Платные услуги бюджетных учреждений

Вопрос правильной организации оказания платных услуг важен для бюджетного учреждения, поскольку, с одной стороны, его деятельность регламентирована и контролируется значительно строже, чем деятельность негосударственного субъекта хозяйствования, а с другой – в коммерческом обороте оно несет такую же ответственность, как и все остальные участники, статус государственного учреждения не дает никакой особой защиты.

В статье рассматриваются правовая основа оказания платных услуг такими учреждениями и порядок их организации.

Какие услуги являются платными для бюджетных организаций

Бюджетные организации (за исключением государственных органов, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь) могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций (п. 2 ст. 79 БК).

Документ:

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (далее – БК).

Как видно, платные услуги должны соответствовать предмету деятельности бюджетного учреждения, во всяком случае не выходить за рамки обычной его деятельности. Например, в учреждении образования существует платная секция велосипедного спорта. Имея достаточную техническую базу, оно планирует оказывать населению услуги по ремонту велосипедов. Такая услуга, как ремонт техники не является образовательной, поэтому она не может быть отнесена к основным видам деятельности учреждения образования, если считать, что такое учреждение создано в целях реализации государственных образовательных программ и иных образовательных услуг. Следовательно, оказание учреждением образования этой услуги для населения на платной основе будет считаться неправомерным.

Платная услуга – это услуга, оказываемая бюджетным учреждением за дополнительную плату сверх своей основной деятельности, реализуемой бесплатно, направленная на удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в таких услугах. Это может быть как деятельность, обычная для данного учреждения, спрос на которую повышен (например, углубленное изучение иностранного языка в учреждениях образования или ультразвуковая диагностика в медицинских учреждениях), так и новая, не осуществляемая ранее, но находящаяся в рамках профессиональной сферы (например, организация обучающих курсов музеем; услуги ксерокопирования в школе и т.п.).

Обратите внимание! Рассматриваемые организации вправе также сдавать свободные помещения или иное имущество в аренду. Это не услуги, но способ получения дополнительного дохода.

Правовое основание оказания платных услуг

Оказание платных услуг бюджетными учреждениями допускается специальными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность конкретного вида учреждений:

– для учреждений образования – ст. 138 КО; п. 24 Положения № 150; п. 14 Положения № 283;

– медицинских учреждений – Положением № 182;

– учреждений физической культуры и спорта – ст. 31 Закона № 125-З; Инструкцией № 6;

– социальных учреждений – постановлением № 1218.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об образовании (далее – КО).

Документ:

Положение об учреждении дошкольного образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 150 (далее – Положение № 150).

Документ:

Положение об учреждении общего среднего образования, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 (далее – Положение № 283).

Документ:

Положение о порядке оказания платных медицинских услуг гражданам Республики Беларусь государственными учреждениями здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2009 № 182 (далее – Положение № 182).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 04.01.2014 № 125-З «О физической культуре и спорте» (далее – Закон № 125-З).

Документ:

Инструкция об организации и предоставлении платных физкультурно-оздоровительных услуг населению, утвержденная постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 25.03.2013 № 6 (далее – Инструкция № 6).

Документ:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2012 № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг» (далее – постановление № 1218).

Документы, на основании которых оказываются платные услуги

Для самого учреждения таким основанием являются 2 локальных нормативных правовых акта:

1) устав учреждения;

2) положение о платных услугах конкретного учреждения.

Предварительно работники самого учреждения на основе изучения спроса граждан и организаций на оказание платных услуг определяют виды и составляют перечень платных услуг.

Устав учреждения должен содержать положения об оказании платных услуг, это вытекает из п. 2 ст. 279 ГК. Если в действующем уставе учреждения нет таких положений, то следует подготовить изменения в устав и согласовать их с учредителем.

Документ:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК).

Решения о создании и ликвидации государственных учреждений принимают:

– Президент Республики Беларусь;

– Правительство Республики Беларусь;

– государственные органы, подчиненные и (или) подотчетные Президенту Республики Беларусь;

– республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

– местные исполнительные и распорядительные органы.

Эти же органы утверждают уставы создаваемых учреждений.

Также бюджетное учреждение должно разработать и утвердить (а при необходимости – согласовать с учредителем) положение о платных услугах конкретного учреждения с учетом специфики организации его деятельности.

В положении следует предусмотреть разделы:

– о видах оказываемых за плату услуг;

– форме и существенных условиях договора на оказание платных услуг;

– порядке оказания услуг (предварительное заключение договора, представление документов, формирование групп, сроки начала и окончания услуги и т.д.);

– оплате услуг (сроки, вносимые суммы, условия о предоплате, возможности рассрочки, предоставлении скидок и т.д.);

– порядке распоряжения средствами, поступившими от оказания платных услуг.

До начала оказания таких услуг руководитель учреждения издает приказ, в котором указывает конкретные виды платных услуг и дату начала их оказания. Этим же приказом утверждается кадровый состав, занятый предоставлением этих услуг, списки получателей услуг (при необходимости), график или расписание оказания услуг с указанием помещения, а также иные документы, необходимые для организации такой деятельности.

Договор об оказании платных услуг

Бюджетные учреждения в большинстве случаев оказывают платные услуги на основании типовых договоров, таких как:

– Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21.07.2011 № 99;

– типовые формы договоров об оказании различных услуг Департаментом охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 632 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17»;

– форма договора возмездного оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.01.2013 № 11, и др.

Но далеко не для всех случаев существует типовой договор, например, типовой договор оказания услуг учреждениями здравоохранения отсутствует. В этой ситуации учреждению самому следует разработать и утвердить форму договора. К нему необходимо применять правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК.

