ОДН по электроэнергии

Управляющая компания выставляет собственникам квартир счета за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, по общедомовому счетчику. Правомерно ли это? Жильцы соседнего дома платят по нормативу, получаются другие суммы. Расскажите, какой порядок расчета платы за ОДН?

В соответствии с требования Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также нести бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, отведение сточных вод) включена в состав платы за содержание жилого помещения. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2017 года.

При этом плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества.

До 1 января 2017 года плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, предъявляли ресурсоснабжающие организации в своих платежных документов (в квитанциях была так называемая строка «ОДН»).

Таким образом, управляющая организация правомерно выставляет счета за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды.

Порядок расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, разливается в зависимости от наличия (отсутствия) коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса.

1. В соответствии с частью 9.3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории города Омска в целях содержания общего имущества Региональной энергетической комиссией Омской области утверждены следующие нормативы:

  • нормативы потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года № 63/27 «Об утверждении нормативов потребления холодной (горячей) воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области»);
  • нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (приказ Региональной энергетической комиссии Омской области от 31 мая 2017 года № 62/27 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Омской области»).

Тарифы на коммунальные ресурсы также утверждаются Региональной энергетической комиссией Омской области для каждой ресурсоснабжающей организации. Например, тарифы на питьевую воду для потребителей Акционерного общества «ОмскВодоканал» на 2020 год утверждены приказом Региональной энергетической комиссии Омской области от 17 декабря 2019 года № 435/83 «Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей Акционерного общества «ОмскВодоканал».

2. В соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, при наличии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, по тарифам с последующей корректировкой размера такой платы исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Однако из указанного правила расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды, есть несколько исключений:

а) в случае если многоквартирный дом оснащен автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, обеспечивающей возможность одномоментного снятия показаний, размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета;

б) в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:

  • исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354;
  • исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формулы, применяемые при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354.

Следует отметить, что собственники помещений в многоквартирных домах вносят плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, управляющим организациям (при выборе соответствующего способа управления многоквартирным домом), а за коммунальную услугу по отоплению, потребленную на общедомовые нужды, — ресурсоснабжающим организациям в составе платы за коммунальные услуги.

Советник организационно-правового отдела управления тарифной политики и организационно-правового обеспечения департамента городской экономической политики Администрации города Омска Марина Владимировна Дымура.

Что такое общедомовые нужды (далее ОДН)?

Общедомовые нужды (далее ОДН) – это электроэнергия, потребленная на освещение подъездов, подвалов, чердаков, работу противопожарной автоматики, подъездных светильников, антенных усилителей, домофонов, насосов, подкачивающих воду на верхние этажи дома, прочего электрооборудования, необходимого для создания комфортных условий проживания в доме и являющегося общей собственностью всех жильцов. Кроме того, технологические потери во внутридомовых сетях также оплачиваются как общедомовое потребление.

Что такое потери электроэнергии?

Электроэнергия — это ресурс, для перемещения которого на расстояние не используются дополнительные ресурсы — она расходует часть самой себя. При передаче электроэнергии по электрической сети в ее элементах неизбежен технологический расход энергии, обусловленный активным сопротивлением цепи.

Потери в сетях возникают из-за хищений электроэнергии, в связи с изношенностью электропроводки, а также ошибками в снятии показаний индивидуальных счетчиков либо умышленными искажениями записей.

В старом жилищном фонде, где внутридомовые электрические сети характеризуются высоким уровнем износа, не осуществлялась замена электрической разводки, уровень потерь электроэнергии, как правило, достаточно высок. Поэтому в обновлении линий электропередачи с целью приспособления их к современным уровням нагрузки сети заинтересованы, прежде всего, жильцы дома.

Почему я должен оплачивать потребление на общедомовые нужды?

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с квартирой принадлежит также доля общего имущества дома, которая пропорциональна размеру общей площади квартиры.

Поэтому собственник (наниматель) квартиры обязан оплачивать не только индивидуальное потребление электроэнергии, но и потребление электроэнергии на общедомовые нужды.

