Ответственность за безбилетный проезд в общественном транспорте

Здравствуйте Евгений.

Штраф является мерой ответственности при административном правонарушении. Поэтому обжалование штрафа есть ни что иное, как обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Наложение административного взыскания, а также неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы. Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, а также неправомерных действий должностных лиц имеет немало шансов на успех, поскольку сами должностные лица нередко пренебрегают различными процедурами. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано. При этом применяются правила главы 30 КоАП РФ.

Жалоба подается в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения постановления. К жалобе необходимо приложить копии всех имеющихся у Вас документов, относящихся к проведенной проверке, это может быть, например, копия решения о проведении проверки, копия журнала учета проверок, и т.д., приложить документальные подтверждения надлежащего исполнения Ваших обязательств — если Вы уверены в своей невиновности либо документы, подтверждающие оперативное устранение допущенных Вами нарушений и иные документы в зависимости от ситуации, на основании которых суд будет принимать решение. Срок обжалования, в случае его пропуска, может быть восстановлен судьей по ходатайству лица, подающего жалобу.

Жалоба должна быть рассмотрена судьей — в 2-месячный срок с момента поступления жалобы со всеми материалами дела в суд.

В суде проверяются законность и обоснованность обжалуемого постановления, а именно: заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено, заслушиваются пояснения других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы. При участии в рассмотрении дела прокурора — заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения жалобы, как правило, выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Государственную пошлину при подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении платить не нужно.

Вид административного наказания за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) устанавливается законами субъектов РФ и не регулируется и не включен в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Также данные законы должны устанавливать должностных лиц, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, и полномочия должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях по вопросу безбилетного проезда в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах).

Вместе с тем основные права лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, содержаться в ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ. К таким правам относятся, в частности, следующие: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

В г. Москве принят Закон от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях».

Согласно ч. 1 ст. 10.1 данного закона безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1 тыс. руб.

Дела об административных правонарушениях за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) уполномочены рассматривать орган исполнительной власти г. Москвы в области транспорта, учреждения уполномоченного органа исполнительной власти г. Москвы в области транспорта.

От имени указанных органа, учреждений рассматривать такие дела об административных правонарушениях вправе контролеры, контролеры-ревизоры (п. 9 ст. 16.3 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения»).

Исходя из положений ч. 1 ст. 16.5 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения» протоколы об административных правонарушениях за безбилетный проезд в наземном городском транспорте общего пользования (трамваях, троллейбусах, автобусах) могут составлять контролеры, контролеры-ревизоры.

Также протоколы об административных правонарушениях по данному вопросу могут составлять должностные лица органов внутренних дел в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание либо отказывается от уплаты административного штрафа на месте совершения административного правонарушения (п. 1 ч. 3 ст. 16.5 Закона г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушения»).

Таким образом, в изложенной ситуации, если пассажир в троллейбусе был не согласен с правонарушением, отказался уплатить административный штраф, то контролер не имел права составлять протокол об административном правонарушении, а составить его должно было должностное лицо органов внутренних дел. Об этом пассажир мог сделать соответствующую запись в составленном протоколе. Отдельно составленный протокол не обжалуется. При рассмотрении дела об административном правонарушении пассажир может дать объяснения, где может отразить в том числе нарушения по составленному протоколу. Постановление о назначении административного правонарушении по результатам дела об административном правонарушении может быть обжаловано в силу ст. 30.1 КоАП РФ.

Комментарии к ст. 11.18 КОАП РФ

Комментируемая ст. 11.18 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за безбилетный проезд.

Безбилетный проезд в настоящее время остается наиболее распространенным административным правонарушением на всех видах транспорта.

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются правила проезда различными видами транспорта.

Объективная сторона деяния выражается в отказе от приобретения билета на проезд в транспортных средствах, определенных настоящей статьей, а также в невозможности предъявления билета по требованию контролера или иного уполномоченного лица, например проводника поезда и т.п. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого правонарушения может выражаться как в действии — отказ от приобретения билета, так и в бездействии — непредъявление билета по требованию уполномоченного лица.

Правила проезда отдельными видами транспорта регламентируются соответственно Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»; Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ».

Субъектом рассматриваемых правонарушений всегда выступают физические лица — граждане, достигшие возраста 16 лет, не имеющие на протяжении поездки билета, подтверждающего право проезда данного лица на соответствующем виде транспорта.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется исключительно умышленной формой вины. Невозможно совершить данное правонарушение по неосторожности, поскольку необходимость приобретения проездного документа представляет собой общеизвестный факт. В этой связи несоблюдение такого требования свидетельствует о том, что пассажир знает о последствиях его действий и предвидит их.

Есть ли какие-то сроки, в которые необходимо оплатить штраф за безбилетный проезд, и что произойдет, если безбилетник откажется оплачивать штраф.

Согласно действующим нормам, если штраф не оплачен сразу на месте, у гражданина есть месяц на его погашение. В случае неуплаты штрафа в месячный срок его размер увеличивается на две базовые величины. То есть вместо 13,5 рублей придется заплатить уже 67,5 рубля.

В случае неуплаты штрафа в течение месяца документы поступают в органы принудительного исполнения по месту жительства (регистрации) гражданина. Судебный исполнитель в течение трех дней возбуждает исполнительное производство, о чем должен письменно уведомить должника, направляя постановление о возбуждении исполнительного производства, чаще всего заказным письмом с уведомлением. Законом предусматриваются также и современные варианты уведомления: например, Viber или e-mail.

Работа органов принудительного исполнения также должна оплачиваться – в данном случае это 10% от суммы штрафа.

Таким образом, проездной билет стоимостью 60 копеек может обойтись в 64,25 рублей.

С 1 января 2020 года в Беларуси работает Автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО), с помощью которой неисполненные обязательства физических лиц взыскиваются в бесспорном порядке со счетов клиентов.

В результате судебный исполнитель может направить в АИС ИДО платежное требование: необходимо взыскать с должника штраф за безбилетный проезд. Система разошлет запросы во все банки Беларуси, найдет счет с необходимой суммой и автоматически спишет необходимую сумму.