Положение о психолого педагогической комиссии

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случаях нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

  • имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;
  • испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);
  • находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);
  • имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;
  • имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Школа направляет на ПМПК, но мать ребёнка категорически отказывается от прохождения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • обеспечить получение детьми общего образования;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

Как подготовить родителей к посещению ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка.

В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее.

При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Какие категории детей нуждаются в особых условиях при сдаче ГИА?

Согласно Приказам Министерства образования и науки РФ № 1394 от 25.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», и № 1400 от 26.12. 2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся дети инвалиды могут проходить государственную итоговую аттестацию в форме государственного выпускного экзамена.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления в ГЭК, представляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающий факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

В состав ПМПК входит врач-психиатр, значит ли это, что ребенка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

У меня ребёнок-инвалид. Нужно ли нам получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Что такое «специальные условия» для получения образования обучающимися с ОВЗ?

Согласно части 3 статьи 79 Закона об образовании под специальными условиями для получения образования обучающимися ОВЗ в Законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

В соответствии со статьей 79 Закона об образовании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учетом рекомендаций ПМПК, а для инвалидов — в соответствии с ИПР инвалида организуется обучение названной категории обучающихся, включая создание специальных условий в образовательных организациях, как в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (СКОУ), в отдельных классах, группах (коррекционных классах, группах), так и совместно с другими обучающимися.

Вопрос об определении формы и степени интеграции, инклюзии ребёнка с ОВЗ в образовательную среду определяется рекомендациями ПМПК, исходя, прежде всего, из особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья при непосредственном участии его родителей (законных представителей) в соответствии с приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Кто дает рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

  1. направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);
  2. приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Можно ли прийти на ПМПК ребёнку с бабушкой (она не является опекуном)?

Прием ребёнка возможен только в сопровождении родителей или законного представителя. Желательно, чтобы на ПМПК присутствовала мама ребёнка. Если будет необходимо, то именно мама может рассказать о раннем периоде развития ребёнка.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ДАЛЕЕ — ПМПК)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ

от 24 февраля 2010 года N 44/2/41

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ДАЛЕЕ — ПМПК)

Во исполнение Федерального и Республиканского законов «Об образовании», Федерального закона N 120 от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в соответствии с Положением о Министерстве образования Республики Коми, утвержденным Постановлением Правительства Республики Коми от 10.04.2008 N 82 и Уставом Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания приказываем:
1. Утвердить:
1.1. Положение о ПМПК (приложение N 1);
1.2. Форму протокола ПМПК N 2 по определению образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий (приложение N 2);
1.3. Рекомендации по заполнению протокола ПМПК N 2 (приложение N 3);
1.4. Состав республиканской ПМПК (приложение N 4).
2. Руководителям органов управления образованием и здравоохранением обеспечить деятельность муниципальных ПМПК в соответствии с настоящим Положением.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя министра образования Республики Коми Студиград Н.И., заместителя министра здравоохранения Республики Коми Котову Е.Г.

Министр образования
Республики Коми
Н.СТРУТИНСКАЯ
Министр здравоохранения
Республики Коми
М.МУРАШКО

