ПБУ и фсбу

Содержание

Госсектор. Готовимся к переходу на новые федеральные стандарты бухучета

В 2016 году Минфином России в рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее – Программа), подготовлены проекты приказов об утверждении пяти федеральных стандартов (далее – Стандарты), которые планируется ввести в действие с 1 января 2018 года (см. Таблицу 1). Срок утверждения Стандарта – не позднее, чем за 6 месяцев до предполагаемой даты его введения в действие.

В отношении шести проектов Стандартов, разработку которых согласно Проекту приказа о внесении изменений в Программу (подготовлен Минфином России 30 сентября 2016 г.) планируется завершить в 2016 году, в настоящее время проводится процедура публичного обсуждения, предусмотренная ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ).

Наряду с разработкой самих Стандартов, в рамках реализации Программы специалистами финансового ведомства ведется активная работа по подготовке проектов изменений:

  • в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее – Инструкция № 157н);
  • ОНЛАЙН-СЕМИНАР

    Светлана Сивец,
    заместитель Директора Департамента бюджетной методологии Минфина России.

    14 декабря 2016 года

    Актуальные вопросы бухгалтерского учета и подготовки годовой отчетности за 2016 год.

    Принять участие

  • в Инструкции по применению планов счетов № 162н, Инструкции 174н и Инструкции 183н;
  • в Инструкции о порядке составления и представления бюджетной и бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н и Приказом Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н;
  • в формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н.

Необходимость внесения изменений в перечисленные нормативные акты обусловлена введением в действие федеральных стандартов. По завершении всех этапов, предусмотренных Программой, методологические основы бухгалтерского учета организаций госсектора будут регламентированы именно федеральными стандартами, то есть «выведены за рамки» Инструкции № 157н, которой в конечном итоге будет установлен именно План счетов бухгалтерского учета, применяемых организациями госсектора.

НАША СПРАВКА

Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трех месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети «Интернет». Уведомление о разработке федерального стандарта, а также Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта согласно п.п. 53,54 Приложения 1 к Регламенту информационного наполнения официального сайта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденному приказом Минфина России от 28 сентября 2016 г. № 397, подлежат размещению на официальном сайте Минфина России в разделе Бюджет / Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора.

Применение федеральных стандартов бухучета потребует от главных бухгалтеров организаций госсектора владения навыками финансового анализа и формирования профессионального суждения. В то же время наличие в Стандартах четких критериев и правил предоставит субъекту учета возможность самостоятельного принятия решений в отношении учетных процедур, в частности, признания и прекращения признания объекта учета и применения метода его оценки.

Таблица 1. Федеральные стандарты, предполагаемая дата применения которых – 1 января 2018 года

Наименование федерального стандарта

Предмет регулирования

Этап внедрения/
разработки

Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора

– цели составления и представления бухотчетности, а также публичного раскрытия показателей бухотчетности;
– объекты бухгалтерского учета;
– методы оценки активов и обязательств субъектов учета;
– основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств;
– характеристики субъекта отчетности;
– требования к информации, содержащейся в бухотчетности, а также качественные характеристики такой информации;
– определения и порядок признания в учете объектов бухучета;
– оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета;
– основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухотчетности общего назначения

Утверждение

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

– методические основы формирования и порядок представления субъектами отчетности бухотчетности общего назначения;
– обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых указанными субъектами показателей бухотчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ
Внимание! Стандарт не применяется при составлении и представлении субъектами отчетности отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения

Утверждение

Основные средства

порядок отражения активов, классифицируемых как основные средства в бухгалтерском учете и отчетности субъектов учета

Утверждение

Аренда

порядок отражения в учете операций аренды
за исключением случаев, когда в соответствии с другими Федеральными стандартами бухучета для организаций госсектора принят иной порядок учета

Утверждение

Обесценение активов

– порядок расчета суммы убытка от обесценения актива;
– порядок признания убытков от обесценения;
– порядок восстановления убытка от обесценения;
– требования к раскрытию необходимой информации.
Внимание! Стандарт не применяется в отношении следующих видов активов:
а) запасы;
б) финансовые активы (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом);
в) другие активы, обесценение которых регулируется соответствующими Федеральными стандартами

Утверждение

Учетная политика, оценочные значения и ошибки

требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики, а также правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности последствий изменения учетной политики, оценочных значений и исправлений ошибок

Публичное обсуждение

События после отчетной даты

– классификацию фактов хозяйственной жизни, которые возникли в период между отчетной датой и датой подписания бухотчетности за отчетный период и которые оказали или могут оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств субъекта учета;
– правила отражения в бухучете и раскрытия информации о событиях после отчетной даты при формировании и представлении бухотчетности

Публичное обсуждение

Непроизведенные активы

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

Отчет о движении денежных средств

порядок отражения активов, классифицируемых как непроизведенные активы, в бухучете и отчетности субъектов учета

Публичное обсуждение

Запасы

порядок отражения активов, классифицируемых как материальные запасы, незавершенное производство и нефинансовые активы имущества казны, в бухучете и отчетности субъектов учета
Внимание! Стандарт не применяется для целей учета:
а) биологических активов;
б) библиотечных фондов, независимо от срока их полезного использования;
в) финансовых инструментов;
г) незавершенного производства, возникающего у субъектов госсектора, осуществляющих функции подрядчика по договорам строительного подряда, порядок учета которого регулируется соответствующим Федеральным Стандартом;
д) объектов, относящихся к активам культурного наследия

Публичное обсуждение

Биологические активы

порядок отражения активов, классифицируемых как биологические активы, в бухучете субъектов учета в течение периода роста и размножения, а также порядок первоначальной оценки биологической продукции в момент ее сбора.
Для последующего учета биологической продукции применяется Федеральный стандарт «Запасы» или другой применимый стандарт

Публичное обсуждение

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета…»

Стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета…» является базовым, то есть фиксирует основные понятия и принципы ведения бухгалтерского учета методом начисления. Именно в «Концептуальных основах…» содержатся определения таких понятий, как «Актив», «Обязательство», «Чистый актив», «Доходы» и «Расходы», которые до настоящего времени для организаций госсектора попросту не установлены…

Подробнее о нарушениях, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля и ответственности за их совершение в «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Отвечает ли определенная дебиторская задолженность понятию актива или ее можно списать с баланса? Когда имущество больше не относится к активам и может быть перенесено на время оформления списания с балансового учета на забалансовый счет 02? Сейчас бухгалтерам приходится решать подобные вопросы исключительно на основе своего профессионального суждения. После вступления в силу стандарта «Концептуальные основы…» ситуация изменится. А значит, будет меньше разногласий с проверяющими.

Указанным стандартом также будут урегулированы вопросы осуществления базовых бухгалтерских процедур. Например, будут четко определены основные критерии признания объектов учета.

Кроме того, стандарт «Концептуальные основы бухгалтерского учета…» содержит не только требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – бухотчетности), но и определения понятий каждой из качественных характеристик такой информации, в частности, ее достоверность, сопоставимость, существенность.

Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»

Стандарт «Представление бухгалтерской отчетности» обобщает в себе требования к бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций госсектора, которые содержатся в нормативных правовых актах, регламентирующих методологию бухгалтерского учета и отчетности в настоящее (в Инструкции № 157н, Инструкции № 191н, Инструкции № 33н), а также детально раскрывает ключевые понятия, содержащиеся в указанных требованиях.

Об общих требованиях к составлению бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в «Энциклопедии решений. Бюджетная сфера» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Стандартом установлены используемая субъектами отчетности при публичном раскрытии информации структура представления показателей Бухгалтерского баланса, обязательные для раскрытия статьи Отчета о финансовых результатах, а также требования к составу и структуре Пояснительной записки.

Кроме того, Стандарт раскрывает понятия краткосрочных и долгосрочных обязательств, устанавливая порядок их отражения в бухотчетности, включая порядок раскрытия информации о них с учетом событий после отчетной даты на каждом из этапов процесса составления и представления отчетности. При этом сами этапы будут четко разграничены Стандартом «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», содержащим определения понятий «дата подписания», «дата представления», «дата принятия» и «дата утверждения» бухотчетности, что указывает на необходимость применения Стандартов во взаимосвязи.

Стандарт «Основные средства»

Учреждения смогут применять несколько методов начисления амортизации:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему продукции.

Выбирать метод начисления амортизации надо будет с учетом специфики использования конкретного объекта имущества. Например, можно будет учесть интенсивность использования оборудования при выпуске готовой продукции.

При переходе на применение стандарта учреждения должны будут признать объекты основных средств, ранее не признававшиеся, а также отражавшиеся за балансом, по их первоначальной стоимости. В составе основных средств при определенных условиях можно будет учитывать даже арендованные объекты (если срок договора аренды сопоставим с оставшимся сроком полезного использования, сумма всех арендных платежей сопоставима со справедливой стоимостью актива и т.д.). Объекты недвижимости надо будет переоценить до кадастровой стоимости и списать начисленную по ним амортизацию. В дальнейшем недвижимость будет амортизироваться исходя из пересмотренных первоначальной стоимости и срока полезного использования.

Будет четко обозначено правило: признание затрат в первоначальной стоимости объекта прекращается, когда объект находится в пригодном для использования состоянии. Например, при приобретении автомобиля можно будет учесть в первоначальной стоимости стоимость ковриков и чехлов. Если же такие предметы будут приобретаться после поступления автомобиля в состав основных средств, их стоимость можно будет учитывать в составе расходов текущего года.

