План внешнего управления пример

Подготовка плана внешнего управления

Эта услуга ориентирована как на внешних управляющих, так и на собственников предприятий и организаций, которые принимают меры и хотят вывести компанию из кризисного состояния.

На начальной стадии кризиса для выхода из него могут помочь отдельные антикризисные меры, включая активизацию продаж, организационные изменения. Однако, если по объективным причинам кризисное состояние продолжает усиливаться, то без санации не обойтись.

Иногда в качестве мер рекомендуется введение процедуры внешнего управления, позволяющий получить отсрочку по долгам, введя мораторий на удовлетворение ранее накопленных требований кредиторов.

В соответствии с законодательством в срок, не позднее чем через один месяц с даты утверждения внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен содержать перечень мер по восстановлению платежеспособности предприятия.

Поэтому если внешнее управление введено, то актуальным является подготовка в сжатые сроки плана внешнего управления, который позволит дать предприятию возможность восстановить платежеспособность.

Процедура подгтовки плана внешнего управления

1. Подготовка плана внешнего управления начинается с проведения финансового анализа, который является базой для составления перечня антикризисных мероприятий.

2. Далее — строятся прогнозные показатели экономического развития и разрабатывается перечень мер по выводу предприятия из кризиса, в числе которых могут быть перепрофилирование производства, взыскание дебиторской задолженности, продажа части имущества, замещение активов, увеличение уставного капитала и так далее.

3. Результатом является подготовка комплексного документа, на основании которого внешний управляющий осуществляет меры по выводу предприятия из кризиса.

Почему выбирают нас?

Привлечение экспертной организации Учебного центра Банкротство плюс для составления плана внешнего управления имеет большие плюсы, поскольку для глубокой проработки антикризисных мер требуется действительно большой опыт антикризисного и арбитражного управления, а также соответствующие экспертные знания.

Живая практика 7 лет в сфере антикризисного управления

5 экспертов с опытом работы в арбитражном управлении

Оперативные рекомендации и учет нюансов законодательства о банкротстве

Насколько эффективен план внешнего управления?

Многие утверждают, что внешнее управление неэффективно и говорят о низком проценте случаев, когда платежеспособность действительно была восстановлена. С другой стороны, мы также можем привести замечательные примеры восстановления платежеспособности.

Например, в одном из случаев прибыльность в деятельности была восстановлена путем оптимизации затрат, особенно, в части использования трудовых ресурсов. Поэтому, если сдаваться не в Ваших правилах, то план внешнего управления можно рассматривать как дополнительную возможность выхода из кризиса.

Остались вопросы ?

Стоимость подготовки плана внешнего управления

Сроки подготовки плана внешнего управления — от 3 недель при наличии всех необходимых документов.

Стоимость подготовки плана внешнего управления — от 200 000 рублей.

План внешнего управления

План внешнего управления. Требования, предъявляемые к плану внешнего управления

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника.

Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен:

— соответствовать требованиям, установленным федеральными законами;
— предусматривать срок восстановления платежеспособности должника;
— содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

План внешнего управления должен предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов.

Структура плана внешнего управления. Обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок в процедуре внешнего управления

План внешнего управления в соответствии с основными требованиями утвержденной типовой формой должен иметь следующую структуру:

1. Общая характеристика предприятия – полное и сокращенное наименование предприятия, присвоенные коды, дата и регистрации, номер регистрационного свидетельства, форма предприятия, почтовый и юридические адреса, банковские реквизиты, организационная структура предприятия, характеристики менеджеров, отвечающих за результаты работы.

2. Краткие сведения по плану внешнего управления (резюме) – сроки реализации плана, сумма необходимых финансовых средств, финансовые результаты реализации плана.

3. Анализ финансового состояния предприятия – характеристика учетной политики предприятия (методики отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества), сводная таблица финансовых показателей с их динамикой за последние три года, комментарии к ней и основные выводы.

4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности – таблица с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности. Каждое мероприятие должно характеризоваться: наименованием мероприятия, сроком реализации (завершения) мероприятия – квартал года, суммой необходимых для реализации средств, суммой поступлений средств от реализации на протяжении всего внешнего управления, сумма чистых поступлений средств от реализации мероприятия (разность сумм поступления средств и затрат на реализацию).

5. Рынок и конкуренция. Деятельности в сфере маркетинга.

6. План производства и реализации продукции. Итогом данного раздела плана должна быть поквартальная динамика на весь период внешнего управления следующих показателей: объем производства и реализации продукции, работ, услуг; себестоимость; результат от реализации; внереализационные операции (сальдо); балансовая прибыль; платежи из прибыли; чистая прибыль.

7. Финансовый план. Итоговая таблица финансового плана должна содержать поквартальную разбивку на весь период внешнего управления показателей, рассчитанных на основе результатов реализации мероприятий по восстановлению платежеспособности и итоговых показателей плана производства и реализации продукции.

8. Заключение. В данном разделе целесообразно отразить очередность и сроки погашения по очередям с кредиторами. Эта информация может быть приведена в виде графика выплаты средств.

Обоснованием возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок в процедуре внешнего управления являются результаты финансового плана, показывающие превышение поступлений средств над общей задолженностью предприятия на момент введения внешнего управления.

План внешнего управления: порядок рассмотрения и утверждения. Внесение изменений в план внешнего управления

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

План внешнего управления рассматривается собранием кредиторов, которое созывается внешним управляющим не позднее чем через 2 месяца с даты утверждения внешнего управляющего. Внешний управляющий уведомляет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы о дате, времени и месте проведения указанного собрания в порядке, предусмотренном законом, и обеспечивает возможность ознакомления с планом внешнего управления не менее чем за 14 дней до даты проведения указанного собрания.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

— об утверждении плана внешнего управления;
— об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
— об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения;
— об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.
Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.

План внешнего управления может быть признан недействительным полностью или частично арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по ходатайству лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Определение о признании недействительным полностью или частично плана внешнего управления может быть обжаловано.

План внешнего управления может быть изменен в порядке, установленном для рассмотрения плана внешнего управления.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

В обязанности внешнего управляющего входит:

— информирование комитета кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
— представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов) (если не предусмотрено иное планом внешнего управления).

В случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Меры по восстановлению платежеспособности должника в процедуре внешнего управления

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

— перепрофилирование производства;
— закрытие нерентабельных производств;
— взыскание дебиторской задолженности;
— продажа части имущества должника;
— уступка прав требования должника;
— исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
— увеличение уставного каптала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
— размещение дополнительных обыкновенных акций должника;
— продажа предприятия должника;
— замещение активов должника;
— иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Оценка внутренних условий деятельности должника. Требования к анализу экономической политики и организационно-производственной структуры должника

Цели экономической политики должника должны исходить из назначения соответствующей процедуры банкротства.

Мероприятия:

1) Всемерное снижение издержек производства (сокращение условно-постоянных накладных расходов, отказ от нерентабельных производств, сокращение персонала, режим экономии материальных ресурсов).
2) Минимизация затрат, связанных с налогообложением хозяйственной деятельности (консервация части мощностей, использование вексельных схем).
3) Выбор соответствующей учетной политики.
4) Поиск и привлечение внешнего инвестора для реструктуризации предприятия и перераспределения собственности.
5) Устранение излишних звеньев организационной структуры и дублирования.
6) Создание условий для реализации конкурсной массы.
7) Маркетинговый анализ рынка для выявления и сохранения потенциально жизнеспособной части бизнеса должника

В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления внешний управляющий должен разработать план внешнего управления. При этом Законом не предусматривается детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления.

В то же время анализ положений Закона о банкротстве позволяет выявить общие контуры плана внешнего управления, сделать выводы о целесообразности включения в него некоторых разделов, а также определиться с выбором используемых методов разработки такого плана.

Автором работы предлагается следующая структура плана внешнего управления несостоятельными предприятиями:

Введение.

Официальные требования к плану внешнего управления.

Концепция плана внешнего управления.

  • 1. Общие данные о предприятии.
  • 1.1. Полное и сокращенное наименование предприятия
  • 1.2. Дата государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, наименование зарегистрировавшего органа.
  • 1.3. Место нахождения: почтовый и юридический адрес.
  • 1.4. Коды госреестра: ОКВЭД; ОКОГУ; ОКПО; ОКАТО; ОКОПФ; ОКФС.
  • 1.5. Основные виды деятельности (в соответствии с уставом).
  • 1.6. Организационно-правовая форма.
  • 1.7. Форма собственности, код СКФС.
  • 1.8. Информация о руководстве: Ф.И.О., телефоны, факсы руководителя.
  • 1.9. Информация об учредителях (акционерах) организации-должника и размерах их долей.
  • 1.10. Сведения о счетах в банках и иных кредитных учреждениях.
  • 1.11. Нематериальные активы: патенты, лицензии.
  • 1.12. Данные о границах, размерах, местоположении земельного участка, прав на земельный участок.
  • 1.13. Сведения о государственной регистрации прав на объекты недвижимости и (или) имущественный комплекс.
  • 1.14. Состав и стоимость объектов (имущества), обремененных правами третьих лиц, включая объекты, переданные в залог, аренду или пользование.
  • 1.15. Численность работников на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
  • 1.16. Основные виды производимой продукции.
  • 1.17. Источники сырья, материалов и услуг.
  • 1.18. Рынки сбыта продукции (работ, услуг).
  • 1.19. Перечень и состояние основных средств.
  • 1.20. Участие в других обществах.
  • 2. Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления.
  • 2.1. Размер и состав имущества организации-должника.
  • 2.2. Финансовое состояние организации: анализ финансовых коэффициентов.
  • 2.3. Финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия.
  • 2.4. Основные причины ухудшения финансового состояния организации.
  • 2.5. Оценка размера обязательств должника.
  • 2.6. Определение достаточности (недостаточности) принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
  • 2.7. Определение достаточности (недостаточности) имущества должника для погашения требований кредиторов.
  • 3. Комплекс мер по восстановлению платежеспособности.
  • 3.1. Характеристика основных мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.2. Сводный график проведения мероприятий плана внешнего управления.
  • 3.3. Финансовый план.
  • 3.4. Исходные условия для расчета финансового плана.
  • 3.5. Формирование доходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.6. Формирование расходов предприятия в период внешнего управления.
  • 3.7. Потребность в оборотном капитале в период внешнего управления.
  • 3.8. Расчеты с кредиторами.

Подобная структура подачи материала позволяет достаточно полно представить логику рассуждений внешнего управляющего: он знает возможности предприятия, разобрался в причинах возникновения неплатежеспособности, определил неиспользованные резервы повышения эффективности работы, наметил комплекс мер по восстановлению платежеспособности и предложил способы, как можно организовать достижение намеченного. Однако в зависимости от предприятия и ситуации в которой он находится данная схема может видоизменяться, некоторые наиболее важные для данной организации разделы добавляются, а некоторые наоборот исключаются из рассмотрения.

Введение. Это вступительная часть плана внешнего управления, в которой отражаются реквизиты дела о банкротстве должника, а именно:

ь наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве,

ь номер дела о банкротстве,

ь дата введения процедуры внешнего управления,

ь срок, на который она вводится,

ь фамилия, имя и отчество внешнего управляющего,

ь делается ссылка на обязанность внешнего управляющего разработать план внешнего управления.

Далее автор настоящей работы считает необходимым обозначить официальные требования к плану внешнего управления, которые содержатся в статье 106 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и которые непременно должны быть соблюдены внешним управляющим в любом плане. А именно, план внешнего управления должен предусматривать: меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника, кроме того, исходя из пункта 2 статьи 106 план внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок и предусматривать разграничение компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника.

В разделе «концепция плана внешнего управления» целесообразно:

ь сформировать основную цель плана (это, конечно, разработка и реализация комплекса мер с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия, а также преодоления производственного кризиса и финансовой неплатежеспособности);

ь обозначить задачи, которые потребуется решить в процессе разработки плана внешнего управления. Например, 1) организовать деятельность несостоятельного предприятия таким образом, чтобы иметь возможность рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами по текущим платежам; 2) аккумулировать на счете предприятия денежные средства, необходимые для того, чтобы в течение шести месяцев после окончания срока внешнего управления рассчитаться с кредиторской задолженностью, в том числе по обязательным платежам, либо реструктурировать свою задолженность перед кредиторами, имевшуюся на момент введения внешнего управления.

ь из комплекса всех мероприятий по восстановлению платежеспособности должника, выделить и обозначить ключевые, по которым планируется проведение основной работы. Например, возврат имущества производственного назначения, реализованного в процедуре наблюдения.

Раздел общих сведений о предприятии. Справочные сведения о предприятии можно достаточно легко получить, используя публикующиеся справочники и государственные информационные системы. Форма типового плана предполагает также сбор данных об учетных реквизитах предприятий в системе государственной регистрации, налоговых органах, банковские реквизиты. Запрашиваются также данные о составе, образовательном уровне и послужном списке команды управляющих.

Безусловно, справочный раздел в плане нужен. Но его назначение состоит в предоставлении минимума информации, позволяющей получить самое общее представление о предприятии и его координатах для связи. Учитывая раскрытие экономических показателей в основных разделах Плана, справочный раздел должен включать наименование предприятия, характеристику его организационно-правовой формы (с указанием основных собственников в виде укрупненной структуры уставного капитала), адрес (включая адреса филиалов и отдельных площадок) и реквизиты для связи, дату и номер регистрации, виды деятельности.

Финансовое состояние предприятия на момент введения процедуры внешнего управления. Это очень важный раздел плана, в котором должна быть представлена динамика основных экономических показателей предприятия.

Анализ финансового состояния позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности; с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.

Однако увлекаться таким анализом не следует по следующим причинам.

Во-первых, для планирования траектории финансового оздоровления предприятия наибольшее значение имеют его текущие экономические показатели.

Во-вторых, анализ ретроспективных рядов экономических показателей в современной России теряет смысл с увеличением рассматриваемого периода из-за быстрого изменения условий хозяйствования. Обеспечить сопоставимость данных тяжело, а иногда и невозможно.

На практике для иллюстрации результатов анализа все же используют стандартную табличку из типового плана, тем более что для ее расчета требуются только данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Указанный подраздел лишь комментирует выводы содержательного анализа финансового положения предприятия. Определение основных причин его ухудшения пока является неформализованным процессом, хотя для большинства предприятий выводы удивительно близки.

Следовательно, в данном разделе необходимо особое внимание уделить анализу качественных причин ухудшения финансового состояния предприятия, чтобы в последующем обоснованно ответить на вопрос, а что же следует предпринять для выхода из кризиса?

В разделе «комплекс мер по восстановлению платежеспособности» перечень мероприятий должен включать сроки, условия и порядок их проведения, расходы на их реализацию и иные расходы должника, здесь показывается внутренний финансовый резерв предприятия, получаемый от предлагаемых мероприятий, которые может быть направлен на восстановление платежеспособности предприятия.

Процедура внешнего управления является процедурой глубокой финансовой реструктуризации должника — юридического лица за счет мобилизации его внутренних и внешних ресурсов и резервов в целях достижения и последующего укрепления финансовой стабильности. Поэтому описанию включаемых в план внешнего управления конкретных мер и мероприятий по восстановлению платежеспособности, а также изложению последовательности, оценки затрат и результатов их реализации должно быть уделено особое внимание. Анализ сроков реализации намеченных мер, результатов их реализации в сопоставлении с необходимыми затратами, позволит определить общие подходы к прогнозированию денежных потоков должника в период внешнего управления.

По своей сути данный раздел представляет собой стратегический план основных направлений развития и преобразования организации, целью которых являются: прирост выручки организации, в том числе ее денежной составляющей; сокращение издержек производства; оптимизация управления товарно-денежными потоками; создание условий для своевременного расчета по обязательствам; повышение качества выпускаемой продукции и ее соответствия рыночному спросу.

При прогнозировании поступлений (или притоков) средств к должнику необходимо определить их основные источники.

Так, например, одним из важнейших источников поступления средств к должнику является выручка по основной деятельности, прогнозирование которой следует осуществлять с учетом результатов реализации мер, направленных на повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия, в том числе связанных с перепрофилированием производства, изменением номенклатуры выпуска продукции и услуг, изменением объемов выпуска и др.

В целях повышения обоснованности разрабатываемого плана внешнего управления в том случае, когда стратегией его реализации предусматривается продажа предприятия (бизнеса) должника, необходимо включать в план внешнего управления мероприятия по проведению оценки бизнеса должника.

В то же время для проведения прогнозных расчетов целесообразно уже на стадии разработки плана внешнего управления проводить оценку бизнеса доходным методом, поскольку использование данного методического подхода позволяет наиболее адекватно оценить потенциальные выгоды будущего инвестора (покупателя) от приобретения данного бизнеса.

Прогноз расходов должника, помимо затрат на осуществление его хозяйственной деятельности, должен учитывать результаты реализации намеченных мер по восстановлению платежеспособности должника, таких как закрытие нерентабельных производств, снижение производственных и непроизводственных издержек и др.

Кроме того, в числе расходов (или оттоков средств) должника следует учитывать расходы на реализацию части имущества должника и (или) предприятия (бизнеса) должника, расходы на реализацию иных мер по восстановлению платежеспособности, расходы на судебные издержки и осуществление внешнего управления, а также расходы на удовлетворение требований к должнику граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда.

Результатом прогнозирования поступлений средств и их расходов в период внешнего управления является определение величины свободных средств, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.

Для повышения обоснованности прогнозных расчетов представляется целесообразным осуществлять их по вариантам, что вполне согласуется с основными принципами экономического прогнозирования. При этом достигается необходимая гибкость плана внешнего управления, позволяющая арбитражному управляющему совместно с кредиторами должника в процессе реализации плана избирать в рамках разработанного плана внешнего управления оптимальную стратегию осуществления мер, направленных на восстановление платежеспособности должника, в зависимости от изменения конкретных условий.

При разработке плана внешнего управления уделяется большое внимание срокам реализации процедуры внешнего управления:

план внешнего управления должен предусматривать срок восстановления платежеспособности должника. Следует отметить, что данное требование Закона зачастую имеет существенное значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии возможности восстановления платежеспособности должника, поскольку прогнозирование денежных потоков должника проводится в определенном периоде, на конец которого осуществляется расчет суммы накопленных свободных средств для расчетов с кредиторами.

Исходя из установленной Законом процедуры продления срока внешнего управления, следует предположить, что в плане внешнего управления должны содержаться достаточные основания (плановые проектировки, прогнозные расчеты), которые позволяют сделать выводы о том, что продление срока внешнего управления приведет к восстановлению платежеспособности должника.

План внешнего управления должен содержать порядок, в котором внешний управляющий отчитывается перед кредиторами о ходе внешнего управления.

Разумеется, в каждом конкретном случае в план внешнего управления могут включаться и иные разделы, отражающие как специфику должника, так и особенности избранной кредиторами стратегии восстановления его платежеспособности.

Кроме того, при разработке плана внешнего управления необходимо учитывать особенности процедур банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц, и, в первую очередь, сельскохозяйственных и градообразующих организаций.

Особой спецификой, вне всяких сомнений, будут отличаться планы внешнего управления, разрабатываемые, например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Согласно ст.120 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» расчеты с кредиторами осуществляются после окончания срока внешнего управления в случае удовлетворения арбитражным судом ходатайства собрания кредиторов о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами. Срок расчетов с кредиторами устанавливается арбитражным судом и не может превышать 6 месяцев.

Из данных норм Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» следует, что в плане внешнего управления должен найти отражение размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, попавшим в соответствии со статьей 95 Закона под мораторий.

При этом необходимо учитывать, что в течение срока действия моратория неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты не начисляются, а на суммы основного долга по денежным обязательствам и недоимки по обязательным платежам, имеющиеся на дату введения внешнего управления, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации.

Оценка размера требований кредиторов должна базироваться на данных реестра требований кредиторов, ведение которого осуществляется внешним управляющим, а не на данных бухгалтерского баланса должника на последнюю отчетную дату.

Для того чтобы иметь необходимую для прогнозной оценки результативности процедуры внешнего управления информацию, в план внешнего управления следует включать и расчеты процентов, начисляемых на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам.

Кроме мораториальных требований, в плане должен найти отражение и размер требований к должнику о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании задолженности по оплате труда. Однако в силу того, что данные требования могут погашаться в период внешнего управления, при расчете прогнозной величины потребности в свободных денежных средствах для расчетов с кредиторами, внешнему управляющему следовало бы учитывать эти требования только в той части, которая не может быть погашена в течение внешнего управления.

Так формируется оценка величины потребности в свободных денежных средствах, которые по завершении внешнего управления могут быть направлены на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. Следовательно, главная задача, подлежащая решению при разработке плана внешнего управления — найти и показать в плане основные источники формирования у должника средств для расчетов с кредиторами в установленных размерах.

Правовая природа плана внешнего управления

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления, который подлежит реализации после его утверждения собранием кредиторов. План внешнего управления разрабатывается на основе анализа финансового состояния должника, его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности, с учетом имеющегося потенциала в части применения той или иной меры по восстановлению платежеспособности. Выбор меры по восстановлению платежеспособности должен быть основан и на решении, принятом органами управления должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия в соответствии с п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве.

План внешнего управления является документом, утверждаемым собранием кредиторов и являющимся обязательным для исполнения внешним управляющим, собранием кредиторов, комитетом кредиторов и должником.

План внешнего управления может быть признан недействительным полностью либо в части по заявлению лица или лиц, права и законные интересы которых были нарушены. Возможность оспаривания положений плана послужила основанием для утверждения о договорной природе указанного документа*(1). Однако такое утверждение не вполне обоснованно по следующим причинам.

Во-первых, договор — это акт взаимного согласия сторон. Стороны должны иметь равные права при достижении согласия. Утверждение плана внешнего управления хотя и предполагает в качестве основы предложения внешнего управляющего, однако собрание кредиторов вправе потребовать изменения плана вне зависимости от позиции внешнего управляющего, а то и вовсе отклонить план и потребовать отстранения внешнего управляющего. Таким образом, о равноправии субъектов (управляющего и кредиторов) при утверждении плана внешнего управления говорить не приходится. В.А. Химичев, приводя в качестве примера ситуацию, когда кредиторы «без всяких к тому экономических оснований принимают решение о введении в отношении должника внешнего управления, а арбитражный управляющий, обладая специальными познаниями в анализе финансового состояния должника, делает вывод о невозможности восстановления платежеспособности»,*(2) — отмечает, что закон позволяет суду отвергнуть позицию управляющего и принять не отвечающую здравому смыслу позицию кредиторов.

Во-вторых, договор представляет собой соглашение сторон, направленное на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей сторон, поскольку «договоры относятся к той разновидности юридических фактов, которая именуется сделками, а значит, представляют собой действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей».*(3) Можно предположить, что выполнение плана внешнего управления является основанием для выплаты вознаграждения внешнему управляющему, соответственно план устанавливает право кредиторов требовать оказание услуги внешним управляющим и обязанность последнего оказать услугу кредиторам по реализации мер по восстановлению платежеспособности должника. Такой подход к установлению сущности плана внешнего управления является явно упрощенным. План внешнего управления не содержит простого и понятного перечня действий внешнего управляющего, составляющего предмет договора на оказание услуг. План внешнего управления представляет собой документ ориентационного свойства, включающий экономические параметры, которые должны быть достигнуты в установленный срок с помощью мер по восстановлению платежеспособности, прогнозные значения состояния финансового и товарного рынков и перспектив успешного осуществления мер по восстановлению платежеспособности (обоснование возможности восстановления платежеспособности должника), условия и порядок реализации этих мер.

В-третьих, разработка и выполнение плана внешнего управления должны учитывать интересы не только кредиторов, но и иных лиц — участников дела о банкротстве (например, должника, органа местного самоуправления при внешнем управлении в отношении градообразующей организации). Именно нарушение прав и законных интересов этих лиц может стать основанием для рассмотрения арбитражным судом требования о признании плана внешнего управления недействительным полностью или частично.

В теории корпоративного права ведутся споры относительно правовой природы решений органов юридического лица, поскольку волеизъявление юридического лица реализуется посредством принятия специальных правовых актов, виды которых определяются законодательством. Анализируя проблему квалификации актов, принимаемых коллегиальными органами управления юридических лиц, Н.В. Козлова отмечает, что законодательстве и правовой литературе они именуются по-разному: «внутренние документы», «локальные акты», «корпоративные акты» и пр.*(4) Б.Б. Эбзеев полагает, что не во всех случаях волеизъявление органа юридического лица направлено на установление гражданских правоотношений, зачастую предметом решений может быть урегулирование вопросов, не связанных со сделками, в связи с чем воля юридического лица выражается в форме внутреннего акта (не сделки). Р.С. Кравченко называет такие акты локальными (корпоративными) нормативными актами.*(5) Полемизируя с указанными авторами, Н.В. Козлова отмечает, что перечень актов, которые могут содержать нормы гражданского права, указанный в ст. З ГК РФ, является исчерпывающим, и, поскольку он не включает в себя указания об актах, принимаемых органами управления юридическим лицом, решения таких органов можно квалифицировать как многостороннюю гражданско-правовую корпоративную сделку, являющуюся актом реализации гражданской правосубъектности юридического лица. В свою очередь, Н.Н. Пахомова указывает на разноуровневость нормативного гражданско-правового акта и локального акта, содержащего нормы корпоративного права, определяя локальный акт как поднормативный акт, имеющий процедурную особенность его принятия. Индивидуальный нормативный акт в отличие от локального акта, включает лишь нормы поведения участников отношений и направлен на реализацию норм корпоративного права.*(6)

Приведенные выше точки зрения на природу корпоративного акта позволяют провести определенную аналогию решения органа управления юридическим лицом с решением собрания кредиторов, тем более что среди исследователей проблем конкурсного права практически нет разногласий по поводу сходства норм корпоративного права с нормами конкурсного права, регулирующими порядок проведения и принятия решений собранием кредиторов и общим собранием акционеров.*(7) План внешнего управления, утверждаемый решением собрания кредиторов, таким образом, может быть квалифицирован как:

юридический факт, не относящийся к сделкам и ненормативным актам (иное юридическое действие согласно подп. 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ);

локальный (ненормативный) акт юридического лица-должника*(8);

многосторонняя сделка (сделка между кредиторами, управляющим и должником).

На наш взгляд, при выяснении правовой природы плана внешнего управления необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, решение собрания кредиторов не может быть актом реализации правосубъектности юридического лица-должника, собрание же кредиторов субъектом гражданских прав не является.*(9) Собрание кредиторов формирует коллективную волю кредиторов, а не юридического лица-должника.

Во-вторых, воля кредиторов формируется не путем взаимного согласия сторон, а посредством подчинения воли меньшинства (кредиторов с меньшим объемом требований к должнику) воле большинства (кредиторов с большим объемом требований к должнику).

По этим причинам план внешнего управления не может быть признан ни локальным нормативным актом должника, ни многосторонней сделкой с участием кредиторов. С гражданско-правовых позиций план внешнего управления может быть квалифицирован как правообразующий юридический факт, опосредованный действием кредиторов, выражающих коллективную волю путем принятия решения на собрании кредиторов. План внешнего управления является основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей в рамках отдельных правоотношений, складывающихся при реализации мер по восстановлению платежеспособности должника, при этом разнообразие таких отношений может быть довольно широким.

Е.Г. Дорохина,

ведущий научный сотрудник

Института перспективных исследований,

г. Москва, кандидат юридических наук

«Российская юстиция», N 9, сентябрь 2006 г.

————————————————————————-

*(1) Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве). — 2-е изд. М. Юрайт-Издат. 2004. С. 279. Необходимо отметить, что в указанном комментарии План нынешнего управления рассматривается как договор между нынешним управляющим (выступающим в качестве руководителя должника) и кредиторами. Впоследствии, М.В. Телюкина более осторожно подошла к определению правовой природы плана внешнего управления, рассматривая его как сделку, сделав при этом оговорку, что такое определение не вполне объяснимо с теоретической точки зрения. (См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 347).

*(2) Химичев В.А. Защита прав кредиторов при банкротстве. М.: Волтерс Клуеер. 2005. С. 59.

*(3) Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М. Статут. 1998. С. 13

*(4) Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. М.: Статут. 2005. С. 436.

*(5) Козлова Н.В. Указ. соч. С. 420-438.

*(6) Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. М.: Налоги и финансы. 2005. С. 176-181.

*(7) Химичев В.А. Указ. соч. С. 41. Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 246.

*(9) В литературе высказывается точка зрения о том, собрание и комитет кредиторов «будучи субъектами конкурсного права, не представляют интересы кредиторов, а являются органами, наделенными определенной компетенцией в силу конкурсного законодательства, что служит цели защиты интересов кредиторов». (См.: Телюкина М.В. Основы конкурсного права. С. 231). Противоположную позицию занимают Е.А. Павлодский и О.Р. Зайцев, полагая, что не имеется оснований рассматривать собрание кредиторов в качестве субъекта конкурсного права, если определять институт банкротства как институт гражданского права. (См.: Павлодский Е.А. Зайцев, О.Р. Правовое положение кредитора в деле о банкротстве. // Журнал российского права. 2004. N 7).

Государственное управление иностранными делами Российской Федерации

Иностранные дела Российской Федерации – это область внешнеполитической деятельности государства, связанная с осуществлением разнообразных внешних связей страны с иностранными государствами и международными организациями, и представляющая собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, осуществляемых с целью обеспечения защиты общегосударственных интересов и создания необходимых благоприятных условий для решения внутренних задач. По своему содержанию внешние межгосударственные связи могут быть политическими, экономическими, военно-техническими, научными и социально-культурными. Но все они выступают как различные формы проявления внешней политики, которая, в свою очередь, тесно связана с политикой внутренней и является се продолжением вне нашего государства.

Все формы проявления внешней политики направлены на решение внешнеполитических задач, сформулированных в утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, представляющей официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются па фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (см. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р). Основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Основная задача настоящей Стратегии состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов, а на долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств.

Согласно Стратегии для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений. Национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира. Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Федерации будет способствовать активная внешняя политика, усилия которой сосредоточены на поиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений. Стратегией определены направления реализации и конкретные мероприятия. Важнейшим региональным приоритетом внешней политики страны остались ее отношения со странами СНГ, прежде всего с Беларусью, странами – участниками ОДКБ и ЕврАзЭС. Со странами НАТО Россия намерена строить равноправные отношения, ставя их в зависимость от готовности альянса «к равноправному партнерству, неукоснительному соблюдению принципов и норм международного права, выполнению всеми его членами взятого на себя в рамках Совета Россия – НАТО обязательства не обеспечивать свою безопасность за счет безопасности Российской Федерации, а также обязательств по военной сдержанности».

В Стратегии отмечается, что российско-американские отношения должны развиваться с «учетом не только их огромного потенциала для взаимовыгодного двустороннего торгово-экономического, научно-технического и иного сотрудничества, но и их ключевого влияния на состояние глобальной стратегической стабильности и международной обстановки в целом». Сосредоточение политико-дипломатических, военных, экономических, финансовых и иных средств на решении внешнеполитических задач должно быть соразмерно их реальному значению для национальных интересов России, а масштаб участия в международных делах адекватен фактическому вкладу в укрепление позиций страны.

Президент РФ в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней политикой страны и как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. В соответствии со ст. 80, 83, 86 Конституции РФ он определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей нашей страны в иностранных государствах и международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств, ведет переговоры и подписывает международные договоры от имени Российской Федерации. Президентом РФ принимаются решения о применении соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций для деятельности находящихся за рубежом российских загранучреждений.

Правительство РФ согласно ст. 114 Конституции РФ и в соответствии с Законом о Правительстве РФ осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики России, обеспечивает выполнение обязательств по международным договорам и правительственным соглашениям, отстаивает геополитические интересы России, осуществляет регулирование и обеспечивает государственный контроль в области внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества с зарубежными государствами.

Министерство иностранных дел РФ (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. Оно подведомственно Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ и федеральными законами. Основными задачами МИД России являются: разработка обшей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ; реализация внешнеполитического курса РФ; координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями; содействие согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики РФ и выполнения сю международных обязательств; обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и других интересов Российской Федерации на международной арене; зашита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; обеспечение дипломатических и консультативных отношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями; содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

В систему МИД России входят дипломатические представительства (посольства) и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, именуемые загранучреждениями, территориальные органы – представительства МИД России на территории РФ, а также подведомственные ему предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности этого Министерства.

Дипломатическая служба – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате МИД России, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, представительствах РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах – представительствах МИД России на территории РФ, связанная с обеспечением исполнения полномочий Российской Федерации в сфере международных отношений, а дипломатические работники – это федеральные государственные гражданские служащие, исполняющие функции дипломатического характера и замещающие в центральном аппарате МИД России, загранучреждениях МИД России, территориальных органах МИД России должности федеральной государственной гражданской службы, по которым предусмотрено присвоение дипломатических рангов и классных чинов федеральной государственной гражданской службы.

Посольство РФ является государственным органом внешних сношений, осуществляющим представительство РФ в государстве пребывания. Оно учреждается по решению Правительства РФ в связи с установлением на основании Указа Президента РФ дипломатических отношений с соответствующим иностранным государством на уровне посольств. Посольство обеспечивает проведение единой политической линии РФ в отношениях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных и субъектов РФ органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов.

Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ, представляющим ее в иностранном государстве и являющимся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания.

Основные права и обязанности Посла регламентируются специальным Положением о нем.

Консульское учреждение РФ является государственным органом внешних сношений РФ, осуществляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Создается оно по решению Правительства РФ на основании международного договора РФ с соответствующим иностранным государством.

Консульские учреждения в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консульские функции выполняются также дипломатическими представительствами РФ, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы. Основными задачами и функциями консульского учреждения являются: защита в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, ее граждан и российских юридических лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между Российской Федерацией и государством пребывания, дружественных отношений между ними; оказание помощи и содействия российским гражданам и юридическим лицам, осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с российским законодательством; осуществление нотариальных действий, государственной регистрации актов гражданского состояния, функций но вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства государства пребывания; ведение в установленном порядке учета находящихся в пределах консульского округа российских граждан, принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан России, оказание содействия гражданам Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме; оказание помощи и содействия находящимся в пределах консульского округа морским, речным, воздушным судам и их экипажам и ряд других функций.

За консульские действия, совершаемые на территории государства пребывания, консульским учреждением взимаются в соответствии с законодательством РФ консульские сборы.

Консульское учреждение в зависимости от класса возглавляется соответственно генеральным консулом, консулом, вице-консулом, консульским агентом. Глава консульского учреждения назначается на должность в установленном порядке МИД России и допускается к исполнению своих обязанностей уполномоченным органом государства пребывания. Консульским должностным лицом может быть только гражданин Российской Федерации. Но МИД России с согласия государства пребывания может поручить выполнение отдельных консульских функций почетным консулам РФ, которыми могут быть как российские граждане, так и граждане иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на них консульские функции. Почетный консул не состоит на государственной службе РФ. Он подчиняется МИД России и выполняет свои функции под руководством дипломатического представительства или консульского учреждения РФ в государстве пребывания.

Правом на осуществление международных связей обладают и субъекты РФ, которые также могут сотрудничать в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами как субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. С согласия Правительства РФ субъекты РФ могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств. Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами; они подлежат согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и государственной регистрации в порядке, установленном Правительством РФ, а тексты этих соглашений подлежат опубликованию в порядке, устанавливаемом законами и иными правовыми актами субъектов РФ.