Подоходный налог США

Советская эпоха продлилась более 70 лет, и за эти годы кардинально изменила страну. Но вместе с изменениями в экономике менялась и налоговая система – от беспощадной продразверстки до привычного и нам подоходного налога. Мы расскажем, сколько налогов платили советские граждане, предприятия и колхозы в годы существования СССР.

Советская экономика – не такая, как все

Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.

Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.

Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).

Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).

Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.

Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:

  • налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
  • налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.

При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.

Какие налоги взимались в СССР

«Военный коммунизм» и НЭП: с 1917 по 1930 годы

В первые годы после установления советской власти (вплоть до 1921 года) в стране была огромная проблема с продовольствием – прежняя система товарно-денежных отношений в этой сфере уже несколько лет не функционировала, а стремление большевиков собрать нужный объем продовольствия привели к противодействию в крестьянской среде.

Речь идет о продовольственной разверстке – формально это принудительный выкуп излишков продовольствия у крестьян. Ее начали еще до февральской революции, но примерно до 1919 года крестьяне не очень охотно продавали зерно.

Изымали часто не излишки продовольствия, а столько, сколько было необходимо власти в данный момент (то есть, гораздо больше). Часто забирали даже семенной фонд. Из-за сопротивления крестьянства большевикам приходилось использовать вооруженные Комитеты бедноты.

Конечно, большевики выкупали эти «излишки» за деньги, но в некоторых регионов на это не хватало денежных знаков, а с учетом их постоянного обесценения крестьяне, по сути, просто отдавали зерно.

Только в 1921 году на фоне плохого урожая и крестьянских восстаний большевики заменили продразверстку на продналог – он был гораздо ниже (забирали только 30% вместо 70% продовольствия) и в фиксированных размерах, а бедных освободили от продналога.

Кроме того, в годы «военного коммунизма» бюджет пополнялся, в основном, за счет контрибуции и печати бумажных денег (с соответствующей инфляцией). Также существовали и другие налоги:

  • единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог – фактически просто изъятие денег у тех, кого большевики считали паразитическими и контрреволюционными элементами. Сумму в 10 миллиардов рублей поделили по волостям, те поделили по уездам, а те разделили («разложили») по конкретным плательщикам;
  • разовый сбор за торговлю. Его вводили местные советы за разные виды торговли (вразнос, вразвоз, продажу скота на рынке, и т.д.).

Времена менялись, и к 1921 году молодая страна, двигаясь в русле «военного коммунизма», докатилась почти до самой катастрофы: в разы упала производительность труда, почти остановился транспорт, деньги обесценивались с огромной скоростью, люди просто не хотели работать.

Кульминацией всего этого стал массовый голод в 1920-1921 годах, унесший жизни 5 миллионов человек.

Дальше так жить было нельзя, и в марте 1921 года X съезд РКП(б) вводит новую экономическую политику (НЭП). Об этом периоде написано много – сам Ленин считал его временным, но именно 7 лет НЭПа считают едва ли не самым успешным периодом советской экономики.

Помимо продналога для крестьян (в размере примерно 30% от собранного продовольствия), в период НЭПа действовало множество разных налогов:

  • налоги дореволюционной России – промысловый, подворный, военный, квартирный, акцизы, пошлины, и др.;
  • «классовые налоги» – сельскохозяйственный налог для кулацких хозяйств, налог на сверхприбыль, трудовой и гужевой налог, и т.д.

Налоговая политика в тот период служила целям наведения порядка и построения нового общества. И цели были достигнуты – страна быстро оправилась от последствий войн, в СССР провели денежную реформу (и рубль стал свободно конвертируемым), в стране работал даже иностранный бизнес по принципу концессии.

Тем не менее, НЭП в итоге был отменен, и с его налоговой системой тоже нужно было что-то делать. Из-за просчетов в планировании бюджетно-налоговая система стала громоздкой (бюджет формировался из 86 видов платежей), поэтому с 1930 года начинается новый этап.

Налоговая система после реформы 1930 года

Поскольку прежняя налоговая система больше не отвечала требованиям времени, от нее было решено отказаться. В 1930-1932 годах в СССР проводится кардинальная налоговая реформа. Во многом усиливаются позиции государства – частной собственности и рынка, как при НЭП, не будет еще очень долго.

Суть реформы состояла в том, что были полностью отменены акцизы, а все налоговые отчисления с предприятий объединили в 2 платежа:

  • налог с оборота. В него вошли акциз, промысловый, лесной налоги, страховые и другие платежи. Ставки были разные и прописаны они были по большому количеству товаров. Например, продажа резиновой обуви облагалась налогом с оборота в размере 60%, а на продажу рыбных консервов – от 5 до 50%;
  • отчисления от прибыли.

Также были налоги и для населения. Многие из ранее действующих налогов были отменены, другие объединены между собой. Сначала это не затронула колхозы, но через время их доходы тоже стали облагаться теми же налогами (правда, уже по данным отчетности, а не по нормам).

Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:

  • доходы до 150 рублей налогами не облагались;
  • от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
  • от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
  • от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.

Больше всего платили рабочие с доходами от 1001 рубля и выше – но и у них налог составлял менее 7%. С другой стороны, в те годы и в других странах подоходные налоги были примерно такими же.

