Организации прекращающие свою деятельность в военное время

15 ноября в Компании «Респект» прошли публичные обсуждения результатов правоприменительной практики за 3 квартал 2017 года Главного управления МЧС России по РБ. По итогам мероприятия публикуем ответы на наиболее частые вопросы.

Вопрос:

Как организации разработать программу вводного инструктажа для работников по гражданской обороне? Как организовать его проведение и какие документы нужно оформить? Нужно ли его проводить в отношении уже работающих работников?

Ответ:

В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы.

Вводный инструктаж по гражданской обороне должен осуществляться специалистом компетентным в вопросах гражданской обороны, прошедшим соответствующую подготовку. (Вместе с тем, законодательством не определено где и какую именно подготовку должно пройти данное должностное лицо для осуществления вводного инструктажа).

Ответственного за проведение вводного инструктажа по гражданской обороне назначают отдельным приказом.

Разработку программы проведения вводного инструктажа осуществляет указанный работник.

При разработке программы проведения вводного инструктажа необходимо учесть специфику деятельности организации, а также особенности кадровой политики.

В качестве ориентира при разработки программы необходимо использовать Примерную программу курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, которую можно найти на сайте МЧС России.

Во всех случаях прохождение вводного инструктажа по гражданской обороне необходимо фиксировать документально. Для этих целей служит специальный журнал. В нем проставляют свои подписи обе стороны этого обязательного мероприятия.

Можно подробно рассказать о планировании и проведении учений. Как часто и какого плана учения надо проводить?

В инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 24.04.2013 N 284, указано следующее.

Подготовка органов управления и сил к решению задач гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на комплексных учениях (далее — КУ).

КУ продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях — 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов.

Подготовка органов управления и сил по достижению слаженности и оперативности в управлении действиями нижестоящих органов управления и сил при проведении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на командно-штабных учениях (далее — КШУ) или тактико-специальных учениях (далее — ТСУ).

КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года, в организациях — 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

ТСУ продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований организаций 1 раз в 3 года, а с участием сил постоянной готовности — 1 раз в год.

Порядок и правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, а также средств пожаротушения, имеющихся в организации?

В соответствии с Положением об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденным приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543, накопление запасов (резервов) СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью населения.

Обучение населения правилам хранения и использования СИЗ проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями в порядке, установленном постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Далее, средства коллективной защиты (далее – СКЗ) предназначены для защиты населения, личного состава сил гражданской обороны, аварийно-спасательных формирований, техники и имущества от воздействия оружия массового поражения, а также АХОВ при авариях на химически опасных объектах.

Средства коллективной защиты подразделяются на:

  • специально построенные защитные сооружения;
  • приспособленные (дооборудованные) под убежища и укрытия;
  • простейшие укрытия.

Специально построенные защитные сооружения – это убежища гражданской обороны и противорадиационные укрытия (далее – ПРУ).

Убежища создаются:

  • для работников наибольшей работающей смены организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
  • для работников объектов использования атомной энергии, особо радиационно опасных и ядерно опасных производственных объектов и организаций, обеспечивающих функционирование и жизнедеятельность этих объектов и организаций.

Противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений.

Укрытия создаются:

  • для работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, и населения, проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений;
  • для работников дежурной смены и линейного персонала организаций, расположенных за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений, осуществляющих жизнеобеспечение населения и деятельность организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне;
  • для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, расположенных в зонах возможных разрушений, а также для обслуживающего их медицинского персонала.

Проверки организаций в области ГО. Особенности таких проверок для СМП

Положением о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 N 305, предусмотрено следующее.

С учетом оценки вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны и тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установленных требований в области гражданской обороны деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подлежит отнесению к следующим категориям риска:

а) к категории высокого риска:

  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне;
  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;
  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты;
  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оборонно-промышленного комплекса;

б) к категории значительного риска:

  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне;

в) к категории среднего риска:

  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне;
  • деятельность организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих на своем балансе защитные сооружения гражданской обороны;

г) к категории низкого риска:

  • деятельность иных организаций — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в зависимости от присвоенной категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет.

В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Как провести курсовое обучение по гражданской обороне в организации? Нужно проводить курсовое обучение по гражданской обороне внутри организации для всех своих работников?

Такое обучение может провести сотрудник организации или специалист по МЧС на основании договора со сторонней организацией?

Если такое обучение проводит сотрудник организации, то где он берет программу, кто его контролирует?

В соответствии с подпунктом г) пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841, в целях организации и осуществления подготовки населения в области гражданской обороны организации организуют и проводят вводный инструктаж по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы

В организациях возникает сложность при разработке программы курсового обучения личного состава формирований и работников организаций в области гражданской обороны. При разработке указанных программ необходимо руководствоваться примерными программами обучения, разработанные и утвержденные МЧС России.

Вместе с тем, необходимо учитывать особенности деятельности организаций, но на практике происходит «копирование» программ, без индивидуального подхода к разработке.

К примеру, если объект относится к химически опасному объекту или находится в зоне химического заряжения (загрязнения), то необходимо учитывать данный риск при разработке программ.

Во многих организациях возникает вопрос по проведению обучения работников и личного состава формирований.

Обучение работников организаций в области гражданской обороны и личного состава формирований, создаваемых в организации, необходимо осуществляется на рабочем месте. Обучение с работниками организации проводит лицо, прошедшее обучение на курсах гражданской обороны, в учебно-методическом центре субъекта РФ или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций по 16-ти часовой программе.

Обучение аттестованного состава формирований проходит по программам подготовки спасателей в образовательных организациях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Руководители всех формирований проходят обучение на курсах гражданской обороны, в учебно-методических центрах или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций. Обучение личного состава в организации проводится по программе, рекомендуемой МЧС России. Подготовка делится на базовую и специальную. Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований, т.е. для каждого вида формирования разрабатывается индивидуально, базовая разрабатывается с учетом особенности организации.

Базовая подготовка проходит под руководством подготовленного в УМЦ лица, а практические и тактико-специальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах — командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.

При подготовке необходимо четко различать командно-штабные, тактико-специальные (с участием аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, формирований постоянной готовности) и комплексные учений и тренировок, необходимость их проведения, сроки, периодичность и цели учений и тренировок.

Что касается проведения сотрудниками организации или специалист в области ГО и ЧС на основании договора со сторонней организацией, необходимо также учитывать все вышеперечисленные требования.

Перед въездом на территорию многоквартирного жилого дома установлен шлагбаум. Отсутствие пожарного проезда к многоквартирному дому является нарушением? Что необходимо предпринять в данной ситуации?

Ответ:

Действующее законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности не устанавливает запрет на установку автоматических шлагбаумов при въезде на территории жилых многоквартирных домов и объектов иного назначения если для активации ручного режима работы автоматического шлагбаума предусмотрен специальный ключ, находящийся в помещении консьержа, ведущего круглосуточное дежурство посменно.

Проводятся ли обучение и практические занятия для воспитанников ДОУ и учеников школ? Кто их проводит?

Обучение и практические занятия для воспитанников ДОУ и учеников школ проводиться силами преподавателей, прошедших обучение по программе ПТМ, а также сотрудниками ФПС ГПС МЧС России.

Какие требования по ГО и ЧС предъявляются к организациям, не отнесённым к категории по ГО, и в каком документе это написано?

ГО

Статьей 9 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» определены полномочия организаций в области гражданской обороны:

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1. Планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны), утвержденного приказом МЧС России от 16.02.2012 № 70дсп план гражданской обороны разрабатывается для организации:

  • отнесенной ккатегории по гражданской обороне;
  • не отнесенные к категориям по гражданской обороне, продолжающие осуществлять деятельность в военное время;
  • отнесенные к категориям по гражданской обороне в связи с обеспечением выполнения мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают планы гражданской обороны.

Организации, прекращающие свою деятельность в военное время, собственные планы гражданской обороны не разрабатывают. Мероприятия по защите работников указанных организаций учитываются в планах соответствующих муниципальных образований.

2. Проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

Данное требование необходимо выполнять в случае продолжения организацией работу в военное время.

3. Осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

Предусмотрено Положением о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 N 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны».

4. Создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Предусмотрено Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС России от 01.10.2014 N 543.

  • Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.

Также, данные организации создают и поддерживают в состоянии готовности локальные системы оповещения.

ЧС

Статьей 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794, определены требования организациям, отнесённым к единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – единая система).

Так, функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными организациями согласно приложению положения РСЧС для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций.

Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ

от 26 июня 2018 г. N 258

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МЧС РОССИИ

ОТ 15.12.2002 N 583

Внести изменения в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317), с изменениями, внесенными приказами МЧС России от 09.08.2010 N 377 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 сентября 2010 г., регистрационный N 18377), от 22.12.2015 N 679 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 января 2016 г., регистрационный N 40682), от 01.08.2016 N 414 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 октября 2016 г., регистрационный N 43939) и от 03.04.2017 N 146 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 апреля 2017 г., регистрационный N 46480) согласно приложению.

Министр

Е.Н.ЗИНИЧЕВ

Приложение

к приказу МЧС России

от 26.06.2018 N 258

ИЗМЕНЕНИЯ,

ВНОСИМЫЕ В ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗАЩИТНЫХ

СООРУЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ

МЧС РОССИИ ОТ 15.12.2002 N 583

1. Пункт 2.15 изложить в следующей редакции:

«2.15. Организации, эксплуатирующие убежища или ПРУ при отсутствии потребности в укрытии населения, для которого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000; 2015, N 30, ст. 4608) создаются ПРУ или укрытия, осуществляют по согласованию с МЧС России эксплуатацию данных убежищ в качестве ПРУ или укрытий, либо ПРУ в качестве укрытий.

К убежищам, эксплуатируемым в качестве ПРУ или укрытий, и ПРУ, эксплуатируемым в качестве укрытий, предъявляются требования, установленные настоящими Правилами для ПРУ или укрытий соответственно. При этом в журнале учета ЗС ГО в примечании делается запись об эксплуатации убежища в качестве ПРУ или укрытия, либо ПРУ в качестве укрытия, заверенная подписью (с расшифровкой) и печатью организации (при наличии), эксплуатирующей ЗС ГО, и территориального органа МЧС России.».

2. В пункте 3.5:

в подпункте 3.5.1 слова «правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» заменить словами «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 «О противопожарном режиме» <1>,»;

дополнить сноской следующего содержания:

3. В пункте 3.6:

подпункт 11 признать утратившим силу;

подпункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Инструкция о мерах пожарной безопасности.»;

подпункты 12 — 22 считать подпунктами 11 — 21 соответственно;

в пункте 2 примечания цифру «16» заменить цифрой «15»;

в пункте 3 примечания цифры «13, 14, 19 — 21» и «8 — 11, 17» заменить цифрами «12, 13, 18 — 20» и «8 — 10, 16» соответственно.

не действует Редакция от 24.02.2009 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган мчс рф
Номер документа 91
Дата принятия 01.05.2009
Дата редакции 24.02.2009
Номер регистрации в Минюсте 13577
Дата регистрации в Минюсте 23.03.2009
Статус не действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 15, 13.04.2009
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МЧС РФ от 24.02.2009 N 91 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ПОРЯДКА РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2009 г. N 13577

Приказ

В соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» <*> и в целях повышения уровня пожарной безопасности объектов защиты приказываю:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.

1. Утвердить:

форму декларации пожарной безопасности (приложение N 1);

порядок регистрации декларации пожарной безопасности (приложение N 2).

2. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 мая 2009 г.

Министр
С.К.ШОЙГУ

Приложения

Приложение N 1
к Приказу МЧС России
от 24.02.2009 N 91

Приложение N 1. ДЕКЛАРАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приложение N 2
к Приказу МЧС России
от 24.02.2009 N 91

Приложение N 2. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ДЕКЛАРАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Декларация пожарной безопасности разрабатывается в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» <*> и статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации <**> и составляется в отношении:

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (часть I), ст. 3579.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть I), ст. 16; 2007, N 50, ст. 6237.

1.1. Объектов капитального строительства, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы, за исключением:

отдельно стоящих жилых домов высотой не более трех этажей, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

жилых домов высотой не более трех этажей, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десяти, и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

многоквартирных домов высотой не более трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

отдельно стоящих объектов капитального строительства высотой не более двух этажей, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

1.2. Зданий детских дошкольных образовательных учреждений.

