П 8 44 ФЗ

В апреле Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ внес антикризисные поправки в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Они в свою очередь перенесли сроки вступления в силу некоторых изменений в электронных закупках.

В частности, поправки отодвинули сроки нововведений, которые должны были начать действовать уже с 1 июля 2020 года. Речь идет о:

  • новом порядке проведения электронного запроса котировок;
  • новой процедуре закупок у единственного поставщика в электронной форме.

И то и другое перенесено на 1 октября 2020 года.

Помимо этого с 24 апреля 2020 года начали работать следующие поправки:

  • Увеличен порог осуществления закупки у единственного поставщика. Если ранее он составлял 300 000 руб., то сейчас вырос до 600 000 руб.
  • Увеличен предельный годовой объем закупки у единственного поставщика — с 5 % до 10 %.

Предельные значения в рублевом выражении не изменились: годовой объем 2 млн руб. или 10 % совокупного годового объема и не более 50 млн руб.

Еще одно изменение связано с расширением перечня условий контракта, которые в 2020 году можно изменить по соглашению сторон.

Как коронавирус повлиял на закупки по 44-ФЗ

Пандемия в значительно степени повлияла на закупочную деятельность. Поэтому с апреля был принят ряд документов, который регламентировал вопросы, связанные с осуществлением закупок в период распространения инфекции.

Даны разъяснения о порядке расчета сроков

Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 443 определило некоторые особенности осуществления закупок в период пандемии. Они действуют с 6 апреля.

Установлено, что в течение нерабочих дней с 4 по 30 апреля 2020 года (определены Указом Президента РФ от 02.04.2020 № 239), сроки, исчисляемые в рабочих днях, которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, должны исчисляться в календарных днях. Суббота и воскресенье, а также нерабочие праздничные дни в расчет не берутся.

Если последний день срока, исчисляемого в днях, приходится на объявленный нерабочий день, то днем окончания срока следует считать этот нерабочий день. Исключение составляют ситуации, когда последний день срока выпадает на субботу или воскресенье. Тогда днем окончания срока будет ближайший понедельник.

Пандемия официально признана форс-мажором

Это единое мнение Минфина, ФАС и МЧС. Под форс-мажором следует понимать обстоятельства непреодолимой силы, которые мешают сторонам договора выполнить свои обязательства.

ФАС в Письме ФАС РФ от 18.03.2020 N ИА/21684/20 уточнила, что такие обстоятельства нужно учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок. Поэтому поставщикам нужно иметь убедительные доказательства того, что из-за пандемии контракт невозможно выполнить в срок или должным образом. Это позволит им избежать штрафа или попадания в реестр.

Согласно ч. 65 ст. 11 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта и цены контракта, если при его исполнении в связи с распространением коронавируса возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

Изменение срока и цены осуществляется при наличии письменного обоснования, основанием для которого может быть, например, решение правительства РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд и т.д.

Важно учесть, что, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств, то:

  • при увеличении цены контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется внести на счет деньги в размере, который пропорционален стоимости новых обязательств;
  • при уменьшении цены контракта заказчик должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) деньги, внесенные на счет, в размере, пропорциональном размеру уменьшения цены контракта;
  • изменение срока исполнения контракта влечет за собой определение нового срока возврата денег, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Рассмотрение жалоб в ФАС перешло в дистанционный формат

Такой шаг был сделан с целью соблюдения режима самоизоляции с 6 марта 2020 года. Дистанционно рассмариваются жалобы на действия заказчиков или вопросы о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

При желании можно участвовать в дистанционном рассмотрении жалоб как заказчик. В режиме офлайн комиссия будет принимать решение и озвучивать его онлайн.

На сайте ФАС уже сейчас можно ознакомится с решениями, связанными с коронавирусной инфекцией: неисполнением, ненадлежащим исполнением обязательств и т.д.

Как изменились правила осуществления конкурентных закупок

Одно из обязательных требований, которое действует с 2020 года, — это регистрация в Единой информационной системе (ЕИС). Ранее мы писали, как правильно ее осуществить. Поставщики, желающие участвовать в госзакупках, теперь не пройдут мимо ЕИС.

Система удобна тем, что обеспечивает автоматическую аккредитацию на всех открытых площадках для 44-ФЗ, предоставление документов. Функционал системы позволяет проводить регистрацию иностранных юрлиц.

Еще одно изменение связано с подачей заявки на участие в закупке. Сейчас она формируется в электронной форме при проведении конкурентных процедур закупок, а для 44-ФЗ это основная масса закупочных процедур, так как большинство заказчиков проводят закупки в электронной форме.

При объявлении таких процедур закупок заказчику следует обращать внимание на содержание и состав заявки, которые должны быть установлены по соответствующим требованиям в закупочной документации.

Кроме того, появились требования к типовым формам заявок (Постановление Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401). Они были разработаны для унификации общих правил, в том числе для электронных площадок, чтобы функционал площадок отвечал соответствующим нормативным требованиям.

Отдел сопровождения торгов Контура создал шаблоны согласно требованиям, обозначенным в постановлении.

Поможем начинающим и опытным поставщикам на любом этапе торгов: от анализа закупки до участия в аукционе и подписания контракта.

Узнать больше

При проведении соответствующих торговых процедур, конкурса, аукциона участники должны обращать внимание на определенные нюансы, установленные в содержании заявки. Есть дело касается конкурсной процедуры, то участник закупки не должен в первой части заявки как-то себя идентифицировать. В противном случае это будет основанием для отклонения заявки.

Любое отклонение заявки — это потенциальная жалоба, поэтому оно всегда мотивировано и обосновано.

В аукционной процедуре, напротив, допустимо указание сведений об участнике в первой части заявки.

В настоящее время обязательной содержательной частью заявки стали сведения о стране происхождения поставляемого товара и о стране происхождения товара, который, например, поставляется при выполнении работ или оказании услуг или используется с этой целью.

Важно обратить внимание на то, что сведения, указанные в составе заявки, впоследствии включаются в контракт и в реестр контрактов. Поэтому они должны быть однозначными и объективными. По общему правилу указывается конкретная стана происхождения товара, однако в определенных случаях указывается несколько наименований стран, группы стран — в случае с регистрационным удостоверением на лекарственные средства. Аналогичные сведения будут и в заявке.

Противоположная ситуация с продуктами питания. Здесь следует четко указывать страну происхождения — для того, чтобы при приемке товара заказчик мог ориентироваться на соответствующие сведения. Поставщик в свою очередь должен обеспечить доставку товара с указанной страной происхождения. Заказчик не сможет принять товар, не соответствующий условиям контракта.

В ситуации, когда невозможно осуществить поставку товара с указанной страной происхождения, следует руководствоваться ч. 7 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. То есть допускается поставка товара другой страны происхождения, но поставщик при этом должен обеспечить обоснование улучшенных характеристик товара по сравнению с качественными, техническими, функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Запуск ГИС «Независимый регистратор»

С 1 января 2020 года, в соответствии с ч. 13 ст. 4 и ч. 53 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, начала работать ГИС «Независимый регистратор». Задача системы — обеспечивать видеофиксацию действий участников закупок на электронных площадках вплоть до наличия интернет-соединения и настройки рабочего места пользователя.

Для чего нужен регистратор? Чтобы обеспечить участников закупок необходимыми данными для защиты своих прав и интересов. Эти сведения они могут представить в ФАС, чтобы подтвердить наличие или отсутствие технических проблем в работе электронной площадки.

ГИС «Независимый регистратор» можно бесплатно на сайте zakupki.gov.ru.

Что нового в закупке новых машины и оборудования

Сейчас при объявлении закупочной процедуры устанавливается требование к обеспечению гарантийных обязательств. По сути, это один из обеспечительных инструментов контрактной системы, который устанавливают заказчики, по общему правилу — при необходимости, а при закупке новых машин и оборудования — в обязательном порядке. Но с 1 июля 2020 года это станет правом заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, с 1 июля при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе поставить вопрос об обеспечении гарантийных обязательств.

Организуйте закупки по 44-ФЗ правильно с первого раза. Онлайн-сервис поможет заказчику правильно оформить документацию и контролировать сроки закупочных процедур.

Попробовать бесплатно

Если вопрос об обеспечении гарантийных обязательств ставится, то в контракте будет обозачено условие предоставления такого обеспечения, порядок, сроки предоставления для целей исполнения обязательств по контракту.

Согласно поправкам в ст. 34 Закона № 44-ФЗ, при приобретении новых машин и оборудования заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла (ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Как поменяется алгоритм запроса котировок

Новый порядок проведения электронного запроса котировок вступит в силу с 1 октября 2020 года вместо 1 июля 2020 года.

Проведение электронного запроса котировок возможно, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ.

Для процедуры электронной закупки установленное в настоящее время ограничение в 100 млн руб. снимут.

Извещение о закупке размещается не позднее, чем за 4 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок. Содержание извещения определяется нормативно. Внести изменения в объявленную процедуру закупки, в содержание извещения будет невозможно. Поэтому при обнаружении ошибок заказчику придется действовать только через отмену процедуры с последующим выходом на новую закупку.

