Отзыв инкассового поручения

Правомерен ли отказ ИФНС в отзыве инкассового поручения?

Цитата (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П)):Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения
Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.
Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк.
Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения.
Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения.
Отзыв распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, осуществляется через банк получателя средств. Банк получателя средств осуществляет отзыв распоряжения получателя средств путем направления в банк плательщика заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве получателя средств в электронном виде или заявления получателя средств на бумажном носителе, с проставлением даты поступления заявления получателя средств, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств.
Отзыв распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, осуществляется клиентом посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.

Справка

Вопрос: В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ взыскание налога производится путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии со статьей 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 03.10.2002 N 2-П, взыскатели вправе отозвать расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Отзыв инкассовых поручений осуществляется путем направления в банк плательщика письменного заявления взыскателя.

В Акционерный инвестиционный коммерческий банк (закрытое акционерное общество) поступают заявления территориальных органов (инспекций) Федеральной налоговой службы России об отзыве инкассовых поручений, которые были направлены в банк другими территориальными органами (инспекциями) ФНС России.

В целях единообразного понимания порядка отзыва налоговыми органами инкассовых поручений просим Вас дать разъяснения по следующему вопросу:

Вправе ли территориальный орган (инспекция) Федеральной налоговой службы России направить в банк заявление об отзыве инкассовых поручений, которые были направлены в банк другим территориальным органом (инспекцией) Федеральной налоговой службы России?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 13.05.2009 N 6955 по вопросу о полномочиях налоговых органов по отзыву инкассовых поручений и сообщается следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Исходя из смысла указанного пункта, поручение на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сумм налогов оформляется и направляется в банк тем налоговым органом, который вынес решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Следовательно, этот же налоговый орган вправе отозвать указанное поручение.

Пунктом 2.17 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П, утвержденного Центральным банком Российской Федерации, предусмотрено, что получатели средств (взыскатели) вправе отозвать свои расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Согласно пункту 1 статьи 30 Кодекса и статьям 1 и 2 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

В силу пункта 3 статьи 31 Кодекса вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, полагаем, что отзыв поручения на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств со счета налогоплательщика может осуществляться как налоговым органом, направившим в банк такое поручение, так и налоговым органом, не направлявшим указанное поручение, например, налоговым органом-правопреемником в связи с реорганизацией налогового органа, направившего в банк поручение.

Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 октября 2009 г. N 03-02-07/1-474

Текст письма официально опубликован не был

Отзыв Поручения Налогового органа не на полную сумму

просит дать разъяснения касательно исполнения Банком ВТБ (ПАО) Решения НО об отзыве Поручения Налогового органа, поступившем ЭДО (APZ в рамках 440-П) и на бумажном носителе.  После  перехода ФНС России на новое программное обеспечение, а также на текущий  момент в Банк ВТБ (ПАО) периодически поступают  файлы APZ (Решения НО о об отзыве Поручения НО), в которых сумма отзыва меньше суммы документа, находящегося в очереди неисполненных в срок распоряжений.

Согласно ст. 46 п. 4.1 Налогового Кодекса РФ- Налоговые органы принимают решение об отзыве не исполненных (полностью или частично) поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей или поручений на перевод электронных денежных средств налогоплательщиков (налоговых агентов) — организаций или индивидуальных предпринимателей в бюджетную систему Российской Федерации .

Нормами Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение Банка России № 383-П), согласно п. 2.14. отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств.

Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк.

Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения.

На основании вышеизложенного, просим пояснить, принимает ли Банк к исполнению Решения об отзыве Поручения НО, в случае, если сумма, указанная в отзыве меньше суммы документа, находящегося в очереди неисполненных в срок распоряжений.

С частичным отзывом то вроде сложностей не должно быть, при условии поступления 1:1(в одном APZ отзыв одного инкассового). Тем более раз сумма меньше. Часть отзываете, остальное остается на картотеке. Вот если сумма в APZ больше суммы платежки, то да, странно. Тогда наверно РВ2.

Сложности могут быть, если в одном APZ будет несколько инкассовых. Там по формату просто «Сумма» одна, а инкассовых может быть несколько.