Оценка товаров в обороте

Описание

Для оптимизации деятельности торговому предприятию бывает полезно провести анализ оборачиваемости товаров, которые это предприятие предлагает своим покупателям.

С практической точки зрения – оборачиваемость – очень важный параметр, особенно в ритейле, на рынке b2c. Многие ритейлеры требуют, что бы оборачиваемость товара была полной за 3 месяца (обычный тестовый период для нового поставщика). Т.е. поставили на полки 100 единиц товара – значит за период 3 месяца должно продаться 100 единиц товара. (См. также Распределение продаж по организациям ИП / ООО.)

С точки зрения продавца это означает:

  • товар знают конечные покупатели,
  • цена сбалансированная,
  • нормальное качество,
  • есть маркетинг на продвижение товара.

И ритейлер будет нормально и в срок закрывать дебиторскую задолженность, так как он видит уходимость товара и свой заработок.

Соответственно, если товар на полках продается хуже (например за 3 месяца продалось 50 шт или 10 шт), значит что-то с продажами этого товара не так (независимо от качества товара).

Оборачиваемость товара определяется по формуле:

Оборачиваемость = Количество проданных единиц товара / Средняя величина запасов * 100%

В свою очередь, средняя величина запасов определяется как среднее значение количества единиц товара на складе на начало и конец периода.

Анализ оборачиваемости товаров

По величине оборачиваемости товара можно сделать ряд выводов. К примеру, оборачиваемость ботфорт женских коричневых составляет 504%.

Отчет для анализ оборачиваемости товаров

Это означает, что товар хорошо продается, и существует риск упущенного спроса. В среднем один покупатель в неделю приобретает одну пару, и одна пара в неделю поступает на склад. Но если в какой-то момент покупатель решит приобрести сразу две катушки, то товара на складе окажется недостаточно, и покупатель уйдет к конкурентам.

А может быть наоборот: оборачиваемость вентилятора настольного составляет 6,97%. Такое низкое значение может быть вызвано плохим уровнем продаж, и тогда необходимо стимулировать их рекламными акциями или скидками. А может быть, что дело не в низких продажах, а в больших запасах. В таком случае необходимо либо снизить размер партии этого товара, либо увеличить интервал между заказами.

Ритейлер может повысить скорость оборота запасов с помощью ряда различных мер:

  • сокращение ассортимента,
  • отказ от неходовых товаров или хранение и минимального запаса,
  • эффективное и своевременное осуществление закупок,
  • планирование запасов методом быстрого реагирования,
  • использование надежных поставщиков.

Несмотря на преимущества высокой скорости оборота запасов, в некоторых случаях это приводит к неблагоприятным последствиям. Закупка небольших партий иногда влечет за собой увеличение себестоимости товара из-за отсутствия оптовых скидок и роста транспортных расходов. Поскольку высокая скорость оборота запасов бывает обусловлена узким ассортиментом, предприятие упускает некоторых клиентов. Также высокая скорость оборота запасов становится причиной получения низкой прибыли, если для стимулирования сбыта придется снизить цены.

Если в вашей компании не ведется систематическая работа по контролю уровня запасов, возможно, вы уже столкнулись со всеми проблемами, связанными с затовариванием складов.

Проверьте цену конкурентов

Одной из причин возникновения неликвидов является падение продаж. Такое падение может быть связано с различными причинами, но больше всего влияет на падение продаж — цены. Если у конкурентов изменилась цена, стала более привлекательна для покупателей, высока вероятность, что они будут покупать данный товар у конкурента, а в вашей компании продажи упадут. Поэтому после выявления неликвидов сначала необходимо проверить цену конкурентов, но это в том случае, если ваша компания не проводит эту работу регулярно. Если уровень цен у конкурентов такой же, необходимо проверить – нет ли внутри вашего ассортимента товаров-конкурентов.

Если цены мы проверили, они в норме, а продажи снизились, первое, что необходимо сделать — возврат поставщику. Особенно, это относится к сезонному товару. Ближе к концу сезона необходимо оценить возможные продажи по таким товарам и организовать возврат поставщику. В договоре поставки должны быть прописаны условия возврата товара: время нахождения в продаже, после которого поставщик обязуется забрать остатки товара, и точный срок, за который поставщик согласует данный вопрос и вернет денежные средства, либо произведет обмен на нужный товар. Такие условия особенно важно прописывать для товара с ярко выраженным сезонным и нерегулярным спросом, а так же на новинки, в случае отсутствия спроса на которые можно будет с лёгкостью их вернуть. Именно эти категории часто становятся неликвидами.

Стимулирование продаж

Если вернуть товар поставщику нет возможности, необходимо стимулировать продажи товаров, остатки которых превышают максимальный уровень. Способ стимулирования зависит от товара, самый распространенный – это распродажи.

Скидка на товары с высокой стоимостью дают необходимый эффект, но если необходимо стимулировать продажи товара с низкой стоимостью нужно использовать другие методы. Например, лампочка энергосберегающая, 20 % скидки на лампочку составляет 8 рублей. Это снижение цены покупатель может не ощутить, в этих случаях более подходящим будет:

  • сужение ширины ассортимента аналогичного товара в данной группе,
  • дополнительная выкладка его в прикассовой зоне,
  • выкладка в корзинах с другими акционными товарами с низкой ценой.

Неликвидные товары можно использовать в качестве подарков при покупке товаров с высокой наценкой или для стимулирования продаж других товаров. По материалам статьи Ольги Правук и Николая Зырянова в журнале Управление магазином, № 7, 2015 г : Как снизить запасы и увеличить оборачиваемость в сети магазинов DIY.

Отчет по оборачиваемости товаров в 1С Управление торговлей 10.3

Для анализа оборачиваемости Вы можете приобрести наш отчет «Оборачиваемость товаров». Он разработан для 1С:Управление торговлей 10.3 и может быть использован как внешний отчет. Система компоновки данных, использованная при его создании, позволяет производить разнообразные отборы данных для анализа. Возможен анализ за произвольный период в разрезе месяцев, недель и дней.

Настройки отчета по оборачиваемости:

Настройки отчета по оборачиваемости

Отчет по оборачиваемости: итоги за неделю

Итоги по оборачиваемости за неделю

Дополнительно:

  • Разработан для 1С:Управление торговлей ред. 10.3.
  • Исходный код открыт.
  • Поставляется как внешний отчет (изменения конфигурации не требуются).

Что такое товарный кредит? В чем его преимущества?

Как рассчитать лимит товарного кредитования и сроки товарного кредита?

Как оценить эффективность предоставления товарного кредита с отсрочкой платежа покупателю?

Виды товарного кредита

Товарный кредит — это кредит, который оформляется между продавцом и покупателем. Он предоставляется на условиях отсрочки платежа за поставленные товары, а его срок и условия фиксируются в договоре поставки.

Виды товарных кредитов представлены в табл. 1.

К сведению

На практике товарный кредит с отсрочкой платежа — самая распространенная разновидность коммерческого товарного кредита, который оговаривается условиями контракта на поставку товаров и не требует специальных документов по его оформлению.

Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного кредита, покупатель максимально старается удовлетворить свои потребности в финансировании, тем самым снизить объем привлеченного заемного капитала в виде денежных средств.

Выдавая товарный кредит, продавец расширяет рынок сбыта, увеличивает обороты и за счет этого наращивает свою прибыль.

Но при этом у продавца должен быть отлажен системный подход к определению размера лимита по товарному кредиту и сроков отсрочки платежа. Если в компании нет инструментов для определения индивидуальных пределов по сумме и сроку заимствования, это может негативно отразиться на ликвидности компании.

Как рассчитать лимит товарного кредитования и сроки товарного кредита?

Лимит товарного кредитования — это то максимальное количество продукта в денежном выражении, которое продавец может отгрузить покупателю с отсрочкой платежа с минимальными рисками для себя.

Размер лимита товарного кредита и срок отсрочки платежа для каждого покупателя определяется индивидуально. При этом обязательно учитываются:

  • прошлый опыт работы с покупателем его потенциальные возможности по закупке продукции;
  • платежеспособность покупателя, т. е. возможности погашать задолженность за отгруженный товар;
  • информация из внешних источников о благонадежности покупателя, если с ним еще не работали.

Обратите внимание!

Обязательно следует оговарить и закрепить документально: объем закупок в квартал.

Чтобы рассчитать лимит товарного кредита для покупателя, необходимо знать:

  • запланированный объем продаж на определенный период времени для этого покупателя (месяц, квартал, год);
  • срок, на который будет предоставлена отсрочка по платежам.

Вариант 1

С покупателем есть опыт работы

Лимит товарного кредита на месяц можно рассчитать по формуле:

Кредитный лимит = Запланированный объем продаж на месяц / Срок отсрочки платежа;

Срок отсрочки платежа = 30 / Количество оборотов за месяц.

Запланированный объем продаж — это:

  • среднемесячный объем продаж, рассчитанный на основании прошлых закупок;
  • объем продаж на определенный период согласно контракту.

При определении срока отсрочки платежа учитывают:

  • опираясь на прошлый опыт, количество закупок в периоде, для которого определяется объем продаж (если объем продаж взяли за месяц, то и количество закупок берут за месяц);
  • территориальную удаленность покупателя от продавца, чтобы срок оплаты не наступил ранее срока поставки продукции покупателю;
  • интересы продавца, если он привлекает для пополнения оборотных средств заемные средства, так как срок отсрочки платежа влияет на оборачиваемость всей дебиторской задолженности, а при наличии в обороте заемных средств ее срок оборачиваемости должен быть выше срока оборачиваемости заемных средств.

Пример 1

Покупатель ООО «Север» покупал продукцию в ООО «Прима» со 100%-ной предоплатой.

Планируется изменить договорные условия работы с покупателем ООО «Север», так как через три месяца он планирует увеличить объем закупок на 30 % в месяц.

Чтобы определить лимит товарного кредита и срок отсрочки платежа, которые можно предложить покупателю, необходимо проанализировать предыдущий опыт работы с ним:

За последние три месяца ООО «Прима» отгрузила ООО «Север» товара на 69 236 тыс. руб., т. е. среднемесячная отгрузка составляет 23 079 тыс. руб. (69 236 / 3).

Количество закупок на последние три месяца — 8, т. е. 2,67 раза в месяц. Количество оборотов за месяц — 3.

Тогда:

  • срок отсрочки платежа = 30 / 3 = 10 дней;
  • кредитный лимит = 23 079 / 10 = 2308 тыс. руб.

Чтобы сохранить объем и частоту отгрузок, покупателю ООО «Север» предложены следующие условия для договора на товарный кредит с отсрочкой платежа:

  • срок отсрочки — 10 календарных дней;
  • кредитный лимит — 2500 тыс. руб.

В дальнейшем размер кредитного лимита и срок отсрочки платежа могут быть изменены, так как:

  • планируется увеличить объем закупок;
  • просрочки по оплате (если они будут) могут привести к сокращению или отказу в предоставлении отсрочки.

Вариант 2

С покупателем раньше не работали

В этом случае при расчете лимита товарного кредита и определении срока отсрочки платежа необходимо проанализировать дебиторскую задолженность в компании и принять решение, которое позволит получить компании дополнительную прибыль.

Характер дебиторской задолженности (ДЗ) определяется с помощью коэффициента дебиторской задолженности (КОДЗ):

КОДЗ = Выручка / Средний остаток ДЗ.

К сведению

Средний остаток дебиторской задолженности рассчитывается как сумма дебиторской задолженности покупателей по данным бухгалтерской отчетности на начало и конец анализируемого периода, деленное на 2.