Но самое главное в этой системе то, что менее «привилегированные» категории платили гораздо больше. Например:

  • литераторы и деятели искусства с доходами от 150 до 200 тысяч рублей в год платили 23 864 рубля + 35% от того, что выше 150 тысяч;
  • частные врачи, адвокаты и преподаватели с доходами от 15 до 20 тысяч рублей в год платили 2 275 рублей + 34% от превышения над 15 тысячами;
  • «частники» – некооперированные ремесленники – платили больше всех, при доходах от 24 тысяч рублей в год налог составлял 8 952 рубля + 60% от того, что выше 24 тысяч.

Отдельные налоги были предусмотрены для колхозов, они платили фиксированную сумму за гектар в зависимости от посевов (например, за гектар под овощами в РСФСР платили 15,5 рублей).

Самые же большие налоги платили так называемые «кулаки». При годовых доходах свыше 6 000 рублей они отдавали государству более половины заработка. Очевидно, что из-за этого они разорялись.

В 1939 году увеличились налоги с доходов от подсобных и крестьянских хозяйств – они в среднем составляли 10-20% или выше.

Также с 1931 года вводятся сборы на культурно-хозяйственное и жилищное строительство (культжилсбор), его взимали и в сельской, и в городской местности.

К концу 1930-х годов бюджет начинает тратить все больше и больше на военные цели, расходы на это вырастают до 24% от расходной части бюджета. Но, когда начинается Великая Отечественная война, этого становится мало, поэтому в СССР вводится новый налог.

Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан вводится как чрезвычайный, его платили состоящие в браке женщины от 20 до 45 лет и мужчины от 20 до 50 лет, не имевшие детей. Для тех, кто зарабатывал более 90 рублей в месяц, он составлял 6%.

В 1941 году вводится надбавка в размере 100% к подоходному и сельскохозяйственному налогам, через год ее заменяет военный налог. Он рассчитывается в твердых суммах за год для разных категорий плательщиков и составлял от 100 до 600 рублей.

В 1943 году Президиум ВС СССР принимает Указ о повышении (тогда его назвали реформированием) подоходного налога. Например, если до этого рабочий с доходами от 151 до 200 рублей платил 1,20 рубля + 3%, то теперь налог повышен до 2,25 рублей + 5,5%:

Кроме того, вводятся: новый единый налог со зрелищ, сбор со скота, сбор за регистрацию собак, госпошлина.

После окончания войны налоги постепенно снижаются или отменяются. Например, почти для всех был отменен налог на холостяков, в 1953-м снижаются ставки рыночного сбора, в 1956-м отменяется патентный сбор.

От Хрущева до Перестройки

В середине 1960-х голов советские власти решили реформировать систему налогообложения в рамках программы коренной хозяйственной реформы. Прежде всего стоит сказать о подоходном налоге с колхозов.

Платили его по 2 объектам налогообложения:

  • от чистого дохода (за минусом дохода, дающего рентабельность в 25%) – ставка составляла до 25% от облагаемого дохода;
  • от фонда оплаты труда (за минусом 70 рублей на каждого работника) – ставка составляла 8%.

Другими словами, колхозы платили налог с прибыли, если она была достаточной, и налог с фонда оплаты труда – независимо от прибыли. Некоторые колхозы имели льготы.

Также была проведена реформа налогообложения прибыли всех предприятий, которые перешли на новую систему планирования – они теперь отдавали не всю свободную прибыль. Им нужно было уплатить за фонды и рентные платежи, а от оставшейся прибыли перечислить в бюджет лишь некоторую часть.

Плату за фонды начисляли на первоначальную или остаточную их стоимость, по ставке от 1% (для совхозов) до 11% (для нефтедобычи).

Рентные платежи начислялись на прибыль, которая получена от природных факторов (по сути, это плата за недра).

Как и ранее, «частники» (кооперативные и общественные организации) платили больше других. У них в виде налога забирали 35% от прибыли, а у профсоюзных организаций – 25%.

Кстати, как и в современной России, в СССР в 1980-е годы ввели 3 местных налога на имущество:

  • налог с владельцев строений – составлял 1% от страховой стоимости жилых зданий. От него были освобождены колхозники и некоторые другие категории;
  • земельный налог – рассчитывался от количества квадратных метров земельных участков. Было 6 классов поселений, со своими ставками налога;
  • налог с владельцев транспортных средств – составлял от 10 до 25 копеек за каждую лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от места проживания автомобилиста.

В те годы действовали и другие налоги, например, на доходы от демонстрации кинофильмов, 4 вида пошлин, лесной доход, плата за воду, и т.д.

Как и сейчас, было четкое разделение разных налогов по уровням бюджетов: например, налог с оборота и половина подоходного налога с населения шли в союзный бюджет, налог с колхозов и государственная пошлина зачислялись в бюджеты союзных республик.

С перестройки до распада СССР

В 1980-х годах подоходный налог в СССР взимали по прогрессивной системе:

  • 0,85% от суммы доходов более 80 рублей;
  • 13% от суммы дохода более 100 рублей.

То есть, для большинства трудящихся ставка подоходного налога была такой же, как и сейчас.

С 1985 года в СССР начинается политика Перестройки. С точки зрения экономики происходит важнейшее событие – в 1986 году в стране разрешают индивидуальную трудовую деятельность, а в 1987 году разрешили создавать кооперативы.

Соответственно, для новых форм деятельности были предусмотрены и соответствующие виды налогов. Для тех, кто хотел заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрели патентную систему – плата за него рассчитывалась с учетом средних доходов тех, кто занимался аналогичной деятельностью.

Главное в патенте было то, что доходы, полученные по соответствующей деятельности, уже освобождались от подоходного налога.

После того, как было разрешено создавать кооперативы, первые советские «предприниматели» очень быстро стали зарабатывать огромные деньги. Чтобы не допустить перекосов в экономике, власти вели специальный налог, который должен был лишить кооператоров сверхдоходов.

При доходах до 500 рублей они платили те же 13%, что и другие категории, если доходы от 500 до 700 рублей – 30%, от 700 до 1000 – 60%, от 1000 до 1500 – 70%. Кооператоры с доходами свыше 1500 рублей отдавали 90% от доходов в виде налога.

Ситуация в стране стремительно меняется, и с 1 января 1991 года вводится в действие новый закон о налогообложении предприятий. Он вводит налог на прибыль, налог с оборота, налог на доходы и т.д. Что интересно, налоги в РСФСР сначала шли именно в российский бюджет, а затем в союзный. Тем самым сильнее проявлялся конфликт между российскими и союзными властями.

Но к тому моменту налоговая система уже давно перестала справляться с возложенными на нее задачами. Налоговых поступлений не хватало для покрытия всех расходов, рост внутригосударственный и внешний долг, страну охватил дефицит. Распад страны был уже очень близок.

После распада СССР Россия погружается в десятилетие крайне нестабильной налоговой системы – налоги вводятся и отменяются практически бессистемно, зачастую одни и те же объекты облагаются дважды. Как вспоминают бухгалтеры, в 90-е годы было невозможно работать, не нарушая налоговое законодательство. Но это уже совсем другая история.

ЖКХ и другие обязательные расходы

Чтобы сравнить нагрузку на работающих граждан в СССР и современной России, одних налогов недостаточно, у населения есть и другие обязательные платежи. Самые серьезные из них – это коммунальные услуги.

Нельзя утверждать, что в СССР не было коммунальных платежей, но их размеры были несопоставимы с нынешними. По некоторым данным, в 1958 году советские граждане отдавали за ЖКХ 3% от своих доходов, а к 1991-му этот процент упал до 1,2% – вероятно, от общей суммы доходов семьи.

По данным из архивов удалось узнать, что, например, в ноябре 1975 года семья из 2 человек, проживающая в однокомнатной квартире в Москве, отдавала за ЖКХ 8 рублей 67 копеек в месяц. На двухкомнатную квартиру площадью в 45 квадратных метров в Ленинграде уходило 12 рублей 72 копейки. К 1988 году расходы выросли незначительно: в городе Шуя Ивановской области на «двушку» площадью в 57,4 квадратных метра уходило 17 рублей 11 копеек.

Сейчас расходы на ЖКХ оценивают в 9,6%, и это в разы больше, чем при СССР.

Но советские времена подарили нам парадоксальное словосочетание «добровольно-принудительно» – это некоторые виды расходов, от которых было почти невозможно отказаться.

Прежде всего, это «навязывание» покупки государственных облигаций. Большая часть из 65 советских облигационных займов была выпущена до 1957 года, когда программа предполагала практически принудительный выкуп.

По данным статистики, благодаря займам с 1923 по 1957 годы государство смогло получить от займов столько денег, сколько давали налоги и сборы. Так, уже в 1925 году в «принудительные» займы вложили более 14 миллионов рублей. Долги росли, и к началу 1930-х средний гражданин каждый год отдавал на займы 2-3 своих месячных зарплаты.

«Добровольно-принудительными» были не только взносы на покупку облигаций. Каждый советский гражданин в возрасте от 14 до 28 лет состоял в Комсомоле (отказаться от этого без ущерба карьере было нельзя), устав которого требовал вносить членские взносы. Они зависели от доходов комсомольца: для безработных это 2 копейки в месяц, а для тех, кто зарабатывал более 100 рублей взнос составлял 1%, от 150 рублей – 1,5%.

Тем же, кому удалось пройти на «следующий уровень» и вступить в КПСС, приходилось платить уже 3% за сумму, превышающую минимальную зарплату.

Но и это еще не все. В советские времена всех работающих охватывало профсоюзное движение, которому тоже были нужны деньги. Все, кто зарабатывал более 70 рублей, платили 1% от месячной зарплаты.

В итоге получается, что среднестатистический рабочий в СССР при зарплате в 200 рублей отдавал:

  • налог: 8,20 + 13% * (200-101) = 21,07 рубль;
  • в профсоюз: 1% * 101 = 1,01 рубль;
  • за ЖКХ (предположим, за 1-комнатную квартиру): 8,67 рублей.

Итого получается 30,75 рублей, или 15,4% от суммы дохода. В современной России налог составляет 13%, но фактически потребители оплачивают НДС в размере 20% в стоимости большинства товаров.

Фискальную систему Норвегии можно назвать одной из классических, традиционных для европейских государств. Данное обстоятельство можно оценивать как положительное, поскольку она одинаково понятна и удобна как для местных жителей, так и для иностранных субъектов, которые планируют заниматься той или иной предпринимательской деятельностью на территории государства.

Налоги в Норвегии соответствуют всем общепринятым в Западной Европе принципам и требованиям — даже несмотря на тот факт, что Норвегия на текущий момент так и не стала государством-членом Европейского Союза. В то же время эта страна уже много лет входит в ЕЭС — Европейское Экономическое Сообщество, поэтому может вести экономическое и налоговое сотрудничество с членами Евросоюза на равных условиях. При этом в Норвегии в обиходе находится собственная валюта — норвежская крона, однако, очень широко распространены расчеты в евро, поэтому для удобства и суммы налоговых платежей зачастую указывают не только в кронах, но и в евровом эквиваленте.

Налоги в Норвегии бывают как прямыми, так и косвенными; могут устанавливаться и на федеральном, и на местном уровнях.

Обложение финансовых результатов

Общая ставка для предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности установлена в размере 25% от суммы полученной прибыли. Она начала действовать с 01 января 2017 года, до этого была значительно выше — вплоть до 28% в предыдущие годы. Проектами нормативно-правовых актов в области налогообложения корпораций предусмотрено последующее снижение ставки корпоративного налога до 23% с 2018 года. Однако сниженный налог на прибыль в Норвегии не будет распространяться на организации, занимающиеся коммерческой деятельностью в финансовой сфере, — для них корпоративный сбор останется без изменений — в 25-типроцентном размере.

Величина прибыли (чистого дохода) компании рассчитывается путем произведения вычетов по различным производственным расходам и платежам из общей суммы полученного (валового) дохода компании за отчетный период. Как и в других государствах, отчетным считается календарный год.

Налог на прибыль в Норвегии относится к числу федеральных сборов, зачисляется в государственный бюджет, его ставка не зависит от решений местных властей. Он установлен как для предприятий-резидентов, так и для нерезидентов. При этом первые уплачивают средства в норвежскую казну со всей своей прибыли, а вторые — только с той части, которая получена непосредственно на территории Норвегии. С целью избежать двойного начисления платежей Норвегия заключила ряд международных соглашений.

Что платят физлица

Основной налог, который взимается с физических лиц в стране — НДФЛ. Подоходный налог в Норвегии обязаны уплачивать все — граждане государства, мигранты, лица без гражданства, которые занимаются какой-либо оплачиваемой деятельностью на территории данного государства. Требование относительно обязательной уплаты распространяется как на трудоустроенных лиц, получающих заработную плату, так и на самозанятых граждан, которые работают самостоятельно (занимаются творческой деятельностью, имеют частную практику и так далее).

Подоходный налог в Норвегии изначально был установлен в размере 27%, однако в 2016 и 2017 годах наблюдается постепенное снижение ставок. Так, в 2016 году процент снижен сразу на 2 пп, до 25% от суммы годового дохода. В следующем, 2017 году, налоговая ставка была еще немного снижена, и на текущий момент подоходный налог в Норвегии для физических лиц составляет 24%.

Если годовой доход гражданина составляет менее 164,1 тысячи крон, действует нулевая ставка. Для доходов, превышающих минимальный уровень, установлена прогрессивная ставка подоходного налога — чем выше уровень дохода плательщика, тем большая сумма вычета применяется к его доходам. В настоящее время в Норвегии действует четырехступенчатая шкала по начислению дополнительных процентов на ставку подоходного налога.

Помимо указанного выше общеобязательного платежа, нужно вносить социальный сбор, ставка которого установлена в размере 8,2 процента.

Если годовой доход физлица не превышает 55 тысяч шведских крон, то такое лицо освобождается от уплаты социального сбора. Следует отметить, что действующее норвежское законодательство одновременно с установлением достаточно высоких налоговых ставок для населения, предусмотрело возможность применения определенных льгот (помимо тех, которые были указаны выше). Чтобы воспользоваться ими, необходимо соблюсти все установленные законодательством требования и предоставить соответствующие подтверждения в налоговую службу.

Льготы могут быть предоставлены матерям и отцам-одиночкам, родителям с детьми до 12 лет, морякам, людям, содержащим супруга/супругу с низким доходом (или нетрудоспособного), заемщикам и так далее. Кроме того, установлены дополнительные налоговые льготы для молодежи в возрасте до 22 лет.

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА НОРВЕГИИ

Согласно Конституции Норвегии, Стортинг (парламент) должен быть последней инстанцией в вопросах, касающихся финансов государств — покрытие расходов, а также доходы. Это следует из статьи 75 Конституции Норвегии.

Контроль за осуществления налоговой системы исполняют два подчиненных учреждения:

  • Налоговая администрация, которая гарантирует установление и собор налогов.
  • Таможенная и акцизная власть, гарантирующая сбор таможенных и акцизных пошлин. Кроме того, несёт ответственность за предотвращение незаконного ввоза и вывоза товаров в Норвегии.

В 2010 году 86% налогов получило центральное правительство, 2% — региональное правительство, в то время как местное правительство получило 12% от общего объема налоговых поступлений.

Налоговым резидентом в Норвегии считается лицо, находящееся или собирающееся находиться на территории государства более 6 месяцев. Доход, полученный резидентом страны в самой Норвегии или на территории другого государства, облагается налогами. Нерезиденты обязаны платить налоги на доходы, полученные только в Норвегии.

Полное налоговое освобождение гарантируется только для тех лиц, которые являются резидентами государства, имеющего налоговое соглашение с Норвегией, при условии фактического присутствия на ее территории в течение менее чем 183 дней в налоговом году. Это положение может быть выполнено, если иностранный гражданин нанимается юридическим лицом — налоговым резидентом страны, по международному договору с которой у Норвегии есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

В Норвегии, также как и в России, налоги делятся на прямые и косвенные. Подоходный налог относится к прямым и является одним из наиболее важных. Часть «подоходных налогов» имеет прогрессивную шкалу, например налоги на доходы от трудовой деятельности или пенсии.

В налоговой системе Норвегии все налогоплательщики делятся на два класса: 1 и 2. Отнесение к тому или иному классу предполагает определённую налоговую ставку и вычеты из неё. К первому классу относятся одинокие граждане. Ко второму классу относятся налогоплательщики, у которых на содержании 1 и более иждивенец (неработающий супруг-иждивенец или ребенок). Супружеские пары рассчитывают и уплачивают суммы налога отдельно друг от друга.

Налоговые декларации должны быть представлены не позднее 31 января года, следующего за годом, в котором был получен этот доход. Индивидуальным предпринимателям и работодателям необходимо получить карточку налоговых отчислений для того, чтобы в ней указать суммы налогов, удержанных из заработной платы работников. Эту процедуру работодатель выполняет каждые два месяца.

Все физические и юридические лица регистрируется в Государственном Регистре плательщиков налогов.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Совокупный налогооблагаемый доход (брутто) включает основные элементы: заработную плату, дополнительные льготы и иные выплаты работодателя работнику, суммы возмещения из фондов социального страхования, пенсии, алименты, доход от предпринимательской деятельности и проценты на капитал.
Необходимо отметить, что общая сумма доходов может быть уменьшена при следующих затратах:

  • в случае длительной болезни(затраты на лекарства);
  • оплата услуг адвоката;
  • если плательщик пенсионер;
  • наличие в семье детей,
  • наличие работы в дали от дома , при условии ежедневной езды на работу.

Налоги рассчитываются следующим образом: выделяют два вида дохода.

Доход (брутто) включает в себя зарплату, бонусы, натуральную оплату и отпускные. Доход нетто равен доходу брутто за вычетами.

Существуют следующие виды налогов:

Социальный налог – работники выплачивают из своей заработной платы взносы в размере 7,8 %, база расчета налога: доход(брутто). Минимальная база для расчета налога: 39600 кр; Доход с пенсии облагается в размере 3%

Подоходный налог. Ставка: 28% .База расчета налога: доход (нетто).

Налог на недвижимость. Если частное лицо в Норвегии имеет дом для отдыха, оно должно уплачивать налог в размере 2.5% от оценочной стоимости недвижимости. Для своего основного жилья такого налога нет. Если дом используется исключительно для сдачи в аренду, это определяется как предпринимательская деятельность, доход от которой облагается налогом в размере 28%.Если недвижимость продается, то полученная от продажи прибыль не будет облагаться налогами в том случае, если жилье находилось в собственности более 5 лет и использовалось владельцем как собственный дом для отдыха. В противном случае придется уплатить 28% налога на прибыль.

Налог на «богатство»: депозиты в норвежских и иностранных банках;
акции предприятий, иные ценные бумаги
нематериальные активы, при условии их использования, например сдача в аренду патента.
стоимость автомобилей, морских и речных суден.

Личный налог, база расчета налога: доход (брутто). Ставки указаны в таблице:

Класс Класс 1 Класс 2
Если доход выше: NOK 456 400 NOK 741 700
Ставка 9,0% 12,0%

Вычеты

Минимальный вычет (для расчета дохода нетто) составляет 31% от дохода (брутто), макс. 57400 кр — мин. 4000 кр.

Минимальный вычет для тех кто работает в Норвегии только часть года:

Кол-во месяцев пребывания в Норвегии
1 2 3 4 5 6
Мин. 4000 5300 7950 10600 13250 15900
Макс. 4783 7564 14350 19133 23917 28700
Кол-во месяцев пребывания в Норвегии
7 8 9 10 11 12
Мин. 18550 21200 23850 26500 29150 31800
Макс. 33483 38267 43050 47833 52617 57400

Стандартный вычет для особых групп налогоплательщиков, куда относятся и иностранцы, временно (до 4 лет) проживающие в Норвегии. Для постоянно проживающих в стране имеется ряд специальных вычетов, которые не актуальны для тех, кто находится в стране временно. (вычет на расходы при выезде на работу в другой город, вычет на уплоченные проценты от кредита на дом или на учебу и тому подобное). Составляет 15% от дохода (брутто).

Вычет моряка (спец.вычет только для моряков). Составляет 30% от дохода. Макс. сумма вычета: 80000 кр.

Расчет налога

Налогообложение юридических лиц

Ставкой налога на добавленную стоимость в размере 24% облагаются обороты по реализации товаров и услуг, а также экспортные товары.

Для открытия предприятия в Норвегии не требуется специального разрешения, однако на некоторые виды деятельности, такие, как банковское дело и страхование, необходимо получить разрешение властей.

Компании, являющиеся налоговыми резидентами Норвегии, имеют полную налоговую обязанность, которая распространяется на доход, полученный из всех источников, а компании-нерезиденты – только на доходы, полученные из норвежских источников. Компания считается налоговым резидентом, если непосредственный управляющий орган или головной офис находится в Норвегии.

Налог работодателя является смесью страховых и пенсионных отчислений. Налогооблагаемая база: брутто зарплата. Ставка налога зависит от того, в какой коммуне зарегистрирован работник.

Sone 1 14,1 % Юг, Восток, Запад
Sone 2 10,6 %
Sone 3 6,4 %
Sone 4 5,1 %
Sone 5 0,0 % Свалбард

Ставка на налогооблагаемую прибыль установлена в размере 28%. Она складывается из балансовой прибыли, уменьшенной на сумму затрат на производство и реализацию продукции и на сумму уплаченных налогов в норвежские налоговые органы.

Норвегия относится к числу наиболее высокоразвитых стран мира, обеспечивает достойный уровень жизни и высокую оплату труда для подавляющего большинства населения. Согласно последним статистическим данным, средний уровень заработной платы в данном государстве превышает 4000 евро, поэтому вполне закономерно, что и налоги в Норвегии достаточно высокие. При этом взносы окупаются благодаря хорошо развитой системе социальной защиты населения, обеспечению высокого уровня медицинского обслуживания, качественного образования и так далее

По этой причине Норвегия на протяжении многих десятков лет остается привлекательным государством для иностранных работников и предпринимателей, которые формируют стабильный приток рабочей силы и капитала в данную страну. В отличие от многих европейских стран, в Норвегии при прочих равных условиях обеспечивается одинаковый уровень заработной платы как для местных жителей, так и для работников-мигрантов — но и налоги все также должны платить соответствующие. Одной из особенностей данного государства стало то, что здесь нет официально закрепленного минимума оплаты труда — это согласовывается только непосредственно между работодателем и работником.

Подоходный налог в США 2017-2020

Подоходные налоги в США берут с 1913 года. Законодательство США по налогам сложно для первого восприятия. Кодекс внутренних доходов, принятый в 1954 году, является его основой. Вносимые в кодекс изменения оформляют новыми разделами. Решения Казначейства США являются постановлениями для Службы внутренних доходов (IRS), согласно которым она работает с налогоплательщиками.

Подоходный налог в США должны платить все его резиденты независимо от того, где они проживают и в какой стране получают доход. При расчете налогооблагаемой базы учитывают различные виды вычетов.

После оформления декларации о налогах он оплачивается в 3 адреса:

  • на федеральный уровень;
  • непосредственно штату, где проживает декларант;
  • городу или округу (местные налоги).

Нужно отметить, что ставки налогов на каждом уровне свои и даже могут отсутствовать.

Ставки налогов федерального уровня колеблются в пределах от 10 до 39,6% и рассчитываются от уровня дохода. В зависимости от того, кто оформляет декларацию (одиночка или супружеская пара), необлагаемая база равна 9 075–18 150 долларов США. При доходе от 406 751 доллара США налог берут по ставке 39,6%.

В зависимости от штата ставка налога может варьироваться от 0 до 13%, изменяясь от года к году как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. При этом количество штатов, где налог не берут, тоже может меняться.

О видах вычетов, применяемых в России, читайте в рубрике «Налоговые вычеты по НДФЛ в 2019-2020 годах».

Подоходный налог во Франции 2017-2020

Во Франции расчет подоходного налога производит налоговая служба. Все доходы французов делятся на 8 категорий. По каждой из них имеется своя методика расчета с учетом применяемых льгот и вычетов. Налог исчисляют по прогрессивной шкале. Эта шкала уточняется каждый год. Особенность расчета подоходного налога состоит в том, что его рассчитывают на семью.

Подоходный налог во Франции берется с дохода по прогрессивной шкале (от 5,5 до 75%). Необлагаемый минимум составляет 6 011 евро в год. Максимальную ставку 75% применяют при доходе семьи в 1 000 000 евро.

Подоходный налог в Швеции

В Швеции подоходный налог получают правительство и муниципалитеты. За налогоплательщиками закреплен регистрационный номер и счет для перечисления налогов. Резиденты обязаны платить налог со всех источников доходов: от предпринимательской деятельности, капитала, заработной платы. Полученный доход уменьшают вычеты, разрешенные законом.

Налог исчисляют по прогрессивной шкале, общая максимальная ставка налога составляет 56,9%. Его берут с дохода выше 476 700 шведских крон. Информация о налогах за 3 года хранится в системе PUMA.

Подоходный налог в Норвегии

В Норвегии данные по налогоплательщикам и налогам публикуют официально. Резиденты обязаны платить национальные и местные налоги со всех доходов, получаемых в стране и за ее пределами. Супруги производят расчет и оплату налогов раздельно. Подоходный налог с годовой зарплаты исчисляют по ставке 9,5% при доходе от 220 501 до 248 500 норвежских крон. При превышении этой суммы налог рассчитывают по прогрессивной шкале, и величина его может достигать 39%.

Подоходный налог в Канаде

В Канаде подоходный налог начисляют физическим лицам и корпорациям. Шкала федерального налога для физических лиц — от 15 до 29%, регионального — 5–21%. Максимальная ставка налога составляет 50%. Её применяют с суммы 136 270 канадских долларов.

Подоходный налог в Испании

Декларация о доходах резидента Испании включает все доходы, которые он получил по всему миру. Его статус определяется на весь налоговый период независимо от места проживания. Налог рассчитывают по ставке от 24 до 52%. С дохода в 300 000 € применяют ставку 52%.

Подоходный налог в Великобритании

В Великобритании до 1973 года применялась шедулярная система налогообложения. Шедулярная форма предусматривает взятие налога с каждого источника доходов, глобальная — с общей суммы доходов.

После вступления в ЕС Великобритания перешла к глобальной системе, но шедулы остались при расчете налога с учетом скидок и вычетов. После этого все данные суммируют и получают налогооблагаемую базу.

Налоговый период в Великобритании начинается 6 апреля текущего года и продолжается до 5 апреля следующего года. Необлагаемый минимум за год составляет 2 790 фунтов стерлингов. Налоговые ставки — 20, 40 и 45%. Максимальной ставкой облагают доход выше 150 000 фунтов стерлингов.

Подоходный налог в Англии

Крупной частью Великобритании является Англия. Поэтому ставки подоходного налога здесь идентичны. Налог уплачивают 4 раза в течение налогового года. После 6 апреля рассчитывают общую сумму подоходного налога. Для получения суммы налога к уплате нужно исключить из дохода налоговые льготы. Каждый резидент имеет свой необлагаемый минимум, который может меняться в течение его жизни.

Подоходный налог в европейских странах

Список европейских стран включает 44 государства. Законодательство их по подоходному налогу разнообразно. Некоторые из этих стран уже рассмотрены в настоящей статье. Наибольшие ставки подоходного налога применяют:

  • Швеция — до 57%,
  • Дания — до 55,6%,
  • Бельгия — до 50%,
  • Португалия — до 48%,
  • Испания — до 45%.

Минимальный подоходный налог в Европе

В Европе находятся и страны с минимальной ставкой подоходного налога:

  • Казахстан и Болгария — 10%,
  • Беларусь — 13%,
  • Россия — 13%,
  • Литва и Венгрия — 15%,
  • Румыния — 16%.

О том, как в России различается величина ставок налога для резидентов и нерезидентов, читайте .

Подоходный налог в Южной Америке

Параметры подоходного налога этого континента рассмотрим на примере Бразилии и Чили.

В Бразилии также используют прогрессивную шкалу для расчета подоходного налога. Доход до суммы 15 084 бразильских реала не облагается налогом. С дохода до 30 144 бразильских реала налог исчисляют по ставке 15%, свыше этой суммы ставка налога увеличивается до 27,5%.

В Чили подоходный налог рассчитывают по ставкам от 5 до 40%. Все доходы резидента засчитывают независимо от места их получения. Для расчета налога ежемесячно определяют величину необлагаемого дохода и градацию сумм, с которых будут применять ту или иную ставку.

Корпоративный подоходный налог в Казахстане

Плательщиками корпоративного подоходного налога (КПН) являются юридические лица. Объектом КПН служит налогооблагаемый доход от реализации продукции, сдачи в аренду имущества, других видов доходов. Доходы корректируют на суммы расходов, которые подтверждены документами. Ставки налога — от 10 до 20% в зависимости от профиля работы юрлица и требований Налогового кодекса.

Индивидуальным подоходным налогом (ИПН) облагают физических лиц. Ставки ИПН — от 5 до 10%. Доходы по месту работы облагают ставкой 10%, полученные дивиденды — 5%. Перед применением налога доход уменьшают на сумму налоговых вычетов.

Подоходный налог в других странах мира

Подоходный налог в иных странах берут по различным ставкам, например:

  • Аргентина — 9–35%,
  • Египет — 10–25%,
  • Израиль — 10–50%,
  • Индия — 10–40%,
  • Китай — 5–45%.

К странам, где нет подоходного налога, относятся: Андорра, Багамы, Бахрейн, Кувейт, Монако, Оман, Катар, Сомали, ОАЭ, Уругвай.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как гласит старая пословица, в жизни определены только две вещи: смерть и налоги. Налоги могут быть тяжелым бременем для граждан, но и полезным по ряду причин. Они используются для финансирования образовательных, технологических, инфраструктурных, военных и медицинских программ. Налоги предоставляют средства, необходимые стране для выживания, поэтому это неизбежное зло. Вот топ-10 стран с самыми высокими налогами в мире, по данным TheGlobalEconomy.com. При составлении списка учитывалась ставка подоходного налога с населения (НДФЛ).

10. Словения

Доходы физических лиц в Словении облагаются налогом по прогрессивной ставке — 16%; 27%, 34%, 39%, 50%, которая растет вместе с окладом. Половину своего дохода отдают в казну Словении те, чей доход за год превышает 70 907 евро. Интересно, что налог для физических лиц выплачивает не только работодатель, как это принято в России, но и сами работники. Иностранный гражданин, имеющий  вид на жительство в Словении,  должен платить НДФЛ, если находится в стране более 183 дней в течение 12 месяцев.

9. Израиль

На Земле обетованной действует справедливая прогрессивная шкала налогообложения. Это означает, что лица с более высоким доходом платят больше налогов, чем люди с низким доходом. Минимальный подоходный налог в 10% берется от суммы ниже 6240 шекелей или 1770 долларов. А максимальный — 50%, с суммы свыше 53 490 шекелей или 15 300 долларов. Израильтяне начинают платить НДФЛ с 16 лет, причем со всех доходов, даже тех что были получены на арабских территориях страны.

8. Бельгия

В Бельгии, как и во многих странах с самым высоким подоходным налогом, существует прогрессивный налог. Для богатых людей процент НДФЛ достигает 50%. Доход от собственности, работы, инвестиций и прочих источников в Бельгии также облагается налогом. Кроме того, работающие люди платят налог на социальное обеспечение в размере 13,07% от своего дохода. Поэтому Бельгию сложно назвать налоговым раем.

7. Нидерланды

В одной из самых процветающих стран мира все доходы физических лиц классифицируются по одной из трех категорий: заработная плата, пособия, пенсии и доход от владения недвижимостью; доход с дивидендов и прироста капитала; сбережения и инвестиционный доход. Каждая категория имеет свои собственные вычеты и налоговые ставки. Доход жителей Нидерландов облагается налогом по прогрессивным ставкам. Минимальный НДФЛ (8,9%) предусмотрен для граждан, получающих менее 19 982 евро в год.

6. Аруба

Вряд ли вы часто слышали про Арубу в новостях. Это небольшое островное государство, расположенное в Карибском море, известно, в основном своими фестивалями, прекрасными условиями для серфинга и одними из самых высоких налогов в мире. На Арубе ставка налога на доходы физических лиц взимается с различных источников дохода, таких как зарплаты, пенсии, проценты и дивиденды. В 2005 году она достигала рекордного уровня в 60,10%. Максимальная ставка в 52,00% достигается при доходе в 141 783 арубанских флоринов (78,33 доллара).

5. Финляндия

В стране тысячи озер действует прогрессивная ставка налогообложения. Физические лица также платят взносы в фонд социального страхования и налог на общественное вещание. В Финляндии взимается подоходный налог с заработной платы, пенсий и социальных пособий, а также с доходов от инвестиций. Причем полученный доход облагается не только государственными налогами, но еще и муниципальными и церковными налогами. На последние уходит около 2%, их государство тратит на финансирование той религиозной конфессии, к которой причисляет себя налогоплательщик.

4. Австрия

В основе австрийского налогообложения лежит европейская концепция, предусматривающая большие отчисления в бюджет. Причем львиная доля нагрузки приходится на физических лиц, тогда как предприятия и компании платят налоги по сниженным ставкам. Австрийцы платят прогрессивный налог, который доходит до 55%. «Белые воротнички» вносят 18,07% своего дохода в социальное обеспечение, а «синие воротнички» — 18,2%, при этом потолок составляет 4530 евро. Австрия предоставляет автоматические налоговые льготы, основанные на количестве людей в семье, получающих доход, а также кредиты на детей и поездки на работу. Некоторые связанные с работой расходы и расходы по уходу за ребенком не облагаются налогом.

3. Япония

Современные самураи платят государству подоходный налог по прогрессивной шкале налогообложения, которая начинается на 10% и заканчивается на 50%. Но им одним дело не ограничивается. Существуют еще префектурный подоходный налог, а также местные подоходные налоги. Однако японцы не жалуются, рассматривая необходимость отдавать часть кровно заработанных йен не только как источник пополнения бюджета страны, но и как свой личный вклад в экономическое и социальное развитие Японии.

2. Дания

Максимальный НДФЛ в Дании составляет 56%, а средний датчанин платит 45%. Он складывается из нескольких обязательных взносов: сбор в центры занятости; муниципальные налоги; региональные налоги; государственный сбор. Существует также добровольный церковный налог в размере от 0,43% до 1,40%. Однако весь этот огромный перечень налогов компенсируется высокими зарплатами. И то, что датчане спят спокойно, заплатив налоги, свидетельствует тот факт, что Дания входит в топ-3 самых счастливых стран в мире.

1. Швеция

В Швеции налог состоит из местных (коммунальных) сборов и государственного сбора. И если российские власти стремятся обложить налогами даже самозанятых граждан с небольшим доходом, то в Швеции государственный сбор с физлиц взимается лишь в том случае, если они зарабатывают от 490 700 крон. Те, кто зарабатывает меньше, платят только коммунальный налог. Ставка подоходного налога для шведов растёт в зависимости от заработанной суммы и достигает внушительной цифры в 57%. Если гражданин Швеции получает дивиденды, они также облагаются налогом в 10%. Несмотря на то, что в Швеции самый высокий подоходный налог в мире, жители страны относятся к налоговой службе с уважением. В опросе от 2016 года она заняла 5 место по популярности из 30 главных государственных ведомств. Любопытно, что ни одно из государств, попавших в первую десятку, не вошло в топ-10 стран с самой высокой налоговой нагрузкой на бизнес. Россия в рейтинге налогообложения стран занимает 118 место из 139. В нашей стране действует 13-процентная ставка подоходного налога на большинство доходов физических лиц.

Адвокаты в Минске » Консультации адвоката » Налоги в Беларуси » Ставки подоходного налога в Беларуси

Подоходный налог 2018

Принципы исчисления подоходного налога в 2018 году не изменились. Ставка подоходного налога для резидентов Парка высоких технологий — 9%. Для физических лиц применяется единая ставка подоходного налога 13%, для индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов — 16% . Ставка подоходного налога в отношении полученных дивидендов 13%, для физических лиц добавились налоги с процентов банковских депозитов, но это не меняет принципиально общую картину налогообложения в Беларуси.

Сравнение общей системы уплаты налогов и уплаты налогов по «упрощенке» можно посмотреть в таблице «Системы налогообложения в Беларуси»

Доходы, в отношении которых в Беларуси установлена налоговая ставка Налоговая ставка
любые доходы, за исключением нижеперечисленных 13%
полученные в виде дивидендов 13%
полученные плательщиками, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество 16%
полученные физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам 9%
полученные индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий 9%
полученные физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам 9%
полученные от осуществления предпринимательской и частной нотариальной деятельности 16%