Осмотр места происшествия без понятых

Статья 98. Участие понятых

1. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые.

2. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.

3. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

4. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

5. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

Участие понятых при проведении определенных процессуальных действий является одной из гарантий соблюдения законности должностными лицами налоговых органов, а также делает возможной впоследствии проверку правильности проведения таких действий и объективности их отражения в протоколе.

Ст. 98 Налогового кодекса РФ ограничивает сферу участия понятых проведением следующих процессуальных действий:

осмотр территорий и помещений налогоплательщика, а также предметов и документов (ст. 92 Налогового кодекса РФ);

выемка предметов и документов (ст. 94 Налогового кодекса РФ).

Кодекс не предусматривает присутствия понятых при совершении таких процессуальных действий, как допрос свидетеля, проведение экспертизы и др.

Согласно правилам пункта 1 комментируемой статьи понятые – это физические лица, не заинтересованные в исходе дела и вызываемые налоговым органом, когда их участие:

а) необходимо при проведении тех или иных конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

б) прямо предусмотрено в нормах Налогового кодекса, в частности:

при проведении осмотра (см. ст. 92 Налогового кодекса РФ);

при осуществлении выемки документов и предметов (см. ст. 94 Налогового кодекса РФ).

По правилам п. 2 комментируемой статьи:

а) понятых должно быть не менее 2-х. Однако вызов большего числа понятых правилам п. 2 ст. 98 Налогового кодекса РФ не противоречит;

б) вызов понятого осуществляется письменным извещением (уведомлением, постановлением). Это извещение подписывается и направляется должностным лицом, непосредственно производящим, например, осмотр или выемку документов в ходе осуществления налогового контроля. Извещение вручается понятому под расписку с указанием даты вручения;

в) отказ лица быть понятым не признается налоговым правонарушением.

Применяя правила п. 3 ст. 98 Налогового кодекса, следует обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

а) в отличие от экспертов, специалистов (в качестве которых могут быть назначены и организации, осуществляющие экспертизу или функции специалистов силами своих работников) понятыми могут быть только физические лица;

б) не всякое физическое лицо может быть вызвано в качестве понятого, а лишь не заинтересованное в исходе дела. Очевидно, что нельзя в качестве понятого вызывать близкого родственника проверяемого; бухгалтера организации, у которой налоговый орган изымает документы в ходе выверки, и т.д. О том, заинтересовано ли лицо в исходе дела или нет, можно судить только исходя из конкретных обстоятельств;

в) лицу, вызванному в качестве понятого, возмещаются понесенные им в связи с явкой в налоговый орган расходы и проезд, наем жилого помещения, выплачиваются суточные (ст. 131 Налогового кодекса РФ);

г) в отличие от специалистов и экспертов (которые, как правило, привлекаются на договорной основе), вызов понятого не предполагает какого-либо специального соглашения.

Анализ п. 4 комментируемой статьи показывает, что:

а) в нем имеются в виду должностные лица любых налоговых органов, а не только тех, которые осуществляют контроль в данном случае (о том, кто относится к таким лицам, ст. 30 – ст. 33 Налогового кодекса РФ);

б) законодатель четко определяет, что понятыми не могут являться должностные лица не только налоговых, но и таможенных органов, органов внутренних дел. Эти лица, во-первых, не могут быть отнесены к незаинтересованным, а во-вторых, привлечение указанных должностных лиц в качестве понятых противоречит нормам ст.. 34 – ст. 37 Налогового кодекса РФ, Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ о полиции. Это требование служит гарантией незаинтересованности понятого в исходе дела, а также обеспечивает объективность (непредвзятость) лица при осуществлении им функций понятого.

Применяя правила п. 5 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

а) при проведении налогового действия с участием понятых составляется протокол. Помимо сведений, упомянутых в ст. 99 Налогового кодекса РФ, в нем нужно указать:

– факт налогового действия, имевшего место в присутствии понятых;

– результаты такого действия (например, указать предметы, изъятые в ходе выемки);

б) п. 5 ст. 98 Налогового кодекса РФ императивно обязывает понятых удостоверить упомянутые выше обстоятельства. С другой стороны, они вправе делать (по поводу произведенных действий) замечания, которые подлежат внесению в протокол;

в) п. 5 ст. 98 Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам опрашивать понятых лишь постольку, поскольку:

– опрос охватывает те конкретные обстоятельства, которые выявлены в ходе проведения контрольных действий при осуществлении налогового контроля;

– это вызывается необходимостью.

Как участник процесса по осуществлению налогового контроля, понятой обладает определенными правами и обязанностями.

Понятой обязан:

удостоверить факт, содержание и результаты действий, произведенных в его присутствии. Удостоверение происходит путем подписания понятым протокола проводимого процессуального действия;

в случае необходимости дать показания в качестве свидетеля по обстоятельствам, которые стали ему известны в ходе участия в проведении мер по осуществлению налогового контроля.

Понятой вправе:

присутствовать при проведении всех действий, осуществляемых в рамках конкретного мероприятия по налоговому контролю;

делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол;

требовать возмещения понесенных в связи с исполнением обязанности понятого расходов. В соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ понятой имеет право на возмещение понесенных им в связи с выполнением своих обязанностей расходов на проезд, наем жилого помещения и право на выплату суточных. Кодекс ничего не говорит о сохранении за лицом, вызываемым в качестве понятого, среднего заработка по месту работы либо о выплате ему денежного вознаграждения. Отсутствие такой нормы в отношении понятого нарушает его имущественное право на возмещение понесенных в связи с выполнением обязанностей понятого убытков.

В качестве понятого может быть вызвано любое не заинтересованное в исходе дела физическое лицо. Препятствием для вызова лица в качестве понятого является его заинтересованность в результатах налоговой проверки. Наличие у лица такой заинтересованности должно проверяться должностным лицом налогового органа перед началом проведения необходимых процессуальных действий.

Не могут выступать в качестве понятых должностные лица налоговых органов. Кроме того, необходимо исключить из числа понятых по тем же основаниям сотрудников органов налоговой полиции и таможенных органов. Статья 98 Налогового кодекса РФ такого ограничения не содержит.

Не оговаривается в статье возраст, при достижении которого лицо может выступать в качестве понятого. Предполагается, что понятым может быть лицо, обладающее гражданской дееспособностью. Кроме того, статья не содержит правила, которое ограничивало бы участие в качестве понятых лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и воспроизводить события. Однако в силу того, что понятой впоследствии может быть привлечен для дачи показаний в качестве свидетеля, этого правила следует придерживаться.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек. Понятых может быть и больше, если для удостоверения всех обстоятельств и фактов, выявленных в ходе проверки, двух человек недостаточно. Обязательным является соблюдение условия удостоверения того или иного факта либо обстоятельства двумя понятыми. Свидетельствования одного понятого является недостаточным и неправомерным. Понятые должны присутствовать в течение всего срока проведения процессуального действия.

У должностного лица налогового органа также существует ряд обязанностей в отношении понятых:

перед началом процессуального действия, при осуществлении которого обязательно присутствие понятых, должностное лицо обязано разъяснить им их права и обязанности. Об этом должна быть сделана отметка в протоколе;

все осматриваемые и изымаемые предметы и документы должны предъявляться сотрудниками налоговых органов понятым;

в целях соблюдения налоговой тайны должностное лицо налогового органа обязано предупредить понятого о неразглашении сведений, полученных им в результате участия в производстве процессуальных действий (хотя прямо такого требования не установлено).

1-е изд. | 2-е изд. | 3-е изд. | 4-е изд. | 5-е изд. | 6-е изд.

Статья 170. Участие понятых

1. В случаях, предусмотренных статьями 177, 178, 181-183, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186, статьями 193 и 194 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

4. Перед началом следственного действия следователь в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.

1. О понятии и процессуальном положении понятого см. комментарий к ст. 60 УПК.

2. Участие понятых является важной гарантией удостоверения объективности получаемых доказательств. Поэтому понятые не участвуют в тех следственных действиях, которые основаны на субъективном методе расспроса (допрос, очная ставка, производство экспертизы). Понятые могут быть нужны в тех действиях, которые основаны на объективном методе наблюдения (например, осмотр, обыск, освидетельствование).

Кроме того, Кодекс признает обязательным присутствие понятых для удостоверения факта невозможности подписания протокола лицом, когда в следственном действии не его участвуют представители (ч. 3 ст. 167 УПК).

Нарушение указанных требований влечет недопустимость полученных доказательств (ч. 3 ст. 7 УПК).

4. Процессуальный закон (в отличие от УПК РСФСР) не требует участия понятых в других следственных действиях, основанных на методе наблюдения. Согласно ч. 2 ст. 170 УПК такое участие целесообразно в освидетельствовании (ст. 179), личном обыске (ст. 184). Участие понятых желательно в таких процессуальных действиях, как наложение ареста на имущество (ст. 115), получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202).

5. Если двое понятых не могут одновременно наблюдать все юридически значимые обстоятельства следственного действия, то количество понятых должно быть большим.

6. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает новое для отечественного законодательства исключение из правила об обязательности участия понятых.

6.1. Любое следственное действие может проводиться без понятых по одному из двух оснований:

А) Место производства следственного действия является труднодоступным и отсутствуют надлежащие средства сообщения. Это основание предполагает такое место, к которому трудно подойти, которое трудно достичь обычным способом. Труднодоступность обусловлена и отсутствием достаточных средств транспортного сообщения, и отсутствием средств связи. В связи с этим практически труднодоступность означает невозможность доставить понятых на место производства следственного действия. Однако эта невозможность не должна быть вызвана субъективными причинами органов расследования (например, отсутствие бензина, чтобы отвезти понятых в другой район, так как есть другие автомобили, общественный транспорт и др. средства надлежащего сообщения). Невозможность доставить понятых может быть связана с отсутствием средств связи, когда следователь неожиданно оказался на отдаленном месте происшествия и не может вызвать понятых. Если следователь находится в труднодоступном высокогорном районе, но у него есть реальная возможность обеспечить участие понятых (например, из числа случайно оказавшихся рядом альпинистов), то по смыслу комментируемой статьи это место не является «труднодоступным», то есть не дает право провести следственные действия без понятых.

Б) Производство следственного действия связано с конкретной опасностью для жизни и здоровья понятых. При этом опасность должна существовать уже до начала производства следственного действия, так как создание самим следователем опасности для здоровья прямо запрещено законом (ч. 4 ст. 164 УПК). Опасность должна быть не абстрактной (гололед на улице может привести к падению понятого во время осмотра), а конкретной (например, повышенный радиационный фон приводит к получению дозы облучения, опасность взрыва при осмотре пиротехнического объекта). Наличие опасности исключает участие понятых даже при их добровольном желании и готовности на это (в отличие от первого основания).

Данная процессуальная норма допускает профессиональный риск самого следователя, дознавателя, работника органа дознания.

6.2. Кроме наличия оснований для производства следственных действий без понятых необходимо соблюдение следующих условий:

А) Неотложность ситуации, то есть реальная угроза утраты следов, сокрытия разыскиваемых лиц и имущества при промедлении с производством следственных действий (о неотложной ситуации см. комментарий к ст. 157, 165 УПК). Например, ночью в отдаленном от жилого массива месте следователь не может обеспечить участие понятых при осмотре. Однако если ситуация позволяет провести его на следующий день (через неделю), то без понятых проводить осмотр нельзя. Например, обвиняемый назвал конкретное место в лесу, где он спрятал похищенное. Надо подготовиться к выезду для осмотра этого места, в том числе пригласить с собой понятых. Отсутствие неотложной ситуации может позволить сначала устранить опасность для жизни и здоровья понятых, а затем провести следственное действие.

Б) Применение дополнительных технических средств фиксации хода и результатов следственного действия (наряду с протоколом). Эти средства должны быть приспособлены для фиксации результатов наблюдения (видеозапись, кино-, фотосъемка).

Данное условие может быть не выполнено при объективной невозможности применения технических средств. Невозможность может быть связана с отсутствием технических средств в неотложной ситуации, или неблагоприятными внешними условиями (сильное электромагнитное излучение, проливной дождь и др.). В остальных случаях следователь должен за ранее подготовить технические средства к фиксации следственного действия, проводимого без понятых. Поэтому отсутствие расходных материалов, аппаратуры не является уважительной причиной неприменения технических средств фиксации.

Если следственное действие, указанное в ч. 1 ст. 170 УПК, проведено без понятых и без использования технических средств фиксации (когда объективно это было сделать вполне возможно), то его результаты должны быть признаны недопустимыми доказательствами (ч. 3 ст. 7 УПК).

6.3. Основания и условия для проведения действий без понятых должны быть установлены и зафиксированы в протоколе.

7. Понятые приглашаются до начала производства следственного действия и присутствуют до его завершения составлением протокола. При этом, главное, чтобы понятые воспринимали значимые для уголовного дела обстоятельства. Об этих обстоятельствах для решения вопроса о допустимости полученных доказательств понятые могут быть допрошены в качестве свидетелей (ч. 8 ст. 234 УПК).

8. О лицах, которые не могут быть понятыми см. комментарий к ст. 60 УПК.

9. Неисполнение понятым своих процессуальных обязанностей может повлечь наложение денежного взыскания (ст. 117 УПК) и административную ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ).

МОСКВА, 25 апр — РАПСИ. Комитет гражданских инициатив (КГИ) в рамках проекта «Открытая полиция» выпускает материалы с разъяснениями по основным вопросам деятельности уголовной системы, которые являются актуальными для большинства граждан. Очередной материал КГИ представляет собой памятку для свидетелей и понятых с указанием прав и обязанностей данных процессуальных фигур, участие которых предусмотрено в производстве как по уголовным, так и по административным делам.

Понятые

Согласно статье 60 Уголовно-процессуального кодекса РФ, понятой является не заинтересованным в исходе уголовного дела лицом, которое привлекается следователем (дознавателем) для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов. Привлечение понятых в ряде случаев также предусмотрено Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ. По нормам УПК РФ понятые привлекаются при проведении обыска, при копировании информации с электронных носителей в рамках осуществления выемки, при предъявлении лица или предмета для опознания. КоАП предусматривает участие понятых при осмотре места совершения административного правонарушения в качестве альтернативы видеозаписи, а также в ряде иных действий: осмотр помещений и территорий, личный досмотр, досмотр транспортных средств.

Понятой имеет право делать заявления и замечания по поводу совершаемых процессуальных действий, при этом такого рода замечания должны быть в обязательном порядке занесены в протокол. Также понятой имеет право знакомиться с протоколом следственного действия и подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя и прокурора, ограничивающие его права.

«Открытая полиция» напоминает, что от добросовестных действий понятого может зависеть судьба лица, привлекаемого в рамках административного или уголовного дела. В связи с этим понятой должен свободно реализовывать свое право делать замечания по существу, процессуальных действий. Протоколы должны содержать графу для замечаний от участников следственных действий. В случае если замечания понятого игнорируются можно написать «мои замечания не зафиксировали» либо отказаться ставить подпись под протоколом. Игнорирование замечаний понятого при производстве следственных действий и осуществлении мероприятий по административному делу является поводом для обращения в прокуратуру или в суд с жалобой.

Понятым важно помнить о недопустимости разглашения данных предварительного расследования, а также об обязанности являться в суд по вызовам следователя (дознавателя). Частота вызовов к следователю или в суд зависит от того, в каких мероприятиях гражданин принимает участие в качестве понятого. При участии в опознании подозреваемого, повторный вызов в суд или к следователю маловероятен. Участие в оперативно-розыскной деятельности (ОРД) обычно занимает целый день, и в дальнейшем, как правило, предполагает неоднократные вызовы к следователю. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

Свидетели

Исходя из норм КоАП и УПК, свидетелем является лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению в рамках административного дела, либо сведения, имеющие значение для расследования и разрешения уголовного дела.

Одно из главных прав свидетеля — не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. В данном случае отказ от дачи показаний является допустимым. Свидетель также имеет право: давать показания на родном языке или на языке, которым хорошо владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При наличии замечаний протокол должны исправить и перепечатать или внести уточнение ниже основного текста, если он написан от руки.

УПК наделяет свидетелей дополнительными правами: заявлять отвод переводчику, заявлять ходатайства и подавать жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; ходатайствовать о применении мер безопасности, являться на допрос с адвокатом. «Открытая полиция» напоминает, что в ходе допроса свидетеля адвокату могут запретить давать советы своему доверителю, однако на практике данное ограничение применяется не так часто. Защитник имеет право отразить свои замечания после допроса, например, указав на наводящие вопросы свидетелю.

Свидетель не вправе уклоняться от явки по повесткам, давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний. В случае неявки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут принудительному приводу, который оформляется постановлением следователя (дознавателя) или суда. Дача ложных показаний или отказ дачи показаний являются уголовно наказуемым деянием. При этом право не свидетельствовать против себя и близких закреплено в статье 51 Конституции РФ.

Еще одно важное ограничение, о котором следует помнить свидетелям — недопустимость разглашения данных предварительного расследования, ставших ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу. По нормам УПК следователь (дознаватель) должен предупредить участников уголовного судопроизводства о недопустимости разглашения данных предварительного расследования без разрешения, о чем берется подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса РФ.

«Открытая полиция» подчеркивает, что показания должны быть точными, обстоятельства, которые человек забыл или помнит смутно, не следует додумывать или предполагать. Поэтому гражданам лучше обращаться в правоохранительные органы самостоятельно, как только они стали свидетелями преступления или административного правонарушения. «Открытая полиция» рекомендует приходить в полицию для дачи показании в сопровождении адвоката. Свидетелям стоит быть готовыми к неоднократным вызовам: сначала необходимо давать объяснения на стадии проверки, затем давать показания на стадии расследования дела, и, наконец, — в суде.

Для понятых и свидетелей УПК предусматривает ряд мер безопасности. Например, при необходимости следователь (дознаватель) вправе не приводить данные о личности участников в протоколе следственного действия, а предъявление лица для опознания может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего и понятых опознаваемым. Также в РФ действует федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». На практике чаще всего применяются меры по выдаче специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Поводом для обращения в суд, орган следствия (дознания) с заявлением о принятии мер государственной защиты являются угрозы убийства, насилия, уничтожения или повреждения имущества либо иного опасного противоправного деяния. Срок рассмотрения такого заявления — 3 дня, в случаях, не терпящих отлагательства — один день. Постановление либо определение о применении мер безопасности, либо об отказе в предоставлении защиты обжалуется в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.

Статья 170. Участие понятых

1. В случаях, предусмотренных статьей 182, частью третьей.1 статьи 183, статьями 184 и 193 настоящего Кодекса, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

1.1. В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, статьей 183 (за исключением случаев, предусмотренных частью третьей.1), частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственных действиях по усмотрению следователя. Если в указанных случаях по решению следователя понятые в следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

2. В остальных случаях следственные действия производятся без участия понятых, если следователь по ходатайству участников уголовного судопроизводства или по собственной инициативе не примет иное решение.

3. В труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

4. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.