Понятие и сущность налоговой политики государства

После изучения четвертой главы студент будет:

знать

  • – научные основы налоговой политики;
  • – принципы формирования, цели и методы налоговой политики;
  • – инструменты, используемые государством для регулирования налоговой политики;
  • – современные научные теории, лежащие в основе формирования налоговой политики государств с рыночной экономикой;

уметь

  • – различать стратегию и тактику налоговой политики;
  • – научно обосновывать использование соответствующей формы налоговой политики в зависимости от состояния экономики государства;

владеть

  • – навыками использования инструментов налоговой политики в целях регулирования экономики;
  • – современными научными теориями налогов, используемых государствами при проведении налоговой политики.

Налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования

Для обеспечения процесса постоянного поступательного экономического развития, решения социальных проблем общества государство должно использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный этап развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки считались поистине революционными, так как он, одним из первых поняв ограниченность рынка, разделил экономику на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с этим законом во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Кроме того, по мнению А. Вагнера, в условиях рынка именно государственная финансовая политика определяет социальный и научно-технический прогресс. Вместе с тем эти процессы не должны вмешиваться в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.

Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими, как кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и др. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном счете является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.

Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как лишь она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений.

Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.

В каждой стране налоговые системы находятся в непрерывном процессе совершенствования, они оказывают влияние на экономические и социальные условия развития и приспосабливаются к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой. В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-территориальным устройством, отсутствием или наличием и характером взаимодействия разных форм собственности и некоторыми другими положениями.

Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.

Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по выработке научно обоснованной концепции развития налоговой системы, определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью.

Бюджетно-налоговая политика — политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Бюджетно-налоговая политика является частью финансовой политики — совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. Финансовая политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета) политику и финансовые программы.

Дискреционная фискальная политика — это сознательное манипулирование налогами и расходами, или активная фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика — это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут лишь ограничить размах и глубину колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

• наличие временного лага между принятием решений и их воздействием на экономику;

• административные задержки.

Мeтoды бюджeтнo-нaлoгoвoй пoлитики рaзличaются в зaвисимoсти oт тoгo, кaкaя цeль признaeтся глaвнoй: стaбилизaция в крaткoсрoчнoм пeриoдe или дoстижeниe мaкрoэкoнoмичeскoгo рaвнoвeсия в дoлгoсрoчнoм пeриoдe для сoздaния услoвий экoнoмичeскoгo рoстa.

Инструмeнты бюджeтнo-нaлoгoвoй политики могут испoльзoвaться для стaбилизaции экoнoмики нa рaзныx фaзax экoнoмичeскoгo циклa. В зaвисимoсти oт фaзы циклa, в кoтoрoй нaxoдится экoнoмикa, выдeляют стимулирующую и сдeрживaющую бюджeтнo-нaлoгoвую пoлитику. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Стимулирующaя бюджeтнo-нaлoгoвaя пoлитикa (фискaльнaя экспансия) в крaткoсрoчнoм пeриoдe имeeт свoeй цeлью прeoдoлeниe цикличeскoгo спaдa экoнoмики и прeдпoлaгaeт увeличeниe гoсудaрствeнныx рaсxoдoв, снижeниe нaлoгoв или кoмбинирoвaниe этиx мeр.

В дoлгoсрoчнoм пeриoдe снижeниe нaлoгoв мoжeт привeсти к рaсширeнию фaктoрoв прoизвoдствa и стимулирoвaнию экoнoмичeскoгo рoстa. Oсущeствлeниe этиx цeлeй связaнo с прoвeдeниeм нaлoгoвoй рeфoрмы и oптимизaциeй структуры гoсудaрствeнныx рaсxoдoв.

Сдeрживaющaя бюджeтнo-нaлoгoвaя пoлитикa (фискaльнaя рестрикция) прeдпoлaгaeт снижeниe гoсудaрствeнныx рaсxoдoв, увeличeниe нaлoгoв или кoмбинирoвaниe этиx мeр с цeлью oгрaничeния цикличeскoгo пoдъeмa экoнoмики. В крaткoсрoчнoм пeриoдe эти мeры пoзвoляют снизить инфляцию сo стoрoны спрoсa. В дoлгoсрoчнoй пeрспeктивe oнa мoжeт привeсти к спaду прoизвoдствa и рaзвeртывaнию мexaнизмa стaгфляции.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Абаев Э.О. 1 Позднякова Т.А. 1 1 ФБГОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт Государственный технологический университет» В статье рассматривается понятие методологии налоговой политики государства и ее основные положения. На основании этого охарактеризована логическая и временная структура налоговой политики как системы деятельности. В результате анализа методологии разработки и реализации налоговой политики получены следующие выводы: 1) налоговая политика государства представляет собой цикличную систему, которая в ряде последовательных налоговых периодов формирует восходящую, либо нисходящую аналитическую спираль, отражая исторический аспект эволюции налогообложения; 2) фазы налоговой политики (фаза проектирования, технологическая и рефлексивная) соответствуют трем ее сущностным составляющим: регулированию, контролю и планированию; 3) связующим звеном прошлого и будущего циклов налоговой политики являются «Основные направления налоговой политики», которые объединяют в себе итоги уходящего цикла, а также базовые установки и приоритеты фазы проектирования грядущего цикла налоговой политики. 139 KB налоговая политика налоговое планирование налоговое регулирование налоговый контроль 1. Налоги и налогообложение: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. / Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л., – Спб.: Питер, 2008. ‒ 704 с. 2. Налоговое администрирование/ под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева. ‒ М.: Омега-Л, 2008. ‒ 418 с. 3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: СИНТЕГ,2007. –668 с. 4. Новиков А.М., Новиков Д.А.. О предмете и структуре методологии. Журнал «Мир образования — образование в Мире». –2008.–№1.–с. 29-41. 5. Толковый словарь «Инновационная деятельность». 2-е изд., доп./ Отв. ред. В.И. Суслов. – Новосибирск, 2008. – 224 с. Вопросы организации налоговой политики, а также поиск подходов к установлению функционально-сущностных характеристик налогов выступают одними из основных объектов изучения в рамках теории налогообложения с самых ранних периодов ее становления.

Сегодня исследование данных вопросов, в соответствии с современным уровнем развития методов научного познания, осуществляется с использованием понятийного и инструментального аппарата такой сферы научных исследований, как «методология», которая во второй половине ХХ века обособилась из системы философского знания в самостоятельную науку.

Приведем наиболее общее определение данной категории:

«Методология — это учение об организации деятельности» .

При этом деятельность определяется как процесс, в ходе которого субъект взаимодействует с окружающим миром (природной средой и другими людьми), творчески преобразуя природные объекты и отношения в обществе, расширяет свои возможности в осуществлении этих взаимодействий и удовлетворении потребностей .Методология как наука, посвящена определению подходов, постановке задач и поиску эффективных способов достижения целей субъекта. При этом организация деятельности подразумевает построение её логической и временной структуры.

Элементами логической структуры являются: субъект, объект, формы, средства, методы деятельности и ее результат. Данная совокупность элементов присуща большинству существующих сегодня функциональных объектов и систем (в том числе налоговой политике).

Временная структура, в свою очередь, подразумевает разделение процесса деятельности на дифференцируемые по содержанию фазы, стадии и этапы, которые последовательно сменяют друг друга и, как правило, обладают цикличным характером . В соответствии с этим цикл налоговой политики разбивается на три основные фазы: разработка основных направлений совершенствования налоговой системы (фаза проектирования), практическая реализация целей и задач налоговой политики (технологическая фаза), оценка результатов проведения преобразований налогового законодательства (рефлексивная фаза).

Фаза проектирования налоговой политики подразумевает установление основных приоритетов преобразования элементов и функциональной направленности налоговой системы.Данная фаза является наиболее важной и объемной, так как здесь формируется функциональная система будущих действий, генерируются ее исключительные характеристики, определяющие деятельностную специфику налоговой политики на последующих двух фазах.

Рассмотрим определение налоговой системы, приведенное в современной экономической литературе в сфере налогообложения:

«Современная налоговая система является результатом длительного развития цивилизации и представляет собой сложное социальное образование, тесно связанное с наукой, экономикой и государством. Основой формирования налоговой системы служит относительно самостоятельное направление государственной деятельности — налоговая политика, базирующаяся на теории налогообложения» .

Если мы соотнесем данное определение с теорией методологического анализа налоговой политики, то придем к следующему умозаключению:

Налоговая система (либо отдельные ее элементы) является результатом фазы проектирования налоговой политики, в дальнейшем исполняет роль инструмента субъективного воздействия государства, то есть изъятия в бюджет части дохода участников рынка.

Методика проектирования систем, конечно же, в наиболее общем варианте, приобретающем определенные особенности в каждой конкретной ситуации и сфере, подробно разрабатывается в научных трудах системных аналитиков. В качестве основы для проведения анализа фазы проектирования налоговой политики, будет использоваться разделение на этапы, предложенное Новиковым А.М. (табл. 1) , поскольку, с точки зрения авторов, оно является наиболее логичным и базируется на тщательном анализе работ предшественников.

Таблица 1

Стадии и этапы фазы проектирования

Стадии

Этапы

Концептуальная стадия

Выявление противоречий

Формулирование проблем

Определение проблематики

Определение целей

Выбор критериев

Стадия моделирования

Построение моделей

Оптимизация

Выбор (принятие решения)

Стадия конструирования

Декомпозиция

Агрегирование

Исследование условий

Построение программы

Стадия технологической подготовки

Преобразование условий

Модификация средств

Примечание: Дополнено авторами в части этапов стадии технологической подготовки.

Кратко охарактеризуем стадии проектирования налоговой политики.

На концептуальной стадии определяются основные цели и задачи, реализации которых будет посвящена вся совокупность мероприятий налоговой политики. Данная стадия является наиболее значимой в процессе управления налогообложением, потому что неправильно определенные направления налоговых преобразований могут привести к огромным потерям бюджета, либо сдерживанию развития социально-экономической среды отдельных территорий и государства в целом.

Стартовым этапом концептуальной стадии разработки налоговой политики является выявление существующих противоречий и недостатков системы налогообложения. Данный этап подразумевает исследование процесса функционирования налоговой системы с целью определения его изъянов и недоработок.

На этапе формулирования проблемы производится отбор из большого числа существующих налоговых противоречий лишь тех из них, которые наиболее значимы на сегодняшний день, так как устранить сразу весь комплекс недостатков невозможно. Таким образом, смысл этапа формулирования проблемы заключается в селекции конкретных звеньев налоговой системы, которые будут корректироваться на последующих стадиях разработки налоговой политики с целью повышения их эффективности в процессе достижения запланированных результатов.

Определение проблематики подразумевает рассмотрение сложившейся ситуации в ее взаимосвязи с комплексом систем, функционирование которых она затрагивает. В ходе данного анализа группируются и исследуются негативные отношения, отражающие возможность возникновения отрицательных последствий, либо новых проблем у тех или иных социальных групп (в том числе государства в целом). Такой всесторонний подход к рассмотрению возникшей проблемы позволяет отбросить те или иные возможности ее решения, фактически подготавливая информационную почву для следующего важнейшего этапа.

Определение целей налоговой политики производится на нескольких иерархических уровнях:

1) Наиболее общая, стержневая цель, определяется при построении первоначального, стартового цикла налоговой политики и сохраняется в течение всех последующих циклов. Примерная ее формулировка такова: целью налоговой политики является обеспечение пополнения государственного бюджета за счет налоговых поступлений. Данной цели в той или иной мере соответствует весь комплекс мероприятий налоговой политики.

2) Цели второго уровня отражают косвенное государственное регулирование социально-экономических процессов и разделяются в соответствии с основными направлениями такого воздействия на: экономические, социальные, экологические и международные.

3) Цели налоговой политики третьего уровня, находясь в постоянном движении и видоизменяясь в каждом очередном цикле налоговой политики, отражают ожидаемые результаты текущего преобразования существующей налоговой системы и устранения обозначенных ранее проблем.

Завершающий этап концептуальной стадии налоговой политики — это выбор критериев. На данном этапе происходит преобразование качественных характеристик установленных целей в количественные. То есть процесс разработки налоговой политики переходит от теоретического обоснования к практической реализации, так как установленные на предыдущем этапе ожидаемые результаты приобретают здесь определенную численную форму в виде следующих показателей:

‒ абсолютных (например: определение размеров ожидаемых налоговых поступлений в бюджетные и внебюджетные фонды всех уровней; количества налогоплательщиков, которых затронут предусмотренные преобразования; предполагаемые объемы будущих налоговых правонарушений и др.);

‒ относительных (прогнозные значения различных коэффициентов, выражающих уровень налоговой нагрузки, эффективности налогового администрирования и т.д.).

Стадия моделирования заключается в построении и оптимизации разрабатываемых (либо корректируемых) элементов налоговой системы.

На первом этапе ‒ этапе построения моделей налоговой системы ‒ генерируется несколько вариантов возможных состояний этой системы, которые позволяют устранить обозначенные ранее недостатки и противоречия различными способами.

На этапе оптимизации разработанные налоговые модели проверяются на устойчивость и на соответствие их определенным критериям, таким как надежность, многоцелевая направленность, органичность взаимодействия с другими элементами налоговой системы и др.

На этапе принятия решения из оптимальных моделей элементов налоговой системы, отражающих различные варианты достижения поставленных целей, отбираются наиболее согласованные и результативные альтернативы.

Стадия конструирования посвящена определению конкретных способов и средств достижения целей и задач преобразования налоговой системы.

На этапе декомпозиции определяются отдельные задачи, возникающие при реализации модели, то есть в процессе ее «физического» воплощения и внедрения в действующий социально-экономический механизм (например, определяются отдельные элементы вводимых налогов).

Этап агрегирования в определенной степени противоположен декомпозиции. Агрегирование ‒ это процесс согласования отдельных задач реализации модели, то есть их объединение в единое целое. Для агрегирования могут использоваться разработанные ранее шаблонные схемы, которые позволяют значительно облегчить и даже в какой-то степени автоматизировать этот процесс. Например, характер взаимосвязей между элементами налогов устанавливается прежде, чем конструируются сами налоги, и при определении очередного элемента на стадии декомпозиции происходит его автоматическая фиксация в уже подготовленном структурном скелете, что и соответствует описываемому нами агрегированию.

На этапе исследования условий проводится анализ внешней среды функционирования налоговой системы (например, оценивается соответствие разработанной модели существующим правилам взаимодействия налоговых инспекций с иными структурами исполнительной власти и банками).

Этап построения программы реализации налоговой модели подразумевает последовательное определение тех изменений, которые нужно внести в существующую нормативно-организационную базу налоговой системы.

Последняя стадия фазы проектирования налоговой политики ‒ стадия технологической подготовки. Суть ее заключается в администрировании и всестороннем обеспечении деятельности налоговых органов: нормативно-правовом, научно-методическом, информационном и пр.

Разделение технологической и рефлексивной фаз на этапы отсутствует в литературных источниках, содержащих исследования теоретических основ методологического анализа. Объясняется это тем, что протекание данных фаз зависит от специфики того или иного вида деятельности, выступающего объектом анализа. Таким образом, с учетом особенностей проведения государством налоговой политики, автор выделяет следующие стадии технологической и рефлексивной фаз.

