Отходы в животноводстве

Добрый день, уважаемые подписчики! В сегодняшней заметке хочу поднять тему биологических отходов и раз и навсегда разграничить это понятие с пищевыми отходами. Информация будет полезна для специалистов по договорной работе, экологов.

Что такое биологические отходы?

Биологические отходы согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» — это биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птиц, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности.

Группы биологических отходов

Биологические отходы условно можно поделить на несколько групп:

  • трупы павших домашних и диких животных, птицы, в том числе лабораторные, абортированные и мертворожденные плоды;
  • ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и других объектах;
  • биоотходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения;
  • биологические отходы, образуемые на предприятиях сферы обслуживания мясоперерабатывающей промышленности и птицефабрик, рыбоводческих комплексов.

Правила сбора, транспортировки и утилизации биологических отходов

Порядок сбора, транспортирования и обезвреживания биологических отходов определён ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утверждёнными Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. № 13-7-2/469.

Классы биологических отходов

Все отходы подчиняются общей классификации. Биологические остатки относятся к первому, а также ко второму классу опасности.

Биоотходы первого класса опасности включают: мертворождённые плоды бездомных животных, домашних питомцев, лабораторных, подопытных, сельскохозяйственных животных или птиц. Правила разрешают утилизировать остатки данных видов только через сжигание, захоронение, либо обеззараживание. Вторичному использованию они не подлежат.

Второй класс опасности включает: части тела или кожи, пищевые остатки инфекционных отделений, материалы микробиологических лабораторий, выделения зараженных вирусом людей и животных, материалы, имевшие контакт с больными в инфекционных отделениях.

Утилизация биологических отходов

Для утилизации биологических отходов необходим договор со специализированной организацией, которая имеет лицензию на сбор, транспортирование и обезвреживание отходов.

Согласно закону РФ «О ветеринарии» с изменениями и дополнениями от 24.07.2015 года утилизация проводится: при помощи специальной печи для сжигания биологических отходов на ветеринарно-санитарных утилизационных предприятиях; путём проведения захоронения в специально организованных местах, где данный материал подлежит разложению.

Что такое пищевые отходы?

Пищевые отходы согласно ГОСТ 30772/2001 — это продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства в процессах их производства, переработки, употребления или хранения.

Правила сбора, транспортировки и утилизации пищевых отходов

Обращение и правильная утилизация пищевых отходов должны выполняться в соответствии с регламентом Россельхознадзора и нормами СанПиН 42-128- 4690-88.

Вывоз производится при строгом соблюдении ветеринарно-санитарных правил, которые утверждены главным государственным ветеринарным инспектором и записаны в журнал, ведущийся на производстве.

Согласно правилам СанПиН специальный бак с крышкой в столовых используют для транспортировки пищевых отходов.

Запрещено использование мусорных контейнеров для сбора и вывоза в иных целях. Их освобождение, очистка и дезинфекция проводится ежедневно. Допускается применение дезинфицирующих средств, которые используют в пищевой промышленности.

Ответственность за содержание и использование контейнеров согласно СанПиН лежит на руководстве предприятия или учреждения. По правилам запрещено выдавать предназначенные для утилизации продукты частным лицам или организациям.

По нормам СанПиН для хранения остатков на специальных площадках можно использовать специальный бак с бортиками высотой до 12 сантиметров. Эти борта препятствуют стоку жидкостей из остатков, которые бак не пропускает во внешнюю среду.

На некоторых производствах в журнал вносится отметка о допуске применения дезинфектанта — денатурата в целях предотвращения применения данных отходов в виде корма для животных.

Соблюдение регламента Управления Федеральной службы, занимающейся надзором в области защиты прав потребителей и человеческого благополучия, должно быть занесено в специальный журнал на производстве.

После разграничения понятий, предлагаю скачать актуальные документы по этому вопросу.

СКАЧАТЬ ДОКУМЕНТЫ

«ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 г. № 607-ст)

«СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населённых мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. № 4690-88)

На этом у меня всё, если информация была вам полезна, ставьте рейтинговые звездочки.

Материал подготовила моя помощница по развитию рубрики «Экологическая Безопасность» Ксения Ралдугина.

Продолжение следует …

Сохранить ссылку в:

Ты хочешь получать информацию,но ты делаешь это без уважения

Будь моим подписчиком!

Сообщается, в частности, что федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 в коде происхождения вида отходов и их состава 11 200 000 000 «Отходы животноводства» содержит, в том числе, такие группы отходов, как «Навоз крупного рогатого скота» (код 1 12 110 0000 0), «Навоз конский» (код 1 12 210 0000 0), «Навоз верблюжий» (код 1 12 310 0000 0), «Навоз мелкого рогатого скота» (код 1 12 410 0000 0), «Навоз свиней» (код 1 12 510 0000 0), «Помет птичий» (код 1 12 710 0000 0), «Навоз пушных зверей» (код 1 12 911 0000 0).

Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

Навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции.

— Реклама —

Согласно примечанию к п. 3.16 ГОСТ 30 772–2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» к отходам не относятся «побочный продукт» — дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать промежуточные (побочные) продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд в дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство).

Также отмечается, что судами признается необоснованным привлечение хозяйствующих субъектов к административной ответственности по частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ за отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, если навоз (помет), образующийся в результате их хозяйственной деятельности, используется ими для собственных нужд, а самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) в целях извлечения прибыли от такой деятельности не осуществляется.

