Основные правила служебного поведения государственных служащих

Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Калужской области

Утвержден Советом по кадровой политике при
Губернаторе Калужской области 11 марта 2011 года

Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Калужской области

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Калужской области (далее — Кодекс) разработан на основе Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).

2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные гражданские служащие Калужской области (далее – государственные служащие) независимо от замещаемой ими должности. 3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную гражданскую службу Калужской области (далее — государственная служба), обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей служебной деятельности.

4. Каждый государственный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса,

5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к органам государственной власти Калужской области, государственным органам Калужской области (далее — государственные органы) и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

6. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

7. Кодекс служит основой для формирования должной морали в сфере государственной службы, уважительного отношения к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

8. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

9. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной службе.

10. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих; в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственного органа, его руководителя, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных заимствований, государственного долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

у) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

11. Государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

12. Государственные служащие в своей деятельности не должны допускать нарушение законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

13. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Государственные служащие при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной службы и исполнении должностных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей. Государственный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и членов своей семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного служащего.

16. Государственному служащему запрещается получать в связи с исполнением им должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги материального характера, плату за развлечения, отдых, за пользование транспортом и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются собственностью Калужской области и передаются государственным служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Государственный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

18. Государственный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

19. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально- психологического климата.

20. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

21. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

22. Государственный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействие подчиненных ему сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял меры по недопущению таких действий или бездействия.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения государственных служащих

23. В служебном поведении государственному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

24. В служебном поведении государственный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

25. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

26. Внешний вид государственного служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

27. Нарушение государственным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образованной государственным органом, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственными служащими положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

______________________________
Дата изменения: 12.03.2018 17:49

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Этический кодекс нужно чтить!

Не все госслужащие в Казахстане помнят о кодексах чести, хотя следовать им входит в их служебные обязанности. И это дает гражданам полное право требовать уважительного, корректного и профессионального отношения к себе.

Многие наши читатели, которые обращались в редакцию с рассказами о нарушении их прав, неоднократно жаловались на бездействие государственных органов. В ответ на обращения граждан многие чиновники зачастую присылают стандартные отписки, а проблемы так и остаются неразрешенными.

Тем не менее в своих действиях государственные служащие должны не только руководствоваться законами, но и следовать этическим кодексам. Помимо общего для всех чиновников Кодекса чести госслужащего в большинстве госструктур существуют еще и свои, узкоспециальные.

Наш корреспондент решил изучить некоторые этические кодексы и обнаружил, что на бумаге портрет прокурора, судьи, инспектора дорожной полиции и обычного госслужащего, мягко говоря, далек от реальности.

Дела у прокурора

Совсем недавно справедливое возмущение граждан было услышано Генеральным прокурором РК Кайратом Мами. На семинаре «Повышение роли городских и районных прокуратур в сфере обеспечения законности» он во всеуслышание заявил о том, что надзорные органы утрачивают доверие граждан. Для улучшения ситуации был разработан новый Кодекс прокурорской этики.

Согласно этому документу прокурор осуществляет свои функции честно, справедливо и беспристрастно, добиваясь укрепления законности и правопорядка. Более того, он еще и принимает все предусмотренные законом меры по восстановлению нарушенных прав.

Кодекс требует от сотрудников надзорного органа неукоснительного соблюдения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов РК и недопущения волокиты и бюрократизма.

Вести себя прилично сотрудники надзорных органов должны не только на работе. В свободное время им рекомендуется воздерживаться от поступков, которые могут повредить их репутации либо вызвать негативный общественный резонанс. Приветствуются скромность и избегание подчеркивания и использования своего служебного положения. Не стоит работникам прокуратуры завязывать финансовые и деловые взаимоотношения, которые могут повлиять на беспристрастность и объективность исполнения профессиональных обязанностей. Лучше вообще воздерживаться от личных связей, компрометирующих высокое звание сотрудника органов прокуратуры.

Но если сотрудник прокуратуры узнает о неправомерных действиях своего коллеги, то оставить в неведении руководство будет уже неэтично с его стороны.

А судьи кто?

Насколько корректно ведут себя судьи в Астане, недавно пытались выяснить путем анонимного опроса. Участников процесса спрашивали о том, как вели себя судьи при рассмотрении дел в первой инстанции.

