Пенсия у пилотов

п. п.13 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья — мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

п. п. 14 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

п. п. 15 п.1 статья 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 1991 г. N 459

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПИСКОВ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ
ЛЕТНОГО И ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА АВИАЦИИ,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ, И ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ЛЕТ ДЛЯ
НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО,
ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ
СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

В соответствии со статьей 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» Совет Министров РСФСР постановляет:

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Утвердить прилагаемые:
Список должностей работников летного состава авиации и Список должностей инженерно — технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением.

Председатель
Совета Министров РСФСР
И. СИЛАЕВ

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

Список должностей работников летного состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ЛЕТНОГО СОСТАВА,
РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ
ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

1. Члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов.
2. Летно — инструкторский состав.
3. Командно — летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата.
4. Парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники — пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно — спасательных, поисково — спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно — десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.

Утвержден
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

Список должностей инженерно-технического состава авиации применяется при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

СПИСОК
ДОЛЖНОСТЕЙ ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТАВА
АВИАЦИИ, РАБОТА В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ
ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ПО ПРАВИЛАМ СТАТЬИ 79 ЗАКОНА РСФСР
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»

КонсультантПлюс: примечание.
Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» утратил силу с 1 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

1. Авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований.
2. Мастера всех наименований.
3. Инженеры всех наименований.
4. Начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.
Право на пенсию за выслугу лет имеют перечисленные в Списке работники, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно — испытательных (контрольно — испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД СССР И КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно — исследовательских и авиационно — спортивных организациях, а также в летных и учебно — летных отрядах учебных заведений авиации.
Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Утверждены
Постановлением
Совета Министров РСФСР
от 4 сентября 1991 г. N 459

Правила исчисления сроков выслуги, утвержденные данным документом, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам авиации летного, инженерно — технического состава, а также службы управления воздушным движением (Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665).

ПРАВИЛА
ИСЧИСЛЕНИЯ СРОКОВ ВЫСЛУГИ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ
РАБОТНИКАМ АВИАЦИИ ЛЕТНОГО, ИНЖЕНЕРНО — ТЕХНИЧЕСКОГО
СОСТАВА, А ТАКЖЕ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ

1. При исчислении сроков выслуги для назначения пенсий работникам летного состава считается:
а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах «б» — «г» настоящего пункта) — за один месяц выслуги;
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения (санитарные полеты, авиахимические работы, аэрофотосъемка, патрулирование, зондирование атмосферы и другие виды работ); в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в должностях командно — летного и летно — инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях по подготовке и повышению квалификации кадров летного состава авиации, — за один месяц выслуги;
в) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно — спасательных (поисково — спасательных) подразделениях — за полтора года выслуги;
г) один год работы в должностях летного состава в учебных и спортивных авиационных организациях ДОСААФ — за полтора года выслуги при условии выполнения плана учебно — летной подготовки, а при выполнении элементов сложного или высшего пилотажа — за два года выслуги;
д) один год работы в должностях, предусмотренных в пункте 4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, — за полтора года выслуги при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов — за два года выслуги.
При невыполнении условий, дающих право на льготное исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «г» и «д», один год работы засчитывается за один год выслуги.
2. Исчисление сроков выслуги в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 производится путем деления фактического налета часов за весь период работы в должностях летного состава соответственно на 20 и 12 часов. Выслуга в годовом исчислении определяется путем деления числа полных месяцев выслуги на 12.
3. При выполнении в течение года различных работ, указанных в пункте 1, выслуга лет исчисляется пропорционально продолжительности налета часов (занятости) на каждой работе.
4. В выслугу лет работникам летного состава засчитывается:
время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно — испытательного состава — в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летно — испытательному составу;
время работы за границей в должностях летного состава иностранной гражданской авиации — в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов летной работы, при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР (за период работы начиная с 1992 года);
время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, — по фактической продолжительности;
время оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, предоставляемого женщинам, — продолжительностью, установленной законодательством.
5. Сроки выслуги работников летного состава за период работы до 1 января 1992 г. по выбору обратившегося за пенсией исчисляются по правилам, действовавшим до указанной даты.
6. В выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением, засчитывается также работа в летном составе авиации.
7. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава засчитывается также работа в летном составе авиации и работа по управлению воздушным движением.
8. В выслугу лет работникам инженерно — технического состава и работникам службы управления воздушным движением засчитывается работа в летном составе авиации, исчисленная в порядке, установленном пунктом 1 для соответствующих видов работы.