приложение N 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Утверждено
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
и Министерства здравоохранения
Республики Коми
от 24 февраля 2010 года N 44/2/41
(приложение N 1)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность психолого-медико-педагогических комиссий (далее — ПМПК), которые создаются Министерством образования Республики Коми на республиканском уровне, органами управления образованием на муниципальном уровне, их взаимодействие с органами здравоохранения и социальной защиты населения в части психолого-медико-педагогической экспертизы детей и подростков.
1.2. ПМПК является структурным подразделением Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и осуществляет консультативно-диагностическую и коррекционно-педагогическую деятельность детей с отклонениями в развитии от рождения до 18 лет.
1.3. Контроль и руководство системой ПМПК осуществляет Министерство образования Республики Коми. Методическое сопровождение муниципальных служб ПМПК осуществляет Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
1.4. ПМПК в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, Федеральным и Республиканским законами «Об образовании», Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Республики Коми, инструктивно-методическими письмами, приказами и решениями Министерства образования и высшей школы Республики Коми, настоящим Положением.
1.5. Психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится бесплатно в интересах ребенка для реализации его права на полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих его активное участие в жизни общества и получение им адекватного образования.
1.6. Основные принципы деятельности ПМПК:
— партнерство — деятельность специалистов на установление партнерских отношений с ребенком, его семьей, образовательным учреждением;
— добровольности — родители добровольно принимают решение об обращении в ПМПК;
— открытости — ПМПК отвечает на запрос лиц, представляющих законные интересы ребенка;
— конфиденциальности — информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК не подлежит разглашению или передачу без согласия родителей (законных представителей);
— междисциплинарного взаимодействия —
1.7. Функции ПМПК:
— экспертно-диагностическая;
— консультативная;
— функция сопровождения (отслеживание судьбы детей, прошедших через ПМПК);
— аналитическая;
— информационно-просветительная.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

2.1. ПМПК создается в целях выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
2.2. Основными направлениями деятельности комиссии являются:
а) проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;
б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;
в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении;
г) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.
2.3. Основными направлениями деятельности республиканской комиссии также являются:
а) методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;
б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.
2.4. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

