Перечень объектов транспортной инфраструктуры не подлежащих категорированию

Вопросы категорирования объектов транспортной инфраструктуры всегда вызывали много споров в транспортном сообществе.

Эксперты РИА «Индустрия безопасности» не раз отмечали, что реализация требований транспортной безопасности на многих незначительных объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) является избыточным и экономически неоправданным требованием.

Этот вопрос неоднократно поднимался и в период проведения Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму».

В прошлом году Минтранс России утвердил Приказ №196 от 23.07.2014 г. которым был определен Перечень объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию .

Однако, по мнению представителей транспортного сообщества, данный документ оказался половинчатым, содержащим, к тому же, ряд неоднозначных формулировок. В частности, у специалистов вызвало недоумение исключение из перечня категорируемых объектов участков внутренних водных путей в границах Южного федерального округа, характеризующегося повышенной степенью угрозы актов незаконного вмешательства. С другой стороны, в этот документ не были включены многие малозначительные объекты автомобильного, железнодорожного и речного транспорта.

В результате, с учетом мнения представителей экспертного сообщества, Минтрансом России был подготовлен проект новой редакции этого Приказа.

Проект ведомственного приказа «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2014 г. № 196 «Об установлении перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта» размещен на едином портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения.

Мы предлагаем всем заинтересованным представителям транспортного сообщества ознакомиться с этим документом, и высказать свои замечания и предложения по внесению в него возможных изменений и дополнений. Ваши комментарии будут обобщены и представлены для изучения в Минтранс России, а также опубликованы в ближайшем номере журнала «Транспортная безопасность и технологии».

Законопроект о создании реестров грузоперевозчиков, по задумке его авторов, должен очистить отрасль от серых схем и сделать российские дороги безопасными. Удастся ли достичь поставленных целей?

О том, зачем законодатели хотят создать новый реестр грузоперевозчиков, журналисту портала «РЖД-Партнёр» рассказал управляющий партнер онлайн-сервиса GroozGo Игорь Котов.

Как создание нового реестра отразится на рынке автомобильных грузоперевозок?

– Реестры создаются с целью повышения безопасности грузовых перевозок, а также для сокращения присутствия на рынке нелегальных перевозчиков. Также предполагается, что у компаний, владеющих грузами, появится доступ к проверенной базе финансово устойчивых, надежных перевозчиков.

Но ведь все это уже входит в обязанности различных ведомств: Госавтодорнадзора, ГИБДД, МВД, ФНС и других. И тогда создание реестров не означает ли признание того, что госструктуры не выполняют свои функции?

Из пояснительной записки становится ясно, что нововведение не решает ни одну из указанных задач.

Во-первых, закон «О безопасности дорожного движения» уже существует и обязанности его соблюдения никто не отменял. Во-вторых, в проекте закона отсутствует требование осуществлять перевозки только собственными машинами – значит, зарегистрированная компания при желании сможет использовать нелегальных перевозчиков. В-третьих, доступ к информации о надежности грузоперевозчиков есть у пользователей и сейчас.

Например, благодаря введению онлайн-верификации на базе искусственного интеллекта каждая транспортная компания и ее водители могут пройти проверку при регистрации на электронном сервисе за несколько минут: соответствие всех регистрационных сведений, наличие арбитражных дел, финансовые показатели, информация из баз АТИ и так далее – все это можно сверить быстро. Система сама проверяет и собирает полные данные из открытого доступа, которые постоянно обновляются. И чем новый реестр, который обещают обновлять раз в год, будет лучше?

Бой с призраками на дорогах

Насколько ощутимым станет удар по серому сектору? Стоит ли ожидать банкротства компаний и частников? Или перевозчики смогут приспособиться к изменениям?

– На наш взгляд, ситуация не изменится, ведь компании, попавшие в реестр, смогут «торговать» статусом, сохраняя возможность реализации «серых» схем

Какому ведомству, на ваш взгляд, будет поручено ведение этих реестров? По какой причине?

– В законе есть предложение поручить ведение реестров Торгово-промышленной палате РФ. О причинах такого решения можно только догадываться.

Цифровизация, а не бумага победят коррупцию

Не идет ли сама идея законопроекта вразрез с декларируемой правительством РФ политикой снижения нагрузки на бизнес?

– Действительно, притом что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, за внесение сведений в реестр нужно будет платить, а значит, эти расходы лягут на бизнес. Более того, нововведение предусматривает использование дополнительных бумажных документов, что идет вразрез с программой по цифровизации.

Мы уверены, что именно переход на электронный документооборот позволяет вывести рынок из тени.

К тому же это не требует больших дополнительных затрат.

Когда любая перевозка будет сопровождаться электронным документом, подписанным онлайн цифровой подписью тремя сторонами, проблем фискального и финансового контроля будет гораздо меньше. На это указывает практика использования электронных транспортных накладных.

Кроме того, законопроект противоречит государственной политике содействия росту числа самозанятых граждан в экономике. Ведь для них, по сути, вводят новые, дополнительные бюрократические барьеры.

Беседовал Александр Солнцев