27 ноября 2001 года N 155-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЧЛЕНОВ
ЛЕТНЫХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Принят
Государственной Думой
25 октября 2001 года

Одобрен
Советом Федерации
14 ноября 2001 года

Настоящий Федеральный закон определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 1. Члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее — члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее — доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее — взносы).
(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)
Доплата к пенсии назначается при наличии выслуги в должности члена летного экипажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении по состоянию здоровья летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, — не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Перечень организаций, использующих труд членов летных экипажей, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии, а также правила исчисления выслуги лет для установления доплаты к пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Доплата к пенсии выплачивается при условии оставления членами летных экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.
При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, выплата доплаты к пенсии приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот пенсионер был принят на указанную работу.
Возобновление выплаты доплаты к пенсии производится в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 2 настоящего Федерального закона, при обращении пенсионера в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими прекращение летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии.
Пенсионеры, получающие доплату к пенсии, организации, использующие труд членов летных экипажей (далее — плательщики взносов), пенсионные органы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение, обязаны безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на выплату доплаты к пенсии.
В случае представления недостоверных сведений или несвоевременного представления сведений, повлекших перерасход средств на выплату доплаты к пенсии, виновные лица возмещают территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющему выплату доплаты к пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Выплата доплаты к пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.
Доставка доплаты к пенсии производится по желанию пенсионера через организацию федеральной почтовой связи, кредитную или иную организацию.
Приостановление, возобновление, прекращение, восстановление выплаты доплаты к пенсии и ее удержание по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, производятся в порядке, определенном для страховой пенсии Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(статья 1 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.
Об утверждении среднемесячной заработной платы см. Справочную информацию.

Статья 2. Размер доплаты к пенсии определяется по формуле:

РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД),

где РД — размер доплаты к пенсии;
СЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015 года — на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона;
ЗР — среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы;
ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
К — коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный;
СВ — среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов;
СВД — сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода.
(часть первая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке:
с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта;
с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня;
с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября;
с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Отношение среднемесячной суммы взносов, фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов, к сумме средств, необходимых для финансирования доплаты к пенсии, на начало выплатного периода устанавливается Пенсионным фондом Российской Федерации ежеквартально и применяется для корректировки размера доплаты к пенсии.
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)
Обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
(часть шестая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Размер доплаты к пенсии при перерасчете ее размера определяется в порядке, установленном настоящей статьей.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

Статья 3. Доплата к пенсии назначается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и выплачивается одновременно с пенсией.
(статья 3 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 4. Установить для плательщиков взносов тариф взносов в размере 14 процентов выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу членов летных экипажей.

Действие положений части второй статьи 4 (в редакции Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

Объектом обложения и базой для начисления взносов являются объект обложения страховыми взносами и база для начисления страховых взносов, которые установлены частями 1, 3 и 4 статьи 7 и частями 1, 3 и 6 статьи 8 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 360-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Расчетным периодом для начисления и уплаты взносов признается календарный год.
Расчетный период состоит из отчетных периодов.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и год.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики взносов производят исчисление ежемесячных платежей по взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифа взносов. Сумма ежемесячного платежа по взносам, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных платежей по взносам.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Уплата ежемесячных платежей по взносам производится не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Данные об исчисленных суммах ежемесячных платежей по взносам на доплату к пенсии отражаются в расчете по начисленным и уплаченным в Пенсионный фонд Российской Федерации взносам, уплачиваемым плательщиками взносов, который представляется не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть девятая утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
Сумма взносов, подлежащая уплате, определяется в рублях и копейках.
(часть двенадцатая в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обособленные подразделения организаций, использующих труд членов летных экипажей, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу членов летных экипажей, исполняют обязанности плательщиков взносов и обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам по месту своего нахождения.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, использующей труд членов летных экипажей, определяется исходя из величины базы для начисления взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма взносов, подлежащая уплате по месту нахождения организации, использующей труд членов летных экипажей и исполняющей обязанности плательщика взносов, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой взносов, подлежащей уплате указанной организацией в целом, и совокупной суммой взносов, подлежащей уплате по месту нахождения ее обособленных подразделений.
При наличии у организации, использующей труд членов летных экипажей, обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, исполнение обязанности плательщика взносов, а также обязанности по представлению расчетов и декларации по взносам осуществляется указанной организацией по месту своего нахождения.
(статья 4 в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 4.1. Контроль за правильностью начисления и уплатой взносов, вынесение решения по результатам рассмотрения материалов такого контроля, применение способов, обеспечивающих исполнение плательщиками взносов обязанности по уплате взносов, направление плательщикам взносов требований об уплате взносов, соответствующих пеней и штрафов, а также взыскание недоимки по взносам, соответствующих пеней и штрафов, списание безнадежных долгов по взносам осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Зачет (возврат) излишне уплаченных (взысканных) сумм взносов, соответствующих пеней и штрафов, уточнение размеров указанных платежей, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление возврата сумм взносов, соответствующих пеней, штрафов, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы взносов, соответствующих пеней и штрафов, осуществляются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Часть третья утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ.
(статья 4.1 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 4.2. Неуплата или неполная уплата плательщиком взносов сумм взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления сумм взносов или совершения им других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченных сумм взносов.
Непредставление плательщиком взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Отказ плательщика взносов от представления или непредставление им в установленный настоящим Федеральным законом срок в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документов (копий документов), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) взносов, влекут взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
(часть третья в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 379-ФЗ)
Привлечение к ответственности за нарушения, предусмотренные настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
Обжалование актов, вынесенных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации при реализации ими своих полномочий в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, а также действий или бездействия должностных лиц территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
(статья 4.2 введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Статья 5. Финансовое обеспечение расходов на выплату доплаты к пенсии, включая расходы на организацию работы по ее выплате и доставке, производится за счет взносов, поступивших от плательщиков взносов, сумм пеней, начисленных за несвоевременную уплату взносов, и штрафов за неправомерные действия, связанные с реализацией настоящего Федерального закона.
(статья 5 в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 6. Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 03.06.2009 N 114-ФЗ, от 23.12.2010 N 360-ФЗ)

