Оптимизация системы налогообложения

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Елисеева О.В. 1 1 Саранский кооперативный институт (филиал) АНОО ВО Центросоюза РФ «Российский университет кооперации» В настоящей статье рассматриваются различные варианты налогообложения предприятий малого бизнеса. Рассмотрен порядок отнесения предприятий к категории малого бизнеса. Отмечается, что в современной экономике налоговые платежи являются основным доходом государства. За счет налоговых поступлений реализуются государственные и социально ориентированные программы, содержатся бюджетные и муниципальные учреждения, функционирует само государство, то есть формируется государственный бюджет. Рассмотрены налоговые режимы, которые могут применять предприятия малого бизнеса на законодательном уровне, представлена сравнительная характеристика различных налоговых режимов. Делается вывод о том, что упрощенная система налогообложения – выгодный налоговый режим для предприятий малого бизнеса. При выборе оптимального налогового режима предприятия малого бизнеса могут наперед определить влияние выбранного режима налогообложения на конечный финансовый результат, так как при этом могут быть учтены и затраты, и выручка, и доходы, и расходы. По итогам исследования сделан вывод о том, что представители налоговых органов должны способствовать оптимальному налогообложению предприятий малого бизнеса, принимая во внимание, какую важную роль они играют для экономики страны в целом и региона в частности. С этой целью налоговики должны проводить обучающие семинары и разъяснительные беседы с бухгалтерами малых предприятий по оптимизации налогов и выбора наиболее подходящего налогового режима. 404 KB малый бизнес налогообложение оптимизация налоги финансовый результат 1. Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» . Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 24.10.2018). 2. Бушева А.Ю., Елисеева О.В. Изменения в бухгалтерском и налоговом учете субъектов малого предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2016. № 6–1. С. 149–153. 3. Статья 378.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) . Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 24.10.2018). 4. Бушева А.Ю., Васильева Е.А., Елисеева О.В. Актуальные изменения в бухгалтерском и налоговом учете // Кризис XXI века. Вчера. Сегодня. Завтра: материалы международной научно-практической конференции. 2014. С. 25–27. 5. Налог на профессиональный доход с 1 января 2019 года // Упрощенка . Режим доступа: https://www.26-2.ru/art/352438-nalog-na-professionalnyy-dohod-s-1-yanvarya-2019-goda (дата обращения: 24.10.2018).

В современной экономике налоговые платежи являются основным доходом государства. За счет налоговых поступлений реализуются государственные и социально ориентированные программы, содержатся бюджетные и муниципальные учреждения, функционирует само государство, то есть формируется государственный бюджет. Взаимосвязь государственного бюджета и налоговых платежей обусловлена фискальным характером налогов, поэтому вопросы начисления и уплаты налоговых платежей являются одними из важнейших в финансовой деятельности российских экономических субъектов. Налоговая система Российской Федерации представлена налогами, сборами, пошлинами, взносами и другими платежами, которые в установленном порядке взимаются с юридических и физических лиц на территории страны. Налоги являются мощным инструментом управления экономикой и социальной политикой в современных условиях.

Иными словами, за счет налоговых платежей, различных сборов и пошлин пополняется бюджетная система РФ, что имеет большое значение для выполнения социальной миссии государством. Следует отметить, что кроме налоговых поступлений, в Российской Федерации функционируют государственные внебюджетные фонды, основным источником функционирования которых являются страховые взносы.

В современной экономической среде предприятия малого бизнеса играют значительную роль в развитии экономики страны. Наравне с крупными предприятиями-производителями они определяют темпы экономического развития, конкурентоспособность, конъюнктуру рынка, качество продукции, работ и услуг. Это все объясняется особенностями и видами деятельности малого бизнеса.

Безусловно, как и все коммерческие предприятия, малое предпринимательство своей целью ставит получение прибыли. Однако, в отличие от крупных коммерческих предприятий, предприятия малого бизнеса более экономически гибки и свободны в принятии решений. Кроме того, предприятия малого бизнеса менее затратные в осуществлении своей уставной деятельности, особенно это касается расходов на управление; не требуют большого первоначального капитала, но при этом отличаются высокой оборачиваемостью собственного капитала.

Не менее важную миссию предприятия малого бизнеса выполняют в обеспечении и предоставлении рабочих мест; насыщении рынка современными товарами и услугами. Можно констатировать факт, что предприятия малого бизнеса являются базовой основой рыночного хозяйства, так как играют немаловажную роль в развитии цивилизованных рыночных связей между производителями и потребителями, удовлетворяя последних в товарах, работах и услугах.

С 1 декабря 2018 г. Федеральным законом от 03.08.2018 № 313-ФЗ в ч. 1 ст. 4 вносятся следующие изменения. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели .

В настоящее время субъекты малого бизнеса подразделяются на малые, средние и микропредприятия. Для признания предприятия субъектом среднего и микробизнеса установлены другие стоимостные барьеры и показатели численности работников .

Отметим, что существуют три вида предприятий малого бизнеса. Критерии их отнесения к тому или иному виду зависят от численности штатных работников данного предприятия и дохода, который определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам.

Итак, рассмотрим типы субъектов малого предпринимательства:

– микропредприятия. К ним относятся предприятия малого бизнеса с численностью работников до 15 человек включительно и предельного дохода за отчетный год 120 млн руб.;

– малое предприятие. К ним относятся предприятия малого бизнеса с численностью работников до 100 человек включительно и предельного дохода за отчетный год 800 млн руб.;

– среднее предприятие. К ним относятся предприятия малого бизнеса с численностью работников до 1000 человек включительно и предельного дохода за отчетный год 2 млрд руб.

Для государства в целом развитие малого предпринимательства актуально еще с 1990-х гг., так как он повышает производительность страны, экономический рост, занятость населения, что привносит немалый вклад в экономику государства. Для привлекательности заинтересованности населения в сферу малого бизнеса государство ввело закон о возможности применения предприятиями малого бизнеса специальных налоговых каникул. Да и если процент малого бизнеса в экономике будет прогрессировать, то возрастут поступления пошлин в доходы государственного бюджета.

В сфере рыночной экономики субъекты малого предпринимательства функционируют наряду с крупными и средними предприятиями. Но из всего вышесказанного самым важным считается, что предприятия малого бизнеса являются эффективным источником доходов государства и бюджетной системы страны в целом.

Не секрет, что для многих государств развитие малого предпринимательства играет важную роль, ведь фактически, именно малое предпринимательство обеспечивает большую часть внутреннего валового продукта любого развитого государства. Именно по этой причине такой стратегически важный и необходимый вид бизнеса тщательно оберегается и поддерживается государствами. Правительство Российской Федерации так же предпринимает попытки по улучшению качества жизни для процветания малого бизнеса.

В силу сложившихся негативных тенденций, санкций и финансового кризиса в российской экономике предприятия малого бизнеса имеют высокую степень неопределенности в бизнесе и несут большие риски при осуществлении предпринимательской деятельности. Сложившаяся ситуация в экономике страны требует четкого подхода к планированию предпринимательской деятельности и выбору налогового режима. Для реализации своих целей предпринимателям необходимо разрабатывать несколько вариантов плановых решений. Одним из них является налоговая оптимизация, которая может быть достигнута в результате выбора оптимального налогового режима.

Таким образом, целью исследования является научный обзор налоговых режимов, возможных к применению на предприятиях малого бизнеса, влияние налогового режима на финансовый результат и выявление оптимального налогового режима.

Материалы и методы исследования

В настоящее время предприятия малого бизнеса имеют право применять различные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Рассмотрим каждый из них.

Общая система налогообложения

Данная система налогообложения является самой сложной из всех существующих в РФ. Она отличается большим количеством налогов: налог на прибыль – 20 %, налог на добавленную стоимость – 10 % или 18 %, налог на имущество не менее 2,2 %, налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей – 13 %.

Общая система налогообложения определяется предприятию или индивидуальному предпринимателю автоматически при регистрации бизнеса, если при регистрации или в течение последующих 30 дней не был выбран любой другой режим налогообложения, то есть общий налоговый режим определяется автоматически при регистрации предприятия или индивидуального предпринимателя.

Упрощенная система налогообложения

При этом варианте налогового режима все уплачиваемые налоги при общей системе налогообложения заменяются уплатой одного налога, а именно либо 6 % с суммы полученного дохода, либо 15 % с суммы учтенного дохода, из которого вычтены произведенные расходы. Объект налогообложения предприятиями определяется самостоятельно.

В настоящее время упрощенную систему налогообложения могут применять предприятия малого бизнеса, у которых доходы по итогам отчетного года не превышают 150 млн руб., балансовая стоимость основных средств менее 150 млн руб., численность работников менее 100 чел. Действующие предприятия могут перейти на данный налоговый режим только с 1 января следующего года, при этом необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию до 31 декабря текущего года.

Если предприятием или индивидуальным предпринимателем выбран объект налогообложения «Доходы – расходы» и при этом по итогам отчетного года расходов было произведено больше, чем получено доходов, то в такой ситуации уплачивается минимальный налог 1 % с суммы полученных доходов. В последующие отчетные периоды, а именно в течение 10 лет, сумму полученного убытка можно будет включить в расходы отчетного года.

Единый налог на вмененный доход

Этот налог уплачивается в размере 15 % от величины вмененного дохода. При исчислении и уплате ЕНВД за основу берется размер вмененного дохода, который устанавливается Налоговым кодексом РФ, при этом реальный доход малого предприятия во внимание не берется. Данный налоговый режим может применяться при осуществлении определенных видов деятельности, например розничная торговля, оказание различных видов услуг и др.

На размер вмененного дохода влияет произведение двух показателей: базовой доходности и величины физического показателя (численность работников, площадь объектов или количество транспортных средств). Ежемесячная доходность установлена в п. 3 ст. 346.29 НК РФ, и она каждый год корректируется на федеральный коэффициент К1 (в настоящее время его значение 1,868) и региональный коэффициент К2, который не может быть больше 1 и меньше 0,005.

Единый сельскохозяйственный налог

Данный налоговый режим определяет объектом налогообложения разницу между полученными доходами и произведенными расходами по ставке 6 %. Такой налоговый режим могут выбрать предприятия малого бизнеса, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции. Соответственно, те предприятия, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции или ее поставкой, данный налог применять не могут.

Патентная система налогообложения

Воспользоваться патентом могут только индивидуальные предприниматели. Такую систему налогообложения сложно отнести к настоящей системе налогообложения, так как при патентной системе налогообложения практически не ведется полноценный бухгалтерский учет, не сдается налоговая декларация. Расчет налога при этом осуществляется в момент приобретения патента. Патент можно приобрести на срок от одного до двенадцати месяцев.

Следует напомнить, что индивидуальные предприниматели при патентной системе налогообложения должны платить страховые взносы за работников в размере 20 % на пенсионное страхование. На медицинское и социальное страхование взносы не осуществляются. Однако такая льгота не действует на патенты по осуществлению розничной торговли, общественному питанию и сдаче недвижимости в аренду.

Отметим, что предприятия малого бизнеса могут совмещать общую систему налогообложения только с единым налогом на вмененный доход и патентной системой налогообложения. При этом требуется ведение учета доходов и расходов раздельно, то есть по каждому виду деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение

Главным позитивным изменением в сфере налогов следует признать гарантии со стороны государства о неизменности правил и процедур налогообложения в течение ближайших шести лет, начиная с 2019 г. Положительным фактором для бизнеса является отмена налога на движимое имущество с 1 января. Уплачивать налог на движимое имущество в 2018 г. обязаны малые предприятия, применяющие ОСНО.

На предприятиях малого бизнеса, которые работают на ЕНВД и УСН, обязанность уплаты налога не распространяется, они должны перечислять имущественный налог, рассчитываемый по кадастровой стоимости, по недвижимости, используемой в производственной деятельности (если она входит в перечень, определяемый согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ) .

Сбор был введен в этом году, он уплачивается по ставке 1,1 % от среднегодовой стоимости движимого имущества. Наличие этого бремени способствует сдерживанию инвестиционной активности предприятий. А ведь порядка 70–80 % основных средств, числящихся на балансовом учете компаний, приходится на долю движимого имущества в виде вложений в оборудование, машины, механизмы, транспорт, вычислительную и измерительную технику и другие активы. Поэтому с отменой этого налога следует рассчитывать на рост капиталовложений предприятий в оборудование.

Еще одним послаблением для малого и среднего бизнеса в 2019 г. станет возможность расширения сферы своей деятельности за счет изменения критериев перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Такая возможность представляется малому бизнесу по причине повышения лимита выручки с 60 млн руб. до 150 млн руб. По нашим оценкам, порядка 16–18 тыс. предприятий с 2019 г. смогут перейти с общего режима на УСН, что, безусловно, будет способствовать снижению их фискального бремени.

К числу значимых мер налогового регулирования и администрирования следует отнести инвентаризацию налоговых льгот и преференций на предмет их эффективного применения. Налоговые послабления, действующие в России, недостаточно стимулируют вовлечение предприятий в инновационную деятельность. Наличие большого числа неэффективных льгот создает предпосылки для сокрытия доходов. Послабления должны быть существенными, выгодными, продолжительными и стабильными, для того чтобы способствовать созданию и развитию огромного количества инновационных структур.

В 2019 г. не получится избежать некоторого роста налоговой нагрузки на бизнес и граждан. Так, например, повышение с 1 января федерального и регионального минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины прожиточного минимума потребует увеличения заработных плат. Это в итоге приведет к росту налоговых отчислений и налоговой нагрузки по НДФЛ и страховым взносам, так как размер этих сборов напрямую зависит от величины оплаты труда. При этом, безусловно, повышение МРОТ до прожиточного минимума – важная социальная мера.

С 1 января 2019 г. повышается налог на добавленную стоимость – с 18 до 20 %. При этом льготная ставка НДС в размере 10 % останется на прежнем уровне, что не скажется на росте цен товаров первой необходимости и повседневного спроса. Также следует отметить, что повышение НДС не затронет малый бизнес, который переведен на специальный налоговый режим. Напомним, что с 2015 г. плательщики НДС в обязательном порядке обязаны сдавать налоговую декларацию в электронном виде через Интернет . Увеличение НДС обеспечит дополнительные поступления в бюджет в размере более 500 млрд руб. Однако рост сборов на 2 % в текущих условиях будет болезненным. Повышение налога на добавленную стоимость разгонит инфляцию на 0,8–1,2 п.п. Поэтому от государства потребуются дополнительные меры поддержки отечественных предприятий .

Еще одним новшеством станет появление налога на профессиональный доход для самозанятых, уплачиваемый по упрощенной схеме без составления и представления отчетности в налоговую инспекцию. Новый сбор вводится в пилотном режиме в четырех регионах страны: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Налог по низкой ставке необходим для вывода самозанятых из «тени», а также для увеличения поступлений в бюджет. Размер сбора будет зависеть от того, кому самозанятые граждане оказывают услуги. Если физическим лицам, то ставка составит 2,5 % от дохода, если же юридическим лицам – то 4,5 % .

Выводы

В результате проведенного исследования установлено, что упрощенная система налогообложения – выгодный налоговый режим для предприятий малого бизнеса. При выборе оптимального налогового режима предприятия малого бизнеса могут наперед определить влияние выбранного режима налогообложения на конечный финансовый результат, так как при этом могут быть учтены и затраты, и выручка, и доходы, и расходы.

Считаем, что специалисты федеральных налоговых служб должны быть заинтересованы в оптимальном налогообложении предприятий малого бизнеса, принимая во внимание, какую важную социально значимую роль они играют для экономики страны. С этой целью налоговики должны проводить обучающие семинары и разъяснительные беседы с бухгалтерами малых предприятий по оптимизации налогов и выбору наиболее подходящего налогового режима.

Библиографическая ссылка

Елисеева О.В. ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ // Фундаментальные исследования. – 2018. – № 11-2. – С. 222-226;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42327 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В основе оптимизации налоговой нагрузки и минимизации налогов, лежит налоговое планирование.

По мере развития налоговой культуры плательщиков в налоговой терминологии все чаще стали появляться такие термины, как «налоговое планирование», «избежание налогов», «обход налогов», «налоговая оптимизация», «минимизация налогов» и т.д. Многие смешивают понятия планирования, минимизации и оптимизации.

Цель этой странички – ознакомить Вас с налоговой оптимизацией.

  • Налоговая оптимизация;
  • Минимизация налогов;
  • Минимизировать налоговые платежи;
  • Использование оптимизационных подходов;
  • Примеры методов оптимизации;
  • Услуги по налоговой оптимизации.

Налоговая оптимизация

Налоговая оптимизация лежит в основе налогового планирования. Оптимизация налогообложения — это организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений, с целью увеличения денежных потоков компании за счет минимизации налоговых платежей.

Оптимизация налогообложения предполагает: минимизацию налоговых выплат (в долгосрочном и краткосрочном периоде при любом объеме деятельности) и недопущение штрафных санкций со стороны фискальных органов. Это достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов, что неразрывно связано с налоговым планированием.

  • О штрафных санкциях Вы можете прочитать на страничке «Штрафные санкции за нарушения налогового законодательства»;
  • Об использовании методов оптимизации читайте на страничке «Использование схем оптимизации и причины их неудачного внедрения;
  • О том как оценить свои риски при использовании оптимизационных схем читайте на страничке «Оптимизационные схемы и их риски применения»

Оптимизация налогов включает в себя:

  • проверку схем налогообложения, разработанных специалистами Вашего предприятия;
  • устранение системных ошибок в налоговом учете и обеспечение требуемого качества первичных документов;
  • законная минимизация налогов — разработка новой модели уплаты налогов и реформирование договорной базы и учетной политики;
  • консультации по налогообложению отдельных хозяйственных операций;
  • экспертные заключения по неурегулированным законодательством или спорным вопросам налогообложения;
  • консультации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;
  • консультации по вопросам устранения двойного налогообложения при осуществлении ВЭД;
  • оценка рисков при применении оптимизационных схем.

Минимизация налогов

«Минимизация налогов» — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. В результате складывается казусная ситуация: корпоративные менеджеры, которые должны стремиться увеличить размер чистой прибыли, с помощью юристов, бухгалтеров и финансовых консультантов прилагают нередко значительные усилия для того, чтобы уменьшить размер «налогооблагаемой прибыли».

Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия. Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать «переплаты» налогов в каждый конкретный момент времени, пусть не намного, но, как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям, в том числе и к банкротству предприятия. Ситуация, когда предприятие платит налоги без анализа, т. е. следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, свидетельствует о том, что над налоговым планированием на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает прямо пропорциональной и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Не забывайте, что правильное налоговое планирование должно помочь не только сократить налоги, но и устранить возможные ситуации «доначисления налогов» при проверке контролирующими органами.

О налоговых проверках можете прочитать в статье «Налоговые проверки для Юр.и Физ.Лиц.»

Наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Такой подход включает в себя слаженную работу команды юристов, бухгалтеров и финансистов, включая специалистов имеющих разнопрофильное образование.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения и существованием пробелов или неясностей в законодательстве, ввиду невозможности просчета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате налогов.

Все методы оптимизации складываются в оптимизационные схемы. Ни один из методов сам по себе не приносит успеха в налоговом планировании. Лишь составленная грамотно и с учетом всех особенностей схема, позволяет достичь поставленной цели. Напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред. Очевидно, что методы оптимизации имеют непосредственное практическое значение, имея отражение в оптимизационных схемах.

Любая схема перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям:

  • разумность;
  • эффективность — это оптимальность использования в схеме всех возможностей оптимизации налогов;
  • соответствие требованиям законодательства (прежде всего налоговому кодексу) — учет всех возможных правовых последствий использования схемы, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов;
  • автономность — схема рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации;
  • надежность — это устойчивость схемы к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу;
  • безвредность — предполагает избежание возможных негативных последствий от использования схемы внутри предприятия.

Минимизация налоговых платежей

Минимизировать налоговые платежи возможно и криминальными методами. Некоторые считают. Что цель минимизации имеет наивысшим результатом нулевое значение налоговых обязательств. Если идти по этому пути, то лучшим вариантом может оказаться полное прекращение предпринимательской деятельности и избавление от имущества. Конечно, о такой минимизации мы речи не ведем.

В последнее время сформировалась устойчивая тенденция абсолютной минимизации налогов многих предприятий.

Все предприятия, минимизирующие налоги, можно условно разделить на две категории:

  • первая группа – предприятия, оказывающие услуги по минимизации налоговых обязательств, которые, зачастую, входят в состав какого-либо конвертационного центра, работающего с использованием фиктивных субъектов предпринимательской деятельности.
  • вторая группа – это существующие предприятия, осуществляющие хозяйственную деятельность использующие в своей деятельности различные схемы минимизации в рамках законодательства.

О конвертационных центрах мы речи не ведем, поскольку не относим их к методу оптимизации. Такая деятельность не дает истинной оптимизации и может привести только к большей ответственности, в т.ч. уголовной.

Использование оптимизационных подходов

Использование оптимизационных подходов в налоговом планировании требует четкого определения ограничений и критериев налоговой оптимизации.

Распространенные оптимизационные подходы:

1. Наиболее распространенным подходом является выбор в качестве критерия оптимизации минимума налоговых платежей в течение налогового периода.

В отечественном налогообложении такой подход обычно квалифицируется как «минимизация налогообложения» (о которой мы уже упоминали). Вместе с тем, в мировой практике минимизация налогов включает в себя как законные (налоговое планирование), так и незаконные (уклонение от налогообложения) методы уменьшения налоговых платежей. Видимо, по этой причине термин «минимизация» имеет в Украине ярко выраженный негативный «имидж» и практически однозначно приравнивается контролирующими органами к уклонению от налогообложения. На данной страничке, мы только знакомим Вас с предлагаемым к рассмотрению материалом и не призываем к уклонению от уплаты налогов и платежей. Мы обращаем Ваше внимание на значимость планирования в своей деятельности, в том числе и планирования налоговой нагрузки. Призываем Вас к оптимизации своего налогообложения всеми доступными обоснованными законными методами.

О системах налогообложения читайте на страничке «Системы налогообложения для Юридических лиц»

Минимум налоговых платежей является критерием налоговой оптимизации только при выполнении следующих требований:

  • во-первых — строгое соблюдение действующего законодательства (то есть минимизация должна осуществляться исключительно законными методами);
  • во-вторых — достижение запланированного уровня конечного финансового результата.

2. В качестве критерия может быть избран минимум налоговой нагрузки (соотношение: сумма налоговых обязательств по всем налогам и сборам к доходу или бухгалтерской прибыли предприятия). При этом в качестве ограничений выступит минимально допустимый объем продаж, что обеспечивает сохранение конкурентных позиций предприятия.

3. Критерием оптимизации может быть также обеспечение равномерности формирования налоговых обязательств в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами при обеспечении запланированного уровня прибыли.

4. Этот подход основан на оперировании финансовыми потоками при достижении запланированного дохода (разделение потоков на нескольких субъектов предпринимательской деятельности, в т.ч. на предпринимателей).

5. Еще одним вариантом налоговой оптимизации может быть максимум финансового результата при ограничении максимальной суммы уплачиваемых налогов или максимально допустимого приращения налоговых платежей на единицу прироста финансового результата.

Перечень подходов к установлению критериев и ограничений налоговой оптимизации можно продолжить в зависимости от целей предприятия, определяемых его общей стратегией и тактикой, а также от конкретных условий хозяйствования, интересов учредителей и т.д.

Примеры методов оптимизации

Теория без примеров не эффективна, поэтому для более эффективного восприятия материала предлагаем рассмотреть примеры.

Пример. Зарплата выплачивается через договора аренды с сотрудниками

Предприятие с целью минимизации расходов, связанных с наймом и оплатой труда персонала, заключает со своими работниками договора по аренде у них автомобилей, компьютеров и других инструментов. Таким образом предприятие сокращает расходы, связанные с выплатой подоходного налога и социальных взносов. Данная схема, в принципе, является законной. Однако единственной целью таких операций является минимизация налогов, которая может быть воспринята налоговыми органами как уход от их уплаты. Поэтому существует высокая вероятность возникновения споров и судебных разбирательств. Кроме того, компаниям достаточно сложно применять такую схему.

  • во-первых — не у всех сотрудников достаточно ценного имущества для таких операций, а слишком большой объем договоров аренды с физическими лицами практически однозначно вызовет заинтересованность контролирующих структур.
  • во-вторых — экономия на «зарплатных» налогах, компания теряет на НДС из-за невозможности принять к вычету «входной» НДС, поскольку договор аренды заключен с физическим лицом (неплательщиком НДС)».

Пример. Дробление бизнеса

Если компания, выводит часть объема осуществляемых услуг, в отдельную организацию, и это действительно обособленное юридическое лицо, реально оказывает данные услуги, то проблемы нет. В таком случае ситуация соответствует фактическим отношениям сторон. При этом, единственной целью является оптимизация налогов, однако налоги — это тоже часть затрат предприятия, и в рамках предпринимательской деятельности такие действия являются допустимыми. В то же время, если дробление на компании происходит только по критерию «размер», а все предприятия ведут одну деятельность и централизованно управляются, то единственной целью такого дробления является уклонение от налогов, соответственно законность такого метода сомнительна. Если же бизнес дробится по различным профилям и это связано с оптимизацией хозяйственной деятельности и налоговой нагрузки, приближением производственных мощностей к рынкам сырья или сбыта и т. д., то это законно, даже если совокупная налоговая нагрузка уменьшается.

Подчеркиваем, что если компания разделяется на две, чтобы получить налоговый эффект, и это единственная деловая цель, то налицо будет уклонение от налогов. Доктрина деловой цели предполагает, что такой целью не может признаваться одно лишь уменьшение налогов. Деловой целью, например, может быть повышение эффективности управления затратами. Это касается и примера перевода сотрудников в штат других организаций. Перевод должен быть коммерчески обоснован, а действия налогоплательщика — обусловлены реальными экономическими причинами, но никак не налоговыми.

При осуществлении налоговой оптимизации особенно часто прибегают к использованию упрощенной системы налогообложения в целях налогового планирования. Напомним, что при использовании упрощенной системы налогообложения, единого налога, минимизация происходит, как правило, по следующим направлениям:

  1. Компания дробит свой бизнес, чтобы каждое подразделение соответствовало определению малого предприятия и платило налоги по упрощенной системе.
  2. Холдинг создает предприятия, работающие по упрощенной системе, для выполнения сервисных функций (уборка офисов, погрузочно-разгрузочные работы, техническое обслуживание оборудования).
  3. Предприятие реализует продукцию через предпринимателя – единщика, продавая ему продукцию с минимальной наценкой, чтобы перевести налоговую нагрузку на физическое лицо «на упрощенке».

На сегодня эта схема особо актуальна, т.к. ставка налога на едином налоге с 2012 г. снизилась и стала особо благоприятной для юридических лиц.

Подытоживая вышесказанное, налоговое планирование предприятия, в том числе — любой применяемый метод оптимизации налоговой нагрузки, должен осуществляться согласно норм действующего законодательства. Осуществляемая оптимизация должна быть экономически оправданной. В конечном счете, она должна основываться на увеличении Вашей прибыли, а не служить единственной цели – «минимизации налогов». Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг», используя практический опыт и знания квалифицированных специалистов в области налогообложения, может помочь осуществить налоговое планирование и оптимизацию Вашей деятельности.

Если Вашей компании понадобятся услуги налогового планирования и оптимизации, то используя возможности наших налоговых консультантов, Вы сможете получить полноценный анализ Ваших бизнес процессов с точки зрения налогового законодательства. В результате такого анализа, нами могут будут выявлены существующие нарушения, налоговые риски, а также будут представлены рекомендации по налоговой оптимизации.

Проводя оптимизацию налогообложения, Ваша организация не только снизит объемы платежей по основным налогам, но и приобретет имидж добросовестного налогоплательщика в глазах государственных органов и партнеров. Рекомендуется проводить оптимизацию налогообложения в комплексе с консалтинговыми услугами, чтобы привести в соответствие с изменениями договорную базу предприятия, а также внутренние организационные документы, элементы учетной политики и систему внутреннего контроля.

Услуги по налоговой оптимизации

Специалисты нашей компании готовы предложить Вам оценку рисков вашего бизнеса, оценку возможности снижения налоговой нагрузки, предоставить услуги по налоговому планированию и оптимизации

1. Налогово-правовая экспертиза Вашей деятельности.

Целью экспертизы является:

  • выявление существующих и возможных налоговых и имущественных рисков Заказчиков;
  • предоставление рекомендаций по снижению выявленных и потенциальных рисков Заказчика;
  • снижение налогового бремени Заказчика услуг.

Для достижения поставленных целей осуществляется анализ деятельности вашего предприятия, его взаимоотношения с контрагентами и сотрудниками. Изучаются первичные учетные документы, внутренние стандарты заказчика, положения об учетной политике и премировании и т.п.

По окончании работ заказчику предоставляется налогово-правовой обзор его деятельности, в котором раскрываются выявленные и потенциальные налоговые и имущественные риски, предоставляются рекомендации по их уменьшению, а также излагаются способы снижения налоговых издержек предприятия (налоговая оптимизация).

2. Оценка налоговых последствий совершаемых сделок

По запросу заказчика мы готовы проанализировать налоговые последствия сделок, совершаемых или запланированных предприятием. Внимание уделяется не только отдельным сделкам, но и совокупности хозяйственных операций. Если вы планируете маркетинговую компанию, собираетесь осуществлять нетипичную для вас деятельность или отдельные операции, либо планируете реструктуризацию вашего бизнеса, рекомендуем вам сначала обратиться к нам. Наши специалисты окажут Вам услуги налогового планирования, помогут избежать ошибок и финансовых потерь.

Квалифицированные специалисты Компании «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» достаточно опытны для разработки индивидуальных моделей налогообложения предприятий разного рода деятельности и оперативно решают задачи с наиболее выгодным результатом для Вашей организации.

Компания «Аудит. Бухгалтерия. Аутсорсинг» предлагает Вам свои услуги ведения бухгалтерского и налогового учета, услуги постановки и восстановления учета. Бухгалтерские и аудиторские услуги. Обратившись к нам, Вы останетесь довольны качеством наших услуг.


Если у Вас возникли вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам. С нашей новой услугой — online консультаций, мы можем ответить на все Ваши вопросы по skype.

Оптимизация налогообложения

Главная > Услуги > Список услуг > Налогообложение > Оптимизация налогообложения

Налоговая оптимизация — это деятельность налогоплательщика по снижению его налоговых выплат.

На сегодняшний день существует множество методов достижения разумных объёмов налоговых платежей. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, организация, выделяющаяся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговая оптимизация предполагает коррекцию размеров и структуры налогов со всех точек зрения.

Ни один из методов сам по себе не приносит успеха. Только грамотно разработанная с учетом всех особенностей законодательства система позволяет достичь намеченного результата; напротив, некачественная схема налоговой оптимизации может нанести компании ощутимый вред.

Любой метод налоговой оптимизации перед внедрением проверяется на соответствие нескольким критериям: разумности, эффективности, соответствия требованиям закона, автономности, надежности, безвредности.

Эффективность — это полнота использования всех возможностей минимизации налогов.

Соответствие требованиям закона — учет всех возможных правовых последствий использования данного метода, продуманность механизмов реагирования на изменение действующего законодательства или на действия налоговых органов.

Автономность – метод налоговой оптимизации рассматривается с точки зрения сложности в управлении, подконтрольности в применении и сложности в реализации.

Надежность — это устойчивость к изменению внешних и внутренних факторов, в том числе к действиям партнеров по бизнесу.

Наконец, безвредность предполагает избежание возможных негативных последствий от использования налоговой оптимизации внутри предприятия.

Минимизация налогов — термин, который вводит в заблуждение. В действительности, конечно, целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение прибыли предприятия после налогообложения. Цель минимизации налогов — не уменьшение какого-нибудь налога как такового, а увеличение всех финансовых ресурсов предприятия.

Оптимизация налоговой политики предприятия позволяет избежать переплаты налогов в каждый данный момент времени, а как известно, сегодняшние деньги гораздо дороже завтрашних. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.

Ситуация, когда предприятие платит налоги, следуя букве закона формально, без привязки к особенностям собственного бизнеса, встречается все реже и свидетельствует о том, что над налогами на предприятии никто не работал.

Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов.

Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а оптимизация системы бухгалтерского и налогового учёта организации. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу.

Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат. Это обусловлено и предусмотренными в законодательстве налоговыми льготами, и наличием различных ставок налогообложения, и существованием пробелов или неясностей в законодательстве ввиду невозможности учета всех обстоятельств, возникающих при исчислении и уплате того или иного налога.

Всегда необходимо помнить о существенной разнице между двумя схожими методами снижения налогового бремени: уклонением от налогов и налоговой оптимизацией.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанное на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности. Умышленное не упоминание в налоговой декларации дохода является незаконным действием. Это — уклонение от налогов.

Налоговая оптимизация — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета. Это использование всяческих законных мер для минимизирования налогов.

При этом осуществлять оптимизацию налогообложения организации надо не после совершения какой-либо хозяйственной операции или окончания налогового периода, а до этого.

Одним из важнейших способов разработки разумной системы налогообложения организации является выбор учётной политики, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.

Закон обязывает организации самостоятельно сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета (п. 3 ст. 5 Закона).

В налоговом законодательстве такая обязанность не закреплена, однако в главах 21, 25, 26 и 26.4 НК РФ имеются отсылки к учетной политике в целях налогообложения (ст. 167, 248, 252, 339, 346.38 НК РФ и др.). В большинстве своем такое упоминание связано с тем, что налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику несколько вариантов учета элементов, используемых при формировании налоговой базы.

Многие бухгалтеры считают, что приказ об учетной политике — формальный документ, который нужно быстро написать, сдать налоговикам и забыть о нем. А между тем, грамотно ссылаясь на этот приказ, можно выиграть сложные, а порой и практически безнадежные судебные дела. Кроме того, разъяснения чиновников, посвященные учетной политике, позволяют сэкономить на налогах и сократить объем бумажной работы.

Льготы — одна из важнейших деталей налогового планирования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.

Некоторые льготы, казалось бы, не относящиеся к области деятельности непосредственно, становятся так называемыми косвенными льготами; компании попадают в число льготников по формальным причинам.

Налоговое законодательство предусматривает различные льготы: освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы.

Важно подчеркнуть, что оптимизация налогообложения предполагает снижение налоговых выплат в долгосрочном и краткосрочном периоде при недопущении штрафных санкций со стороны фискальных органов, что достигается правильностью начисления и своевременностью уплаты налогов.

Аудиторская организация предоставляет следующие услуги:
1. Оценка правильности определения налогооблагаемой базы.
2. Оценка правомерности применения налоговых льгот.
3. Оценка правильности расчета налоговых обязательств.
4. Расчет налоговых последствий для экономического субъекта в случаях некорректного применения норм налогового законодательства.
5. Налоговое сопровождение — текущее консультирование по вопросам применения норм налогового законодательства.
6. Экспертиза актов налоговых органов, касающихся вопросов налогообложения.
7. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения.
8. Защита интересов налогоплательщика в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
9. Задания, получаемые от государственных органов, связанные с налогообложением.
10. Постановка налогового учета.
11. Представительство интересов экономического субъекта в налоговых и других органах исполнительной власти.
12. Разработка и представление:
а) рекомендаций и предложений по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта;
б) оптимальных механизмов исчисления налогов с учетом особенностей экономического субъекта;
в) рекомендаций о полном и правильном использовании экономическим субъектом налоговых льгот;
г) предложений по созданию конкретного комплекса мер, направленных в рамках действующего законодательства на минимизацию уплачиваемых налогов и снижение налоговых рисков;
д) предварительного расчета налоговых платежей при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;
е) рекомендаций по достижению соответствия принципов налогового учета, применяемых отдельными подразделениями и филиалами, единой системе налогового планирования, действующей у экономического субъекта;
ж) рекомендаций и предложений по созданию системы внутреннего контроля экономического субъекта за правильностью исчисления налогов и сборов;
з) предложений по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований налогового законодательства.