Передача объекта незавершенного строительства

Раздел V. Порядок передачи незавершенных строительством объектов капитального строительства

49. Не завершенные строительством объекты капитального строительства, созданные за счет средств областного бюджета Тверской области, направленные на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований Тверской области, подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для использования в целях, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В целях осуществления передачи в муниципальную собственность объектов капитального строительства, указанных в настоящем пункте, главный распорядитель средств областного бюджета Тверской области направляет документы на государственную регистрацию права государственной собственности Тверской области на данные объекты, запрашивает у уполномоченного органа местного самоуправления Тверской области необходимые для осуществления передачи незавершенных строительством объектов капитального строительства документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации».

Главный распорядитель средств областного бюджета Тверской области направляет в орган по управлению государственным имуществом Тверской области для принятия решения о передаче имущества в муниципальную собственность документы, полученные от уполномоченного органа местного самоуправления Тверской области, а также соответствующий акт приема-передачи.

Орган по управлению государственным имуществом Тверской области в течение двадцати рабочих дней со дня получения документов рассматривает представленные документы и при отсутствии замечаний к представленным документам принимает решение о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность.

Распоряжение Минимущества РФ от 04.07.2003 N 2983-Р

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях активизации работ по вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки и принятия решений о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

2. Распоряжение Минимущества России от 22.04.2002 N 999-р считать утратившим силу.

Министр
Ф.Р.ГАЗИЗУЛЛИН

УТВЕРЖДЕН
распоряжением
Минимущества России
от 4 июля 2003 г. N 2983-р

ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ О ВОВЛЕЧЕНИИ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, НАХОДЯЩИХСЯ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Настоящий Порядок используется отраслевыми структурными подразделениями Минимущества России, межрегиональными территориальными управлениями Минимущества России и территориальными органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями территориального органа Минимущества России (далее — территориальные органы Минимущества России) при подготовке и принятии решений о способах вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности.

1. Решения о вовлечении в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности, могут приниматься:

— уполномоченными лицами Минимущества России, на которых в соответствии с Приказом Минимущества России от 05.03.2003 N 72 возложены обязанности по непосредственной координации и контролю деятельности отраслевых структурных подразделений Минимущества России, обеспечивающих управление федеральной собственностью в соответствующей отрасли экономики, и координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

— территориальными органами Минимущества России в отношении тех объектов незавершенного строительства, по которым им дано задание по вовлечению в хозяйственный оборот в соответствии с Приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188.

2. При подготовке решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства принимаются во внимание мнения:

— федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих координацию и регулирование в соответствующих отраслях экономики (сферах управления);

— органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

— муниципальных органов;

— владельцев объектов, которые закреплены за ними на вещных правах.

Решения о вовлечении в хозяйственный оборот не завершенных строительством жилых домов либо перепрофилирование объектов незавершенного строительства под жилье принимаются с учетом мнения Госстроя России.

3. Решения о вовлечении объектов незавершенного строительства принимаются на основании сведений из инвентаризационной описи и пакета документов, необходимого для принятия выбранного способа вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, в соответствии с настоящим распоряжением.

При подготовке решения о продаже объекта либо о его достройке путем заключения инвестиционного контракта, кроме сведений, содержащихся в инвентаризационной описи, и сведений о владельце объекта, дополнительно используется следующая информация:

а) отчет об оценке рыночной стоимости объекта незавершенного строительства, произведенной независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

б) правоустанавливающие документы на земельный участок, расположенный под объектом незавершенного строительства, и ситуационный план расположения участка;

в) сведения об обременении объекта незавершенного строительства.

Для принятия решения о достройке объекта за счет средств федерального бюджета либо собственных средств необходимо наличие подтверждения Минфина России о выделении средств на достройку объекта либо документальное подтверждение наличия собственных средств владельца, а также график завершения строительства.

4. В целях вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства может быть принято одно из следующих решений:

а) о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением;

б) о согласовании способа распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием.

5. Распоряжение объектом незавершенного строительства может осуществляться в том числе следующими способами:

а) продажа объекта незавершенного строительства;

б) внесение объекта незавершенного строительства в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества;

в) достройка объекта незавершенного строительства;

г) передача объекта незавершенного строительства из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации;

д) ликвидация объекта незавершенного строительства с последующим его списанием.

В целях реализации указанных способов распоряжения объектом незавершенного строительства может быть принято решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого) либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства.

Решение об изъятии объекта незавершенного строительства, закрепленного на праве оперативного управления, как неиспользуемого (недостраиваемого) либо о правомерном прекращении права хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства оформляется в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

6. Решение о распоряжении объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве оперативного управления, оформляется в форме договора, заключенного Минимуществом России (его территориальным органом) совместно с учреждением на одной стороне договора, либо в форме издания Минимуществом России (его территориальным органом) распоряжения, содержащего задание учреждению распорядиться объектом незавершенного строительства с определением существенных условий договора.

7. Решение о согласовании распоряжения объектом незавершенного строительства, закрепленным на праве хозяйственного ведения либо закрепленным на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием, оформляется распоряжением Минимущества России (его территориальным органом) с определением существенных условий договора.

8. При принятии решения о достройке объекта незавершенного строительства путем заключения инвестиционного контракта с привлечением внебюджетных средств необходимо определить следующие условия договора:

а) объемы финансирования на достройку объекта незавершенного строительства, поступающие от инвестора;

б) объем прав на достроенный объект или его часть, переходящих к инвестору после ввода объекта в эксплуатацию;

в) срок действия договора;

г) ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по заключаемому инвестиционному договору.

9. Сделка с объектом незавершенного строительства, а также его передача субъекту Российской Федерации осуществляется после государственной регистрации объекта незавершенного строительства в качестве объекта недвижимости в соответствии со статьей 25 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

10. Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о ликвидации объекта незавершенного строительства принимается с учетом соответствующего технического заключения о нецелесообразности или невозможности достройки объекта специализированной организации Госстроя России.

Решения о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве оперативного управления, а также согласование решений о ликвидации объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения, принимаются при наличии согласия владельца и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

11. Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается в форме распоряжения Минимущества России (его территориального органа).

Решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при наличии у владельца средств на проведение работ по консервации объекта, а также при его согласии на такое проведение и отсутствии иных предложений по распоряжению объектом незавершенного строительства.

12. Передача объектов незавершенного строительства из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с процедурой, установленной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» и распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.92 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности».

13. При продаже объектов незавершенного строительства, закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, переход прав на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Земельного кодекса (в частности, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ), нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающими исключительные права нового собственника объектов недвижимости на земельные участки, расположенные под указанными объектами.

При продаже объектов незавершенного строительства, не закрепленных на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, переход права на земельный участок осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающего одновременное отчуждение его лицу, приобретающему объект незавершенного строительства.

14. При заключении инвестиционного договора на достройку объектов, где заказчиком выступает федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, у которого земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользования, правовой режим земельного участка, предоставленного федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, не меняется.

При заключении инвестиционного договора на достройку объекта, где земельный участок, занятый указанным объектом, принадлежит на основании договора аренды федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, земельные правоотношения могут оформляться в рамках статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, при этом:

— договор аренды может действовать без изменений;

— может заключаться договор субаренды земельного участка;

— право аренды может быть внесено в качестве вклада в уставный капитал создаваемого хозяйственного товарищества или общества;

— право аренды может быть переуступлено инвестору и др.

15. При ликвидации объектов незавершенного строительства право прежнего правообладателя на земельный участок регулируется в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ с учетом необходимости проведения рекультивации земли. При этом права прежнего правообладателя на земельный участок могут быть прекращены или ограничены только в порядке, предусмотренном главой VII Земельного кодекса Российской Федерации.

Право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок регистрируется по основаниям, предусмотренным статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации.

16. Постоянно действующей комиссией Минимущества России по координации и контролю работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности (далее — Комиссия), рассматриваются вопросы, связанные:

— с обеспечением координации деятельности отраслевых структурных подразделений Минимущества России и его территориальных органов;

— с проведением согласительных процедур с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросу вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

— с координацией и контролем работ по учету и вовлечению в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, находящихся в федеральной собственности;

— вопросы относительно объектов незавершенного строительства, которые имеют спорные предложения о способе вовлечения в хозяйственный оборот, а также по которым требуется более детальное изучение документов для принятия решения.

Решения Комиссии оформляются в форме протокола и являются основанием для последующего принятия решения в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящего распоряжения.

17. Территориальные органы Минимущества России, отраслевые структурные подразделения Минимущества России ежеквартально направляют в Комиссию:

а) информацию о вновь выявленных объектах незавершенного строительства и предложения о способах их вовлечения в хозяйственный оборот в соответствии с порядком, установленным распоряжением Минимущества России от 18.01.2001 N 91-р;

б) информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства, принятие решений по которым возложены на них Приказом Минимущества России от 08.05.2003 N 188, а также информацию о ходе вовлечения в хозяйственный оборот объектов, рассмотренных на Комиссии, контроль за исполнением которых был им поручен, в соответствии с прилагаемой отчетной формой, для внесения изменений в учетные данные.

Приложение
к Порядку подготовки
и принятия решений о вовлечении
в хозяйственный оборот объектов
незавершенного строительства

Форма

ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ ОБЪЕКТОВ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Завершение строительства за счет собственных средств, средств федерального бюджета и заемных средств
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Источники финансирования Требуется средств для завершения строительства Срок ввода объекта в эксплуатацию Ход исполнения (освоено средств) Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Завершение строительства с привлечением инвестиционных средств
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Наименование инвестора Номер инвестиционного договора Площадь нового объекта (доля государства) Срок ввода объекта в эксплуатацию Сумма капитальных вложений Ход исполнения (освоено средств) Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Отчуждение путем приватизации объекта
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Ход исполнения Отметка об исполнении
дата включения в прогнозный план приватизации номер распорядительного документа Правительства Российской Федерации дата передачи Российскому фонду федерального имущества
наименование адрес наименование адрес
Отчуждение путем продажи объекта владельцем
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Дата аукциона Победитель аукциона Номер договора куплипродажи Цена продажи Средства, перечисленные в бюджет Российской Федерации Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Отчуждение путем внесения владельцем объекта в уставный капитал хозяйственного общества
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Наименование хозяйственного общества Рыночная цена объекта Приобретенное количество акций (размер доли в уставном капитале хозяйственного общества) Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Передача объекта в собственность субъекта РФ и муниципальную собственность
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Номер документа о предоставлении списка объектов, предлагаемых к передаче в собственность субъекта Российской Федерации либо муниципальную собственность Распорядительный документ Правительства Российской Федерации Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Ликвидация объекта
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Номер заключения Госстроя России Дата завершения разборки конструкций и рекультивации земельного участка Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес
Консервация объекта
N п/п Объект незавершенного строительства Организация Обоснование принятого решения Средства, затраченные на консервацию Отметка об исполнении
наименование адрес наименование адрес

Статья 201.10. Погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства

1. В случае наличия у застройщика объекта незавершенного строительства конкурсный управляющий не позднее чем через три месяца со дня принятия Фондом решения о нецелесообразности финансирования завершения строительства объектов незавершенного строительства в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязан вынести на рассмотрение собрания участников строительства вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу (далее — передача объекта незавершенного строительства). В указанном случае погашение требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства созданному участниками строительства жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу возможно, если такие участники строительства отказались от получения возмещения в соответствии с пунктом 14 статьи 201.15-1 настоящего Федерального закона.

Перед проведением собрания участников строительства, на котором будет рассматриваться вопрос об обращении в арбитражный суд с ходатайством о погашении требований участников строительства путем передачи объекта незавершенного строительства, конкурсный управляющий информирует участников строительства о порядке создания, функционирования, преобразования и ликвидации жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, в том числе о правах и об обязанностях членов такого кооператива, и обеспечивает ознакомление участников строительства с указанной информацией под роспись или посредством направления им заказного почтового отправления с уведомлением о вручении.

2. В состав материалов, подлежащих рассмотрению собранием участников строительства, включается заключение конкурсного управляющего о возможности или невозможности передачи объекта незавершенного строительства, отчет об оценке прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, проект решения о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заключение конкурсного управляющего должно содержать:

  • 1) обоснование возможности или невозможности (в том числе технической и финансовой, а также с учётом требований настоящей статьи) передачи объекта незавершенного строительства;
  • 2) сведения о степени готовности объекта незавершенного строительства;
  • 3) сведения о размерах финансирования и сроках, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства;
  • 4) сведения о сумме денежных средств, подлежащей внесению участниками строительства и (или) третьими лицами для погашения требований кредиторов по текущим платежам, требований кредиторов первой и второй очереди и требований кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, в порядке, установленном пунктами 4 — 6 настоящей статьи.

3. Передача участникам строительства объекта незавершенного строительства может быть осуществлена при одновременном соблюдении следующих условий:

  • 1) стоимость прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок не превышает более чем на пять процентов совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, либо тремя четвертями голосов кредиторов четвертой очереди, за исключением юридических лиц — участников строительства, принято решение о согласии на передачу объекта незавершенного строительства, либо на депозитный счёт арбитражного суда внесены денежные средства в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. При определении размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, учитывается также размер убытков в виде реального ущерба, определённый в соответствии с пунктом 2 статьи 201.5 настоящего Федерального закона;
  • 2) имущества, которое остается у должника после передачи объекта незавершенного строительства, достаточно для погашения текущих платежей, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, оплатой деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, требований кредиторов первой и второй очереди или на специальный банковский счёт должника внесены денежные средства в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи;
  • 3) в реестре требований кредиторов отсутствуют требования кредиторов, не являющихся участниками строительства, по обязательствам, обеспеченным залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, либо указанные кредиторы согласились на передачу объекта незавершенного строительства, либо на депозитный счёт арбитражного суда внесены денежные средства в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
  • 4) после завершения строительства конкретного объекта незавершенного строительства жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в нем достаточно для удовлетворения требований всех участников строительства в отношении конкретного объекта строительства, включенных в реестр требований участников строительства, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений, и (или) договоров, предусматривающих передачу машино-мест и нежилых помещений (в том числе отсутствуют требования нескольких участников строительства о передаче одних и тех же жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки либо здании (сооружении), предназначенном исключительно для размещения машино-мест, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи). С согласия участника строительства возможна передача ему жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, отличающихся по площади, планировке, расположению от жилого помещения, машино-места, нежилого помещения, соответствующих условиям договора, предусматривающего передачу жилого помещения, или договора, предусматривающего передачу машино-места и нежилого помещения;
  • 5) объект незавершенного строительства принадлежит застройщику на праве собственности;
  • 6) земельный участок, на котором находится объект незавершенного строительства, принадлежит застройщику на праве собственности или на ином имущественном праве;
  • 7) участниками строительства принято решение о создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, соответствующего требованиям пункта 8 настоящей статьи.

4. В случае, если стоимость прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок превышает более чем на пять процентов совокупный размер требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, участники строительства и (или) третьи лица вправе внести денежные средства в размере такого превышения за вычетом пяти процентов на депозитный счёт арбитражного суда до рассмотрения арбитражным судом ходатайства о передаче объекта незавершенного строительства. Эти средства вносятся участниками строительства пропорционально размеру их требований, если иное не установлено решением собрания участников строительства.

5. Если имущества, которое остается у должника после передачи объекта незавершенного строительства, недостаточно для погашения текущих платежей, связанных с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения конкурсному управляющему, оплатой деятельности лиц, привлечение которых конкурсным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, требований кредиторов первой и второй очереди, участники строительства и (или) третьи лица до рассмотрения арбитражным судом ходатайства о передаче объекта незавершенного строительства вправе внести в соответствии со статьёй 201.15 настоящего Федерального закона на специальный банковский счёт должника денежные средства в размере превышения совокупного размера указанных текущих платежей и требований кредиторов первой и второй очереди над стоимостью имущества застройщика, которое остается у него после передачи объекта незавершенного строительства, но не более десяти процентов стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок. Эти средства вносятся участниками строительства пропорционально размеру их требований, если иное не установлено решением собрания участников строительства.

6. В случае, если требования не являющихся участниками строительства кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, обеспечены залогом прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, участники строительства и (или) третьи лица до рассмотрения арбитражным судом ходатайства о передаче объекта незавершенного строительства вправе внести на депозитный счёт арбитражного суда денежные средства в размере, достаточном для погашения требований указанных кредиторов и установленном подпунктом 1 пункта 1 статьи 201.14 настоящего Федерального закона.

7. Если жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки либо здании (сооружении), предназначенном исключительно для размещения машино-мест, после завершения их строительства не будет достаточно для удовлетворения требований всех участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства, исходя из условий договоров, предусматривающих передачу жилых помещений, и (или) договоров, предусматривающих передачу машино-мест и нежилых помещений, в указанных многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки либо здании (сооружении), предназначенном исключительно для размещения машино-мест, в том числе при наличии требований нескольких участников строительства о передаче одних и тех же жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в указанных многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки либо здании (сооружении), предназначенном исключительно для размещения машино-мест, передача объекта незавершенного строительства возможна при условии, что в результате отказа отдельных участников строительства от получения жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в этом объекте строительства их будет достаточно для удовлетворения требований оставшихся участников строительства. Заявления о данных отказах направляются конкурсному управляющему и в арбитражный суд.

При этом требования отказавшихся от получения жилых помещений граждан — участников строительства или юридических лиц — участников строительства преобразовываются в денежные требования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подлежат погашению в составе требований кредиторов соответственно третьей и четвертой очереди.

8. Жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив должен соответствовать следующим требованиям:

  • 1) основными целями деятельности жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются завершение строительства многоквартирного дома или жилого дома блокированной застройки либо здания (сооружения), предназначенного исключительно для размещения машино-мест, и предоставление в таких многоквартирном доме или жилом доме блокированной застройки либо здании (сооружении), предназначенном исключительно для размещения машино-мест, строительство которых завершено, членам указанного кооператива жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в соответствии с условиями договоров, предусматривающих передачу жилых помещений, и (или) договоров, предусматривающих передачу машино-мест и нежилых помещений;
  • 2) членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива являются все участники строительства, требования которых включены в реестр требований участников строительства (за исключением участников строительства, отказавшихся от передачи объекта незавершенного строительства);
  • 3) в качестве паевых взносов члены жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят при его создании переданные им права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок, а также в установленный уставом такого кооператива срок денежные средства для завершения строительства. Если участник строительства исполнил обязательство по оплате жилого помещения не в полном объеме, в качестве паевого взноса он также обязан внести денежные средства в размере неисполненной части обязательства.

9. В создании жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива наряду с участниками строительства могут участвовать и иные лица в случае, если жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений в объекте незавершенного строительства после завершения его строительства будет больше, чем необходимо для удовлетворения требований всех участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства.

10. Согласие арендодателя земельного участка на передачу участникам строительства прав застройщика на этот участок не требуется.

11. О рассмотрении арбитражным судом вопроса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должны быть извещены все кредиторы, в том числе все участники строительства, в соответствии с реестром требований участников строительства. По результатам рассмотрения ходатайства собрания участников строительства о передаче объекта незавершенного строительства арбитражный суд выносит определение:

  • 1) об удовлетворении ходатайства и о передаче объекта незавершенного строительства в случае соблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьей;
  • 2) об отказе в удовлетворении ходатайства в случае несоблюдения условий такой передачи, предусмотренных настоящей статьёй.

12. Указанные в пункте 11 настоящей статьи определения могут быть обжалованы в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

13. В случае вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства требования участников строительства, голосовавших против такой передачи и отказавшихся от участия в ней, преобразовываются в денежные требования в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подлежат погашению в составе требований кредиторов соответственно третьей и четвертой очереди либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

В случае вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства внесенные участниками строительства и (или) третьими лицами на депозитный счёт арбитражного суда, на специальный банковский счёт должника денежные средства направляются на погашение соответствующих требований кредиторов.

В случае вынесения арбитражным судом определения об отказе в удовлетворении ходатайства решение о создании участниками строительства жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива прекращает свое действие, внесенные участниками строительства и (или) третьими лицами на депозитный счёт арбитражного суда, на специальный банковский счёт должника денежные средства подлежат возврату участникам строительства и (или) третьим лицам.

14. Права застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу в качестве отступного по требованиям о передаче жилых помещений, требованиям о передаче машино-мест и нежилых помещений и денежным требованиям.

Размер погашаемой путем предоставления отступного части требования участника строительства равен соотношению стоимости прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок и совокупного размера требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства.

С даты вынесения арбитражным судом определения о передаче объекта незавершенного строительства требования участников строительства в соответствующей части считаются погашенными, при этом требования о передаче жилых помещений и (или) требования о передаче машино-места и нежилого помещения в непогашенной части преобразовываются в денежные требования.

На основании определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства погашенные в соответствующей части требования участников строительства исключаются конкурсным управляющим из реестра требований участников строительства.

Требования участников строительства в части, не погашенной в результате передачи объекта незавершенного строительства, удовлетворяются соответственно в составе требований кредиторов третьей и четвертой очереди либо в составе третьей очереди требований по текущим платежам.

15. Во исполнение обязательства застройщика его права на объект незавершенного строительства и земельный участок передаются конкурсным управляющим жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу на основании определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства.

Государственная регистрация перехода прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок к жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу осуществляется после государственной регистрации такого кооператива на основании заявления застройщика в лице конкурсного управляющего и определения арбитражного суда о передаче объекта незавершенного строительства. С момента регистрации перехода прав к такому кооперативу переходят право собственности на объект незавершенного строительства и право собственности или права и обязанности арендатора в отношении земельного участка.

16. При наличии у застройщика нескольких объектов незавершенного строительства жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив создается в отношении каждого такого объекта, при этом решение собрания участников строительства принимается и определение арбитражного суда выносится в отношении всех таких объектов одновременно.

Решением собрания участников строительства может быть предусмотрено создание одного кооператива в отношении нескольких объектов незавершенного строительства. В случае разной стоимости передаваемых объектов незавершенного строительства в связи с разной степенью их готовности решением собрания участников строительства может быть предусмотрена обязанность кооператива перечислить другому кооперативу денежные средства в размере такой разницы.

17. В случае передачи в соответствии с настоящей статьёй участникам строительства объекта незавершенного строительства залог прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок прекращается со дня государственной регистрации перехода прав застройщика на объект незавершенного строительства и земельный участок к жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу. Прекращение такого залога в указанном случае не влечёт за собой изменение очередности удовлетворения требований, которые были обеспечены таким залогом, кредиторов, не являющихся участниками строительства.

18. Правила настоящей статьи применяются также в ходе внешнего управления.