждения, ответы лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего Порядка, протоколы этапов обязательного общественного обсуждения должны быть размещены на официальном сайте.

1.10. Все поступившие на официальный сайт замечания и предложения в рамках обязательного общественного обсуждения проходят предварительную проверку в закрытой части официального сайта, осуществляемую оператором данного сайта, в целях исключения замечаний и предложений, содержащих ненормативную лексику, и размещаются в открытой части официального сайта не позднее 1 дня с даты их поступления.

1.11. Обязательное общественное обсуждение проводится в том числе в отношении соблюдения лицами, указанными в пункте 1.2 настоящего Порядка, соответствия закупок:

1) требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) целям и мероприятиям, предусмотренным государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

3) решениям, поручениям, указаниям Президента Российской Федерации, решениям, поручениям Правительства Российской Федерации законам субъектов Российской Федерации, решениям, поручениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальным правовым актам;

4) международным обязательствам Российской Федерации, межгосударственным целевым программам, участником которых является Российская Федерация;

5) функциям и полномочиям государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

6) требованиям актов о нормировании в сфере закупок;

7) приоритету обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

1.12. По результатам обязательного общественного обсуждения могут быть внесены изменения в планы-графики, извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

1.13. Обязательное общественное обсуждение проводится в два этапа.

1.14. Уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, указанные в подпункте 7 пункта 1.2 настоящего Порядка, проводят обязательное общественное обсуждение закупок с учетом порядков взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, определенных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона.

1.15. Установленные в настоящем Порядке сроки исчисляются в календарных днях. Если последний день срока, установленного настоящим Порядком, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

II. Первый этап обязательного общественного обсуждения

2.1. Первый этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении на официальном сайте и в рамках очных публичных слушаний информации о закупке, включенной в план-график, и начинается с даты размещения заказчиком на официальном сайте такого плана-графика.

2.2. Срок обсуждения на официальном сайте в рамках первого этапа обязательного общественного обсуждения не может составлять менее 20 дней (в случае проведения запроса котировок в соответствии с частью 14 статьи 112 Федерального закона — менее 10 дней) с даты размещения заказчиком на официальном сайте плана-графика, содержащего информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению.

2.3. Участники обязательного общественного обсуждения в течение срока, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка, оставляют в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта замечания и предложения по указанной в плане-графике информации о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению.

2.4. Заказчик в течение 2 дней с даты размещения замечания или предложения на официальном сайте размещает на официальном сайте ответ на такое замечание, предложение. При этом с помощью средств программно-аппаратным комплексом официального сайта данный ответ направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта.

2.5. Не позднее 10 дней после окончания срока, указанного в пункте 2.2 настоящего Порядка, заказчик проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке или нескольких закупках, включенных в план-график и подлежащих обязательному общественному обсуждению.

2.6. Информация о дате, времени и месте проведения очных публичных слушаний размещается заказчиком на официальном сайте не менее чем за 5 дней до проведения таких слушаний.

2.7. Информация, указанная в пункте 2.6 настоящего Порядка, с помощью программно-аппаратного комплекса официального сайта направляется всем участникам обязательного общественного обсуждения, принявшим участие в обсуждении информации о закупке на официальном сайте, на адреса электронной почты, указанные такими участниками при регистрации в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта.

2.8. Очные публичные слушания являются открытыми, заказчик не имеет права ограничить доступ к участию в них всех заинтересованных лиц, представителей государственных органов, органов местного самоуправления.

2.9. Очные публичные слушания не могут проводиться в праздничные и выходные дни.

2.10. Заказчики обязаны проводить очные публичные слушания по месту своего нахождения.

2.11. В очных публичных слушаниях обязательно участие руководителя заказчика или его заместителя, руководителя контрактной службы или лица, исполняющего его обязанности.

2.12. Участники очных публичных слушаний вправе высказывать свои предложения и замечания, касающиеся информации о закупке, включенной в план-график, задавать представителям заказчика любые вопросы, относящиеся к закупке.

2.13. В ходе проведения очных публичных слушаний представителе заказчика дают ответы на все поступившие от участников таких слушаний вопросы или высказанные ими замечания, предложения.

2.14. При проведении очных публичных слушаний заказчик осуществляет аудиозапись.

2.15. По результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком принимается одно из следующих решений:

1) отмена проведения закупки;

2) продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;

3) продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план-график.

2.16. В течение 2 дней после проведения очных публичных слушаний заказчик размещает на официальном сайте протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие замечания, предложения и ответы на них в рамках данного этапа (включая обсуждение на официальном сайте информации о закупке, включенной в план-график, и обсуждение информации о закупке в ходе очных публичных слушаний), а также принятое заказчиком решение в соответствии с пунктом 2.15 настоящего Порядка. При этом на каждую закупку, подлежащую обязательному общественному обсуждению, составляется отдельный протокол.

2.17. Протокол первого этапа обязательного общественного обсуждения после размещения на официальном сайте программно-аппаратным комплексом официального сайта направляется в органы контроля в сфере закупок, которые в соответствии со статьей 99 Федерального закона.

2.18. В случае, если по результатам первого этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком не принято решение об отмене проведения закупки, извещение об осуществлении закупки и документация о закупке размещаются на официальном сайте в срок, указанный в плане-графике. При этом извещение об осуществлении закупки и документация о закупке должны содержать информацию о закупке, подлежащей обязательному общественному обсуждению, с учетом принятого в соответствии с подпунктом 2 или 3 пункта 2.15 настоящего Порядка решения.

III. Второй этап обязательного общественного обсуждения

3.1. Второй этап обязательного общественного обсуждения заключается в обсуждении на официальном сайте информации о закупке, включенной в извещение об осуществлении закупки и документацию о закупке, и начинается с даты размещения на официальном сайте такого извещения и такой документации.

3.2. Обязательное общественное обсуждение на втором этапе завершается за 3 дня до даты, не позднее которой определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено в соответствии со статьей 36 Федерального закона.

3.3. Участники второго этапа обязательного общественного обсуждения вправе оставлять на официальном сайте замечания, предложения, касающиеся соответствия документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок.

3.4. Заказчик в течение 2 дней с даты размещения замечания или предложения на официальном сайте размещает на официальном сайте ответ на такое замечание, предложение. При этом программно-аппаратным комплексом официального сайта данный ответ направляется автору замечания или предложения на адрес электронной почты, указанный при его регистрации в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» официального сайта.

3.5. По результатам второго этапа обязательного общественного обсуждения заказчиком принимается одно из следующих решений:

1) об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) о продолжении проведения закупки без внесения изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке;

3) о продолжении проведения закупки с внесением изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке.

3.6. После окончания второго этапа обязательного общественного обсуждения в течение 2 дней заказчик размещает на официальном сайте протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения, который должен содержать все поступившие в рамках данного этапа замечания, предложения и ответы на них, а также принятое заказчиком решение в соответствии с пунктом 3.5 настоящего Порядка. При этом на каждую закупку, подлежащую обязательному общественному обсуждению, формируется отдельный протокол.

3.7. Протокол второго этапа обязательного общественного обсуждения после размещения на официальном сайте программно-аппаратным комплексом официального сайта направляется в органы контроля в сфере закупок, которые в соответствии со статьей 99 Федерального закона.

Обязательное обсуждение закупок

17.12.2019

C 1 января 2020 года вступил в силу новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок, проводимых по Закону № 44-ФЗ. Он установлен постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635, разбору и рассмотрению которого посвящена настоящая статья. Нужно отметить, что в сравнении с предыдущим порядком общественного обсуждения (прим.: был установлен постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835) новый порядок претерпел значительные изменения. В статье мы не будем сравнивать два указанных порядка между собой, а сразу разберем новый документ.

Принятие постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 обусловлено изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ в части планирования закупок: с 01.01.2020 планирование закупок осуществляется заказчиками только путем составления плана-графика, без формирования плана закупок. Соответственно потребовалось внести изменения в ст. 20 Закона № 44-ФЗ, прошлая редакция которой (до 01.10.2019) предусматривала начало течения срока обязательного общественного обсуждения закупок со дня размещения в ЕИС плана закупок, который в настоящее время уже не формируется. Под новую редакцию ст. 20 Закона № 44-ФЗ адаптировали и новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок.

Случаи обязательного общественного обсуждения закупок

Согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В дополнение к таким случаям региональные органы власти и органы местного самоуправления вправе установить иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения такого обсуждения для данных случаев. Иными словами, Правительство РФ устанавливает случаи общественного обсуждения, обязательные для заказчиков всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе расширить их, в том числе снизить «планку” по сумме НМЦк, при превышении которой закупка подлежит обязательному общественному обсуждению. Однако, при расширении случаев обязательного общественного обсуждения закупок они коснуться только заказчиков соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Закупки федеральных заказчиков, в том числе территориально расположенных в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут регулироваться только постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635.

Рассмотрим случаи общественного обсуждения закупок, обязательные для всех заказчиков. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635:

Общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ;

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Как видно из указанного выше, обязательное общественное обсуждение закупок проводится только при осуществлении конкурентных процедур закупок и не осуществляется при осуществлении закупки у единственного поставщика, даже если сумма таких закупок превышает 1 млрд. рублей. Второе, на что следует обратить внимание читателя, это закупки в сфере строительства. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 полностью не исключает проведение обязательного общественного обсуждения в отношении таких закупок, а лишь поднимает «планку”, с которой осуществляется обсуждение по ним до 2 млрд. рублей.

Проведение обязательного общественного обсуждения

Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 предусматривает, что обязательное общественное обсуждение закупок начинается со дня размещения информации о закупке в плане-графике и заканчивается за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ст. 36 Закона № 44-ФЗ). По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру” особого смысла начинать общественное обсуждение со дня размещения информации о закупке в плане-графике нет, т.к. в планах-графиках (особенно в тех, которые начались вестись с 2020 года) подробная информация о проводимых закупках фактически отсутствует. Так, например, в планах-графиках отсутствует техническое задание, проект контракта, проект документации, а с 2020 года также отсутствует и обоснование НМЦк. В связи с этим, до размещения заказчиком в ЕИС извещения о проведении конкурса или аукциона обсуждать просто нечего.

Принять участие в общественном обсуждении может любое лицо. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок” оставить свои замечания и предложения. Все замечания и предложения в ЕИС проходят модерацию перед размещением в открытой части сайта. На поступившие замечания и предложения заказчик обязан реагировать в течение 2 рабочих дней путем размещения в ЕИС соответствующего ответа и, при необходимости, внесением изменений в документацию (отменой процедуры закупки). Никакие отдельные протоколы по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком не составляются.

Кто проводит обязательное общественное обсуждение?

Обязательное общественное обсуждение должны проводить не только заказчики, но иные лица, применяющие положения Закона № 44-ФЗ. Так, например, заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ (прим.: не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ) и не исполнивший обязанность по осуществлению закупок у субъектов МСП в объеме, предусмотренном постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, при осуществлении своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

На закупки такого заказчика в полной мере применяются положения ст. 20 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635. Однако, чтобы соблюсти все требования постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 такому заказчику придется начать планировать свои закупки по Закону № 44-ФЗ, что не предусмотрено ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать закупки, проводимые по Закону № 44-ФЗ, в рамках Закона № 223-ФЗ. Привязывать функционал обязательного общественного обсуждения в ЕИС к планированию закупок по Закону № 223-ФЗ врят ли кто будет. В этом мы видим небольшую недоработку авторов рассматриваемого постановления. При этом, таких случаев будет крайне мало, если они вообще будут иметь место быть.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

1. Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов-графиков, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 настоящего Федерального закона.

2. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

3. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи могут быть внесены изменения в планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

4. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

  • Статья 16 Планирование закупок 5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона; Открыть статью
  • Статья 113 Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации 12) статью 2 и часть 5 статьи 3 Федерального закона от 1 июля 2009 года N 144-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и статью 65 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 27, ст. 3267); Открыть статью
  • Статья 114 Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона 3. Пункт 2 части 1, пункты 1 — 3 части 3 статьи 4, статья 20, часть 11 статьи 21, часть 4 статьи 23, пункт 3 статьи 42, часть 1 статьи 97, часть 5, пункт 1 части 8 статьи 99, пункт 12 части 2 статьи 103, пункт 5 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года. Открыть статью