Где установлен общедомовой прибор учета и кто снимает с него показания?

Общедомовые приборы учета (ОДПУ), как правило, устанавливаются на границе электрических сетей, входящих в жилой дом. Если таких вводов в дом несколько, то все они оборудуются отдельными общедомовыми приборами учета, объем поставки по которым суммируется при дальнейших расчетах. О конкретном местонахождении общедомового прибора можно узнать в управляющей компании.

Показания ОДПУ ежемесячно снимаются сотрудниками сетевой организации или управляющей компании.

Как определяется объем ОДН в многоквартирном доме?

При наличии общедомового (коллективного) прибора учета из расхода электроэнергии по коллективному (общедомовому) прибору учета, установленному на вводе в дом, вычитается расход электроэнергии по индивидуальным (квартирным) счетчикам и объем электроэнергии, потребленный гражданами, у которых отсутствуют счетчики, определенный по нормативам. При наличии нежилых помещений в многоквартирном жилом доме (магазины, аптеки и др.), их объем потребления также вычитается из расхода по общедомовому прибору учета.

1 шаг — снимаются показания общедомового счетчика на последний день месяца. Допустим, объем электроэнергии, определенный по общедомовому прибору учета, составил 36 120 кВтч.

2 шаг — снимаются и суммируются показания всех квартирных счетчиков в доме, объем по нормативу в квартирах, где не установлены приборы учета, а также объемы потребления юридических лиц, которые отсчитываются от вводного счетчика. Предположим, данный объем составил 24 573 кВтч.

3 шаг — устанавливается расход на нужды дома. Это разница между объемом электроэнергии по общедомовому прибору учета и объемом потребления всех жилых и нежилых помещений (36 120 кВтч— 24 573 кВтч = 11 547 кВтч)

4 шаг — разница (11 547 кВтч) делится на площадь всех жилых и нежилых помещений в доме. Допустим, площадь равна 9 822,39 м2 Итог расчетов — 1, 175 кВтч/м2

5 шаг — полученную цифру умножаем на площадь конкретной квартиры (например, 37 м2) и действующий тариф (3,14 руб. в домах с газовыми плитами). Итог: владельцы квартиры площадью 37 м2 заплатят за электропотребление на нужды всего дома 37м2*1,175 кВтч/м2 *3,14 руб./кВтч = 136, 51 руб.

При отсутствии общедомового (коллективного) прибора учета объем ОДН определяется по нормативам, установленным с 1 января 2013 года Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области № 17/28 от 30.08.12 г. Многоквартирные дома, не оборудованные лифтом – 0,37 кВтч на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Многоквартирные дома, оборудованные лифтом – 0,51 кВтч на 1 м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Если на доме установлена световая реклама, затраты электроэнергии на ее работу тоже учитывает общедомовой счетчик?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут попадать в общий баланс электропотребления дома.

Что влияет на величину ОДН?

При отсутствии в многоквартирном доме коллективного прибора учета и определении потребления многоквартирного дома по нормативу потребления величина ОДН зависит:

¾ от достоверности сведений об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома;

¾ от достоверности сведений об общей площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

При наличии в многоквартирном доме коллективного прибора учета на величину ОДН влияют:

¾ достоверность показаний индивидуального прибора учета по каждой квартире и по каждому нежилому помещению на последний день текущего месяца;

¾ состояние приборного парка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях (квартирах). В настоящий момент большая часть приборов учета, по которым граждане производят оплату за индивидуальное потребление, имеют истекший срок межповерочного интервала;

¾ случаи несанкционированных присоединений к общедомовым электрическим сетям коммерческих объектов — например, автомобильных стоянок, ларьков, сараев, расположенных рядом с многоквартирным домом, либо наличие на первых этажах домов нежилых помещений, собственники которых не заключили договор энергоснабжения ни с управляющей компанией, ни с гарантирующим поставщиком;

¾ ветхие электрические сети многоквартирного дома.

Как уменьшить величину ОДН?

1. Собственникам жилых помещений следует заменить приборы учета с истекшим интервалом поверки, установить счетчики тем, кто их не имеет. Следует помнить, что нормативы потребления электричества являются усредненными, а при показаниях, снятых с квартирного счетчика, доли ОДН будут распределяться точнее. Тем более, что согласно Федеральному закону № 261 граждане были обязаны еще до 1 июля 2012 года за свой счет установить квартирные счетчики, соответствующие определенным техническим требованиям. При массовом подходе такие меры позволят уменьшить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, до 10 %.

2. Общим собранием дома должно быть принято решение о наделении полномочиями лиц из числа собственников квартир в доме (старший по дому или по подъезду или члены совета дома), которые будут ежемесячно в период с 28 по 31 число текущего месяца снимать показания в каждой квартире и предоставлять эти сведения в абонентский пункт ОАО «Белгородэнергосбыт» не позднее 2 числа месяца, следующего за расчетным. Точный учет позволит снизить величину ОДН до 15 %.

3. Сделать ревизию проводки (энергоаудит) и выявить совместно с обслуживающей внутридомовые сети компанией недобросовестных потребителей электроэнергии, подключенных к сети в обход счетчиков. Например, с участием представителей управляющей компании, которые если не сами, то путем привлечения специализированной компании, имеющей соответствующий персонал, аттестованный для работы в электрических сетях, проведет все эти работы.

4. С целью повышения энергоэффективности жилья над подъездами установить осветительные приборы, которые подключены через автоматические датчики освещения, повсеместно заменить лампы накаливания на энергосберегающие, установить на лестничных площадках датчики движения.

Слышала, что с граждан не имеют права брать за общедомовую электроэнергию свыше норматива. Кто платит за остаток?

В соответствии с п. 44 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 01.06.2013г. объем коммунальной услуги, потребленной на ОДН, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного, исходя из нормативов потребления. Исключение составляет принятие собственниками помещений на общем собрании решения о распределении объема коммунальной услуги, превышающей нормативное потребление, на ОДН между всеми собственниками пропорционально занимаемой площади.

В случае, если такое решение собственниками не будет принято, разницу между объемом коммунальной услуги, определенной, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, и объемом, рассчитанным, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, управляющая компания оплачивает за счет собственных средств. В связи с этим, к примеру, возникла необходимость в корректировке существующей схемы расчетов между ОАО «Белгородэнергосбыт» и управляющими компаниями Старооскольского городского округа.

Возможность повторения подобной ситуации должна стимулировать УК заниматься проблемами минимизации потерь электроэнергии внутри многоквартирного дома.

При непосредственной форме управления домом, невыбранном способе управления или бездоговорном потреблении, а также в случае принятия общим собранием собственников соответствующего решения, весь объем электроэнергии, поступивший в дом, распределяется пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. В данном случае в мероприятиях по энергосбережению заинтересованы жильцы дома. Хотя и в варианте с управляющей компанией в энергосбережении также прежде всего заинтересованы собственники, т.к. расходы управляющих компаний на оплату сверхнормативного энергопотребления в итоге все равно могут перекладываться на жильцов в составе тарифа на содержание жилья.

Оплачивают ли собственники нежилых помещений в многоквартирном доме (магазины, кафе, парикмахерские и т.д.) электроэнергию на ОДН?

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме обязан вносить платежи за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.

При этом объем электроэнергии за общедомовое потребление определяется пропорционально занимаемой площади помещений в многоквартирном доме, а стоимость электроэнергии рассчитывается, исходя из тарифов, установленных для соответствующей группы потребителей.

Я подозреваю, что к нашему дому подключена сапожная мастерская. Что делать?

Обратитесь в вашу управляющую компанию или ОАО «Белгородэнергосбыт» с заявлением в свободной форме (не забудьте оставить контактные данные), и совместно с управляющей компанией и представителями жильцов будет проведена проверка правомерности подключения сапожной мастерской. В случае выявления несанкционированных подключений будет произведен перерасчет начисления платы за ОДН и жильцам, и юридическим лицам, находящимся в многоквартирном доме, в зависимости от схемы подключения.

