Переводы физических лиц без открытия счета

Как НБУ борется со схемами и что изменится после принятия закона «О валюте», рассказал на Первом валютном форуме начальник управления Департамента финансового мониторинга Нацбанка Виталий Черняк. Публикуем сокращенную версию выступления.

Задача у финмониторинга и у валютного контроля одна — не допустить нелегальный вывод капитала за рубеж. Отличие в том, что валютный контроль отслеживает соблюдение регуляторных ограничений, а финансовый мониторинг предотвращает перемещение «грязных» денег из страны по нелегальным схемам.

Почему Валютный контроль неэффективен

Подход валютного контроля превратил надзор в бюрократическую формальность: все внимание уделялось наличию необходимых документов. Причем ограничения касались преимущественно стандартных транзакций, затрагивая в первую очередь реальный бизнес и простых граждан. Никто не анализировал трансграничные операции и не отслеживал схемы вывода огромных сумм денег.

Данные компании Global Financial Integrity показывают, что за период с 1991 по 2013 года из Украины было выведено $219 млрд незаконных доходов. Причем в 2011-2013 годах динамика вывода средств резко увеличилась: за три года из страны «ушло» $52,9 млрд, в то время как за предыдущие 19 лет — $167 млрд.

Все это происходило в период действия Валютного декрета, когда существовала масса ограничений на валютные операции. Очевидно, что эти запреты не работали.

Внедрение риск-ориентированного финмониторинга в банковской сфере: что изменилось

На этом слайде данные НБУ по дебиторской задолженности резидентов за период с 01.01.14 по 01.08.18. Синяя линия показывает задолженность перед резидентами по импортным операциям: начиная с 2015 года она уменьшается. Красная кривая показывает, как растет задолженность вне банковской сферы. Эти графики говорят о том, что банки сумели приостановить вывод валюты за рубеж, но, к сожалению, вне банков валюта уходит.

В 2017 году в Украине проходила оценочная миссия комитета MoneyVal, который анализирует меры противодействия отмыванию «грязных» средств в странах Европы. И Украина не попала в «черный» список именно благодаря банковскому сектору: представители MoneyVal удостоверились, что банковские эксперты осознают реальные риски и понимают что нужно делать.

Основные национальные риски согласно MoneyVal

После анализа ситуации в Украине, миссия выделила 7 зон риска, которым следует уделять особое внимание:

  • коррупция;
  • незаконная экономическая деятельность (фиктивные предприятия, мошенничество, уклонение от уплаты налогов);
  • рост организованной преступности;
  • конвертационные центры, хотя их число постепенно уменьшается;
  • большой объем налички;
  • теневая экономика;
  • риск финансирования терроризма, в том числе с использованием неприбыльных организаций.

Зная эти риски, регуляторы и банки должны выстраивать свою систему так, чтобы их минимизировать. Среди ключевых направлений, которым НБУ уделяет повышенное внимание, можно выделить проверку публичных лиц, схемные операции или крупные операции с наличными, фиктивные предприятия, идентификацию конечных бенефициарных собственников.

Теневой рынок и другие капканы на пути валютной либерализации.

Анонимное мини-исследование показало, что существует 2 причины, почему украинские бизнесмены открывают компании в оффшорах: отсутствие свободного движения капитала и вопрос рейдерства. С решением первой проблемы должен помочь новый закон «О валюте».

Схемные операции и санкции НБУ

На слайде внизу показаны самые распространенные финансовые нарушения банков и возможные санкции. Слева изображен «бочонок», разделенный на 3 части: каждая часть показывает денежный объем схемных операций определенного вида за период проверок в 2017-2018 гг.

На незаконное выведение капиталов приходится 0,96 млрд грн — это относительно немного. Самый большой блок в 22 млрд грн — это фиктивные операции, которые чаще всего используются в качестве транзита перед выводом капитала. В третьем блоке, с объемом почти 10 млрд грн, собраны схемные операции по незаконному обналичиванию денег.

С правой стороны слайда показаны финансовые санкции НБУ за 2017-18 гг. В 2017 году штрафы за описанные 3 вида схемных операций составляли почти 95%, в 2018-м, по состоянию на 1 сентября, — более 92%. Штрафы за некорректную работу банков с публичными лицами в 2017 году составили 4,62%, а в текущем году их доля уменьшилась до 2,21%. Всего 0,5%, а это 350 тыс. грн, в прошлом году пришлось на штрафы за операционные нарушения в сфере финансового мониторинга.

Слайд доказывает, что задача НБУ — это не наказание за случайные ошибки, а предотвращение схемных операций.

За период 2015-2016 гг было ликвидировано 4 банка, которые занимались операциями обнала или вывода капитала. Проблема в том, что если раньше весь спектр сомнительных услуг был сконцентрирован в одном банке, то после его закрытия клиенты начали проводить схемы через 5-6 банков. При этом не все банки могут понять, что это сомнительная операция, потому что схемы стали сложнее.

3 основных типа схем, выявленных НБУ в ходе проверок

Схема № 1. Ноу-хау с использованием «координационного центра» для обналичивания средств

С левой стороны изображены действующие предприятия, которые производят реальную продукцию. Если владельцам нужны наличные средства, то они перечисляют их в так называемый «котел», который представляет собой аналог координационного центра, и получают через него безналичную гривну.

На правой стороне слайда изображены предприятия, реализующие товары и услуги за наличные. Полученные средства должны инкассироваться в банке, но этого не происходит: предприятия продают ее тому же координационному центру вне банковской системы.

Это одна из самых популярных операций, которые сейчас выявляет НБУ. Причем в 95% случаев такие схемы проходят по «компаниям-однодневкам» с одним собственником и небольшим размером уставного капитала. И лишь около 5% сомнительных операций приходится на компании, которые имеют достаточно большие активы либо просто какие-то активы.

Схема № 2. «Закупка вторсырья»

Это давно практикуемый способ снятия налички, который также активно используют в сельском хозяйстве и других сферах.

Схема достаточно простая: ряд юрлиц обращаются в кассу банка для снятия налички якобы для закупки какой-то продукции. И банк выдает деньги, несмотря на явные признаки сомнительности данной операции: несколько компаний имеют одного собственника или директора, общий IP-адрес, открывались на одном отделении или связаны между собой контрагентами. Часто это «компании-пустышки», которые просто не могли оперировать такими большими денежными оборотами. Потом выдача наличных средств осуществляется каким-то физлицам.

В НБУ подсчитали, что за сутки снимался объем наличных, которых хватило бы на ввоз 284 камазов вторсырья за один день. Очевидно, что это банальный обнал, но банк допустил проведение таких операций.

Схема №3. Покупка валюты по поддельным документам

По этой схеме, в которой принимали участие сотрудники банка, за рубеж было выведено около 13 млн долларов.

Чтобы не допустить подобные операции, НБУ советует банкам более пристально следить за валютными операциями. На рынке очень мало страховых компаний, которые делают перестраховые платежи за рубежом. Раньше большой поток подозрительных операций приходился на страны Балтии, но сейчас там проводятся масштабные проверки и сомнительные компании массово закрываются.

Читайте, как легально инвестировать в иностранные активы с помощью е-лицензий.

Ожидания НБУ от «Закона о валюте»

Суть нового закона — «разрешено все, что не запрещено». Поэтому ключевая задача НБУ в вопросе финмониторинга — разграничивать прозрачные, законные операции и те, которые нужно предотвращать. А задача банков — максимально упростить проведение стандартных операций обычными гражданами и реальным бизнесом.

Пока новый закон находится на этапе доработки, у банков и финкомпаний есть возможность вносить предложения или замечания — Нацбанк открыт к сотрудничеству.

Объекты валютного контроля при переводе денег за границу

Основными участниками валютных операций, связанных с переводом денежных средств за рубеж, можно назвать:

1. Валютных резидентов — физлиц (граждан, непрерывно проживающих за пределами России в течение не более чем 1 года).

Данные лица могут осуществлять денежные переводы за границу, представленные следующими основными законными способами:

  • через специализированные платежные системы (например, Western Union), неспециализированные (WebMoney, QIWI, PayPal), а также через банки в пользу других физлиц (знакомых, родственников);
  • перечислением средств в пользу юрлиц через банки и платежные системы (например, при оплате товаров в интернет-магазине).

2. Валютных резидентов-юрлиц (всех юрлиц, зарегистрированных в РФ).

Основные операции, отражающие факт перевода денежных средств за границу:

  • перечисление денежных средств контрагентам (поставщикам, кредиторам, заемщикам);
  • различные выплаты физлицам (например, наемным работникам за рубежом);
  • перечисление различных пошлин, сборов в зарубежные государственные структуры.

Практически во всех случаях данные операции можно провести законно только через банки либо через имеющие лицензию ЦБ небанковские кредитные организации (данный статус имеют многие российские неспециализированные платежные системы — например, «Яндекс.Деньги»).

3. Валютных нерезидентов:

  • физлиц, непрерывно проживающих за пределами России в течение 1 года и более;
  • всех юрлиц, зарегистрированных не в РФ, но фактически ведущих хозяйственную деятельность в нашей стране либо взаимодействующих с валютными резидентами РФ.

Данные лица, в принципе, могут осуществлять все те же основные операции, связанные с переводом денег за границу, что и резиденты.

В практике трансграничных денежных переводов также могут задействоваться механизмы, не регламентированные или крайне поверхностно регламентированные российским законодательством. В числе таковых — использование анонимных платежных систем, криптовалют, платежных систем игровых порталов.

По очевидным причинам их задействования в бизнесе нужно избегать. Что касается законных механизмов перевода денежных средств за границу — их применение достаточно детально регламентируется российскими правовыми актами в рамках отраслей права, связанных с валютным контролем.

В любом случае те или иные валютные транзакции должны быть разрешены или прямо не запрещены законодательством, прежде всего — положениями закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

Узнать о том, какие валютные транзакции разрешены в РФ, а какие — запрещены, вы можете в статье «Валютные операции между резидентами и нерезидентами».

Рассмотрим специфику валютного регулирования самых распространенных операций по переводу денег за границу:

  • физлицами-резидентами при переводе денежных средств другим физлицам — резидентам (знакомым, родственникам) или на собственные счета за рубежом;
  • юрлицами при взаимодействии с иностранными поставщиками товаров.

Валютное регулирование переводов физлиц-резидентов

Итак, в числе самых распространенных сценариев перевода денег за границу физлицом — отправка гражданином РФ (или иным валютным резидентом — физлицом) денежных средств со своего счета в российском банке на счет получателя-резидента в иностранном банке.

Данная операция может быть осуществлена:

  • без ограничений по сумме — если отправитель и получатель являются близкими родственниками (подп. 12, 17 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ);
  • с ограничением в 5 000 долларов США — в других случаях.

В первом случае банк может запросить у отправителя денежных средств документы, подтверждающие родство с получателем, например копию паспорта получателя, свидетельства о браке, рождении.

Перевод денежных средств от российских физлиц-резидентов другим физлицам, которые проживают за рубежом, через специализированные системы, такие как Western Union, осуществляется в соответствии с теми же нормами права в сфере валютного регулирования, что регламентируют переводы через кредитно-финансовые организации.

Другая распространенная валютная операция с участием физлиц-резидентов — отправка ими денежных средств со счета в российском банке на собственный счет в зарубежном кредитном учреждении.

Ограничений на сумму таких переводов законодательство РФ не устанавливает. Однако обязывает физлиц, осуществляющих данные транзакции, предъявлять банку уведомление по установленной форме об информировании налоговой инспекции о наличии счета за рубежом (п. 4 ст. 12 закона №173-ФЗ). Данное уведомление достаточно показать банку один раз — при последующих переводах он его запрашивать не будет.

Если физлицо-резидент отправляет перевод нерезиденту за границу — никаких ограничений на данную операцию не устанавливается (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Аналогично — если денежные средства направляются за рубеж нерезидентом для резидента или другого нерезидента (ст. 10 закона № 173-ФЗ).

Валютные сделки при импорте: нормативное регулирование

В случае с юридическими лицами к наиболее распространенным операциям, отражающим перевод денежных средств за границу, можно отнести оплату фирмами поставок импортируемых товаров.

Валютные сделки между резидентами, предмет которых — импорт товаров в РФ, не входит в список разрешенных по закону № 173-ФЗ. Поэтому единственным законным типом контрагентов российской фирмы, осуществляющей импорт товаров, может быть иностранное лицо-нерезидент.

По объемам капитала, выводимого в рамках соответствующих сделок, российским законодательством ограничений не установлено. В этом смысле полноценно действует норма ст. 6 закона № 173-ФЗ, по которой операции между валютными резидентами и нерезидентами РФ в общем случае осуществляются свободно.

Вместе с тем экспортно-импортные отношения с участием российских фирм находятся в юрисдикции иных источников права — в частности, инструкции ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций…» от 04.06.2012 № 138-И. Данный нормативный акт устанавливает достаточно большой объем обязательств российских организаций по оформлению импортных сделок с зарубежными партнерами.

Расчеты с зарубежными партнерами: паспорт сделки

В соответствии с п. 5.2 инструкции ЦБ РФ № 138-И все внешнеторговые валютные операции с участием российских фирм — в том числе по контрактам на импорт — на сумму 50 000 долларов США и более должны сопровождаться оформлением паспорта сделки (ПС) по форме № 1 (Приложение № 4 к инструкции № 138-И).

В ПС фиксируются:

  • дата и номер документа;
  • сведения о российской фирме, о ее зарубежном контрагенте;
  • сведения о контракте на импорт (с указанием суммы поставок, валюты, даты осуществления поставок);
  • сведения о банке, через который осуществляется перевод денежных средств (вносятся непосредственно банком);
  • информация о переоформлении ПС, об основаниях для закрытия ПС.

Подписывается ПС теми же лицами, что ставят подпись в контракте, заверяется печатью фирмы. Образцы подписей уполномоченных лиц фиксируются в отдельной карточке банка (некоторые кредитные учреждения могут запрашивать нотариально заверенные образцы подписей).

Кроме того, в российский банк, в котором открыт счет резидента, необходимо при проведении платежа в пользу иностранного партнера представить:

  • контракт на импорт товаров;
  • справку о валютных операциях;
  • справку о подтверждающих документах.

Документы для ПС следует направлять в банк заблаговременно: кредитно-финансовое учреждение осуществляет проверку соответствующих документов для паспорта в срок до 3 дней (п. 6.11 инструкции Банка России № 138-И). В случае если в паспорте сделки отражены неверные данные, присутствуют не совпадающие с проставленными в контракте подписи, а также выявлены иные расхождения между представленными в банк документами, — кредитно-финансовая организация вправе отказать российской фирме в проведении платежа за рубеж.

Паспорт сделки закрывается при наличии одного из следующих оснований:

  • исполнение резидентом обязательств по контракту;
  • уступка резидентом права требования по контракту;
  • прекращение оснований для использования ПС;
  • передача обслуживания счета резидента в другой банк.

Закрытие ПС по указанным основаниям требует представления подтверждающих документов. В течение 180 дней по завершении исполнения резидентом контрактных обязательств банк закрывает ПС автоматически, не запрашивая у клиента подтверждающих документов.

Расчеты с зарубежными партнерами: справка о валютных операциях

Справка о валютных операциях — форма учета валютных операций резидентов (п. 1.5 инструкции №138-И), передаваемая в банк, в котором осуществляются расчеты по импортному контракту. Составлять ее обязательно при переводе резидентом-юрлицом денежных средств зарубежному нерезиденту. В соответствии с п. 2.2 инструкции справка составляется по форме, утвержденной в Приложении № 1 к инструкции № 138-И.

В справке указываются:

  • наименование банка, в котором у резидента открыт счет для переводов за рубеж;
  • наименование резидента, номер его счета в банке;
  • номер паспорта сделки;
  • сведения о платеже (при оплате контракта на импорт — номер распоряжения о списании денежных средств со счета).

Заверяется документ теми же лицами, что и паспорт сделки.

Банк в случае списания денежных средств в валюте с расчетного счета резидента проверяет рассматриваемую справку в течение 1 дня (п. 18.2.1 инструкции № 138-И). При необходимости резидент может составить корректирующую справку — для изменения сведений, отраженных в изначальной справке, направленной в банк. При этом в кредитно-финансовую организацию одновременно подаются документы, подтверждающие данные изменения.

Как отобразить комиссию банка за валютный контроль в бухгалтерском и налоговом учете, узнайте в готовом решении от «КонсультантПлюс». Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Расчеты с зарубежными партнерами: справка о подтверждающих документах

Еще одна форма учета валютных операций с участием резидентов — справка о подтверждающих документах. Она составляется по форме Приложения № 5 к инструкции № 138-И в целях информирования банка о документах, которые удостоверяют исполнение резидентом обязательств способом, отличным от расчетов. Например — обеспечением фактического пересечения границы РФ импортируемым товаром. В этом случае подтверждающим документом будет таможенная декларация.

В рассматриваемой справке фиксируются:

  • название банка;
  • наименование резидента;
  • сведения о подтверждающих документах.

Подписывается справка теми же лицами, что уполномочены ставить подписи — на контракте, паспорте сделки, справке о валютных операциях.

Проверяться рассматриваемая справка (если товар задекларирован, импортирован, и по нему уплачен аванс) может существенно дольше, чем остальные указанные документы, — до 10 дней после предоставления в банк (п. 18.2.2 инструкции № 138-И).

Справка о подтверждающих документах также может быть корректирующей. Ее нужно представлять вместе с документом, удостоверяющим изменения, вносимые резидентом в исходную справку.

Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа

Для того чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 138-И.

Прежде всего в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных в Приложении № 2 к инструкции № 138-И.

Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код {VO11100} обозначает, что резидент переводит нерезиденту за рубеж деньги в виде предоплаты за поставку товаров.

Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.

Расчеты с партнерами: нюансы

Существует ряд нюансов, характеризующих осуществление расчетов российской фирмы с иностранными контрагентами.

Прежде всего полезно обратить внимание на тот факт, что при использовании фирмой только зарубежных банковских аккаунтов в целях соответствующих расчетов оформление паспорта сделки не требуется, хотя ранее в инструкции № 138-И это требование было отражено (п. 11 инструкции № 138-И в редакции от 06.11.2014). В такой ситуации российской фирме необходимо акцентировать внимание на соблюдении требований валютного законодательства страны расположения банка.

Следующий нюанс: возможна ситуация, при которой величина текущего контракта с зарубежным партнером не превышает 50 000 долларов США, но в будущем с высокой вероятностью — превысит. В первом случае паспорт сделки оформлять не требуется, во втором — нужно. Причем это нужно сделать не позднее той даты, когда сумма контракта превысит 50 000 долларов (п. 6.5.3 инструкции №138-И). Поэтому те документы, что предполагается использовать для оформления паспорта сделки, лучше подать в банк заблаговременно (п. 1 информационного письма Банка России от 07.05.2014 №44).

Рассмотренные нами основные документы — паспорт сделки, справка о валютных операциях, о подтверждающих документах — фирма в общем случае оформляет самостоятельно. Но, в принципе, эту функцию можно делегировать и уполномоченному банку (пп. 3.9, 6.3, 9.4 инструкции № 138-И). Данная услуга кредитно-финансовой организации, как правило, платная.

Зарубежный опыт валютного контроля

Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?

Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ. Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.

Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст. 20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты. Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.

Что же с опытом дальнего зарубежья?

Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.

Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.

Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.

Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.

Итоги

Валютный контроль при переводе денежных средств за рубеж осуществляется по законодательству РФ в отношении как физических, так и юридических лиц. Схожие нормы права действуют в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Используя инструменты, предлагаемые порталом Банки.ру, можно оценить, насколько высоки риски сотрудничества с конкретным банком, и определить признаки, предшествующие ухудшению ситуации в банке и ведущие к его банкротству.

Шаг 1. Новостная лента. Расположена в нижней части страницы каждого банка. Содержит заголовки всех (или почти всех) имеющихся на рынке новостей по данному банку в динамике (обычно за несколько лет). Новости структурированы по дате поступления, каждая снабжена развернутым заголовком, по которому обычно можно понять ее содержание.

Пример: /banks/bank/sbbank/news/

Как изучать. Все новости читать не нужно. Просмотрите заголовки новостей за последние один-два года, выберите новости с ключевыми моментами деятельности банка. Вас должно насторожить наличие в истории банка следующих моментов:

— упоминания об участии банка, его сотрудников, менеджеров в отмывании денег;

— сообщения об обысках и выемках документов (в том числе по клиентам банка);

— сообщения о проводимых Банком России внеплановых проверках (особенно с требованиями создать существенный объем резервов);

— нарушение обязательных банковских нормативов (в том числе неоднократное), недостоверность отчетности;

— расследуемые уголовные дела или крупные судебные процессы;

— существенные претензии со стороны любых государственных органов (особенно ЦБ, ФНС, Росфинмониторинга, МВД, Генпрокуратуры и Следственного комитета);

— сообщения об убытках и/или существенном снижении объемов бизнеса;

— сообщения о снижении кредитных рейтингов рейтинговыми агентствами (особенно на несколько ступеней);

— выход из капитала банка известных и богатых акционеров, с заменой их на неизвестных на рынке или с плохой репутацией.

Любой из этих факторов может быть признаком серьезных негативных изменений в банке. Сочетание нескольких факторов в последние несколько месяцев — очень высокий риск (вплоть до потери лицензии и противоправного вывода активов). Наличие негативных факторов в прошлом может стать причиной падения банка «сейчас», риски снижаются с течением времени. Малое количество новостей или их отсутствие — скорее, негативный фактор.

Шаг 2. «Народный рейтинг». Это каталог отзывов (положительных или отрицательных), оставленных клиентами банка в режиме онлайн. Все отзывы клиентов банка фильтруются и проверяются (модерируются) специалистами портала на предмет достоверности, предъявляются требования по конкретике информации (суммы, фамилии, обстоятельства, принятые банком меры по исправлению ситуации или их отсутствие), иногда запрашиваются доказательства. Ведется активная борьба с ангажированными, рекламными отзывами, клеветой. Подтвержденные, но негативные отзывы о банке по его просьбе не удаляются.

Пример: /services/responses/bank/mybank/

Ценностью этого каталога является практически мгновенная реакция сообщества клиентов банка на происходящие там события. Банк отслеживает обратную реакцию на действия своих сотрудников и часто оперативно принимает меры. Особенно быстрая реакция — на негативные изменения. Следует понимать, что недовольные клиенты пишут свои отзывы намного чаще, чем люди, которые довольны обслуживанием.

Как изучать. Наиболее интересно наличие негативных отзывов. Ценность отзывов падает с их устареванием. Отсутствие отзывов по банку означает плохую представленность нашего сервиса в регионе присутствия банка. Обращайте внимание на следующие разновидности отзывов:

— отзывы, где сообщается, что банк по какой-либо причине не выдал клиенту денежные средства с вклада, отложил их выдачу под каким-либо предлогом, ввел какие-либо ограничения на выдачу средств (по сумме, сроку и т. д.), не выдал деньги в банкомате, ввел комиссии за выдачу денежных средств. В том числе упоминается наличие технического сбоя;

— отзывы, где сообщается, что банк по какой-либо причине не исполнил вовремя платежные поручения клиента (в том числе юридических лиц), задержал более чем на день исполнение платежных поручений — в том числе по причине технического сбоя;

— отзывы, где банк, по информации клиента, в явном виде нарушает его законные права и не исполняет свои обязанности, отказывается принимать вклады.

Особое внимание уделяется банкам, где ранее отзывы были положительными или носили нейтральный характер, а в последнее время пошли в значительном количестве отзывы упомянутых выше видов. Такая ситуация должна вас сильно насторожить.

Шаг 3. Кредитные рейтинги. Присваиваются банку несколькими работающими на рынке рейтинговыми агентствами, как российскими («Эксперт РА», НРА, АК&M, RusRating), так и иностранными (Fitch Ratings, Standard & Poors, Moody’s). Значения присвоенных рейтингов показывают вероятность банкротства банка, по мнению соответствующего рейтингового агентства. Чем рейтинг выше (по шкале агентства), тем ниже вероятность банкротства. Следует понимать, что рейтинговые агентства имеют разный уровень компетенции и различную скорость реакции на негативные изменения в банке.

Пример: /banks/ratings/agency/

Как изучать. Кредитный рейтинг — это услуга, которую оказывает рейтинговое агентство банку, высказывая свое мнение о его надежности (и получая за это деньги). То есть агентство торгует своим мнением. Налицо конфликт интересов. Если агентство будет слишком жестко оценивать банк, то банк откажется от его услуг (оно потеряет клиента и деньги). Если слишком мягко и толерантно к негативным моментам банка — то агентство утратит авторитет на рынке. Таким образом, значения кредитного рейтинга — результат консенсуса между агентством и рейтингуемым банком. Наличие рейтинга в первую очередь означает, что банк заплатил агентству. Но ни в коей мере не является гарантией того, что банк не обанкротится.

Обращайте внимание на следующие изменения по кредитному рейтингу:

— рейтинг снижен на одну-две ступени (иностранным рейтинговым агентством) или две и более ступени (российским рейтинговым агентством). Особенно актуально в сочетании с другими перечисленными негативными факторами;

— банк отказался от услуг рейтингового агентства (особенно иностранного). Основных причин может быть две. Либо банк и РА «не договорились» по уровню рейтинга (по результатам пересмотра), и банк запретил публиковать этот рейтинг или вообще от него отказался. Либо сотрудничество не пошло по экономическим соображениям (дороговизна услуг, отпала необходимость в рейтинге и т. д.);

— снижение рейтинга или прогноза по нему в динамике за один-два года, особенно несколькими агентствами.

Шаг 4. Справка Банки.ру. Эксклюзивный для открытого доступа аналитический продукт. Является аналогом профессионального заключения аналитика (риск-менеджера) о возможности сотрудничества с банком. Подобные заключения готовятся риск-менеджерами банков для членов правления и акционеров, обычно являются конфиденциальными. В справке дается представление о реальном бизнесе банка, его клиентах и конечных владельцах (бенефициарах), рисках, финансовом состоянии, слабых местах, уровне возможной поддержки со стороны акционеров и т. д. Банки не могут влиять на содержание справки о них и не платят за нее.

Пример: /banks/bank/energoprombank/

Как изучать. Справка — результат анализа всей доступной открытой информации по банку, включая отчетность. Фактически аналитик уже выполнил задачу поиска слабых мест банка за вкладчика. Учитывая информационную закрытость банков и отсутствие доступа к инсайдерской (внутренней) информации, выводы аналитика не всегда могут быть точными.

Аналитик также ограничен жесткими требованиями к достоверности публикуемой информации (не все, что аналитик подозревает, он может сказать публично) и не может рекомендовать вам сотрудничать / не сотрудничать с банком. Обращайте внимание на следующие моменты, отраженные в справке Банки.ру:

— бенефициарные владельцы являются публичными персонами или «понятными» организациями, известными рынку, или, наоборот, по ним очень мало информации. Есть ли оценка репутации бенефициаров или данные о другом их бизнесе;

— оцените общую полноту информации, представленной в справке (данные владельцах, продуктах, клиентской базе, смежном бизнесе). Если информации очень мало, это означает информационную закрытость банка, что не является положительным моментом;

— выделенные в явном виде аналитиком слабые места банка (нестандартная структура баланса, низкая ликвидность, зависимость от средств физлиц или межбанковских кредитов, ухудшение финансовых показателей, убытки и нарушения нормативов, снижение объема или активности клиентской базы, качество кредитного портфеля, просрочка и обеспеченность его резервами);

— прямые указания аналитика на наличие у банка нестандартных, непонятных или некачественных активов (кредитов, ценных бумаг и т. д.) в значительном объеме;

— соотнесите высокую зависимость банка от средств физлиц и то, куда конкретно вложены эти средства. Плохо, когда банк собирает деньги с рынка («пылесосит») и вкладывает их в девелопмент, ценные бумаги или бизнес своих акционеров;

— высокий уровень вложений банка в ценные бумаги, а также активы в доверительном управлении, особенно различные акции и паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов). Хотя банкам не запрещено покупать ценные бумаги, вложения в них связаны с довольно высоким уровнем кредитного и рыночного рисков. Поэтому ценные бумаги — это основной бизнес не банков, а инвестиционных компаний. Доля вложений в ценные бумаги и активы, переданные в доверительное управление, свыше 25% должна настораживать, особенно при ее увеличении в динамике. Банк «Пушкино» за несколько месяцев до отзыва лицензии перевел в доверительное управление и вложения в ценные бумаги до 35—40% активов;

— оценка уровня возможной поддержки акционерами или крупнейшими клиентами банка в случае наступления кризисной ситуации (наличие «богатого» смежного бизнеса, вливания средств в капитал, случаи помощи банку в прошлом и др.). Например, Альфа-Банк осенью 2004 года на волне слухов о своей несостоятельности сумел выстоять, в том числе благодаря массированным вливаниям средств со стороны акционеров.

Шаг 5. Финансовые показатели. Справка Банки.ру, где аналитики уже посмотрели за вас отчетность банка и сделали выводы о ее качестве, страдает одним серьезным недостатком: банков очень много, а процесс анализа — довольно трудоемкий. Поэтому справки по банкам в условиях недостатка ресурсов могут устаревать, что снижает их ценность. Так что стоит упомянуть о таком инструменте, как «Финансовые рейтинги», позволяющем вам оперативно посмотреть финансовые показатели банка самостоятельно и сделать выводы об их качестве.

Пример: /banks/ratings/

Как изучать. Отчетность в «финансовых рейтингах» на Банки.ру обновляется и агрегируется ежемесячно (около 95% всех существующих банков). Рассчитывается в общей сложности около 50 различных показателей, есть возможность рейтинговать банки по этим показателям. Вообще-то, это инструмент для профессионалов, однако он может дать много полезной информации и для обычного продвинутого вкладчика. Наиболее интересны, просты и пригодны для анализа непрофессионалами следующие показатели, отраженные в справке Банки.ру:

1. Активы (валюта баланса) банка. Рассматриваются в динамике за несколько отчетных дат (например, за год). Нормальным является их умеренный рост или сохранение на прежнем уровне, существенно негативным — снижение на 15% и более. Сильный рост — причина активного развития банка или присоединения к нему других банков.

2. Капитал (собственные средства). Чем он выше, тем более серьезный отток средств способен перенести банк. Капитал может сокращаться за счет понесенных убытков или создания резервов по кредитам. Снижение капитала на 10% и более — это фактор, несущий существенные риски для банка. Достаточность капитала (норматив Н1) не должна быть ниже 10%; если банк имеет существенное снижение норматива достаточности капитала в динамике — это явный негативный признак. Проверить это можно на сайте Банка России в форме отчетности 135.

Пример: http://cbr.ru/credit/fr135.asp?when=20131201®n=3279.

3. Финансовый результат (прибыль или убыток). Существенные по объему убытки способны нанести банку ущерб вплоть до полной утраты капитала и отзыва лицензии. Наличие убытков — негативный фактор, говорящий о проблемах банка. Если убыток имеется в течение длительного времени или растет в динамике — это повод с банком не работать.

4. Кредитный портфель и уровень просрочки по нему. Кредиты — основной актив нормального банка. Снижение кредитного портфеля более чем на 15—20% должно привлечь ваше внимание. Причиной может быть замещение кредитов другими, непрофильными для банка активами (в том числе ценными бумагами) или продажа части кредитов третьим лицам (что иногда применяется для улучшения ликвидности). Нормальная доля кредитного портфеля в составе активов — на уровне 50—80%. Нормальный уровень просроченной задолженности — до 5—7% максимально. Резкий рост просрочки в динамике может быть существенным критерием, говорящим о проблемах банка.

5. Средства физических лиц являются одним из важнейших источников фондирования для банков. Доля физических лиц в пассивах банка на уровне выше 20—25% означает высокий уровень зависимости от средств физлиц и уязвимости при их «набеге». Значительное снижение объема средств физлиц в динамике может говорить о начале их оттока из банка. Резкое увеличение также не является положительным моментом. Причиной может быть включение банком «пылесоса», когда он на любых условиях вынужден завлекать население, чтобы заместить отток других клиентов. Банк России с особым вниманием отслеживает банки, которые серьезно нарастили привлечение денег от физлиц за короткий срок.

Просмотр банка по этим пяти шагам позволит с высокой вероятностью избежать сотрудничества с «проблемным» банком.