Пени по договору теплоснабжения

Территориальные органы ФАС России, к каковым относится Управление, при осуществлении функции руководствуются Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным Приказом ФАС России от 23.07.2015 №649/15 (в редакции от 13.12.2016). В соответствии с указанным положением территориальные органы ФАС России не наделены полномочиями по разъяснению требований действующего законодательства.

Вместе с тем, полагаем необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Одним из способов обеспечения исполнения обязательства является неустойка (статья 329 ГК РФ).

В силу статьи 330 ГК РФ при просрочке исполнения должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором неустойку.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 2 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.2003 №35 «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Из положений приведенной нормы следует, что неустойка подлежит начислению за нарушение срока оплаты переданной электрической энергии, объем которой к моменту наступления этого срока определен.

В соответствии с пунктами 40, 44, 65(1), 79 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 №442 (далее – Основные положения), поставка электроэнергии разбивается на расчетные периоды, равные одному месяцу. Определение объема взаимных обязательств энергоснабжающей организации и потребителя электроэнергии (в том числе объема поставленной электроэнергии и, как следствие, ее стоимости) осуществляется по итогам каждого расчетного периода.

Нормативный порядок расчетов за электроэнергию, поставляемую гарантирующим поставщиком (энергоснабжающей организацией), предусматривает два промежуточных платежа до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца (то есть месяца, в котором осуществляется поставка), и окончательный платеж до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.

При этом фактически поставленный объем определяется за расчетный период и оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за расчетным (пункты 82, 83, 136 Основных положений №442). Соответственно, для целей расчетов юридический факт передачи энергии как товара возникает по окончании расчетного периода в момент фиксации объема поставки.

Факт поставки электроэнергии ни к 10-му, ни к 25-му числу не подлежит фиксации, а обязанность покупателя оплатить предварительный платеж, исчисленный от ориентировочного объема поставляемой электроэнергии за текущий месяц, не корреспондирует обязанности поставщика электроэнергии поставить к этой дате определенное ее количество (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2016 №305-ЭС16-8210).

Таким образом, Законом об электроэнергетике не предусмотрено право энергоснабжающей организации производить начисление законной неустойки за просрочку внесения потребителем авансовых платежей в срок до 10-го и до 25-го числа расчетного месяца.

Вместе с тем, исходя из положений статей 1, 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

Положениями ГК РФ и законодательства в сфере энергоснабжения не ограничено право энергоснабжающей организации начислять неустойку за нарушение потребителем сроков промежуточных платежей при наличии об этом соответствующего условия в договоре энергоснабжения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов

Принят Государственной Думой 23 октября 2015 года

Одобрен Советом Федерации 28 октября 2015 года

Статья 1

1) абзац третий части второй статьи 8 после слов «порядок использования газа в качестве топлива,» дополнить словами «правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа,»;

2) статью 18 дополнить частью шестой следующего содержания:

«В случае отсутствия у обратившегося за заключением договора поставки газа лица принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании газоиспользующего оборудования такое лицо не вправе требовать от поставщика газа заключение договора поставки газа.»;

3) статью 25 изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его

транспортировке

На основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Управляющие организации, приобретающие газ для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа, потребляемого ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

При несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителями газа обязательств по его оплате. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате у потребителей газа, не имеющих неисполненных обязательств по оплате газа.

Указанная в части седьмой настоящей статьи обязанность не устанавливается в отношении потребителей газа, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.

В случае, если потребитель газа до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа устранил допущенное нарушение обязательств по оплате газа, послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в установленном Правительством Российской Федерации порядке в информационных целях обеспечивает формирование и ведение перечня потребителей газа в субъекте Российской Федерации, в отношении которых поставщиками газа установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате поставляемого газа.

Информация об устранении потребителем газа допущенных нарушений обязательств по оплате газа учитывается при ведении предусмотренного настоящей статьей перечня потребителей газа, обязанных предоставлять обеспечение, в соответствии с устанавливаемым Правительством Российской Федерации порядком формирования и ведения данного перечня.

Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.

Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.

Банковские гарантии должны быть предоставлены банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 741 Налогового кодекса Российской Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.

В случае предоставления в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа банковских гарантий, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации условиям предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставщик газа обязан принять указанные гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате газа.

Указанными в настоящей статье потребителями газа по согласованию с поставщиком газа может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате газа может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.

Расходы потребителей газа, связанные с предоставлением обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, не учитываются при установлении (утверждении) для указанных потребителей газа в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен (тарифов).

Срок, в течение которого действует обязанность потребителя газа, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного поставщиком газа, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сведения об указанном нарушении направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, к компетенции которого Правительством Российской Федерации отнесено рассмотрение данных сведений.

Основания и порядок предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа лицом, поставляющим товары, оказывающим услуги в сфере теплоснабжения с использованием арендуемых объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также лицом, признанным победителем конкурса на право заключения договора аренды такого имущества, устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

При несоблюдении условий договоров поставки газа неотключаемыми потребителями, приобретение газа которыми финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.»;

4) статью 30 дополнить частью третьей следующего содержания:

«Федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, уполномоченный Правительством Российской Федерации, осуществляет рассмотрение поступивших в данный орган сведений о нарушениях правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждаемых Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

3) часть 1 статьи 4.5 после слов «о рекламе, об электроэнергетике,» дополнить словами «о теплоснабжении, в сфере водоснабжения и водоотведения, о газоснабжении,»;

4) в статье 7.19:

а) в абзаце первом слова «к энергетическим сетям» заменить словами «к электрическим сетям, тепловым сетям», после слов «нефти, газа или нефтепродуктов» дополнить словами «, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния,»;

б) абзац второй изложить в следующей редакции:

«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»;

5) главу 9 дополнить статьей 9.22 следующего содержания:

«Статья 9.22. Нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод

1. Нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. Невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима) или требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

3. Невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической

Резолютивная часть определения объявлена 25 июня 2018 г.

Определение изготовлено в полном объеме 2 июля 2018 г.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего — судьи Кирейковой Г.Г.,

судей Зарубиной Е.Н. и Самуйлова С.В. —

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Московской области «Коммунальные системы Московской области» на решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 по делу N А41-22274/2017.

В судебном заседании приняли участие представители:

государственного унитарного предприятия Московской области «Коммунальные системы Московской области» — Петросян А.А., Щербакова Е.П., Сотивалдиев П.Б;

общества с ограниченной ответственностью «Орехово-Зуевская теплосеть» — конкурсный управляющий Асташкин А.Ф.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кирейковой Г.Г., объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации установила:

общество с ограниченной ответственностью «Орехово-Зуевская теплосеть» (далее — общество) обратилось в арбитражный суд с иском к государственному унитарному предприятию Московской области «Коммунальные системы Московской области» (далее — предприятие) о взыскании 45 273 589 руб. 64 коп. задолженности за январь 2017 года по договорам от 25.11.2016 N 620, 621, 622, а также 9 281 085 руб. 90 коп. договорной неустойки с начислением ее по дату фактического погашения основного долга.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что спорные договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя подписаны со стороны предприятия с протоколами разногласий, в которых выражено несогласие по ряду условий договоров, в том числе по пункту 6.6 (неустойка), однако его возражения не приняты судами во внимание при разрешении спора. Предприятие считает выводы судебных инстанций о наличии оснований для взыскания договорной неустойки ошибочными.

При этом ответчик, являясь организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, полагает, что при нарушении им сроков исполнения обязательств по спорным договорам применяется законная неустойка, установленная пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В отзыве общество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит судебные акты оставить без изменения.

В судебном заседании представители предприятия настаивали на доводах кассационной жалобы, а представитель общества поддержал доводы отзыва и просил принятые по делу судебные акты оставить без изменения.

Законность судебных актов проверена судебной коллегией в той части, в которой они обжалуются (часть 2 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав объяснения явившихся в судебное заседание представителей, судебная коллегия пришла к следующему.

Из судебных актов следует, что между обществом и предприятием подписаны договоры поставки тепловой энергии и теплоносителя от 25.11.2016 N 620, 621, 622, по условиям которых общество обязуется в течение срока действия договоров осуществлять поставку тепловой энергии и теплоносителя

в точках поставки в согласованном объеме и надлежащего качества, а предприятие обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и теплоноситель в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договорами.

Ненадлежащее исполнение предприятием обязательств по оплате поставленной обществом в январе 2017 года тепловой энергии явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд.

При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались статьями 309, 310, 330, 332, 422, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктом 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» и пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В части взыскания основной задолженности суды исходили из неисполнения предприятием обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, подтвержденной выставленными обществом счетами и актами. В этой части судебные акты ответчиком не обжалуются.

Удовлетворяя исковые требования в части взыскания пеней, суды исходили из условий, указанных в пункте 6.6 спорных договоров, и признали обоснованной и соразмерной нарушенному обязательству предъявленную к взысканию неустойку за просрочку оплаты в размере 0,5% за каждый день просрочки платежа от суммы, подлежащей оплате.

Отклоняя возражения предприятия в части взыскания пеней, в частности, довод о необходимости применения положений Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», суды исходили из того, что договором согласовано условие о начислении неустойки. Суды сочли, что к спорным правоотношениям положения статьи 15 Закона о теплоснабжении не применяются, поскольку оснований для применения законной неустойки, которая по размеру меньше договорной, не имеется.

Между тем судами не учтено следующее.

Согласно части 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ в соответствии со статьей 443 Гражданского кодекса Российской Федерации признается новой офертой.

В данном случае в силу части 3 статьи 15 Закона о теплоснабжении и пункта 45 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее — Правила N 808), истец (теплоснабжающая организация) и ответчик (единая теплоснабжающая организация) признаются лицами, обязанными заключить договор поставки тепловой энергии (мощности).

Сроки, порядок заключения договора между такими лицами, а также последствия непринятия мер по урегулированию разногласий предусмотрены пунктами 46-50 Правил N 808.

Общество (теплоснабжающая организация) письмом от 25.11.2016 направило предприятию (единой теплоснабжающей организации) предложение заключить договоры теплоснабжения.

Предприятие, не согласившись с предложенными условиями, в том числе с пунктом 6.6, в соответствии с которым в случае нарушения сроков оплаты, указанных в пункте 6.5 договора, потребителю начисляются пени в размере 0,5% за каждый день просрочки платежа от суммы, подлежащей уплате, 14.12.2016 направило обществу протоколы разногласий по договорам от 25.11.2016 N 620, 621, 622.

Общество письмом от 28.12.2016 отказалось от согласования предложенных предприятием условий спорных договоров.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (пункт 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Между тем таким правом стороны не воспользовались, а следовательно, у судов отсутствовали основания для вывода о согласовании сторонами условия о договорной неустойке.

Таким образом, выводы судебных инстанций о наличии оснований для взыскания неустойки в размере, установленном договорами, сделаны без учета положений действующего законодательства.

В связи с существенным нарушением норм права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов предприятия, на основании пункта 1 статьи 291.11 АПК РФ судебные акты в части взыскания неустойки подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области для уточнения основания начисления и размера неустойки, а также оценки иных доводов и возражений сторон по этому требованию.

Руководствуясь статьями 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:

решение Арбитражного суда Московской области от 01.06.2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2017, постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2017 по делу N А41-22274/2017 отменить в части взыскания неустойки.

Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.

Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий Г.Г. Кирейкова
Судьи Е.Н. Зарубина
С.В. Самуйлов

19 июня, Москва. – Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко выступил с докладом на Парламентских слушаниях Государственной Думы Российской Федерации на тему «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов».

В своём выступлении Вячеслав Кравченко отметил, что Минэнерго России держит на постоянном контроле ситуацию с платежами на рынках электрической энергии и проводит регулярный мониторинг состояния задолженности, в том числе потребителей электрической энергии. «Для решения проблемы неплатежей в электроэнергетической отрасли необходимо как принятие системных решений, включая совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы, так и улучшение деятельности электроэнергетических компаний по урегулированию задолженности», — отметил замминистра.

Вячеслав Кравченко напомнил, что Федеральный закон № 307-ФЗ был разработан в целях изменения сложившейся в 2015 году ситуации с ростом неплатежей, в первую очередь, в электроэнергетике со стороны гарантирующих поставщиков в отношении компаний электросетевого комплекса. «При анализе сложившейся в ТЭК и ЖКХ ситуации оказалось необходимым расширить сферу действия норм указанного Федерального закона на всю цепочку: ресурсоснабжающие организации – компании, предоставляющие услуги в сфере ЖКХ – потребители. При этом эти решения предлагалось применить к отношениям по поставке энергоресурсов в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», — добавил замглавы энергетического ведомства.

Вячеслав Кравченко рассказал, что несмотря на принятые меры, уровень задолженности на оптовом и розничных рынках электрической энергии продолжает оставаться значительным: «По состоянию на 1 июня 2017 года общая задолженность участников оптового рынка составила 63,4 млрд. руб. Рост задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности с начала 2017 г. составляет 2,9 млрд. руб.». Комментируя ситуацию на розничных рынках, замминистра отметил, что по состоянию на 21 мая 2017 года общая задолженность участников розничных рынков составила 264,14 млрд. рублей, прирост составил 39,8 млрд. руб. за период с 01.01.2017 по 21.05.2017.

При этом, по словам Вячеслава Кравченко, население не является основным источником неплатежей. «В сфере электроэнергетики, около 52% от общей суммы задолженности на розничных рынках — это организации непромышленного сектора. На их долю приходится — 131,7 млрд. руб», — сказал замминистра, добавив, что в отношении этих должников должен работать механизм финансовых гарантий платежа.

СПРАВОЧНО:

По результатам Парламентских слушаний «Платежная дисциплина в ТЭК. Практика применения Федерального закона от 3.11.2015 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» участники мероприятия отметили, что после принятия Закона были решены следующие задачи:

— установлена законная неустойка за нарушение потребителями обязательств по своевременной оплате электрической энергии (услуг по передаче электрической энергии), тепла, газа и воды;

— введена обязанность по предоставлению гарантий оплаты некоторыми категориями потребителей электрической энергии, услуг по ее передаче и иных энергетических ресурсов (включая гарантирующих поставщиков и энергосбытовые организации);

— расширены возможности для введения режима потребления энергетических ресурсов;

— усилена административная ответственность за самовольное подключение к системам инженерно-технической инфраструктуры, установлена административная ответственность за нарушение порядка предоставления обеспечения обязательств по оплате энергетических ресурсов и нарушения порядка введения ограничений режима и потребления;

— установлена ответственность по оплате задолженности за энергоресурсы при передаче систем жизнеобеспечения поселений в аренду и концессию.

Презентация к мероприятию доступна «»