Если на доме установлена световая реклама, затраты электроэнергии на ее работу тоже учитывает общедомовой счетчик?

Прежде чем установить такую рекламу, управляющая компания должна получить согласие собственников, а далее согласовать отдельную точку подключения с поставщиком электроэнергии. Тогда затраты на световую рекламу не будут учитываться в общем балансе электропотребления дома.

Учитываются ли долги соседей при распределении общедомового потребления электроэнергии на добропорядочных граждан?

Нет. Каждый гражданин оплачивает потребление по своему индивидуальному, установленному на квартиру, прибору учета, и свою долю в общедомовом потреблении, определенную в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

К каждому должнику персонально применяются все законные меры воздействия: ограничение подачи электроэнергии и взыскание задолженности в судебном порядке.

Что будет, если гражданин оплачивает электроэнергию по квартирному счетчик, но не платит за ОДН?

За отказ от оплаты общедомовых нужд федеральным законодательством предусмотрена такая же ответственность, как и за отказ от оплаты энергии, потребленной в квартире. И оплата ОДН, и оплата внутриквартирного электропотребления относятся в равной степени к услуге энергоснабжения.

Сделают ли мне перерасчет за ОДН за период временного отсутствия в квартире?

В таких случаях размер платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, перерасчёту не подлежит.

Должен ли оплачивать электроэнергию на общедомовые нужды наниматель квартиры по социальному найму?

Да. В Постановлении №354 так и сказано «… собственник (наниматель)…»

Распространяются ли льготы на оплату ОДН?

Согласно федеральному законодательству льготы монетизированы, и начисления за внутриквартирное потребление и за ОДН всем потребителям выставляются в полном объеме. Соответственно, граждане, имеющие льготы по оплате услуги энергоснабжения, получают денежную компенсацию в размере установленного норматива в зависимости от категории льготы. Начислением льгот занимается местный орган социальной защиты.

Можно ли сэкономить на освещение придомовой территории и мест общего пользования? Например, отключать освещение ночью, когда все спят?

Требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, в том числе — к освещенности придомовой территории и мест общего пользования утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10». Введение ограничения освещения в нарушение указанных норм будет противоречить действующему законодательству.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» определены требования к состоянию лестничных клеток. В том числе — прописано их обязательное освещение (п. 4.8.14).
Согласно п. 5.6.17. указанного постановления в домах для включения светильников рабочего освещения общедомовых помещений допускается применять выключатели с выдержкой времени на отключение.

При применении указанных выключателей должно оставаться включенным в течение всего темного времени суток освещение в холле подъезда (на первом этаже у лестницы), а при недостаточной естественной освещенности — и у лифтов. При применении выключателей с выдержкой времени на отключение их необходимо устанавливать на каждом этаже с обеспечением возможности оперативного включения на постоянный режим работы на время уборки лестничной клетки, переноса мебели и пр.
На основании изложенного введение ограничения освещения придомовой территории и мест общего пользования противоречит действующему законодательству, поскольку может повлечь вред жизни и здоровью граждан. Но, например, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в целях сокращения расхода электроэнергии может быть принято решение об установке и применении энергосберегающего оборудования.

При подготовке материала использована информация с сайта www.vscenergo.ru

Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректирован механизм определения размера платы за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома.

Устанавливается, что расходы граждан на оплату коммунальных ресурсов определяются исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса, за исключением случаев оснащения дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов при наличии возможности одномоментного снятия показаний.

В отношении многоквартирных домов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета коммунальных ресурсов, предусмотрена процедура проведения перерасчета понесенных расходов на оплату коммунальных ресурсов, исходя из показаний прибора учета в порядке, установленном Правительством РФ. Также, при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме соответствующего решения, размер расходов на оплату коммунальных ресурсов может определяться исходя из среднемесячного объема из потребления с последующим проведением перерасчета на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, либо исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определенных на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органом государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установлено, кроме того, что в случае изменения размера платы за содержание жилого помещения при изменении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с установлением или изменением тарифов на такие коммунальные ресурсы, установленных органами государственной власти субъектов РФ, и (или) установлением или изменением норматива потребления холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, норматива отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Информация о нормативах потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, вводимых в Ямало-Ненецком автономном округе с 1 июня 2017 года.

С 1 июня 2017 года вступят в силу нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — МКД), по которым будет начисляться плата на коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды в местах общего пользования.

Состав нормативов представлен следующими видами коммунальных ресурсов: электрическая энергия, холодная вода, горячая вода, отведение сточных вод.

Методика расчета нормативов потребления коммунальных ресурсов аналогична методики ранее применяемым нормативам на общедомовые нужды (введены в автономном округе в 2012 году), поэтому существенной разницы в ранее установленных и новых нормативах нет, но в связи с более глубокой дифференциацией нормативов (в том числе по обращениям управляющих организаций) отдельные категория жилья перейдут на новые нормативы, часть из которых даже ниже ранее применяемых.

При расчете были обновлены исходные данные, необходимые для расчета разных видов нормативов и их дифференциации (площадь МКД, общежитий, численность проживающих в МКД, общежитиях, виды, количество и мощность электропотребляющего оборудования).

В результате, нормативы потребления коммунальных ресурсов составили:

нормативы потребления холодной, горячей воды:

1) нормативы дифференцированы в зависимости от этажности МКД, для большинства домов их величина не изменится и составит 0,03 м3/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД в месяц и 0,01 м3/м2 — в общежитиях.

2) снижение нормативов произойдет в МКД с этажностью 6-9 этажей с централизованным холодным и горячим водоснабжением и холодным водоснабжением; с этажностью 6-9 этажей с централизованным холодным водоснабжением и электроводонагревателями; с централизованным холодным водоснабжением без централизованного водоотведения; с центральным холодным водоснабжением, без водоотведения, для которых рассчитан норматив в размере 0,02 м3/м2 в месяц.

нормативы потребления электрической энергии (дифференцированы в зависимости от групп энергопотребляющего оборудования, являющегося общим имуществом МКД (осветительных установок для освещения мест общего пользования, придомовой территории, лифтового оборудования, оборудования внутридомовой системы электроснабжения: системы противопожарного оборудования и дымоудаления, дверных запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, насосного оборудования холодного и горячего водоснабжения, а также системы отопления, оборудованием внутридомовой системы электроснабжения для обогрева общедомовых инженерных сетей при отсутствии централизованногоотопления, электроотопительных установок для целей отопления)

1) норматив для МКД и общежитий, места общего пользования (подъезды) которых оборудованы только лампочками составит 0,86 кВт·ч/м2 в месяц;

2) для МКД и общежитий, не оснащенных оборудованием внутридомовой системы электроснабжения, с лампочками в подъездах и на придомовой территории — 1,03кВт·ч/м2 в месяц;

3) для МКД и общежитий без освещения придомовой территории, оборудованных лампочками в подъездах и внутридомовой системой электроснабжения — 1,80кВт·ч/м2в месяц;

4) для МКД и общежитий, оснащенных всеми видами энергопотребляющего оборудования, без лифтов – 1,97 кВт·ч/м2в месяц;

5) для МКД и общежитий, оснащенных всеми видами энергопотребляющего оборудования, с лифтами –3,98кВт·ч/м2в месяц.

6) для МКД и общежитий, с оборудованием внутридомовой системы электроснабжения для обогрева общедомовых инженерных сетей при отсутствии централизованного отопления –4,19 кВт·ч/м2 в месяц на м2;

7) для МКД и общежитий, и домов с электроотопительными установками для целей отопления– 7,72 кВт·ч в месяц на м2.

