ООО технологический процессинг и сервис

В России назревает очередной топливный кризис: оптовые цены на бензин с конца лета растут, в то время как крупные нефтекомпании всеми силами сдерживаются на своих АЗС.

По данным Росстата, в опте цены за сентябрь увеличились сразу на 10%. Это приводит к тому, что независимые АЗС вынуждены поднимать свои цены. Подорожание важного для социального спокойствия товара уже начинает беспокоить регионы. Эксперты считают, что крупные нефтяники, разгоняя оптовые цены, «могут разыгрывать свою карту» в переговорах по льготам с правительством.

Цены производителей автобензина в сентябре увеличились на 10% по сравнению с августом, следует из данных Росстата. По данным биржи СПбМТСБ, с 1 августа цены на АИ-92 и АИ-95 выросли на 13,5% и 21%, до 50,3 тыс. и 55,4 тыс. руб. за тонну соответственно. АЗС крупных нефтекомпаний держат цены на уровне конца мая по соглашению с правительством: тогда в обмен на заморозку цен в рознице акцизы на бензин и дизтопливо были снижены с 1 июня. Но независимые трейдеры в условиях роста биржевых цен, возобновившегося к концу лета, вынуждены повышать цены на заправках.

Ситуация с ценами на топливо обострилась весной, но после экстренных мер правительства оптовые цены начали снижаться. Их рост возобновился к концу лета. «Из-за осенних ремонтов и снижения продаж на бирже в сентябре-октябре выросли крупнооптовые цены, — сказал глава управления ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин. — Вместе с тем розничные цены фактически не менялись с начала июня».

В сентябре этого года в руки журналистов попало письмо генерального директора ООО «Технологический Процессинг и Сервис» (ТПС) В.С.Авдеева (исх. № 507 от 13.09.2018), в котором даются рекомендации по расчету начальной цены контрактов и договоров на поставку автомобильного бензина. Рекомендованная начальная цена 1 литра дизельного топлива марки ДТ-К-5 (всесезонное), согласно данному письму, составляет 99,4 рубля.

«В результате нестабильности и высокой вероятности продолжительного роста цен на топливо, ООО «ТПС» может предложить два варианта ценообразования цены Контракта или Договора по Федеральным законам 44-ФЗ и 223-ФЗ:

Рекомендуем: Для формирования начальной (максимальной) цены контрактов и договоров НМЦК(Д) на поставку автомобильного бензина и (или) дизельного топлива рассчитывать как произведение стоимости 1 литра топлива на объем поставки по следующей формуле …», — говорится в сообщении.

В письме имеется таблица, в которой приведены расчетные цены литра топлива:

АИ-92-К-5: I кв. 2019 года – 60,20 руб., II кв. 2019 года – 70,20 руб., II кв. 2019 года – 80,25 руб., IV кв. 2019 года – 90,80 руб.

АИ-95-К-5: I кв. 2019 года – 62,40 руб., II кв. 2019 года – 75,60 руб., II кв. 2019 года – 82,40 руб., IV кв. 2019 года – 95,60 руб.

ДТ-К-5: I кв. 2019 года – 64,50 руб., II кв. 2019 года – 79,80 руб., II кв. 2019 года – 84,50 руб., IV кв. 2019 года – 99,40 руб.

Подорожание топлива уже беспокоит власти в ряде регионов. Наиболее резко отреагировал глава Иркутской области Сергей Левченко, заявив 17 октября, что «цена увеличилась где-то на рубль, а где-то сразу на четыре», и что речь не идет о тех организациях, у которых повышение цен произошло в пределах среднего по РФ: «Есть несколько структур, очень сильно поднявших цену». Чиновник напомнил, что в этом году выделены средства на компенсацию затрат на ГСМ аграриям. «Но если кто-то надеется, что государство будет все время давать деньги, чтобы увеличивались цены и чтобы они получали дополнительную прибыль, этого, конечно, не будет», — предупредил он.

Позже пресс-служба губернатора сообщила, что с 8 по 14 октября средняя стоимость АИ-92 возросла на 2 руб. за 1 л, до 43,2 руб., АИ-95 и АИ-98 — на 3 руб. (46,4 руб. и 49,3 руб. за 1 л), летнего дизтоплива — на 2,5 руб., до 47,4 руб. Литр зимнего дизтоплива стоит 51,3 руб. Источник в правительстве области говорит, что бензин с 30 мая не подорожал только на АЗС «Роснефти». Он отметил, что частные операторы берут бензин не у производителя, а у посредников, повысивших цены. Так, по словам собеседника, существенно поднялись мелкооптовые цены топлива у «Иркутскнефтепродукта» (структура «Роснефти»). «Возможно, НПЗ компенсируют прибыль, недополученную из-за сдерживания цен в рознице, в других сегментах рынка», — говорит источник.

«Мы сохраняем привлекательные цены на бензин, как в рознице так и для мелкоптовых потребителей, — заверяют в «Роснефти». — Губернатору Левченко же стоило бы обратить внимание на деятельность работающей в регионе Иркутской нефтяной компании, которая, добывая 8,5 млн тонн нефти, вообще не поставляет сырье на российский внутренний рынок».

Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что в ситуации с ценами на топливо в Иркутской области нет ничего удивительного. Подобные проблемы есть и в ряде других регионов, отмечает он, из-за продолжающегося роста оптовых цен независимые трейдеры вынуждены повышать цены, а на АЗС крупных нефтекомпаний топливо не дорожает. «Но и нефтекомпании работает в убыток, да еще на повышенных объемах продаж, что приводит к сокращению мелкооптовых продаж и нехватке топлива», — добавил господин Аркуша.

По словам Михаила Турукалова из «Аналитики товарных рынков», крупные нефтяники «могут разыгрывать свою карту», разгоняя оптовые и мелкооптовые цены. Самые серьезные проблемы сейчас на рынке дизтоплива, цены на которое находятся на историческом максимуме, говорит эксперт. Он полагает, что крупные производители пытаются укрепить свои переговорные позиции в диалоге с правительством по введению демпфирующего механизма — субсидии для НПЗ из нефтегазовых доходов бюджета. Господин Турукалов уверен, что ситуация на рынке топлива к концу года будет зависеть именно от достаточности льгот для нефтяников.