Уже не первое десятилетие остаются нерешенными некоторые проблемные вопросы, касающиеся многих природопользователей. Среди таких вопросов — обращение с отходами животноводческих хозяйств, а именно с навозом и пометом. С одной точки зрения навоз и помет — это отход, и на него должны распространяться требования экологического и санитарного законодательства в сфере обращения с отходами, а с другой — это товарный продукт или сырье для предприятия. В данной статье рассмотрим законодательную и практическую стороны проблемы и варианты ее решения.

Практика обращения с отходами животноводства

Как известно, отходы производства и потребления подразделяются на 5 классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС). Классификация отходов в зависимости от источника их образования и других факторов приводится в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (в ред. от 28.11.2017; далее — ФККО). В подтип «Отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных)» ФККО входят следующие группы отходов:

• отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0);

• отходы разведения и содержания лошадей и прочих животных семейства лошадиных отряда непарнокопытных (1 12 200 00 00 0);

• отходы разведения верблюдов и прочих животных семейства верблюжьих (1 12 300 00 00 0);

• отходы разведения овец и коз (1 12 400 00 00 0);

• отходы разведения свиней (1 12 500 00 00 0);

• отходы разведения сельскохозяйственной птицы (1 12 700 00 00 0);

• отходы разведения и содержания животных прочие (1 12 900 00 00 0).

Внутри каждой группы содержатся виды навоза и помета на разных стадиях перепревания: свежий (только что образовавшийся) и перепревший. В процессе перепревания из отхода улетучивается влага, а также происходит естественный процесс микробиологического разложения органических соединений. После перепревания класс опасности отхода снижается. Так, свежий навоз крупного рогатого скота, конский, верблюжий, мелкого рогатого скота, пушных зверей, диких животных после перепревания переходит из IV в V класс опасности, а свежий навоз свиней и птичий помет — из III в IV класс опасности.

Навоз и помет (далее — отходы животноводства) могут считаться также органическими удобрениями.

СЛОВАРЬ

В соответствии с ГОСТ Р 53042-2008 «Удобрения органические. Термины и определения»:
• навоз — смесь твердых и жидких экскрементов сельскохозяйственных животных (п. 8);
• помет — экскременты птиц, кроликов с подстилкой или без нее (п. 10);
• свежий навоз (помет) — навоз (помет) без признаков микробиологического разложения (п. 13);
• перепревший навоз (помет) — навоз (помет), в котором визуально нельзя обнаружить неразложившиеся растительные остатки (п. 16).

Технологическое проектирование систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета регламентируется требованиями РД-АПК 1.10.15.02-08 «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (далее — РД-АПК 1.10.15.02-08).

Отходы животноводства удаляются механическим способом (транспортерами, бульдозерами и др.) или гидравлическим (самотеком либо прямым смывом водой). До места их сбора, обеззараживания, карантирования и подготовки к использованию отходы животноводства транспортируются с помощью насосов, трубопроводов (жидкие фракции) либо механическим способом (мобильным транспортом). Удаленные отходы животноводства могут быть подвергнуты компостированию естественным способом (в данном случае процесс компостирования в буртах длится до 6 месяцев) либо анаэробному сбраживанию в метатенках.

По сложившейся практике отходы животноводства складируются в специальных объектах — навозо- и пометохранилищах, лагунах для хранения бесподстилочного навоза, на специальных площадках и др. Срок хранения обусловлен влажностью отхода, условиями хранения, площадью сооружения, эпизоотическим состоянием хозяйства и др., поэтому точные сроки каждый раз необходимо определять согласно технологии производства конкретного предприятия.

В подготовленных к использованию отходах животноводства должны отсутствовать возбудители болезней, жизнеспособные семена сорных растений; в указанных отходах должно быть нормализовано количество биогенных и других веществ в соответствии с ветеринарно-санитарными, экологическими, агрохимическими требованиями.

Отходы животноводства необходимо карантировать и обеззараживать. Обеззараживание может проводиться химическим или термическим методом в короткие сроки либо естественным путем. Согласно РД-АПК 1.10.15.02-08 естественное биологическое обеззараживание осуществляется путем выдерживания в секционных навозохранилищах или прудах-накопителях в течение 12 месяцев. Кроме того, отходы животноводства подвергаются дезинвазии биологическим, физическим или химическим методом. Сроки выдерживания отходов животноводства при использовании биологического метода:

• в открытых хранилищах:

– навоз крупного рогатого скота — 6 месяцев;

– навоз свиней — 12 месяцев;

• помета в пометохранилищах — 3–6 месяцев.

Таким образом, процесс перепревания отходов животноводства из свежего состояния до состояния, в котором их можно использовать как удобрение, довольно сложный, может осуществляться разными способами и занимать длительное время (до 12 месяцев).

Отходы животноводства как отходы производства

Если рассматривать отходы животноводства как отходы производства, по отношению к ним будут актуальны следующие требования законодательства:

• разработка паспортов отходов I–IV классов опасности и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР);

• проведение государственной экологической экспертизы (далее — ГЭЭ) проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности;

• получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;

• внесение навозо- и пометохранилищ в государственный реестр объектов размещения отходов (далее — ГРОРО);

• внесение платы за НВОС за размещение отходов и др.

СЛОВАРЬ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 31.12.2017; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ):
• хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
• утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в т.ч. повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
• обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
• обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
• транспортирование отходов — перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Как правило, отходы животноводства хранятся в специализированных объектах дольше 11 месяцев (а именно — до 12 месяцев), что позволяет отнести навозо- и пометохранилища к объектам размещения отходов и обусловливает необходимость внести такой объект в ГРОРО и получить соответствующую лицензию.

Опираясь на определение понятия утилизации отходов, можно предположить, что использование перепревшего навоза IV класса опасности (например, свиного) в собственных целях (например, для удобрения сельскохозяйственных полей) подпадает под понятие утилизации, а значит, также подлежит лицензированию.

Более того, перепревание отходов животноводства естественным или другим способом вполне подходит под определение обезвреживания отходов, т.к. в результате уменьшается количество отходов и степень их опасности для окружающей среды, а это влечет необходимость проведения ГЭЭ и получения соответствующей лицензии.

При этом довольно часто никаких специальных установок по обезвреживанию отходов животноводства у хозяйства нет, и даже отсутствует площадка для их хранения. Выдать лицензию такому хозяйствующему субъекту проблематично, поскольку одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату), для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в т.ч. объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I–IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям.

Вдобавок ко всему полевые навозохранилища располагаются за границами основной производственной площадки, и транспорт, перевозящий отходы животноводства, перемещается к таким навозохранилищам по дорогам общего пользования, что в соответствии с определением понятия транспортирования отходов является таковым и тоже подлежит лицензированию. Любые подготовительные работы с отходами животноводства можно определить как обработку отходов, для которой также нужна соответствующая лицензия.

Что касается нормирования образующихся отходов, придется разработать соответствующие паспорта отходов I–IV классов опасности и внести данные отходы в ПНООЛР (если хозяйство не входит в число субъектов малого и среднего предпринимательства). Размещение отходов животноводства в навозо- и пометохранилищах является деятельностью, за осуществление которой необходимо вносить плату за НВОС. Учитывая, что на таких объектах возможно хранить тысячи тонн отходов, сумма платы получается внушительной.

Таким образом, вопрос идентификации отходов животноводства как отходов либо как потенциального сырья или продукта стоит довольно остро. Если рассуждать с позиции воздействия на окружающую среду, то хранение отходов животноводства в любых специальных сооружениях, несомненно, наносит вред окружающей среде и человеку, особенно с точки зрения микробиологической опасности. При перепревании и хранении отходов животноводства образуется больше десяти видов веществ, загрязняющих атмосферный воздух. На основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029, крупные объекты животноводства относятся к объектам I или II категории.

Очевидно, что животноводческое хозяйство в целом и навозохранилище в частности является опасным источником негативного воздействия. Однако проблема состоит в том, что прохождение ГЭЭ, получение лицензии и внесение объекта в ГРОРО — непосильное финансовое бремя для небольших и средних животноводческих хозяйств, поэтому подавляющее большинство из них скрывает свои объекты хранения отходов животноводства либо вообще не занимается проблемами экологии.

Решения проблемы

Решений проблемы несколько.

Ветеринарно-санитарные и агрохимические требования отражены в следующих документах:

• Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы (утв. Минсельхозпродом РФ 04.08.1997 № 13-7-2/1027);

• ОСТ 10-118-96 «Удобрения органические жидкие. Технические условия»;

• ОСТ 10-119-96 «Удобрения органические. Стоки навозные, пометные. Технические условия».

Пункт 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 28.12.2017).

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792.

Подпункт «а» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Согласно ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ:

• объекты хранения отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;

• объекты обезвреживания отходов — специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для обезвреживания отходов.

Уфа, 11 августа 2016, 15:16 — REGNUM В Башкирии нашло поддержку высказывание главы Татарии Рустама Минниханова о недопустимости штрафования фермеров за отсутствие лицензии на обращение с навозом. Как заявил ИА REGNUM уфимский общественный деятель Азамат Галин, в Башкирии перед фермерами эта проблема стояла не только в этом году, и слепое исполнение федерального законодательства в сфере обращения с навозом может привести к росту коррупции.

Источники «опасных» отходов Наталия Николаева © ИА REGNUM

Напомним, 4 августа Рустам Минниханов прокомментировал на заседании Совета предпринимателей при главе Татарии ситуацию с введением обязательной лицензии на утилизацию отходов жизнедеятельности животных, то есть навоза и птичьего помета, назвав этот закон «глупостью».

«Закон оказался не проработанным, а федеральные власти не информировали бизнес должным образом, теперь производителям грозят серьезные штрафы и даже уголовная ответственность, — отметил уфимский экономист Константин Кузьминых. — В то же время, критика федерального закона Рустамом Миннихановым показывает уверенность и амбициозность лидера Татарии».

Когда навоз приравняли к свинцу

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию.

К отходам III класса, умеренно опасным, относятся навоз от свиней свежий, а также помет утиный, гусиный, куриный свежий; к отходам IV класса, малоопасным — навоз от мелкого и крупного рогатого скота свежий, а также перепревший навоз от свиней и перепревший птичий помет.