Статья 7. Утратила силу с 1 июля 2009 года. — Федеральный закон от 03.06.2009 N 114-ФЗ.

Статья 8. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
В связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 25 февраля 1999 года N 37-ФЗ «О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 9, ст. 1094).
(в ред. Федерального закона от 03.06.2009 N 114-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
В. ПУТИН

Москва, Кремль
27 ноября 2001 года
N 155-ФЗ

17 августа 2017 16:29

День Воздушного флота России — профессиональный праздник всех пилотов и работников авиационной инфраструктуры – отмечается ежегодно в третье воскресенье августа.

Высокое профессиональное мастерство и многолетний труд дает право на досрочное пенсионное обеспечение работникам гражданской авиации в зависимости от вида выполняемых работ. В Ростовской области около двух тысяч работников авиации получают досрочную страховую пенсию по старости.

Самое распространённое основание назначения досрочной пенсии среди таких работников – это пенсия в связи с работой в летном составе. Для её назначения необходима летная выслуга продолжительностью не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин. Средний размер пенсий работников летного состава гражданской авиации в Ростовской области составляет 19 тысяч рублей.

Второе основание для назначения — за работу по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации. Данная пенсия назначается мужчинам — по достижении 55 лет, если они были заняты управлением воздушным движением не менее 12,5 лет; женщинам – по достижении 50 лет, при наличии не менее 10 лет такой работы. При этом должен быть страховой стаж не менее 25 и 20 лет соответственно для мужчин и для женщин.

Также пенсия назначается досрочно работникам инженерно-технического состава, которые заняты обслуживанием воздушных судов. Право на нее возникает при достижении возраста 55 лет мужчинам и 50 лет женщинам, а также при наличии страхового стажа работы в гражданской авиации не менее 25 (20) лет, из них не менее 20 (15) лет по непосредственном обслуживанию воздушных судов (соответственно для мужчин и женщин).

Отдельно стоит сказать о бортпроводниках. Мужчины, проработавшие не менее десяти лет бортпроводниками, могут выйти на заслуженный отдых в 50 лет, женщинам надо «отлетать» семь с половиной лет и тогда пенсия им будет назначена в 45 лет. Пенсия назначается досрочно при наличии страхового стажа не менее 20 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

Независимо от возраста страховая пенсия по старости назначается мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

Кроме того, в качестве дополнительной гарантии социального обеспечения в связи с опасными и напряженными условиями труда предусмотрена доплата к пенсии членам летных экипажей воздушный судов гражданской авиации (выплачивается за счет средств, поступающих в ПФР от организаций, использующих труд членов летных экипажей).

У российских пилотов собираются отнять 42 дня дополнительного отпуска, заменив их на 7 дней, сообщает сайт Шереметьевского профсоюза летного состава. В нарушение всех договоренностей Минтранс провел совещание с некоммерческой организацией «Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта», на котором они пришли к такому решению. Ранее этот вопрос планировалось обсуждать на Российской трехсторонней комиссии с участием не только правительственной стороны и бизнеса, но и профсоюзов.

