Оплата электронного билета в бухгалтерии

Билет, по сути, выполняет функцию договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (п. 2 ст. 786 ГК РФ). Это в равной степени справедливо в отношении как бумажного, так и электронного документа. Преимущества электронных билетов по достоинству оценили большинство пассажиров. Ведь не нужно выстаивать очереди в железнодорожные или авиакассы, достаточно зайти на сайт (они сейчас есть и практически у всех авиакомпаний, и у РЖД) и приобрести билет, оплатив его банковской картой. Бумажный билет в таком случае не оформляется, при входе в вагон или во время регистрации на самолет надо только предъявить паспорт, данные которого представитель перевозчика сверяет с данными, содержащимися в списке пассажиров. Между тем для учета налоговых последствий приобретения электронных проездных документов бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы. О них мы поговорим в рамках этой статьи.

📌 Реклама Отключить

Электронные билеты

Электронные билеты имеют особую структуру и форму, которые утверждены ведомственными нормативными актами. Так, форма электронных проездных железнодорожных документов утверждена Приказом Минтранса России от 21.08.2012 № 322(далее – Приказ № 322), а электронного авиабилета – Приказом Минтранса России от 08.11.2006 № 134 (далее – Приказ № 134). 📌 Реклама Отключить

При покупке электронного железнодорожного билета пассажиру выдается контрольный купон, являющийся выпиской из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте. Этот купон (подчеркнем, именно купон, являющийся частью электронного билета) в соответствии с п. 2 Приказа № 322 признается документом строгой отчетности, то есть БСО.

При приобретении электронного авиабилета оформляется и выдается пассажиру маршрутная квитанция – выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, признаваемая документом строгой отчетности в силу п. 2 Приказа № 134. А при регистрации на рейс пассажир получает еще посадочный талон, который подтверждает сам факт перевозки. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна (п. 84 Приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82).

📌 Реклама Отключить

В связи с тем, что оба документа – и контрольный купон, и маршрутная квитанция – признаются БСО, в каждом из них должна содержаться обязательная информация. Какая именно – показано на схеме.

«Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте». 📌 Реклама Отключить «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».

Чтобы правильно отразить стоимость электронных билетов в налоговом учете, бухгалтеру необходимо знать некоторые нюансы, связанные с данными проездными документами. Начнем с признания затрат на их покупку в составе налоговых расходов.

📌 Реклама Отключить

Налог на прибыль

Поскольку речь в данном случае идет о проездных документах, которые, как правило, используются командированными сотрудниками, напомним, что затраты на приобретение указанных проездных (как, впрочем, и другие командировочные расходы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Разумеется, расходы должны быть экономически обоснованы, подтверждены надлежаще оформленными документами и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением командировочных расходов в целях налогообложения прибыли является авансовый отчет сотрудника с приложенными оправдательными документами, в частности, авиа- или железнодорожными билетами (маршрутными квитанциями или контрольными купонами). 📌 Реклама Отключить

Но достаточно ли указанных документов для обоснования расходов на проезд? Для ответа на этот вопрос обратимся к разъяснениям официального органа. В Письме от 06.06.2017 № 03‑03‑06/1/35214 чиновники Минфина пояснили, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы и маршрутная квитанция, и посадочный талон. Причем посадочный талон (в том числе полученный при регистрации на рейс через Интернет) должен содержать реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Таким подтверждением, как правило, является штамп о досмотре.

Иными словами, даже если сотрудник купил билет и зарегистрировался на рейс через Интернет, на распечатанном посадочном талоне должен стоять штамп «Досмотрено».

📌 Реклама Отключить

Если же штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне нет, то факт осуществления перелета подотчетным лицом, по мнению финансистов, можно подтвердить иным способом, например, справкой о перелете, выданной авиаперевозчиком или его представителем (см. также письма от 09.01.2017 № 03‑03‑06/1/80056, от 19.06.2015 № 03‑03‑07/35548). Указанная справка для обоснования расходов понадобится и в том случае, если командированное лицо утратит посадочный талон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 18.05.2015 № 03‑03‑06/2/28296).

Разумеется, в маршрутной квитанции тоже должны быть все обязательные реквизиты. Если в ней, к примеру, не указана стоимость перевозки, такая квитанция не может являться основанием для признания расходов (см. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03‑07‑11/398).