3.1. Состав и порядок работы психолого-медико-педагогической комиссии определяются Министерством образования и Министерством здравоохранения Республики Коми, а также муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования и здравоохранения.
3.2. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог, методист. При необходимости в состав комиссии могут быть включены и другие работники.
Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с Министерством здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.
3.3. Комиссию возглавляет руководитель. Персональный состав, порядок работы комиссии утверждается:
— Республиканской комиссии — совместным приказом Министерства образования Республики Коми и Министерства здравоохранения Республики Коми;
— Муниципальной комиссии — совместным приказом муниципальных органов управления образованием и здравоохранения.
3.4. Направление детей и подростков на психолого-медико-педагогическую комиссию осуществляется по заявлению родителей (законных представителей), а также по направлению специалистов образовательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений.
3.5. Психолого-медико-педагогическое освидетельствование детей и подростков производится в обязательном порядке при:
— комплектовании специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии;
— направлении детей и подростков в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;
— переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в общеобразовательное учреждение;
— переводе ребенка из специального (коррекционного) образовательного учреждения в специальное (коррекционное) образовательное учреждение другого вида;
— переводе воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения в класс для детей со сложной структурой дефекта;
— переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое независимо от ведомственной принадлежности;
— организации дистанционного образования детей-инвалидов, находящихся на индивидуальном обучении.
3.6. Родители (законные представители) предоставляют на ПМПК следующие документы:
— заявление;
— копию свидетельства о рождении ребенка;
— копию коллегиального заключения психолого-медико-педагогического консилиума (если ребенок обучается или воспитывается в образовательном учреждении);
— медицинская амбулаторная карта или подробная выписка из истории развития ребенка;
— заключение психиатра о нарушении развития (если ребенок уже состоит на учете у психиатра);
— психолого-педагогическую характеристику, заверенную директором образовательного учреждения.
Дополнительно для организации дистанционного образования детей-инвалидов предоставляются следующие документы:
— документ, удостоверяющий личность родителей (законных представителей), копию 2 — 3, 5 — 6 страниц паспорта;
— копию документа, подтверждающего статус ребенка-инвалида;
— справку с места жительства о регистрации ребенка;
— медицинское заключение специалистов лечебно-профилактического учреждения об отсутствии противопоказаний или ограничений по работе с компьютером.
К документам прилагаются контрольные работы по русскому языку, математике, рисунки, и другие результаты самостоятельно-продуктивной деятельности ребенка.
3.7. Учреждения здравоохранения, образования и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, предоставляемых о ребенке.
3.8. ПМПК ведется следующая документация:
а — журнал предварительной записи детей на обследование;
б — журнал учета детей, прошедших обследование в ПМПК;
в — карта ребенка, прошедшего обследование;
г — копия протокола обследования ребенка.
Документы, указанные в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, хранятся не менее 5 лет после окончания их ведения.
Документы, указанные в подпунктах «в» и «г» настоящего пункта, хранятся не менее 10 лет после достижения детьми возраста 18 лет.
3.9. Члены комиссии рассматривают представленные сведения (клинические, функциональные, психологические, педагогические, социально-бытовые и другие данные) и проводят личное обследование ребенка. Обследование ребенка в ПМПК осуществляется каждым специалистом поэтапно или несколькими специалистами вместе, что определяется психолого-медико-педагогическими задачами.
3.10. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.
3.11. При работе с детьми раннего возраста проводятся выездные сессии ПМПК в образовательные учреждения для создания комфортных условий обследования.
3.12. Если ребенок имеет основания для психолого-медико-педагогической диагностики, но по состоянию здоровья не может явиться в учреждение, где проводится освидетельствование, то Комиссия вправе провести освидетельствование по месту фактического нахождения ребенка (на дому, в стационаре и пр.).
3.13. Дети с нарушенным слухом, глухие, незрячие и слабовидящие, с амблиопией обследуются специалистами ПМПК на базе сурдологического и офтальмологического кабинета детской республиканской больницы.
3.14. Дети-сироты обследуются специалистами ПМПК на базе учреждения, в котором они воспитываются.
3.15. Дети-инвалиды, рекомендуемые на получение дистанционного образования, обследуются в помещении комиссии. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.
3.16. Обследование детей проводится в присутствии родителей или их законных представителей.
3.17. В ходе обследования ребенка ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, его родителях, анамнестические сведения, данные предварительного медицинского обследования, данные психолого-педагогического обследования, результаты обследования ребенка специалистами, особые мнения специалистов (при наличии), и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения и рекомендаций комиссии. В протоколе отражаются полные сведения о членах комиссии.
3.18. По результатам обследования составляется коллегиальное заключение ПМПК с учетом мнения каждого специалиста об определении у ребенка специальных образовательных потребностей и адекватных условий обучения и воспитания, оптимальной для ребенка программы и вида обучения с учетом зоны ближайшего развития.
Результаты обследования ребенка обсуждаются в форме краткого совещания всех специалистов ПМПК. Родители (законные представители) и ребенок при этом не присутствуют.
3.19. Протокол заполняется в соответствии с письмом Министерства образования Республики Коми от 13.04.2009 N 06-09/161 «Методические рекомендации по качественной характеристике исследуемых показателей в рамках проведения комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей и подростков на психолого-медико-педагогической комиссии»
3.20. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.
Оригинал протокола комиссии по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдается им под подпись.
3.21. В сложных случаях комиссия может провести дополнительное обследование ребенка в другой день, а территориальная комиссия может направить ребенка для проведения обследования в республиканскую комиссию.
3.22. Заключение комиссии является основанием для направления ребенка в дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения, в учреждения Агентства Республики Коми по социальному развитию, в общеобразовательные учреждения для включения в процесс интегрированного, инклюзивного образования, для организации дистанционного обучения детей-инвалидов.
3.23. Направление детей в специальное (коррекционное) образовательное учреждение I и II вида (неслышащих и слабослышащих детей), III и IV вида (незрячих и слабовидящих), детей с косоглазием и амблиопией), VI вида (детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата), проводится республиканской комиссией.
3.24. Периодическое освидетельствование ребенка проводится с согласия родителей (законных представителей):
— при наличии рекомендаций последующего переосвидетельствования в динамике;
— при наличии социально-педагогических и медицинских показаний;
— в период обучения ребенка по коррекционной программе и других случаях;
— при переводе ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, из одного учреждения в другое (дом ребенка — детский дом — общеобразовательная школа-интернат или специальная (коррекционная) школа-интернат).
3.25. При проведении комплексного психолого-медико-педагогического освидетельствования детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном образовании, необходимо учитывать медицинские противопоказания или ограничения по обучению с помощью компьютерных технологий.
При вынесении рекомендаций по дистанционному образованию специалисты комиссии учитывают возможности ребенка, динамику в развитии заболевания, возможности щадящего режима работы на компьютере, желание родителей (законных представителей), а также право ребенка-инвалида на получение образования с учетом его потребностей и возможностей. В случае спорных вопросов рекомендация выносится в пользу ребенка.
3.26. При выявлении текущего или прогрессирующего заболевания, при необходимости уточнения диагноза рекомендуется направление ребенка в специальное лечебно-профилактическое учреждение.
3.27. В случаях, требующих сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования, а также получения дополнительных сведений, предусматривается направление в соответствующие федеральные диагностические центры, за счет средств родителей (законных представителей).
3.28. Освидетельствование психиатром психолого-медико-педагогической комиссии детей старше 15 лет проводится с их согласия.
3.29. Комиссия обеспечивается необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации своей деятельности.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

4.1. Комиссия имеет право:
— запрашивать документы, необходимые для освидетельствования детей и подростков на психолого-медико-педагогической комиссии;
— давать заключение, описывающее психолого-медико-педагогическое состояние ребенка, с учетом выявленных психофизических особенностей ребенка;
— рекомендовать направление детей в учреждения здравоохранения с целью уточнения диагноза и дополнительного обследования в случаях, требующих применения сложных видов психолого-медико-педагогической диагностики, специальных методов обследования.
4.2. Комиссия обязана:
— оказывать обратившимся, детям и подросткам квалифицированную психолого-медико-педагогическую помощь, с использованием современных стандартизированных диагностических методов и средств;
— обеспечивать соблюдение врачебной тайны и педагогической этики;
— оказывать консультативную помощь по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
— предоставлять по требованию государственных органов сведения о деятельности ПМПК.
4.3. Родители (законные представители) имеют право:
— присутствовать при обследовании ребенка на психолого-медико-педагогической комиссии;
— ставить вопрос о переосвидетельствовании, повторном или периодичном освидетельствовании ребенка независимо от срока прошедшего повремени предыдущего освидетельствования;
— в случае несогласия с коллегиальным заключением муниципальной службы ПМПК обратиться в республиканскую ПМПК.
4.4. Родители (законные представители) обязаны:
— предоставлять документы, необходимые для освидетельствования психолого-медико-педагогической комиссией;
— выполнять относящиеся к ним требования Положения ПМПК.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМПК

5.1. Анализ деятельности муниципальных служб ПМПК проводит Государственное учреждение Республики Коми «Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».
5.2. Анализ деятельности муниципальных ПМПК проводится председателем по итогам календарного года, а также по запросу органов управления образованием, органов здравоохранения и социальной защиты.
5.3. Основные критерии деятельности ПМПК:
— количество детей, прошедших обследование на ПМПК;
— распределение детей, прошедших обследование на ПМПК, в течение календарного года по возрастным категориям;
— распределение детей по видам специальных (коррекционных) образовательных учреждений и другим формам получения образования;
— количество повторных обращений детей и подростков на ПМПК;
— количество дополнительных приемов детей и консультаций, проведенных специалистами индивидуально;
— сопровождение детей, прошедших обследование на ПМПК (формы сопровождения, динамика);
— просветительская деятельность, направленная на повышение психолого-педагогической и медико-социальной культуры всех участников образовательного процесса.

приложение N 2. ПРОТОКОЛ N _____ психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий

Утвержден
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
и Министерства здравоохранения
Республики Коми
от 24 февраля 2010 года N 44/2/41
(приложение N 2)

Форма N 2
Город (район) ______________
«__» ______________ 20__ г.

