Особенности банкротства естественных монополий

Содержание

Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса *О)

Принят
Государственной Думой
4 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» настоящий Федеральный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии (далее — организация-должник), и проведения процедур их банкротства.

2. Настоящий Федеральный закон применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведении процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса в соответствии с пунктом 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В целях настоящего Федерального закона под основной деятельностью организаций, указанных в пункте 1 настоящей статьи и настоящем пункте, понимается деятельность, при осуществлении которой сумма выручки от реализации составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации.

3. Не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции. *1.3)

4. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций-должников, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 2. Признаки банкротства

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Статья 3. Обязанность руководителя организации-должника обратиться в арбитражный суд с заявлением должника

1. Помимо случаев, указанных в статье 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», руководитель организации-должника обязан обратиться с соблюдением требований статьи 6 настоящего Федерального закона в арбитражный суд с заявлением должника в случае, если на основании решения суда обращено взыскание на имущество, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса, определенного в пункте 2 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента получения организацией-должником решения об обращении взыскания на указанное имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ. *3.1)

2. Единый производственно-технологический комплекс организации-должника состоит из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами (далее — единый производственно-технологический комплекс).
Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого производственно-технологического комплекса, устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. *3.2.2)

Статья 4. Арбитражные управляющие

Арбитражным управляющим может быть назначено физическое лицо, имеющее опыт работы в соответствующих организациях топливно-энергетического комплекса, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Арбитражный управляющий действует на основании аттестата, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области топливно-энергетического комплекса (далее — орган управления топливно-энергетическим комплексом) (часть в редакции, введенной в действие с 25 ноября 2007 года Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ.

Статья 5. Государственные органы, обеспечивающие предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса

Предупреждение банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению совместно с органом управления топливно-энергетическим комплексом. *5)

Глава II. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Статья 6. Подведомственность дел о банкротстве

Заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.
К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

Статья 7. Лица, участвующие в деле о банкротстве

Лицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, наряду с лицами, указанными в статье 34 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», признаются (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ:
орган управления топливно-энергетическим комплексом;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления по месту нахождения организации-должника.

Статья 8. Отказ в принятии заявления о признании организации-должника банкротом

Судья арбитражного суда отказывает в принятии заявления о признании организации-должника банкротом, если нарушено хотя бы одно из условий, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.

Статья 9. Отзыв организации-должника на заявление о признании организации-должника банкротом

Помимо сведений, указанных в статье 47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», в отзыве организации-должника должны содержаться сведения об исковых заявлениях организации-должника, поданных ею до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом, о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника (часть в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.
В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), поставки продукции (товаров, услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 10. Срок рассмотрения дела о банкротстве

1. Дело о банкротстве рассматривается в срок, установленный статьей 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

2. В случае, если организацией-должником до принятия арбитражным судом заявления о признании организации-должника банкротом подано исковое заявление в суд, арбитражный суд о признании недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти, рассмотрение дела о банкротстве приостанавливается до принятия решения по указанному заявлению.

Статья 11. Решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом

Решение арбитражного суда об отказе в признании организации-должника банкротом кроме случаев, предусмотренных статьей 55 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», принимается также в случае признания арбитражным судом недействительным (недействительными) акта (актов) федерального органа исполнительной власти, акта (актов) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в части утверждения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию, газ, транспортировку газа, перекачку нефти при условии, что такие тарифы (цены) стали причиной неплатежеспособности организации-должника (статья в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

Глава III. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАЦИЯМ-ДОЛЖНИКАМ

Статья 12. Окончание наблюдения

Решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании организации-должника банкротом и об открытии конкурсного производства считается принятым первым собранием кредиторов в случае, если за него подано не менее трех четвертей голосов от общего числа голосов кредиторов, устанавливаемых в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Помимо случаев, предусмотренных статьей 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный суд выносит определение о введении внешнего управления в случае наличия ходатайства о введении внешнего управления участвующего в деле о банкротстве организации-должника органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника (часть в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

