П 4 ст 66

1. Хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному товариществу или обществу.

Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества. Иной объем правомочий участников непубличного хозяйственного общества может быть предусмотрен уставом общества, а также корпоративным договором при условии внесения сведений о наличии такого договора и о предусмотренном им объеме правомочий участников общества в единый государственный реестр юридических лиц.

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником.

Хозяйственное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом.

3. Хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества).

4. Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

5. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица, а также публично-правовые образования (статья 125).

6. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе участвовать от своего имени в хозяйственных товариществах и обществах.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника имущества учреждения, если иное не установлено законом.

Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий лиц в хозяйственных товариществах и обществах.

Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных законом.

7. Особенности правового положения кредитных организаций, страховых организаций, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий), а также права и обязанности их участников определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Комментарий к Ст. 66 ГК РФ

1. Как уже отмечалось, в ГК РФ предлагается исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций. При этом хозяйственные общества и товарищества среди коммерческих организаций занимают доминирующее положение.

Пять из семи видов коммерческих организаций представляют собой хозяйственные общества и товарищества, в том числе полные товарищества, товарищества на вере, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Безусловно, участники гражданско-правового оборота при регистрации приоритет отдают обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам. По данным Федеральной налоговой службы , на 1 января 2010 г. в Едином государственном реестре юридических лиц было зарегистрировано 195892 акционерных общества, 3242594 общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью. По сравнению с данными на 1 января 2008 г. число зарегистрированных обществ с ограниченной и с дополнительной ответственностью увеличилось более чем на 20% (на 1 января 2008 г. это число составляло 2615804).

———————————

Комментируемая статья определяет основные положения о хозяйственных товариществах и обществах. Общими признаками хозяйственных товариществ и обществ являются:

— разделение уставного (складочного) капитала на доли (вклады);

— общие признаки формирования уставного (складочного) капитала;

— хозяйственные товарищества и общества являются коммерческими организациями;

— полученная прибыль распределяется между участниками юридического лица;

— участники не обладают вещными правами на внесенные вклады. Эти права носят обязательственный или, по мнению некоторых специалистов, корпоративный характер (см. комментарий к ст. 67 ГК);

— общие виды прав и обязанностей участников;

— некоторые особенности порядка управления и др.

Различия в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ заключаются в следующем:

— хозяйственные общества представляют собой объединения капиталов, и личное участие акционеров и других участников в деятельности общества не требуется, хозяйственные товарищества представляют собой объединения труда, личное участие полных товарищей в деятельности полного товарищества и товарищества на вере имеет важное значение;

— для хозяйственных обществ в отличие от товариществ устанавливается требование к минимальному размеру уставного капитала;

— участники товариществ (за исключением вкладчиков) несут субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица в отличие от хозяйственных обществ, где ограниченную ответственность несут только участники общества с дополнительной ответственностью;

— учредительным документом товарищества является учредительный договор, для общества необходим устав, правовая природа отношений в товариществе носит договорный характер, в связи с чем число участников не может быть менее двух, хозяйственное общество может быть учреждено одним лицом;

— для хозяйственных товариществ предусмотрены более жесткие ограничения по субъектному составу и др.

2. В п. п. 2, 3 перечислены исчерпывающим образом виды хозяйственных обществ и товариществ. В Концепции развития гражданского законодательства РФ отмечается нецелесообразность сохранения в гражданском законодательстве обществ с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК), поскольку их правовой статус практически полностью определяется положениями законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Возложение на участников такого общества дополнительной ответственности по долгам юридического лица не требует закрепления в законе особой организационно-правовой формы, а может быть санкционировано на уровне устава. Кроме того, необходимо учитывать, что такая организационно-правовая форма практически не создается.

3. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает ограничения для участников хозяйственных товариществ и обществ. Так, в качестве полных товарищей могут выступать лишь индивидуальные предприниматели и коммерческие организации. Граждане, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, и некоммерческие организации могут выступать в качестве вкладчиков в товариществе на вере и участниками хозяйственных обществ.

Государственные органы и органы местного самоуправления могут выступать в качестве участников хозяйственных обществ и вкладчиков в товариществе на вере только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законодательством. Так, Определением ВАС РФ от 30 октября 2009 г. N ВАС-14202/09 по делу N А10-1907/08 был признан правомерным вывод судов о незаконности участия муниципального комитета в его создании и действий по внесению муниципального имущества в уставный капитал, поскольку хозяйственное общество было создано не в порядке приватизации.

О возможности участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственных обществах и товариществах говорится, в частности, в ст. 68 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , согласно которой представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться при учреждении открытых акционерных обществ, в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ, и определяется ст. 25 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации госимущества).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Собрание законодательства РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Пункт 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» устанавливает ограничения и для гражданских госслужащих. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Порядок передачи и особенности такого управления законодательством не определены.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Особое внимание уделено участию учреждений в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчиков. Как отмечается в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» , финансируемые собственниками учреждения могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ с разрешения собственника, в том числе с использованием для этих целей доходов учреждения от разрешенной ему деятельности (п. 4 ст. 66 и п. 2 ст. 298 ГК).

———————————
Вестник ВАС РФ. 2004. N 1.

Что касается автономных учреждений, то они также вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя либо участника только с согласия своего учредителя (п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях).

Исключение из общего правила о получении разрешения собственника предусмотрено Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» , которым внесены соответствующие изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» , Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и др. Так, например, высшим учебным заведениям, являющимся бюджетными образовательными учреждениями, предоставляется право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям. При этом уведомление о создании хозяйственного общества должно быть направлено высшим учебным заведением, являющимся бюджетным образовательным учреждением, в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2009. N 31. Ст. 3923.

Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Там же. Ст. 4137.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия могут выступать в качестве учредителей (участников) акционерных обществ (за исключением кредитных организаций, учредителями (участниками) которых они не могут быть) с использованием в этих целях принадлежащего им на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления имущества только с согласия собственника имущества (ст. ст. 6 и 20 Закона об унитарных предприятиях).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут выступать покупателями имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий, в том числе акций обществ, создаваемых на базе таких предприятий.

4. Пункт 6 комментируемой статьи устанавливает виды имущества, которые могут быть внесены в качестве вклада в уставный капитал.

Вкладом в уставный капитал могут быть и имущественные права, которые в соответствии со ст. 128 ГК РФ входят в понятие имущества. В некоторых случаях оборот имущественных прав ограничен. Например, некоторые виды прав на результаты интеллектуальной деятельности не могут быть вкладом в уставный капитал, несмотря на их связи с материальным носителем объекта, например право следования, право доступа. Так, п. 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не допускает внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения его в соответствие с Лесным кодексом РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.

Собрание законодательства РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

5. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества подлежит независимой экспертной оценке в случаях, предусмотренных законом, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности). Проведение такой оценки предусмотрено как при создании хозяйственного общества вновь, так и при реорганизации, в ходе приватизации.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3813.

Проведение денежной оценки предусмотрено, в частности, п. 3 ст. 34, ст. 77 Закона об акционерных обществах, ст. 12 Закона о приватизации госимущества, п. 2 ст. 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно последнему, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Статья 8 Закона об оценочной деятельности требует проведения оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, при внесении их в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц.

Согласно п. 3 ст. 34 Закона об акционерных обществах при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено законом. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом), не может быть выше величины оценки, которая проведена независимым оценщиком.

При этом в п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30 мая 2005 г. N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» разъяснено, что если в соответствии с законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае совершения сделки (издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения) по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такие сделка и акт государственного органа должны признаваться судом недействительными, решение должностного лица — незаконным, решение органа юридического лица — не имеющим юридической силы. Если законом или иным нормативным актом установлено лишь обязательное привлечение независимого оценщика (обязательное проведение независимым оценщиком оценки объекта), непривлечение независимого оценщика само по себе не является основанием для признания судом по мотивам нарушения требований закона сделки и акта государственного органа недействительными, решения должностного лица — незаконным, решения органа юридического лица — не имеющим юридической силы.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 7.

При создании хозяйственного общества бюджетными учреждениями в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) хозяйственного общества, принимаемым всеми учредителями (участниками) хозяйственного общества единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли или акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.

Преимущества:

1. Поскольку в товарищество объединяется много людей, начальный капитал может быть большим, чем в единоличной частной организации.

2. Управление фирмой может быть специализировано. Каждый из товарищей может принять на себя ответственность за конкретный участок работы.

3. Приток свежих сил, новых идей (что балансируется опытом старых участников).

4. Распределение ответственности, в том числе и при принятии решений.

5. Закрытость, так как отсутствуют требования публикации финансовых отчетов.

6. Непрерывность, поскольку в случае убытия одного из партнеров его доля может быть выкуплена основными участниками.

7. Товарищества легко организовать, т.е. практически просто заключается соглашение между участниками и нет особых бюрократических процедур.

8. Экономические, в частности, материальные, трудовые, финансовые возможности организации значительно увеличиваются.

9. Появляется возможность более высокой специализации участников товарищества в управлении из-за большого числа участников.

10. В некоторых западных странах в налогообложении для некоторых фирм малого бизнеса делается исключение — они являются юридическими лицами, но налоги платит не фирма, а ее владельцы через индивидуальный подоходный налог. В Российской Федерации данное преимущество использовать невозможно.

Недостатки:

. Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, когда товарищи расходятся по главным вопросам. По всем этим причинам управление товариществом может быть неповоротливым и затруднительным.

2. Товарищество страдает от неограниченной ответственности за деятельность предприятия. Полное товарищество означает, что каждый компаньон полностью отвечает по долгам предприятия.

. Участники товарищества не всегда однозначно понимают цели деятельности организации и средства достижения этих целей, т.е. у участников может проявиться несовместимость в интересах и, когда необходимо будет действовать со всей решительностью, участники либо будут бездействовать, либо их политика будет настолько несогласованной, что сия несогласованность может привести к убыткам, а то и к банкротству фирмы, причем опасней всего несогласованность по главным вопросам.

. Финансовые ресурсы ограничены при развитии организации, и эта ограниченность не позволяет полностью раскрыть потенциал компании, ведь развивающееся дело требует новых капиталовложений.

. Возникают сложности определения меры каждого в доходе или убытке фирмы, сложно разделить, образно выражаясь, «нажитое вместе имущество».

. Существует некоторая непредсказуемость дальнейшей деятельности фирмы после выхода из нее одного из членов данного товарищества из-за некоторых пунктов существующего законодательства: «Участнику, выбывшему из полного товарищества, выплачивается стоимость части имущества товарищества, соответствующей доле этого участника в складочном капитале.», «Участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из общества. При этом ему должна быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале общества.» как правило, большинство таких фирм просто разваливаются в подобной ситуации.

. Существующая неограниченная ответственность, практически каждый участник несет ответственность не только за какие-то свои управленческие решения, но и за решения всего товарищества или другого участника.

Торговые организации в форме хозяйственных обществ

Еще статьи по экономике

Анализ национальной экономики Украины
Для обоснования актуальности данной работы следует отметить, что экономика любой страны является продуктом длительного исторического развития. Она формируется веками в результате углубления общес …

Анализ материальных ресурсов
Необходимым условием организации производства продукции является обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией, полуфабрикатами и т.д. Стоимость материа …

Анализ и реинжиниринг бизнес-процесса – производство и продажа мебели на заказ
В мире существует множество различных фирм. Коммерческие организации действуют с целью получения максимальной прибыли. Это возможно только при условии наличия у фирмы конкурентоспособности. Если …

СТ 66 СК РФ

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них). По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 66 Семейного кодекса РФ

1. Согласно статье 66 СК РФ раздельное проживание родителей не является основанием для отказа в осуществлении родителем, проживающим отдельно от ребенка, прав на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, поскольку указанные права являются одновременно родительскими обязанностями, которые не прекращаются в связи с проживанием одного из родителей отдельно от ребенка.

2. Судебная практика по этой категории споров свидетельствует о том, что довольно часто проживающий с ребенком родитель либо вовсе лишает другого родителя возможности общаться с ребенком, либо безосновательно ограничивает такое общение, выдвигая для общения с ребенком различного рода условия, в том числе неправомерные.

Возникший между родителями спор разрешается судом в интересах ребенка с участием в деле органа опеки и попечительства. В отдельных, наиболее сложных ситуациях суды для разрешения возникшего спора привлекают к участию в деле в качестве специалиста психолога либо при необходимости назначают судебно-психологическую, психолого-педагогическую или даже комплексную медико-психолого-педагогическую экспертизы, приостанавливая производство по делу на период проведения экспертизы.

По требованию родителей (одного из них) в порядке, установленном ч. 6.1 ст. 152 ГПК РФ, суд с обязательным участием органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей вправе определить порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения.

Судебная практика.

Исходя из права родителя, проживающего отдельно от ребенка, на общение с ним, а также из необходимости защиты прав и интересов несовершеннолетнего при общении с этим родителем, суду с учетом обстоятельств каждого конкретного дела следует определить порядок такого общения (время, место, продолжительность общения и т.п.), изложив его в резолютивной части решения.

При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения (Постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»). См. также: Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20.07.2011.