Понятие нормы налогового права

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • знать понятие нормы налогового права; структуру, формы реализации и виды норм налогового права;
  • • уметь ориентироваться в структуре нормы налогового права; принимать правовые решения, совершать иные юридические действия на основе толкования норм налогового права;
  • • владеть навыками работы с нормами налогового права для формулирования своей правовой позиции по налоговым вопросам.

Понятие и структура норм налогового права

Норма права – это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях (гипотеза) действовать как субъекты определенных прав и обязанностей (диспозиция), под угрозой наступления неблагоприятных для них правовых последствий (санкция).

Норма налогового права (или налогово-правовая норма) – это санкционированное государством общеобязательное социально определенное, обязательное правило поведения, направленное на регулирование общественных отношений в сфере налогообложения, закрепляющее права и обязанности субъектов соответствующих налоговых правоотношений и являющееся критерием оценки поведения как правомерного либо неправомерного.

Норма налогового права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, являясь теми «атомами», из определенной совокупности которых и состоят конкретные нормативные правовые акты о налогах и сборах (НК, региональные законы о налогах или сборах, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.).

Нормы налогового права устанавливают правовой режим взаимоотношений участников налоговых правоотношений, определяют права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогообложения и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы о порядке осуществления налогового контроля, об ответственности за совершение налоговых правонарушений и защите прав налогоплательщиков.

Под структурой нормы права обычно понимается ее внутреннее строение, обусловленное связью элементов такой нормы. Структура нормы налогового права включает в себя три элемента (части): 1) гипотезу; 2) диспозицию и 3) санкцию.

Формы реализации норм налогового права

Реализация норм налогового права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований.

В литературе выделяют несколько способов (или, как их иначе называют, форм) реализации норм права:

  • 1) исполнение;
  • 2) применение;
  • 3) использование;
  • 4) соблюдение.

Исполнение норм налогового права представляет собой процесс совершения всеми участниками налоговых правоотношений тех действий, которые предписаны в нормах.

Применение налогово-правовых норм осуществляется органами государственной власти (должностными лицами) и практически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий (например, проведение сотрудниками налогового органа выездной налоговой проверки является применением ст. 89 НК), бездействии (например, непривлечение лица к ответственности ввиду отсутствия в его действиях состава налогового правонарушения), издании налоговым органом индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т.д.

При использовании норм налогового права участник налоговых правоотношений сам решает, воспользоваться ему или нет каким-либо предусмотренным этими нормами правом (например, правом на судебную защиту своих нарушенных действием либо бездействием налогового органа прав).

Соблюдение норм налогового права пассивно по своей сути и заключается в воздержании участника налоговых правоотношений от нарушения указанных норм.

Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением и налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.

Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.

Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.

Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.

Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.

Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:

изменение состава и структуры системы налогов,

замена одного способа или формы налогообложения другими,

изменения и дифференциация ставок налогов,

изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,

полное или частичное освобождение от налогов,

отсрочка платежа или аннулирование задолженности,

изменение сферы распространения налогов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Сущность налогового регулирования.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Сущность налогового регулирования.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Сущность налогового регулирования.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Все дееспособные граждане обязаны платить налоги в пользу государства и своего субъекта, где полученная сумма распределяется на различные нужды: медицину, благоустройство, социальную помощь. Соответственно, необходимо наладить контроль над данным процессом, чтобы предотвратить злоупотребления и нарушения, как со стороны государства, так и со стороны граждан. Узнаем, какие источники налогового права существуют.

Понятие

Налоговое право – это система налоговых норм, в ведении которых находятся отношения людей по созданию, введению, сбору и распределению налоговых средств с граждан.

Особенность налоговых отношений состоит в том, что они имеют имущественный характер, то есть напрямую связаны с деньгами.

Система источников налогового права

Существует некая иерархия (лестница), на которой по значимости располагаются нормативно-правовые акты. Попробуем рассмотреть каждый из источников и дать его краткую характеристику.

  • Конституция РФ

Некоторые статьи Конституции касаются налогового права: она провозглашает обязанностью всех граждан платить налоги, законно установленные государственными органами власти. Кроме того, данный документ предупреждает чрезмерное повышение налоговых сборов с населения и злоупотребления при их распределении.

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Налоговое право
  • 2. Источники финансового права
  • 3. Процессуальные отрасли права
  • Федеральные законы о налогах и сборах;
  • Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • законы субъектов РФ;
  • указы Президента РФ;
  • Постановления Правительства РФ;
  • решения Конституционного Суда РФ;
  • нормы международного права.

Все источники налогового права, действующие на территории Российской Федерации, не могут идти в разрез с нормами Конституции и международных конвенций, участницей которых Россия является.

Таким образом, источников налогового права достаточно много. Все они могут быть подразделены на группы: Конституция РФ, федеральные источники, подзаконные акты, региональные и местные, международные источники.

Считаясь подотраслью финансового права, налоговое право играет большую роль в системе государственного регулирования. Оно взаимодействует одновременно с несколькими другими отраслями: конституционным, финансовым, административным.

Содержание законов о налогах

Несмотря на разнообразие налоговых норм, все они содержат несколько элементов, а именно:

Многие виды налогов предполагают некоторые льготы – то есть уменьшение налогов для некоторых групп населения (пенсионеров, инвалидов и других).

Что мы узнали?

Источниками норм налогового права служат различные нормативно-правовые акты, к которым относится Конституция РФ, налоговое законодательство федерального и регионального значения, международные договоры. Важность налогового права и многообразие его источников объясняется его значимостью в современных условиях, когда налоговая система широко распространена и представляет собой упорядоченную систему пополнения государственного бюджета.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Налоговые отношения особенны тем, что они:

    • Происходят между людьми
    • Регулируются государством
    • Имеют имущественный характер
    • Закреплены в нормативно-правовых актах

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

23.1. Понятие и предмет международного налогового права

Термин «международное налоговое право» употребляться применительно к нормам, регулирующим налоговые отношения с участием иностранных организаций и граждан.

Развитие международных отношений привело к заключению государствами многочисленных финансовых договоров и соглашений, т. е. к возникновению международного финансового права.

Характерные особенности международного налогового права:

– это есть совокупность исторически изменяющихся правил поведения (норм конвенционных и обычных), регулирующих межгосударственные финансовые отношения.

– имеет координационный, а не субординационный характер, поскольку его субъектами являются государства, отношения между которыми строятся на принципах равенства и взаимного согласования своих интересов.

– пространственной сферой действия (применения) международного налогового права является вся международная арена.

Предмет международного налогового права составляют межгосударственные отношения, складывающиеся по поводу взимания налогов и сборов с участием субъектов, которые подпадают под налоговую юрисдикцию двух и более государств. К ним относятся:

– отношения между государствами по поводу заключения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств;

– налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т. е. отношения, затрагивающие суверенитет других государств;

– отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств.

Типичным примером могут служить отношения, возникающие в связи с двойным налогообложением, которое представляет собой юридическую ситуацию, при которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налогов с одного и того же объекта одновременно в двух государствах – по месту его постоянного местопребывания (регистрации) и по месту получения им дохода.

Следует разграничивать нормы МНП и нормы, составляющие налоговое право того или иного иностранного государства. К последним относятся правовые нормы, регулирующие налогообложение, но устанавливаемые в одностороннем порядке тем или иным государством. Субъектный состав и содержание регулируемых отношений являются важными, но не единственно определяющими признаками МНП.

Национальное налоговое право – совокупность принятых в государстве норм налоговых законов и подзаконных актов, а также общих принципов права, применяемых к налоговым отношениям; принципов налогового права, закрепляемых в конституции; прецедентов и решений высших судебных органов по вопросам налогового права.

Международного налогового права – результат совместной нормотворческой деятельности стран мира, стремящихся на межгосударственном уровне урегулировать те налоговые отношения, которые полностью не охватываются юрисдикцией одной из них и, следовательно, не могут быть урегулированы в одностороннем порядке.

Так, ст. 7 НК РФ устанавливает приоритет норм МНП над национальным – если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >