Плата за землю

Указ № 160 опубликован на Национальном правовом Интернет-портале 15.05.2020,

вступает в силу после официального опубликования – 16.05.2020,

распространяет свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2020.

Указом № 160 утверждено Положение о порядке определения, исчисления и уплаты арендной платы.

Право разъяснять вопросы применения Указа № 160 предоставлено Совмину.

Документ принят в целях совершенствования системы взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Размер ежегодной арендной платы за земельный участок устанавливается при:

  • предоставлении его в аренду;
  • продлении срока аренды;
  • изменении договора аренды (изменение размера ежегодной арендной платы);
  • заключении договора аренды с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона.

Размер арендной платы определяется (если иное не установлено Президентом)

  • местным исполкомом;
  • администрацией СЭЗ
  • исходя из кадастровой стоимости участка с применением коэффициентов (приложение 1 к Указу № 169)
  • в зависимости от вида функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны) (приложение 2 к Указу № 160).

Вид функционального использования (оценочной зоны) определяется местным исполкомом, администрацией СЭЗ на основании целевого назначения участка.

Местным исполкомам и администрациям СЭЗ предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в два раза, размер ежегодной арендной платы отдельным категориям арендаторов.

Решения об увеличении размера ежегодной арендной платы, принятые местными исполкомами и администрациями СЭЗ не распространяются на организации:

⇒ которым решением Президента изменен установленный законодательством срок уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней;

⇒ газоснабжающие и энергоснабжающие, оказывающие услуги населению по газо- и электроснабжению;

⇒ унитарные предприятия и учреждения общественных объединений инвалидов;

⇒ признанные экономически несостоятельными (банкротами), находящиеся в процедуре ликвидационного производства;

⇒ земельные участки (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, в отношении которых применяются понижающие коэффициенты по возведенным после 01.01.2019 капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, установленные в приложении 3 к Указу № 160.

В отношении предоставленных в аренду юридическим лицам земельных участков (частей земельных участков), на которых расположены возведенные после 01.01.2019 капитальные строения (здания, сооружения), их части, к размеру ежегодной арендной платы установлены понижающие коэффициенты (приложение 3 к Указу № 160):

  • в течение второго года (12 месяцев) с даты приемки капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в эксплуатацию – 0,2;
  • в течение третьего года – 0,4;
  • в течение четвертого года – 0,6
  • в течение пятого года – 0,8;

⇒ земельные участки, расположенные в границах СЭЗ, специальных туристско-рекреационных парков и предоставляемые в аренду их резидентам для реализации инвестиционного проекта, в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

Местные исполкомы могут освобождать отдельных граждан от уплаты арендной платы в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.

Размер ежегодной арендной платы установлен в размере земельного налога, определенного в соответствии с налоговым законодательством с учетом увеличения (уменьшения) ставок земельного налога по решениям местных Советов депутатов, без применения увеличения (уменьшения) размера местными исполкомами, администрациями СЭЗ за земельные участки:

  • земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные для ведения сельского хозяйства;
  • входящие в состав земель лесного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях;
  • входящие в состав земель водного фонда и предоставленные для использования в сельскохозяйственных целях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы;
  • входящие в состав земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов и предоставленные юридическим лицам или ИП из земель лесного фонда для строительства и (или) обслуживания линейных объектов (газопроводы, нефтепроводы, воздушные и кабельные линии электропередачи и связи и другое).

Для юридических лиц, являющихся плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции на 31.12.2019, под несоответствием процентной доли, определяемой за 2019 год для исчисления и уплаты арендной платы (под исчислением и уплатой арендной платы понимаются представление в налоговый орган расчета суммы арендной платы и уплата арендной платы за 2019 год, установленные действовавшим в 2019 году законодательством для случая несоответствия процентной доли), понимается несоответствие процентной доли, определенной в п. 1 ст. 347 НК, установленному размеру.

Плательщики арендной платы пользуются правами и исполняют обязанности, установленные для плательщиков налогов, сборов (пошлин), в т. ч. установленный срок представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета).

Контроль за соблюдением порядка исчисления, полнотой и своевременностью уплаты арендной платы, срока представления декларации осуществляют налоговые органы.

С 1 января по 31 декабря 2020 г. исчисление и уплата юридическими лицами арендной платы производятся в увеличенном (уменьшенном) размере согласно решениям местных исполкомов, администраций СЭЗ, принятым в 2020 году.

При принятии решений в 2020 году после наступления предусмотренного срока представления расчета суммы арендной платы за 2020 год юридические лица при необходимости:

  • вносят изменения и (или) дополнения в расчет суммы арендной платы за земельные участки не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором приняты указанные решения;
  • производят исчисление и уплату сумм арендной платы, подлежащих доплате по прошедшему сроку (прошедшим срокам) уплаты, не позднее даты, соответствующей ближайшему установленному сроку уплаты.

Решения местных исполкомов об увеличении (уменьшении) размера ежегодной арендной платы за земельные участки, предоставленные гражданам и ИП, применяются только в случае определения размера ежегодной арендной платы при:

  • предоставлении земельных участков в аренду;
  • продлении срока аренды земельных участков;
  • изменении договоров аренды земельных участков, предусматривающих изменение размера ежегодной арендной платы за эти земельные участки;
  • заключении договоров аренды земельных участков с победителем аукциона либо единственным участником несостоявшегося аукциона после вступления в силу указанных решений.

Договоры аренды земельных участков, заключенные до вступления в силу Указа № 160, не требуют приведения в соответствие с Указом № 160.

Исключение: случаи обращения арендаторов за приведением этих договоров в соответствие с Указом № 160.

При продлении договоров на новый срок их условия приводятся в соответствие с Указом № 160.

С принятием Указа № 160 Указ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» утратил силу.

С полным перечнем указов, утративших силу, можно ознакомиться в приложении 4 к Указу № 160.

ЮРЛІГА писала, що 23 травня набули чинності більшість змін, внесених Законом № 466-IХ «Про внесення змін до Податкового кодексу України щодо вдосконалення адміністрування податків, усунення технічних та логічних неузгодженостей у податковому законодавстві». З повним текстом Закону зручно ознайомитися в модулі «Законодавство» ІПС ЛІГА:ЗАКОН, замовивши тестовий доступ до систем.

Серед іншого, Законом унесено зміни до Податкового кодексу, зокрема, щодо плати за землю з фізичних осіб.

Відповідні норми висвітлило Головне управління ДПС у Львівській області.

Змінено редакцію пункту 281.4 статті 281 Кодексу, а саме, якщо фізична особа, визначена у пункті 281.1 статті 281 Кодексу, станом на 1 січня поточного року має у власності декілька земельних ділянок одного виду використання, площа яких перевищує межі граничних норм, визначених пунктом 281.2 статті 281 Кодексу, така особа до 1 травня поточного року подає письмову заяву в довільній формі до контролюючого органу за місцем знаходження будь-якої земельної ділянки про самостійне обрання/зміну земельних ділянок для застосування пільги (далі — заява про застосування пільги).

Доповнено пункт 281.5 статті 281 Кодексу, яким визначено, якщо право на пільгу у фізичної особи, яка має у власності декілька земельних ділянок одного виду використання, виникає протягом календарного року та/або фізична особа, визначена у пункті 281.1 статті 281 Кодексу, набуває право власності на земельну ділянку / земельні ділянки одного виду використання, така особа подає заяву про застосування пільги до контролюючого органу за місцем знаходження будь-якої земельної ділянки протягом 30 календарних днів з дня набуття такого права на пільгу та/або права власності.

Зазнав змін пункт 284.1 статті 284 Кодексу, а саме, абзац другий виключено, а абзац третій викладено в новій редакції: нові зміни до рішень щодо наданих пільг зі сплати земельного податку надаються відповідному контролюючому органу за місцезнаходженням земельної ділянки до 1 числа першого місяця кварталу, що настає за звітним кварталом, у якому відбулися зазначені зміни.

Пункт 286.1 статті 286 Кодексу доповнено абзацом третім такого змісту: у разі подання платником податку до контролюючого органу правовстановлюючих документів на земельну ділянку, відомості про яку відсутні у базах даних інформаційних систем центрального органу виконавчої влади, що реалізує державну податкову політику, сплата податку фізичними та юридичними особами здійснюється на підставі поданих платником податку відомостей до отримання контролюючим органом інформації про перехід права власності на об’єкт оподаткування.

Пункт 286.2 статті 286 Кодексу викладено у новій редакції, а саме: платники плати за землю (крім фізичних осіб) самостійно обчислюють суму плати за землю щороку станом на 1 січня і не пізніше 20 лютого поточного року подають до відповідного контролюючого органу за місцезнаходженням земельної ділянки податкову декларацію на поточний рік за формою, встановленою у порядку, передбаченому статтею 46 цього Кодексу, з розбивкою річної суми рівними частками за місяцями. Подання такої декларації звільняє від обов’язку подання щомісячних декларацій. При поданні першої декларації (фактичного початку діяльності як платника плати за землю) разом з нею подається витяг із технічної документації про нормативну грошову оцінку земельної ділянки, а надалі такий витяг подається у разі затвердження нової нормативної грошової оцінки землі.

Захистити своє майно від дій рейдерів вже зараз допоможе ефективний сервіс SMS-Маяк від «ЛІГА:ЗАКОН». Завдяки ньому можна відстежувати зміни статусу об’єкта нерухомості. Ефективно уберегтися від рейдерів також допоможуть сервіси SMS-Маяк Земля та SMS-Маяк Іпотека від «ЛІГА:ЗАКОН», за допомогою яких можна оперативно дізнатися про зміни в реєстрі нерухомості (через SMS-повідомлення, електронним листом або через повідомлення в кабінеті користувача).

Також у новій редакції викладено пункт 286.5 статті 286 Кодексу:

Нарахування фізичним особам сум плати за землю проводиться контролюючими органами (за місцем знаходження земельної ділянки), які надсилають платнику податку у порядку, визначеному статтею 42 цього Кодексу, до 1 липня поточного року податкове повідомлення-рішення про внесення податку за формою, встановленою у порядку, визначеному статтею 58 цього Кодексу.

У разі переходу права власності на земельну ділянку від одного власника — юридичної або фізичної особи до іншого протягом календарного року податок сплачується попереднім власником за період з 1 січня цього року до початку того місяця, в якому припинилося його право власності на зазначену земельну ділянку, а новим власником — починаючи з місяця, в якому він набув право власності.

У разі переходу права власності на земельну ділянку від одного власника — фізичної особи до іншого протягом календарного року контролюючий орган надсилає (вручає) податкове повідомлення-рішення новому власнику після отримання інформації про перехід права власності.

Якщо такий перехід відбувається після 1 липня поточного року, контролюючий орган надсилає (вручає) попередньому власнику нове податкове повідомлення-рішення. Попереднє податкове повідомлення-рішення вважається скасованим (відкликаним).

У разі якщо платник податків має у власності декілька земельних ділянок, щодо яких необхідно провести звірку даних, для її проведення такий платник податків має право звернутися до контролюючого органу за місцем знаходження будь-якої з таких земельних ділянок.

Платники плати за землю мають право звернутися з письмовою заявою до контролюючого органу за місцем знаходження земельних ділянок для проведення звірки даних щодо:

розміру площ та кількості земельних ділянок, що перебувають у власності та/або користуванні платника податку;

права на користування пільгою зі сплати податку з урахуванням положень пунктів 281.4 та 281.5 цієї статті Кодексу;

розміру ставки земельного податку;

нарахованої суми плати за землю.

У разі виявлення розбіжностей між даними контролюючих органів та даними, підтвердженими платником плати за землю на підставі оригіналів відповідних документів, зокрема документів на право власності, користування пільгою, а також у разі зміни розміру ставки плати за землю контролюючий орган (контролюючі органи) за місцем знаходження кожної із земельних ділянок проводить (проводять) протягом десяти робочих днів перерахунок суми податку і надсилає (вручає) / надсилають (вручають) йому нове податкове повідомлення-рішення. Попереднє податкове повідомлення-рішення вважається скасованим (відкликаним).

З 1 липня 2020 року платники єдиного податку звільняються від обов’язку нарахування, сплати та подання податкової звітності з податку на майно в частині земельного податку за земельні ділянки, що використовуються платниками єдиного податку першої — третьої груп для провадження господарської діяльності (крім діяльності з надання земельних ділянок та/або нерухомого майна, що знаходиться на таких земельних ділянках, в оренду (найм, позичку) та платниками єдиного податку четвертої групи для ведення сільськогосподарського товаровиробництва (підпункт 4 пункту 297.1 статті 297 Податкового кодексу).

Старт земельної реформи, активізація рейдерства та законодавчі зміни потребують постійної роботи на випередження неочікуваних наслідків. ЛІГА:ЗАКОН пропонує комплексний інструмент LIGA360 для агробізнесу, який дає змогу керівнику, юристу та всій команді бути на крок попереду зовнішніх загроз. Рішення містить головні інструменти, які допомагають відстежувати ризики й ухвалювати сильні рішення для втримання лідерських позицій. Лише в червні обирайте комплекс інформаційно-аналітичних продуктів зі знижкою.

Читайте також:

Реєстрація земельних ділянок: 7 типових порушень

З 10 червня реєстрація земельних ділянок відбуватиметься за новим принципом

Як протидіяти трьом класичним схемам аграрного рейдерства

Хочете бути в курсі найважливіших подій? Підписуйтесь на ЮРЛІГУ у соцмережах. Обирайте, що вам зручніше — Телеграм t.me/jurliga, Фейсбук https://www.facebook.com/jurliga/ або Твіттер https://twitter.com/jurligaua.

Формами платы за использование земли согласно ст. 65 ЗК РФ являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговая база определяется в следующем порядке:

1) налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно;

2) налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;

3) налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного кадастра недвижимости, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований;

4) если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база по нему определяется отдельно по каждому муниципальному образованию.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

а) 0,3% в отношении земельных участков:

— отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

— занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

б) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Момент возникновения обязанности по уплате земельного налога зависит от момента государственной регистрации права на земельный участок.

Кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не позднее 1 марта этого года.

Налогоплательщики — физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Налогоплательщики — организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с ГК РФ по договору аренды обязанность арендодателя по отношению к арендатору состоит в предоставлении последнему имущества в пользование, а обязанность арендатора — во внесении платежей за пользование этим имуществом.

Земельный кодекс РФ относит арендную плату к существенным условиям договора аренды земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, определение размера арендной платы осуществляется по соглашению сторон в договоре аренды земельного участка. В отношении же земель, находящихся в публичной собственности (собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности), порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Гражданское законодательство устанавливает следующие формы арендной платы, которые применимы к земельным участкам:

1) определенные в твердой сумме платежи, вносимые периодически или единовременно (законным платежным средством в РФ является рубль);

2) установленная доля полученных в результате использования арендованного земельного участка продукции, плодов или доходов;

3) предоставление арендатором определенных услуг;

4) передача арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложение на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества;

6) смешанная форма арендной платы, которая может сочетать в себе как вышеуказанные формы арендной платы, так и иные формы оплаты аренды.

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.

Арендная плата от разграниченных по уровням собственности земель, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды таких земельных участков в полном объеме поступают в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от права собственности на земельные участки.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА

Постановлением Правительства Калининградской области от 15.05.2012г. № 336 установлен порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калининградской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.

Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» от 30.09.2015г. № 68 утверждено Положение «Об арендной плате, условиях и сроках ее внесения за предоставленные в аренду без торгов земельные участки на территории муниципального образования «Гусевский городской округ»

Плательщиками арендной платы являются лица, заключившие договоры аренды на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Объектами обложения арендной платой являются земельные участки, части земельных участков, предоставленные в аренду юридическим и физическим лицам.

Основанием для установления и взимания арендной платы за землю является договор аренды, заключенный администрацией муниципального образования «Гусевский городской округ» и лицами, использующими земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду без торгов, осуществляется по формуле:

Ап = Кс x Кз, где:

Ап — годовая сумма арендной платы;

Кс — кадастровая стоимость земельного участка, по сведениям государственного кадастра недвижимости, по состоянию на 1 января текущего года.

Кз — расчетный коэффициент по категориям земель и (или) виду разрешенного использования земельного участка.

В случае отсутствия кадастровой стоимости земельного участка расчет размера арендной платы осуществляется на основании рыночной стоимости земельного участка по формуле:

Ап = Рс x Кз, где:

Ап — годовая сумма арендной платы;

Рс – рыночная стоимость земельного участка, определяемая на основании результатов оценки, проведенной не более чем за 6 месяцев до заключения договора аренды земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Кз — расчетный коэффициент по категориям земель и (или) виду разрешенного использования земельного участка.

Коэффициент – Кз, утверждается постановлением администрации муниципального образования «Гусевский городской округ». При этом указанный коэффициент подлежит изменению не более одного раза в год. Постановление публикуется в средствах массовой информации.

Администрация Гусевского городского округа сообщает о необходимости своевременного внесения арендной платы за земельные участки. Арендная плата вносится поквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. За четвертый квартал арендная плата вносится до 10 декабря текущего года.

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

На территории муниципального образования «Гусевский городской округ» установлен порядок и сроки уплаты земельного налога, утвержденный Решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Гусевский городской округ» № 19 от 27.11.2013 г. «Об утверждении ставок земельного налога, а также порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база в отношении каждого земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется как его кадастровая стоимость и исчисляется в соответствии со ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Размер земельного налога на год исчисляется по формуле:

Зн = Кст. x Нст.,

где: Зн – сумма налога за год, руб.;

Кст – кадастровая стоимость земельного участка, руб;

Нст – размер налоговой ставки.

1. С 1 января 2014 года установлены налоговые ставки в следующих размерах:

1.1. 0,3 процента в отношении земельных участков:

а) отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на землях населенных пунктов и используемых для сельскохозяйственного производства;

б) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

1.2. 0,2 процента в отношении земельных участков:

а) занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса);

б) предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

в) предоставленных для жилищного и иного строительства;

г) земельные участки, предназначенные для объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (5-й вид разрешенного использования);

1.3. 0,85 процента в отношении земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9-й вид разрешенного использования), а также предназначенных для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (7-й вид разрешенного использования);

1.4. 0,001 процента в отношении земельных участков, предоставленных муниципальным учреждениям и муниципальным автономным учреждениям, финансируемым из местного бюджета;

1.5. 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

2. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 150000 рублей на одного налогоплательщика в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, индивидуальные гаражи, для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства и огородничества, а также занятых многоквартирными домами, в доле, приходящейся на долю в праве на жилые помещения. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится для следующих категорий налогоплательщиков:

а) ветеранов и инвалидов боевых действий;

б) инвалидов с детства;

в) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

г) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

д) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

е) членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

2.1. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

2.2. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

2.3. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности, определяется с учетом особенностей, установленных статьей 392 Налогового кодекса РФ.

3. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

4. Освобождаются от налогообложения категории налогоплательщиков, перечень которых определен статьей 395 Налогового кодекса РФ, а также категории физических лиц в отношении земельных участков, предоставленных под индивидуальные жилые дома, индивидуальные гаражи, для ведения личного подсобного хозяйства, для садоводства и огородничества, занятых многоквартирными домами, в доле, приходящейся на долю в праве на жилые помещения:

а) ветераны Великой Отечественной войны;

б) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

в) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;

г) многодетные семьи;

д) инвалиды I и II группы инвалидности.

4.1. Налогоплательщики — физические лица, имеющие право на налоговые льготы, представляют заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору, в срок до 1 апреля года, являющегося налоговым периодом, либо в течение 30 (тридцати) дней с момента возникновения права на льготу.

5. Сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по налогу:

а) физические лица уплачивают земельный налог по итогам налогового периода не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом;

б) организации исчисляют и уплачивают суммы налога (суммы авансовых платежей) самостоятельно по истечении первого, второго, третьего квартала календарного года текущего налогового периода 30 апреля, 30 июля, 30 октября соответственно. Суммы авансовых платежей по налогу исчисляются как одна четвертая налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками по истечении налогового периода, определяемая как разница между суммой налога, исчисленной по установленным ставкам, и суммами авансовых платежей по налогу, подлежит уплате не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Платники орендної плати

Платниками плати за землю у частині орендної плати, передбаченої ст. 288 ПКУ, є суб’єкти господарювання та фізособи-громадяни, які уклали з органом місцевого самоврядування договір оренди земельної ділянки державної та комунальної власності.

Тим часом, якщо орендують землю приватної власності, то орендар (юрособа чи фізособа) лише сплачує орендодавцю суму, зазначену в договорі оренди, і не подає декларацію з плати за землю.

Водночас якщо особа набула право користування земельною ділянкою на підставі договору, права й обов’язки сторін за яким є відмінними від договору оренди (скажімо, договору емфітевзису, сервітуту, суперфіцію), то не виникає обов’язку зі складання й подання декларації з плати за землю (ІПК ДФСУ від 13.12.2017 р. № 2972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, а також роз’яснення з категорії 112.01 розділу «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Завважимо

Від сплати земельного податку й орендної плати звільняються фізичні та юридичні особи, які орендують земельні ділянки, розташовані на тимчасово окупованій території та на території населених пунктів на лінії зіткнення (п. 38.7 підрозділу 10 р. ХХ ПКУ). Ця пільга діє з 14 квітня 2014 року по 31 грудня року, у якому завершено проведення антитерористичної операції та/або операції об’єднаних сил (ООС).

Коли розпочинають і припиняють сплату

Орендну плату за земельні ділянки державної та комунальної власності сплачує орендар із дня виникнення права користування земельною ділянкою, зокрема з дня реєстрації договору оренди земельної ділянки, якщо інше не встановлено умовами договору (ст. 125 Земельного кодексу України).

У разі припинення або розірвання договору оренди земельної ділянки державної (комунальної) власності орендар повертає орендодавцеві земельну ділянку на умовах, визначених договором, і сплачує орендну плату за фактичний період перебування землі в користуванні в поточному році, тобто до дати повернення земельної ділянки орендодавцю (відповідному органу виконавчої влади чи відповідній сільській, селищній, міській раді).

Якщо строк дії договору оренди земельної ділянки, укладеного з місцевою радою, закінчився, однак акт про повернення земельної ділянки орендодавцю не підписано, орендар повинен продовжувати сплачувати плату за землю у вигляді орендної плати (ІПК ДФСУ від 07.09.2018 р. № 3893/6/99-99-12-02-03-15/ІПК). У такому разі за відсутності заперечень орендодавця договір оренди вважається поновленим на строк, який був раніше встановлений договором (ч. 1 ст. 764 ЦКУ).

До того ж якщо орендар здійснив відчуження (продав) нерухомість, розташовану на земельній ділянці, яка перебуває в державній/комунальній власності, орендну плату потрібно буде сплачувати доти, поки не буде розірвано договір з органами місцевого самоврядування — припинено держреєстрацію договору (ІПК ДФСУ від 15.01.2018 р. № 136/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Про «Розрахунок орендної плати читайте в матеріалі видання «Інтерактивна Бухгалтерія» за посиланням.

Для отримання доступу до вищезазначених та інших матеріалів сервісу «Інтерактивна бухгалтерія» — скористайтеся ТЕСТОВИМ 3-денним доступом до сервісу.

Підписуйтеся на наш канал у Telegram і сторінку в Facebook, щоб завжди бути в курсі бухгалтерських подій.

Зв’язатися з редактором