С 1 января 2017 года расходы за коммунальные ресурсы (холодное, горячее водоснабжение, отведение сточных вод), потребленные при содержании общего имущества (далее – ресурсы на ОДН), переносятся из состава платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды в плату за содержание жилого помещения (за исключением ресурсов на отопление).

Вопросы платы за ресурсы на общедомовые нужды (ОДН) раскрыты в следующих нормативно-правовых актах и информационно-разъяснительных письмах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

Федеральный закон от 29.07.2017г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» скорректирован механизм определения размера платы за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества многоквартирного дома».

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016г. №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам представления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 31.08.2018г. №36639-ОО/04) о порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 04.05.2018г. №20073-АЧ/04) об отдельных вопросах, возникающих в связи с принятием Федерального закона от 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 11.04.2017г. №12368-АЧ/04) по отдельным вопросам, возникающим при расчёте размере платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 14.02.2017г. №4275-АЧ/04) по отдельным вопросам, возникающим в связи с включением с 01.01.2017г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения.

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 30.12.2016г. №45099-АЧ/04) по отдельным вопросам, возникающим в связи с включением с 01.01.2017г. расходов на приобретение коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения.

Разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (письмо от 30.12.2016г. №45097-АЧ/04) о применении отдельных положений законодательства Российской Федерации по вопросам заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг .

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.05.2017г. №496-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 августа 2016 года № 748-П «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ямало-Ненецком автономном округе»».

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2017г. №468-П «Об утверждении нормативов потребления холодной, горячей воды, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в Ямало-Ненецком автономном округе».

Получив квитанции на оплату жилищных услуг за март, многие кусинцы были неприятно удивлены суммами, выставленными за электроэнергию на общедомовые нужды.

Мы обратились в управляющую компанию ИП Светлаков С. Ю. и попросили прокомментировать ситуацию. Механизм начисления ОДН по электроэнергии нам объяснил главный энергетик П. Л. Липатников.

— С 1 января 2017 года установлен новый порядок определения размера платы за воду и электроэнергию, потребляемые для содержания общего имущества в многоквартирном доме. Управляющие компании в составе платы за содержание жилья стали выставлять расходы на ОДН. Расходы рассчитывались по нормативам, утвержденным в регионах. К примеру, норматив по электроэнергии определен постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 19 мая 2017 года № 25/2 «Нормативы потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Челябинской области». Эти нормативы начали действовать с 1 июля 2017 года.

Однако, 29 июля 2017 года президент РФ В. В. Путин подписал Федеральный закон от 29.07.2017 г № 258-ФЗ «О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон вступил в силу с 10 августа 2017 года.

Закон предусматривает три варианта оплаты ОДН при наличии общедомовых приборов учета:

— по нормативам потребления, утвержденным в регионе, с перерасчетом один раз в год, исходя из показаний общедомового прибора учета;

— по показаниям автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов при условии возможности одномоментного снятия показаний;

— исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям общедомового прибора учета.

Решение о том, какой способ оплаты выбрать, принимает общее собрание собственников.

При отсутствии общедомового прибора учета плата граждан за ОДН за коммунальные ресурсы определяется по нормативам потребления, установленным в регионе.

— Как рассчитывается плата за ОДН?

— Формулы расчета определены в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2011 г № 354 » О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах» (с изменениями).

Оплата ОДН по электроэнергии идет по тарифу, утвержденному для населения Челябинской области. На данный момент действует тариф 2 руб. 23 коп за кВт.час для жителей, проживающих в домах, оборудованных стационарными электроплитами и (или) электрокотлами, и тариф 3 руб.19 коп. за кВт.час для остального населения.

Таким образом, плата за ОДН по электроэнергии в домах с коллективным прибором учета рассчитывается по следующей формуле: Р = Vд х Т, руб.

где: Vд – объем эл. энергии на общедомовые нужды в кВт.ч, Т – тариф в руб.

Объем электроэнергии, затраченной на ОДН, рассчитывается по формуле:

Vд = Vодпу – Vпотр,

где: Vодпу – потребление по общедомовому эл. счетчику, кВт.ч.

Vпотр – объем эл. энергии потребителей, (физ. и юр. лица) кВт.ч.

То есть, из показаний общедомового прибора учета вычитается сумма показаний всех индивидуальных приборов учета. Это и будет объем электроэнергии на ОДН. Эти расчеты проводит энергосбытовая компания, которая затем выставляет счет управляющей компании за весь объем потребленных коммунальных ресурсов, затраченный на содержание общедомового имущества. Управляющая компания оплачивает счет, а затем выставляет счета жителям, согласно договору между УК и жителями по управлению домом, решению общего собрания собственников об оплате ОДН и постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Теперь, как рассчитывается плата для индивидуальной квартиры. Здесь применяется следующая формула:

Pi=T x Vд х Si/Sоб – к оплате для i-квартиры,

где: Si – общая площадь квартиры, кв. м.; Sоб – общая площадь жилых и нежилых помещений.

Таким образом, законодатели привязали размер платы за ОДН к площади квартиры. Чем больше площадь, тем выше начисления за ОДН.

— Многих интересует указанный в платежке тариф, размер которого меняется каждый месяц. Что это за цифры?

— В графе «Тариф» указан расчетный коэффициент для начисления суммы оплаты ОДН. Каждый месяц и для каждого дома он разный, так как зависит от объема потребленной энергии по показаниям общедомового прибора учета.

Он рассчитан по формуле: Тi=T x Nодн, руб. х кв. м.,

где Nодн= Vд/Sоб кВт.ч х кв. м – расход эл. энергии на общедомовые нужды, рассчитанный на 1 кв. м. Sоб (общей площади жилых и нежилых помещений)

Т, руб. за кВт.ч – тариф на эл. энергию

— Многие собственники считают, что в ОДН по электроэнергии входят только расходы на освещение подъездов и территории возле дома и удивляются выставленным счетам…

— В ОДН по электроэнергии входит не только освещение подъездов, подвалов, придомовой территории. Сюда же относятся домофоны, оборудование интернет-провайдеров, антенны, насосы, лифты, системы пожаротушения, внутридомовые потери электроэнергии.

— Почему же растут расходы на ОДН?

— Причины роста следующие: безучетное потребление электроэнергии физическими и юридическими лицами, воздействие на приборы учета магнитами, использование электронных устройств, снижающих на треть показания индивидуальных счетчиков. Кроме того, это нормативные погрешности как общедомового прибора учета, так и индивидуальных счетчиков, неправильная передача показаний счетчика самими жителями и другие способы хищения электроэнергии.

— Получается, что за хищения электроэнергии отдельными жильцами теперь приходится расплачиваться добросовестным жителям? А как же управляющая компания?

— Управляющая компания со своей стороны тоже принимает меры по снижению расходов по ОДН. Например, резко выросли ОДН в доме № 25 по улице Ленина. Сейчас мы проверили уже половину дома и выявили, что при капремонте были допущены нарушения – в некоторых квартирах электроплиты подключены напрямую в сеть, в обход счетчиков, выявили отдельные случаи хищения энергии путем занижения показаний индивидуальных электросчетчиков. Когда эти факторы будут устранены, ОДН в этом доме снизится.

Кроме того, управляющей компании счета за электроэнергию выставляет ПО «Златоустовские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» — «Челябэнерго». Мы регулярно делаем сверку с ними. Однако за январь и февраль 2019 г. сбытовики такую сверку с нами не сделали, объясняя это «сбоем программы». Вдобавок, начисления за январь 2019 г. по ОДН за электроэнергию рассчитаны за полтора месяца, начиная с середины декабря 2018 года.

— Некоторые жильцы отказываются платить за общедомовые нужды…

— Платить все равно нужно. Управляющая компания передает сведения в УСЗН, и если есть задолженность по оплате коммунальных услуг, то все субсидии и льготы приостанавливаются до погашения долга.

Подчеркну, что все средства, уплаченные жителями за ОДН по электроэнергии, идут ОАО «МРСК Урала».