По мнению Минприроды России, навоз и помет могут быть реализованы в качестве продукции при наличии соответствующей документации, технических условий и технологического регламента. Минприроды допускает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать навоз для собственных нужд в качестве удобрения, однако требует при этом соответствия «с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

После множества обращений возмущенных граждан в мае 2016 года от Минприроды поступило разъяснение, в котором утверждалось, что в случае отнесения навоза к продукции и (или) его использования для собственных нужд, «требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду на навоз распространяться не будут».

«Но, похоже, разъяснения Минприроды РФ не дошли до региональных министерств природоохраны, иначе чем объяснить, что фермеров до сих пор штрафуют или пугают штрафами, — отметил Азамат Галин. — Это не смешно, для села это вопрос выживания. Особенно сейчас, когда денег на покупные удобрения нет, использование навоза от своих коров для фермеров подчас единственный способ вырастить урожай».

При этом фермеры как никто другой осознают обоснованность отдельных требований Минприроды. «Навоз, особенно свиной, а также птичий помёт, действительно может быть опасен, но лишь в том случае, когда речь идёт о промышленном производстве, — рассказывает фермер Рим Арсланов. — В огромных комплексах с тысячным и многотысячным поголовьем скот и птицу кормят специальными кормами с разного рода добавками, их навоз действительно ядовит. Но самое опасное — уборка стойл методом гидросмыва, когда навоз смывается струями воды, которая потом, минуя очистительные сооружения, оказывается в близлежащих реках и озёрах».

По рассказам фермеров, на земле, где протекала такая жижа, долгие годы ничего не растет, кроме гигантской травы, которую нельзя скармливать скоту. Вода в водоемах, куда попали сточные воды, становится непригодной даже для полива, не говоря уже о водопое, происходит массовая гибель рыбы. «Также загрязняются подземные грунтовые воды, отравляется вода в колодцах и родниках, — напоминают республиканские экологи. — Почему «у них», то есть в европейских и иных странах гидросмыв не столь катастрофичен? Потому, что у них есть современные очистные сооружения, которыми не могут похвастаться многие, если не большинство крупных комплексов как в Башкирии, так и по всей России».

«Но от буренок, содержащихся на небольших и средних фермах, окружающей среде нет никакого вреда, — уверяют сельчане. — Все дело в количестве, переходящем в качество».

Гришкины коровки или естественный круговорот навоза в природе

«На моих глазах проходит жизнь деревенского фермера Григория, — рассказывает Галин. — У него 20 коров, которых ему помогают растить еще 3−4 человека, это значит, что трудоустроены кормильцы 3−4 семей, а в деревне найти работу очень трудно». Коровы питаются «естественными» кормами: травой, сеном, соломой, ботвой, иногда, если посчастливится, комбикормом местного производства, то есть ничем таким, из-за чего отходы становятся опасными.

Навоз из стойл убирается по старинке, вилами и лопатами, и отвозится в корыте на навозную кучу, откуда потом вывозится на поле или в огород в качестве удобрения. Осуществляется своеобразный естественный круговорот навоза в природе. «Никакого вреда от коров Гриши нет и быть не может, — считает общественник. — Но теперь, согласно законодательству, Гриша должен определиться: осуществляет ли он хранение отходов четвертого класса опасности или является производителем органического удобрения. И, следуя букве закона, обращаться с навозом он должен, обладая соответствующей лицензией».

И хранить, и перерабатывать навоз в удобрение Григорий должен в навозохранилище, а старая добрая навозная куча, испокон служившая таковым, проверяющих не устраивает. «В Минэкологии от Гриши требуют построить емкость с бетонным дном, это дорого и нецелесообразно, — поясняет Галин. — Простое, как мир, разведение коров обременяется множеством странных условий и требований, слепое выполнение которых делает фермерство нерентабельным. Григорий должен или тратить драгоценное время на бумажную работу, или платить огромные суммы юристам. В конце концов он пустит своих коров под нож, к тому дело идёт».

Как считает собеседник агентства, чиновники вместо того, чтобы добиваться строительства полноценных очистных сооружений и установок по обеззараживанию от собственников крупных комплексов, терроризируют мелких производителей. «Кто проиграет, если Григорий уйдёт из фермеров и переедет в город или райцентр? — спрашивает общественник. — Не только он сам и его семья, а также семьи его работников, не только покупатели экологически чистых продуктов. В небольших населенных пунктах такие фермеры, являясь единственными производителями сельхозпродукции, поддерживают жизнь всей деревни».

Кому это выгодно

«Кому выгодно излишнее бремя на фермерские плечи? Не фермеру, не государству, тогда кому? — задает вопросы Галин и выдвигает свою версию. — Создается впечатление, что тем, кто будет небескорыстно помогать фермерам оформлять «лицензии на навоз». Я не исключаю, что эти юридические фирмы в той или иной степени будут аффилированы с отдельными чиновниками из нашего Минпророды».

Общественник напомнил, что президент страны Владимир Путин в 2011 году отметил, что «контрольно-надзорные органы обросли целым рядом карманных, аффилированных с чиновниками фирм», а процедуры выдачи разрешений и согласований непрозрачны и запутаны и «создают почву для коррупции и вытягивания денег из карманов граждан» и из бизнеса, в то время как проверки и контроль не обеспечивают ни безопасности, ни качества.

Как подчеркивает общественник, проблема является общероссийской, но в разных регионах имеются свои особенности. «Минприроды Башкирии готово обложить данью фермеров не только по отходам, но и по воде, до этого додумались далеко не во всех регионах, — добавил Галин. — Если в деревне нет централизованного водоснабжения, для воды надо бурить скважину. Если вода нужна для производства, допустим джема из местных фруктов и ягод, для этой скважины нужно получать лицензию. Так решило башкирское Минприроды».

По словам общественника, чиновники приняли временную инструкцию, по которой лицензия обязательна. «Если получение очередной лицензии хлопотно, то утверждение проекта санитарно-защитной зоны рядом со скважиной просто неподъемно для индивидуального предпринимателя, это обходится от 500 тыс. рублей, — возмущен Галин. — При этом федералы полномочия по воде меньше 100 кубов в сутки отдали регионам для «смягчения», это чисто региональная инициатива». По мнению общественника, для фермеров и мелких производителей надо отменить бремя получения лицензии на воду меньше 100 кубов в сутки, и сделать простой уведомительный характер с фиксацией объема добычи воды.

По словам общественника, он был готов стоя аплодировать главе Татарии за поднятие этого вопроса. «Руководители регионов должны не только вскрывать острые вопросы и критиковать федеральные власти, но и не давать вершить произвол чиновникам из министерств и ведомств своих регионов, — заключил собеседник ИА REGNUM. — Иначе нам никогда не победить коррупцию».

Цифры и факты

Штрафы за отсутствие лицензии на обращение с навозом составляют от 10 до 30 тыс. рублей на должностное лицо и от 100 до 250 тыс. рублей — на юрлицо.

Стоимость лицензии начинается от 100 тыс. рублей и доходит до 1,5 млн рублей.

На крупнейших птицефабриках Башкирии в совокупности накапливается до 400 тонн птичьего помета в сутки. Ежегодно на поля Башкирии выбрасывается 8 — 10 млн тонн навоза и помёта.

В сентябре 2013 года сельхозпредприятие «Алатау» допустило попадание навозных стоков с полей в ручей Ташингер, что полностью разрушило его естественную экосистему. Проведенные анализы показали, что концентрация фенолов в водоеме превысила норму более чем в 1000 раз, а производные аммиака — в 500 раз. Предприятие было оштрафовано на 200 тыс. рублей.

УДК 631.22.018.001.57 + 636.2

МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУТОЧНОГО ВЫХОДА

ЭКСКРЕМЕНТОВ ОТ КОРОВ

И.К. Текучев, доктор технических наук, зав. лабораторией

М.С. Текучева, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник

Ю.Н. Черновол, аспирант

Всероссийский научно-исследовательский институт механизации животноводства E-mail: tekucheva_m_s@mail.ru

Аннотация. «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» (РД-АПК-1.10.15.02.08) рекомендуют принимать суточный выход экскрементов от коров 55 кг (кала 35 кг, мочи 20 кг) без учета продуктивности и веса животного. Выполнен анализ нескольких методик определения выхода экскрементов от коров: 1. Суточный — 8-10% от массы коровы; 2. Годовой — масса коровы х 25; 3. Годовой — годовой удой х (4. ..5); 4. Способ Вольфа — по сухому веществу корма и подстилки; 5. Методика ВИУА. Суточный — выход экскрементов в 10 раз больше содержащихся в них сухих веществ; 6. Способ ВНИПТИОУ — по среднегодовому поголовью (55 кг от коровы в сутки); 7. Методика ВИЖа. Суточный — 45 кг (при привязном содержании) и 55 кг (при беспривязном в боксах). Расчет по этим методикам дает диапазон изменения суточного выхода экскрементов от коровы массой 450-500 кг и годовой продуктивностью 3000 и 4000 кг молока от 32 до 62 кг. Нами предложена математическая модель определения суточного выхода экскрементов, учитывающая суточное потребление коровой воды и сухого вещества, массу и продуктивность коровы. Выход экскрементов по предложенной математической модели от коровы массой 400-700 кг и с продуктивностью от 4000 до 10000 кг молока в год изменяется от 51 до 107 кг в сутки.

Ключевые слова: методика, количество выделяемых экскрементов, уборка навоза, сухое вещество, потребление воды, регрессионный анализ.

Введение. Выбор эффективных и экономически целесообразных технологий уборки, хранения и компостирования навоза обусловлен совокупностью его физико-механических свойств: влажностью, удельной массой, фракционным составом, вязкостью, способностью расслаиваться, теплофизическими свойствами и химическим составом.

Накапливаемый на животноводческих фермах навоз представляет собой сложную гетерогенную систему, состоящую из твердых и жидких выделений животных, остатков кормов, технологической воды, а также газов, образующихся в результате биохимических процессов, протекающих в навозе.

Влажность навоза — один из основных факторов, определяющих его физико-механические и технологические свойства. Полужидкий навоз (смесь мочи и кала) имеет влажность 92% , обладает достаточно выраженной текучестью. Наряду с этим в условиях производства, в зависимости от спосо-

бов содержания животных, в навоз попадает вода, и его влажность повышается до 94% и более. Вследствие этого возрастает его объем, что обусловливает увеличение объема навозохранилищ и повышение затрат труда и средств на его переработку и утилизацию.

Фракционный состав навоза в значительной мере предопределяет надежность работы средств механизации и зависит от рациона кормления и технологии содержания животных. Согласно современным тенденциям увеличение производства молока планируется не за счет роста численности животных, а за счет повышения продуктивности при соответствующем сокращении их численности. Однако повсеместно быстрая замена стада высокопродуктивными животными невозможна, поэтому длительное время будут сохраняться животные с большим диапазоном изменения их продуктивности. Масса и продуктивность животных — два основных фактора, определяющих состав кормовых раци-

онов по сухому веществу, питательным веществам и воде, а от этого, в свою очередь, зависит выход экскрементов, от которого в значительной степени зависят технологические параметры систем утилизации навоза. Потребность в сухом веществе для животных разной массы и продуктивности определена по рекомендациям «Норм и рационов кормления сельскохозяйственных животных» .

Согласно , увеличение массы молочных коров с 400 до 700 кг и средней продуктивности с 12 до 32 кг в сутки приводит к росту потребления сухого вещества кормов в два раза (с 12 до 25 кг). Увеличение потребления кормов сопровождается ростом потребности в воде и, следовательно, приводит к росту выхода экскрементов. Однако этот фактор в нормативных документах не учитывается. «Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета» рекомендуют проектировать строительную часть систем утилизации навоза, включая оценку их эффективности, по усредненным данным, без учета массы и продуктивности животных, что приводит к значительным ошибкам в расчетах.

Методология проведения работ. Выход экскрементов (смесь кала и мочи), их состав зависят от вида, возраста, продуктивности и массы животных, рациона кормления. Выход экскрементов определяют несколькими способами .

1. По массе животных. Суточный выход экскрементов крупного рогатого скота принимают в размере от 8 до 10% живой массы скота. Тогда годовой выход навоза от одной коровы массой 475 кг будет:

: 1000 = 15,6 т.

2. Французский способ. Количество навоза за год определяется умножением живой массы животного на 25.

(475 х 25) : 1000 = 11,9 т, что в 1,3 раза меньше, чем в варианте 1.

3. По годовому производству основной продукции. Считается, что годовой выход экскрементов у коров в 4-5 раз больше годового производства молока.

(3000 х 4,5) : 1000 = 13,5 т; (4000 х 4,5) : 1000 = 18,0 т.

4. Способ Вольфа. Основан на том, что примерно половина сухого вещества корма усваивается животными, а вторая переходит в навоз вместе с сухим веществом подстилки. Согласно этому способу, в свежем навозе содержится 1/4 сухого вещества и 3/4 воды, тогда общее количество навоза за год будет в четыре раза больше половины сухого вещества корма, потребленного коровой и суммированного с сухой подстилкой. От коровы с продуктивностью 3000 кг в год выход навоза будет: : 1000 = 11,7 т, а с продуктивностью 4000 кг: : 1000 = 13,2 т. Это на 13 и 27 процентов меньше, чем при определении по методике 3.

5. Способ ВИУА. Основан на результатах химических анализов многочисленных балансовых опытов, согласно которым количество сухого вещества в смеси экскрементов составляет около 10%, т.е. выход экскрементов примерно в 10 раз больше содержания в них сухого вещества. Общее количество сухого вещества, попадающего в навоз, составляет сумму сухого вещества переваренного корма, потерь его во время кормления и сухого вещества подстилки. Согласно этой методике, годовой выход навоза от коровы продуктивностью 3000 кг молока будет 22,8 т.

6. Способ ВНИПТИОУ. По суточному выходу экскрементов. Выход навоза определяется по среднегодовому поголовью различных половозрастных групп животных (от коровы — 55 кг в сутки).

7. Способ ВИЖа. Выход свежего навоза на одну голову при привязном содержании животных в типовых стойлах — 45 кг в сутки; при беспривязном с тонким слоем подстилки — 55 кг .

Выполненные расчеты по вышеприведенным методикам показали, что предполагаемый годовой выход навоза от одной коровы с годовым удоем 3000 и 4000 кг колеблется от 11,7 до 22,8 т, т.е. практически в два раза. При расчете объемов хранилищ для навоза, которые материалоемки, проектировщики не могут принять единственно правильное решение. Вышеприведенные материалы пока-

зывают, что способы определения суточного и годового выхода экскрементов от дойного стада по живой массе неприемлемы, т.к. не зависят от продуктивности животных.

Гриднева Т.Т. предложила учитывать основные факторы, влияющие на выход экскрементов от коров. Ею выполнен расчет выхода экскрементов для половозрастных дойных коров массой 400-700 кг при средней суточной продуктивности 8-36 кг молока.

В расчетах были учтены следующие факторы: потребность сухого вещества кормов для дойных коров различной массы и продуктивности ; потребность воды для коров принята 4-6 л на 1 кг сухого вещества корма согласно . Для указанных условий суточный выход экскрементов от одной дойной коровы может колебаться от 29,7 до 111,0 кг на голову в сутки. В данной статье предложен новый методический подход по определению выхода экскрементов от дойных коров разной продуктивности и массы. Принципиальное отличие предлагаемой методики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от существующих методик состоит в том, что рассчитывается баланс ингредиентов, поступивших в организм животного в качестве пищи и воды и вышедших из него в виде молока, выдыхаемых паров, кала, мочи .

В результате математической обработки данных по нормам кормления дойных коров получены уравнения регрессии (табл. 1), выражающие зависимость требуемых величин кормовых единиц, обменной энергии ОЭ, сухого вещества, сырого протеина и т.д. от живой массы и продуктивности животных.

Согласно , нормы потребления воды на одну голову (лактирующие коровы) в сутки растут от 43 до 75 л с ростом продуктивности от 3500 до 7000 кг, или корова выпивает воды 3,75-3,27 л/л молока. Используя корреляционно-регрессионный анализ, получили зависимость расхода воды на поение коровы — Св = 0,0028Р2 — 0,1594Р + 5,453; коэффициент корреляции (К = 0,9319) говорит о том, что кривая достаточно точно описывает закономерность (рис. 1).

Показатели

Уравнения регрессии для низкопродуктивных коров (удой до 4000 кг/год)

Уравнения регрессии для высокопродуктивных коров (удой 4000-8000 кг/год)

Кормовые единицы Обменная энергия, МДж Сухое вещество, кг Сырой протеин, г Переваримый протеин, г Сырая клетчатка, г Каротин, мг_

Ь1=1,8667+0,0053Мж+0,5У,

Ь2=17,94+0,08Мж+5,5У,

Ь3=0,16667+0,019Мж+0,3667У,

Ь4=218+0,96Мж+75У,

Ь5=186,6667+0,5333Мж+50У,

Ь6=1630+4,2Мж+20У,

Ь7=86,6667+0,2333Мж+22,5 У,

й1=1,57+0,008Мж+0,577,

Ь2=15,76+0,08Мж+5,76У,

Ь3=1,32+0,016Мж+0,38У,

Ь4=180,81+1,08Мж+100,98У,

Ь5=-134,49+0,66Мж+69,41У,

Ь6=1865+4,09Мж+4,91 У,

Ь7=-45,64+0,22Мж+31,03У,

Рис. 1. Зависимость удельного суточного потребления воды на поение дойными коровами в зависимости от их суточной продуктивности Р

Нами предлагается рассчитывать выход экскрементов Сэ по математической модели:

^э = ^к + ^м = ^к + + — £м — — =

= 0,5 (-^Й + (0,0028Р2 — 0,1594Р + + 5,453) + — —

у \ 1-Ж / 101

С К ж*.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вой в час, г/час; — масса сухого вещества в суточном рационе коровы, кг; — масса

сухого вещества в кале коровы, кг; =

100- wк » ж, «

100 = 1 — — суточная продуктив-

ность коровы, кг; Ш — влажность рациона коровы, %; ИМ — влажность молока, %; ИК -влажность кала, %.

Результаты исследований. По вышеприведенной математической модели была разработана программа для расчета выхода экскрементов от коров. Результаты расчетов выхода экскрементов дойных коров с продуктивностью Р кг/сут. представлены на рисунке 2 и в таблице 2.

О, кг/сут. 110

100 90 80 70 60 50 40

28 32 р, кг/сут.

-живая масса 400 кг; Оэ = -0,0145Р2 + 2,9372Р + 16,901; R2 = 0,999

-живая масса 500 кг; Оэ = 0,0235Р2 + 1,6489Р + 28,388; R2 = 0,996

-живая масса 600 кг; Оэ = 0,0424Р2 + 0,6602Р + 41,982; R2 = 0,998

-живая масса 700 кг; Оэ = 0,0433Р2 + 0,5803Р + 45,119; R2 = 0,997

Рис. 2. Выход экскрементов от лактирующих коров живой массой400-700 кг в зависимости от их суточной продуктивности Р

Таблица 2. Расчет выхода экскрементов от дойных коров при различной их продуктивности и массе

Суточный удой молока жирностью 3,8-4,0%, кг 12 16 20 24 28 32

Масса коровы, кг Нормы потребления сухого вещества дойными коровами с различной массой, кг

400 12,5 14,1 15,7 17,2 18,4 —

500 14,1 15,7 17,3 19,0 20,6 22,2

600 15,9 17,5 18,9 20,5 22,1 23,7

700 — 19,4 20,8 22,1 23,6 25,2

Масса коровы, кг Выход кала из расчета его влажности 85,2%, кг

400 42,2 47,6 53,0 58,1 62,2 —

500 46,6 53,0 58,5 64,2 69,6 75,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

600 48,5 58,3 63,9 69,3 74,7 80,1

700 — 60,5 69,1 74,7 79,7 85,1

Масса коровы, кг Выход экскрементов в сутки, кг

400 50,7 60,5 69,5 78,6 88,5 —

500 52,6 62,4 71,4 80,8 91,4 104,5

600 54,5 64,3 73,0 82,2 92,8 105,9

700 — 66,5 75,1 83,9 94,3 107,4

Анализ полученных результатов показывает, что выход экскрементов от коров различной продуктивности и массы меняется в широком диапазоне — от 50,7 кг до 107,4 кг (в 2 раза). Масса кала, выделяемого животными, изменяется от 42,2 кг до 85,1 кг в зависимости от продуктивности коровы и ее массы. Аналогично рассчитан выход экскрементов от сухостойных коров (таблица 3).

Область применения результатов. В соответствии с требованиями ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при проектировании, строительстве и эксплуатации систем удаления и подготовки к использованию навоза должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране животных, растений, почв, воды и других объектов.

Таблица 3. Расчет выхода экскрементов от сухостойных коров при различной их массе

Суточный удой молока жирно- 10 16 20 26

стью 3,8-4,0%, кг

Нормы потребления сухого

Масса коровы, кг вещества сухостоиными коровами с различной массой, кг

400 9,4 — — —

500 10,5 11,6 12,5 —

600 — 12,5 13,5 14,6

700 — — — 15,3

Масса коровы, кг Выход кала из расчета его влажности 83,5 %, кг

400 28,5 — —

500 31,8 35,2 37,9 —

600 — 37,9 40,9 44,2

700 — — — 46,4

Потребление воды на поение

с учетом планируемого удоя, кг/сут.

32,9 39,7 42,7 49,2

Масса коровы, кг Выход экскрементов в сутки, кг

400 42,1 — —

500 43,6 51 ,4 56,3 —

600 — 51,6 56,8 65,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

700 — — — 66,6

Животноводческие предприятия являются потенциальными источниками загрязнения водных объектов и почвы окружающих территорий органическими массами, содержащими биогенные элементы, и распространения возбудителей болезней, содержащихся в навозе, навозных стоках и производственных сточных водах.

При проектировании систем удаления и подготовки к использованию навоза следует учитывать требования по охране компонентов окружающей среды от загрязнения: проекты систем должны содержать данные о количестве исходного и подготовленного навоза, навозных стоков, продуктов их переработки, указания о способах, направлениях использования и утилизации.

Площадь сельскохозяйственных угодий, необходимая для использования навоза, рассчитывается с учетом типа и размера предприятия, количества питательных веществ, содержащихся в навозе, вида возделываемых культур, потребности их в питательных веществах, выноса этих веществ с урожаем

сельскохозяйственных культур, доз, сроков внесения и способов заделки их в почву. Согласно , рекомендуемые размеры предприятий по производству молока — от 200 до 1200 коров.

Рассчитаем выход экскрементов от 200 коров. Выход экскрементов с фермы Сэф определим по формуле:

Рекомендуемый нормативами объем выхода экскрементов — 55 кг в сутки от коров разной массы и продуктивности .

В этом случае годовой выход экскрементов составит:

200 х 365 х 55 = 4015000 кг = 4015 т. По предлагаемой методике при годовом удое 6100 кг (в среднем за сутки — 20 кг) и массе коровы 500 кг принимаем, что коровы доятся 305 дней, а 60 дней в запуске. Выход экскрементов от дойных коров — 71,4 кг, а от сухостойных — 56,3 кг. Годовой выход экскрементов от 200 коров с суточной продуктивностью 20 кг:

(200 х 305 х 71,4) + (200 х 60 х 56,3) = 5031000 кг = 5031 т.

Выход экскрементов от дойных и сухостойных коров с продуктивностью 9760 кг/ год (32 кг в сутки) и массой 600 кг:

(200 х 305 х 105,9) + (200 х 60 х 65,8) = 7249500 кг = 7250 т.

Таким образом, расчеты показывают, что при выходе экскрементов 55 кг от одной коровы без учета продуктивности и ее массы годовой выход экскрементов от 200 коров составит 4015 т, а по предлагаемой методике 5031-7250 т, т.е. объем навозохранилищ будет на 25-81% занижен по сравнению с расчетным.

Неточное определение выхода экскрементов сказывается также при расчете потребных площадей сельскохозяйственных угодий для использования навоза, а нехватка навозохранилищ ведет к загрязнению окружающей среды.

Выводы.

1. Рекомендуемый нормативами объем выхода экскрементов (55 кг в сутки) от коров разной массы и продуктивности требует уточнения.

2. Рассмотренные в статье методики дают противоречивые данные по выходу навоза в сутки от коровы массой 450-500 кг и продуктивностью 3000-4000 кг молока в год, а именно — от 32 до 62 кг.

3. Предлагаемая нами математическая модель определения объема выделяемых коровой экскрементов учитывает разность потребляемых ею материальных ресурсов и выделяемых их в виде молока, выдыхаемых паров и экскрементов (например, при массе 600 кг и продуктивности 8500 кг молока в год она выделяет 92,8 кг экскрементов).

4. Существующие показатели влажности кала 85,2%, независящие от продуктивности коров, не имеют научного обоснования. Необходимо установить объективную закономерность изменения влажности кала от продуктивности коров.

Литература:

1. ГОСТ Р 53042-2008. Удобрения органические.

2. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных / А.П. Калашникова и др. М., 2003.

3. Методические рекомендации по технологическому проектированию систем удаления и подготовки к использованию навоза и помета. М., 2008.

6. Афонский С.И. Биохимия животных. М.,1970.

7. Методические рекомендации по реконструкции и техническому переоснащению животноводческих ферм / Морозов Н.М. и др. М., 2000.

8. Иванов Ю.А. Новые технологии в животноводстве // Техника и оборудование для села. 2010. №1. С. 36.

9. Нормы технологического проектирования предприятий крупного рогатого скота: НТП 1-99. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. GOST R 53042-2008. Udobreniya organicheskie.

2. Normy i raciony kormleniya sel’skohozyajstvennyh zhivotnyh / A.P. Kalashnikova i dr. M., 2003.

6. Afonskij S.I. Biohimiya zhivotnyh. M.,1970.

8. Ivanov YU.A. Novye tekhnologii v zhivotnovodstve // Tekhnika i oborudovanie dlya sela. 2010. №1. S. 36.

9. Normy tekhnologicheskogo proektirovaniya predpriya-tij krupnogo rogatogo skota: NTP 1-99. M., 1999.

All-Russian research institute animal husbandry mechanization