Изменить извещение нельзя, а отменить запрос котировок можно. Законодательно установлено, что отмена запроса котировок может произойти не позднее, чем за 1 час до окончания срока подачи заявок.

С 1 октября 2020 года в составе заявки на участие в запросе котировок должно будет содержаться в том числе документальное подтверждение соответствия участника требованиям, установленным законодательно.

Заявки рассматривается в течение 1 рабочего дня. Если процедура состоялась, то заключается контракт. Порядок заключения контракта определяется ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ с учетом ст. 82.1.

Контракт подписывается в 1 день участником закупки и в 1 рабочий день заказчиком.

Заключение контракта происходит не ранее, чем через 2 рабочих дня с даты опубликования итогового протокола.

Изменения в закупках у единственного поставщика

С 1 октября 2020 года у заказчика есть возможность малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ провести в электронной форме. Если он примет такое решение, то НМЦК не должна превышать 3 млн руб.

Закупка проводится на электронной площадке. Алгоритм включает несколько шагов.

Участник закупки размешает предварительное предложение — для него установлены обязательные элементы. По сути, это сведения о потенциальной поставке (какой товар, регион, определенный объем поставки, цена, страна происхождения товара и т.д.). Предварительное предложение — это фактически согласие на участие в закупке. Таким образом, размещение предварительного предложения будет расцениваться как заявка.

Заказчик при необходимости размещает на площадке извещение о проведении такой закупки.

Оператор будет отбирать заявки (не более 5-ти, соответствующих условиям объявленной закупки) и затем ранжировать по ценам.

Заказчик рассматривает заявку в течение 1 рабочего дня и выбирает победителя. Заключение контракта осуществляется с лицом, признанным победителем такой закупки по регламенту положений ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят

Государственной Думой

22 марта 2013 года

Одобрен

Советом Федерации

27 марта 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок

Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок

Статья 7. Принципы открытости и прозрачности

Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции

Статья 9. Принцип профессионализма заказчика

Статья 10. Принцип стимулирования инноваций

Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок

Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок

Статья 13. Утратила силу

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Глава 2. Планирование

Статья 16. Планирование закупок

Статья 17. Утратила силу

Статья 18. Обоснование закупок

Статья 19. Нормирование в сфере закупок

Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок

Статья 21. Утратила силу

Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги

Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Глава 3. Осуществление закупок

§ 1. Общие положения

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур

Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок

Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы

Статья 26. Централизованные закупки

Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках

Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках

Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках

Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок

Статья 31. Требования к участникам закупки

Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки

Статья 33. Правила описания объекта закупки

Статья 34. Контракт

Статья 35. Банковское сопровождение контрактов

Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

Статья 38. Контрактная служба

Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок

Статья 40. Специализированная организация

Статья 41. Эксперты, экспертные организации

Статья 42. Извещение об осуществлении закупки

Статья 43. Изменение и отзыв заявок

Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки

Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы

§ 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов

Статья 48. Проведение открытого конкурса

Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса

Статья 50. Конкурсная документация

Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе

Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе

Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса

Статья 54.1. Открытый конкурс в электронной форме

Статья 54.2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме

Статья 54.3. Конкурсная документация

Статья 54.4. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 54.5. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 54.6. Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта

Статья 54.7. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме

Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся

Статья 55.1. Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся

Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием

Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

Статья 57.1. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме

Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов

Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)

Статья 60. Утратила силу

Статья 61. Утратила силу

Статья 62. Утратила силу

Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона

Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе

Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений

Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона

Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе

Статья 70. Утратила силу

Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся

§ 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

Статья 72. Проведение запроса котировок

Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок

Статья 74. Порядок проведения запроса котировок

Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства

Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан

Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок

Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок

Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся

Статья 80, статья 81, статья 82. Утратили силу

§ 3.1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме

Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме

Статья 82.2. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок в электронной форме

Статья 82.3. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок в электронной форме

Статья 82.4. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок в электронной форме

Статья 82.5. Заключение контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме

Статья 82.6. Последствия признания запроса котировок в электронной форме несостоявшимся

§ 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений

Статья 83. Проведение запроса предложений

Статья 83.1. Проведение запроса предложений в электронной форме

§ 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры

§ 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме

Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса

Статья 86. Закрытый аукцион

Статья 87. Документация о закрытом аукционе

Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе

Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе

Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона

Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона

Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся

§ 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

§ 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта

Статья 94. Особенности исполнения контракта

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

Глава 4. Мониторинг закупок и аудит в сфере закупок

Статья 97. Мониторинг закупок

Статья 98. Аудит в сфере закупок

Глава 5. Контроль в сфере закупок

Статья 99. Контроль в сфере закупок

Статья 100. Ведомственный контроль в сфере закупок

Статья 101. Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Статья 102. Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Статья 103. Реестр контрактов, заключенных заказчиками

Статья 104. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Глава 6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки

Статья 105. Порядок подачи жалобы

Статья 106. Рассмотрение жалобы по существу

Статья 107. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок

Глава 7. Особенности осуществления отдельных видов закупок

Статья 108. Особенности заключения энергосервисных контрактов

Статья 109. Особенности заключения государственных контрактов на оказание услуг связи для обеспечения обороны страны, безопасности государства, правопорядка с единственным исполнителем

Статья 110. Особенности заключения государственных контрактов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, включаемых в государственный оборонный заказ, и закупок материальных ценностей, поставляемых в государственный материальный резерв

Статья 110.1. Особенности заключения контракта, предметом которого являются создание произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработка на его основе проектной документации объектов капитального строительства

Статья 110.2. Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства

Статья 111. Особенности осуществления закупок в соответствии с решением Правительства Российской Федерации

Статья 111.1. Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства

Статья 111.2. Особенности исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению кредита

Статья 111.3. Особенности осуществления закупки товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

Статья 111.4. Особенности заключения государственного контракта, предусматривающего встречные инвестиционные обязательства поставщика-инвестора по созданию или модернизации и (или) освоению производства товара на территории субъекта Российской Федерации для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации

Глава 8. Заключительные положения

Статья 112. Заключительные положения

Статья 113. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации

Статья 114. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Судебная практика и законодательство — 44-ФЗ о госзакупках

Приказ Минэкономразвития России от 06.04.2017 N 169 (ред. от 17.08.2020) «О создании и порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации» (вместе с «Положением о порядке работы постоянно действующей комиссии по обоснованности закупок Министерства экономического развития Российской Федерации»)

В целях организации работы по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для нужд Министерства экономического развития Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приказываю:

<Письмо> Минтруда России от 10.03.2017 N 11-3/10/П-1850 <Рекомендуемые подходы к определению структуры и состава общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования>

— отсутствие организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуг в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Приказ Генпрокуратуры России от 31.05.2017 N 372 (ред. от 28.02.2020) «О введении в действие Инструкции об обеспечении форменным обмундированием прокурорских работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, о порядке его ношения, учета, хранения и выдачи»

7.9. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при оценке соответствия поставляемого товара требованиям государственного контракта получателем может проводиться экспертиза. Экспертиза может проводиться получателем своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций. При привлечении экспертных организаций (экспертов) получатель уведомляет поставщика о дате и месте проведения экспертизы, а также об экспертной организации (эксперте), осуществляющей экспертизу. По факту необходимости проведения экспертизы или привлечения экспертной организации (эксперта) получатель информирует Генеральную прокуратуру Российской Федерации о предполагаемой дате проведения экспертизы и ее стоимости.

Приказ Росрезерва от 27.02.2017 N 35 Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Федерального агентства по государственным резервам

по строке 1001 — суммы оплаты в соответствующем финансовом году по контрактам (договорам), заключенным до начала очередного финансового года, при этом в графах 7 — 9 указываются суммы оплаты по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <2> (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ), а в графах 10 — 12 — по договорам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» <3> (далее — Федеральный закон N 223-ФЗ);

Приказ Управления делами Президента РФ от 11.05.2017 N 180 (ред. от 04.04.2018) Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного бюджетного и автономного учреждения, подведомственного Управлению делами Президента Российской Федерации

в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>

Приказ МВД России от 27.03.2017 N 151 Об утверждении Положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах

19. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» <1>.

<Письмо> ФАС России от 01.04.2016 N АК/21351/16 «По вопросу правомерности установления заказчиками в описании объекта закупки торговых наименований лекарственных препаратов»

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, при которых заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств при осуществлении закупки лекарственных средств, а именно в случае закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний).

Приказ Росимущества от 15.05.2017 N 136 «Об утверждении регламента размещения и актуализации информации на официальном сайте Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»

Информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, проводимых Росимуществом в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Поддерживается в актуальном состоянии.

<Письмо> ФАС России от 12.03.2014 N АД/8919/14 «О направлении разъяснений и обзора судебной практики по вопросам, связанным с порядком обеспечения муниципальным бюджетным учреждением, являющимся хозяйствующим субъектом, возложенных на него функций по реализации полномочий органа местного самоуправления, при условии установленного запрета совмещения функции органа власти и хозяйствующего субъекта»

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе).

Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.

Муниципальный заказчик, заключающий контракты в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), планирует осуществлять закупки путем проведения электронного аукциона на поставку мебели для офиса и офисной бумаги. Данные закупки планируется осуществлять в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
С 30.11.2019 заказчики обязаны применять при закупке вышеуказанных товаров типовые контракты. Типовые контракты, являющиеся приложением к приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 N 716, состоят из двух частей: постоянной и переменной. Постоянную часть заказчики менять не вправе. Но в типовом контракте отсутствует обязательное условие, которое заказчик обязан включать в контракт согласно пункту 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ: заказчик обязан уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
Также в типовом контракте отсутствует условие о том, что согласно ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В пункте 7.1 типового контракта на поставку товаров есть ссылка на то, что обеспечение исполнения контракта согласно части 6 статьи 96 Закона N 44-ФЗ указывается в натуральном или процентном выражении от начальной (максимальной) цены муниципального контракта, тогда как заказчику в случае осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ необходимо установить размер обеспечения исполнения контракта от цены контракта (согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Необходимо ли включать данные условия в типовой контракт?

26 февраля 2020

1. Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон N 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.
Данное условие включается в любые контракты, заключенные в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением контрактов, заключаемых с единственным поставщиком на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51-53 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 N 716 утвержден Типовой контракт на поставку продукции радиоэлектронной промышленности судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Приложение N 3 к данному приказу, далее — Типовой контракт).
Согласно сноске 15 к указанному Типовому контракту в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги, сборы и иные обязательные платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, связанные с оплатой государственного (муниципального) контракта (договора), подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком, указать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер таких налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Как видим, Типовым контрактом предусмотрено включение условия, аналогичного установленному п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, соответственно, противоречий между требованиями Закона N 44-ФЗ и условиями Типового контракта в данном случае нет.
2. В соответствии с ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений ст. 37 данного закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Частью 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотрена необходимость включения в проект контракта требования обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с ч. 4 ст. 33 данного закона. При этом требований о включении в контракт условий, установленных ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, данным законом не предусмотрено. Поэтому заказчик не обязан включать в контракт условие об освобождении участника закупки от предоставления обеспечения исполнения контракта, предусмотренного ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (решение УФАС по Калужской области от 08.11.2019 N 040/06/64-1030/2019). Сказанное в полной мере касается упомянутого в вопросе Типового контракта.
3. Согласно ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 данного закона предусмотренный указанной частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений ст. 37 Закона N 44-ФЗ, устанавливается от цены, по которой в соответствии с данным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Данная норма действует с 1 июля 2019 года. С указанной даты размер при заключении контрактов по результатам конкурентных закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, размер обеспечения исполнения контракта автоматически в ЕИС рассчитывается от цены, по которой заключается контракт (письмо Федерального казначейства от 19.08.2019 N 14-00-06/17667).
Невключение в контракт или документацию о закупке условия о расчете размера обеспечения исполнения контракта, заключаемого с СМП (СОНО) в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, является нарушением (смотрите, например, решение УФАС по Иркутской области от 29.10.2019 N 038/1098/19, решение УФАС по Сахалинской области от 29.10.2019 N 065/06/106-410/2019).
Как указано в сноске 62 к Типовому контракту, в соответствии с ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ указывается размер в натуральном или процентном выражении от начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта (договора). То есть условия Типового контракта в настоящее время не приведены в соответствие с требованиями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (последние изменения в приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 12.03.2018 N 716 были внесены в марте 2019 г.).
На практике довольно часто условия Типовых контрактов несвоевременно приводят в соответствие с актуальными редакциями Закона N 44-ФЗ. При этом вполне очевидно, что приоритет имеют положения Закона N 44-ФЗ, имеющего высшую юридическую силу, а не Типовых контрактов. В подобных ситуациях в случае наличия возможного несоответствия Типовых контрактов положениям Закона N 44-ФЗ заказчикам при оформлении контрактов необходимо руководствоваться требованиями Законом N 44-ФЗ. Аналогичной по сути позиции придерживаются представители Минфина России (смотрите ответ на вопрос N 4 письма Минфина России от 20 августа 2018 г. N 24-03-07/58931 «О рассмотрении обращения»). Поэтому в рассматриваемой ситуации заказчику необходимо при заключении контракта с СМП (СОНО) руководствоваться требованиями ч. 6 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в актуальной редакции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей