Отпуск при сокращении штата

Обязан ли индивидуальный предприниматель выплачивать сокращаемым работникам компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие?

19 сентября 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Индивидуальный предприниматель при сокращении численности или штата работников обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства только в том случае, если такая обязанность предусмотрена в трудовом договоре с данным работником.
Работодатель обязан выплатить работнику при увольнении компенсацию за все дни неиспользованного отпуска.

Обоснование вывода:
Статьями 178 и 318 ТК РФ установлена необходимость выплаты увольняемым работникам выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства при расторжении с ними трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.
Исходя из буквального толкования норм статей 178 и 318 ТК РФ, указанные в них гарантии установлены лишь для работников организаций.
Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц, предусмотрены главой 48 ТК РФ. Так, согласно части второй ст. 303 ТК РФ в письменный договор, заключаемый работником с работодателем — физическим лицом, в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и работодателя*(1).
В силу части второй ст. 307 ТК РФ случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат работникам, работающим у работодателя — физического лица, определяются трудовым договором.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, прекращая свою деятельность либо сокращая численность или штат своих работников, обязан выплатить увольняемому работнику выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства только в том случае, если такая обязанность предусмотрена в трудовом договоре с данным работником (смотрите апелляционное определение Курского областного суда от 19.05.2016 N 33-1424/2016 и Челябинского областного суда от 06.06.2014 N 11-5501/2014). Аналогичная точка зрения представлена и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите вопрос-ответ 1, вопрос-ответ 2, вопрос-ответ 3 с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ»).
Судебная практика подтверждает, что статьи 178 и 318 ТК РФ не могут применяться по аналогии закона к ситуации, когда в трудовом договоре между работником и предпринимателем отсутствует условие о выплатах при увольнении по п. 1 и п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ или когда такое условие сформулировано в договоре иначе, нежели в законе для организаций (определение Омского областного суда от 10.02.2016 N 33-1231/2016, определение Ярославского областного суда от 08.02.2016 N 33-773/2016, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24.06.2014 N 2-1187/2014, определение Челябинского областного суда от 06.06.2014 N 11-5501/2014, определение Волгоградского областного суда от 25.12.2013 N 33-109/2014, определение Мурманского областного суда от 02.10.2013 N 33-3353-2013). Верховный Суд РФ указал, что исходя из буквального толкования упомянутых норм сохранение работнику среднего месячного заработка на период трудоустройства и выплата ему выходного пособия в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата ее работников предусмотрены только при увольнении работника из организации. Трудящимся у физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, указанная гарантия Трудовым кодексом РФ не предусмотрена. Для этой категории работников в ст. 307 ТК РФ существует специальная норма. Она содержит отличное от установленного в ст. 178 и ст. 318 ТК РФ правило о том, что случаи и размеры выплачиваемого при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат могут быть определены трудовым договором (п. 9 Обзора судебной практики N 4 за 2017 год)*(2).
В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается независимо от основания увольнения (письмо Роструда от 02.07.2009 N 1917-6-1). Также не имеет значения, является работодателем индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (смотрите вопрос-ответ 4 с информационного портала «Онлайнинспекция.РФ).
В силу части первой ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, в том числе и компенсации за неиспользованные отпуска, производится в день увольнения работника.
При этом невыплата или несвоевременная выплата при увольнении работника компенсации за неиспользованный отпуск является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (смотрите, например, решение Владимирского областного суда от 01.08.2012 по делу N 11-166/12, определение арбитражного суда Волгоградской области от 14.08.2013 по делу N А12-17035/2013).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Ответ прошел контроль качества

1 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При исключении штатных единиц из расписания возможно сокращение после отпуска. Важным в таком случае является возможность получить за отпуск соответствующие выплаты. По законодательству вместо любого не отгулянного отпуска должна быть выплачена компенсация. Также стоит учитывать, что при сокращении любой работник имеет право на очередной отпуск, который устанавливается согласно графику.

Сокращение

При решении сокращения штатов из расписания исключается ряд рабочих мест. Все работники, которые находятся на указанных должностях, должны получить уведомление за два месяца до даты фактического увольнения.

Важно! Этот период в два месяца является полноценным рабочим временем, во время которого возможно получение больничного или отпуска. Это может произойти даже в крайний рабочий день, который указан в приказе и уведомлении.

Если на дату сокращения лицо находится в отпуске, то его рабочее место не может быть сокращено согласно трудовому законодательству. Это правило действует при различных вариантах отпуска, в том числе:

  • по уходу за ребенком или за близким родственником;
  • ежегодном и дополнительном, которые являются обязательными для предоставления;
  • за свой счет или без содержания.

Последний вариант производится без сохранения заработной платы, но после появления сотрудника на рабочем месте его потребуется рассчитать по всем положенным выплатам.

Сам порядок сокращения является стандартным:

  • после решения о сокращении некоторого количества штатных единиц издается приказ, который учитывает возможность сокращения всех должностей. Стоит учитывать, что декретниц и всех отпускников сокращать нельзя до даты выхода на рабочее место. Это установлено законом;

Образец приказа о сокращении численности

  • на основе приказа всем сокращаемым доставляется уведомление, которое они должны подписать после ознакомления. Дата в уведомлении аналогична дате сокращения по приказу;

Образец уведомления о сокращении должности

  • идет предоставление свободных вакансий;
  • в указанный срок все сокращаемые увольняются;
  • если лицо, которое идет под увольнение, еще находится в отпуске, то оно будет сокращено в день, который следует за последним днем отпуска. Этот день будет являться первым рабочим днем.

Важно! Требуется не путать последний рабочий день и последний день отпуска. Согласно законодательству сокращение в отпуске невозможно. К этому правилу относится и последний день отпуска. Именно по этой причине сокращение идет в первый рабочий день после выхода на работу.

Предоставление отпуска

Для понимания того, как предоставляется отпуск при процедуре сокращения, требуется знание основных процессов и действий.

После уведомления сотрудник еще два месяца должен отработать, после чего заниматься поиском работы. Это при варианте того, что ему не будет предоставлено новое место работы.

Важно! Если вакансия в новом штатном расписании имеется, но она не была предложена работнику на сокращении должности, то он вправе подать в суд и обжаловать сам процесс. Также стоит учесть, что все средства, которые им были получены в качестве компенсации, не будут возвращены работодателю.

В течение двух месяцев по последний рабочий день включительно сотрудник может уйти в отпуск, в том числе по уходу за ребенком или в учебный. Если же работник находился там в момент издания приказа о сокращении, то сокращать его запрещено. Фактически придется дождаться его выхода из отпуска и потом проводить полноценную процедуру.

Заявление на отпуск может быть принято или отвергнуто работодателем, но при некоторых вариантах руководитель обязан его подписать. В частности это касается таких моментов:

  • беременность;
  • уход за ребенком;
  • ежегодный, обязательный по графику.

Дата такого начала отпуска может совпасть с датой сокращения. После полностью отгулянного отпуска будет произведено увольнение.

Не отгулянные дни стандартного отпуска должны быть оплачены в виде компенсации, которая рассчитывается индивидуально в отношении каждого сотрудника. Она зависит от количества дней, а также среднедневного заработка.

Важно! При сезонных работах или срочном договоре меньше 2 месяцев правило отпуска, в особенности для женщин (беременность, уход за ребенком) также действует. При таком варианте уведомление установлено не за два месяца, а за три дня (менее двух месяцев срок договора) или неделя (сезон).

Основные нюансы

Среди моментов, касающихся отпуска, есть много нюансов, которые требуется учитывать и работнику и работодателю.

Особенности:

  • даже при невозможности увольнения в отпуске уведомление сотруднику доставляется. Способ может быть различным, в том числе по почте или в случае крайней необходимости по телефону с присутствием свидетелей;
  • все документы должны соответствовать всем юридическим нормам;
  • если сотрудник во время сокращения находится в отпуске и ему предлагается вакансия, то его согласие должно быть строго в письменной форме;
  • по своему желанию сотрудника в отпуске работодатель уволить не может. Но при необходимости можно с сотрудником договориться о досрочном варианте или же о соглашении сторон. При этом, досрочный вариант со всеми несокращаемыми категориями также невозможен, как и при полноценном варианте.

Если сотрудник отказывается подписать документ и не реагирует на уведомление, то составляться акт об этом факте должен обязательно. Нюансом является наличие минимум двух свидетелей. Если акт есть, то уведомление является действительным.

Среди частых случаев в судебной практике увольнение с учетом отпуска. Ошибки допускаются из-за незнания регламента. Например, если у сотрудника по плану учебный отпуск, который наступает в день сокращения или раньше, то уволить его нельзя. Но если учебный план начинается уже после даты, указанной в приказе, то увольнение идет по стандартному плану.

Важно! Каждый отгулянный отпуск перед сокращением попадает в расчет, то есть если имеются необходимые выплаты, то средства должны быть выданы сотруднику в день расчета (первый день после отпуска).

Также частым случаем является появление на работе декретницы или женщины, которая находится в отпуске по уходу за ребенком. По статье 261 ТК РФ сократить женщину до достижения ребенком возраста трех лет все равно не получится. Получается, что придется ждать указанного срока.

При сокращении штата сотрудники также могут уйти в отпуск, как и при обычном рабочем времени. Любые лица, находящиеся в отпуске не могут быть сокращены. Само сокращение и расчет производятся в день, который следует за последним днем отпуска. При проведении процедуры необходимо правильно оформлять всю документацию, так как невыполнение нормативных актов по заполнению документов приведет к штрафным санкциям в отношении виновных лиц.

1. Военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащие — граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего — гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
2. В случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, причиненные им в связи с этим убытки подлежат возмещению в полном объеме. Причиненный таким увольнением моральный вред подлежит возмещению по решению суда на основании волеизъявления военнослужащего. Указанные военнослужащие восстанавливаются на военной службе в прежней (а с их согласия — равной или не ниже) должности и обеспечиваются всеми видами довольствия, недополученного после необоснованного увольнения. Этот период включается в общую продолжительность военной службы и срок, определенный для присвоения очередного воинского звания.
Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с военной службы военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Положения пункта 3 статьи 23 в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами) и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации не применяются с 1 января 2012 года (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
3. Военнослужащим — гражданам при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями выплачивается единовременное пособие при общей продолжительности военной службы:
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
менее 10 лет — в размере 5 окладов денежного содержания;
от 10 до 15 лет — в размере 10 окладов денежного содержания;
от 15 до 20 лет — в размере 15 окладов денежного содержания;
20 лет и более — в размере 20 окладов денежного содержания.
Размер и порядок выплаты указанного в настоящем пункте единовременного пособия гражданам, уволенным с военной службы по другим основаниям, определяются Правительством Российской Федерации.
Военнослужащим — гражданам, награжденным в период прохождения военной службы государственным орденом (орденами) или удостоенным почетных званий Союза ССР или Российской Федерации, размер единовременного пособия увеличивается на два оклада денежного содержания.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие, равное окладу денежного содержания, а указанным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — пяти окладам денежного содержания.
(в ред. Федеральных законов от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 27.12.2005 N 191-ФЗ)
Ежемесячное социальное пособие, установленное пунктом 4 статьи 23 данного документа (без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ) и назначенное до 1 января 2013 года гражданам, уволенным с военной службы, выплачивается им в ранее установленном размере до истечения пяти лет с даты его назначения (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
Положения пункта 4 статьи 23 с 1 января 2012 года и до 1 января 2013 года применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ, в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами (Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ).
4. Военнослужащим — гражданам, проходившим военную службу по контракту, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет и уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без права на пенсию, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому званию. Порядок выплаты оклада по воинскому званию определяется Правительством Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)
5. Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:
предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву — также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 1-ФЗ)
зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, — независимо от продолжительности перерыва;
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
обеспечение гражданам, уволенным с военной службы с правом на пенсию, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, получения профессионального образования без выплаты им стипендии в период обучения;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
предоставление не позднее месячного срока с момента обращения граждан, уволенных с военной службы, мест для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности;
зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Одиноким матерям военнослужащих — граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.
(в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)
Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
6. В целях обеспечения трудоустройства граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в системе государственной службы занятости населения создаются структуры по их трудоустройству и профессиональному обучению.
7. Гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющим общую продолжительность военной службы 20 лет и более, до 1 января 2015 года выплачивается денежная компенсация в размере фактически уплаченных ими земельного налога и налога на имущество физических лиц в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. Федерального закона от 08.11.2011 N 309-ФЗ)

Абросимова Ю. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Каковы действия работодателя, если на момент сокращения работника у него есть неиспользованный отпуск? Как рассчитать и выплатить компенсацию за отпуск при увольнении в связи с сокращением численности работников (штата)?

На момент сокращения работника у него есть неиспользованный отпуск…

Отметим, что в данной ситуации у работодателя есть два варианта действий.

Выплатить работнику компенсацию за неиспользованные дни отпуска

Предоставить работнику отпуск

Компенсация выплачивается по общим правилам, при этом возможны особенности расчета в зависимости от того, сколько времени работник отработал на момент сокращения в текущем году

Отпуск предоставляется в случае, если с соответствующей просьбой обратился работник либо если отпуск предусмотрен графиком отпусков

Рассмотрим подробно оба случая.

Выплачиваем компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении в связи с сокращением

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ч. 1 ст. 127 ТК РФ). Количество дней неиспользованного отпуска определяется за все время работы в организации. Результат можно округлять, но только в большую сторону (Письмо Минтруда РФ от 02.11.2018 № 14-2/ООГ-8717).

Количество дней неиспользованного отпуска

=

Продолжительность ежегодного отпуска

х

Количество полных месяцев работы

Количество дней использованного отпуска

При подсчете месяцев работы остаток меньше половины месяца не учитывается, а половина и больше округляется до полного месяца (п. 35 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее – Правила), действуют в редакции от 20.04.2010). Сотруднику, отработавшему 11 месяцев, при увольнении положена компенсация отпуска за полный рабочий год (п. 28 Правил).

Пример 1.

Сотрудник был принят в организацию 01.01.2018, увольняется в связи с сокращением штата 30.06.2020. За годы работы в организации он был в отпуске 56 дней. Определим количество дней неиспользованного отпуска, за которые надо будет выплатить компенсацию.

Сотрудник отработал 30 месяцев (с 01.01.2018 по 30.06.2020).

Количество дней неиспользованного отпуска за все время работы будет равно 14 дн. (28 дн. / 12 мес. х 30 мес. – 56 дн.).

Если сотрудник отработал в организации меньше года, но больше пяти с половиной месяцев, в целях расчета компенсации количество дней неиспользованного отпуска определяется по формуле (п. 28 Правил, Письмо Минтруда РФ № 14-2/ООГ-8717):

Количество неиспользованных дней отпуска

=

Продолжительность ежегодного отпуска

Количество использованных дней отпуска

С учетом норм действующего законодательства, если сотрудник отработал пять с половиной месяцев или больше и не был в отпуске, ему полагается компенсация за полный отпуск.

Компенсация за неиспользованный отпуск сокращенному работнику рассчитывается в общем порядке:

Компенсация за неиспользованный отпуск

=

Средний дневной заработок

х

Количество дней неиспользованного отпуска

Средний дневной заработок для расчета компенсации считают по тем же правилам, что и для выплаты отпускных.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены ст. 139 ТК РФ и Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

Расчетный период для выплаты компенсации – 12 календарных месяцев перед увольнением (п. 4 Положения, Письмо Роструда от 22.07.2010 № 2184-6-1).

Пример 2.

Дополним условия примера 1. За расчетный период (с 01.06.2019 по 31.05.2020) работнику были начислены выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка, в размере 790 000 руб. Из расчетного периода следует исключить время ежегодного отпуска с 01.09.2019 по 28.09.2019.

Рассчитаем сумму компенсации за неиспользованный отпуск.

Далее рассчитаем средний дневной заработок. Он будет равен 2 436,39 руб. (790 000 руб. / 324,25 дн.).

Таким образом, сумма компенсации за неиспользованный отпуск составит 34 109,46 руб. (2 436,39 руб. х 14 дн.).

Пример 3.

Сотрудник уволен в связи с сокращением численности работников (штата). На момент увольнения он отработал в организации 8 месяцев. Продолжительность ежегодного отпуска сотрудника – 28 календарных дней, 5 из которых он уже отгулял. Средний дневной заработок – 1 950 руб.

Определим сумму компенсации за отпуск с учетом того, что работник отработал меньше года.

Сначала определим количество календарных дней отпуска, не использованных сотрудником на момент увольнения, – 23 дн. (28 – 5).

Компенсация за неиспользованный отпуск составит 44 850 руб. (1 950 руб. x 23 дн.).

Компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении облагается в полном объеме страховыми взносами и НДФЛ (п. 3 ст. 8, п. 1 ст. 217, пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Предоставляем отпуск

Отпуск перед увольнением в связи с сокращением штата может быть предоставлен или в соответствии с графиком отпусков, или по заявлению работника.

Если отпуск предусмотрен графиком, работодателю по общему правилу необходимо уведомить работника о его начале как минимум за две недели (ч. 3 ст. 123 ТК РФ) и издать приказ о предоставлении отпуска, с которым работника нужно ознакомить под подпись.

К сведению: график отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (ч. 2 ст. 123 ТК РФ).

К сведению: за нарушение срока выплаты отпускных работодателя могут оштрафовать по ч. 6, 7 ст. 5.27 КоАП РФ. Произвести расчет по отпускным необходимо в срок и в полном объеме. Если выплачена только часть отпускных, это будет считаться задержкой осуществления выплаты, причитающейся работнику (ст. 236 ТК РФ).

Если работник обратился к работодателю с просьбой о предоставлении отпуска, работодателю следует пойти навстречу увольняемому.

При этом нужно помнить: если отпуск приходится на дату увольнения, оговоренную при уведомлении о сокращении, ее нужно перенести на первый рабочий день после отпуска. Уволить в связи с сокращением штата тех, кто находится в отпуске, нельзя (ч. 6 ст. 81 ТК РФ).

К концу сентября потерять работу могут почти 52 тысячи россиян. Такие сокращения прогнозируют в Росстате. Самые масштабные увольнения последуют в сфере обрабатывающей промышленности, гоусправлении и образовании. Потерю рабочих мест отчасти провоцирует и многолетнее падение доходов населения. Зачем столько производить — если россиянам не на что покупать.

До 51,6 тысяч россиян могут сократить к концу сентября. Об этом пишет газета «Известия», опираясь на данные Росстата из мониторинга социально-экономического положения за январь-июль 2019 года.

Под наибольший риск попадают занятые в сфере обрабатывающих производств, на госслужбе и в сфере образования. Это касается тех, кто может потерять работу из-за сокращений персонала или планируемой ликвидации компании.

Между тем более масштабная волна сокращений ожидается в обрабатывающей промышленности — там прогнозируют увольнения 12,6 тыс. человек. Профессор кафедры управления персоналом финансового университета при правительстве Александр Сафонов в беседе с «Известиями» пояснил, что

в обрабатывающей сфере тенденция масштабных сокращений сложилась еще в 2000-х годах.

Эксперт также связал сокращения с падением доходов россиян. Из-за этого падает и потребление — а значит и меньше требуется товаров и услуг.

На втором месте по аутсайдерам на вылет в сентябре — отрасль госуправления и обеспечения военной безопасности, социального обеспечения. Согласно прогнозу Росстата, под сокращение могут попасть 7,7 тыс. сотрудников.

И третья по масштабам убыли трудящихся — сфера образования — костяк бюджетников. До 5,2 тыс. работников сферы образования по всей России могут потерять работу к началу октября 2019-го.

Минтруд не предоставил «Известиям» собственные прогнозируемые данные. Между тем подобные сокращения, которые ожидаются в сентябре, оцениваются изданием как самые минимальные с 2016 года, в который за аналогичный период — с января по июль — планировалось увольнение 78,5 тыс. работников.

Во втором квартале текущего года, по официальным данным, рабочая сила составила 74,9 млн человек.

Рабочая сила — это лица в возрасте 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период (обследуемую неделю) считаются занятыми или безработными. Поэтому численность «выбывающих» на конец сентября в масштабах страны незначительная.

При этом безработных среди россиян в августе стало меньше на 4,3% или на 106 тысяч человек по сравнению с июлем 2019 года.

Уровень безработицы, который в июне обновил минимальное значение за всю историю наблюдений с 1991 года, составив 4,4%, в июле подрос до 4,5%.

Кроме того, в сентябре стало известно о масштабных сокращениях госслужащих, которые анонсировали в Минфине. Первый заместитель министра финансов России Татьяна Нестеренко сообщила, что с 2020 года начнется масштабная реформа в сфере государственного управления. Оставшимся обещают повышение зарплат.

«Экономия не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих», — сказала замминистра.

По оценке Нестеренко, в стране на текущий момент на 10 тысяч человек — 163 государственных и муниципальных служащих. Всего работу потеряют порядка 10-15% чиновников. В 2020 году численность сотрудников центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти сократят на 10%, а территориальных органов — на 5%.

К 2021 году этот показатель в регионах достигнет 15%. Эту информацию чуть позже прокомментировали в правительстве России.

Как заявил пресс-секретарь премьер-министра России Олег Осипов,

окончательных решений по реформе госслужащих еще нет, а заявления Минфина назвал «несколько преждевременным».

Напомним, в мае министр труда и соцзащиты Максим Топилин доложил президенту России Владимиру Путину о том, что cитуация на рынке труда стабильна.

«Ситуация на рынке труда, ситуация с занятостью остается достаточно стабильной. В прошлом году общая безработица, показатель которой, мы считаем по методологии международной, составил 4,8%, по году если брать, в предыдущие годы — 2012 — 2015, этот показатель составлял 5,2% — 5,5%», — сказал чиновник.

Тем не менее в Росстате указывали по итогам 2018 года, что наиболее напряженная ситуация на рынке труда сохраняется я в Карачаево-Черкесской Республике и Туве. Кроме того, в список проблемных в этой сфере регионов входят и Дагестан, Алтай, Северная Осетия, Республика Калмыкия и др.

В Карачаево-Черкесской Республике, например, занято только 50,5% населения. И уровень безработицы — 12%. По итогам прошлого года «лидером» по безработице стала Ингушетия — там зафиксирован самый высокий уровень в 26,5%.