Поиск информации в интернете

(Расширенный вариант данной статьи)

  • Что такое поисковые системы, и для чего они нужны
  • Поиск по ключевым словам. Язык запросов поисковой системы
  • Основные типы поисковых систем. Какой поисковой системой воспользоваться
  • Список поисковых систем (с классификацией по типам)

Что такое поисковые системы, и для чего они нужны

В глобальной сети Интернет можно найти информацию по любой интересующей теме. Но самое трудное в работе с сетью Интернет — найти нужную информацию. Т. к. Интернет не имеет четкой централизованной структуры, развивается хаотично, и в мире появляются все новые и новые серверы, вопросы поиска информации становятся очень актуальными.

Поисковые системы значительно облегчают работу в Интернет и помогают нам быстро найти нужную информацию в огромном массиве серверов Интернет. Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем, среди которых есть как уже хорошо зарекомендовавшие себя, так и менее известные.

Наиболее популярные поисковые системы

  • Яндекс — средство полнотекстового поиска информации с учетом морфологии русского языка; поиск по сайтам, своему каталогу, новостям, товарам, географическим картам, словарям, блогам, картинкам, документам Microsoft Office и adobe acrobat PDF
    • Яндекс: Расширенный поиск
    • Яндекс — краткий вариант страницы поиска
    • Все сервисы Яндекса
  • Rambler (ОАО «Рамблер Интернет Холдинг») — поиск по сайтам с учетом морфологии русского и английского языков; имеет и каталоговую систему поиска.
    • Rambler Lite: поисковая система — краткий вариант страницы поиска
    • Все проекты Рамблера
  • NIGMa — интеллектуальная поисковая система (МГУ им. М. В. Ломоносова и Stanford University) — поиск документов, картинок, книг, новостей через Google, Yahoo, MSN, Yandex, Rambler, altavista, Апорт; также система предоставляет уникальный поиск по химическим формулам и реакциям
  • Google — поиск по сайтам (есть возможность поиска по русскоязычным сайтам); поиск документов в форматах adobe acrobat PDF, Microsoft Office, PostScript, Corel WordPerfect, Lotus 1-2-3 и др.; поиск картинок, видео, новостей, поиск по картам; возможность поиска по русскоязычным и российским сайтам; есть система перевода текста на др. языки (49 языков)
    • Google Расширенный поиск
    • Все Продукты Google
  • Bing (Microsoft Corp.) — поиск по сайтам, изображений и видео; возможность поиска по русскоязычным и российским сайтам; есть система перевода текста на др. языки (22 языка)
  • Yahoo! (Yahoo) — поиск по сайтам, адресам E-mail и др.

Каждая из поисковых систем имеет какие-то свои достоинства и недостатки, которые определяются принципом работы поисковой машины, удобством использования, ее оформлением, сложностью языка запросов, наличием различных расширенных функций (управление форматом и ранжированием выводимой информации, исправление орфографических ошибок и ошибочной раскладки клавиатуры при вводе ключевых слов, перевод страницы на др. языки т. д.), скоростью работы, и др. параметрами. Выбор поисковой системы для конкретного применения определяется целью поиска, характером искомой информации, желаемым форматом выводимых данных и шириной охвата отслеживаемых адресов серверов в мире Интернет.

Поиск по ключевым словам. Язык запросов поисковой системы

Поисковая система обычно имеет поле для ввода ключевых слов, по которым она находит документы, содержащие эти ключевые слова. Чем лучше (качественнее) составлен запрос к поисковой машине, тем меньше общее количество найденных документов, и больше из них документов, соответствующих тому, что Вам требуется. Если запрос очень простой или составлен неграмотно, то поисковая машина может Вам выдать несколько миллионов документов, которые Вам не просмотреть за всю жизнь.

Используя язык запроса, содержащий логические операции (логические операторы AND, OR, NOT, скобки и др.), префиксы обязательности присутствия ключевых слов в документе «+» и «-» (при,поиске по узкоспециализированным терминам — предпочтительней использовать), расположения ключевых слов в документе рядом или на определенном расстоянии и т. д.) и др. элементы, и большее количество связанных ими ключевых слов, можно значительно сузить область поиска и более качественно составить запрос к поисковому серверу. Следует учитывать, что разные поисковые системы могут иметь как различающиеся языки запросов, так и очень похожие.

На сайтах поисковых систем обычно есть ссылки на справочную информацию по использованию поисковых сервисов, языков запросов, рекомендации по поиску и т. д.

Некоторые поисковые системы дополнительно имеют функцию расширенного поиска, позволяющую пользователю более точно описать то, что ему конкретно нужно и без знания языка запроса. Функцию расширенного поиска имеют, например, поисковые системы Яндекс и Google.

Основные типы поисковых систем. Какой поисковой системой воспользоваться

Существует 2 основных типа поисковых систем Интернет: индексные и классификационные (каталоговые). Индексные поисковые системы (например, Яндекс, Rambler, Google, Bing и др.), работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в Интернет содержимое серверов, индексируя информацию, содержащуюся в них и внося информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных. Каталоговые системы поиска (например, Rambler, Yahoo! и др.) содержат тематически структурированный каталог серверов, и чаще всего пополняются вручную. Обычно на WWW-странице классификационной поисковой системы содержится и поле для ввода ключевых слов для поиска в собственной базе данных. В каталоговой системе поиска можно, начав с более крупной тематической рубрики, и постепенно спускаясь дальше по рубрикам, прийти к ссылке на нужный Вам сайт. В одних случаях бывает удобней воспользоваться первым типом поисковых систем, в других — вторым. Есть поисковые системы, сочетающие в себе оба принципа работы. В частности, многие индексные поисковые системы имеют и каталоговую систему поиска. Также поисковые машины могут использовать и какие-то другие принципы методы поиска.

Многие поисковые системы преобразовались в Интернет-порталы, объединяющие в себе большое количество ресурсов и сервисов. На страницах таких порталов можно прочитать новости, ознакомиться с программой телепередач, узнать о погоде, курсах валют, воспользоваться картографическим сервисом и мн. др.

Наиболее популярные российские поисковые системы имеют возможности поиска с учетом особенностей русского языка.

Для поиска одновременно в нескольких поисковых системах можно воспользоваться так называемыми поисковыми метамашинами, обращающимися сразу к нескольким поисковым средствам, например, NIGMa.

Существуют также поисковые системы, специализирующиеся по поиску по одной какой-либо теме (например, по информационным технологиям, по музыке, по ресурсам, посвященные природе и т. д.)

Удобный поиск информации в сети интернет – незаменимый процесс, который необходимо освоить не только начинающим пользователям, но и бывалым потребителям. Благодаря умению находить нужные сведения человек получит быстрый доступ к необходимой информации, которая поможет в различных сферах жизни: учебе, работе, хобби и других.

Эффективные способы поиска информации в интернете сегодня бывают такими:

  1. Указание конкретного адреса того сайта, на котором находятся необходимые для прочтения данные.
  2. Поиск по ссылкам в интернете, используя личный компьютер.
  3. Используя так называемые поисковые машины.

Сегодня эти три способа являются актуальными и востребованными среди пользователей. Они обеспечивают качественный поиск информации в ресурсах интернет и выдают нужный человеку результат в 99% случаев.

Поиск при помощи конкретной ссылки

Если вы точно знаете адрес в интернете, где находятся нужные сведения, то из поиск становится существенно легче: необходимо просто скопировать адрес в специальную строку, расположенную в верхней части браузера, после чего ознакомиться с интересующими данными. Если же там слишком много лишней информации, тогда как пользователя интересует лишь конкретная ее часть, следует воспользоваться поиском по странице. Для этого нужно нажать клавиши «Ctrl» и сразу «F» — появится графа «Найти», в которую следует написать слово или словосочетание, которое точно есть на этой странице. Завершающий этап поиска таким образом – нажатие кнопки «Enter».

Этот метод отлично подойдет пользователям, которые уже ознакомлены с информацией на конкретном портале. Если же вы не помните дословно нужную фразу или не знаете, есть нужная информация на этой странице, рекомендуем воспользоваться другими способами поиска.

Поиск информации в интернете: поисковые системы

Самыми популярными машинами поиска на сегодня являются Яндекс.ru, Google.ru и другие. Они позволяют найти информацию любого типа по запросу, автоматически изучая все подходящие сайты в Глобальной Сети. По своему принципу они делятся на два вида: индексы и каталоги:

  1. Каталоги. Такие сайты помогают найти данные по конкретной теме: обычно они структурированы по определённым группам, что существенно облегчает пользователю поиск. В каждой теме пользователь может выбрать одну из ссылок (их обычно по 10 на странице), где можно найти нужные сведения.
  2. Индексы. Представляют собой своеобразные указатели, где после введения нужного ключевого слова в поисковое поле пользователю предлагается множество ссылок на интернет-страницы, в которых присутствует слово или словосочетание из запроса. Такой поиск информации в интернете по ключевым словам еще называют «пауком», поскольку он изучает подходящие сайты и сканирует их в сети для выявления отношения к заданной человеком тематике. После проведенной процедуры система заносит их в базу, из которой впоследствии добавляется нужная информация по запросу в поиске.

Поиск через серфинг

Серфингом именуют поиск, в процессе которого наблюдается переход по разным ссылкам с одного сайта нужной тематики на другой до тех пор, пока пользователь не отыщет нужные знания. Достоинство этого метода состоит в увлекательности и возможности изучить много информации из разных источников, после чего провести ее последовательный анализ. Среди недостатков этого вида выделяют продолжительность поиска и то, что на сайт, который станет точкой отсчета в поиске, тоже нужно каким-то образом попасть. Если у вас нет конкретной ссылки на него, лучшим вариантом станет поиск при помощи других вариантов, указанных в списке выше.

Основные рекомендации по поиску данных

Мы собрали здесь ценные рекомендации для удобного поиска современной и полезной информации при помощи личного компьютерного устройства:

  1. Правильно подбирайте слова при введении их в поисковую строку. Не используйте одно и то же словосочетание, если вам нужен полезный результат. Не следует вписывать и длинные фразы. Подходящий размер запроса – 3-4 слова. Если информации оказалось недостаточно, переформулируйте фразу и замените слова популярными синонимами, либо проверьте ее на наличие грамматических ошибок.
  2. Используйте операторы. Современный поиск актуальных данных с помощью поисковика и компьютерного устройства подразумевает владение навыками определенных хитростей, которыми являются сокращения и символы, называемые операторами. Самые распространенные среди них такие: » ” — это поиск фразы без разбивания на конкретные слова. Например, «конфеты «Вечерняя Москва» ”, + — значит поиск текста с сочетанием слов, которые выводились между этим знаком. Например, интересный+концерт.

При соблюдении этих несложных рекомендаций, вы облегчите себе задачу при поиске и сможете найти данные, которые вам необходимы.

Урок «Способы поиска информации в сети Интернет»

Разработан учителем высшей категории Гавриловой Еленой Константиновной

9 класс

Цель:

Освоить основные методы поиска в сети; знать способы представления информации в Интернете.

уметь ориентироваться в логических уровнях организации информации

Задачи:

Образовательная – формирование навыков поиска информации в сети Интернет;

Развивающая – развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации.

Воспитательная – воспитание у учащихся ответственности к делу, интереса к информатике.

Тип урока:

комбинированный урок.

Формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Оборудование:

  • Компьютер с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, кабинет, оснащённый персональными компьютерами с выходом в Интернет из расчёта 1 ученик – 1 компьютер, интерактивная доска.

  • Презентация к уроку <Приложение 1>

Краткий план урока:

  1. Организационный момент, – 3 мин.

  2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети»-5 мин.

  3. Технологии поиска информации в сети Интернет – 10 мин.

  4. Сообщения от учащихся по теме урока и ответы на кроссворд –7 мин.

  5. Ответы на задания ПК-7 мин.

  6. Работа в группах по поиску информации в Интернет – 10 мин.

  7. Подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас урок, на котором вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковых системах, облегчающих поиск нужной информации. Но для успешного достижения нашей цели давайте сформулируем все вместе понятие «Интернет» и ответим на несколько вопросов:

2. Устный опрос по теме «Компьютерные сети» .

Ученики устно по 1 слову формулируют понятие «Интернет»-Интернет -это всемирная (глобальная) компьютерная сеть ,объединяющая множество сетей всего мира.

  1. Какие виды компьютерных сетей вам известны?

  2. Какие программы для выхода в Интернет вам известны?

  3. Какое общее название у этих программ?

  4. Что такое глобальная сеть?

  5. Что такое доменная система имен?

  6. Какие услуги предоставляет глобальная сеть?

  7. Что может содержать Web-страница?

  8. Что такое Web-сайт?

  9. Почему Интернет так популярен в сегодняшнем мире?

Спасибо за ответы.

А теперь давайте выделим сильные и слабые стороны Интернета.

Достоинства

Недостатки

Важный источник информации

Информация из Интернета может быть недостоверной

Общение с людьми из разных городов

Человек может уйти в виртуальный мир, придумывать себе образ при общении; появляется зависимость от Интернета

Приобретение товаров и услуг, не выходя из дома

Обман со стороны организации

Способ распространения своих знаний

Много вирусов в сети Интернет, которые заражают наш компьютер

3. Изучение новой темы

Учитель: Для того чтобы у нас была возможность использовать все эти достоинства мы должны уметь правильно использовать ресурсы Интернет. Очень важно уметь правильно осуществлять поиск информации в сети.

Видео:

Запишем тему урока: Способы поиска информации в Интернете(Приложение 1, слайд2)

Очень часто возникает необходимость поиска требуемой информации различной тематики. Для этого можно воспользоваться нужной литературой. Но самым эффективным и быстрым методом является поиск информации в сети Интернет. Но наличие компьютера и выхода в Интернет ещё не гарантирует, что человек сможет найти нужную информацию быстро и полно.

Для поиска в сети Интернет можно пользоваться специализированными сервисными службами, которые позволяют по ключевым словам найти тот или иной документ. Их называют поисковыми системами. Кроме поисковых систем, существуют метапоисковые системы. Они не имеют свои поисковые машины, а пользуются возможностями других поисковых систем.

Поисковые системы представлены для пользователей в виде веб-страниц с удобной навигацией. Достаточно ввести адрес системы, и необходимая страница представлена вашим услугам. Другая возможность, встроенная в браузер, представлена на панели в виде кнопки «Поиск»

Видео:

-Скажите какие способы поиска информации вы знаете?

Существуют три способа поиска информации в Интернете (Приложение 1, слайд3):

  1. Указание адреса страницы.

  2. Передвижение по гиперссылкам.

  3. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).

Остановимся на каждом из них:

– (Приложение 1, слайд4): Указание адреса страницы – это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ.

– (Приложение 1, слайд5): Передвижение по ссылкам – Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.

Но этот способ очень простой и подходит для начинающего пользователя.

Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся.

– (Приложение 1, слайд6): Здесь на помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами).

Что же такое – поисковая система?

Во всемирной паутине Интернет находится несколько тысяч поисковых систем. У каждой системы свои достоинства и недостатки.

(Приложение 1, слайд7):

Попробуем сформулировать критерии выбора поисковой системы используя слова: принцип ,удобство ,правильность, скорость.

(Ученики выдвигают свои предположения)Критерием выбора поисковой системы могут служить такие характеристики, как:

• Принцип работы поисковой системы.

• Удобство использования.

• Правильность составления запросов.

• Скорость работы.

(Приложение 1, слайд8): Существуют 2основных типа поисковых систем Интернет:

индексные и классификационные (каталоговые).

Индексные поисковые системы, работая в автоматическом режиме обновления своей информации, просматривают в сети Интернет содержимое серверов, индексируют всю информацию, содержащуюся в них и вносят информацию о расположении слов на страницах сайтов в свои базы данных.

Поиск по ключевым словам.

Поиск документа в базе данных поисковой системы осуществляется с помощью введения запроса в поле поиска.

Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).

(Приложение 1, слайд9): Каталоговые системы поиска содержат тематически структурированный каталог серверов и чаще всего пополняются вручную.

Поиск в иерархической системе каталогов.

Каталоги являются справочниками, содержащими списки адресов Интернета, сгруппированные по определенной тематике — наука, искусство, новости и т.д.

Классификация ресурсов осуществляется главным образом вручную.

Процесс поиска требует непосредственного участия пользователя, самостоятельно переходящего от ссылки к ссылке. Поисковый каталог List.ru

Поиск файлов.

Для поиска файлов существуют специализированные поисковые системы, которые ищут файлы на FTP-серверах по именам самих файлов и каталогов. FileSearch.ru

Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую

приходится решать любому пользователю Интернета.

(Приложение 1, слайд10): А теперь давайте выведем правила поиска информации в сети Интернет:

1. Учитывать особенности естественного языка.

2. Не допускать орфографических ошибок.

3. Избегать поиска по одному слову, использовать необходимый и достаточный набор слов.

4. Не писать большими буквами.

5. Исключать из поиска не нужные слова.

(Приложение 1, слайд10): Понятие языка запросов.

Синтаксис языка

Значение

Пример

!

Запрет перебора всех словоформ

! педагогическая система (из поиска будут исключены слова педагогические системы)

+

Обязательное присутствие слов в найденных документах

Педсовет по+пятница (должны быть выбраны страницы, где встречаются слово не только педсовет) но обязательное условие наличие слова «пятница»

Обязательное вхождение слов в одно предложение

Педагогическая & система

«»

Поиск устойчивых словосочетаний

«педагогическая система» (учитывается строгая последовательность слов, слово «система педагогическая» будет исключеная)

А теперь ответим на несколько вопросов (Приложение 1, слайд11):

– Назовите основные способы поиска информации?

– Какие два вида поисковых машин вы знаете?

– Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета.

– Назовите в каком случае каким способом поиска информации удобнее воспользоваться.

4. Практическая деятельность за ПК:

А теперь рассаживаемся за компьютеры и выполним практическую работу(Приложение -практическая интернет). Во время выполнения работы контролируется процесс поиска, так как необходимо не только найти нужную информацию, но и сравнить поисковые системы; помогаем исправить формулировку запроса, если ученик не нашел ни одного желаемого документа.

После выполнения задания ученики сообщают результаты поиска информации.

В конце занятия подводится его итог, оценивается работа учащихся.

Домашнее задание:

Найдите ответы на вопросы с помощью различных поисковых систем и поясните какими поисковыми системами вы воспользовались. Сравните результаты поиска и прокомментируйте их.

    1. Сколько стран и какие входят в Евросоюз?

    2. Сколько куполов на соборе Василия Блаженного на Красной площади?

    3. В каком году изобрели компьютерную мышь?

    4. Что означает термин «энтропия» с точки зрения теории информации?

    5. Какова максимальная глубина Черного моря?

Урок окончен. Спасибо !

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

Дмитриева Марина Валерьевна

О ПОИСКЕ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Информацию в сети Интернет можно находить различными способами. Самый простой способ узнать URL адрес (из справочника, книги, рекламы, от знакомых и т.д.) и перейти к нужной Web-стра-нице. Другой способ поиска информации — перемещение по ссылкам с просмотром страниц в надежде найти требуемую. Третий способ предполагает использование поисковых систем.

При работе с поисковыми системами надо определить, какого рода информацию мы хотим найти (так называемый объект поиска) и как в дальнейшем будем ее использовать (цель поиска).

В сети Интернет представлена различная информация, поэтому в качестве объекта поиска нас может интересовать либо адрес информационного ресурса, либо сама Web-страница или ее элементы, либо справочная информация из баз данных, справочников и каталогов, либо программа для дальнейшего использо-

«Шре&ий способ nfeeffuiot&taeifc исшмъ^о&лЯие nouctco&ux сис&ем,,,

вания, либо сообщение в телеконференции и т.п.

В настоящее время разработано много информационно-поисковых систем (ИПС), обладающих различными характеристиками.

В классификационных информационно-поисковых системах (Web-каталогах) ссылки на ресурсы Интернет имеют иерархическую (древовидную) организацию. Верхний уровень иерархии представлен на начальной странице поисковой системы и содержит обычно такие каталоги как «искусство», «наука», «образование». Каталоги разрабатываются вручную и совершенствуются аналитиками Web-ката-лога. Для каждого элемента при включении его в каталог требуется определить, к какому разделу каталога элемент относится. Одни из самых известных Информационно-поисковых систем классификационного типа: американская Yahoo (http://www.yahoo.com) и российская АУ (http://www.au.ru).

Словарные информационно-поисковые системы построены по следующему принципу: имеется словарь слов, с каждым словом связывается список документов, в которых это слово встречается. Для каждой Web-страницы проводится ее анализ (заголовок, тема, ключевые слова, текст и т.д.), и полученная информация заносится в базу данных ИПС, являясь в дальнейшем основой при поиске документа по запросу пользователя. Наиболее известные ИПС словарного типа: аме-

Рисунок 1.

риканская HotBot (http://www.hotbot.com). российские Anopifhttp://www.aport.ru) и Яндекс (http://www.vandex.ru).

В последнее время многие Web-узлы включают средства локального поиска информации. представленной на узле, поэтому специальную информацию можно найти на узлах, используя предоставляемые средства локального поиска.

При поиске информации с помощью ИПС надо знать правила формирования запроса на поиск. уметь при необходимости воспользоваться средствами сужения области поиска. выбрать удобную форму представления результата. Процесс поиска

зависит от используемои поисковой системы, поэтому переИдем теперь к рассмотрению ИПС Rambler.

ПОИСКОВАЯ СИСТЕМА RAMBLER

Поисковая система Rambler создана для поиска документов в россиис-кой части Интернет, работает с 1996 года, имеет удобный интерфейс. Для поиска информации можно составить запрос. Предлагается две формы запроса: простая и расширенная. ИПС Rambler предлагает различные формы выдачи результатов: краткую, нормальную и детальную. Можно искать информацию, используя каталоги системы. На рисунке 1 представлена стартовая страница поисковой системы Rambler.

Основными элементами страницы являются поле для ввода текста запроса при использовании Rambler в качестве словарной ИПС и каталог разделов при использовании системы в качестве классификационной. На представленной странице можно использовать только простую форму запроса, который вводится в соответствующее поле. При составлении простого запроса ИПС использует парамет-

Offiu «f еажих и^ёесЛ-Яих Ыяфоррщщиояяо-поискоё-их сиапем… американская Yahoo… и российская rfty,,.

fë Ал jdtifeoc

itouacaêAfr смс&емл Rambler â-uçoeifo

ры системы, установленные по умолчанию. Если требуется изменить эти параметры, то следует использовать расширенный запрос.

Рассмотрим некоторые типы запросов, разрешенных в системе Rambler. Запрос описывает условия, которым должны удовлетворять найденные документы. Иногда для того, чтобы найти необходимую информацию, достаточно набрать некоторые слова (часто их называют ключевыми или поисковыми терминами) в строке запроса. В запросе разрешено использовать одно или несколько слов, разделенных пробелами. Могут быть использованы как русские, так и английские словосочетания. По умолчанию считается, что в найденных документах должны содержаться все слова. Любой поисковый термин (слово в строке запросов) может содержать как заглавные, так и прописные символы. В ответ на запрос поисковая система Rambler выдает список документов, в которых содержатся указанные в запросе слова. Так как поиск документов осуществляется без учета регистра, то результаты поиска по запросам Современный Университет и современный университет будут совпадать.

Язык запросов позволяет сформировать запрос на поиск документов, содержащих все слова, начало которых совпадает с последовательностью символов, предшествующих символу *. Например, если ключевое слово имеет вид: програм*, то среди найденных документов могут быть документы, содержащие слова программирование, программист, программа и т.д. Символ ? обеспечивает поиск документов, со-

держащих слова, полученные заменой символа ? каким-либо одним символом. Например, по запросу Turbo Pascal ?.0 в найденных документах могут содержаться слова Turbo Pascal 6.0 и Turbo Pascal 7.0.

При поиске информации ключевые слова можно соединять в логические выражения, используя скобки и символы & (и), I (или), ! (не) или соответствующие им слова and, or, not. Например, если указано два слова, соединенных знаком or, то поисковой системе дается задание найти документы, содержащие хотя бы одно из слов. Если перед словом указан символ !, то поисковой системе формулируется задание не выдавать документы, которые содержат это слово. Следующие запросы представляют собой логические выражения:

Святое семейство &(Рембрандт I Рафаэль) Брюллов and (Русский музей or Третьяковская галерея) Word&Access!Excel

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если найдено слишком много документов, то можно уточнить запрос. Для этого следует поставить флажок в кнопке выбора «Искать в результатах поиска» и ввести дополнительную информацию. После выполнения задания по запросу Государственный Эрмитаж, продолжим поиск документов, уточнив запрос, для этого выставим флажок и введем слово Рафаэль. Запрос примет вид:

(Государственный Эрмитаж)&Рафаэль

По этому запросу будет найдено документов меньше, чем по предыдущему

£сш ftoùfefto сммикам мАага ма^Аа

tyfoo-rfaufai JAftfeOC,,,

запросу. Web-страница, посвященная картине «Святое семейство», изображена на рисунке 2.

Если требуется сохранить рисунок, то надо щелкнуть по нему правой кнопкой мыши, выполнить соответствующую команду меню Save Picture as, выбрать папку и указать название файла и выбранный тип. Чтобы сохранить текст, следует его выделить и, нажав правую кнопку мыши, скопировать в буфер обмена, затем вставить из буфера в соответствующий документ. Скопированный текст с Web-страницы на рисунке 2 приведен ниже:

Рафаэль (Рафаэлло Санти)

1483-1520 Святое семейство (Мадонна с безбородым Иосифом) 1506 г.

Холст, переведена с дерева, темпера, масло 72,5 х 57см

Картина относится к раннему, флорентийскому, периоду творчества художника. Изображая Марию, младенца Христа и святого Иосифа, Рафаэль очищает свои образы от всего будничного, отбрасывает случайные черты и бытовые детали, возводя их на пьедестал совершенства. Текучие и плавные линии контуров, перекличка цветовых пятен, продуманное расположение фигур рождают в картине чувство гармонии, величия и простоты, присущее произведениям Рафаэля. Художник отступает от традиционной иконографии Иосифа, изображая его без бороды, — отсюда второе название картины.

При рассмотрении предыдущих запросов предполагалось, что поиск ключевых слов происходит по всему документу. Но иногда нет необходимости искать

Рисунок 2.

слова во всем документе, достаточно анализировать лишь часть документа. Можно, например, организовать поиск лишь тех документов, адреса которых удовлетворяют некоторому требованию.

Для организации поиска по различным критериям формируется запрос, содержащий операторы: $ЛЬЬ:, $иИЬ:, $Т1ТЬЕ:, $ИЕЛБЕК:, $Е88Е!ЧСЕ:, $ЛББКЕ88:. Операторы можно записывать как прописными, так и строчными буквами. Оператор $ЛЬЬ: предполагает поиск ключевых слов во всем документе, оператор $иИЬ: обеспечивает лишь поиск тех документов, адрес которых указан в операторе. При выполнении запроса $иИЬ: www.aec.neva.ru было найдено 462 документа, а при выполнении запроса Журнал $URL:www.aec.neva.ru число найденных документов сократилось до 54. Так как информация в сети Интернет все время меняется, то и при выполнении запроса читатель может получить цифры, отличные от приведенных в тексте. Оператор $TITLE: требует осуществить поиск документов, название которых удовлетворяет следующему за двоеточием выражению. По запросу $TITLE: Word&Access!Excel будет осуществлен поиск документов, в названии которых

присутствуют слова Word и Access, но не должно быть слова Excel. Если мы хотим искать документы, исследуя лишь заголовки, то следует воспользоваться оператором $HEADER:. По запросу $HEADER: Компьютерные инструменты в образовании будет осуществлен поиск документов, в заголовке которых название журнала.

Иногда при поиске документов нас интересуют лишь те из них, в начале которых располагается известная информация. В этом случае следует использовать оператор $ESSENCE:. По запросу $ESSENCE:Центр профессионального обновления получен список из 25 документов. Если воспользоваться оператором $ADDRESS:, то будет осуществлен поиск документов, в которых содержатся ссылки на указанный после двоеточия адрес.

При желании можно минимизировать расстояние между поисковыми терминами. Для этого используется оператор $NEAR:. Например, для поиска документов, в которых содержатся слова автомобиль и Ford близко друг от друга, следует выполнить запрос: $NEAR: автомобиль Ford. Оператор $RANDOM: используется для отмены режима $NEAR:.

Можно определить, в каких документах искать с помощью служебных слов $RUSSIAN: или $ENGLISH: для русского и английского языков соответственно. По умолчанию считается, что следует производить поиск по всем документам. Если к поисковой системе обратиться со следующим запросом $RUSSIAN:Русский Музей, то поиск будет производиться лишь в документах на русском языке, в отличие от запроса Русский Музей, в результате выполнения которого поиск осуществляется по всем документам.

При формировании запроса можно использовать весовые коэффициенты «+» и «-» для увеличения или уменьшения весового значения любого ключевого слова. Возможно многократное использова-

ние данных символов. Для поиска документов, в которых встречаются слова Автомобили и Mercedes, преобладает слово Opel и имеет меньшую весовую категорию слово Ford, запрос может быть следующим:

Автомобили and Mercedes +Opel -Ford.

На практических занятиях в компьютерном классе предполагается выполнение заданий двух типов. Одни задания должны закреплять навыки работы с программными средствами. В этом случае учащийся выполняет задание, предложенное преподавателем. В результате выполнения этого типа заданий формируется папка отчета. Другой вид практических занятий носит исследовательский характер. Учащийся выбирает тему задания и занимается сбором и анализом информации из сети Интернет по выбранной теме. После выполнения заданий этого типа, кроме папки отчета, требуется создать документ, содержащий обзор (реферат, тезисы доклада и др.) на основе найденных и отобранных документов. Результат может быть оформлен как текстовый документ, либо как Web-страница. Дополнительные требования к выполнению заданий формулируются в практической работе. Приведем примеры практических работ.

Практическая работа 1 Поисковая система Rambler, изучение основных возможностей

Требования к заданию.

По ходу выполнения заданий по поисковой системе Rambler требуется формировать папку отчета, которая должна быть создана на рабочем диске. В ней дол-

¿опрос На поиск. документов-…

Рисунок 3.

жен быть сформирован файл, в котором перечислены все запросы из предложенного задания и число документов, которые были найдены поисковой системой при выполнении запроса. Кроме того, папка отчета должна содержать все те файлы, которые требовалось сохранить при выполнении пунктов задания. После выполнения задания требуется предложить свои запросы, выполнить их и зафиксировать в отчете число документов, найденных по своим запросам. Полученный отчет требуется представить преподавателю.

1. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих слова Государственный Русский Музей. Информацию о праздновании столетия основания музея сохраните в файле отчета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих информацию о каком-либо музее изобразительных искусств России.

3. Репродукцию одной из картин музея сохраните в своей папке в допустимых форматах.

4. Сформируйте запрос на поиск документов, содержащих слова Государственный Эрмитаж, для уточнения ис-

пользуйте имя интересующего вас художника.

5. Найдите Web-страницу, посвященную одной из работ художника. Скопируйте репродукцию картины в свою папку. Скопируйте текст описания картины в файл отчета.

6. С помощью поисковой системы найдите информацию о Третьяковской галерее.

7. Один из шедевров коллекции изображен на рисунке 3.

8. Какие еще картины из шедевров коллекции Третьяковской галереи Вам удалось найти? Одну

из репродукций сохраните в своем документе.

9. Сформируйте запрос на поиск картин вашего любимого художника. Информацию о художнике и о некоторых его работах сохраните в отчете.

10. С помощью поисковой системы Rambler осуществите поиск информации о наиболее крупных музеях России. Адреса пяти из них сохраните в файле отчета.

11. Сформируйте четыре различных запроса по интересующим вас темам и выполните их для поиска необходимой информации. Занесите полученную информацию в отчет.

12. Выполненную работу покажите преподавателю.

При выполнении предыдущего задания для поиска информации строились простые запросы. Во многих случаях удобно искать информацию, просматривая разделы каталога, представленные на первой странице поисковой системы. В следующей практической работе предполагается знакомство с разделами каталога и поиск по ним необходимой информации.

Практическая работа 2 Поисковая система Rambler, поиск по каталогу

Требования к заданию. В данном задании предлагается осуществить поиск информации, воспользовавшись каталогом системы Rambler

1. Выберите категорию образование, внесите в отчет информацию об университетах городов Новгорода, Самары и Петрозаводска.

2. Определите, какие высшие учебные заведения России, в названии которых присутствует слово Современный, зарегистрированы в базе данных поисковой системы Rambler. Найденную информацию поместите в файле отчета.

3. Определите высшие учебные заведения города Москвы, в названии которых присутствует слово Гуманитарный.

4. Определите несколько учебных заведений, которые готовят специалистов интересующего вас профиля.

5. Выберите Web-страницу, посвященную Санкт-Петербургскому государственному университету, перейдите по ссылке Прогулки по городу, и понравившуюся фотографию одного из памятников на берегу Невы сохраните в отчете.

6. Исследуйте категории, предложенные ИПС Rambler, просмотрите информацию о спортивных событиях предыдущей недели. Результаты по интересующему вас виду спорта сохраните в файле отчета.

7. Просмотрите театральную афишу. Выберите театр, спектакли которого вы хотите просмотреть, и информацию

о репертуаре театра на следующую декаду сохраните в файле отчета.

8. Сформируйте вопрос, ответ на который вы хотите получить с помощью поисковой системы. Найдите информацию и зафиксируйте ее в отчете.

9. Выполненную работу покажите преподавателю.

Первые два задания предполагали формирование навыков работы с поисковой системой. Для выполнения следующего задания учащийся должен выбрать тему задания, по которой ему требуется подготовить обзор. Тему можно выбрать из списка, предложенного преподавателем, или сформулировать самому. С помощью поисковой системы осуществляется поиск и отбор информации из сети Интернет, готовится обзор. В обзор включаются ссылки на найденные ресурсы, краткая аннотация найденных адресов, может быть включена графическая информация. Приведем список некоторых тем для обзоров:

• Произведения искусства, созданные на сюжеты мифа о Геракле.

• Образ мадонны с младенцем в картинах художников.

• Воплощение мифа о Меркурии в живописи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Образ Амура в живописи и скульптуре.

• Произведения искусства, созданные на сюжеты мифа о Данае.

• Тема жертвоприношения богам и ее воплощение в искусстве.

• Произведения искусства на сюжеты мифа об Одиссее.

• Святое семейство в работах художников эпохи Возрождения.

Можно выбрать для обзора следующие необычные темы:

• Виртуальные путешествия.

• Виртуальные открытки.

• Виртуальные букеты.

• Виртуальные музеи.

• Виртуальные магазины.

• Мир виртуальных встреч.

.применение сужения облас&и поиска.

Если же и из этого списка Вы не выбрали тему, то сформулируйте свою, например, связанную с будущей специальностью.

Практическая работа 3 Поисковая система Rambler, подготовка обзора

Требования к заданию. При выполнении практической работы требуется выбрать тему задания, найти с помощью поисковой системы Rambler информацию, проанализировать ее, подготовить обзор по выбранной теме и представить отчет о работе.

1. Выберите тему работы, найдите с помощью поисковой системы информацию по выбранной теме.

2. Укажите в отчете те запросы, которые выполнялись для получения интересующей вас информации.

3. Подготовьте обзор по выбранной теме. Включите в обзор ссылки на нужные документы, каждую ссылку сопрово-

virji»M.»L Lfdh г M\i’:i-|\ I4jj>:s.r,ii 5 Mai l\l

iH’j.-L СДСЛЛГЬ «OnlMiflilCCKH уфпщшяыЯ rlilTCpirC-Г просит/……………………

fcflfairo » .li’TF’-rp

ОШОЛ ft……Ы…..-

Л Рс-гскПпкП I J- ^ Нсрипни

f МИН. P±(4if4ib) f

‘■ Нпнь : :.-■:: :гт I Hi r-

¡г * — cvnihi : Нвчкп : :■■■:: :r I .. :: ,:: i

< . .r.

P Етч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f ||r| ^ yT ^

..-:: ii —i:. : :n C»‘ H>r

..: in :. in

SUIiJUl…… ntftf r И»ИЛ r unrfifuii

P HIT

«•j ‘i…… : «I’himwni ‘И'»»™ О (i,pofm

Оплгы I До1лгы I id’Hin

кКиючпыдуияпы. ‘ihKj’timi’ ¿пьую im лоед

Рисунок 4.

дите аннотацией.

4. В обзор можно включить иллюстративный материал, соответствующий теме.

5. Сохраните отобранную информацию в файле отчета.

6. Выполненный обзор и отчет покажите преподавателю.

После выполнения практических работ учащийся овладевает методикой поиска, одной из основных частей которой являются правила формирования запросов. Во многих случаях поиск информации ведется по схеме: формируется и выполняется запрос, просматриваются найденные документы, уточняется данный запрос либо формируется новый, просматриваются найденные документы и т.д., то есть поиск информации процесс интерактивный.

Важным моментом в методике поиска является применение методов сужения области поиска. Можно ограничить область поиска с помощью операторов языка запросов, которые мы рассматривали ранее, но имеется и другая возможность сужения области поиска с помощью задания специальным образом параметров поиска. ИПС Rambler позволяет формировать так называемый расширенный запрос. Для его формирования следует перейти по ссылке Детальный запрос (рисунок 4).

На этой странице содержится информация о том, какие параметры может устанавливать пользователь при формировании запросов. На рисунке 4 представлены параметры, установленные по умолчанию. Так переключатель «Поиск в» позволяет определить, какие части документа должны исследоваться при выполнении зап-

|:с^аг Qnu »»(ПМвИйЙМ

ЦОД НМйШ «»Д

¡UOEX&U n:v

Ф1М1ИЁЕТ

НЙЖлВ

роса: весь документ, его URL адрес, название, заголовок, начало документа. При выполнении запроса формируется список найденных документов в виде Web-страниц, количество ссылок, размещаемых на странице, задается параметром «Кол-во».

Каждая ссылка может быть представлена в краткой, нормальной или детальной форме. Вид представления задается параметром «Форма вывода». Параметр «Слова» определяет, как поисковая система трактует пробел в запросе, если значение равно ВСЕ, то пробел соответствует логической связке AND (И), если значение ЛЮБОЕ, то пробел соответствует логической связке OR (ИЛИ). Если параметр Расширить слово имеет значение ДА, то ищутся все слова из запроса с разными окончаниями. При поиске документов, содержащих целиком фразу, требуется параметру Полное соответствие запросу задать значение ДА. Если известно примерное время создания поисковых документов, то можно ввести соответствующий временной интервал и тем самым сократить область и время поиска. Если требуется найти документы, не содержащие некоторых слов, то эти слова надо указать в соответствующем поле.

ИПС Rambler предусматривает три формы выдачи результатов поиска. Web-страницы с результатами выполнения запросов состоят из текста запроса, перечня используемых словоформ, ссылок на найденные документы, содержащие название, размер, время обновления и первые предложения документа. Можно управлять объемом информации в аннотации, порядком аннотаций в списке и числом аннотаций на странице.

Для того чтобы определять тип сортировки, отличный от обычных результатов поиска, следует воспользоваться служебными словами $YOUNG: и $OLD:. В первом случае документы будут отсортированы так, что сверху будут показаны самые свежие документы, во втором -наоборот.

Практическая работа 4

Поисковая система Rambler, изучение возможностей системы, формирование конспекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требования к заданию.

При выполнении задания от учащегося требуется формирование собственного конспекта по работе с ИПС Rambler на основе материала справочной информации поисковой системы.

1. Найдите в справочной системе Rambler раздел, посвященный языку запросов, и скопируйте его в свой файл отчета. На основе справочной информации сформируйте в своей папке конспект по языку запросов поисковой системы.

2. Ознакомьтесь с языком запросов системы. Преобразуйте скопированный текст справки о языке запросов, добавив к каждому иллюстративному примеру два своих.

3. Скопируйте все приведенные примеры запросов в конец файла.

4. Выполните запросы и найденную информацию (запрос, число найденных по нему документов ссылки на первые два документа) сохраните в файле отчета.

5. Для одного из запросов получите информацию в трех формах вывода. Сохраните эту информацию для последующего анализа.

6. Выполненную работу покажите преподавателю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Выполняя практические задания, учащийся посещал различные Web-стра-ницы Интернет, использовал содержимое этих страниц в дальнейшей работе. Итак, • текст с Web-страницы (или его часть) можно скопировать в буфер обмена, а затем вставить в другой документ, причем текст или его фрагмент можно сохранить в виде текстового файла или в виде интернет-документа (в формате HTML).

• Рисунки также можно скопировать в буфер обмена с последующей вставкой в другой документ. А можно поступить так: рисунок с Web-страницы сохранить в одном из графических форматов для последующего редактирования с помощью средств соответствующего графического редактора.

• Найденную Web-страницу можно распечатать либо целиком, либо только определенный фрейм; есть возможность распечатать не только одну страницу, но и связанные с ней страницы, включая графику.

• Страницу или гиперссылку можно отправить по электронной почте.

• Средства редактирования Web-страниц допускают сохранение страницы целиком для дальнейшего просмотра в автономном режиме и модификации их содержимого средствами редактора.

• Можно сохранить адреса страниц в папке Избранное или в собственной папке.

Перечислены только основные способы использования информации с Web-страниц, некоторые из них использовались при составлении отчетов и обзоров.

После выполнения предыдущих практических работ учащийся подробно познакомился с поисковой системой, со стратегией поиска, и может приступать к выполнению более серьезного задания по поиску информации из сети Интернет и созданию реферата на основе найденных документов. Как и при выполнении предыдущих практических заданий, учащемуся надо выбрать тему работы либо из списка, предложенного преподавателем, либо предложить свою, связанную, например, с будущей специальностью. Во время практической работы учащийся ищет информацию по интересующей его теме, выполняет запросы, сохраняет адреса, текст и иллюстративный материал в своей папке. Найденный в сети Интернет материал …уъщшся

должен быть использован при подготовке реферата по теме работы.

Возможные темы для подготовки реферата:

• Искусство Италии эпохи Возрождения.

• Французская живопись XIX века.

• Искусство Испании XVI-XVIII веков.

• Золотой век венецианской живописи.

• Искусство Голландии XVII века.

• Искусство Англии XVII — XIX веков.

• Культура и искусство Древней Греции.

• Культура и искусство Древнего Египта.

• Русский классицизм.

Можно выбрать для подготовки реферата следующие более актуальные темы:

• Фонды грантовой поддержки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Поиск работы по специальности.

• Студенты-лауреаты научных конкурсов.

• Номинанты премии «Оскар».

• Лауреаты Нобелевской премии.

• Бесплатная Web почта.

• Поисковые системы.

• Правовые информационные системы.

• Издания в Интернет.

• Виртуальный кинематограф.

• Российское кино в Интернет.

Если вы хотите писать реферат по своей теме, то согласуйте предварительно тему с преподавателем.

Практическая работа 5 Использование информации из сети Интернет, работа над рефератом

Требования к заданию При выполнении задания требуется выбрать тему работы, получить с помощью поисковой системы информацию, проанализировать ее, подготовить реферат по выбранной теме и представить отчет о работе.

nofpoófta парпакомиися с íuuwzoéoA сиапемой..

‘Выбор

1. Выберите тему реферата, с помощью поисковой системы осуществите поиск и отбор информации для последующего формирования реферата по теме.

2. Воспользуйтесь каталогом системы и попытайтесь найти информацию, выбирая соответствующие разделы каталога.

3. Подготовьте реферат по выбранной теме. Включите в реферат ссылки на нужные документы, каждую ссылку сопроводите аннотацией.

4. Включите в текст реферата иллюстративный материал, подготовленный при поиске и отборе информации.

5. Сохраните подготовленный реферат в виде документа Word.

6. Папку отчета и подготовленный реферат покажите преподавателю.

Процесс поиска информации зависит от используемой поисковой системы. Если при работе с поисковой системой не получен ожидаемый результат, то можно попытаться воспользоваться другой системой. Выбор поисковых систем зависит, в основном, от предпочтений пользователя. Стратегия поиска также индивидуальна, но можно посоветовать придерживаться некоторых правил. Уже упоминалось о том, что если по запросу найдено слишком много документов, то зап-

поиско&их сис&ем fa,éu<Mfñ,,, 0(ñ npefttaziñefatü

рос требуется уточнить, и поисковые системы предлагают для этого различные средства уточнения. Если при выполнении запроса не найдено документов, то можно попытаться убрать из запроса наименее значимое слово и повторить попытку поиска. Иногда оказывается полезным заменить некоторые поисковые термины их синонимами, либо объединить в запросе оба синонима логической операцией OR. Адреса некоторых поисковых систем приводились в тексте.

Приведем адреса наиболее известных информационно-поисковых систем в таблице 1.

Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) представляет на своем сервере различные учебные пособия по работе в Internet, с которыми полезно озна-

Название Адрес Разработка Классификационная Словарная

Rambler www.rambler.ru Россия + +

Апорт www.aport.ru Россия +

Яндекс www.yandex.ru Россия +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ay www.ay.ru Россия +

Созвездие www.stars.ru Россия +

Интернет

Yahoo www.yahoo.com США +

Alta Vista www.altavista.com США + +

Infoseek www.infoseek.com США + +

Excite www.excite.com США + +

Рисунок 4.

комиться (www.spb.osi.ru/ic). После изучения некоторых тем предлагается пройти тестирование и проверить, как усвоен пройденный материал.

Многие из издательств имеют свой сервер и на нем помещают ссылки на выпущенные издания. Издательство Триумф (www.triumph.ru) поместило так называемые опыты работы в Интернет. Найдите эти

опыты и выполните предложенные задания.

Используя приобретенные знания, можно найти информацию о различных учебных пособиях, хранящихся в сети Интернет, посвященных поиску и использованию найденной информации, и продолжить работу по поиску информации самостоятельно.

Литература.

1. Джонс Э., Саттон Д. Библия пользователей MS Office 97, Б.м.: Диалектика, 1997, 848 с.

2. Хоникат Д. Internet без проблем, М.: Бином, 1996, 334 с.

3. Коцюбинский А.Ю., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт, М.: Триумф, 1997, 456 с.

4. Моррис Б. HTML в действии, СПб.: Питер, 1998, 256 с.

5. Ботт Э. Использование Microsoft Office 97, Б.м.: Диалектика, 1997, 416 с.

Дмитриева Марина Валерьевна, доцент кафедры информатики математико-механического факультета СПб Государственного Университета.

НАШИ АВТОРЫ