Существенным условием такого договора, в отсутствие которого договор считается незаключенным, является только условие, определяющее конкретный вид оказываемой услуги (п. 1 ст. 733 ГК). В связи с этим данное условие должно быть максимально конкретизировано в договоре, т.е. нужно указать, какие именно действия должен совершить исполнитель. Для этого необходимо определить:

– вид услуг;

– их объем (продолжительность оказания, количество получателей услуг и пр.);

– другие характеристики:

место оказания услуг;

объекты, на которые направлено оказание услуг;

требования, которым должны соответствовать услуги, в т.ч. по качеству;

точные действия исполнителя по договору и др.

Стоимость платных услуг

При осуществлении учреждением деятельности, приносящей доходы, полученные от такой деятельности доходы и приобретенное за счет их имущество, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе (если иное не предусмотрено законодательством).

Нормативное регулирование порядка расходования внебюджетных средств в настоящее время регламентирует Положение № 641, которое и определяет направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетного учреждения.

Документ:

Положение о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013 № 641 (далее – Положение № 641).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72).

Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируют Правительство, государственные органы (организации), содержится в приложении 1 к Указу № 72.

Так, порядок установления и применения тарифов на платные медицинские услуги определен Инструкцией № 14. Но тарифы для некоторых отдельных услуг регулируются специальными актами. Например, предельные максимальные тарифы на услуги по лабораторной диагностике установлены постановлением № 16, а на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), услуги по лучевой диагностике – постановлением № 15.

Документ:

Инструкция о порядке установления и применения тарифов на платные медицинские услуги, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 14 (далее – Инструкция № 14).

Документ:

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 16 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по лабораторной диагностике» (далее – постановление № 16).

Документ:

постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 03.02.2015 № 15 «Об установлении предельных максимальных тарифов на стоматологические услуги (ортодонтические, ортопедические и зуботехнические), на услуги по лучевой диагностике при оказании стоматологических услуг» (далее – постановление № 15).

С. Валова

Журнал «Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2017

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). Порядок оказания услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете рассмотрены в статье.

В силу п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что его деятельность соответствует таким целям и сведения о ней указаны в его учредительных документах (уставе). В статье рассмотрим порядок оказания данных услуг на платной основе, а также порядок отражения этих операций в учете.

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

  • сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

  • перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

  • стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

  • сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

  • о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

  • о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

  • о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

  • о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Дебет

Кредит

Основание

Начислены доходы от оказания платных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 205 31 660

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

2 210 03 560

2 201 11 610

2 201 34 610

2 210 03 660

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

2 201 23 510

2 205 31 660

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

2 201 11 510

2 201 23 610

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

146 000

Поступила выручка в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

146 000

Отражена передача денежных средств инкассатору

(146 000 руб. — (146 000 руб. x 2,5 %))

2 201 23 510

2 201 34 610

146 000

Внесены денежные средства на счет 40116

2 210 03 560

2 201 23 610

142 350

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 210 03 660

142 350

Оплачены услуги банка

2 302 26 830

2 201 23 610

3 650

Отражены расходы на оплату услуг банка

2 109 80 226

2 302 26 730

3 650

Пример 2.

Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом

2 205 31 560

2 401 40 130

120 000

Внесена в кассу учреждения плата за обучение

2 201 34 510

2 205 31 660

120 000

По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

(120 000 руб. / 10 мес. х 6 мес.)

2 401 40 130

2 401 10 130

72 000

Пример 3.

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена плата за общежитие

(1500 руб. x 95 чел.)

2 205 30 560

2 401 10 130

142 500

Внесена плата за общежитие на счет учреждения

2 201 11 510

2 205 30 660

142 500

Учет расходов на оказание платных услуг.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции № 157н делятся на прямые и накладные.

Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п. 138 Инструкции № 157н):

  • общехозяйственные расходы, которые осуществляются для целей управления, обслуживания производства и отражаются на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы». Примером таких расходов может служить заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и другого управленческого персонала, включая суммы начислений на заработную плату;

  • издержки обращения, которые связаны с процессом доведения до потребителей и продвижения услуг (реклама) и отражаются на счете 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения данных расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения.

Пример 4.

Учетной политикой бюджетного учреждения установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.

В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 15 000 000 руб. и доходы от оказания платных услуг в размере 5 000 000 руб. (цифры условные).

Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 66 000 руб.

Коэффициент распределения накладных расходов – 0,33 (5 000 000 руб. / 15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 21 780 руб. (66 000 руб. x 0,33). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, – 44 220 руб. (66 000 руб. x 0,67).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

— Зайдите в личный кабинет на сайте: на первом экране вы увидите ваш тариф и все подключённые услуги и подписки.
— Установите мобильное приложение «Мой Билайн», авторизуйтесь и зайдите в раздел «Тарифы и услуги», во вкладку «Услуги».
Если вам нужна информация только о подключённых платных услугах, наберите 067409 или *110*09#. Информация поступит в SMS.

— В разделе «Услуги» на сайте, предварительно авторизовавшись.
— В мобильном приложении «Мой Билайн» для смартфонов и планшетов iOS и Android.
— В центре по управлению услугами, набрав номер *111# или 0674 и нажав кнопку вызова.
— С помощью специальных коротких номеров, которые напрямую подключают или отключают каждую услугу. Они указаны в описании каждой услуги на нашем сайте.

Проверка подключённы услуг

Чтобы оптимизировать свои расходы на связь и не тратить лишнего, контролируйте ваши списания и сами формируйте список подключённых услуг. Рассказываем, как узнать, какие услуги подключены, а также как можно подключать и отключать их. Советуем регулярно проверять, какие услуги у вас подключены, а также интересоваться новыми услугами — они созданы для того, чтобы вам было удобно пользоваться связью, и выгодны при правильном выборе самой услуги.

Есть несколько способов узнать, какие именно услуги подключены на вашем номере, и различные возможности для их отключения.