Передача объекта в муниципальную собственность

  • Передача в муниципальную собственность

    Информация о документах

    необходимых для принятия решения об изъятии имущества из оперативного управления государственных учреждений Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи в муниципальную (федеральную) собственность

    Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» (далее – Порядок). Безвозмездная передача государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании документов, представленных балансодержателем
    в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.

    Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
    в муниципальную собственность в случае:

    если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

    если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.

    При этом, порядок согласования сделок по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Свердловской области, предусмотрен постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1533-ПП (См. информацию в разделе «Информация
    о согласовании сделок государственными предприятиями и учреждениями»).

    При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.

    1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
    из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

    Обращение должно содержать:

    1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

    2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

    3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

    4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

    5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

    Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
    по управлению государственным имуществом Свердловской области.

    ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ (Приложение 9)

    2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
    к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
    к изъятию.

    Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ (Приложение 10)

    3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

    4. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости
    об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости

    5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
    к передаче объект недвижимого имущества, (выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах
    на объект недвижимости).

    6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

    7. Документы, подтверждающие нахождение объекта на бухгалтерском учете учреждения-балансодержателя (инвентарная карточка учета нефинансовых активов в части основных средств, или справка о балансовой и остаточной стоимости имущества, оформленная на бланке учреждения, подписанная руководителем и главным бухгалтером).

    8. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) — в части основных средств (2 экземпляра).

    Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504805) —
    (2 экземпляра), в случае передачи земельного участка на котором расположен объект недвижимого имущества

    Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области — получателю имущества прилагается (ИНСТРУКЦИЯ по заполнению актов).

    9. Заполненный шаблон в электронном виде (ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2).

    10. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

    11. Технико-экономическое обоснование передачи.

    Технико-экономическое обоснование должно содержать:

    1) краткую историю объекта и его использование учреждением,

    2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

    3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

    12. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.

Порядок передачи объектов публичной собственности.

В п. 11 ст. 154

Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ установлена такая разновидность разграничения собственности, как передача из одного вида публичной собственности в другой (из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ).

Данная передача осуществляется в рамках следующей модели. Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов РФ или муниципальную собственность в двух случаях: а) если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается и б) если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления полномочий, установленных федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В принципе в таком же порядке предусматривается безвозмездная передача собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований. Согласно ч. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается, что порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

По сути, установленный порядок является административной процедурой передачи объектов собственности от одного субъекта к другому, где установлен упрощенный вариант принятия решений, оформления передачи на основании передаточного акта, регистрации прав новых собственников. Этот порядок вызывает возражения с точки зрения возможного нарушения конституционного права собственности муниципального образования.

Сомнения в конституционности такой передачи устранил Конституционный Суд РФ. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июня 2006 г. № 8-П и Определении Конституционного Суда РФ от 7 декабря

  • 3
  • 2006 г. № 542-0 положения указанной процедуры признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку данные законоположения предполагают необходимость волеизъявления субъекта РФ или органов местного самоуправления на такую передачу.

Порядок такой передачи предусматривает направление органом местного самоуправления предложения о передаче имущества, являющегося муниципальной собственностью, что предполагает необходимость волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу и согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Указанный порядок не предполагает одностороннее решение вопроса о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность РФ или субъекта РФ, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления.

Споры же о праве собственности на имущество (о законности нахождения имущества в муниципальной собственности) разрешаются судами в порядке, установленном действующим законодательством.

Следует отметить, что в редакции ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до внесения в нее поправок Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ выделялись виды имущества, которые могли находиться в собственности различных уровней и видов муниципальных образований, исходя из перечня вопросов местного значения.

Например, в собственности поселений предусматривались объекты имущества, необходимые:

  • 1) для каждодневного жизнеобеспечения населения (объекты, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения); автомобильные дороги местного значения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
  • 2) для обеспечения безопасности и общественного порядка (организации охраны общественного порядка в границах поселения, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, обеспечения первичных мер пожарной безопасности; организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
  • 3) для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях (жилищный фонд социального использования, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда);
  • 4) для обеспечения ряда социально-культурных прав жителей (имущество библиотек, имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения услугами организаций культуры; имущество, предназначенное для развития физической культуры и массового спорта; объекты культурного наследия (памятники истории и культуры));
  • 5) для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения; для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, в том числе земельные участки;
  • 6) для решения отдельных задач социально-экономического развития муниципального образования (имущество, предназначенное для развития малого и среднего предпринимательства, для оказания поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования) и др.

В собственности муниципальных районов предусматривался более широкий перечень вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципальных районов. Например, в их собственности также могли находиться объекты имущества, необходимые для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; для создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального района; для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов и т.д.

В собственности городских округов предусматривались все виды имущества, которые закон относит к поселениям и муниципальным районам.

Федеральным законом от 27 мая 2014 г. № 136-ФЗ в ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, согласно которым перечни объектов имущества применительно к каждому виду муниципальных образований были исключены. Вместе с тем Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтверждает принцип связанности состава муниципального имущества и вопросов местного значения, задач и полномочий, установленных этим Федеральным законом для каждого вида муниципальных образований.

В то же время Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает необходимость закрепления состава муниципального имущества на определенном уровне нормативного регулирования. Например, согласно ч. 4 ст. 16.2 данного Федерального закона состав муниципального имущества внутригородских районов определяется законами субъектов РФ и принятыми в соответствии с ними уставами городских округов с внутригородским делением и уставами внутригородских районов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для внутригородских районов указанным Федеральным законом и законами субъектов РФ.

Законодатель предоставил муниципальным образованиям больше самостоятельности в определении необходимых видов имущественных объектов, которые могут быть необходимы для осуществления вопросов местного значения и иных задач и полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные образования также получили возможность использовать установленные законом способы привлечения денежных средств и иного имущества для формирования доходов местных бюджетов, а также получать субвенции на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Тем самым при осуществлении правового регулирования разграничения полномочий и имущества между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодателем проведен принцип соразмерности ресурсов местного самоуправления предоставленным полномочиям.

Общие положения о реализации нрава собственности на муниципальное имущество. Права владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью закрепляются Гражданским кодексом РФ.

Муниципальное имущество согласно Гражданскому кодексу РФ подразделяется на две основные части: 1) закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления и 2) нераспределенное имущество, которое составляет казну муниципального образования.

В соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 51), федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность может осуществляться только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Приобретение и отчуждение (в том числе приватизация) муниципальным образованием имущества и имущественных прав осуществляются в порядке, установленном органами местного самоуправления. Муниципальное имущество подлежит обязательному учету и пообъектной регистрации в реестре объектов муниципальной собственности.

  • Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”».
  • См.: Талапина Э. В. Публичное право и экономика : курс лекций. М., 2011. С. 407—412.
  • См.: Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2006 г. № 542-0 «По запросуЗаконодательного Собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации” и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, а также жалобе главы городаЕкатеринбурга па нарушение теми же законоположениями конституционного права па местное самоуправление».
  • URL: http://www.gorduma-voronezh.rU/ustav/l l.html

Местную власть обижать не рекомендуется

Сегодня «Российская газета» публикует Определение Конституционного суда, которое посвящено именно этому вопросу.

В главный суд страны обратились сразу два заявителя — Законодательное собрание Республики Карелия и глава города Екатеринбурга. Их жалобы объединили в одно дело, потому как оба заявления были по сути об одном и том же.

Заявители просили судей Конституционного суда обратить внимание на некоторые положения Закона с невероятно длинным названием — «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На самом деле этот закон со сложно выговариваемым именем сегодня стал головной болью очень многих органов муниципальной власти, и они-то научились залпом произносить это название.

Этот документ предусматривает, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов. Но такое возможно не всегда, а лишь в строго определенных ситуациях — если нахождение этого имущества в муниципальной собственности не допускается в результате разграничения полномочий между властями и если это имущество уже используется федеральными органами госвласти, субъектов, государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, которые создала Российская Федерация или ее субъекты.

По мнению Заксобрания Карелии, некоторые положения закона допускают возможность бесплатно передавать муниципальное имущество властям федеральным или субъектов без согласия собственника — органа местного управления. А это ограничивает права местной власти и противоречит сразу пяти статьям Основного Закона страны.

В жалобе главы города Екатеринбурга называются не только те положения, которые озаботили карельских депутатов, но и дополнительные. По ним в случае передачи муниципальной собственности в федеральную предложения о передаче имущества направляются органами госвласти субъекта или органами местного самоуправления федеральному органу или органу субъекта, который имеет полномочия собственника имущества. А там делаются списки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые меняют собственника. Эти перечни предприятий утверждаются, и такой документ становится основанием для возникновения права собственности на имущество. При этом ликвидация таких муниципальных предприятий как юридических лиц и регистрация права госсобственности и муниципальной собственности на них как на объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Перечень же документов, нужных для принятия решения о передаче имущества, устанавливается правительством страны. А это, по мнению заявителя, нарушает сразу шесть статей Конституции, потому как в решении таких серьезных вопросов игнорируется воля органов местного самоуправления.

В своем решении главный суд страны подчеркнул, что Конституция одинаково признает и защищает все виды собственности. Еще суд напомнил, что по Основному Закону страны местное самоуправление самостоятельно решает вопросы владения и управления муниципальной собственностью и ограничивать права местных администраций нельзя. Именно поэтому разграничение полномочий должно обеспечивать учет интересов всякой власти — большой и маленькой. Ограничить право собственности любой из них может только федеральный закон, если это необходимо, но в строго определенных случаях — для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным. То есть характер ограничений соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Еще Конституционный суд напомнил, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому он уже рассматривал в прошлом году. И тогда суд говорил, что порядок передачи предполагает достижение договоренностей между органами власти и не допускает принудительного отчуждения.

Вывод Конституционного суда — порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную и в собственность субъектов одинаков с порядком передачи имущества субъекта в федеральную собственность. И этот порядок включает направление местному самоуправлению соответствующего предложения. Передача имущества без предложения не допускается. Это значит, что безвозмездная передача муниципальной собственности в две другие предполагает согласованные действия всех трех.

В итоге главный суд страны определил, что надо договариваться и необходимо «волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу». Поэтому госвласть и власть субъектов, принимая решение о передаче имущества, не может действовать в одностороннем порядке.

Такое разъяснение, подчеркивает Конституционный суд, является «общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике».