Поправки в трудовой кодекс

Чего ждать от изменений Х раздела Трудового кодекса

На едином портале для размещения информации о разработке ФОИВ проектов НПА и результатов их общественного обсуждения опубликован доработанный по итогам обсуждений текст ПРОЕКТА Федерального Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)» (редакция от 25.09.2018 года).

Проект подготовлен Минтрудом России в соответствии с пунктом 7 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р, и во исполнение пункта 2 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 г. № 28, предусматривающего совершенствование законодательства в части формирования превентивно-профилактической модели обеспечения безопасности работников на производстве, осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда, а также пункта 6 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2016 г. № ДМ-П12-58пр.

Напомним, что уведомление о разработке этого проекта Минтруд разместил еще 30 января 2015 года и вот на 1 октября 2018 года завершены не только процедура обсуждения, но и процедуры оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и антикоррупционная экспертиза Проекта.

Предлагаемые Проектом изменения затрагивают широкий круг лиц:

— работодатели,

— работники,

— медицинские организации,

— организации, осуществляющие проведение специальной оценки условий труда,

— органы государственного надзора за соблюдением трудового и санитарно-эпидемиологического законодательства

Цель предполагаемых изменений: обеспечение внедрения передовых достижений в области охраны труда, полноценное внедрение оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда с целью повышения эффективности мероприятий в области охраны труда, сближение и гармонизация законодательства Российской Федерации в области охраны труда с аналогичными нормами в странах Евросоюза.

В уведомлении о начале разработки Проекта указано, что со вступлением в силу с 1 января 2014 г. федеральных законов от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обеспечено внедрение СОУТ в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах. Однако при этом остались неучтенными вопросы оценки травмоопасности рабочих мест, учета состояния здоровья и индивидуальных психо-физиологических особенностей работников, занятых на конкретных рабочих местах, что не позволяет работодателям в должной мере обеспечить оптимальную производительность труда. В этой связи принято решение о разработке законопроекта «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствовании трудового законодательства в области охраны труда)», с принятием которого будет обеспечен учет перечисленных факторов в результате полноценного внедрения оценки и управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда, сближение и гармонизация законодательства об охране труда Российской Федерации с аналогичными нормами стран Евросоюза.

Предлагаемые законопроектом изменения в ТК подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве, развитие системы надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с правилами юридической техники законопроектом наряду
с изменениями в отдельные статьи Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается изложение раздела X «Охрана труда» в новой редакции.

В новой редакции раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие главы:

«Общие положения»;

«Государственное управление охраной труда»;

«Права и обязанности работодателя и работника в области охраны труда»;

«Управление охраной труда у работодателя»;

«Требования охраны труда к производственным объектам и средствам производства»;

«Расследование, оформление (рассмотрение) и учет микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, несчастных случаев».

Изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривают:

— структурирование основных процедур управления охраной труда
у работодателя с уточнением прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, а также порядка деятельности созданных у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда при осуществлении управления охраной труда;

— повышение уровня защиты прав работников на труд в условиях,
отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета
на работу в опасных условиях труда;

— внедрение управления профессиональными рисками в систему управления охраной труда;

— модернизацию существующего подхода в реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления средств индивидуальной защиты
в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход), к обеспечению средствами индивидуальной защиты в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов;

— совершенствование процедуры расследования и учета несчастных случаев
на производстве с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм).

Предложенные поправки обеспечат реализацию концепции рамочного участия государства в построении СУОТ у конкретного работодателя, предусматривающей широкую автономию работодателя в выборе средств управления охраной труда, включая управление профессиональными рисками; в принятии решений по предупредительным и реактивным мерам с учетом специфики производства, применяемых технологий, техники и материалов.

При этом, в рамках проводимой работы по актуализации правил по охране труда, с учетом норм законопроекта, проекты указанных правил будут разрабатываться также с учетом широкой автономии работодателя в выборе
средств управления охраной труда.

Кроме того, законопроектом предусматривается дополнение Трудового кодекса Российской Федерации нормами, обеспечивающими совершенствование системы государственного надзора (контроля) за соблюдением требований трудового законодательства.

Одним из ключевых способов предотвращения последствий
от правонарушений, доказавшим свою эффективность, является внедрение
в деятельность хозяйствующих субъектов системы внутреннего контроля
или «режима самоинспектирования», которая в настоящее время эффективно применяется при контроле финансовой деятельности работодателя.

Законопроектом в указанных целях предусматривается внедрение института самостоятельной оценки соблюдения требований трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самоконтроля), основным инструментом которой должны стать проверочные листы на соответствие требованиям трудового законодательства. Данный институт предлагается внедрить как право работодателя, т.е. законопроектом предусматривается добровольность внедрения такой системы.

В целях стимулирования работодателей внедрять указанную систему, результаты самостоятельной оценки (самоконтроля), в случае её надлежащего осуществления и представления результатов в орган государственного надзора, будут использоваться последним в качестве дополнительных критериев отнесения работодателей к определенной категории риска при организации государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства (риск-ориентированный подход).

Реализация подобного подхода создаст среду для формирования законопослушного поведения работодателя, повышения уровня культуры безопасности, устранения причин и условий совершения правонарушений, сокращения их количества.

С учетом того, что создание комитетов (комиссий) по охране труда является
не обязательным (они создаются по инициативе работодателя и (или) работников), законопроектом предусматривается внесение изменений в подпункт «д» пункта 6 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, направленных на уточнение основания для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа)
либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

В целях приведения положений Трудового кодекса Российской Федерации
в соответствие с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» в ряде статей
Трудового кодекса Российской Федерации слова «федеральные целевые программы» заменяются словами «государственные программы».

Кроме того, в целях обеспечения максимального учета интересов участников трудовых отношений законопроектом предусматривается, что решения органов местного самоуправления о введении у работодателей дополнительных условий и показаний к проведению обязательных медицинских осмотров должны приниматься с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и соответствующего территориального органа санитарно-эпидемиологического надзора.

Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей
и выполнению задач подпрограммы «Безопасный труд» государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», а также:

— внедрению передовых достижений в области охраны труда;

— завершению построения системы активного управления охраной труда;

— сближению и гармонизации требований охраны труда в Российской Федерации с аналогичными требованиями лучших мировых практик;

— признанию достижений Российской Федерации в сфере защиты жизни
и здоровья работников и поднятию ее авторитета на международном уровне.

Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации.

Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов бюджетной системы Российской Федерации,
так как предусмотренные законопроектом обязанности по соблюдению требований охраны труда уже возложены на работодателя Трудовым кодексом Российской Федерации, а реализация предусмотренных законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти будет осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности их работников и предусмотренных расходов бюджетной системы на реализацию функций указанных федеральных органов исполнительной власти.

Ниже мы отметили и как могли оценили наиболее важные из предполагаемых изменений:

С иным изменениями Вы можете ознакомиться самостоятельно, скачав 80 страничный документ из файлообменника .

Изменения в Трудовом кодексе

В. Д. Тарасов

Журнал «Отдел кадров коммерческой организации» № 7/2017

Можно ли установить неполную рабочую неделю при неполном рабочем дне (смене)? На какой срок устанавливается такой режим работы? Можно ли работать в режиме ненормированного рабочего дня при неполном рабочем времени? Обязан ли работодатель предоставлять перерыв для отдыха и питания сотрудникам, продолжительность работы которых не превышает четыре часа в день? Как оплачивается работа в выходной или праздник?

Трудовое законодательство постоянно корректируется. Федеральным законом от 18.06.2017 № 125 ФЗ были внесены изменения в Трудовой кодекс. Они коснулись неполного рабочего времени, оплаты сверхурочной работы и некоторых других моментов. Новая редакция отдельных положений ТК РФ вступила в силу 29.06.2017. Читайте статью – и узнаете, что нового.

Работа на условиях неполного рабочего времени.

Рабочее время – время, в течение которого работник согласно правилам внутреннего трудового распорядка и условиям трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выполненного объема работ.

Статья 93 ТК РФ устанавливает особенности труда в режиме неполного рабочего времени. По этой норме (до внесения изменений) по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. То есть законодатель предлагал лишь два варианта неполного рабочего времени:

  • сокращается продолжительность работы за день, например работник вместо 8 часов трудится 6, но остается такое же количество дней, как и при 8 часовом рабочем дне;

  • сокращается количество рабочих дней при неизменной продолжительности рабочего дня (смены). Например, работник трудился 5 дней в неделю по 8 часов, а после установления неполной рабочей недели будет трудиться только 3 дня.

Теперь у работодателя появилась возможность устанавливать, так сказать, смешанный режим неполного рабочего времени: сокращается и продолжительность рабочего дня (смены), и количество рабочих дней в неделю. Например, работник вместо 5 рабочих дней по 8 часов будет трудиться 3 дня по 5 часов.

Отметим, что обязанность по установлению неполного рабочего времени для отдельных категорий работников никуда не делась. Как и прежде, работодатель обязан установить такой режим по просьбе:

  • беременной женщины;

  • одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет);

  • лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Новая редакция ст. 93 ТК РФ обязывает работодателя для работников названных категорий устанавливать неполное рабочее время на удобный для них срок. Однако такой срок не может превышать период наличия обстоятельств, которыми обусловлено установление данного режима работы. Напомним, что ранее Трудовой кодекс вовсе не регулировал вопрос о сроке, на который неполное рабочее время может быть установлено.

Кроме этого, определено, что при установлении режима работы режим рабочего времени и времени отдыха, включая продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, должен устанавливаться в соответствии с пожеланиями работника и с учетом условий производства (работы) у работодателя.

Вывод: законодатели расширили возможности применения режима неполного рабочего времени, определили сроки, на которые он может вводиться для работников определенных категорий, а также указали на необходимость учета пожеланий сотрудника.

Ненормированный рабочий день.

Этот режим работы также привлек к себе внимание законодателей. Напомним, что ненормированный рабочий день – особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ст. 101 ТК РФ).

Привлечь к работе сотрудника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316 6 1). При этом согласие сотрудника на привлечение к работе в данном режиме не требуется.

До 06.10.2006 в ст. 101 ТК РФ речь шла о возможности привлечения к работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Поэтому сотрудникам с неполным рабочим днем в соответствии с действующей на тот момент редакцией данной статьи нельзя было установить ненормированный рабочий день. Затем, после внесения изменений, то есть с 2006 года по настоящее время, Трудовой кодекс не содержал положений, запрещающих устанавливать ненормированный рабочий день лицам, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени (Письмо Роструда от 19.04.2010 № 1073 6 1). Соответственно в таком режиме зачастую трудились и работники на неполном рабочем времени.

Однако с 29.06.2017 ст. 101 ТК РФ дополнена ч. 2 следующего содержания: работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой).

Вывод: законодатель запретил работодателям привлекать сотрудников с неполным рабочим днем к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Перерыв для отдыха и питания.

Согласно ст. 108 ТК РФ в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Долгое время велись споры о предоставлении обеденного перерыва совместителям и сотрудникам, продолжительность рабочего дня (смены) которых не превышает 4 часа. Одни специалисты говорили, что совершенно не обязательно это делать, другие, ссылаясь на императивность ст. 108 ТК РФ, говорили, что обеденный перерыв должен предоставляться каждому работнику вне зависимости от продолжительности его рабочего дня. Последней позиции придерживались и чиновники Роструда, и суды (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 25.05.2016 по делу № 33-4413/2016, Определение Приморского краевого суда от 07.07.2015 по делу № 33-5626/2015).

Теперь согласно новой редакции ст. 108 ТК РФ правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что перерыв на обед не предоставляется работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4 часа.

Вывод: с 29.06.2017 вопрос о предоставлении перерыва для отдыха и питания работникам, продолжительность рабочего дня (смены) которых не превышает 4 часа, может быть урегулирован соглашением сторон. То есть его можно не предоставлять, если на это согласен работник.

Оплата сверхурочной работы.

Правила оплаты сверхурочной работы определены ст. 152 ТК РФ:

  • за первые 2 часа работы – не менее чем в полуторном размере;

  • за последующие часы – не менее чем в двойном размере.

Конкретные размеры платы за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Большой вопрос вызывала оплата сверхурочной работы сотрудникам, работавшим в праздник или выходной день. В Трудовом кодексе этот вопрос не рассмотрен, поэтому на практике применялось Разъяснение Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08.08.1966 № 465/П-21 «Об утверждении Разъяснения № 13/П-21 «О компенсации за работу в праздничные дни», согласно п. 5 которого при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Однако это разъяснение в силу Приказа Минтруда РФ от 10.05.2017 № 415 утратило силу и не подлежит применению.

В связи с этим положение об оплате сверхурочной работы в праздничный или выходной день было решено закрепить в Трудовом кодексе. В частности, ст. 152 дополнена новой частью, согласно которой работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 ТК РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере.

Вывод: если сотрудник работал сверхурочно в праздник или выходной день, труд оплачивается в повышенном размере согласно ст. 153 ТК РФ, следовательно, не подлежит оплате как сверхурочный. При суммированном учете часы переработки в праздник или выходной не учитываются при подсчете переработки, подлежащей оплате в повышенном размере.

Оплата работы в выходной.

По общему правилу, установленному ст. 113 ТК РФ, работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных кодексом. Если сотрудника все таки привлекали к работе в названные периоды, то его работа должна быть оплачена по правилам ст. 153 ТК РФ – не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам – не менее чем по двойным сдельным расценкам;

  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, – в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;

  • работникам, получающим оклад (должностной оклад), – в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры платы за работу в выходной или праздник могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Теперь ст. 153 ТК РФ дополнили новой частью, согласно которой оплата в повышенном размере производится всем сотрудникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на него приходится часть рабочего дня (смены), то в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или праздник (от 00.00 до 24.00).

Вывод: работа в выходной или праздничный день должна быть оплачена в повышенном размере. При сменном графике действует такое же правило: если работник согласно графику сменности вышел на работу в свой выходной, его труд надо оплатить в повышенном размере.

Подведем итог.

Итак, изменения в Трудовом кодексе следующие:

1. Ограничили срок установления неполного рабочего времени работникам отдельных категорий – не более того периода, пока есть обстоятельства, дающие основание для обязательного установления такого режима.

2. Определили, что при неполном рабочем времени ненормированный рабочий день можно установить лишь в случае, когда сотруднику установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем.

3. Позволили не предоставлять обеденный перерыв, если сотрудник работает менее 4 часов.

4. Определили, как оплачивать работу в выходной или нерабочий праздничный день и что делать, если сверхурочные часы пришлись на такой день.