ПРОТОКОЛ N _____ психолого-медико-педагогической комиссии по определению образовательного маршрута с использованием дистанционных образовательных технологий

приложение N 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ПРОТОКОЛА ПМПК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Утверждены
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
и Министерства здравоохранения
Республики Коми
от 24 февраля 2010 года N 44/2/41
(приложение N 3)

Общие данные
Наличие инвалидности
Ребенок-инвалид (основание справка МСЭ)
Кем направлен на комиссию
По заявлению родителей
Цель прохождения комиссии
Рекомендация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий
Заключения врачей-специалистов
Заключения специалистов за ближайший период обследования специалиста (в течение года).
Показания к индивидуальному обучению на дому
Отметить по какому заболеванию показания к индивидуальному обучению (соматические, неврологические, хирургические, кожные, психоневрологические заболевания). На основании ВКК.
Наличие медицинских противопоказаний для работы с компьютером
Отсутствие противопоказаний, наличие ограничения, противопоказание
Состояние сенсорно-моторной сферы
Норма — нарушение (речевые, двигательные, слуховые и другие нарушения, состояние мелкой моторики). Описать структуру двигательного дефекта при ДЦП.
Данные психолого-педагогического обследования
Особенности контакта
Оценивается возможность и скорость установления с ребенком контакта, а также качественная сторона (стабильность, неустойчивость). Контакт устанавливает (легко, быстро, заинтересованно, полноценно, формально, избирательно, поверхностно).
Общая осведомленность
Уровень сформированности знаний о себе и об окружающем мире, ориентация в явлениях и предметах окружающей жизни.
Кругозор достаточен для возраста (сужен, недостаточен для возраста).
Особенности восприятия
Целостное (нарушено), полное, темп восприятия (достаточный, медленный),
Особенности внимания
Внимание произвольное/непроизвольное. Произвольное внимание (развито, с элементами непроизвольного, фрагментарно). Объем активного внимания (норма, достаточен, сужен, нестабилен). Устойчивость (устойчиво, недостаточно устойчиво, неустойчиво). Переключение и распределение (не затруднено, легкие затруднения, затруднено). Концентрация (достаточна, на короткий срок).
Особенности памяти
В пределах возрастной нормы, снижена. Память кратковременная/долговременная; уровень памяти (механическая, наглядно-образная, словесно-логическая). Преобладающий вид (зрительная, слуховая, моторная, смешенная). Запоминание произвольное/непроизвольное. Воспроизведение (точное, полное, последовательное).
Особенности мышления
Вид мыслительной деятельности преимущественно (наглядно-действенный, наглядно-образный, абстрактно-логический). Уровень целенаправленности и критичности мышления. Темп мыслительной деятельности (достаточен, пассивность, медленность). Выполнение мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации (затруднения наблюдаются/не наблюдаются). Способность к обобщению и абстрагированию, умение выделить существенные признаки от несущественных, второстепенных, выделение логических связей и отношений между понятиями.
Особенности речи
Указать особенности устной речи (сенсомоторный уровень, лексико-грамматический строй, уровень сформированности связной речи) и письменной речи.
Особенности эмоционально-волевой сферы и поведения
Указать эмоциональную реакцию (заинтересованность, волнение, настороженность, возбуждение, безразличие, негативизм, агрессивные проявления). Эмоции адекватны, дифференцированы (мало, снижены, недостаточно). Отметить адекватность поведения в ситуации обследования.
Целенаправленность деятельности, работоспособность
Деятельность (активна, целенаправлена, в соответствии с поставленной целью, работает с интересом, снижена, нецеленаправлена, формальна, инертна, хаотична, манипулятивна)
Работоспособность (достаточная, равномерная, продуктивная, умеренная, мерцательная, низкая). Наблюдается усидчивость/неусидчивость, пресыщаемость, утомляемость, истощение Сформированность учебных знаний, умений, навыков
В соответствии с возрастом. В соответствии с усвоением учебной программы (начального общего; основного общего; среднего (полного) общего) образования.
Успеваемость по учебным предметам
Отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. По каким предметам.
Рекомендации комиссии:
Медицинские:
Оформляют врачи-специалисты
Психолого-педагогические:
Рекомендована форма дистанционного обучения
индивидуально на дому
Рекомендованы учебные предметы
В соответствии с программой (начального, основного, среднего) общего образования. Подчеркнуть предметы, вызывающие затруднения в усвоении учебной программы. Также выбор учебных предметов на усмотрение родителей.
Количество часов в неделю с использованием ДОТ
1 — 4 классы — до 3 часов в неделю
5 — 9 классы — до 5 часов в неделю
10 — 11 классы — до 6 часов в неделю
Рекомендации по подбору специального оборудования.
Отметка о необходимости.
Рекомендованы занятия дефектолога, логопеда, психолога.
Указать занятия, какого специалиста рекомендовано.
Дополнительные рекомендации
Необходимо дополнительно развернутая диагностика (психологическая, логопедическая, педагогическая, дефектологическая).
Рекомендация психолого-педагогического сопровождения (для учащихся 1 — 4 классов)
Необходимо сопровождение на уроке со стороны родителей.
Рекомендации педагогу по процессу обучения/взаимодействия с учеником.
Общее заключение
Рекомендовано обучение с использованием дистанционных образовательных технологий по программе начального общего; основного общего; среднего (полного) общего образования в рамках утвержденного учебного плана по дистанционному образованию детей-инвалидов.
Дополнительная информация
Количество часов в день работы на компьютере
1 — 4 классы до 2 часов
5 — 9 классы 1 — 3 часа
10 — 11 классы до 3 часов
— Для учащихся старших классов старше 16 лет — 3 часа, а для учащихся моложе 16 лет — 2 часа, с обязательным соблюдением режима работы
— Учет индивидуального темпа и ритма деятельности учащегося.
Общая продолжительность одного урока (занятия) на компьютере:
1 класс — 35 минут
2 — 4 классы до 35 — 40 минут
5 — 9 классы не более 45 минут
10 — 11 классы не более 45 минут
Регламентированное время работы на уроке на компьютере не более 30 минут
Длительность перемен между уроками
Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 минут. А также в зависимости от индивидуального темпа и ритма работы учащегося. Следует проводить гимнастику для глаз 20 — 25 минут и физические упражнения через 45 минут во время перерыва.

