ОПС

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативно правовыми актами:

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2019 № 100п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2019 г., регистрационный № 54869);
Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ);
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг»;

Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 июня 2016 г. № 491п «Об утверждении Формы сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Договор об обязательном пенсионном страховании – заключается с гражданином в случае, если для формирования и инвестирования своих пенсионных накоплений он выбрал в качестве страховщика негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Это соглашение, в соответствии с которым НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату гражданину накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам.
Застрахованные лица – граждане, на которых распространяется обязательное пен­сионное страхование.
Застрахованными лицами являются граж­дане Российской Федерации, а также посто­янно или временно проживающие на терри­тории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход в случае уплаты страховых взносов;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых правоотношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения – пенсии.
Формирование накопительной пенсии в системе ОПС в России осуществляется страховщиками – Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.
Обязательное страховое обеспечение – исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Индивидуальный (персонифицирован­ный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации его пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице. Эти сведения касаются трудового (страхового) стажа, страховых взносов на страховую и накопительную пенсии и т.п. Пенсионный фонд Российской Федерации открывает каждому застрахованному лицу индивидуальный лицевой счет (ИЛС).
Страхователи – все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, – адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) – уникальный номер индивидуального счета гражданина для обработки сведений о застрахованном лице в системе обязательного пенсионного страхования, а также для идентификации сведений о физическом лице для предоставления государственных и муниципальных услуг.
Государственная управляющая компания (ГУК) – юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании.
В настоящее время функции ГУК выполняет Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» (ВЭБ.РФ, ВЭБ) .
ВЭБ.РФ формирует два инвестиционных портфеля для инвестирования средств пенсионных накоплений граждан:

  • инвестиционный портфель государственных ценных бумаг, состоящий из государственных ценных бумаг Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, гарантированных Российской Федерацией, денежных средств в рублях и иностранной валюте,
  • расширенный инвестиционный портфель, который формируется из государ­ственных ценных бумаг Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации, облигаций российских эмитентов, денежных средств в рублях и в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, ипотечных ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах, депозитов в рублях и иностранной валюте, ценных бумаг международных финансовых организаций.

Для того чтобы средства пенсионных накоплений граждан инвестировались в инвестиционном портфеле государственных ценных бумаг, необходимо подать соответствующее заявление в территориальное управление Пенсионного фонда Российской Федерации. Если же гражданин не обращался в ПФР с заявлением о выборе портфеля государственной или частной компании либо о переходе в НПФ, его средства по умолчанию будут инвестироваться в расширенном инвестиционном портфеле ГУК.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений – дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки (в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации).

Инвестирование средств пенсионных накоплений в зависимости от выбора гражданина осуществляет государственная управляющая компания, частная управляющая компания.
Инвестирование средств пенсионных накоплений – деятельность государственной управляющей компании, частных управляющих компаний по управлению средствами пенсионных накоплений. Цель инвестирования средств пенсионных накоплений –их прирост . Средства пенсионных накоплений размещаются только в активы, разрешенные российским законодательством:

  • государственные ценные бумаги Российской Федерации;
  • государственные ценные бумаги субъ­ектов Российской Федерации;
  • облигации российских эмитентов;
  • акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
  • паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
  • ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
  • денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;
  • депозиты в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в кредитных организациях;
  • иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;
  • ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Правительство Российской Федерации может устанавливать дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.
Инвестиционный портфель – активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом Российской Федерации управляющей компании по одному договору доверительного управления и обособленные от других активов.
Инвестиционный портфель формируется управляющей компанией в соответствии с инвестиционной декларацией, являющейся неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, и дополнительными ограничениями, установленными Правительством Российской Федерации.
«Молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве) – граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию либо негосударственный пенсионный фонд. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.
Наследование пенсионных накоплений
Накопительная пенсия не наследуется по законам наследования, а передается правопреемникам умершего гражданина.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – коммерческая организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное, а также обязательное пенсионное страхование.
На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников НПФ в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионные накопления – это средства, которые формируются за счет:

  • сумм страховых взносов работодателя на накопительную пенсию сотрудника в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, в том числе в рамках Программы государственного софинансирования (от самого гражданина, государства и работодателя);
  • средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительную пенсию;
  • инвестиционного дохода, полученного в результате инвестирования указанных выше сумм.

Правопреемство пенсионных накоплений
Правопреемники могут получить средства пенсионных накоплений умершего гражданина, учтенные на его ИЛС, в случае, если смерть гражданина наступила до назначения ему накопительной пенсии или до перерасчета размера этой пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений. Правопреемниками признаются лица, указанные в заявлении гражданина о распределении средств пенсионных накоплений (договоре об обязательном пенсионном страховании, заключенном застрахованным лицом с негосударственным пенсионным фондом). Это заявление подается в Пенсионный фонд Российской Федерации (либо в НПФ). В отсутствие указанного заявления (договора) правопреемниками признаются родственники умершего гражданина, которым выплата средств пенсионных накоплений производится независимо от возраста и состояния трудоспособности в следующей последовательности:

  • в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супругу и родителям (усыновителям);
  • во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам. Для того чтобы получить эти средства, правопреемники должны обратиться с заявлением в территориальное отделение Пенсионного фонда в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.

Управляющая компания, отобранная по конкурсу (в обиходе – частная управляющая компания, ЧУК) – это юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Отобрана по конкурсу для осуществления инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с заявлениями граждан о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании).
Осуществлять доверительное управление средствами пенсионных накоплений имеют право только те управляющие компании, с которыми ПФР заключил договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений.
Неотъемлемой частью договора доверительного управления является инвестиционная декларация управляющей компании, которая устанавливает цель инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей ПФР, инвестиционную политику управляющей компании, а также состав и структуру ее инвестиционного портфеля.
Управляющая компания вправе предложить несколько инвестиционных портфелей. По каждому инвестиционному портфелю ПФР заключает с управляющей компанией отдельный договор доверительного управления.
Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц – разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности и доходности. Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на прирост средств, переданных ей в доверительное управление.

Договор обязательного пенсионного страхования (или договор ОПС) – это документ, на основании которого осуществляется взаимодействие застрахованного человека с пенсионным фондом. Каждый негосударственный фонд (НПФ) заключает со своими клиентами договор стандартной формы, которая утверждена Правительством.

Прежде чем заключить договор с негосударственным пенсионным фондом, полезно ознакомиться с характерными особенностями этого документа. Одновременно можно заключить договор только с одним фондом. Для того чтобы договор вступил в силу, нужно представить его в ПФР в течение месяца после подписания документа. Как только на расчетный счет НПФ поступят средства, договор начнет действовать. Пенсионные накопления переводятся в негосударственный фонд только после того, как в реестр застрахованных лиц вносится соответствующая запись.

ПФР рассматривает все поступившие по итогам года заявления от застрахованных граждан и принимает по ним решение. Если в течение года заключить договоры с несколькими фондами, то решение будет принято только по последнему (при условии, что заявление было составлено без нарушений), а значит, в реестр будут внесены данные именно об этом НПФ. После этого человек станет клиентом данного фонда, и пенсионные накопления будут перечислены на счет нового страховщика.

Любой пенсионный фонд, включенный в систему гарантирования прав застрахованных лиц и работающий с обязательным пенсионным страхованием (ОПС), не имеет права отказать обратившемуся застрахованному лицу в заключении договора. Из этого правила существует только одно исключение: НПФ имеет право приостановить процесс заключения договоров, уведомив об этом ПФР до 31 декабря текущего года. В этом случае с 1 января на срок не менее года фонд не будет заключать новых договоров, однако заключенные ранее продолжат действовать.

При заключении договора обязательного пенсионного страхования с НПФ не нужно забывать, что в случае смены фамилии или других данных, отраженных в страховом свидетельстве, нужно будет сообщить об этом не только в ПФР, но и в НПФ.

Клиент негосударственного фонда имеет право расторгнуть договор ОПС в одностороннем порядке. Для этого нужно сообщить о своем желании в НПФ, а также подать заявление о смене страховщика в территориальное отделение ПФР. В заявлении обязательно указывается пенсионный фонд, который клиент выбрал на смену старому. Получить на руки выкупную сумму при расторжении договора нельзя, то есть средства обязательно переводятся в другой НПФ или возвращаются в ПФР.

В том случае, если застрахованный человек умирает до момента назначения пенсии, правопреемники могут получить невостребованные средства накопительной части пенсии. В договоре ОПС можно указать, кто именно будет иметь право наследования. Эта информация также может быть отражена в специальном заявлении.

Настоящую форму можно распечатать из редактора MS Word (в режиме разметки страниц), где настройка параметров просмотра и печати устанавливается автоматически. Для перехода в MS Word нажмите кнопку .

Утвержден
приказом Минздравсоцразвития России
от 19.07.2010 N 523н (в редакции
приказа Минздравсоцразвития России
от 15.05.2012 N 539н)

Типовой договор об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом

(номер договора)

«

«

г.

(дата подписания договора)

(место заключения договора)

I. Общие положения

I. Общие положения

1. Негосударственный пенсионный фонд

,

(полное (сокращенное) наименование негосударственного пенсионного фонда)

далее именуемый фондом, действующий на основании лицензии от __________ N ________ на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному

страхованию, в лице

,

(фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица фонда)

действующего на основании устава фонда, с одной стороны, и

,

(фамилия, имя, отчество застрахованного лица, а также фамилия, имя, отчество застрахованного лица, которые были у него при рождении, страховой номер свидетельства обязательного пенсионного страхования)

далее именуемый застрахованным лицом, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.

II. Предмет договора

2. Фонд в соответствии с Федеральным законом от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»), страховыми правилами фонда и настоящим договором обязуется осуществлять деятельность страховщика по обязательному пенсионному страхованию, включающую аккумулирование и учет средств пенсионных накоплений, организацию их инвестирования, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, а также выплаты правопреемникам застрахованного лица.
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст.2071; 2001, N 7, ст.623; 2003, N 2, ст.166; 2007, N 50, ст.6247; 2009, N 52, ст.6454.

III. Права и обязанности фонда

3. Фонд имеет право:
1) представлять интересы застрахованного лица перед страхователем, уплачивающим страховые взносы на формирование накопительной части его трудовой пенсии;
2) направлять на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, _________ (не более 15 процентов) дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв после вычета вознаграждения, выплаченного управляющей компании (управляющим компаниям), и оплаты услуг специализированного депозитария.

4. Фонд обязан:
1) знакомить застрахованное лицо со страховыми правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями;
2) осуществлять учет средств пенсионных накоплений застрахованного лица и своих обязательств перед застрахованным лицом путем ведения пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и обеспечить целевое использование указанных средств;
2.1) Обеспечить обособленный учет на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица средств дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, дохода от их инвестирования;
3) направлять застрахованному лицу ежегодно, не позднее 1 сентября, информацию о состоянии его пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и результатах их инвестирования по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 марта 2010 года N 129н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2010 года N 16946), а также предоставлять застрахованным лицам информацию о видах выплат, финансируемых за счет средств пенсионных накоплений;
4) отражать на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица результаты инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, порядок расчета которых устанавливается Федеральной службой по финансовым рынкам;
_______________
Абзац восьмой подпункта 1 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2003 года N 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 45, ст.4388; 2006, N 2, ст.226; 2007, N 12, ст.1414; 2010, N 4, ст.407).
5) производить назначение, корректировку и выплату накопительной части трудовой пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7038) (далее — Федеральный закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений») страховыми правилами фонда и условиями настоящего договора;
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001; N 52, ст.4920; 2002, N 30, ст.3033; 2003, N 1, ст.13; 2004, N 27, ст.2711; N 35, ст.3607; 2005, N 8, ст.605; 2006, N 23, ст.2377, 2384; 2007, N 45, ст.5421; N 49, ст.6073; 2008, N 18, ст.1942; N 30, ст.3602, 3612; N 52, ст.6224; 2009, N 1, ст.27; N 18, ст.2152; N 26, ст.3128; N 27, ст.3265; N 30, ст.3739; N 52, ст.6454.
6) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, страховыми правилами фонда и настоящим договором;
7) осуществлять единовременную выплату средств пенсионных накоплений застрахованным лицам, указанным в статье 4 Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
8) передавать по поручению застрахованного лица средства его пенсионных накоплений в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
9) передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в случае смерти застрахованного лица за исключением случаев, когда указанные средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации подлежат выплате правопреемникам в соответствии со статьей 36_21 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»;
10) передавать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, включая доход от их инвестирования, в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда Российской Федерации о передаче средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и страховыми правилами фонда;

1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» («Закон»).
Законом вносится ряд изменений в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а именно в статью 7, которая определяет круг застрахованных лиц.
Новая формулировка статьи значительно расширяет круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию. Так, с момента вступления Закона в силу иностранные работники также считаются подлежащими пенсионному страхованию, т.е. работодатели будут обязаны отчислять в Пенсионный фонд 22% от заработка работника.
Под действие данной статьи попадают иностранные работники, если выполняются три условия:
1. они обладают статусом временно пребывающих или временно проживающих на территории РФ;
2. с такими работниками заключен срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев или трудовой договор на неопределенный срок;
3. они не являются высококвалифицированными специалистами.
Таким образом, чтобы избежать дополнительных расходов на обязательное пенсионное страхование работников, которые были ранее освобождены от него, рекомендуем принять следующие меры:

  • заключать с такими работниками трудовые договоры на срок не более 5 месяцев (при этом уведомлять ФМС России о расторжении трудового договора не требуется, если иностранный работник не является гражданином стран СНГ и не выбывает в страну гражданства для постоянного проживания);
  • получить для таких работников статус высококвалифицированного специалиста, который помимо освобождения от пенсионного страхования предоставляет иные льготы для работника и работодателя.