Поводом для исследования послужил скандальный случай с судьей Сарыаркинского районного суда № 2 Астаны Казкельды Касымовым. Во время рассмотрения дела он некорректно высказывался в адрес журналистов, адвокатов и выразил свое мнение о процессе, нарушив не только нормы процессуального права, но и Кодекс судейской этики.

В этом документе сказано, что «судья является носителем уважения и престижа судебной власти». Во время судебных разбирательств он не имеет права проявлять словами или действиями какие-либо предубеждения или недостаточную объективность. Кстати, судья должен принимать решение, основываясь только на тщательном установлении фактов, в соответствии с законом и совестью.

Вне работы судья также не должен давать каких-либо поводов усомниться в своей честности. Например, быть по совместительству депутатом, предпринимателем или руководителем коммерческой организации ему по должности не положено, но он должен быть хорошо информированным о материальных интересах лиц, находящихся на его иждивении.

А вот преподавание, написание научных трудов и занятие любым творчеством должны всячески поощряться как способствующие его профессиональной квалификации.

Положения Кодекса судейской этики распространяются как на действующих судей, так и на пребывающих в отставке. Так что ни заявление об уходе по собственному желанию, ни выход на пенсию не освободят судью от соблюдения высоких моральных требований.

Моя полиция

Самыми интересными оказались Правила этики сотрудников дорожной полиции МВД РК. Кстати, именно они и являются наиболее подробными, написанными простым, доступным языком и не копирующими в большей части Кодекс чести госслужащего.

Итак, каким на самом деле должен быть инспектор дорожной полиции? Это опрятный, стройный и подтянутый, с надлежащей воинской выправкой человек. То есть дорожный полицейский должен «держать плечи развернутыми, а голову поднятой так, чтобы линия лоб-подбородок была строго вертикальной по отношению к земле». Головной убор он не должен носить сдвинутым на затылок или набок.

Кроме того, любой жолполовец знает, что настойчиво пытаться проникнуть в чужую интимную жизнь или спрашивать у женщины о ее возрасте невежливо и бестактно.

Полицейскому не следует начинать горячий спор в защиту своего мнения, так как это портит настроение окружающим, жестикулировать, гримасничать и зевать, выражая скуку.

Начиная разговор, сотрудник УДП должен представиться, назвать свои фамилию, звание и должность, а также сообщить о причине остановки транспортного средства.

При этом водителю вовсе не обязательно выходить.

Кодекс, честь и совесть

Ни один этический кодекс не противоречит утвержденному указом президента Кодексу чести госслужащего, а лишь дополняет его с учетом профессиональных особенностей. Кстати, этот главный кодекс наряду с законами устанавливает основные стандарты поведения государственных служащих, а его соблюдение является их служебным долгом.

Правда, говорить о нем сотрудники госструктур соглашались лишь на условиях анонимности.

— Да какой кодекс, кому он нужен? — махнул рукой наш первый собеседник. — Я уверен, что 60% госслужащих о его существовании даже не догадываются. Если раньше про него никто не вспоминал, то теперь и подавно. Если закон о борьбе с коррупцией не работает, то что вы хотите от какого-то кодекса? И вообще, надо зарплату повышать, тогда люди будут держаться за свое место и вести себя так этично, как никакому кодексу и не снилось!

— Раньше был Моральный кодекс строителя коммунизма, теперь — Кодекс чести государственных служащих, разницы никакой, — сказала наша вторая собеседница. — Если человек высокоморальный, то он будет таким и без кодексов. А если у него сомнительные принципы, то никакие документы тут не помогут. У нас есть законы о госслужбе, о борьбе с коррупцией, их вполне хватает даже для каких-то подковерных игр.

К счастью, подобное отношение к Кодексу чести разделяют не все госслужащие. Наш третий собеседник искренне удивился такому пренебрежительному отношению к этому документу.

— Кодекс чести — это же совесть человека! — сказал он. — Конечно, и я, и мои коллеги его знаем и выполняем. Когда я на работу устраивался, то выучил текст наизусть. И сейчас его помню. Текст кодекса висит у нас в коридоре на самом видном месте. Сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации и аттестацию, и сделать это без знания Кодекса чести нельзя. За его нарушение, кстати, наказывают. Бывают дисциплинарные взыскания, выговоры, строгие выговоры вплоть до увольнения. Так что для нас не только кодекс, но и само понятие чести не пустые слова.

Я на вас, неэтичного, жалобу подам!

Чем грозит нарушение Кодекса чести? Кто отвечает за рассмотрение жалоб и есть ли смысл их писать? Есть! Но перед общением с чиновником неплохо бы проштудировать Кодекс чести госслужащих и хотя бы основные требования его профессиональной этики. Пункт 9-й Кодекса чести госслужащих гласит: «За нарушение требований, предусмотренных настоящим кодексом, государственные служащие в установленном законодательством РК порядке могут привлекаться к ответственности».

Сильно напугать этим чиновника вряд ли получится, ибо коллектив госоргана по решению его руководителя может лишь вынести неэтичному сотруднику общественное порицание. Сей факт должен быть обязательно зафиксирован в протоколе собрания коллектива и отражен в послужном списке госслужащего.

Для сотрудников прокуратуры знание и соблюдение требований их этического кодекса является не только обязанностью, но и условием прохождения службы в органах прокуратуры. За нарушение они несут ответственность, предусмотренную законодательством РК. Если Кодекс чести нарушает судья, то дело может закончиться возбуждением дисциплинарного производства.

Можно пожаловаться и в дисциплинарный совет агентства по госслужбе. Он не только проводит проверки, но и регулярно публикует отчеты на официальном веб-сайте. Так, за девять месяцев 2009 года в Алматы по рекомендации дисциплинарного совета 31 административный государственный служащий был привлечен к дисциплинарной ответственности. Из них 17 человек привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение статей 10-й и 12-й Закона РК «О борьбе с коррупцией», один — за нарушение Закона РК «О государственной службе». За несоблюдение Кодекса чести госслужащих были наказаны 13 человек.

УДК: 174:35.08 DOI: 10.12737/22384

Смирнов Фёдор Фёдорович, аспирант кафедры политологии,

государственного имуниципального управления, Российская

академия народного хозяйства и государственной службы при

Президенте РФ, Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орел),

e-mail: politgmu@mail.ru

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО КАК МЕХАНИЗМ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПИИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ

В статье исследуется влияние этического кодекса поведения государственного гражданского служащего на эффективность проведения политики противодействия коррупции. Рассматривается опыт зарубежных стран по внедрению этического кодекса с целью повышения эффективности выполнения служащими своих должностных обязанностей. Соблюдение этических принципов является ключевым в оценке качества профессиональной деятельности и служебного поведения гражданских служащих. Данные принципы, таким образом, задают общие ориентиры гражданской службы, обеспечивая тем самым ее целостность и жизнеспособность как системы.

Введение в российское законодательство требований к служебному поведению гражданских служащих явилось не только знаком усиления внимания к этической составляющей гражданской службы как профессиональной деятельности, но и показателем осознания роли нравственного аспекта в противодействии коррупции, поэтому безусловное исполнение всех его положений в контексте фронтального наступления на коррупцию приобретает сегодня особое значение.

Ключевые слова: коррупция, этика, гражданская служба, этический кодекс.

CODE OF ETHICS OF A PUBLIC CIVIL SERVANT AS A MECHANISM TO PREVENT CORRUPTION

IN GOVERNMENT

Keywords: rarruption, ethics, civil service code of ethics.

В контексте реформирования системы российской государственной службы как правового и социально-нравственного института приходит осознание прямой зависимости между нравственным авторитетом власти, доверием к ней народа и стабильностью государственных устоев, причем моральный авторитет власти напрямую связывается с уровнем нравственности и коррупционной устойчивости кадрового корпуса проводников ее политики — государственных служащих, актуализируя потребность в анализе содержательного аспекта служебного поведения государственных служащих и механизмов его регулирования1.

Прямая связь между коррупционными действиями людей и уровнем их нравственной культуры замечена была давно, как и то, что коррупции как системному явлению эффективно может быть противопоставлена лишь такая система мер, в которой каждое звено четко и грамотно выполняет свои задачи, а утрата или бездейственность хотя бы одного звена лишает всю систему синергетического эффекта.

Сегодня становится ясно, что этим слабым звеном является сам человек с мерой его понимания и личностного усвоения таких моральных понятий, как долг и ответственность, честность и неподкупность, определяющих уровень его нравственной культуры в целом и способность противостоять соблазнам незаконного обогащения в частности2.

Осознание взаимозависимости уровня коррупции и морального состояния общества, в том числе государственных служащих, нашло отражение и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 28 января 1997 года, и в Рекомендациях Комитета министров Совета Европы «О кодексах поведения для государственных служащих» (2000 г.).

В Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации (2001г.) впервые принцип этичности государственных служащих включен в число основных принципов функционирования государственной службы, а соблюдение государственными служащими норм и правил поведения — в число важнейших принципов, обеспечивающих укрепление взаимодействия государственной службы и структур гражданского общества.

Таким образом, этим программным документом положено начало формирования корпуса государственных служащих не только высокопрофессиональными, но и высоконравственными кадрами3.

В связи с этим актуализировалась необходимость разработки кодекса профессиональной этики госслужащих как инструмента реализации государственной политики в сфере нравственных отношений на государственной службе.

К созданию такого нормативного акта нас обязывает и членство России в Совете Европы, Комитет министров которого призвал в 2000 году все страны-участницы разработать на основе его Рекомендаций соответствующие кодексы как эффективный инструмент противодействия коррупции. Многие страны, откликнувшись на этот призыв, в течение минувшего десятилетия приняли, а некоторые и законодательно оформили соответствующие нормативные акты.

Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 утверждено содержание общих принципов служебного поведения, которыми призваны руководствоваться государственные служащие в процессе исполнения своих должностных обязанностей и взаимодействия как в своей профессиональной среде, так и с внешней средой, прежде всего с гражданами, обществом, выполняя свой гражданский и служебный долг.

2Гражданская служба: нравственные основы, профес-

сиональная этика: Учебное пособие / Под ред.

В.М. Соколова, А.И. Турчинова — М.: Изд-во РАГС, 2012.

Таким образом, антикоррупционная политика государства должна состоять из нескольких составляющих, прежде всего из сочетания правовых, кадровых, организационных, информационных и этических направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административная этика уже давно считается в западных странах одним из важнейших способов противодействия коррупции. Разработка и совершенствование стандартов поведения стали почти обязательной составляющей реформ государственной службы. В ряде стран были изданы законы, непосредственно посвященные этике государственной службы (Ethics in Government Act -Закон о правительственной этике 1978 г. США; Ethics in Public Office Act — Закон об этике в публичной сфере 1995 г. Ирландия; Закон об этике национальной государственной службы 1999 г. Япония и др.). Международные организации, занимающиеся борьбой с коррупцией, такие как Организация экономического сотрудничества и развития, Трансперенси Интернешнл, Всемирный банк, ООН, также уделяют административной этике значительное внимание в своих научных разработках и практических рекомендациях.

В России административная этика пока не получила достаточно серьезного развития. Однако следует отметить, что в последние годы наметились определенные положительные тенденции. Так, в утвержденной в 2001 г. Концепции реформирования системы государственной службы РФ одним из основных принципов функционирования госслужбы и деятельности чиновников является этичность поведения государственного служащего, поддержание им авторитета государственной службы и ее корпоративных основ.

В этом плане важным стало принятие 12.08.2002 г. Указа Президента РФ № 885 «Об

2 В 1997 г. рабочая группа в рамках Министерства труда РФ подготовила Свод этических правил, которые были представлены в Правительство РФ, но не получили дальнейшего утверждения; 1999 г. в разработке

утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», цель которого заключается в повышении доверия общества к государственным институтам, обеспечении условий для добросовестного и эффективного исполнения госслужащими своих обязанностей, исключения злоупотреблений на службе. Данный Указ впервые облек в четкую нормативно-правовую форму нравственные ориентиры служебного поведения госслужащих.

Но для того, чтобы административная этика стала в России действительно эффективным инструментом противодействия коррупции, отдельных мероприятий явно недостаточно. Необходимо создать гораздо более развитый и сложный комплекс взаимосвязанных мер1 .С этой точки зрения весьма полезным может оказаться опыт стран, уже давно практикующих системный подход к управлению административной этикой, представляющий собой отдельный достаточно устойчивый комплекс взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является разработка Кодекса поведения государственных служащих.

В отличие от других стран в России, несмотря на неоднократные попытки2, до сих пор отсутствует легитимно утвержденный Этический кодекс поведения государственных служащих. Следует отметить, что последняя попытка разработать Кодекс была предпринята в июне 2010 года Министерством здравоохранения и социального развития, которое по поручению президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции разработало и представило Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих РФ. Этот документ должен стать основой для написания рекомендаций поведения госслужащих в каждом российском органе власти.

нового проекта Этического Кодека госслужбы приняли участие ученые Российской академии государственной службы при Президенте РФ под руководством профессора В.М.Соколова, однако документ остался не востребованным; 2002 г. законопроект Кодекса поведения государственных служащих был разработан В. Южаковым и даже принят Госдумой в первом чтении, но получил отрицательные заключения Правительства и Администрации Президента РФ.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным и муниципальным служащим. В документе также обозначены, в том числе и требования к антикоррупционному поведению чиновников, описаны нормы обращения со служебной информацией, зафиксирована ответственность за нарушение кодекса.

Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации основан на положениях Конституции РФ, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и других документах.

Однако пока рано говорить о появлении в России этической инфраструктуры государственной службы, еще не до конца осознается необходимость развития в нашей стране управления административной этикой 1 . Приняты лишь некоторые необходимые нормативные акты, например, в сфере декларирования доходов и имущества государственных служащих, которые, впрочем, нуждаются в серьезной доработке.

Подобное положение объясняется тем, что управление административной этикой не считалось в России необходимой самостоятельной сферой государственного управле-ния2. Этическая составляющая административных реформ в лучшем случае воспринимается лишь как незначительное дополнение к регулированию более важных проблем государственной службы3.

Одной из причин такого подхода к этическим реформам государственного управления

в России является, на наш взгляд, недостаточное знание мирового опыта управления административной этикой, отсутствие четкого представления о сложности и комплексности этических мероприятий. Именно понимание комплексности управления административной этикой и знание различных вариантов конкретных этических мероприятий могут оказаться полезными при проведении эффективной антикоррупционной политики в сфере государственной службы России.

Библиография:

6.Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизм противодействия коррупции. Учебное пособие / М. Ф. Гацко. Издание Ногинского филиала РАН-ХиГС. — Ногинск: — 2012.

2Южаков В.Н., Ефремов А.А.Развитие судебной прак-

тики по вопросам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных

правовых актов// Журнал юридических исследований. 2016.Т. 1. — № 3. — С. 13.

3Служебное поведение государственного гражданского служащего и механизм противодействия коррупции. Учебное пособие / М. Ф. Гацко. Издание Ногинского филиала РАНХиГС. — Ногинск: — 2012.

7.Южаков В.Н., Ефремов А.А.Развитие судебной практики по вопросам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов// Журнал юридических исследований. 2016. Т. 1. — № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИРИНА ТРУШИНА

Зачем нам нуже кодекс этики?

К 10-летию «Кодекса профессиональной российского библиотекаря»

«Кодексу профессиональной этики российского библиотекаря» в 2009 году исполнилось 10 лет. Время показало, что он необходим для успешной деятельности библиотечной ассоциации и играет немаловажную роль в жизни профессионального сообщества.

I 1ШШШ |

Ирина Александровна Трушина, Руководитель Рабочей группы РБА по разработке новой редакции «Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря», руководитель Круглого стола РБА «Общение и профессиональная этика», старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург

Попробуем взглянуть на российский «Кодекс» с точки зрения его соответствия сегодняшним потребностям библиотечного сообщества и уже вошедшим в практику библиотечных сообществ различных стран профессиональным стандартам.

Принятие кодексов этики библиотечными ассоциациями

По данным У. Кёхлера, в мире существует более 180 общественно-профессиональных национальных библиотечных ассоциаций; у более чем 15% общественно-профессиональных национальных библиотечных ассоциаций имеются кодексы этики.1 Принципиально важно, что количество ассоциаций, принявших кодексы, постоянно возрастает. Особенно характерна эта тенденция для последних десятилетий.2 О разнообразии кодексов библиотечной этики может дать некое представление сборник 25 кодексов «Библиотечная этика в странах мира».3 На сайте ИФЛА можно найти 35 кодексов этики на языке оригина-ла.4 Круглый стол РБА «Общение и

профессиональная этика» (далее -Круглый стол), располагает архивом кодексов этики 37 национальных библиотечных ассоциаций.

Ниже приводится небольшой наглядный материал, дающий представление о времени принятия кодексов этики библиотечными ассоциациями из 33 стран.

Табл.1.

№ Год принятия (и новая редакция) Страна принятия кодекса

1 1938 (ред. 1975, 1981, 1995) США

2 1976 Канада

3 1974 Коста-Рика

4 1977 Таиланд

5 1977 Чили

6 1980 Япония

7 1983 (ред. 1996, 2006) Великобритания

8 1986 (ред. 2007) Австралия

9 1991-1992 Мексика

10 (ред.1991) Ямайка

11 1992 Филиппины

12 1992 (ред. 2002) Хорватия

13 1993 Нидерланды

14 1995 Гонконг

15 1995 Словения

16 1996 Исландия

17 1996 Украина

18 1997 Италия

19 1997 Корея

20 1997 Швеция

21 1997 Шри-Ланка

23 1998 Литва

22 1998 Швейцария

24 1999 Португалия

25 1999 Россия

26 2001 Эстония

27 2002 Норвегия

28 2003 Армения

29 2003 Франция

30 2004 Чехия

31 2005 Польша

32 2006 Венгрия

33 2007 Германия

Как видно из таблицы, первый кодекс этики был принят в 1938 г. в США, а последний — в Германии в 2007 г. Большая часть кодексов (24) принята в период с 1991 по 2007 гг. В этот же период ещё пять библиотечных ассоциаций изменили редакцию кодекса этики.

Небольшое отступление: кодексы этики других профессий

В ходе проведённого нами анализа кодексов библиотечной этики наше внимание привлекли и кодексы этики из других сфер. В качестве небольшого отступления приведу несколько примеров кодексов этики из архива Круглого стола. Кроме кодексов этики врачей, адвокатов, бухгалтеров, психологов, журналистов, существуют и «Кодекс этики Всеукраинской ассоциации работников похоронных организаций», и «Кодекс этики ковбоя», и «Кодекс этики для владельца собаки».

В 2009 г. Министерство внутренних дел РФ приняло «Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ», привлекший внимание общественности. Предыдущая редакция — «Кодекс чести милиционера» 1993 г. — была лаконичной (12 пунктов); новая — значительно шире и детальнее (7 глав, 28 статей). Это можно объяснить стремлением изменения имиджа и морального облика милиционера в обществе. Положения нового документа предельно детализированы и строги. В нём содержатся этические правила поведения, положения о культуре речи, внешнем виде, общении с коллегами (для руководителя и подчинённых, женщин и мужчин), с потерпевшими и правонарушителями, правила дарения и принятия подарков. Милиционеру разъясняется, как вести себя с сослуживцами при неформальном общении, как оформлять кабинет, что носить, и т. д. За нарушения предусмотрены дисциплинарные взыскания; милиционер должен сделать выбор: или принять положения Кодекса, или расстаться с профессией. Данный документ — это ответ профессионального сообщества на вопрос о повышении престижа профессии в обществе.

ИФЛА о кодексе этики

Возвращаясь к библиотечной сфере, нельзя не упомянуть о значении, которое придаётся кодексу этики самым круп-

ным объединением библиотекарей — ИФЛА. Наличие кодекса этики ИФЛА считает обязательным условием для деятельности библиотечной ассоциации. Это положение утверждается в документе ИФЛА «Разработка политики и процедур для библиотечной ассоциации»:

«Все профессиональные ассоциации должны иметь чётко определённый набор правил и процедур, чтобы управлять своими внутренними операциями и взаимоотношениями с более широким сообществом. Поэтому ассоциации должны разработать конституцию/устав, регламент, правила и кодекс поведения/этики».5

Сама ИФЛА в 2006 г. утвердила «Кодекс этики для офицеров ИФЛА», то есть для работников своего аппарата и функционеров.6

Значение библиотечной этики: из практики работы библиотек

Возможно, у кого-то возникает предположение, что библиотечная этика — понятие отвлечённое, сухая теория. Обратимся к практике.

Вне зависимости от того, насколько мы это осознаем, нам ежедневно приходится принимать решения этического характера. Работа библиотекаря тесно связана с человеческими взаимоотношениями, и в ней неизбежно возникают более или менее разрешимые этические ситуации.

Самый известный пример этической дилеммы из зарубежного опыта — это эксперимент, проведённый Робертом Хауптманом. Хауптман посетил 13 библиотек в Англии и в каждой из них запрашивал информацию о химическом составе взрывчатого вещества «кордит». Хотя Хауптман намекал, что собирается взорвать жилой дом в пригороде Лондона, библиотекари предоставляли ему требуемую информацию без вопросов. Роберт Хауптман пришёл к выводу, что библиотекари не осознавали, что тем самым принимают решение этического порядка.7

В последние десятилетия одной из наиболее острых проблем, в связи с формированием информационного общества и внедрением в практику библиотек информационно-коммуникационных технологий, становится проблема доступности информации. Практика российских библиотек предоставляет многочислен-

ные примеры возникновения коллизий этического характера. Возникают они тогда и там, где правовые нормы поведения библиотекаря отсутствуют.

В Брянской ОУНБ им. Ф. И.Тютчева читатель был лишён права пользования библиотекой за постоянное обращение к интернет-сайтам по изготовлению и употребления оружия, в том числе хими-ческого.8 А были ли правовые основания для подобного решения? Государственная тайна не была нарушена, правила пользования библиотекой — тоже. При принятии подобного решения библиотекари, очевидно, руководствовались этическими соображениями о возможных негативных последствиях использования данной информации.

Вот несколько иной аспект вопроса о доступности информации. Библиотекари г. Заречный Пензенской области озабочены проблемой комплектования книжными коллекциями, передаваемых в дар библиотеке от организаций, в том числе официально признанных сектами, отражения таких изданий в фонде и методов работы с ними.9 Насколько этически обоснованно широкое предоставление подобной литературы?

В то же время в г. Кыштым Челябинской области в 2008 г. в ходе прокурорской проверки из одной детской библиотеки и двух школьных была изъята книга «Жизнь без наркотиков», по сути представляющая собой пособие для начинающего наркомана с краткими рецептами по изготовлению наркотиков.10 Книга поступила в библиотеки через челябинское Министерство культуры. В большинстве подобных ситуаций библиотекарь вынужден принимать решения этического характера.

Может ли кодекс этики регулировать подобные ситуации? Понятно, что кодекс этики — это документ рекомендательный, и предусмотреть все конкретные ситуации в нём невозможно. Однако кодекс этики и не ставит перед собой таких задач. Задача кодекса — привить стремление к саморазвитию. Например, в «Кодексе этики Японской библиотечной ассоциации» его назначение определяется следующим образом: «Кодекс …представляет собой не описание того, какими библиотечные работники должны стать раз и навсегда, а указания на то, к чему они должны стремиться, непрерывно развиваясь вме-\цр

-\ 29 £

#22 *2009

сте с переменами, характеризующими прогресс всего общества».11

Рассмотренные выше примеры относятся к одной из классических этических дилемм — это выбор между чувством долга перед читателем, конкретным индивидуумом и обязанностью соблюдать интересы общества.

Какое решение предлагают кодексы? Большинство кодексов библиотечной этики, которыми располагает Круглый стол, кроме положений по удовлетворению потребностей читателя, имеет также положения о необходимости соблюдения общественных интересов.

В российском «Кодексе» такие принципы отсутствуют. «Кодекс» не только противостоит любым ограничениям доступа к библиотечным материалам и не допускает цензуры, но и освобождает библиотекаря от ответственности за последствия использования информации, полученной в библиотеке. Возможно, данное положение и обоснованно, однако аналогов в кодексах библиотечной этики других стран мне обнаружить не удалось.

В «Кодексе этических норм библиотечных работников» Словенской библиотечной ассоциации ответственность перед социумом утверждается в преамбуле: «Понимая свою роль и свою ответственность в деле развития общества,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.