«По результатам совещания получено консолидированное мнение по минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за особый характер работы членам летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации – 7 (семь) календарных дней, с дальнейшим обсуждением с общественными партнерами его предоставления», — сообщает Минтранс по итогам совещания. В рабочую группу вошли представители работодателя от ПАО «Аэрофлот», ПАО «Авиакомпания Сибирь», ПАО «Авиакомпания ЮТэйр», но не профсоюзы. Профсоюзы это «консолидированное» решение категорически не поддерживают.

В настоящее время право на дополнительный отпуск членам летных экипажей определено Приказом Министерства гражданской авиации СССР № 50 от 13.03.1986 года. Пилот имеет право на 28 дней основного отпуска и от 7 до 42 дней в зависимости от налёта в год. Еще в 2012 году глава «Аэрофлота» Виталий Савельев говорил, что советский нормативный акт «разрабатывался для предыдущего поколения воздушных судов, пилотирование которых требовало больших физических и эмоциональных нагрузок. В настоящее время в гражданской авиации России эксплуатируются современные воздушные суда с высокой степенью автоматизации управления». Теперь же российские авиакомпании кивают в сторону Запада: мол, там отпуск всего 40 дней.

— Любые изменения должны быть обоснованы медицинскими исследованиями! А лётная среда не изменилась, радиация не изменилась, смена часовых поясов никуда не делась и так далее, – считает президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов.

Комментируя «Солидарности» ситуацию с отдыхом пилотов, он говорит, что даже сейчас, при 70 днях отпуска (28 дней основного и 42 дня дополнительного) российские пилоты отдыхают в год меньше, чем пилоты любой иностранной авиакомпании:

— Имея дополнительный отпуск за особый характер работы, пилоты суммарно отдыхают от восьми до двадцати четырех дней меньше, чем работники, работающие по пятидневке в допустимых условиях труда. Кроме этого работодателями часто используется сокращенный отдых между полетными сменами. Все это приводит к накоплению кумулятивной усталости и появлению в молодом возрасте хронических заболеваний. А усталый и больной пилот — угроза безопасности полетов.

Игорь Дельдюжов приводит в пример корейскую авиакомпанию Koreanair, где работают российские пилоты. Там им положен отпуск 24 дня, плюс ежемесячно девять выходных дней подряд, чтобы они могли посетить семью, плюс три дня на дорогу. Кроме того, в те 18 дней, что пилот находится на дежурстве, у него есть 2-3 выходных дня, что дополнительно добавляет 20-30 дней отдыха в год. Итого получается 176-186 дней отдыха в год. Похожая ситуация и в китайских авиакомпаниях. Летчик там не работает около 172 дней в году. Тогда как в России пилот отдыхает лишь 112 дней в году!

— Даже ныне существующая система отпусков и выходных в нашей стране неконкурентна с зарубежными. Наши пилоты отдыхают на 50-60 дней в год меньше, чем пилоты зарубежных компаний. Поэтому сокращение дополнительного отпуска у пилотов в России приведет к еще большему оттоку в азиатские авиакомпании, — уверен Игорь Дельдюжов.

Он считает, что подобное предложение служит лишь одной цели: еще большей экономии авиакомпаний на фонде оплаты труда пилотов. Однако уже сегодня по данным Росавиации российским авиакомпаниям не хватает 337 пилотов. А в 2018 году «Аэрофлот» собирается брать еще 42 самолета.

— Если все они будут ближнемагистральными, то 900 человек надо принять на работу. А откуда их взять? Дефицит возрастет еще больше, — сетует Игорь Дельдюжов. — Мы же страна с вековым опытом подготовки летного состава, в отличие, например, от Китая. У нас хорошо поставлена подготовка летного состава, нельзя это бросать. Нам надо столько выпускать летного состава, чтобы обеспечивать себя и экспортировать рабочую силу. В ближайшие 15-20 лет понадобятся сотни тысяч летчиков, проводников. Мы можем экспортировать не только нефть и газ, но и высококвалифицированных рабочих, которые будут деньги привозить сюда.

Напомним, что ранее работодатель уже пытался сократить дополнительный отпуск, но Шереметьевский профсоюз летного состава отстоял в Верховном суде РФ право пилотов на него.

Социальная сфера является, наверное, одной из немногих сфер, где достигнуть 100 %-ного удовлетворения потребностей практически невозможно. Даже при наиболее благоприятных обстоятельствах для создания высококачественного и хорошо продуманного механизма социального обеспечения будут оставаться некоторые категории населения, которых в какой-то степени не будет удовлетворять созданная для них защита. К сожалению, наше государство не может похвастаться эффективной системой социального обеспечения, а такая категория социально незащищенных людей, как пенсионеры, и вовсе балансирует на грани нормального существования. Уровень жизни украинских пенсионеров, за плечами большинства которых — немалый трудовой стаж, напоминает уровень жизни европейского безработного. Тем не менее любое повышение размеров соцобеспечения должно быть обоснованным и нормативно урегулированным, как и любой процесс в государстве. Именно поэтому на первый взгляд благие намерения Управления Пенсионного фонда Украины (УПФУ) относительно увеличения размера пенсии были признаны незаконными по причине отсутствия специального нормативного акта, предусматривающего подобное повышение. Такой принцип заложен практически во всех сферах деятельности государства и, конечно же, может многих не удовлетворять, но закон остается законом. Итак, немного о деле, касающемся именно этого вопроса.

Высший административный суд Украины (ВАСУ) рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу УПФУ в Киевском районе г. Одессы на решение Киевского районного суда г. Одессы от 1 апреля 2003 года и постановление Апелляционного суда Одесской области от 21 октября 2003 года по делу по иску гр-на Г. к УПФУ в Киевском районе г. Одессы — о перерасчете пенсии и взыскании задолженности по уплате пенсии.

Коллегия установила, что в феврале 2003 года гр-н Г. обратился в суд с иском к УПФУ в Киевском районе г. Одессы о признании распоряжения ответчика об уменьшении размера пенсии с 1 февраля 2002 года неправомерным и о взыскании задолженности по выплате пенсии за период с 1 февраля 2002 года по день принятия решения в сумме 1716,18 грн.

Свои требования гр-н Г. мотивировал тем, что он с 1966-го по 1991 год работал командиром воздушного судна гражданской авиации и в 1991 году вышел на пенсию по выслуге лет.

В 1991 году размер его пенсии был определен в сумме 336,85 грн, которую он получал до февраля 2001 года. С 1 февраля 2001 года по 1 февраля 2002 года ему выплачивалась пенсия в размере 494,08 грн, после чего ответчиком был проведен перерасчет пенсии, и ее размер снова был уменьшен до 336,85 грн.

Решением Киевского районного суда г. Одессы от 1 апреля 2003 года, оставленным без изменений постановлением Апелляционного суда Одесской области от 21 октября 2003 года, иск гр-на Г. удовлетворен, распоряжение УПФУ в Киевском районе г. Одессы об уменьшении размера пенсии с 1 февраля 2002 года признано неправомерным, Управление обязано осуществить выплату гр-ну Г. в размере 494,8 грн, а также в его пользу взысканы 1716,18 грн.

Не соглашаясь с указанными судебными решениями, ответчик 4 ноября 2003 года направил кассационную жалобу в Верховный Суд Украины, который своим письмом от 4 ноября 2005 года на основании пунктов 7, 10 Заключительных и переходных положений Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины направил ее для разрешения в Высший административный суд Украины.

ВАСУ своим постановлением от 1 декабря 2005 года кассационную жалобу УПФУ в Киевском районе г. Одессы принял в свое производство.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить судебные решения и принять новое, которым будет отказано в удовлетворении исковых требований, поскольку суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права.

ВАСУ посчитал кассационную жалобу УПФУ в Киевском районе г. Одессы обоснованной и решил, что она подлежит удовлетворению, а судебные решения — отмене. Таким образом, ВАСУ принял новое решение — об отказе в удовлетворении иска, учитывая следующее.

Удовлетворяя иск, суд первой инстанции и апелляционный суд, соглашаясь с решением суда первой инстанции, исходили из того, что в феврале 2002 года гр-ну Г. безосновательно уменьшили размер установленной пенсии, вследствие чего возникла задолженность.

Однако с такими выводами судов согласиться нельзя, поскольку они основываются на неправильно примененных нормах материального права.

Из материалов дела усматривается, что гр-н Г. с 1 января 1991 года получает пенсию за выслугу лет как работник летного состава гражданской авиации.

После внесения изменений в статью 53 Закона Украины от 17 ноября 1999 года «О пенсионном обеспечении» истцу с 7 декабря 1999 года был произведен перерасчет пенсии, после которого она составила 336,85 грн. При перерасчете истцу пенсии также были учтены положения постановления Кабинета Министров Украины от 10 февраля 2000 года № 264 «О порядке вычисления заработка для назначения пенсий лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации». 1 февраля 2001 года истцу был сделан перерасчет пенсии, и она составила 494,08 грн.

Исходя из того, что данные перерасчеты осуществлялись не в связи с принятием правительством решений о повышении пенсий, УПФУ Украины в Киевском районе г. Одессы не имело оснований для увеличения ее на коэффициент возрастания средней заработной платы работников народного хозяйства.

Учитывая указанное, ответчик обоснованно исправил допущенную им же ошибку и восстановил размер пенсии истца в сумме 336,85 грн.

Таким образом, требования гр-на Г. о выплате ему пенсии в размере по состоянию на 1 февраля 2001 года и о взыскании задолженности не отвечают фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Так, по смыслу части 3 статьи 53 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», в редакции Закона Украины от 17 ноября 1999 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины», работникам летно-испытательного состава и лицам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотам, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, летчикам-наблюдателям) и бортоператорам, выполняющим специальные работы в полетах, пенсии исчисляются из среднемесячного заработка за дающую право на пенсию за выслугу лет работу, получаемого перед ее прекращением; назначаются в размерах, предусмотренных частями первой — третьей, шестой статьи 19 и статьей 21 этого Закона для пенсий по возрасту, и не могут превышать 85 % заработка для работников летно-испытательного состава и 75 % заработка для лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах. Данные положения содержатся в части 1 статьи 64, а также статьях 65, 66, 69 Закона Украины «О пенсионном обеспечении». При этом размер пенсии для лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (пилотов, штурманов, бортинженеров, бортмехаников, бортрадистов, летчиков-наблюдателей) и бортоператоров, выполняющих специальные работы в полетах, не может превышать 2,5 величины средней заработной платы работников, занятых в областях экономики Украины, за календарный год, предшествующий месяцу, с которого назначается пенсия.

Указанным Законом предусмотрено, что действие статьи 53 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» в новой редакции распространяется на работников из числа лиц летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и бортоператоров, выполнявших специальные работы в полетах, но вышедших на пенсию до вступления в силу этого Закона.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Порядка назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава гражданской авиации, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 21 июля 1992 года № 418 (в редакции по состоянию на февраль 2001 года), во время повышения пенсий, согласно решению правительства Украины, среднемесячный заработок, исходя из которого назначается (пересчитывается) пенсия согласно подпунктам «а» и «б» этого пункта, увеличивается на коэффициент возрастания средней платы работников народного хозяйства за месяц, предшествующий тому, с которого пересчитывается пенсия, по сравнению со средней заработной платой работников народного хозяйства, учитываемой во время назначения (перерасчета) пенсии.

Это означает, что положения указанного подпункта применяются лишь в случае, если решение о повышении пенсии принимает правительство Украины.

28 марта 2002 года Кабинет Министров Украины принял постановление № 374 «О повышении размеров пенсий, назначенных в соответствии со статьей 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», а также пенсий, назначенных согласно другим законам Украины, которые ранее не повышались». Действие этого постановления распространяется на пенсии, назначенные работникам летно-испытательного состава судов гражданской авиации в соответствии с частью 3 статьи 53 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», и предусматривает увеличение с 1 апреля 2002 года пенсий неработающим пенсионерам на 12 %.

Других решений о повышении размера пенсий работникам летного состава гражданской авиации правительство Украины после внесения 17 ноября 1999 года изменений в статью 53 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» не принимало.

Учитывая вышеприведенное, исправление в феврале 2002 года ошибки и приведение размера пенсии истца в соответствие с требованиями действующего законодательства не может считаться уменьшением пенсии, которое бы нарушило права гр-на Г.

При таких обстоятельствах у судов не было законных оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая то, что обстоятельства дела установлены полностью и правильно, но суды первой и апелляционной инстанций нарушили нормы материального права, что привело к принятию незаконного судебного решения, по правилам статьи 229 КАС Украины, обжалованные решения подлежат отмене с принятием нового — об отказе в удовлетворении иска.

Таким образом, кассационная жалоба Управления Пенсионного фонда Украины в Киевском районе г. Одессы была удовлетворена, решение Киевского районного суда г. Одессы от 1 апреля 2003 года и постановление Апелляционного суда Одесской области от 21 октября 2003 года отменены и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований гр-на Г. к УПФУ в Киевском районе г. Одессы о перерасчете пенсии и взыскании задолженности по уплате пенсии отказано.