приложение N 4. СОСТАВ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

Утвержден
Приказом
Министерства образования
Республики Коми
и Министерства здравоохранения
Республики Коми
от 24 февраля 2010 года N 44/2/41
(приложение N 4)

— Лобанова С.В., начальник отдела интернатных учреждений и специального образования Министерства образования Республики Коми, председатель комиссии;
— Уланова С.А., директор Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», заместитель председателя комиссии;
— Бушуева Л.А., дефектолог Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
— Бородкина Т.П., врач-психиатр Федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми»;
— Есенбекова Н.Ю., врач-невролог ГУ «Республиканская детская больница»;
— Лоренц Л.В., сурдопедагог сурдологического кабинета ГУ «Республиканская детская больница»;
— Маурер О.А., дефектолог Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
— Морокова Л.В., врач-педиатр, заведующая консультативной поликлиникой ГУ «Республиканская детская больница»;
— Новосад С.А., ведущий специалист-эксперт Министерства образования Республики Коми, куратор муниципальных служб ПМПК;
— Росин В.Н., врач травматолог-ортопед ГУ «Республиканская детская больница»;
— Селихова Т.А., педагог-психолог Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
— Северинова В.В., логопед Государственного учреждения Республики Коми «Республиканский Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»;
— Тюкина Э.М., врач-сурдолог ГУ «Республиканская детская больница»;
— Чеусова С.Л., врач-офтальмолог ГУ «Республиканская детская больница»;
— Шитикова Е.В., сурдопедагог Государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат N 4 I и II вида» г. Сыктывкара.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 октября 2013 г.

Регистрационный N 30242

В соответствии с частью 5 статьи 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 30, ст. 4036) и подпунктом 5.2.67 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386), приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемое Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2009 г. N 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 июня 2009 г., регистрационный N 14145).

Министр Д. Ливанов

Приложение

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии

I. Общие положения

1. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — комиссия), включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

2. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

3. Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

4.Комиссию возглавляет руководитель.

В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, педиатр, невролог, офтальмолог, оториноларинголог, ортопед, психиатр детский, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

5. Состав и порядок работы комиссии утверждаются соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.

6. Количество комиссий определяется из расчета 1 комиссия на 10 тысяч детей, проживающих на соответствующей территории, но не менее 1 комиссии в субъекте Российской Федерации. Количество, создаваемых комиссий определяется также исходя из сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующей территории.

7. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность (далее — образовательные организации), комиссии информируют родителей (законных представителей) детей об основных направлениях деятельности, месте нахождения, порядке и графике работы комиссий.

8. Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной. Предоставление указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей третьим лицам не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, обеспечивают комиссию необходимыми помещениями, оборудованием, компьютерной и оргтехникой, автотранспортом для организации ее деятельности.

II. Основные направления деятельности и права комиссии

10. Основными направлениями деятельности комиссии являются:

а) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей;

б) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций;

в) оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;

г) оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида;

д) осуществление учета данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;

е) участие в организации информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

11. Центральная комиссия, кроме установленных пунктом 10 настоящего положения основных направлений деятельности, осуществляет:

а) координацию и организационно-методическое обеспечение деятельности территориальных комиссий;

б) проведение обследования детей по направлению территориальной комиссии, а также в случае обжалования родителями (законными представителями) детей заключения территориальной комиссии.

12. Комиссия имеет право:

запрашивать у органов исполнительной власти, правоохранительных органов, организаций и граждан сведения, необходимые для осуществления своей деятельности;

осуществлять мониторинг учета рекомендаций комиссии по созданию необходимых условий для обучения и воспитания детей в образовательных организациях, а также в семье (с согласия родителей (законных представителей) детей);

вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, предложения по вопросам совершенствования деятельности комиссий.

13. Комиссия имеет печать и бланки со своим наименованием.

14. Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей). Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно.

15. Для проведения обследования ребенка его родители (законные представители) предъявляют в комиссию документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Запись на проведение обследования ребенка в комиссии осуществляется при подаче документов.

16. Комиссией ведется следующая документация:

а) журнал записи детей на обследование;

б) журнал учета детей, прошедших обследование;

в) карта ребенка, прошедшего обследование;

г) протокол обследования ребенка (далее — протокол).

17. Информирование родителей (законных представителей) ребенка о дате, времени, месте и порядке проведения обследования, а также об их правах и правах ребенка, связанных с проведением обследования, осуществляется комиссией в 5-дневный срок с момента подачи документов для проведения обследования.

18. Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

19. Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

При решении комиссии о дополнительном обследовании оно проводится в другой день.

Территориальная комиссия в случае необходимости направляет ребенка для проведения обследования в центральную комиссию.

20. В ходе обследования ребенка комиссией ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах комиссии, перечень документов, представленных для проведения обследования, результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии) и заключение комиссии.

21. В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:

обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;

рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.

Обсуждение результатов обследования и вынесение заключения комиссии производятся в отсутствие детей.

22. Протокол и заключение комиссии оформляются в день проведения обследования, подписываются специалистами комиссии, проводившими обследование, и руководителем комиссии (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяются печатью комиссии.

В случае необходимости срок оформления протокола и заключения комиссии продлевается, но не более чем 5 рабочих дней со дня проведения обследования.

Копия заключения комиссии и копии особых мнений специалистов (при их наличии) по согласованию с родителями (законными представителями) детей выдаются им под роспись или направляются по почте с уведомлением о вручении.

23. Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

24. Комиссия оказывает детям, самостоятельно обратившимся в комиссию, консультативную помощь по вопросам оказания психолого-медико-педагогической помощи детям, в том числе информацию об их правах.

25. Родители (законные представители) детей имеют право: присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;

получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей;

в случае несогласия с заключением территориальной комиссии обжаловать его в центральную комиссию.

Утверждено по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации Положение о психолого-медико-педагогической комиссии.

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии регламентирует деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

Комиссия может быть центральной или территориальной.

Центральная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации.

Территориальная комиссия создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации.