Платежи при пользовании недрами

Кто и как рассчитывает регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за пользование недрами рассчитывают отдельно по каждому участку недр, на который получена лицензия или подписано соглашение о разделе продукции (абз. 2 п. 1 ст. 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1).

Кто рассчитывает

Кто именно рассчитывает регулярные платежи, зависит от категории недропользователя. То есть от того, работает организация на основании лицензии или на основании соглашения о разделе продукции.

Для организаций, которые подписали соглашение о разделе продукции, размер регулярных платежей рассчитывают Роснедра. Ведомство в соглашении установит годовую сумму платежа. Организация же делит его на четыре равные части и ежеквартально перечисляет их в бюджет.

Обладатели лицензий размер платежа рассчитывают сами. Он зависит от годовой ставки и облагаемого объекта (размера участка недр).

Это следует из пунктов 2 и 3 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Как рассчитать

Общий максимальный и минимальный размер ставок прописан в Законе от 21 февраля 1992 г. № 2395-1. Конкретную годовую ставку для каждого недропользователя, работающего на основании лицензии, устанавливают Роснедра, прописав ее в этом разрешительном документе. Ведомство установит ее в расчете на 1 кв. км площади участка недр в год отдельно по каждому виду работ.

Размер площади участка недр, принимаемой в расчет регулярного платежа, зависит от этапа работ, которые проводит недропользователь.

Если организация проводит разведку месторождений, облагаемую площадь участка недр рассчитайте так:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе разведки месторождений) = Площадь участка недр, на которой запасы полезного ископаемого установлены и учтены государственным балансом запасов Площадь горных отводов Площадь возвращенной части участка

На этапе поиска и оценки месторождений полезных ископаемых расчет производите по формуле:

Площадь участка, облагаемая регулярными платежами (на этапе поиска и оценки месторождений) = Площадь участка недр Площадь открытых месторождений Площадь возвращенной части участка

Сумму регулярного платежа, который нужно перечислить за квартал, определяйте следующим образом:

Регулярный платеж к уплате за квартал = × : 4

Если в течение квартала действие лицензии было приостановлено, сумму платежа все равно рассчитывайте так же. Приостановление лицензии не означает прекращения права пользования недрами, а значит, и нет оснований прекращать вносить регулярные платежи или уменьшать их сумму. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-06-05-01/42730 и ФНС России от 25 марта 2014 г. № ГД-4-3/5368.

Это следует из пункта 6 статьи 12, пунктов 2 и 4 статьи 43 Закона от 21 февраля 1992 г. № 2395-1, пункта 6.7 Порядка, утвержденного приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. № БГ-3-21/98, и подпункта 5.3.12 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 293.

Ситуация: как рассчитать регулярный платеж за квартал, в середине которого организация лицензию получила или срок ее действия истек?

Регулярный платеж рассчитайте так же, как обычно, – за полные три месяца квартала.

Исключение из расчета дней и месяцев, не входящих в период действия лицензии, законом не предусмотрено. Правила расчета и перечисления регулярных платежей указывают лишь на единственный порядок – квартальные суммы нужно платить равными долями в размере четверти годового платежа.

Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 марта 2013 г. № 03-06-05-01/7648 и ФНС России от 3 сентября 2013 г. № ЕД-4-3/15954 (документ размещен на официальном сайте налоговой службы).

Возможна ситуация, когда облагаемая площадь участка недр в течение квартала была уменьшена. В этом случае при расчете регулярного платежа за этот отчетный период ничего менять не нужно, то есть площадь участка возьмите, как если бы она не уменьшалась. Новую (уменьшенную) площадь принимайте в расчет начиная со следующего квартала. Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 21 июня 2013 г. № 03-06-05-01/23449, ФНС России от 6 августа 2013 г. № ЕД-4-3/14318.

Рассчитанную сумму регулярного платежа перечислите в бюджет. Подробнее об этом см. Как перечислить платежи за пользование недрами в бюджет.

Пример расчета регулярных платежей за пользование недрами

В 2014 году ООО «Альфа» получило лицензию на пользование недрами УДЭ № 00420 БР для поиска, разведки и добычи рудного золота на участке, расположенном в Окинском районе Республики Бурятии.