Технологическая фаза:

1) осуществление налоговыми инспекциями контроля за правильностью и своевременностью исполнения налогового законодательства налоговыми агентами и налогоплательщиками;

2) взаимодействие налоговых инспекций с неналоговыми исполнительно-административными структурами и банками;

3) составление отчетности для вышестоящих налоговых органов с целью информационного обеспечения мероприятий налоговой статистики и внутриведомственного контроля за деятельностью налоговых инспекций.

Рефлексивная фаза:

1) аккумулирование статистических и отчетных данных;

2) сопоставление результатов налоговой политики с ее целями;

3) подведение итогов.

Фаза практической реализации целей и задач налоговой политики (технологическая фаза) представляет собой внедрение и обеспечение функционирования сконструированных моделей. Технологическая фаза воплощает в себе самую суть деятельности субъекта, как совокупности практических действий, направленных на достижение цели с использованием конкретно обозначенных методов и средств.

В цикле налоговой политики реализация технологической фазы осуществляется системой налоговых органов, как представителей Исполнительной власти Российской Федерации. Именно здесь, в соответствии с установленной организационной структурой, посредством проведения тщательного налогового контроля, осуществляется текущее взаимодействие государства с налогоплательщиками.

Налоговый контроль заключается в обеспечении исполнения предписаний налогового законодательства путем осуществления информационного и правового взаимодействия с налогоплательщиками, налоговыми агентами, банками и связанными с налоговой сферой властными структурами .

В соответствии с властным приоритетом налоговой инспекции, в процессе проведения налогового контроля происходит реализация прав и исполнение обязанностей участников налоговых правоотношений с документальным оформлением и учетом каждой производимой операции. В качестве основных контрольных мероприятий выступают: учет налогоплательщиков, камеральный контроль принимаемой налоговой отчетности, выездные налоговые проверки и разрешение налоговых споров.

Завершающей фазой цикла налоговой политики является рефлексия, в ходе которой субъект оценивает результат деятельности, а также свою собственную роль в процессе достижения цели эффективность принятых решений. На данной фазе проводится оценка накопленных налоговых поступлений и исследование особенностей процесса налогообложения в прошедшем налоговом периоде с целью выявления недостатков и противоречий налоговой системы.

Рефлексивная оценка достигнутых результатов заканчивается составлением «Основных направлений налоговой политики» на предстоящий год и на плановый период последующих двух лет. Здесь аккумулируются основные выводы, образованные по итогам протекания рефлексивной фазы методологического цикла, выявляются основные проблемы и направления совершенствования действующей налоговой системы. Параллельно с этим определяются прогнозные значения первичных и аналитических показателей эффективности налоговой политики.

Таким образом, в «Основных направлениях налоговой политики» отражаются итоги уходящего налогового цикла, а также определяются основные недостатки налоговой системы, что служит информационной основой для концептуальной стадии следующего цикла. То есть здесь образуется своего рода «мост», объединяющий прошлый и будущий циклы налоговой политики, обеспечивая непрерывность и спиралевидную целостность налоговой политики в историческом аспекте.

Оценка фискальных, регулирующих и эволюционных результатов, построение прогнозов и установление «Основных направлений налоговой политики» на рефлексивной фазе можно объединить в единый процесс, широко известный, как государственное налоговое планирование.

Итак, наши рассуждения приводят к следующим выводам:

  1. Методологию налоговой политики следует рассматривать как учение об организации специфической деятельности государства по изъятию в бюджет части финансовых ресурсов населения посредством установления, введения и изменения элементов налоговой системы.
  2. Фазы методологической структуры деятельности (фаза проектирования, технологическая и рефлексивная фазы) соответствуют трем сущностным составляющим налоговой политики государства: регулированию, контролю и планированию.
  3. Связующим звеном прошлого и будущего циклов налоговой политики являются «Основные направления налоговой политики», которые объединяют в себе итоги уходящего цикла, а также базовые установки и приоритеты фазы проектирования грядущего цикла налоговой политики.
  4. Налоговая политика государства представляет собой цикличную систему, которая в ряде последовательных налоговых периодов формирует восходящую, либо нисходящую аналитическую спираль, отражая исторический аспект эволюции налогообложения.

Рецензенты:

Камбердиева С.С., д.э.н., профессор ФБГОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт Государственный технологический университет», г. Владикавказ;

Киргуев А.Т., д.э.н., профессор, заведующего кафедрой бухгалтерского учета и аудита ФБГОУ ВПО «Северо-Кавказский горно-металлургический институт Государственный технологический университет», г. Владикавказ.

Библиографическая ссылка

Абаев Э.О., Позднякова Т.А. СТРУКТУРА ЦИКЛА НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20169 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Налоговая система США

Налоговая система США похожа на российскую своим федеративным устройством. Она имеет 3 уровня: федеральный, уровень штатов и муниципальных образований.

Из характерных особенностей можно выделить следующие:

  1. Федеральные налоги имеют прогрессивный характер, то есть с увеличением объекта налогообложения растет и налоговая ставка, «штатные» и местные налоги могут рассчитываться по регрессивной ставке.
  2. Хотя налоговая система США состоит их 3 уровней, законодательство четко не делит действующие налоги на федеральные, налоги штатов и местные. Каждый штат имеет право утверждать собственные налоги, достаточно лишь соблюдать законодательные требования.
  3. Одновременное обложение одними и теми же налогами федеральным правительством, властями штатов и местными органами управления. К примеру, население штата может уплачивать по 2 вида подоходного и поимущественного налога, 3 вида акциза в разные уровни бюджета. Компании уплачивают корпорационный налог на федеральном уровне. В большинстве штатов им еще придется платить этот же налог, но уже в бюджет штата.
  4. Налоговая система США в основном ориентирована на прямые налоги. К примеру, такого налога, как НДС, в Соединенных Штатах нет, но практически в каждом штате обязателен к уплате налог с продаж.
  5. В отличие от российской системы платежи на социальное обеспечение работников могут осуществлять не только компании, но и сами работники.
  6. Большая часть налогов (около 70%) поступает в федеральный бюджет.

Итак, в качестве основных налогов, принятых в США, можно назвать:

  1. Личный подоходный налог, который служит главным налоговым доходом федерального бюджета. Его также уплачивают физлица, которые ведут индивидуальный бизнес.
  2. Поимущественный налог для физлиц и компаний.
  3. Корпорационный налог для компаний (российский аналог налога на прибыль).
  4. Акцизы (косвенный налог).
  5. Налог с продаж (косвенный налог).
  6. Налоги, начисляемые на оплату труда (взносы на социальное обеспечение).
  7. Налог на ликвидацию безработицы.

В целом налоговая система США обеспечивает 30% ВВП страны. Налоговая нагрузка США признана одной из самых низких среди индустриальных стран.

Сравнительный анализ имущественного налогообложения в развитых и развивающихся странах вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Налоговая система Канады

Налоговая система Канады, как и системы России и США, имеет трехуровневую структуру: федеральный, провинциальный (территориальные образования) и уровень муниципалитетов. Как и в США, большая часть налоговых поступлений зачисляется в федеральный бюджет страны – около 60–65%. В большей степени преобладают прямые налоги. А вот с косвенными налогами в Канаде сложилась весьма интересная ситуация. Помимо установленного на федеральном уровне НДС, многие провинции дополнительно взимают налог с продаж. Кроме того, среди развитых государств Канада занимает лидирующие позиции по высоким ставкам акцизов. Такая ситуация с подакцизными товарами неслучайна. Территория Канады в буквальном смысле «наводнена» табачной продукцией, которая является контрабандой.

Перечислим несколько главных налогов, принятых на территории Канады:

  • налог на личный доход;
  • акцизы;
  • НДС;
  • налог на продажи;
  • налог на прибыль коммерческих структур;
  • налог на недвижимую собственность юридических и физлиц.

Налог на доходы населения имеет прогрессивную ставку налогообложения и уплачивается один раз за весь календарный год. Он взимается дважды – на федеральном и провинциальном уровне. Так же ситуация обстоит и с налогом на доходы коммерческих структур.

Сдача налоговой декларации – это всегда целая история для физического лица. В ней принимают участие все организации и учреждения, которые имеют хоть малейшее отношение к доходам налогоплательщика. Компании ежегодно подготавливают для своих работников документы об их доходах по установленной форме. Банковские и другие финансовые учреждения высылают клиентам сведения о заработанных ими процентах. Самое сложное для налогоплательщика – собрать множество этих справок воедино. В Канаде работает большое количество налоговых консультантов, которые в основном имеют экономическое образование. За определенную плату они помогут клиенту легально оптимизировать (то есть снизить) налоговую нагрузку.

Торговая система Канады обладает одной особенностью, которая обычно становится не очень приятным сюрпризом для туристов и гостей страны. Все дело в том, что цены на товары в магазинах, блюда в меню ресторанов и кафе всегда указаны без учета налога с продаж. Поэтому туристы неприятно удивляются, увидев в счете заведения общественного питания сумму на 11–13% больше, чем они рассчитывали. Местные жители воспринимают это совершенно спокойно и могут рассчитать окончательную сумму к оплате самостоятельно.

Налоговая система Германии

Налоговая система Германии является довольно сложной для восприятия иностранными пользователями. Это связано с большим количеством инструкций, каждая из которых действует на территории страны. Экономические эксперты связывают эту особенность немецкой системы с подходом властей Германии к вопросам налогообложения внутри страны. Они считают высокую налоговую нагрузку главным «гарантом» доходов государства. Налоговая система Германии – это «атлант» всей ее экономической системы, поэтому контролю над взиманием налогов уделяется пристальное внимание со стороны немецкого правительства.

О контроле налогообложения в России читайте в статье «Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды»

Зачастую даже местные жители не могут разобраться в разветвленной системе налогового законодательства. Поэтому им на помощь всегда готовы прийти частные специалисты – налоговые и финансовые консультанты, адвокаты, аудиторы.

Главный закон Германии, регулирующий налогообложение в стране, называется «Порядок взимания налогов». Немцы еще любят называть его налоговой «конституцией».

Немецкие налоги можно объединить в 3 группы:

  • налоги на доходы: подоходный налог для физлиц, корпоративный налог и промысловый налог для юридических лиц;
  • имущественные налоги: налог на землю, дарение и наследство;
  • налоги на сделки и потребление: налог с приобретения недвижимого имущества, НДС.

Как и во многих других государствах, подоходный налог является основным источником налоговых поступлений в бюджет Германии (около 40%) и рассчитывается по прогрессивным ставкам. Минимальная ставка этого налога составляет 19%, максимальная – 53%. По таким же высоким ставкам облагаются и доходы юридических лиц – до 45% с прибыли. Поэтому налоги Германии в состоянии стабильно обеспечить большую часть доходов бюджета – около 80%.

Бюджет Германии является сводным и разделяется на 3 ступени:

  1. Государственный (центральный) бюджет – до 50% всех налоговых поступлений зачисляется именно в него.
  2. Бюджеты федеральных территорий (областей) – в них зачисляется около трети всех налоговых платежей.
  3. И, наконец, городские и сельские бюджеты – они получают около 10% от уплачиваемых налогов.

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции известна тем, что именно в этой стране впервые был введен НДС в 1954 году. В настоящее время французское налогообложение является образцом стабильности в отношении установленных налогов и правил их применения. Ежегодно во Франции пересматриваются ставки по налогам из-за сложившейся нестабильной ситуации в экономике.

Как и налоги других стран, французские можно поделить на 2 вида: прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги федерального значения включают в себя следующий перечень:

  1. Налог на недвижимое имущество. Дополнительно во Франции действует налог на новую недвижимость. К примеру, приобретая квадратные метры в новостройке, рядовой француз может заплатить 19,6% от их стоимости в качестве налога. Эта сумма может быть возвращена владельцу недвижимости по истечении 20 лет при одном условии – в случае ее продажи владельцем. Возмещается налог в пропорциональном размере.
  2. Подоходный налог для физлиц. В отличие от других стран во Франции этот налог обеспечивает лишь пятую часть (20%) всех налоговых поступлений. Ставка налога имеет прогрессивный характер и может доходить до 52%. Налог действует с 1914 года.
  3. Налог на прибыль юрлиц. Он был принят сразу после окончания Второй мировой войны. Ставка составляет 33%.
  4. Общий социальный налог. Одной из особенностей французского налогообложения является высокая ставка взносов на социальное обеспечение. Так государство обеспечивает исполнение своих социальных обязательств.
  5. Солидарный налог на состояние. Он предназначен для финансирования государственных программ по выплате малоимущим слоям населения субсидий и других социальных пособий.

Также на федеральном уровне взимаются косвенные налоги:

  • НДС;
  • надбавка на бензин (налог обеспечивает до 9% налоговых поступлений в бюджет страны);
  • акцизы на алкоголь, табак и спички;
  • сборы на регистрацию услуг, марки, операции на бирже и другие.

Французские органы местного управления могут дополнительно взимать прямые (налоги на землю, налог на жилье, профессиональный налог на частную экономическую практику) и косвенные налоги (автотранспортный налог, сборы на электричество, за смену владельца собственности). В настоящее время во Франции рассматриваются законопроекты, которые дадут местным властям право на повышение ставок по местным налогам.

Налоговая система Италии

В Италии, как и в Германии, принята достаточно разветвленная система налогообложения. Правовая база насчитывает более 350 законов федерального характера. Главные принципы налоговой системы определяет Конституция Италии. Эта европейская страна отличается высоким уровнем налоговой нагрузки. Главный упор в итальянском налогообложении делается на прямые налоги, которые обеспечивают до 40% всех налоговых платежей. Косвенные налоги остаются немного позади и обеспечивают около 25% налоговых поступлений. В целом налоги и сборы гарантируют государству больше половины всех его доходов.

Налоговая система Италии имеет двухуровневую структуру: государственный (национальный) и местный уровень. Налогообложение представлено 40 видами налогов и сборов.

Основными налогами в Италии выступают подоходный налог для физлиц, НДС и корпоративный налог для юридических лиц. Эти налоги государственного уровня составляют почти 80% от налоговых поступлений. Также к национальному налогообложению относятся:

  • акцизы,
  • взносы на социальное обеспечение,
  • налог на игорную деятельность,
  • регистрационный, ипотечный и кадастровый сбор,
  • налог на лотерею,
  • налог на дарение и наследство.

В местное налогообложение входят следующие платежи:

  • налог на производственную деятельность,
  • налог на недвижимость,
  • сбор за утилизацию отходов,
  • сбор за страхование ответственности владельцев автотранспортных средств и регистрацию этих средств,
  • дополнительный акцизный сбор на электрическую энергию,
  • дополнительный коммунальный налог и другие.

В отличие от российской системы государственные организации не перечисляют налоги в бюджет. Их деятельность финансируется за минусом начисленных налогов.

Налоговая система Великобритании

Налоговая система Великобритании представлена 2 уровнями:

  • уровень государственного (центрального) правительства;
  • уровень местных правительств.

Центральное правительство взимает следующие налоги: подоходный, НДС, акцизы на табак, алкоголь и бензин, корпоративный налог, гербовый сбор, взносы на социальное страхование, в том числе обязательное медицинское страхование (ОМС). Местное налогообложение подразумевает налог на недвижимость коммерческой сферы, сборы за уличные парковки, государственные гранты и другие.

Как и во многих других европейских государствах, основным налогом в Великобритании является подоходный налог. Ставки по нему прогрессивные и зависят от вида дохода (банковский вклад, дивиденды, оплата труда и другие доходы). В целом они могут доходить до уровня в 40%. И здесь у англичан есть одна небольшая особенность. Все население страны делится на резидентов и нерезидентов (как и в России). Резиденты уплачивают налог со всех своих доходов, полученных на территории Великобритании и за ее пределами. Нерезиденты обязаны уплачивать подоходный налог с доходов, полученных ими в пределах страны.

Английская система налогообложения имеет одну очень интересную особенность, которая нам, гражданам РФ, может показаться несколько странной. Налоговый год в Великобритании начинается не 1 января, а 6 апреля и заканчивается 5 апреля следующего года. Это связано с переходом Великобритании с Юлианского календаря на Григорианский, из-за которого получилась разница в 11 дней. Поэтому английские власти, решив, что не хотят терять часть налогов, перенесли начало налогового периода на 5 апреля. С 1800 года первым днем налогового периода утверждено 6 апреля. Это дата и действует до сих пор.

Корпоративный налог предполагает налогообложение прибыли компаний. В стране принята система обложения налогом по 2 уровням. Она действует с 2006 года. Если компания получила прибыль в размере 1,5 млн фунтов и больше, то в этом случае применяется налоговая ставка 30%. Если доход составил менее 1,5 млн фунтов, то он облагается по ставке 19%.

Весьма необычным для российского восприятия является гербовый сбор. Он уплачивается не только при операциях по купле и продаже ценных бумаг. Ставка его составляет 0,5%. Также им облагается покупка объектов недвижимости. Ставка зависит от стоимости имущества, но не может быть более 7%.

Налоговая система Китая

Налоговые системы стран восточной Азии всегда вызывали большой интерес у современных экономистов. История развития этих государств отличается от развития стран Европы ввиду своей закрытости. Поэтому экономические системы развивались по собственному пути, который отличается от представления европейцев.

Современная налоговая система Китая зародилась в начале 80-х годов прошлого столетия. В то время власти страны решились на ряд глобальных реформ и начали политику «открытости» внешнему миру. Поначалу главной задачей являлось привлечение иностранного капитала в виде инвестиций в китайскую экономику. В 90-х годах ХХ века в китайской экономике появились первые положительные «сдвиги», которые обеспечили ее стремительное развитие.

В настоящее время на территории Китая утверждено порядка 25 налогов, которые, в свою очередь, разделяются на 8 групп:

  1. Налоги с оборота или, проще говоря, косвенные налоги. В них включаются НДС, налог с продаж, на предпринимательскую деятельность и на потребление.
  2. Налоги на доходы (прибыль): налог на прибыль китайских предприятий, налог на прибыль иностранных предприятий, подоходный налог для населения.
  3. Ресурсные сборы включают в себя ресурсный налог и налог за пользование землями в городских поселениях.
  4. Налоги и сборы целевого назначения. Уже из названия этих налогов вытекает их предназначение. Они, как правило, направляются на решение определенных задач. К ним относится налог на строительство городских поселений, налог за использование сельскохозяйственных площадей, налог на инвестиции в основной капитал, налог на продажу земель.
  5. Имущественные платежи: имущественный налог, налог на недвижимость и на наследство.
  6. Налоги на определенные операции или действия. Они предназначены для налогообложения действий, связанных с пользованием транспортом, в том числе водным, ценными бумагами, передачу имущества и гербовый сбор.
  7. Налоги сельскохозяйственной сферы. Фермеры признаются плательщиками налога на земледелие, выращивание скота.
  8. Таможенные пошлины. Их уплачивают с экспортной и импортной продукции при ввозе / вывозе за пределы Китая.

Налоговая нагрузка Китая имеет довольно высокий уровень. К примеру, доходы предприятий облагаются налогом на прибыль в размере 33%. Правда, для низкорентабельных компаний предусмотрены ставки 18% и 27%. Размер подоходного налога зависит от суммы получаемого дохода и облагается по прогрессивной шкале. Например, для доходов в диапазоне от 2 001 до 5 000 юаней действует ставка в размере 15%, для доходов от 40 001 до 60 000 юаней – 30%. Самая высокая ставка установлена для лиц, чьи доходы превышают 100 000 юаней – 45%.

Налог на потребление – это своеобразный вид НДС, который обычно устанавливается в развитых странах. Им облагается табачная, алкогольная, ювелирная, косметическая продукция, а также бензин и транспортные средства. Этот налог имеет достаточно высокие ставки обложения. Так, для алкогольной продукции ставка составит 25%. Самым «дорогим» объектом налогообложения является косметика. Ее облагают 30%.

Налоговая система Японии

Налоговая система Японии обладает рядом специфических особенностей, которые отличают ее от систем США и Европы. Япония – унитарное государство. Оно делится на 47 префектур и почти 2000 местных муниципалитетов. Из-за высокой степени автономности местные власти получают налоговых поступлений в несколько раз больше, чем центральные власти. Свобода местных префектур и муниципалитетов закреплена в Конституции Японии от 1947 года.

В Японии действует двухуровневая структура налогообложения. Все налоги можно разделить на государственные и местные.

Итак, на уровне государственного (центрального) правительства установлены следующие налоги:

  • подоходный налог;
  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на дарение и наследование;
  • налог на потребление;
  • акцизы;
  • государственные пошлины и другие.

Как и во многих европейских странах и США, подоходный налог обладает прогрессивной шкалой ставок. Налоговые ставки находятся в диапазоне от 5 до 40%. Для налогообложения прибыли предприятий также приняты довольно высокие ставки в диапазоне от 22 до 30%, которые растут вместе с увеличением коммерческого дохода. К основной ставке дополнительно прибавляются ставки на доходы от прироста стоимости капитала – от 5 до 10%.

Налог на потребление, как и в Китае, представляет собой НДС, распространенный в индустриально развитых странах. Им облагается оборот на товары, услуги и работы. Ставка составляет всего лишь 5%.

К префектурному налогообложению относятся:

  • налог за право проживания в префектуре;
  • местный налог на потребление;
  • налог на покупку недвижимости;
  • акцизы;
  • налог на автотранспорт и другие.

К налогам на уровне муниципалитетов можно отнести:

  • налог за проживание на территории муниципалитета;
  • акцизы;
  • имущественный и земельный налоги;
  • налог на топливо и другие.

Налог за право проживания на территории префектуры или муниципалитета, по сути, является местным видом подоходного налога для физлиц и налога на прибыль предприятий.

Сравнение налоговых систем зарубежных стран с российской системой

Сравнивая налоговые системы разных стран, можно отметить, что каждая из них развивалась по собственному пути. Каждое государство имеет собственную историю, устои и вековые традиции. Поэтому их экономические системы в целом формировались в разных условиях, что, конечно, наложило отпечаток на принципы построения налоговых систем, на взаимоотношения между властями государства и его налогоплательщиками.

О принципах построения российской налоговой системы читайте в статье «Принципы построения налоговой системы РФ».

Страны восточной Азии используют налогообложение с присущими только им специфическими особенностями. Это объясняется долгим «закрытием» от внешнего мира их государственных границ. Европейские страны довольно жестко относятся к налогоплательщикам в отношении обложения их доходов. Ставки по подоходному налогу для физических лиц и налогу на прибыль компаний могут доходить до 40 и даже 50% по прогрессивной шкале налогообложения. Налоговые системы стран Европы можно охарактеризовать высокой нагрузкой. По этой причине многие европейские производители предпочитают размещать свои производственные мощности в оффшорных зонах, которые обладают более либеральной системой налогообложения. Эти зоны позволяют компаниям оптимизировать налогообложение, снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение внутреннего налогового учета.

Налоговые системы стран Европы в большинстве случаев обладают сложной разветвленной структурой и громоздкой нормативной базой. Поэтому в этих странах широко развито налоговое консультирование и деятельность юристов, ведь далеко не каждый налогоплательщик может самостоятельно разобраться во всем разнообразии законодательных актов в сфере налогообложения. С этой стороны налоговые системы, например, Китая и Японии обладают большей гибкостью и адаптивностью к нестабильным условиям в экономике.

Налоговые системы США и России обладают более низкой налоговой нагрузкой – от 30 до 35% ВВП. Но в отличие от США, стран Европы, Азии российские налоги на доходы физических лиц и прибыль предприятий не рассчитываются по прогрессивной шкале, а имеют единую налоговую ставку вне зависимости от величины налогооблагаемой базы.

При сравнении налоговых систем разных государств можно выделить и определенные сходства. Во многих странах налоговые системы имеют двух-, трех- или четырехуровневую структуру. Это объясняется тем, что современные государства имеют признаки федеративного устройства, то есть когда одно государство разделяется на несколько областей, провинций, городских округов и другие территориальные образования. Отсюда и возникает необходимость в появлении нескольких уровней налогообложения, например, федеральный (центральный), региональный и местный (или муниципалитетов). Поэтому часто налоги распределяются по разным уровням бюджета страны. В большинстве случаев территориальные образования имеют право устанавливать собственные налоги при условии соблюдения федерального законодательства.

О налогах, установленных на разных уровнях российской налоговой системы, читайте в нашей статье.

Разделение налогообложения страны на несколько уровней выполняет, прежде всего, распределительную функцию. Во-первых, это позволяет обеспечить бюджеты территориальных образований, дает им некоторую степень автономии при решении внутренних проблем. Во-вторых, разветвленная система налоговых органов по стране позволяет лучше контролировать процесс взимания налогов и сборов и, соответственно, более эффективно пополнять государственный бюджет.

Итоги

В заключение хочется отметить, что, несмотря на определенные плюсы и минусы, нельзя какую-либо из налоговых систем назвать хорошей или плохой. Каждая из них по-своему хороша для своего государства. Налоговые системы многих государств складывались не одно столетие. Они уже «подстроены» под территориальные особенности стран, их внутреннюю политику и менталитет населения. Невозможно одну налоговую систему заменить другой. Это реально лишь при условии корректирования принципов налогообложения под экономические условия определенного государства.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.