Отличия контракта от трудового договора

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Ульянова, Анна Владимировна

Заключение

Аналитический обзор позиций и точек зрения дореволюционных ученых-юристов показывает, что они выделяли значение по существу государственной должности, а основанием для государственной службы считали свободное соглашение (договор), который, однако, не может быть отнесен только к частному праву, поскольку отношения государственной службы носят публичный характер. Таким образом, особая природа договора о государственной службе обуславливалась целью его заключения — решением управленческих задач в интересах государства

Достаточно развитое дореволюционное законодательство о государственной гражданской службе, которое могло бы стать основательной законодательной базой, не было использовано в годы советской власти, упразднившей правовой институт государственной службы, что привело к фрагментарному развитию законодательства о государственной службе, в то же время не лишенному определенных достижений.

В России трудовое законодательство, охватывающее также сферу отношений государственной гражданской службы, до середины 90-х гг. XX в. прошло длительный путь своего развития и во многом проверено практикой, в том числе судебной. Законодательная база в области государственной гражданской службы до указанного периода в силу объективных факторов не развивалась. В настоящее время, несмотря на формирование и развитие законодательства о государственной гражданской службе за прошедшие два десятилетия, правовое регулирование отношений государственной гражданской службы сходно с регулированием трудовых отношений, их возникновением, изменением и прекращением, использованием определенной ТК РФ терминологии.

Исходной основой общих черт служебного контракта и трудового договора являются базовые положения Конституции РФ, выражающие принципы свободы труда, запрет дискриминации и принудительного труда, дополняемые в административном праве принципом права на равный доступ к государственной службе и равные условия ее прохождения, а в трудовом праве — принципом свободы трудового договора, другими основными принципами трудового права.

Введение контрактной системы и применение законодателем термина «контракт» в правовом регулировании государственно-служебных отношений в целях более выраженного отграничения этих правоотношений от трудовых позволило не только создать дополнительные гарантии прав государственных служащих, но и подчинить отношения, связанные с государственной гражданской службой регулированию, в основном, нормами административного права и лишь субсидиарно — нормами трудового права.

Служебный контракт и трудовой договор имеют общие черты, свидетельствующие, во-первых, о договорном привлечении в Российской Федерации граждан (физических лиц) к труду в условиях рынка труда (рабочей силы); во-вторых, о деятельности, процессе труда, независимо от характера деятельности (профессиональная служебная деятельность или трудовая деятельность работников и др.), основанных на указанных конституционных принципах и международных правовых актах, Конвенциях МОТ, а также соответствующих федеральных законах.

При этом обоснованность применения договорного метода регулирования указанных отношений в целях выполнения возложенных задач с учетом определенной специфики в отдельных сферах деятельности государственных органов Российской Федерации по соответствующим направлениям публичной деятельности на современном этапе развития законодательства не вызывает сомнений.

Исследование в сравнительном аспекте определений и характерных черт, присущих административным договорам, разработанных учеными-административистами, и выявленные в настоящей работе их отличия от служебного контракта обосновывают вывод о том, что понятие и сущность административного договора не затрагивают отношений, связанных с государственной гражданской службой.

Общие признаки служебного контракта и трудового договора характеризуют их как соглашение (договор), достигнутое сторонами, и как юридический акт, выполняющий определенную функциональную роль в правовом регулировании соответствующих отношений.

Очевидно, сходство служебного контракта и трудового договора проявляется в том, что, реализуя конституционные принципы свободы труда, выбора профессии, рода деятельности, свободного распоряжения своими способностями к труду, равного доступа к государственной службе, оба этих юридических акта представляют собой соглашение сторон.

Общее для государственно-служебных и трудовых правоотношений сочетание государственного и договорного регулирования выражается в возможности закрепления дополнительных условий служебного контракта и трудового договора, не ограничивающих или не снижающих уровень законодательно закрепленных гарантий.

Осуществление профессиональной служебной деятельности государственным гражданским служащим, как и выполнение трудовой функции работником по занимаемой должности, профессии, специальности в соответствии с квалификацией или получение денежного содержания и получение работником заработной платы также являются сходными параметрами служебного контракта и трудового договора. На законодательном уровне устанавливаются соответствующие условия прохождения государственной гражданской службы или условия труда работников.

В то же время, выявленными в результате исследования, проведенного в сранительном аспекте, отличительными признаками служебного контракта от трудового договора являются следующие:

— Законом о гражданской службе определено, что служебным контрактом усттанавливаются права и обязанности сторон (ч. 1 ст. 23); права и обязанности сторон трудового договора — работника и работодателя -устанавливаются в ТК РФ (ст. 21, 22), иных федеральных законах,

202 нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, а также следуют из коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов (ст. 57 ТК РФ);

— в указанном Законе установлен предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе, что ограничивает правосубъектность гражданского служащего, в то время, как по общему правилу трудовая правосубъектность не ограничивается;

— государственный служащий в отличие от работника наделен распорядительно-властными полномочиями в отношении неограниченного круга лиц в пределах его компетенции и в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

— в отличие от работодателя по трудовому праву, на стороне нанимателя выступают два самостоятельных субъекта: Российская Федерация (или субъект Российской Федерации) и представитель нанимателя.

В результате проведенного исследования выявлено, что отличием правового статуса государственного гражданского служащего от работников как лиц, работающих по трудовому договору или лиц, получающих вознаграждение по гражданско-правовым договорам, является признак прохождения гражданской службы.

Исследование в сравнительном аспекте норм, регулирующих отношения, связанные с государственной гражданской службой, при сравнении с нормами ТК РФ позволило выявить специфику, отличающую нормы этого института от норм институтов трудового права, что обуславливает отнесение правоотношений, связанных с государственной службой к сфере действия административного права.

Различия и присущие особенности служебного контракта и трудового договора подчеркивают их разную правовую природу, позволяют относить к разным отраслям права, подтверждают выполняемую ими роль (служебный контракт — в сфере гражданской службы, а трудовой договор — в сфере труда), что не исключает в отдельных случаях в силу их общих признаков

203 субсидиарного применения норм трудового права в правовом регулировании государственно-служебных отношений.

Служебный контракт и трудовой договор в условиях свободы труда позволяют раздвинуть рамки правового регулирования и дополнить государственное регулирование коллективно-договорным и, в определенной мере, индивидуальным регулированием соответствующих отношений.

Проявляя свою роль как регулятор государственно-служебных отношений, служебный контракт позволяет Российской Федерации (или субъекту РФ) укомплектовать аппарат конкретного государственного органа государственными гражданскими служащими, соответствующими необходимым требованиям для наиболее эффективного выполнения этим органом возложенных на него задач в целях реализации функций государства; в то же время трудовой договор как регулятор трудовых отношений предоставляет работодателю возможность подобрать работников с учетом своих частных интересов, а работнику — свободно выбирать место и род работы.

Служебный контракт и трудовой договор служат основой функционирования, базой для существования, изменения и развития во времени служебного и трудового правоотношения, а также их прекращения.

Служебный контракт или трудовой договор выступают завершающими актами в совокупности с иными актами в сложных юридических составах, являющихся основаниями возникновения государственно-служебных либо отдельных видов трудовых правоотношений, что придает определенное сходство указанным основаниям. Но функциональная роль служебного контракта и трудового договора в возникновении порождаемых ими правоотношений несколько разли-чается. Сложный юридический состав, в который включен трудовой договор, порождает отдельные виды трудовых правоотношений (ч. 2 ст. 16, ст. 17-19 ТК РФ), а в подавляющем большинстве случаев трудовой договор является юридическим актом — самостоятельным основанием возникновения трудовых правоотношений (ч. 1 ст. 16, ст. 56 ТК

РФ). Служебный контракт занимает присущее ему место в любом сложном юридическом составе, являющемся основанием возникновения государственно-служебных правоотношений, но ни при каких обстоятельствах не является самостоятельным основанием возникновения государственно-служебных правоотношений.

На основе проведенного исследования действующего законодательства в сфере государственной гражданской службы и в сфере труда очевидно, что конкурс на государственной гражданской службе, его процедура, круг лиц, подлежащих конкурсу, и другие вопросы более подробно (по сравнению с нормами трудового права, регулирующими конкурс) регламентированы единым «Положением о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», утвержденным Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112. в связи с этим целесообразным представляется принятие единого нормативного правового акта, регулирующего соответствующие аспекты трудовых отношений, с заимствованием отдельных элементов правового регулирования конкурса на государственной гражданской службе в целях совершенствования правового регулирования конкурса в сфере труда.

Вместе с тем необоснованным представляется предложение об изменении формулировки ст. 18 ТК РФ, поскольку данная статья в полной мере регламентирует проведение конкурса, поскольку содержит все необходимые условия: а) названы соответствующие нормативные правовые акты; б) указана необходимость определить перечень должностей, подлежащих замещению по конкур-су; в) наряду с перечнем определено требование установить порядок (процедуру) конкурсного избрания на должности, вынесенные на кон-курс; г) по результатам конкурса с избранным по конкурсу лицом заключается трудовой договор.

Названия статей ТК РФ, посвященных прекращению трудового договора, как было рассмотрено в настоящей работе, отражают сложившееся в науке трудового права представление об указанных понятиях, в основе которых лежит классификация по критерию воли (инициативы) сторон трудового договора либо каждой из них или иного органа, не являющегося стороной трудового договора, обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Классификация оснований, получившая свое закрепление в трудовом законодательстве, позволяет разграничить понятия (термины) «расторжение трудового договора» или «прекращение трудового договора» и ранее указанное «увольнение» работника и не допустить их смешения.

Обоснованным представляется предложение А. Н. Мироновой о необходимости внесения изменений в указанные статьи ТК РФ, исключив ч. 2 ст. 77, п. 14 4.1 ст. 81, п. 13 ч. 1 ст. 83, сосредоточив все основания в соответствующих статьях главы 13 ТК РФ, посвященной прекращению трудового договора . В науке трудового права обращалось внимание на то, что только строгая законодательная регламентация оснований прекращения трудового договора признается гарантией от незаконных (необоснованных) увольнений, основанных на «авторитарности работодателя относительно работника»253, очевидно, что речь идет не о значительном увеличении этих оснований, а их ограничении.

В современной науке трудового права в целях выявления особенностей, а также порядка прекращения трудового договора применяются определенные критерии, позволяющие осуществить классификацию этих оснований, систематизировать их. Основания подлежат систематизации и для облегчения их выявления, изучения в научно-исследовательских и учебных целях путем установления указанных критериев для разграничения оснований прекращения трудового договора на соответствующие условные группы оснований.

Разделяя позицию о заимствовании значительного числа положений ТК РФ в правовом регулировании государственно-служебных отношений, в том числе и при прекращении служебного контракта, можно отметить, что, соответственно, сохранены и общепринятые в трудовом праве понятия

При сравнительном анализе оснований прекращения служебного контракта и трудового договора можно видеть сходство между ними. Так, характерное деление оснований на общие и дополнительные в трудовом законодательстве дает возможность разграничить и основания прекращения и расторжения служебного контракта на «общие основания» (ст. 33 Закона о гражданской службе) и «дополнительные основания» прекращения служебного контракта для гражданских служащих категории «руководители», а также для гражданских служащих, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности.

Используя подход, принятый в трудовом праве при классификации оснований прекращения трудового договора, применяя критерий воли (инициативы), направленной на прекращение служебного контракта, можно сформировать следующие группы оснований прекращения служебного контракта:

— основания прекращения служебного контракта по взаимному волеизъявлению сторон (соглашение сторон и прекращение срочного служебного контракта) (п. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ст. 34, 35 рассматриваемого Закона);

— основание расторжения служебного контракта по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33, ст. 36 этого Закона);

— основания расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (п. 4 ч. 1 ст. 33, ст. 37 указанного Закона);

— основания прекращения служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон служебного контракта (п. 10 ч. 1 ст. 33, ст. 39 того же Закона).

В результате проведенного исследования автором настоящей работы сделан вывод о том, что увольнение государственного гражданского служащего по несоответствию замещаемой должности гражданской службы

207 по состоянию здоровья в связи с медицинским заключением (подп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе) не согласуется с положениями Конвенции МОТ № 94 (ст. 1, 2), так как в указанной Конвенции определено, что договоры, связанные с наймом трудящихся, в которых одной из сторон является орган власти, гарантируют им условия труда не менее благоприятные, чем установленные в отношении работы аналогичного характера по соответствующей профессии или отрасли промышленности. Также нельзя признать достаточно обоснованным расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае неявки на работу государственного гражданского служащего в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (п. 8.1 ч. 1 ст. 37 Закона о гражданской службе), поскольку оно не согласуется с Конвенцией МОТ № 158, ст. 6 которой устанавливает, что временное отсутствие на работе в связи с болезнью или травмой не является законным основанием для увольнения.

Гарантии, предоставляемые гражданским служащим при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы, разделены на основные и дополнительные и, в целом, схожи с гарантиями для работников, имеют и некоторые отличия.

В результате проведенного анализа законодательства, регулирующего изменение условий служебного контракта и трудового договора можно сделать вывод, что гражданским служащим в определенных случаях предоставлен более высокий уровень гарантий (например, временный перевод по ТК РФ может стать постоянным при определенных условиях (если работник не требует предоставления прежней работы), временный перевод гражданского служащего допускается на срок не более месяца).

Более высокий уровень гарантий предоставляют гражданскому служащему и нормы ч. 2.1 ст. 32 рассматриваемого Закона, устанавливающие сохранение денежного содержания гражданскому служащему при отстранении от замещаемой должности гражданской службы в период урегулирования конфликта интересов или проведения проверки, тогда как в ТК РФ оплата

208 работнику за все время отстранения от работы производится как за простой только в том случае, если работник не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине (ч. 3 ст. 76)).

В то же время, в других случаях гарантии трудовых прав работников выше, например, беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 1,5 лет, которые в установленном порядке могут быть переведены на другую работу. У женщин — гражданских служащих подобные гарантии в связи с беременностью и наличием детей отсутствуют.

С учетом правовой позиции КС РФ представляется необходимым внести изменения в Закон, включив дополнительно нормы, направленные на обеспечение возможности сочетать профессиональную (служебную) деятельность женщин с рождением и воспитанием детей: указанные нормы могут содержать положения о запрещении отказа женщинам в заключении служебного контракта по мотивам, связанным с беременностью, о недопущении привлечения беременных женщин к сверхурочной работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время, направлении в служебные командировки, а также необходимо внести нормы о переводе беременных женщин — гражданских служащих в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению на другую должность гражданской службы с целью исключить воздействие неблагоприятных производственных факторов и с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Целесообразно также внести норму о переводе женщины, имеющей ребенка в возрасте до 1,5 лет, в соответствии с медицинским заключением и по ее заявлению в случае невозможности выполнения прежней работы в силу неблагоприятных производственных факторов с оплатой труда по временно замещаемой должности, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда до достижения ребенком возраста 1,5 лет.

В результате проведенного исследования и анализа законодательства можно сделать вывод о том, что открытый перечень государственных гарантий прав и свобод государственных гражданских служащих, предоставляет им не только определенный объем гарантий, обусловленный особым правовым статусом указанных лиц, но и такие дополнительные гарантии, как защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей (п. 10 ч. 1 ст. 52 Закона о гражданской службе); о возможности транспортного обслуживания, обеспечиваемого в связи с исполнением должностных обязанностей в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы (п. 2 ст. 53 указанного Закона); единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы (п. 4 ст. 53 этого Закона) и иные государственные гарантии, установленные федеральными законами (ч. 3 ст. 52 того же Закона).

Вместе с тем введение повышенной защиты для беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу, рассматривается федеральным законодателем как совместимое с особенностями прохождения государственной гражданской службы. При определении круга лиц, которым предоставляется то или иное право, должен соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства и исходить из того, что в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ различия в условиях реализации отдельными категориями граждан того или иного права допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели. Используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет

210 различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Трудовой договор или контракт — это юридические документы, которые используются для регистрации взаимоотношений между работником и работодателем. Несмотря на схожесть терминов, значения каждого из документов не совсем тождественны. Разберемся, чем отличается трудовой договор от контракта.

Что такое трудовой договор

Трудовое соглашение, договор (ТД) — это определенное соглашение, в котором работник и его работодатель обговаривают условия дальнейшего сотрудничества. По условиям ТД, наниматель обязуется предоставить своему новому сотруднику заработную плату, место работы, должность, указываются и прочие гарантии и компенсации, закрепленные в ТК РФ.

А нанятый работник, по нормам ТД, обязуется выполнять свои должностные обязанности, находиться на рабочем месте согласно утвержденным нормам рабочего времени, соблюдать правила внутреннего распорядка.

ТД может быть расторгнут:

  • по инициативе самого работника — работник направляет нанимателю заявление на увольнение по собственному желанию;
  • по соглашению сторон — между руководителем и подчиненным заключается соглашение, в котором прописываются условия прекращения взаимоотношений;
  • по воле работодателя, например, по сокращению штатной численности, за нарушение установленной дисциплины, неисполнение прямых должностных обязанностей;
  • при ликвидации компании — когда принято решение полностью ликвидировать экономический субъект;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Контракт на службу

Это отдельный вид юридических документов, который устанавливает правила взаимоотношений между нанимателем и будущим государственным или муниципальным служащим. Данный вид документации закреплен в статье 23 закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 (ред. от 28.12.2017).

Контракт с работником закрепляет его обязанности исполнять должностные инструкции по специальному регламенту. А наниматель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать государственное (муниципальное) содержание, предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Разрыв ТК допустим в следующих случаях:

  • срок действия истек;
  • нарушены правила охраны труда;
  • госслужащий получил травмы вплоть до летального исхода;
  • из-за нарушения дисциплины;
  • неисполнение возложенных обязанностей.

Отметим, что с работниками, занятыми на государственной или муниципальной службе, должен быть заключен контракт вместо трудового договора.

Актуальный образец

Определим отличия

Основополагающее отличие служебного контракта от трудового договора — это нормы законодательства, которые устанавливают нормы применения этих двух документов. Так, соглашение (договор) должно быть составлено с учетом требований ТК РФ. А вот служебный контракт заключается на основании .

Трудовой контракт и трудовой договор — отличия определим в виде таблицы.

Фактор, критерий

Контракт

Договор, соглашение

Увольнение по инициативе работника

Нет

Да

Работодатель вправе отказать в увольнении по соглашению сторон

Да

Нет

За месяц до окончания срока действия документа стороны обязаны уведомить друг друга о нежелании его продлить

Да

Нет

Наличие дополнительных условий расторжения документа

Да

Нет

Применение штрафных санкций за нарушение условий, ненадлежащее исполнение

Да

Нет

Срок действия имеет ограничения

Да

Нет

Социальные гарантии (бесплатное предоставление жилья, возмещение коммунальных платежей, оплата проезда, прочее)

Да

Нет

Ограничение по возрасту

Да

Нет

Стоит отметить, что бессрочный ТД не имеет ограничений по срокам действия. Однако есть исключение. Срочный ТД — это документ, который имеет конкретный срок действия.

Ключевая разница между трудовым договором и контрактом заключается в предмете соглашений. Так, предметом ТД является трудовая деятельность. То есть работник нанимается, чтобы выполнять свои непосредственные должностные обязанности.

А вот предмет ТК — несение государственной службы. То есть госслужащий при назначении на соответствующую должность будет выполнять служебные обязанности по регламенту. Отметим, что регламент несения государственной, муниципальной службы утверждается в отдельном порядке.

Порядок приема на работу и на службу тоже имеет отличия. Так, при приеме на работу наниматель проводит собеседование, изучает и опрашивает всех кандидатов.

При назначении на госслужбу должен быть организован специальный конкурс. О его проведении объявляют заранее с соблюдением сроков и норм. Выбор кандидата осуществляет специальная комиссия. Что существенно отличается от обычного собеседования.

Другие дисциплины › Делопроизводство

Самое важное изобретение в истории человечества – письменный договор. Он позволяет людям
изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу.
Алексей Пиманов, журналист, автор и ведущий программы «Человек и закон».

Договоры являются самой обширной группой документов, применяемых во многих областях жизни общества. Понятие договора рассматривается в различных отраслях права, например, гражданско-правовой договор, нормативный договор, трудовой договор, коммерческий договор и др.

В Гражданском кодексе Российской Федерации этому понятию посвящена глава 27 «Понятие и условия договора». В соответствии со статьей 420 ГК РФ «договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей».

Сам термин «договор» расшифровывается комплексно — и как соглашение, и как документ, фиксирующий это соглашение, и как возникающее обязательство. Поэтому в каждом конкретном случае следует определять, в каком именно из приведенных значений употребляется данный термин.

Дадим определение договора, как вида документа. Договор (контракт) – это документ (описание соглашения), в котором взаимоотношения между подписавшими его сторонами, регламентируются законодательством или прочими условиями, в нем предусмотренными.. От того как этот документ разработан и оформлен зависит его юридическая сила.

При составлении договора (контракта), необходимо помнить о том, что он должен выполнять две основные функции:

  • описывать суть достигнутой договоренности в соответствии с требованиями законодательства;
  • определять степень возможных отклонений от согласованных условий и ответственность сторон за такие отклонения.

Содержание договора носит свободный характер, поэтому требования к оформлению договоров определяются организациями, в ведении которых находится предмет договора. Ими же разрабатываются и устанавливаются типовые формы договоров.

Несмотря на внешнее разнообразие, структура многих договоров предусматривает наличие следующих разделов:

1. Вводная часть (преамбула):

  • название договора (например, договор покупки-продажи, кредитный договор, договор на выполнение работ или услуг и т.д.);
  • дата и место подписания (населенный пункт) договора;
  • полное наименование договаривающихся сторон:
    — для юридического лица – фирменное наименование предприятия (организации) и лицо, представляющее предприятие (должность, фамилия, имя, отчество), а также название документа, из которого следуют его полномочия на подписание договора (Устав, Положение, доверенность или другой документ, имеющий законную силу);
    — для физического лица — фамилия, имя и отчество, при необходимости – паспортные данные;
  • название стороны по договору (например, «Продавец», «Заемщик», «Банк», «Поставщик», «Исполнитель» и пр.).

2. Предмет договора, права и обязанности сторон:

  • Собственно предмет договора — вопросы, по которым конкретно договариваются стороны, и основания для выполнения работ по договору. Например, предметом договора купли-продажи является товар, предметом авторского договора — определенные права по использованию конкретного произведения автора, предметом договора на проектные и строительные работы является проектно-сметная документация на строительство конкретного объекта и т.п.;
  • технические условия договора;
  • права и обязанности сторон по договору;
  • цена договора (стоимость работ), форма оплаты и порядок расчетов между сторонами;
  • порядок сдачи-приемки работ, предоставления услуг;
  • срок выполнения сторонами своих обязательств.

3. Дополнительные условия договора — включает в себя такие условия, которые не являются обязательными в каждом договоре, однако их наличие существенно влияет на права и обязанности сторон, а также на порядок их выполнения. К таким условиям относятся:

  • ответственность сторон;
  • способы обеспечения обязательств;
  • условия досрочного расторжения договора в одностороннем порядке и порядок действий сторон при одностороннем расторжении договора;
  • условия о конфиденциальности информации по договору;
  • порядок решения споров между сторонами по договору.

4. Прочие условия договора могут включать следующие вопросы:

  • законодательные и другие документы (кроме договора), регулирующие отношения сторон;
  • условия о средствах и методах связи между сторонами;
  • количество экземпляров договора и др.

5. Заключительная часть:

  • срок действия договора;
  • реквизиты сторон;
  • приложения;
  • подписи и печати сторон.

Учредительный договор как организационно-правовой документ предприятия (организации)

Одним из учредительных документов юридического лица может являться учредительный договор, который заключается между его учредителями (участниками) и вступает в силу с момента его подписания, если в самом договоре не оговорен другой срок.

Учредительный договор – это договор, в котором стороны (учредители) обязуются создать юридическое лицо и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. В договоре определены также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Статья 52 части первой Гражданского кодекса РФ определяет содержание учредительных документов юридического лица, в том числе и содержание учредительного договора:

«В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным».

Дополнительные сведения о содержании учредительного договора изложены в статье 70 ГК РФ (учредительный договор полного товарищества), статье 83 ГК РФ (учредительный договор товарищества на вере).

Другие статьи по данной теме:

  • назад: Должностная инструкция: понятие, назначение, структура, порядок составления и оформления
  • далее: Порядок составления и оформления организационно-распорядительных документов (приказа, распоряжения, постановления и др.)

Список использованных источников

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
  2. Актуальные вопросы договорного права в сфере предпринимательской деятельности — режим доступа: http://www.unibiztv.ru/info/dogovor.php;
  3. Энциклопедия делопроизводства — «Центр компетенции по вопросам документационного обеспечения управления и архивного дела»: edou.ru;
  4. Информационный сайт: http://doc-style.ru.

Добавить в «Нужное»

Обновление: 20 апреля 2017 г.

Правительство РФ Распоряжением от 26.11.2012 N 2190-р утвердило Программу, предусматривающую введение новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений и рассчитанная на период с 2012 по 2018 годы. На основании данной Программы во многих сферах, в том числе образовании, здравоохранении, культуре, стали внедряться эффективные контракты с работниками.

Чем отличается эффективный контракт от трудового договора

Система оплаты труда, переход на которую запланирован вышеуказанной Программой, отдает приоритет качеству выполнения работником своей трудовой функции и призвана повысить эффективность трудовой деятельности сотрудников государственных и муниципальных учреждений. Заработная плата работника ставится в зависимость от результатов его труда и заинтересованности в успешном выполнении работы.

Рассматриваемый контракт не является отдельной формой трудового договора. Это и есть трудовой договор. Только к эффективному контракту предъявляются дополнительные требования. Так, помимо обязательных условий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, указанный договор должен содержать:

  • конкретную трудовую функцию работника;
  • показатели и критерии оценки эффективности его деятельности;
  • условия осуществления и размер стимулирующих выплат.

В Распоряжении N 2190-р указывается, что условия эффективного контракта, а именно получения вознаграждения не должны допускать неоднозначного толкования. Они должны быть понятны обеим сторонам договора. Контракт также предусматривает меры социальной защиты работников.

Бланк (примерная форма) эффективного контракта содержится в приложении 3 к Распоряжению. Положения об оценке эффективности труда и выплатах стимулирующего и компенсационного характера работодатель должен разработать и внести в данную форму самостоятельно.

Эффективный контракт: критерии эффективности

Общими критериями для работников всех бюджетных учреждений могут выступать:

  • выполнение и превышение норм труда;
  • отсутствие жалоб и нареканий;
  • соблюдение дисциплины труда;
  • исполнение должностных обязанностей в полном объеме и т.д.

В эффективный контракт в образовании могут быть включены:

  • доля учеников, получивших оценки «4» или «5» либо «зачет» по предмету;
  • результативность участия учеников в конференциях, конкурсах, олимпиадах, турнирах и иных соревнованиях;
  • итоги участия учителя в мероприятиях различных территориальных уровней с результатами его научной и методической деятельности;
  • результативность участия в конкурсах педагогических работников и т.д.

Эффективный контракт: стимулирующие выплаты

Стимулирующие выплаты напрямую зависят от соответствия деятельности работника критериям эффективности. Основания для осуществления данных выплат также предусматриваются контрактом.

В договоре с работником государственного (муниципального) учреждения могут быть указаны следующие выплаты стимулирующего характера:

  • за высокую интенсивность труда;
  • за наличие квалификационной категории;
  • за стаж;
  • за выполнение особо важных задач и ответственных поручений и т.д.

Помимо стимулирующих выплат предусматриваются также и компенсационные, например за вредные условия труда или ночные работы.

Основная задача эффективного контракта – предоставить работникам бюджетных учреждений такую оплату труда, которая позволила бы им сосредоточиться на качественном выполнении своей основной работы и стимулировала к эффективному решению трудовых задач.