Статья 13. Особенности банкротства градообразующих организаций-должников

При рассмотрении дел о банкротстве организаций-должников градообразующих организаций применяются правила о банкротстве градообразующих организаций, установленные статьями 169-176 Федерального закона «О несостоятельности (банкротства)», с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (статья в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

Статья 14. Срок внешнего управления

1. Внешнее управление вводится на срок не более восемнадцати месяцев, который может быть продлен арбитражным судом на основании ходатайства внешнего управляющего, органа управления топливно-энергетическим комплексом, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по месту нахождения организации-должника, собрания кредиторов до пяти лет.
При продлении арбитражным судом срока внешнего управления до пяти лет организация-должник приступает к расчетам с кредиторами через двенадцать месяцев с момента продления срока внешнего управления.

2. В случае несостоятельности организации-должника — градообразующей организации срок внешнего управления может быть продлен в порядке, установленном статьей 172 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

Статья 15. Особенности представления кандидатуры внешнего управляющего

1. Кандидатуру внешнего управляющего представляет арбитражному суду орган управления топливно-энергетическим комплексом.

2. В случае непредставления кандидатуры внешнего управляющего арбитражному суду органом управления топливно-энергетическим комплексом назначение внешнего управляющего производится в порядке, установленном статьей 96 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

3. В случае, если не представлено ни одной кандидатуры внешнего управляющего в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи, арбитражный суд назначает внешнего управляющего из числа сотрудников органа управления топливно-энергетическим комплексом.

Статья 16. Обязанности внешнего управляющего

1. Помимо полномочий, предусмотренных статьей 99 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», внешний управляющий обязан в течение одного месяца с момента своего назначения разработать с учетом предложений органа управления топливно-энергетическим комплексом план внешнего управления и представить его собранию кредиторов на утверждение (пункт в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ.

2. Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения организацией-должником договора энергоснабжения, договора поставки газа, договора транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договора распределения газа, нефти и нефтепродуктов, заключенных с потребителями, подача (поставки) топливно-энергетических ресурсов которым не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Внешний управляющий не вправе также отказаться от поставок газа, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 17. Распоряжение имуществом организации-должника во внешнем управлении

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество (часть имущества) организации-должника, входящее в состав единого производственно-технологического комплекса. *17)

Статья 18. Недействительность сделок организации-должника

Сделка по отчуждению имущества (части имущества) организации-должника, совершенная в нарушение требований статьи 17 настоящего Федерального закона внешним управляющим или организацией-должником после возбуждения дела о банкротстве и (или) в течение шести месяцев, предшествовавших подаче заявления о признании организации-должника банкротом, может быть признана недействительной на основании решения арбитражного суда.

Статья 19. Особенности применения мер по восстановлению платежеспособности организации-должника во внешнем управлении

Меры по восстановлению платежеспособности организации-должника, указанные в статье 109 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», применяются со следующими особенностями (абзац в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 88-ФЗ:
продажа указанного в статье 17 настоящего Федерального закона имущества (части имущества) организации-должника не допускается;
уступка прав требований организации-должника может быть осуществлена, в том числе по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов и договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов, в части прав требований оплаты отпущенной потребителям электрической энергии, тепловой энергии, газа, нефти и нефтепродуктов;
перепрофилирование или закрытие производства, связанного с функционированием единого производственно-технологического комплекса, не допускается;
иные меры по восстановлению платежеспособности организации-должника могут применяться, если их применение не противоречит условиям безопасного функционирования единого производственно-технологического комплекса.

Статья 20. Продажа имущества организации-должника в ходе конкурсного производства

Продажа имущества организации-должника, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса. Указанное имущество выставляется на торги единым лотом. *20.1)
Обязательными условиями участия в конкурсе являются:
согласие покупателя принять на себя обязательства организации-должника по договору энергоснабжения, договору поставки газа, договору транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов, договору распределения газа, нефти и нефтепродуктов;
обеспечение сохранения единого производственно-технологического комплекса в соответствии с его целевым назначением;
наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, предусмотренного Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Глава IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 21. Регулирование отношений, связанных с банкротством

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Настоящий Федеральный закон применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве независимо от того, когда арбитражным судом было принято заявление о признании организации-должника банкротом.
В случае, если заявление о признании организации-должника банкротом принято арбитражным судом до вступления в силу настоящего Федерального закона и у организации-должника отсутствуют установленные статьей 2 настоящего Федерального закона признаки банкротства, дело подлежит прекращению производством.

3. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
24 июня 1999 года
N 122-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО «Кодекс»



В статье рассматриваются особенности процедур несостоятельности (банкротства) ресурсоснабжающих организаций. Проводится сравнительный анализ на ключевых аспектах процедур.

Ключевые слова: закон о банкротстве, ресурсоснабжающая организация, потребители коммунальных услуг.

Несостоятельность (банкротство) ресурсоснабжающей организации непосредственно приводит к негативным последствиям не только для нее самой, но и для лиц, являющимися получателями коммунальных услуг от должника. Поэтому особенности процедур несостоятельности (банкротства) ресурсоснабжающей организации во многом объясняются социальными причинами.

Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами приносит огромный доход (около 500 млрд. руб. в год). В стране насчитывается около 2,4 млн. многоквартирных домов, жители которых получают воду, тепло- и электроэнергию, но не всегда полностью их оплачивают. Образовавшаяся в данном случае задолженность потребителей может привести к тому, что ресурсоснабжающая организация не сможет выполнять свои обязательства, что повлияет на ее несостоятельность.

Отключения подачи коммунальных ресурсов наносят огромный вред экономике страны в целом. Убытки несут не только потребители коммунальных услуг, но и сами производители, перепродавцы, организации, осуществляющие транспортировку ресурсов. Серьёзный урон наноситься по репутации органов власти всех уровней. Растет число исков, претензий, предъявляемых потребителями к ресурсоснабжающим организациям в рамках судебного делопроизводства.

Иными словами, социальную значимость данной процедуры и необходимость законодательной защиты публичных интересов в нашем случае являются необходимыми, так как при банкротстве ресурсоснабжающей организации затрагиваются интересы многих лиц, в том числе и вышеназванных должников.

Банкротство ресурсоснабжающей организации регулируется общими нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве), но с отличительными особенностями, установленными для субъектов естественных монополий.

При банкротстве ресурсоснабжающие организации применяются непосредственно специальные правила о банкротстве субъекта естественных монополий.

Согласно статье 4 Федерального закона «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (далее — Закон о естественных монополиях), сферой деятельности субъектов естественных монополий среди прочего является осуществление услуг по передаче тепловой энергии, услуг по передаче электрической энергии, услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры .

Для применения особенностей банкротства субъектов естественных монополий необходимо наличие факта оказания услуг в условиях монополии в определенном виде (сфере) деятельности, в данном случае предоставление коммунальных услуг.

Сложившееся правоприменительная практика исходит из того, что ни Закон о естественных монополиях, ни законодательство о банкротстве в обязательном порядке не отражает наличие у предприятия статуса субъекта естественной монополии.

Данный статус появляется исключительно с внесением его в реестре субъектов естественных монополий. Данный реестр ведется в целях обеспечения государственных интересов в сфере государственного управления, и потому не может служить определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии.

Указанный вывод подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 27.10.2017 № 305-Эс17–12788 по делу № А41–40556/2016 , Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.04.2018 № Ф03–1117/2018 по делу № А73–14308/2017 .

В случае отсутствия ресурсоснабжающей организации в реестре субъектов естественных монополий, ее принадлежность к субъектам естественных монополий определяется путем установления факта осуществления деятельности в сферах, указанных в статье 4 Закона о естественных монополиях, а также соответствия признакам, указанным в статье 3 данного закона .

При этом отсутствие ресурсоснабжающей организации в реестре субъектов естественных монополий не может свидетельствовать об отсутствии у последнего статуса естественной монополии.

В этой связи логично дополнить реестр субъектов естественных монополий ФАС внесением всех ресурсоснабжающих организаций, после их соответствующей регистрации в налоговом органе.

Для ресурсоснабжающей организации, как субъекта естественной монополии, предусмотрены непосредственно иные (более высокие) критерии вхождения в процедуру банкротства.

Так, для обычной организации это является наличие задолженности, превышающей 300 тыс. руб., просроченный более чем на 3 месяца, без необходимости возбуждения по нему исполнительного производства.

В свою очередь, для ресурсоснабжающей организации — это наличие долга, превышающего 1 млн. руб., просроченного более, чем на 6 месяцев, подтвержденного исполнительным документом и не полученным в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника.

В тоже время, эти требования обязательны лишь тогда, когда на банкротство подает кредитор ресурсоснабжающей организации. Они не действуют, если процедуру несостоятельности инициирует сам должник-ресурсоснабжающая организация. В этом случае проверяются обстоятельства, которые обязывают должника подать на свое банкротство. Предварительное возбуждение исполнительного производства в данном случае не требуется.

Следует отметить, что собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника. Это обусловлено тем, что продолжение хозяйственной деятельности может влечь дальнейшую растрату конкурсной массы должника на текущие расходы, которые подлежат погашению в приоритетном порядке перед реестровой задолженностью в качестве текущих платежей.

Однако в связи с тем, что такое решение в нашем случае может затронуть права потребителей коммунальных услуг, то кредиторы ресурсоснабжающей организации не вправе принимать такое решение .

При продаже имущества ресурсоснабжающей организации также непосредственно установлены особые правила, направленные на защиту потребителей коммунальных услуг и публичных интересов.

Кроме того, возможным оптимальным решением является внесение в Закон о банкротстве статью 24.2 предусматривающую обязанность должника заключить договор обязательного страхования ответственности по выполнению должником установленных графиком погашения задолженности или планом внешнего управления обязанностей по удовлетворению требований кредиторов, на страховую сумму, позволяющую удовлетворить все реестровые требования. Данные изменения обеспечат гарантию восстановления платежеспособности должника при применении в отношении него процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, что в свою очередь приведет к укреплению данных процедур в институте несостоятельности (банкротства) и увеличению количества должников, восстановивших свою платежеспособность.

Особый статус ресурсоснабжающей организации предполагает и особенности продажи имущества организации. Его нельзя разделить на части — предприятие выставляется на торги, как единый имущественный комплекс. А первоочередное право на его приобретение принадлежит органам государственного и муниципального управления.

Если они не выкупили организацию, то для других участников торгов выставляется дополнительное обременение, в виде условия о продолжении деятельности по снабжению ресурсами потребителей, которые ранее заключили такие договора с банкротом.

Первой проблемой в данном случае может является невозможность реализации преимущественного права выкупа лицами, указанными в п. 2 ст. 179 закона о банкротстве, при продаже организации целиком либо продаже его производственного комплекса одним лотом. Решением данной проблемы может служить внесение соответствующих изменений в абз. 1 п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве.

Второй проблемой является наличие конфликта интересов, возникающего при получении арбитражным управляющим двух заявлений о преимущественном праве выкупа одновременно. Нормы Закона о банкротстве не содержат решения данной проблемы, в результате чего создается пробел в праве, вызывающий неравенство сторон гражданских правоотношений. Данная проблема решается внесением изменений в абз. 1 п. 3 ст. 179 Закон о банкротстве, устанавливающих необходимость проведения дополнительных торгов между лицами, имеющими преимущественное право на приобретение имущества должника.

Основываясь на вышеизложенном, объективно верным будет отметить, что большинство правовых проблем необходимо преодолеть и устранить на законодательном уровне. В силу чего в данной статье были проанализированы конкретные изменения в нормы права, регулирующие данные правоотношения, позволяющие установить баланс интересов кредиторов, должника и иных участников процедуры несостоятельности (банкротства) хозяйственных обществ, а также преодолеть возникающие коллизии и конфликты норм права

Литература: