Перейти из НПФ в ПФР через госуслуги

22 октября 2019 09:43

Отделение ПФР по Чеченской Республике информирует о том, что с января 2019 года вступили в силу изменения в законодательстве, регламентирующие порядок смены страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Теперь перевести накопительную пенсию из ПФР в НПФ и обратно, или поменять один негосударственный пенсионный фонд на другой можно только в клиентских службах фонда Пенсионного фонда лично, или через законного представителя, а также через портал Госуслуг. Подать заявление необходимо до 1 декабря.

Заявление на переход от одного страховщика к другому нужно подать не позднее 1 декабря. Ранее это было необходимо сделать не позднее 31 декабря. Если в течение одного года гражданин подаст более одного заявления о переходе без предварительной подачи уведомлений об отказе от смены страховщика, ПФР откажет в удовлетворении второго и последующего заявлений.

Кроме того, теперь при подаче заявления о досрочной смене страховщика через портал Госуслуг или ПФР гражданину будут обязательно сообщать о размере теряемого инвестиционного дохода, учтенного на его счете.

Сама процедура перехода из одного пенсионного фонда в другой не изменилась. Для перевода пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в негосударственный пенсионный фонд либо из одного НПФ в другой по-прежнему необходимо будет заключить с выбранным фондом договор об обязательном пенсионном страховании и подать заявление о смене страховщика.

Однако теперь граждане могут подать данное заявление только через Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в ПФР лично или через представителя с нотариальной доверенностью. Аналогичная процедура действует и при подаче уведомления об отказе от смены страховщика.

Информацию о своих заявлениях и уведомлениях, дате и способе их подачи, вынесенном решении можно будет найти на портале Госуслуг. При этом сохранилась возможность получить указанные сведения лично в территориальном органе ПФР или выбранном НПФ.

Заявление о выборе управляющей компании подается, как и прежде, не позднее 31 декабря через клиентские службы ПФР, Многофункциональные центры, портал Госуслуг.

Изменения в законодательстве призваны устранить практику незаконного перевода пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды с использованием подложных документов через недобросовестных агентов различных НПФ, когда граждан зачастую не информировали о возможных потерях доходности.

Напомним, переводить накопления без потерь возможно не чаще, чем один раз в 5 лет, иначе будущий пенсионер понесёт ущерб в виде потери инвестиционного дохода. В 2019 году переводить средства пенсионных накоплений без потерь выгодно только тем гражданам, которые последний раз писали заявление о выборе страховщика в 2014 году, и данное заявление было рассмотрено положительно Пенсионным фондом. Во всех остальных случаях перевод грозит потерей инвестиционного дохода, как минимум за текущий год.

Сегодня на рынке работают 33 негосударственных пенсионных фондов, вошедших в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Их список размещён на сайте Центробанка.

Выяснить, стоит ли переводить накопления в 2019 году, можно обратившись лично в Пенсионный фонд по месту жительства – специалист посмотрит, когда в последний раз менялся страховщик. Эту же информацию можно проверить, запросив выписку из личного лицевого счета, на портале Государственных услуг и в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР.

Напомним, накопления есть у людей не старше 1953 г.р. (для мужчин) и 1957 г.р. (для женщин), не вышедших на пенсию, а также у участников программы софинансирования.

Реализовывать право на смену страховщика по обязательному пенсионному страхованию Вы можете не чаще одного раза в год. При этом Вы можете подать несколько заявлений о переходе в течение года, но учитываться будет последнее из них.

Выбрав другой негосударственный пенсионный фонд (НПФ), Вам нужно будет заключить с ним новый договор об обязательном пенсионном страховании, и до 31 декабря текущего года направить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) по месту жительства заявление о переходе (или заявление о досрочном переходе) в выбранный НПФ.

Заявление застрахованного лица о переходе – документ, на основании которого переход застрахованного лица в НПФ или в ПФР осуществляется в году, следующем за годом, в котором истекает пятилетний срок с года подачи такого заявления.

Заявление застрахованного лица о досрочном переходе – документ, на основании которого переход застрахованного лица в НПФ или в ПФР осуществляется в году, следующем за годом подачи такого заявления.

При подаче заявления о досрочном переходе до истечения четырехлетнего срока с года вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании возможно потерять инвестиционный доход, полученный по результатам инвестирования негосударственным пенсионным фондом средств пенсионных накоплений.

Средства пенсионных накоплений переведут в выбранный вами НПФ либо в следующем году, либо через 5 лет, в зависимости от выбранного Вами вида перевода (но не ранее, чем НПФ пройдет процедуру акционирования и войдет в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений).

Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендует переводить средства пенсионных накоплений не чаще чем 1 раз в 5 лет, чтобы избежать потери инвестиционного дохода.

Бланк соответствующего заявления можно скачать с сайта ПФР или получить в отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по месту Вашего жительства или пребывания.

Подать заявление можно следующими способами, в том числе в форме электронного документа:

  • лично (через представителя) в клиентскую службу территориального органа ПФР или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). При этом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляется сотрудником территориального органа ПФР или сотрудником МФЦ;
  • по почте. При этом установление личности и проверка подлинности подписи застрахованного лица осуществляется нотариусом или в порядке, установленном пунктом 2 статьи 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, если застрахованное лицо находится за пределами России.

Отделения ПФР с адресами и телефонами указаны на официальном сайте ПФР по адресу www.pfrf.ru.

Телефон «горячей линии» ПФР 8-800-775-54-55.

Также на сайте ПФР организована возможность видеозвонка и обращения к Онлайн-консультанту (в разделе «Центр консультирования», www.pfrf.ru/knopki/online_kons).

Важно! В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ответ на вопросы, содержащие персональные данные (в т.ч. ФИО, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение – например, о выплаченных суммах пенсии и др.) может быть дан через онлайн-приемную ПФР (www.pfrf.ru/eservices/send_appeal) или клиентскую службу ПФР по месту жительства заявителя.

Кроме того, запрос можно направитьв ПФР по почте. Адрес для письменных обращений: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Банк России предложил исключить Единый портал госуслуг (ЕПГУ) из списка возможных способов подачи заявлений об отказе о смене пенсионного фонда, опасаясь фальсификаций, из законопроекта Минтруда о переходах между НПФ и ПФР, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе Минтруда и подтвердили в ЦБ РФ.
«Банк России предлагал Минтруду рассмотреть возможность подачи в ПФР уведомления о запрете рассмотрения ПФР последующих заявлений о переходе и уведомления об отзыве уведомления о запрете только посредством личного (или через законного представителя) обращения застрахованного лица в территориальный орган ПФР. Такой порядок предлагается ввести во избежание нарушения прав застрахованных лиц в связи с подачей указанных уведомлений», — сообщили «Интерфаксу» пресс-службе Банка России.
Как сообщалось, Минтруд доработал законопроект о механизме смены гражданами пенсионных фондов (переход из ПФР в НПФ или переход из одного НПФ в другой). Согласно проекту закона, гражданин имеет право подать заявление о запрете на перевод его средств в другой пенсионный фонд. Ранее предполагалось, что такое уведомление можно было подать лично или через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Однако ЦБ РФ, опасаясь фальсификаций, попросил Минтруд исключить портал госуслуг из списка возможных способов подачи заявления об отказе о смене пенсионного фонда.
О начале разработки законопроекта, который бы законодательно запретил НПФ привлекать агентов в целях заключения договоров и оформления и подачи заявлений о досрочных переходах застрахованных граждан к другому пенсионному фонду, Минтруд объявил в августе 2019 года. Согласно действующему законодательству, в случае досрочного перехода — то есть, раньше, чем один раз в пять лет — гражданин теряет инвестиционный доход, накопленный с момента прошлого перехода.
Затем, осенью, министерство доработало текст законопроекта. В нем появилась еще более жесткая норма, согласно которой гражданин может подать в ПФР уведомление о запрете рассмотрения его заявления о переводе пенсионных накоплений к другому пенсионному фонду, если оно не было подано гражданином при личном визите в отделение ПФР. Такое заявление гражданин мог подать, придя физически в ПФР, или онлайн — через Единый портал госуслуг.
«Законопроектом предполагается введение возможности подачи застрахованным лицом в ПФР уведомления о запрете рассмотрения ПФР последующих заявлений о переходе, заявлений о досрочном переходе, которые не были поданы застрахованным лицом в территориальный орган ПФР лично. Реализация данной новеллы позволит застрахованным лицам предпринимать дополнительные действия для защиты своих пенсионных накоплений от перевода к другому страховщику», — пояснили «Интерфаксу» в пресс-службе министерства во вторник.
Согласно третьей версии законопроекта, такое уведомление гражданин теперь может подавать только лично или через законного представителя.
«Банком России отмечается, что как уведомление о запрете, так и уведомление об отзыве уведомления о запрете, согласно нормам законопроекта, могут подаваться в ПФР теми же способами, что и заявления о переходе, заявления о досрочном переходе (т.е. в отделение ПФР лично или через законного представителя, либо через единый портал государственных и муниципальных услуг). Следовательно, если существует риск фальсификации указанных заявлений, то данная новелла не позволит исключить этот риск, поскольку в таком случае уведомление о запрете и уведомление об отзыве уведомления о запрете также могут быть сфальсифицированы», — объяснили агентству в Минтруде.
«В этой связи Банком России предлагается рассмотреть возможность ограничения способов подачи в ПФР вышеуказанных уведомления о запрете и уведомления об отзыве уведомления о запрете только посредством личного обращения застрахованного лица в территориальный орган ПФР. По результатам обсуждения принято решение об уточнении Минтрудом России редакции соответствующих положений законопроекта с учетом высказанных Банком России предложений», — добавили в министерстве.
Ранее ЦБ РФ сообщал, что получил рекордное количество жалоб от граждан на НПФы по итогам переходных кампаний 2016-2017 годов. Граждане в основном жаловались на незаконный перевод пенсионных накоплений из одного НПФа в другой, либо на то, что текущий фонд удерживает их средства, а также на потерю инвестиционного дохода при переходе. Так, недобросовестные агенты фондов, используя информацию из базы данных ПФР, подделывали заявления граждан и договоры о переводе средств в свои фонды.

Это значит, что кем-то в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) было подано заявление о переводе Ваших пенсионных накоплений.

ПФР, проверив представленные документы, отказался переводить средства в НПФ, усмотрев в представленных документах ошибки. Соответственно, гражданину направляется письмо, что средства его пенсионных накоплений остаются в ПФР, и в единый государственный реестр изменения не вносились.

Рекомендуем Вам обратиться в отделение ПФР по Вашему месту жительства для получения более подробной информации.

Отделения ПФР с адресами и телефонами указаны на официальном сайте ПФР по адресу www.pfrf.ru. Телефон «горячей линии» ПФР 8-800-775-54-55.

Также на сайте ПФР организована возможность видеозвонка и обращения к Онлайн-консультанту (в разделе «Центр консультирования», www.pfrf.ru/knopki/online_kons).

Важно! В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ответ на вопросы, содержащие персональные данные (в т.ч. ФИО, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение – например, о выплаченных суммах пенсии и др.) может быть дан через онлайн-приемную ПФР (www.pfrf.ru/eservices/send_appeal) или клиентскую службу ПФР по месту жительства заявителя.

Кроме того, запрос в ПФР можно направить по почте. Адрес для письменных обращений: 119991, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4, Пенсионный фонд Российской Федерации.