Весь 2015 год «Альфа» занималась разведкой золота на участке. Ставка регулярного платежа за этот вид работ установлена в размере 10 200 руб. за 1 кв. км.

Площадь участка недр по лицензии составляет 60 кв. км. Площадь запасов на участке, установленных и учтенных государственным балансом, равна 17,92 кв. км. Горноотводные акты не оформлялись.

Ежеквартальный регулярный платеж бухгалтер «Альфы» рассчитал так:
17,92 кв. км × 10 200 руб.: 4 = 45 696 руб.

Статья 43. Регулярные платежи за пользование недрами

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 227-ФЗ в пункт 2 статьи 43 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами, в следующих пределах:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка Минимальная Максимальная 1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых Углеводородное сырье 120 540 Углеводородное сырье на континентальном 50 225 шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации Драгоценные металлы 90 405 Металлические полезные ископаемые 50 225 Россыпные месторождения полезных 45 205 ископаемых всех видов Неметаллические полезные ископаемые, 27 135 уголь, горючие сланцы и торф Прочие твердые полезные ископаемые 20 75 Подземные воды 30 135 2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых Углеводородное сырье 5 000 20 000 Углеводородное сырье на континентальном 4 000 16 000 шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации Драгоценные металлы 3 000 18 000 Металлические полезные ископаемые 1 900 10 500 Россыпные месторождения полезных 1 500 12 000 ископаемых всех видов Неметаллические полезные ископаемые 1 500 7 500 Прочие твердые полезные ископаемые 1 000 10 000 Подземные воды 800 1 650 3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Хранение нефти и газоконденсата 3,5 5 (рублей за 1 тонну) Хранение природного газа и гелия 0,2 0,25 (рублей за 1 000 куб.м)

Статья 451. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками налога на пользование недрами (далее в настоящей главе — налога) признаются пользователи недр — организации (статья 18 настоящего Кодекса) и индивидуальные предприниматели (статья 26 настоящего Кодекса), осуществляющие следующие виды пользования недрами, подлежащие лицензированию:

1) поиск и разведка месторождений полезных ископаемых, добычу полезных ископаемых на территории Российской Федерации, ее континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны, если иное не установлено настоящей главой;

2) строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; эксплуатацию подземных сооружений, не связанную с добычей полезных ископаемых, кроме случаев, предусмотренных пунктом 4 части второй настоящей статьи.

Отсутствие лицензии на осуществление соответствующего вида пользования недрами не может служить основанием для непризнания пользователя недрами налогоплательщиком.

2. Не признаются налогоплательщиками пользователи, отнесенные на основании выданных органами управления государственным фондом недр или земельного комитета документов к одной из следующих категорий:

1) собственники, владельцы и арендаторы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод на принадлежащем им либо находящемся в их владении или арендуемом ими земельном участке непосредственно для собственных нужд (без реализации минерального сырья или созданной на его базе продукции и без использования указанных полезных ископаемых или подземных вод на производство и технологические нужды), а также при использовании подземных вод для поддержания пластового давления;

2) пользователи недр, ведущие региональные геолого — геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно — геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно — оздоровительное или иное общественное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

4) пользователи недр, получившие участки недр для хранения запасов государственного резерва Российской Федерации.

Указанные в пунктах 2 — 4 настоящей части пользователи недр не признаются налогоплательщиками только в отношении указанных в этой части видов пользования недрами.

Статья 452. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признается получение прав пользования недрами, пользование недрами и (или) наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии:

1) Получение исключительного права пользования недрами, включая право добычи полезных ископаемых (разовый платеж — бонус подписи);

2) Наступление определенных событий, если они оговорены в лицензии, в том числе начало добычи (разовые платежи — бонусы добычи);

3) Право на осуществление поисковых, оценочных и (или) разведочных работ, полученное в составе прав, включающих исключительное право на добычу полезных ископаемых (регулярный платеж — ренталс);

4) Осуществление добычи полезных ископаемых (регулярный платеж — роялти);

5) Осуществление строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (регулярный платеж).

Статья 453. Налоговая база

1. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого вида осуществляемого им пользования недрами и вида добываемого минерального сырья.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых налоговая база определяется как площадь лицензионного участка, на котором налогоплательщик имеет право осуществления такой деятельности, за вычетом возвращенной его части.

3. При добыче минерального сырья налоговая база определяется как стоимость добытого минерального сырья, рассчитанная исходя из объемов его добычи и цен реализации, действующих в отчетном периоде. При этом в указанные цены не включаются суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья до покупателя.

Если налогоплательщик реализует минеральное сырье взаимосвязанным покупателям, использует его для дальнейшей переработки, либо передает его на промышленную переработку на давальческой основе или безвозмездно, а также использует его на собственные нужды, то для определения налоговой базы стоимость добытого минерального сырья определяется исходя из его рыночной цены, как она определяется в статье 53 настоящего Кодекса (без налога на добавленную стоимость, акциза и расходов на оплату услуг по доставке минерального сырья от склада производителя либо от станции (порта, пристани) отправления в зависимости от условий договора до покупателя)..

При добыче благородных металлов налоговая база определяется исходя из объема аффинированного металла и цен реализации на аффинированные благородные металлы (в случае реализации благородных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации цена реализации определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации). При этом в указанные цены не включаются расходы на оплату услуг по доставке продукции от аффинажного завода до получателя аффинированного металла.

При реализации пользователем недр минерального сырья на экспорт размер налога определяется исходя из цены реализации на экспорт за вычетом акцизов, таможенных сборов, расходов по транспортировке на экспорт, включающих тарифы на перекачку и перевалку, на слив и налив, на погрузку и разгрузку, расходы на оплату услуг портов, транспортно-экспедиционные и комиссионные услуги

Если при добыче полезных ископаемых происходят их потери, превышающие нормативы, установленные ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора отдельно по каждому виду добываемого налогоплательщиком минерального сырья, то налоговая база увеличивается на стоимость таких потерь при добыче, исчисленную исходя из средних цен реализации минерального сырья за отчетный год (без налога на добавленную стоимость, акцизов и расходов на оплату услуг по его доставке до покупателя). При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных, нефтегазовых месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах разработки и обустройства месторождений газа и конденсата ( прорывы трубопроводов, открытые фонтанирования, неисправность и негерметичность промыслового резервуарного оборудования).

При добыче налоговая база определяется отдельно по каждому виду минерального сырья , включая попутно добытые компоненты, учтенные Государственным балансом полезных ископаемых.

4. При строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых налоговая база определяется как фактическая стоимость строительства таких сооружений.

5. При эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, налоговая база определяется как расходы налогоплательщика на их содержание и эксплуатацию.

Статья 454. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки регулярных платежей при пользовании недрами (ренталс, роялти) устанавливаются в лицензии на право пользования недрами. Размер ставки ренталс и роялти в пределах, определенных частями второй и третьей настоящей статьи, устанавливается по результатам конкурса или аукциона. При этом, не допускается установление ставки ниже размера, указанного в конкурсном предложении победителя и (или) в условиях конкурса (аукциона).

Размеры ставок ренталс и роялти, установленные в лицензиях, выданных ранее даты вступления в силу настоящего Кодекса, не подлежат пересмотру, кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи и статьей 455 настоящего Кодекса.

2. При поиске, оценке и разведке месторождений полезных ископаемых устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры налоговых ставок в зависимости от вида добываемого минерального сырья и географического положения лицензионного участка (в рублях на кв. км ):

При продлении срока поисковых, оценочных и разведочных работ свыше, первоначально предусмотренного в лицензии, ставка ренталс на период продления срока увеличивается в 1,5 раза относительно установленной в лицензии.

В случае, если право ведения поисковых, оценочных и разведочных работ в пределах лицензионной территории, предоставлено более, чем на один вид минерального сырья, применяется большая из ставок ренталс.

3. При добыче минерального сырья в зависимости от вида добываемого минерального сырья устанавливаются следующие минимальные и максимальные размеры (в процентах) налоговых ставок роялти:

В отношении сверхнормативных потерь полезных ископаемых налоговые ставки удваиваются.

4. Налогообложение при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей минерального сырья производится в зависимости от размеров соответствующих участков недр, предоставленных в пользование, полезных свойств недр, степени экологической опасности при их использовании и природно — климатических условий по налоговым ставкам, размеры которых устанавливаются органами, выдающими в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право строительства и эксплуатации таких сооружений.

При этом минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются как соответственно:

1) 0,5 процента и 1 процент — в отношении строительства подземных сооружений;

2) 1 процент и 3 процента — в отношении эксплуатации подземных сооружений.

5. При установлении случаев пользования недрами без получения в установленном порядке соответствующей лицензии, предприятиями, организациями и физическими лицами вносятся платежи за фактически добытый объем минерального сырья по максимальной ставке, установленной частью третьей настоящей статьи для данного вида сырья.

Статья 455. Налоговые льготы

1. Решениями органов, выдающих в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации о недрах лицензии на право пользования недрами, при наличии соответствующих обстоятельств налоговые ставки, предусмотренные статьей 454 настоящего Кодекса, могут уменьшаться (вплоть до полного освобождения) в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

2. Основаниями для принятия решений о снижении налоговых ставок являются:

1) разработка трудноизвлекаемых запасов и (или) их истощение;

2) поздняя стадия разработки запасов;

3) разработка некондиционных запасов;

4) применение методов и технологий, снижающих уровень потерь (разубоживания) целевых и попутных компонентов полезных ископаемых;

5) применение новых и новейших, а также экологически безопасных методов и технологий.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставлять отдельным категориям налогоплательщиков налоговые льготы в пределах сумм налога, поступающих в соответствующий бюджет субъектов Российской Федерации.

Статья 456. Порядок исчисления и сроки уплаты налога

1. В части регулярных платежей налогоплательщик определяет сумму налога самостоятельно в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Размеры бонусов устанавливаются по результатам конкурса или аукциона. Минимальные (стартовые) размеры бонусов определяются условиями соответствующего конкурса (аукциона), при этом, наличие бонусов добычи не является обязательным условием конкурса или аукциона.

Не допускается установление в лицензии размера суммы бонусов ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из бонусов ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

3. Размеры ренталс определяются как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

4. При разведке полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного налогоплательщику для добычи этого полезного ископаемого по совмещенной лицензии, с началом добычи полезного ископаемого ренталс не уплачивается.

5. Размеры роялти определяются как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы. .

При этом, размеры платежа в части налоговой базы, формируемой за счет сверхнормативных потерь, определяются только по результатам налогового периода.

6. Размеры регулярных платежей при строительстве и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых определяется, как соответствующая налоговой ставке процентная доля от налоговой базы.

7. Уплата регулярных платежей, предусмотренных частями третьей, пятой и шестой настоящей статьи (кроме второго абзаца части пятой настоящей статьи), производится по итогам каждого отчетного и налогового периода не позднее чем через 20 календарных дней после истечения этого периода. При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

Отчетный период устанавливается как:

1) каждый квартал — для малых предприятий, являющихся таковыми по законодательству Российской Федерации, и индивидуальных предпринимателей;

2) каждый календарный месяц — для остальных налогоплательщиков.

8. Уплата разовых платежей, предусмотренных частью второй настоящей статьи, производится в следующем порядке:

1) 50 процентов бонуса подписи уплачивается при получении лицензии на право пользования недрами, а оставшаяся сумма — не позднее чем через три месяца со дня получения этой лицензии;

2) бонусы добычи уплачиваются не позднее чем через десять рабочих дней со дня достижения оговоренных в лицензии уровней добычи.

При этом в те же сроки налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту пользования недрами налоговую декларацию, а по месту учета — копию этой налоговой декларации.

9. Уплата роялти в части, начисляемой за счет сверхнормативных потерь при добыче полезных ископаемых (абзац второй части четвертой настоящей статьи) производится один раз в год по результатам подсчета контрольным маркшейдерским замером погашенных в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь.

Статья 457. Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации по налогу на пользование недрами и порядок ее заполнения утверждаются Государственной налоговой службой Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

ФСНП

Регулярные платежи за пользование недрами

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области сообщает, что в соответствии со ст. 43 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «О недрах» за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению, взимаются регулярные платежи за пользование недрами. К строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся также строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой.

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Следовательно, недропользователи, не приступившие ещё к фактической добыче полезных ископаемых, обязаны уплачивать в бюджет регулярные платежи за пользование недрами.

Это относится и к тем недропользователям, которые приступили к фактической добыче полезных ископаемых, но одновременно с добычей производят, например, разведку полезных ископаемых (либо поиск и оценку)

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Площадь возвращенной части лицензионного участка определяется на основании изменений к лицензии на право пользования недрами или решения территориального органа Министерства природных ресурсов Российской Федерации, принятых по заявлению пользователя недр.

Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;

по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

На основании письма МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317 регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются за весь период действия лицензии на соответствующий вид пользования недрами независимо от фактического проведения работ, связанных с соответствующим видом пользования недрами. Уплата регулярных платежей прекращается на основании справки территориального фонда геологической информации о принятии ими на хранение окончательного отчета о проведении поисково-оценочных или разведочных работ, указанных в лицензии.

На основании п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2003 № 249 конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается Федеральным агентством по недропользованию или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр в пределах, установленных ст. 43 Закона «О недрах»:

(рублей за 1 кв. км участка недр)

Ставка

Минимальная Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье 120 360

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 50 150

Драгоценные металлы 90 270

Металлические полезные

ископаемые 50 150

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 45 135

Неметаллические полезные

ископаемые, уголь, горючие

сланцы и торф 27 90

Прочие твердые полезные

ископаемые 20 50

Подземные воды 30 90

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях

разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье 5000 20000

Углеводородное сырье на

континентальном шельфе

Российской Федерации и в

исключительной экономической

зоне Российской Федерации, а

также за пределами Российской

Федерации на территориях,

находящихся под юрисдикцией

Российской Федерации 4000 16000

Драгоценные металлы 3000 18000

Металлические полезные

ископаемые 1900 10500

Россыпные месторождения

полезных ископаемых всех видов 1500 12000

Неметаллические полезные

ископаемые 1500 7500

Прочие твердые полезные

ископаемые 1000 10000

Подземные воды 800 1650

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при

строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с

добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата

(рублей за 1 тонну) 3,5 5

Хранение природного газа и гелия

(рублей за 1 000 куб. м) 0,2 0,25

Как правило, ставка и размер регулярных платежей отражаются в условиях недропользования, являющихся неотъемлемой частью лицензии на право пользования недрами. При отсутствии утвержденной в установленном порядке ставки исчисление и уплата регулярных платежей производятся, исходя из минимальной ставки.

Сумма регулярных платежей за пользование недрами включается организациями в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями.

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Форма расчета утверждена приказом МНС России от 11.02.2004 № БГ-3-21/98@ «Об утверждении формы расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядка его заполнения».

В случае, если участок недр находится на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных нескольким налоговым органам, недропользователь вправе представлять расчет в один налоговый орган, определяемый Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации. Данное положение предусмотрено письмом МНС России от 29.08.2002 № ШС-6-21/1317. Для этого недропользователю необходимо направить в адрес Управления заявление с просьбой о представлении единого расчета регулярных платежей за пользование недрами.

Закон Российской Федерации «О недрах»/Раздел V. Плата при пользовании недрами

  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Пользование недрами
  • Раздел III. Рациональное использование и охрана недр
  • Раздел IV. Государственное регулирование отношений недропользования

Раздел V. Плата при пользовании недрами

Статья 39. Система платежей при пользовании недрами
Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона.
При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

  1. сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;
  2. платежи за пользование недрами;
  3. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  4. акцизы.

Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или за акваторию и участок дна территориального моря, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 48 настоящего Закона.
Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается. При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 40. Освобождение от платежей при пользовании недрами

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами

Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации:

  1. собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд;
  2. пользователи недр, ведущие региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр;
  3. пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 6 настоящего Закона.

В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей.
Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.
Органы представительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке.

Статья 41. С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях.
Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ.
Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горно-технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска.
Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.
Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются.
Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании.
Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами.

См. Положение о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 г. N 828

О системе платежей за пользование континентальным шельфом см. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ

Порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при исполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Распределение платежей за пользование недрами
Платежи за пользование недрами поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, соответствующие местные бюджеты.
В местные бюджеты поступают:

  • платежи за поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых и платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов;
  • платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных.

В бюджеты субъектов Российской Федерации и в федеральный бюджет поступает часть суммы платежей за добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в местные бюджеты. Платежи за добычу углеводородного сырья распределяются в следующем порядке:

  • местный бюджет — 30 %;
  • бюджет субъекта Российской Федерации — 30 %;
  • федеральный бюджет — 40 %.

Платежи за добычу других полезных ископаемых распределяются в следующем порядке:

  • местный бюджет — 50 %;
  • бюджет субъекта Российской Федерации — 25 %;
  • федеральный бюджет — 25 %.

Распределение платежей за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений федерального значения между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Федеральное Собрание Российской Федерации. Платежи за пользование недрами территориального моря распределяются в следующем порядке:

  • бюджет субъекта Российской Федерации — 60 %;
  • федеральный бюджет — 40 %.

Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации поступают в федеральный бюджет.
Распределение платежей за добычу подземных вод устанавливается в соответствии с водным законодательством Российской Федерации.
При добыче полезных ископаемых на территории автономного округа, входящего в состав края или области, платежи за добычу полезных ископаемых поступают в бюджет края или области за счет половины суммы платежей, поступающих в федеральный бюджет.
При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, используется для социально-экономического развития этих народов и групп.

Статья 43. Формы внесения платы за пользование недрами
Плата за пользование недрами может взиматься в формах:

  • денежных платежей;
  • части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр;

выполнения работ или предоставления услуг;

  • зачета сумм предстоящих платежей в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия.

Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами.
Формы взимания платежей за пользование недрами при исполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соответствии с такими соглашениями.
Не допускаются требование и принятие в качестве платы за пользование недрами радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительное ведение Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну.
Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя недр, в счет оплаты за пользование недрами.

Статья 43.1. Плата за геологическую информацию о недрах, полученную за счет государственных средств
За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата.
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию.
Положения настоящей статьи не распространяются на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств.

Статья 44. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

О порядке исчисления, уплаты в бюджет и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы см. Инструкцию Госналогслужбы РФ от 31 декабря 1996 г. N 44

Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально-сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

О перечислении средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы в 2001 году см. письмо МНС РФ от 14 февраля 2001 г. N ВТ-6-04/137

Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы поступает в федеральный бюджет и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр.

См. постановление ВС РФ от 25 февраля 1993 г. N 4546-1 о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации

Часть отчислений, в том числе все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориальных органов федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Порядок использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, регламентируется законодательством субъектов Российской Федерации.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами

Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

См. Порядок освобождения организаций, осуществляющих добычу нефти, от регулярных платежей за добычу нефти и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, утвержденный Приказом МПР РФ от 31 декабря 1999 г. N 333

Об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы см. постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 597 и постановление Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. N 1213 Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в размере 0,5-1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых.
Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению; порядок их использования определяется Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

О порядке использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы см. Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 597

Пользователи недр, осуществляющие в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции добычу разведанных за счет государственных средств полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Соглашениями о разделе продукции должна предусматриваться компенсация расходов государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых.

Статья 45. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдающие лицензии на пользование недрами.

Статья 46. Акцизы
Акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, могут вводиться Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об акцизах».

См. Приказ МНС РФ от 19 декабря 2000 г. N БГ-3-03/441 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 22 „Акцизы“ Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизное минеральное сырье)»

Статья 47. Платежи за пользование акваторией и участками морского дна
Платежи за пользование акваторией и участками морского дна взимаются с пользователей недр дна территориального моря, осуществляющих поиски, разведку, добычу полезных ископаемых и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей зависят от арендуемой площади и ее конфигурации, мощности водной толщи, цели пользования недрами. Порядок и условия взимания платежей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 48. Скидка за истощение недр
Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения.
Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами.

Письмом МПР РФ от 18 ноября 1996 г. N ВО-61/3024 утверждены Временные требования к содержанию геологических и экономических материалов, обосновывающих возможность частичного или полного освобождения недропользователей от платежей за пользование недрами

  • Раздел VI. Ответственность за нарушение настоящего Закона
  • Раздел VII. Международные договоры