Стандарт «Запасы»

Стандартом будут урегулированы порядок оценки запасов при их признании, особенности последующей оценки и оценки при их выбытии, а также требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Стандарт будет предусматривать следующую группировку нефинансовых активов, признаваемых в качестве запасов (таблица 2):

Таблица 2. Группы и виды запасов

Группы активов, относящихся к запасам

Виды активов, относящихся к запасам

Субъекты учета запасов

Материальные запасы

– материалы;
– готовая продукция;
– товары;
– прочие материальные запасы

Организации госсектора:
– фактически использующие активы, как закрепленные учредителем, так и полученные в результате собственной деятельности;
– осуществляющие переданные госполномочия по обеспечению отдельных категорий граждан (населения) мерами соцподдержки

Незавершенное производство

затраты, фактически понесенные при изготовлении продукции, выполнении работ, оказании услуг до момента их признания в составе готовой продукции или факта оказания услуги, выполнения работы

Нефинансовые активы имущества казны

– недвижимое имущество;
– движимое имущество;
– драгоценные металлы и камни;
– нематериальные активы;
– непроизведенные активы;
– материальные запасы

Органы госвласти (госорганы) и органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере управления и распоряжения имущества казны

Стандарт «Непроизведенные активы»

Стандартом «Непроизведенные активы» установлены:

  • порядок оценки непроизведенных активов при их признании;
  • порядок последующей оценки;
  • особенности обесценения;
  • прекращение признания непроизведенных активов;
  • требования к раскрытию информации в бухотчетности.

Особенности учета непроизведенных активов (таблица 3):

Таблица 3. Виды и особенности учета непроизведенных активов

Группы непроизведенных активов

Инвентарный объект

Субъекты учета

Водные ресурсы

Водный объект, предоставляемый в пользование за плату по договору водопользования

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Земля (земельные участки)

Земельный участок или его часть, имеющие характеристики, которые позволяют определить его в качестве индивидуально определенной вещи

– учреждения госсектора, за которыми указанные земельные участки закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования;
– органы государственной власти (местного самоуправления)

Некультивируемые биологические ресурсы
в том числе:

– водные некультивируемые биоресурсы

отдельные виды водных биоресурсов, для которых устанавливается общий допустимый улов

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере некультивируемых биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации

– некультивируе-мые биологические ресурсы, относящиеся к животному миру

объекты животного мира (организмы животного происхождения, т.е. дикие животные), для которых устанавливаются нормативы допустимого изъятия

– объекты растительного мира

лесные участки, расположенные в границах земель лесного фонда

Ресурсы недр

Участок недр, границы которого определены в соответствии с выданной лицензией на пользование недрами

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере недропользования, в соответствии с законодательством Российской Федерации

Прочие непроизведенные активы

уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере прочих непроизведенных активов в соответствии с законодательством Российской Федерации

Стандарт «События после отчетной даты»

Согласно Стандарту, исходя из даты совершения факта хозяйственной жизни, условия которого подтверждают (изменяют) события после отчетной даты, по отношению непосредственно к самой отчетной дате события подразделяются на два типа (таблица 4):

Таблица 4. Классификация событий после отчетной даты

События, подтверждающие условия хозяйственной деятельности, существовавшие на отчетную дату

События, свидетельствующие об условиях хозяйственной деятельности, возникших после отчетной даты

в том числе:

– объявление должника банкротом, если процедура банкротства начата до отчетной даты;

– изменение кадастровых оценок после отчетной даты;

– принятие судебного акта, подтверждающего наличие актива и (или) обязательства;

– принятие решение о реорганизации или ликвидации, о котором не было известно до отчетной даты;

– завершение процесса оформления существенных изменений сделки, начатого в отчетном периоде;

– существенное поступление или выбытие активов;

-получение документального подтверждения суммы страхового возмещения, если страховой случай произошел в отчетном периоде;

– пожар, авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация, в результате которой уничтожены или значительно повреждены активы;

– получение информации, указывающей на обесценении активов либо на необходимость корректировки убытка от обесценения, признанного в отчетном периоде;

– публичные объявления об изменениях политики, планов, намерений органа-учредителя, которые могут повлиять на полномочия и функции субъекта учета;

– обнаружение после отчетной даты ошибки в данных бухгалтерского учета за отчетный период;

– изменение величины активов и (или) обязательств в результате изменения после отчетной даты курсов иностранных валют;

– иные события, подтверждающие уже существовавшие на отчетную дату условия и (или) указывающие на обстоятельства.

– изменения законодательства, заключение и прекращения действия договоров (соглашений), принятие иных решений, влияющих на величину активов, обязательств, доходов и расходов;

– начало судебного производства, связанного с событиями после отчетной даты;

– иные события, свидетельствующие об условиях или подтверждающие обстоятельства, возникшие после отчетной даты.

Порядок отражения в бухучете:

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета на конец отчетного периода

Выполнение записей по счетам бухгалтерского учета в периоде, следующим за отчетным периодом

Порядок отражения в бухотчетности:

Данные в отчетности отражаются с учетом уточненных данных бухгалтерского учета

Информация о событие раскрывается в Пояснениях к отчетности за отчетный период. Раскрытию подлежит описание события и оценка последствие его наступления в денежном выражении. При невозможности оценки в денежном выражении, в Пояснениях раскрывается факт и причины этого

Стандарт «Аренда»

Стандартом «Аренда» установлены критерии квалификации отношений аренды с участием субъектов государственного сектора для целей учета и отчетности, а также детальный порядок отражения соглашений об аренде в учете и отчетности арендатора и арендодателя, включая особенности отражения безвозмездного пользования и аренды имущества на льготных условиях.