📌 Реклама Отключить Обратите внимание. Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, по мнению Минфина, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрутная квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту. Важный нюанс: для подтверждения расходов обязательные реквизиты электронных билетов, оформленных на иностранном языке, безопаснее перевести на русский язык (см. Письмо Минфина России от 22.03.2010 № 03‑03‑05/57). Перевод не потребуется, если агентство по продаже билетов выдаст справку на русском языке, в которой содержатся все необходимые сведения (см. письма Минфина России от 24.03.2010 № 03‑03‑07/6, от 22.03.2010 № 03‑03‑06/1/168). Впрочем, ФНС считает, что перевод электронного авиабилета для подтверждения расходов делать не нужно, поскольку большинство его реквизитов заполняются в соответствии с Единым международным кодификатором (то есть с замещением кириллических символов на латинские) (см. Письмо от 26.04.2010 № ШС-37-3/656@). 📌 Реклама Отключить

Аналогичный подход применяется для обоснования расходов на покупку электронных железнодорожных билетов. В частности, документом, подтверждающим для целей налогообложения прибыли расходы на их приобретение, является контрольный купон (см. письма Минфина России от 07.06.2013 № 03‑03‑07/21187, от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777). Дополнительных документов, подтверждающих оплату билета, в том числе выписки, подтверждающей оплату банковской картой, не требуется (см. письма Минфина России от 15.10.2014 № 03‑03‑07/51936, от 25.08.2014 № 03‑03‑07/42273). Помимо контрольного купона, транспортные расходы можно подтвердить (при необходимости) посадочным талоном. В нем содержится необходимая информация о состоявшейся поездке (время отправления, стоимость проезда и др.). Следовательно, при помощи этого талона организация может обосновать расходы на проезд командированного работника в поезде (Письмо Минфина России от 14.04.2014 № 03‑03‑07/16777).

📌 Реклама Отключить

Вычет НДС

В соответствии с п. 7 ст. 171 НК РФ НДС по расходам на проезд к месту служебной командировки и обратно подлежит вычету. По общему правилу вычет сумм «входного» НДС производится (п. 1 ст. 172 НК РФ):

– на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав;

– либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6 – 8 ст. 171 НК РФ.

Словом, наличие счета-фактуры не является обязательным условием для принятия к вычету НДС по расходам на проезд. Вместе с тем в налоговых нормах прямо не назван иной документ (альтернатива счету-фактуре), который может стать основанием для применения налогового вычета.

📌 Реклама Отключить

Однако в п. 18 Правил ведения книги покупок сказано, что при приобретении услуг по перевозке командированных работников в книге покупок регистрируются либо счета-фактуры, либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности (их копии). При этом НДС в документе должен быть показан отдельной строкой. А раз так, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности (например, маршрутная квитанция или контрольный купон), в котором выделена сумма НДС, является основанием для применения вычета по данному налогу. Это следует из Письма ФНС России от 09.01.2017 № СД-4-3/2@.

📌 Реклама Отключить

Таким образом, «входной» НДС может быть принят к вычету, если в маршрутной квитанции авиабилета или в контрольном купоне электронного железнодорожного билета сумма налога будет выделена (см. также письма Минфина России от 26.02.2016 № 03‑07‑11/11033, от 30.01.2015 № 03‑07‑11/3522, от 30.07.2014 № 03‑07‑11/37594).

Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137. 📌 Реклама Отключить Обратите внимание. Указание в маршрут/квитанции электронного авиа-билета и в контрольном купоне электронного железнодорожного билета идентификационного номера перевозчика или агентства, оформившего этот билет, не предусмотрено. Поэтому при регистрации электронных билетов в книгу покупок вместо ИНН/КПП продавца нужно ставить прочерк (см. Письмо Минфина России от 28.05.2015 № 03-07-11/30876). К сожалению, так бывает не всегда. Некоторые перевозчики не указывают в проездных документах налог в отдельной строке. По данному вопросу тоже есть официальные разъяснения. В частности, в Письме от 10.01.2013 № 03‑07‑11/01 Минфин сообщил, что вычет налога по таким проездным документам не может быть предоставлен. Поэтому сумма, отраженная в них, в соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. 📌 Реклама Отключить

Но если к проездному документу был выставлен счет-фактура (пусть даже агентом перевозчика или субагентом), то налогоплательщик вправе на его основании принять к вычету НДС, хотя сумма налога в электронном билете не показана отдельной строкой (см. Постановление ФАС ВСО от 27.11.2012 по делу № А19-5831/2012). И это справедливо, поскольку в силу п. 18 Правил ведения книги покупок основанием для налогового вычета в равной степени могут служить и счет-фактура, и бланк строгой отчетности. Одновременное указание налога в обоих документах не требуется.

Бухгалтерский и налоговый учет авиабилетов (проводки)

Стоимость воздушных передвижений обычно составляет значительную часть сметы служебных поездок. Издержки на командировки включаются в прочие расходы и понижают облагаемую налогом на прибыль массу (ст. 264 НК РФ п. 1.12), а при использовании упрощенной схемы налогообложения входят в состав расходов (ст. 252 п.1 НК РФ). Чтобы исключить риск начисления штрафных санкций, требуется корректно отразить в бухгалтерских регистрах движение авиабилетов и собрать фактические доказательства расходования средств.

Документы, подтверждающие расходы на авиаперелет

Произведенные налогоплательщиком траты в обязательном порядке должны быть документально подтверждены, иначе их нельзя рассматривать при расчете налога на прибыль.

Для принятия затрат на перелет к учету командированные сотрудники предоставляют:

1) Авиационный билет.

Авиабилет – выполняет роль договора на осуществление воздушной перевозки.

При покупке бумажного авиабилета выдается чек контрольно-кассовой техники или бланк строгой отчетности. При приобретении билета в электронном виде, автоматизированной информационной системой оформления перевозочных документов формируется маршрут /квитанция с информацией о стоимости полета.

2) Посадочный талон.

В нем указывается:

-данные пассажира самолета

-рейс

-дата вылета

-время окончания посадки на рейс

-место выхода на посадку (буква обозначающая зону и цифра)

-номер посадочного места

По письму №03-03-06/1/35212 Минфина России посадочный талон, включая его электронную форму, выданный на электронную регистрацию должен иметь отметку, подтверждающую факт оказания услуги воздушной перевозки. Такой отметкой является штамп о досмотре.

Если штамп отсутствует можно подтвердить авиаперелет иным документом, например справкой, выданной авиакомпанией, а также иными бумагами, косвенно удостоверяющими перелет (авансовый отчет, чеки на оплату проживания в гостинице и т.п.).

Письмом Минфина России от 18.05.2015 №03-03-06/2/28296 разъяснено, что при утрате посадочного талона, доказать, что полет состоялся можно справкой от авиаперевозчика.

Если и такая бумага отсутствует, то расходы на дорогу нельзя учесть для целей налогообложения прибыли.

Отражение покупки авиабилетов на счетах бухгалтерского учета.

Согласно плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94 н, оплаченные авиабилеты учитываются на счете 50-3 «Денежные документы». Приходовать билеты следует в тот день, когда они поступили в организацию. Порядок одинаково применим для билетов на бумажном бланке и для билетов в электронном виде.

Ошибкой является отнесение цены перелета на затраты в момент его покупки или выдачи. В состав затрат стоимость авиаперелета можно включить только когда командировка состоялась и сотрудник представил авансовый отчет. Приобретение билета не доказывает факт уменьшения экономической выгоды, поездка может, и не состоятся и билет придется возвращать с определенными денежными потерями.

Пример 1: 13 февраля ООО «Техносервис» были перечислены фирме «ТД» безналичные средства за перелет до Пекина для отправляющегося в Китай для проведения переговоров директора по науке Щекоткина В.Ф. 14 февраля на электронную почту пришла маршрутная квитанция и передана Щекоткину. 25 февраля директор по науке вернулся из Китая и сдал авансовый отчет с документами.

Проводки

Дата операции Дебет

счет

Кредит

счета

Подтверждающие документы
13.02. Оплачен полет до Пекина с расчетного счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчетные счета» Счет, договор, платежное поручение
14.02. Получена маршрутная квитанция в электронном виде 50.3 «Денежные документы» 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Приходный кассовый ордер, маршрутная квитанция
14.02. Выдан билет Щекоткину 71 «Расчеты с подотчетными лицами» 50.03 «Денежные документы» Расходный кассовый ордер
25.02. Предоставлен отчет о командировке 26 «Общехозяйственные расходы» 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Посадочный талон, авансовый отчет

Пример 2: 23 сентября из кассы ООО «Техносервис» были переданы деньги в подотчет сотруднице предприятия Завалиной Е.А. для поездки в город Краснодар с целью заключения договора на поставку сырья. Завалина самостоятельно купила билет в авиакассе и после возвращения из Краснодара 26 сентября отчиталась за подотчетные деньги.

Проводки

Дата операции Дебет

счет

Кредит

счета

Подтверждающие документы
23.09. Выданы деньги из кассы Завалиной Е.А. 71 50.01 «Касса» Расходный кассовый ордер
26.09. Сдан в бухгалтерию Техносервиса авансовый отчет 26 71 Билет, авансовый отчет
★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Сервисный сбор. Особенности учета.

Распространенным заблуждением при учете оплаченного сервисного сбора является отнесение выплаты комиссионного вознаграждения фирме – посреднику к командировочным расходам. Сервисный сбор за продажу билетов в перечне расходов на командировки согласно ст. 264 п.1 пп. 12 НК РФ не указан.

Сервисный (комиссионный) сбор фирмы-посредника, не включенный в тариф на перевозку, признается для целей исчисления налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п.1 ст.264 НК РФ). Сумма сбора списывается в расходы не после окончания командировки, а в момент покупки билета.

Пример: ООО «Техносервис» приобрело билет у посредника 24.01.19 за безналичный расчет.

Дата операции Дебет Кредит
24.01. Оплачена стоимость и сервисный сбор с расчетного счета 60 51
24.01. Получена маршрутная квитанция в электронном виде 50.3 60
24.01. Отражена стоимость услуги посредника 26 60

Отражение в бухгалтерском учете возврата или обмена авиабилетов.

При организации служебных поездок и приобретении билетов для авиаперелета, могут возникнуть ситуации, когда необходимо сдать или обменять авиабилет.

Пример 1.

  1. 02. НПП «Техносервис» оплатило дорогу до Санкт-Петербурга фирме «ТД» для менеджера по снабжению Быстрокова за безналичный расчет. 19.02. стало известно о том, что Быстроков не может вылететь в Петербург из-за болезни. 20.02 был сделан возврат фирме «ТД» . 21.02. получены за возврат денежные средства на расчетный счет.

Проводки

Дата операции Дебет Кредит
18.02. Оплачена дорога до Санкт-Петербурга безналичным путем 60 51
18.02. Получена маршрутная квитанция в электронном виде 50.3 60
20.02. Сделан возврат фирме «ТД» 60 50.03
21.02. Получена безналичная оплата за возврат 51 60
21.02 Учтена в составе прочих расходов разница между стоимостью сданного билета (без НДС) и полученной при возврате билета суммой 91.2 «Прочие расходы» 60

Пример 2.

Для проведения испытаний опытных образов на литейном заводе г. Набережные Челны был куплен авиабилет до аэропорта г. Казани. После было принято решение лететь до аэропорта в Набережных Челнах. Билет был возвращен поставщику и затем получен от него новый билет и выдан техническому директору Боровому.

Дебет

счет

Кредит

счета

Оплачена стоимость полета до Казани с расчетного счета ООО «Техносервис» 60 51
Получена маршрутная квитанция в электронном виде 50.3 60
Возвращены документы поставщику 60 50.3
Получен авиабилет в г. Набережные Челны 50.3 60
Выдан билет Боровому 71 50.03
Предоставлен отчет о командировке 26 71

НДС в авиабилетах

Стоимость оказания услуг по воздушным перевозкам, включая стоимость сервисных услуг, облагается НДС по ставке 10 % (ст. 164 НК п.2 пп.6) до 31 декабря 2020 года. Услуги и комиссии, не связанные напрямую с авиаперевозкой облагаются НДС по ставке 20 % .

К вычету принимается сумма НДС, выделенная авиаперевозчиком в бумажном авиабилете или маршрутной квитанции электронного билета, счет-фактура не требуется (письмо Министерства финансов № 03-07-07/36077). Отражается вычет не во время поступления билетов, а только после оформления авансового отчета.

В электронных билетах ИНН воздушного перевозчика или посредника не указывается, в книге покупок в графе ИНН/КПП продавца ставится прочерк (письмо МФ РФ №03-07-11/30876 от 28.05.2015)

Если авиабилет приобретался через посредника или агента НДС принимается к вычету на основании билета и в сумме, указанной в билете. Продавцом в книге покупок указывается авиакомпания.

НДС с услуги посредника или агента принимается к вычету на основании представленного счета-фактуры. В книге покупок включается по дате приобретения билета, продавцом указывается посредник.

Если билет оказался по какой-либо причине невостребованным делается возврат. В большинстве случаев сервисный сбор не возвращается, может быть удержана и часть стоимости билета в качестве штрафа. Условия возврата прописываются в договоре с посредником. В случае возврата агентство выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру, где исключает или уменьшает стоимость билета (пункт 3 ст. 168 НК РФ). После получения корректировочного счета-фактуры, покупатель восстанавливает суммы НДС, принятые к вычету (пп 4 п.3 ст. 170 НК РФ).

Пример:

Компания «Техносервис» 18 марта перевела агентству «ТД» 25000 рублей за перелет директора по производству Боголюбова в г. Челябинск и обратно для проведения пуско-наладочных работ. Отдельно оплачен комиссионный сбор в сумме 2500 рублей, в том числе НДС 20 %. 19 марта поступили и приняты к учету авиационные билеты, сумма НДС указанная в них составляет 2272,73 рублей. Боголюбов сдал документы и отчет в бухгалтерию компании 02 апреля.

Дата операции

Электронный билет. Подтверждение расходов на проезд

Матиташвили А. А., руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ — Аудит»

Журнал «Учет в строительстве» № 10, октябрь 2010 г.

Строительные компании или их работники, направляемые в командировки, все чаще приобретают электронные билеты – это удобнее и быстрее. Но бухгалтерия, как правило, принимает их к учету неохотно, опасаясь претензий в части подтверждения расходов. Последние разъяснения чиновников позволят устранить имеющиеся сомнения.

Авиаперелеты

Правила оформления электронных билетов для авиаперелетов и поездок на железнодорожном транспорте несколько различаются. Поэтому рассмотрим их отдельно.

Минтранс признал распечатку авиабилета бланком строгой отчетности

Маршрут/квитанция теперь признается бланком строгой отчетности.
Напомним, что маршрут/квитанция (она обязательна к выдаче) – это структурный элемент электронного авиабилета (см. подп. 1, 2 п. 1 приложения к приказу Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).
Приказом Минтранса России от 18 мая 2010 г. № 117 в приведенный приказ внесены изменения.
Так, в пункте 2 приказа № 134 в новой редакции установлено, что маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ.
Следовательно, при выдаче билета, соответствующего утвержденной Минтрансом России форме, применения контрольно — кассовой техники не требуется. Такие разъяснения приведены в письме Минфина России от 9 августа 2010 г. № 03 — 01 — 15/6 — 179.
Отметим, что изменения действуют с 4 июля 2010 года. До этой даты маршрут/квитанция могла оформляться и не на бланке строгой отчетности (БСО). В таких случаях вместе с ней должен был выдаваться чек ККТ или БСО, подтверждающий оплату перевозки.

Документальное подтверждение

Если билеты были приобретены в электронном виде (в бездокументарной форме), то для подтверждения расходов в целях налогообложения в настоящее время нужно иметь:
– маршрут/квитанцию– авиабилета на бумажном носителе, в котором указана стоимость перелета);
– посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному маршруту.
Этих документов, по мнению финансистов, достаточно (письмо Минфина России от 27 июля 2010 г. № 03 — 03 — 07/25).
До внесения изменений кроме указанных бумаг были необходимы еще и документы, подтверждающие оплату:
– чек контрольно — кассовой техники;
– слипы, чеки электронных терминалов при проведении операций с использованием банковской карты, держателем которой является работник;
– подтверждение кредитного учреждения, в котором работнику открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, проведенной операции по оплате электронного авиабилета;
– или другой документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 10 февраля 2010 г. № 03 — 03 — 06/1/59, от 5 февраля 2010 г. № 03 — 03 — 07/4, от 18 января 2010 г. № 03 — 03 — 07/2.

Железнодорожные поездки

Форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте утверждена приказом Минтранса России от 23 июля 2007 г. № 102.
В пункте 2 этого приказа установлено, что электронный проездной документ (билет) на железнодорожном транспорте должен быть оформлен на утвержденном в качестве бланка строгой отчетности проездном документе (билете). А если нет, то дополнительно к нему должен быть выдан документ, подтверждающий произведенную оплату железнодорожной перевозки (чек контрольно-кассовой техники).
Бывает так, что работник строительной компании самостоятельно заказывает по интернету и оплачивает кредитной картой билеты в командировку и при этом имеет на руках только распечатку электронного билета и распечатку платежной системы об авторизации операции по оплате. В данном случае работник не может представить документы строгой отчетности, подтверждающие проезд и его оплату. Что делать?
Специалисты Минфина России в письме от 4 июня 2010 г. № 03 — 03 — 06/1/384 пришли к выводу, что указанные расходы можно возместить работнику и учесть при налогообложении прибыли также при их косвенном подтверждении. То есть при наличии других документов, подтверждающих направление в командировку и проживание в другом городе, оформленных унифицированными формами первичной учетной документации и удостоверяющих факт пребывания работника в командировке.

Если билет потерян

В качестве документа, подтверждающего расходы на проезд работника к месту командировки и обратно, по общему правилу выступает подлинник проездного документа.
В то же время пункт 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ допускает использование в налоговом учете документов, косвенно подтверждающих произведенные расходы.
Исходя из этого, финансисты признают, что в случае утраты проездного документа, оформленного на бланке строгой отчетности, его могут заменить дубликат, копия билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку, или справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки. На это указано в письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 03 — 03 — 05/18.

Обязателен ли перевод на русский язык

Здесь позиции главного финансового ведомства и налоговиков расходятся.

Позиция Минфина России

По мнению чиновников, если авиабилет выписан на иностранном языке, для подтверждения расходов на проезд требуется перевести на русский язык некоторые реквизиты билета: Ф. И.О. пассажира, направление, номер рейса, дату вылета, стоимость билета. При этом перевода не требуется, если агентство по продаже авиаперевозок выдало организации справку на русском языке, в которой содержатся все указанные выше сведения (письмо Минфина России от 24 марта 2010 г. № 03-03-07/6).
Согласно пункту 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в Российской Федерации бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте России – в рублях.
Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
Исходя из этого, в Минфине России считают, что в случае выписки авиабилетов и иных перевозочных документов на английском или ином (кроме русского) языке в обязательном порядке должны быть переведены реквизиты, необходимые для признания расходов в целях налогообложения прибыли организаций. В то же время перевода иной информации, не имеющей существенного значения для подтверждения произведенных расходов (например, условий применения тарифа, правил авиаперевозки, правил перевозки багажа, иной информации), не требуется.
Перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации – агентства по продаже авиаперевозок, на которых возложена такая обязанность в рамках исполнения должностных обязанностей, в том числе и от руки.
При этом перевод обеспечивает организация-налогоплательщик (письмо Минфина России от 22 марта 2010 г. № 03 — 03 — 06/1/168).

Позиция ФНС России

Налоговики придерживаются более благоприятной для компаний точки зрения.
Они исходят из того, что электронный авиабилет – это унифицированная международная форма документа. Поэтому большинство его реквизитов заполняется в соответствии с Единым международным кодификатором. Фамилия и имя пассажира указываются набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы.
Сами же наименования реквизитов, отраженные на английском языке, как правило, соответствуют наименованиям, которые содержатся в форме пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации, утвержденной приказом Минтранса России от 29 января 2008 г. № 15.
Поэтому при таком заполнении билета переводить его на русский язык для подтверждения расходов в целях налогообложения не нужно.
Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 26 апреля 2010 г. № ШС — 37 — 3/656@.
Обращаем внимание на то, что по требованию пассажира авиаперевозчик может оформить архивную справку, в которой содержатся подробные данные (Ф. И.О. пассажира, направление полета, номер рейса, дата вылета, стоимость билета), подтверждающие факт приобретения перевозочного документа и его стоимость. Она составляется на русском языке, поэтому переводить билет на русский язык не придется.
Кстати, такая справка поможет и в случае, если билет утерян. Она также будет являться документом, подтверждающим расходы на проезд.

Если даты различаются…

А как быть, если даты в проездном документе не совпадают с датами прибытия или выбытия в командировочном удостоверении?
В жизни такая ситуация возникает довольно часто, если работник решит раньше выехать к месту командировки или задержаться в месте командировки после ее окончания (например, для проведения отпуска).
Минфин России в своих последних разъяснениях отмечает, что организация все равно понесла затраты на оплату проезда. Поэтому учесть в расходах стоимость билетов можно, но только если задержка в месте командировки или более ранний выезд произошли с разрешения руководителя организации. Такое разрешение, оформленное в письменном виде, в этом случае подтверждает целесообразность произведенных расходов (письма Минфина России от 1 апреля 2009 г. № 03-04-06-01/74, от 26 марта 2009 г. № 03-03-06/1/191).