1.3. Специализированных домов престарелых и инвалидов (не квартирные).

1.4. Больниц.

1.5. Спальных корпусов образовательных учреждений интернатного типа и детских учреждений.

2. Декларация пожарной безопасности (далее — декларация) может составляться как в целом на объект защиты, так и на отдельные, входящие в его состав здания, сооружения, строения и помещения, к которым установлены требования пожарной безопасности.

3. Декларация разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании (далее — декларант).

4. Декларация на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации.

5. Для проектируемых объектов защиты декларация представляется до ввода их в эксплуатацию.

6. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Технический регламент), декларация предоставляется не позднее одного года после вступления в силу Технического регламента.

7. Декларация пожарной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае изменения содержащихся в ней сведений или в случае изменения требований пожарной безопасности.

8. Декларация уточняется путем внесения в нее изменений, которые прилагаются к декларации и регистрируются в порядке, установленном для регистрации декларации.

9. Декларант, разработавший декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Декларация составляется согласно установленной форме в двух экземплярах, подписывается декларантом и направляется в территориальный отдел (отделение, инспекцию) структурного подразделения территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий — органа, специально уполномоченного решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора (далее — орган МЧС России), непосредственно либо по почте.

11. Орган МЧС России ведет перечень деклараций пожарной безопасности в электронном виде и на бумажном носителе и вносит в него необходимые сведения о декларации в течение одного рабочего дня с момента присвоения ей регистрационного номера.

12. Должностные лица органа МЧС России проверяют соответствие заполнения поступившей декларации установленной форме в течение пяти рабочих дней и в случае соответствия заполнения декларации установленным к ней требованиям осуществляют ее регистрацию путем внесения необходимых сведений в перечень деклараций пожарной безопасности.

13. При несоответствии заполнения декларации установленным к ней требованиям должностные лица органа МЧС России возвращают декларацию декларанту с письменным указанием мотивированных причин отказа в ее регистрации.

14. В течение трех рабочих дней с момента присвоения декларации регистрационного номера один ее экземпляр направляется органом МЧС России в адрес декларанта, а второй экземпляр хранится в органе МЧС России.

15. Для регистрации в перечне деклараций пожарной безопасности органом МЧС России декларации присваивается регистрационный номер.

Структура регистрационного номера декларации состоит из трех частей.

Первая часть номера декларации состоит из кода населенного пункта и кода субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен объект декларирования, согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации.

Вторая часть номера декларации является порядковым номером.

Третья часть номера декларации является номером контрольно-наблюдательного дела, в котором она хранится.

Код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления ОК 019-95 состоит из восьми цифр. Между второй и третьей, пятой и шестой цифрами кода населенного пункта ставятся пробелы.

XX XXX XXX XXXXX XXXX
номер контрольно-наблюдательного дела
порядковый номер
код населенного пункта и код субъекта Российской Федерации, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95 на момент регистрации

16. Решение об отмене регистрации декларации принимается органом МЧС России в случае:

представления декларантом недостоверной информации;

изменения собственника объекта или лица, владеющего объектом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо на ином законном основании;

изменения характеристик объекта защиты, влияющих на сведения, содержащиеся в декларации, и не предоставления информации об этом по месту регистрации декларации.

17. В перечне деклараций пожарной безопасности регистрируются следующие сведения:

регистрационный номер декларации и дата его присвоения;

полное и сокращенное наименование эксплуатирующей организации (или заказчика проекта), проектной организации (для проектируемых объектов защиты), собственника или другого лица, владеющего объектом защиты на законных основаниях;

функциональное назначение объекта защиты;

фамилия, инициалы и должность разработчика декларации;

полный почтовый и электронный адреса, телефон, факс юридического лица и объекта защиты;

наличие дополнений к декларации;

информация о состоянии декларации (действует/отменена регистрация).

18. Предоставление сведений, содержащихся в перечне деклараций пожарной безопасности, по запросам заинтересованных организаций осуществляется органом МЧС России бесплатно в виде выписок из указанного перечня.