В рамках отношений финансовой аренды актив, переданный в аренду, у арендодателя в качестве нефинансового актива учету не подлежит, а у арендатора учитывается в составе основных средств. При этом в качестве отношений финансовой аренды рассматривается соглашение, по которому арендодатель на возмездной основе предоставляет арендатору рассрочку по оплате стоимости арендуемого актива.

Соглашение, в котором арендные платежи отражают только плату за пользование имуществом, рассматривается в качестве операционной аренды. Право пользования активом в рамках отношений операционной аренды отражается арендатором в составе нефинансовых активов как самостоятельный объект учета. У арендодателя актив, переданный в пользование в рамках операционной аренды, отражается в составе основных средств, а амортизация начисляется на обычных условиях.

Согласно Стандарту безвозмездная передача имущества между субъектами без прекращения права оперативного управления, а также безвозмездная передача имущества, составляющего казну публично-правового образования, (кроме случаев закрепления имущества за пользователем на праве оперативного управления для выполнения им возложенных на него функций) квалифицируются как отношения аренды.

Операции по передаче имущества в аренду на льготных условиях и безвозмездная передача имущества отражаются в учете по справедливой стоимости, определяемой по методу рыночных цен (как если бы соглашение об аренде (соглашение о пользовании) было заключено на коммерческих условиях). Доходы от предоставления права пользования активом, переданным в аренду на льготных условиях (по коммерчески незначимым ценам) либо безвозмездно, признаются в учете и отчетности по справедливой стоимости.

У арендодателя разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости отражается в качестве упущенной выгоды. У арендатора разница между общей суммой минимальных арендных платежей по соглашению об аренде и общей суммой минимальных арендных платежей по рыночной стоимости (справедливой стоимостью арендных платежей), учитывается в качестве отложенных доходов от получения имущества в безвозмездное пользование.

Стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»

Стандартом урегулированы следующие вопросы:

  • порядок формирования, утверждения учетной политики;
  • перечень оценочных значений и порядок отражения их изменения в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • порядок отражения исправления ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Наиболее значимым новшеством, вводимым данным стандартом, являются: перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет бухгалтерской финансовой отчетности.

Предложенная специалистами финансового ведомства редакция данного стандарта устанавливает необходимость оценки последствий изменений учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, финансовый результат деятельности и (или) движение денежных средств субъекта учета, в денежном выражении. Ретроспективное применение измененной учетной политики заключается в корректировке показателей по счетам бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде, а также в «пересчете» входящих остатков по статье «Финансовый результат деятельности экономического субъекта», а также значения связанных статей бухгалтерской за самый ранний отчетный год, для которого в бухгалтерской отчетности раскрываются сравнительные показатели. При этом информация, включая обоснование и содержание изменений учетной политики, а также суммы корректировок, раскрывается в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Оценочным значением является рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя. К оценочным значениям относятся показатели, определяемые или рассчитываемые на основе профессионального суждения уполномоченных лиц в соответствии с требованиями применимого законодательства РФ, например – сроки полезного использования объектов ОС и НМА, величины амортизационных отчислений. Изменение оценочного значения не является изменением учетной политики, как и не является исправлением ошибки. Порядок отражения оценочных значений будет устанавливаться соответствующими стандартами. При этом в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекту отчетности необходимо будет описать изменения оценочного значения, повлиявшего на отчетность за отчетный период, а также способного повлиять на отчетность за будущие отчетные периоды. Ретроспективный пересчет показателей бухгалтерской отчетности данным стандартом не предусмотрен.

Ошибкой признается пропуск и (или) искажение, возникшее в результате не использования информации о фактах хозяйственной жизни. В зависимости от даты обнаружения (выявления) ошибки они подразделяются на ошибки отчетного периода и ошибки предшествующего отчетного периода.

Ошибка отчетного периода – это ошибка, допущенная в отчетном периоде и выявленная до даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период. Ошибка, выявленная позднее даты утверждения отчета об исполнении бюджета публично правового образования за отчетный период, является ошибкой предшествующего отчетного периода.

Порядок исправления ошибки в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности в зависимости от срока выявления (рис. 1):

Рис. 1. Особенности исправления ошибок в зависимости от срока их выявления

Стандарт «Обесценение активов»

Обесценение – снижение стоимости актива, превышающее плановое (нормальное) снижение стоимости, связанное со снижением ценности актива для субъекта учета. Причины и факторы обесценения активов представлены на Рисунке 2.

Рис. 2. Причины и факторы обесценения активов

Выявление любого из признаков, которые ранее не являлись основанием для проведения обесценения, инвентаризационная комиссия с учетом существенности влияния принимает решение о необходимости определения справедливой стоимости актива. Согласно Стандарту «Концептуальные основы бухгалтерского учета…» справедливая стоимость – это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.

Убыток от обесценения определяется как разница между остаточной стоимостью актива и справедливой ценой (за вычетом затрат на выбытие) и единовременно относится на расходы экономического субъекта. При этом сумма начисленной амортизации не корректируется.

Убыток от обесценения актива не может превышать сумму остаточной стоимости. В случае если расчетное значение убытка превышает остаточную стоимость, остаточная стоимость актива уменьшается до нуля (с признанием соответствующей суммы в расходах).

Концепция Стандарта «Обесценение активов» уже частично реализована на практике – согласно п. 335 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения), списывается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые (принимаемые) на хранение».

Анна Шершнева, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (ФСБУ)

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора — это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.

Система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете

II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора

III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня

IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с 2018 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).

  2. Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).

  3. Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).

  4. Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).

  5. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2019 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).

  2. События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).

  3. Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).

  4. Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).

  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

  1. «Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

  2. «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

  3. «Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

  4. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

  5. «Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

  6. «Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

  7. «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора

Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

Будущие федеральные стандарты: сравнение проекта ФСБУ «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»

В прошлой статье, обсуждая предстоящий переход от ПБУ к федеральным стандартам бухгалтерского учета, мы сравнивали насколько проект ФСБУ «Запасы» отличается от действующего ПБУ 5/01 «Учет МПЗ». В этой статье мы проанализируем проект будущего ФСБУ «Нематериальные активы», который придет на смену ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

Проект федерального стандарта бухгалтерского учета «Нематериальные активы» находится в открытом доступе на сайте http://bmcenter.ru/Files/proekt_FSBU_NMA. Предполагается, что данный Стандарт организации будут применять начиная с бухгалтерской отчетности за 2018 год, но, как указано в разделе «Переходные положения», начать применять его можно и раньше при условии, что данный факт будет раскрыт в бухгалтерской отчетности.

К сведению. ФСБУ «Нематериальные активы» не применяется организациями государственного сектора.

Проект ФСБУ «Нематериальные активы» разрабатывался на основе МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы», который существенно отличается от ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Проанализируем основные положения данного проекта и сравним их с действующим ПБУ (без рассмотрения исключений из правил и особенностей применения в отдельных ситуациях, которые описаны в полном тексте стандарта).

Признание и единица учета НМА

Четкого определения НМА в Стандарте нет, но в разделе используемых терминов дано определение «актива» – ресурс, контролируемый организацией в результате прошлых событий, способный приносить организации экономические выгоды в будущем (либо использоваться в целях деятельности некоммерческой организации). Данное определение всегда использовалось в МСФО и будет использоваться во всех ФСБУ, но при этом главный бухгалтер должен будет применять свое профессиональное суждение, прежде чем отнести объект учета к активам.

Первое отличие ФСБУ от ПБУ в том, что 7 условий, которые должны выполняться единовременно для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, распределены в проекте Стандарта по двум разделам: признаки НМА и критерии их признания.

Сравнительная характеристика проекта ФСБУ «Запасы» и ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Объект (сфера применения)

Совокупность признаков для признания НМА:

а) актив не имеет материально-вещественной формы;

б) актив предназначен организацией

для использования в ходе обычной деятельности;

в) актив предназначен организацией для использования в течение периода свыше 12 месяцев или свыше обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев.

Для принятия к бухучету объекта в качестве НМА необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем;

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Критерии признания

НМА признается при одновременном соблюдении следующих условий:

а) актив идентифицируется;

б) существует высокая вероятность, что понесенные затраты обеспечат организации получение экономических выгод в будущем;

в) организация имеет право на получение экономических выгод от актива и способна ограничить доступ других лиц к этим выгодам;

г) сумма понесенных затрат или приравниваемая к ней величина может быть надежно определена.

Также, в отличие от ПБУ в ФСБУ, более удачно и подробно приведены примеры того, что может признаваться в качестве НМА.

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Примеры НМА

а) права на использование результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительные и неисключительные);

б) права на осуществление определенных действий (лицензии на добычу полезных ископаемых, заготовление древесины, вылов рыбы, использование радиочастот, др.);

в) приобретенные средства индивидуализации;

г) компьютерные программы;

д) научные и технологические знания (ноу-хау), зафиксированные на носителях способом, позволяющим их использовать независимо от физических лиц.

а) произведения науки, литературы и искусства;

б) программы для электронных вычислительных машин;

в) изобретения; полезные модели; г) селекционные достижения;

д) секреты производства (ноу-хау);

е) товарные знаки и знаки обслуживания.

Деловая репутация

Деловая репутация, товарные знаки, фирменные наименования и другие аналогичные объекты признаются исключительно в случае их приобретения у других лиц. Затраты организации на самостоятельное создание перечисленных активов признаются расходами периода, в котором были понесены.

В составе НМА учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Кроме того, в проекте предусмотрен ряд ограничений на применение данного Стандарта. Так ФСБУ «Нематериальные активы» не применяется в отношении:

а) финансовых активов;

б) активов, возникающих из договоров страхования;

в) активов, возникающих в связи с вознаграждениями работникам;

г) интеллектуальных и деловых качеств персонала организации, его квалификации и способности к труду;

д) поисковых активов;

е) нематериальных активов, предназначенных для продажи в ходе обычной деятельности организации;

ж) нематериальных активов, создаваемых для заказчиков во исполнение договоров по их созданию, за исключением случаев сохранения за исполнителем прав на результаты работ;

з) отложенных налоговых активов;

и) активов, возникающих из договоров аренды;

к) нематериальных активов, использование которых прекращено и возобновление не предполагается в связи с принятием решения об их продаже (далее – долгосрочные активы к продаже).

Оценка при признании

Нематериальный актив признается в тот момент, когда организацией понесены связанные с этим активом затраты. При этом не считается затратой предоплата (уплата денежных средств авансом) поставщику (подрядчику) до момента исполнения им своих договорных обязанностей предоставления товаров, выполнения работ, оказания услуг.

ВРЕЗКА

Вместо применяющегося в ПБУ 14/2007 понятия «фактическая (первоначальная) стоимость» в проекте присутствует термин «себестоимость». Очевидно, что это сделано с целью сближения с требованиями международных стандартов. В разное время применяемый в МСФО (IAS) 38 термин «cost» переводился на русский язык в приказах Минфина и как «себестоимость», и как «первоначальная стоимость». Перевод «себестоимость» формально является более близким к английскому оригиналу и предполагает определение оценки при признании нематериальных активов как суммы затрат, связанных с поступлением данных объектов.

Основные

положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Оценка при признании

НМА признаются по себестоимости, в которую включаются фактические затраты организации, непосредственно обеспечивающие получение нематериальных активов.

НМА принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету.

Состав расходов для учета в себестоимос-ти

В себестоимость НМА включается:

а) стоимость приобретаемых у других лиц НМА;

б) стоимость приобретаемых у других лиц сырья, материалов, оборудования для НМА;

в) выплаты, необходимые для регистрации юридического права;

г) затраты на оплату профессиональных услуг, непосредственно связанные с приведением актива в рабочее состояние;

д) затраты на проверку надлежащего функционирования актива;

е) стоимость работ, услуг, имущественных прав, получаемых за плату у других лиц с целью получения нематериальных активов;

ж) балансовая стоимость других активов организации (например, запасов), списываемая в связи с их использованием для получения НМА;

з) амортизация внеоборотных активов, используемых при получении НМА;

и) заработная плата и любые другие формы вознаграждений работникам организации, труд которых используется для получения НМА;

к) долговые затраты в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет таких затрат;

л) невозмещаемые в соответствии с законодательством суммы налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей в бюджет, уплачиваемых (подлежащих уплате) организацией в связи с получением НМА;

м) иные затраты, непосредственно обеспечивающие получение НМА.

Расходами на приобретение НМА являются:

а) суммы, уплачиваемые в соответствии с договором об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации правообладателю (продавцу);

б) таможенные пошлины и таможенные сборы;

в) невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные пошлины, уплачиваемые в связи с приобретением НМА;

г) вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен НМА;

д) суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением НМА;

е) иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

Таким образом, различается состав затрат, которые включаются и не включаются в себестоимость НМА.

Например, согласно новому ФСБУ в себестоимость НМА не включают:

– затраты на деловую репутацию, товарные знаки, фирменные наименования и другие аналогичные объекты, за исключением затрат на их приобретение у других лиц;

– затраты на исследования, независимо от того, был ли в результате таких затрат создан нематериальный актив;

– затраты, связанные с продвижением новых продуктов или услуг (в том числе затраты на организацию публичных, презентационных мероприятий, на рекламу и пр.);

– затраты на обучение персонала;

– затраты на реорганизацию деятельности.

Полный перечень перечислен в пункте 25 ФСБУ.

Учет последующих затрат на НМА не изменился. То есть такие затраты по-прежнему не будут увеличивать стоимость актива.

Оценка после признания

Согласно новому ФСБУ организация должна выбрать одну из двух моделей учета в отношении каждой группы нематериальных активов – с переоценкой либо без переоценки.

Обратите внимание! Модель учета с переоценкой не применяется в отношении репутационных нематериальных активов.

В Стандарте фигурирует понятие «активный рынок» – это рынок, на котором сделки по купле-продаже определенного актива заключаются с достаточной частотой и в достаточном количестве, чтобы обеспечивать на постоянной основе информацию о цене на данный актив. Учитывая, что в российской практике только небольшое количество НМА имеет активный рынок, возможность выбрать для группы НМА модель учета с переоценкой резко сокращается.

При использовании модели учета без переоценки суммы, включенные в себестоимость нематериальных активов при признании, и суммы начисленной амортизации впоследствии не изменяются.

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Переоценка НМА

Модель учета с переоценкой может применяться только в отношении НМА, торгующихся на активном рынке.

При использовании модели учета с переоценкой себестоимость и накопленная амортизация НМА переоцениваются таким образом, чтобы балансовая стоимость НМА равнялась рыночной стоимости, определяемой по данным активного рынка.

Переоценка должна проводиться регулярно по состоянию на конец отчетного года, за исключением случаев ее проведения чаще, чем один раз в год.

Коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных НМА по текущей рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных НМА.

При принятии решения о переоценке НМА, входящих в однородную группу, следует учитывать, что в последующем данные активы должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей рыночной стоимости.

Переоценка НМА производится путем пересчета их остаточной стоимости.

Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности.

Потеряв возможность определять рыночную стоимость переоцененных ранее НМА с использованием данных активного рынка, использование модели учета с переоценкой в отношении таких активов прекращается. Указанные активы в дальнейшем оцениваются исходя из их переоцененной себестоимости на дату последней переоценки с использованием данных активного рынка и накопленных после этой даты амортизации и обесценения.

Если у организации появится возможность определять рыночную стоимость НМА с использованием данных активного рынка, она может начать (возобновить) использование в отношении таких активов модели учета с переоценкой.

Амортизация

Что касается изменений в части амортизации НМА, то количество способов ее начисления уменьшено и введено понятие «неамортизируемая величина нематериального актива» (п.38-40 Проекта Стандарта).

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Амортизация НМА

Амортизация начинает начисляться с момента, когда НМА приведен в местоположение и состояние, пригодное для его использования в соответствии с намерениями организации, и когда для начала использования актива не требуется существенных затрат (далее – момент готовности).

Себестоимость НМА погашается на систематической основе посредством начисления амортизации на протяжении срока полезного использования, если иное не установлено настоящим Стандартом.

Срок полезного использования, неамортизируемая величина и способ амортизации (далее – параметры амортизации) НМА определяются перед началом начисления амортизации.

Параметры амортизации подлежат проверке ежегодно в конце отчетного года, а также при наступлении фактов, свидетельствующих о возможном их изменении, и при необходимости изменяются. Изменения параметров амортизации НМА отражаются в бухгалтерском учете как изменения оценочных значений.

Нематериальные активы, срок полезного использования которых определен в единицах времени, амортизируются одним из следующих способов:

Ø линейным способом;

Ø нелинейным способом (например, по сумме чисел лет срока полезного использования, уменьшаемого остатка, др.).

Амортизацию по НМА начисляют с месяца, следующего за тем, в котором объект был принят к учету в качестве нематериального актива.

Стоимость НМА с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если иное не установлено настоящим Положением.

По НМА с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется.

Срок полезного использования НМА ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения.

Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по НМА производится одним из следующих способов:

Ø линейный способ;

Ø способ уменьшаемого остатка;

Ø способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбор способа определения амортизации НМА производится организацией исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива.

Когда данный расчет не является надежным, амортизация по такому активу начисляется линейным способом.

Обесценение НМА

Введен небольшой раздел, посвященный обесценению НМА. В ПБУ 14/2007 «НМА» про обесценение говорится только в пункте 22 раздела «Последующая оценка нематериальных активов»: «Нематериальные активы могут проверяться на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности».

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Обесценение НМА

Организация проверяет НМА на обесценение и учитывает изменение их стоимости вследствие обесценения в порядке, определенном МСФО.

Проверка на обесценение незаконченных разработок, а также НМА с неопределенным сроком амортизации проводится как минимум в конце каждого отчетного года, независимо от наличия признаков возможного обесценения. Возникновение возможности определить срок амортизации НМА, по которому ранее этот срок не определялся, является признаком возможного обесценения НМА.

Обесценение, аналогично амортизации, отражается в бухгалтерском учете обособленно от себестоимости НМА и не изменяет эту себестоимость, формируя самостоятельный показатель — накопленное обесценение, которое, наряду с накопленной амортизацией, вычитается из себестоимости при определении балансовой стоимости НМА. При списании НМА все накопленное обесценение по нему списывается за счет себестоимости НМА.

Не предусмотрен раздел

Списание НМА

В разделе «Списание НМА» уточнены случаи и причины, по которым НМА может быть списан. В случае если НМА больше не характеризуется совокупностью признаков, установленных для их признания, организация переносит данный объект из строчки НМА в активе баланса в другую соответствующую строку. В частности, в случае принятия решения о продаже нематериального актива он переклассифицируется в долгосрочные активы к продаже в момент прекращения его использования в связи с подготовкой к продаже.

Основные положения

Проект ФСБУ «НМА»

ПБУ 14/2007 «НМА»

Списание НМА

Нематериальный актив списывается (прекращает признаваться в качестве актива), если в дальнейшем от его использования не ожидается поступления экономических выгод или в случае его выбытия.

Стоимость НМА, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Списание НМА может быть обусловлено, в частности:

а) прекращением использования НМА вследствие его морального устаревания при отсутствии перспектив возобновления использования;

б) передачей соответствующих юридических прав другому лицу в связи с продажей, меной, передачей НМА во вклад в капитал другой организации, др.;

в) истечением срока действия соответствующих юридических прав;

г) прекращением организацией деятельности, в которой использовался НМА, при отсутствии возможности его использования в продолжающейся деятельности;

д) другими обстоятельствами.

а) прекращением срока действия права организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

б) передачей по договору об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

в) переходом исключительного права к другим лицам без договора (в том числе в порядке универсального правопреемства и при обращении взыскания на данный НМА);

г) прекращением использования вследствие морального износа;

д) передачей в виде вклада в уставный (складочный) капитал (фонд) другой организации, паевой фонд;

е) передачей по договору мены, дарения;

ж) внесением в счет вклада по договору о совместной деятельности;

з) выявлением недостачи активов при их инвентаризации;

и) в иных случаях.

Период списания

Нематериальный актив подлежит списанию в том отчётном периоде, в котором окончательно прекращено его использование в связи с выбытием или потерей способности приносить экономические выгоды.

Дата списания НМА с бухгалтерского учета определяется исходя из установленных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету правил признания доходов либо расходов.

Кроме того, в Стандарте прописан порядок определения расходов от списания НМА. Расходом (доходом) от выбытия нематериального актива является разница между суммой списываемой балансовой стоимости нематериального актива и затрат на его выбытие с одной стороны и поступлениями от выбытия нематериального актива – с другой. При списании нематериального актива все накопленное обесценение по нему списывается за счет себестоимости нематериального актива.

Раскрытие информации в отчетности

Разделы 6 и 8, которые есть в ПБУ, не выделены в ФСБУ. Вместе с тем раздел 7 «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности» ПБУ 14/2007 «НМА» указывает на минимальное количество раскрываемой информации о НМА по их отдельным видам.

Проект ФСБУ сгруппировал раскрытие информации о НМА в зависимости от вида документа: учетная политика и формы бухгалтерской отчетности, включая пояснения. Такова общая тенденция перехода на ФСБУ – требования к раскрытию информации более полные, жесткие и конкретные. Это является эффективным инструментом контроля, когда на первом этапе организация в учетной политике прописывает новые правила ведения учета, составляет отчетность и через дополнительное раскрытие информации в каждой взаимосвязанной форме бухгалтерской отчетности можно проследить насколько правильно организация применяет новые федеральные стандарты бухгалтерской учета.

Разбираемся в новых стандартах бухучета

Новые стандарты бухучета 2020

С 01.01.2019 новые стандарты бухгалтерского учета 2020 обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Стоит отметить, что большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2020 года для госсектора:

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в Приказе Минфина № 132н. К тому же чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в Приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Обозначим основные новшества более подробно: стандарты бухгалтерского учета 2020.

Учетная политика 2020

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Однако обозначенный Приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ должен быть общедоступным. Иными словами, УП подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

События после отчетной даты

Данный ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий данного характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения данной информации в отчетность организации.

Напомним, что ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить свои исключительные правила. Новые стандарты бухгалтерского учета 2020 данные разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты могут быть отражены в учете только согласно обозначенным нормам, и никак иначе.

ФСБУ: Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Новые стандарты бухучета 2020 по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. Так, к примеру, ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта должна быть отражена в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют стандарты бухучета с 2020 года бюджетникам.

Новый ФСБУ устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Действующие стандарты бухучета 2018

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные Приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

ВАЖНО! Это не окончательные изменения, планируется ввести еще 24 стандарта до 2020 года.

Программа внедрения нового учета регламентирована Приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Будущие нововведения коснутся порядка формирования учетной политики, правил отражения событий после отчетной даты, алгоритма отражения условных обязательств и активов и прочего.

Федеральный стандарт 2018: основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не будет выделяться в отдельную группу.

Федеральный стандарт «основные средства 2018» вводит абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Однако такая недвижимость не может быть использована учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства можно учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом можно объединить офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100 % амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация будет рассчитываться по-новому. Будут три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в Письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Основные изменения стандарта ОС 2018 года

Скачать

Федеральный стандарт отчетности

Стандарт бухгалтерского учета 2018 по отчетности содержит новую методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые данные отчетности придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда — федеральный стандарт бухучета 2018

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом 2018. Чтобы правильно отразить операции в учете, следует определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, следует учесть в составе основных средств бюджетного учреждения. Однако к учету следует одновременно принять и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Сейчас действующие ПБУ официально считаются федеральными стандартами учета. Федеральным законом от 18.07.2017 № 160-ФЗ внесены изменения в закон «О бухгалтерском учете».

Положения по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином в период с 1 октября 1998 года до даты вступления в силу закона о бухучете № 402-ФЗ, признаются федеральными стандартами.

📌 Реклама Отключить

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

📌 Реклама Отключить

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

📌 Реклама Отключить

Разработка изменений в федеральные стандарты бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
2.1 Изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» <4> 2020
2.2 Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» <5> 2020
2.3 Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» <6> 2020