Порядок тушения пожаров подразделениями пожарной охраны приказ

Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 июля 2013 г.

Регистрационный N 28940

Внести прилагаемые изменения в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 5.05.2008 N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»*(зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 мая 2008 г., регистрационный N 11779).

Министр В. Пучков

* С изменениями, внесенными приказом МЧС России от 11.07.2011 N 355 «О внесении изменений в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 05.05.2008 N 240» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 августа 2011 г., регистрационный N 21634).

Приложение

Изменения, вносимые в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 5 мая 2008 г. N 240

Внести в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 05.05.2008 N 240* (далее — Порядок), следующие изменения:

1. Абзац третий пункта 1.2 Порядка изложить в следующей редакции:

«на территории одного или нескольких граничащих между собой муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения (далее — муниципальные образования) — местные гарнизоны пожарной охраны.».

2. Пункт 1.3 Порядка изложить в следующей редакции:

«1.3. Границами гарнизонов пожарной охраны являются:

территориального гарнизона пожарной охраны — границы субъекта Российской Федерации;

местного гарнизона пожарной охраны — границы одного или нескольких граничащих между собой муниципальных образований.

Границы местного гарнизона пожарной охраны определяются начальником главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее — Главное управление), по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.».

3. В абзаце втором пункта 1.4 Порядка после слова «сотрудник» дополнить словом «федерального».

4. В пункте 1.5 Порядка:

абзац шестой изложить в следующей редакции:

«организация контроля за получением в установленном порядке допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;»;

абзац одиннадцатый исключить;

абзац двенадцатый считать абзацем одиннадцатым.

5. Пункт 1.8 Порядка изложить в следующей редакции:

«1.8. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований — нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизонов пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

управления;

газодымозащитная;

техническая;

связи.

Допускается создание других нештатных служб (радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и другие).

В местных гарнизонах пожарной охраны разрешается не создавать нештатную службу связи, при этом ее задачи возлагаются на нештатную техническую службу.

Нештатные службы территориального гарнизона пожарной охраны возглавляются должностными лицами Главного управления.

Нештатные службы местного гарнизона пожарной охраны возглавляются должностными лицами подразделений ФПС или подразделений противопожарной службы субъектов Российской Федерации, ответственными за данные направления деятельности.».

6. В пункте 1.9 Порядка абзацы второй и третий изложить в следующей редакции соответственно:

«План привлечения разрабатывается для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения).

Расписание выезда разрабатывается для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, а также каждого муниципального образования, охраняемого местным гарнизоном пожарной охраны.».

7. Пункт 1.12 Порядка после слова «руководители» дополнить словом «подразделений».

8. Пункты 2.1.1 Порядка изложить в следующей редакции:

«2.1.1. При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (количество и последовательность) привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, в том числе отдельных объектов и сооружений, расположенных на его территории.

В ходе данной работы предусматривается резерв сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ одновременно в двух и более местах (в том числе за пределами территории муниципального образования).

9. В пункте 2.1.2 Порядка слова «города федерального значения, муниципального образования» заменить словами «, охраняемой местным гарнизоном пожарной охраны,».

10. Пункт 2.1.3 Порядка после слов «выписка (копия) из Расписания выезда» дополнить словами «с приложениями к Расписанию выезда».

11. Пункт 2.1.6 Порядка изложить в следующей редакции:

«2.1.6. Подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе, подразделения ведомственной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем (собственником) охраняемой организации, руководителем подразделения пожарной охраны, расположенной (расположенного) на территории соответствующего гарнизона пожарной охраны, путем заключения соглашений в установленном порядке.

Подразделения добровольной пожарной охраны включаются в Расписание выезда после согласования с руководителем подразделения добровольной пожарной охраны.».

12. Пункты 2.1.8 и 2.1.9 Порядка изложить в следующей редакции соответственно:

«2.1.8. На территории Российской Федерации, исходя из количества привлекаемых к тушению основных пожарных автомобилей, предусматривается единая градация номеров (рангов) пожаров (с N 1 по N 5).

Номер (ранг) пожара является условным признаком сложности пожара и определяет количество расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, привлекаемых для его тушения исходя из возможностей гарнизонов пожарной охраны.

На тушение повышенных номеров (рангов) пожаров (от N 2 и выше) привлекаются силы и средства гарнизона пожарной охраны в соответствии с Расписанием выезда, а также, при необходимости, руководящий состав гарнизона пожарной охраны, допущенный к руководству тушением пожаров.

В ходе разработки Расписания выезда для каждого местного гарнизона пожарной охраны определяется максимально возможный повышенный номер (ранг) пожара, которым предусматривается привлечение для тушения пожара всех расчетов (отделений) на основных пожарных автомобилях, находящихся на дежурстве в местном гарнизоне пожарной охраны, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и постановкой на дежурство резервной техники.

Количество и последовательность привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны по повышенным номерам (рангам) пожаров, не являющимися максимальными, определяются в ходе разработки Расписания выезда исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, оперативно-тактических особенностей территории муниципального образования, а также отдельных сооружений (объектов), располагающихся на его территории.

Специальные пожарные автомобили и аварийно-спасательная техника направляются к месту пожара и проведению аварийно-спасательных работ по решению руководителя тушения пожара на основании обстановки, складывающейся на пожаре, прогноза ее развития, оценки тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны.

Сбор личного состава, свободного от несения службы, и постановка на дежурство резервной техники предусматриваются также при выезде дежурного караула (дежурной смены) для тушения пожара и (или) проведения аварийно-спасательных работ за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

2.1.9. Выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ по средствам связи;

при поступлении сообщения о пожаре или необходимости проведения аварийно-спасательных работ в устной форме;

по внешним признакам;

при срабатывании пожарной сигнализации, приемно-контрольные приборы которой выведены непосредственно в подразделение пожарной охраны.».

13. В абзаце третьем пункта 2.2 Порядка после слов «тушения пожаров» добавить слова «и проведения аварийно-спасательных работ».

14. Дополнить пункт 2.2 Порядка следующими абзацами:

«перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований сопредельных муниципальных образований, выделяемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

описание территориальных границ районов и подрайонов выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, специализированных частей по тушению крупных пожаров ФПС (далее — СПЧ), зон ответственности ОПТКП, пожарных поездов, границ акваторий для пожарно-спасательных судов, а также условий, при которых они направляются в подрайоны выезда по первому сообщению о пожаре;

порядок выезда для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований, судебно-экспертных учреждений ФПС (по согласованию с главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору);

порядок привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ технических средств, приспособленных для тушения пожаров;

порядок выезда объектовых подразделений ФПС и подразделений иных видов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ за пределы территории охраняемого объекта (организации);

порядок использования резервной пожарной и аварийно-спасательной техники, а также сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

инструкции по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;

инструкция по действиям сотрудников (работников) дежурно-диспетчерских служб при получении сообщений, не связанных с пожарами;

перечень организаций, на которые при получении первого сообщения о пожаре направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;

сведения о специальных пожарных автомобилях и вспомогательной технике, высылаемой для тушения пожаров в соответствии с особенностями объекта;

список объектов, входящих в специальный перечень, перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации (при наличии указанных объектов);

список объектов с массовым и ночным пребыванием людей;

список улиц, объектов, населенных пунктов и участков территории, недостаточно обеспеченных источниками наружного противопожарного водоснабжения;

порядок определения руководителя тушения пожара в организациях, охраняемых объектовыми и специальными подразделениями ФПС;

порядок незамедлительного убытия с места вызова объектовых, специальных и договорных подразделений ФПС, осуществляющих тушение пожара и проведение аварийно-спасательных работ в своем подрайоне (районе) выезда, а также в случае привлечения их по повышенному номеру (рангу) пожара в район выезда другой части, при возникновении пожара или чрезвычайной ситуации в ЗАТО, в охраняемой организации, а также при сосредоточении на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ необходимого количества сил и средств гарнизона пожарной охраны, или объявлении ликвидации пожара, окончания проведения аварийно-спасательных работ.».

15. В пункте 2.3 Порядка:

слова «приложение N 2» заменить словами «приложение N 1»;

цифры «2.6» заменить цифрами «2.2».

16. В пункте 2.4.4 Порядка слово «крупных» исключить.

17. В пункте 2.4.6 Порядка слова «населенных пунктов и объектов муниципального образования» заменить словами «и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования».

18. Пункт 2.6 Порядка исключить.

19. Пункт 2.7 Порядка считать пунктом 2.6, дополнив в абзаце третьем после слова «районов» словами «и подрайонов».

20. В пункте 3.4.3 Порядка слово «крупных» исключить.

21. Пункт 3.4.5 Порядка после слов «подразделений пожарной охраны» дополнить словами «и аварийно-спасательных формирований».

22. В пунктах 3.4.6 и 3.4.7 Порядка слова «крупных» исключить.

23. В пункте 3.5 Порядка цифры «2.7» заменить цифрами «2.6».

24. В пункте 4.1 Порядка слова «на территории Российской Федерации» заменить словами «за пределами субъекта Российской Федерации».

25. Дополнить раздел IV Порядка пунктами 4.5 — 4.8 следующего содержания:

«4.5. При поступлении сообщения о происшедшей на территории местного гарнизона пожарной охраны аварийной ситуации, не связанной с возникновением пожара, к месту вызова, в первую очередь, направляются ближайшие аварийно-спасательные формирования.

4.6. При поступлении сообщения о возникновении пожара в районе выезда подразделения пожарной охраны, участвующего в аварийно-спасательных работах, руководитель проведения аварийно-спасательных работ должен принять меры к направлению указанного подразделения в свой район выезда.

4.7. Порядок привлечения подразделений пожарной охраны к аварийно-спасательным работам определяется начальником местного гарнизона пожарной охраны с учетом обеспечения пожарной безопасности на территории соответствующего муниципального образования и оформляется в виде соответствующего приложения к Расписанию выезда.

4.8. Запрещается привлечение подразделений пожарной охраны к аварийно-спасательным работам, на ведение которых они не аттестованы.».

26. Приложение N 1 к Порядку изложить в следующей редакции:

Вопрос: Какие приказы действуют вместо этих отмененных?

  1. Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 (ред. от 08.04.2014) «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2011 N 20868)

2. Приказ МЧС РФ от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2011 N 20970)

Сообщаю Вам следующее:

Вместо Приказа МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» действует Устав подразделений пожарной охраны», утвержденный Приказом МЧС России от 20 октября 2017 г. N 452.

Вместо Приказа МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» действует Боевой устав подразделений пожарной охраны, определяющий порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный Приказом МЧС России от 16 октября 2017 года N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 «Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 20.10.2017 N 452, утвердившего Устав подразделений пожарной охраны.

Устав определяет новый порядок организации и несения караульной службы в подразделениях всех видов пожарной охраны.

Караульная служба организуется в подразделениях пожарной охраны для обеспечения готовности личного состава, мобильных средств пожаротушения, пожарного оборудования и аварийно-спасательного инструмента, снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ подразделений к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, профессиональной подготовки личного состава подразделений.

Приказ МЧС России от 05.04.2011 N 167 утрачивает силу.

(Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452)

Справочная информация: «Правовой календарь на II квартал 2018 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}
Приказ МЧС России от 20.10.2017 N 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» {КонсультантПлюс}

Приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» утратил силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 16.10.2017 N 444, утвердившего Боевой устав подразделений пожарной охраны.

Уставом определен порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ подразделениями пожарной охраны (за исключением тушения лесных пожаров, организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы).

Приводятся формы необходимых документов.

Утрачивает силу Приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны».

(Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444)

Справочная информация: «Правовой календарь на I квартал 2018 года» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) {КонсультантПлюс}
Приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» {КонсультантПлюс}

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Кожина Снежана Римовна

Ответ актуален на 10.06.2019 г.

Вопрос: изменения в приказах МЧС России

9. Работа СПДПП организуется исходя из наличия сил и средств, принципа их концентрации в местах интенсивного дорожного движения. При этом учитываются состояние аварийности, преступности и правонарушений на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времени года.

10. Расстановка сил и средств СПДПП осуществляется в соответствии с утвержденной Департаментами дислокацией постов и маршрутов патрулирования (далее — дислокация) по форме согласно приложению 1 к настоящей Инструкции, исходя из средней нормы ежесуточного выставления нарядов.

11. Дислокация разрабатывается на основе анализа оперативной обстановки и состояния аварийности по месту и времени совершения с учетом особенностей и условий дорожного движения по автомобильным дорогам, режима работы предприятий, учебных заведений, торговых центров, объектов сервиса, работа которых обуславливает эпизодическое увеличение потоков транспортных средств и пешеходов.

12. Посты и маршруты патрулирования подразделяются на выставляемые в обязательном порядке и выставляемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течение дней, недели или суток. Решение о маневрировании силами и средствами принимается командиром строевого подразделения и фиксируется в постовой ведомости расстановки нарядов взвода (отделения) по форме согласно приложению 2 к настоящей Инструкции.

13. На посты и маршруты патрулирования составляется карточка поста (маршрута патрулирования) по форме согласно приложения 3 к настоящей Инструкции, в двух экземплярах. Карточки хранятся в дежурной части строевого подразделения и выдаются сотруднику СПДПП на время несения службы. Карточка поста (маршрута патрулирования) является документом служебного пользования и подлежит предъявлению только должностным лицам органов внутренних дел, правомочным осуществлять контроль за несением службы инспекторами дорожно-патрульной полиции.

Формы и цели несения службы по обеспечению безопасности дорожного движения

14. Формами несения службы дорожно-патрульной полиции являются:

1) патрулирование на автомобилях и мотоциклах;

2) пешее патрулирование;

3) несение службы на постах, в том числе стационарных;

4) сопровождение и эскортирование транспортных средств;

5) вертолетное патрулирование.

15. Обеспечение безопасности дорожного движения с использованием транспортных средств осуществляется инспекторами дорожно-патрульной полиции на автомобилях и мотоциклах с нанесенной на наружную поверхность цветографической схемой и оборудованные устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, а также без указанных цветографических схем и устройств для подачи сигналов (последнее — только в светлое время суток).

16. Решение об осуществлении формы несения службы при обеспечении безопасности дорожного движения принимает командир строевого подразделения по согласованию с начальником управления административной полиции или лицом, его замещающим, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости. Постовые ведомости ведутся каждым командиром взвода (отделения) СПДПП и хранится в расположении взвода (отделения). Для организации деятельности и управления силами и средствами ежесуточно информация из постовых ведомостей взводов (отделений) обобщается в плане-расстановке сотрудников дорожно-патрульной полиции.

17. Во всех формах несения службы по обеспечению безопасности дорожного движения патрульный транспорт и инспектор дорожно-патрульной полиции должны быть видны участникам дорожного движения. Патрульный транспорт не располагается за какими-либо преградами, ограничивающими обзорность (деревья, здания и сооружения, рекламные щиты), а также в местах, где остановка и стоянка запрещена, эти же требования распространяются и на пешие наряды.

18. Взаимодействие между нарядами и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

19. Патрульный автомобиль должен быть оснащен в соответствии с табелем положенности экипировки личного состава и патрульного автомобиля патрульных нарядов дорожно-патрульной полиции, согласно приложению 4 к настоящей Инструкции.

20. Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности (до 1,5 км.), напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

21. При несении службы на стационарных постах дорожно-патрульной полиции (и маршрутах патрулирования) на сотрудников СПДПП возлагается:

1) контроль за обеспечением безопасности дорожного движения, предотвращение, пресечение преступлений и административных правонарушений, осуществление распорядительно-регулировочной деятельности;

2) проверка транспортных средств, грузов, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации в целях предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений;

3) розыск транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;

4) розыск и задержание лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания;

5) выявлению транспортных средств и лиц, находящихся в розыске, а также транспортных средств, используемых в преступных целях, незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и наркотикосодержащие вещества, а также подозреваемых в совершении иных преступлений;

6) опрос водителей об имеющихся фактах или случаях угрозы нападения в пути следования, а также о состоянии дорог, дорожных условий, оставленных в ночное время на проезжей части транспортных средствах;

7) оказание содействия водителям транспортных средств при остановке на ночь в зоне поста, а также при стихийных бедствиях и осложнениях погодных условий, угрожающих жизни и здоровью граждан;

8) проверка лиц, транспортных средств, регистрационных и водительских документов, транспортно-сопроводительной документации, в том числе по базам угнанного и похищенного транспорта, разыскиваемых лиц, досмотр транспортных средств, оказание содействия сотрудникам органов внутренних дел при проведении оперативно-профилактических мероприятий;

9) сбор необходимой информации о состоянии дорог, погодных условиях, наличии заторов транспортных средств и оставленных транспортных средств и периодическая передача ее в дежурную часть.

22. Для несения службы в состав нарядов стационарных постов по решению руководства Департаментов, а также ГорРОВД привлекаются сотрудники других подразделений полиции.

23. Стационарные посты оснащаются в соответствии с табелем положенности стационарных постов, согласно приложению 5 к настоящей Инструкции.

24. Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.

25. Основными целями несения службы являются:

контроль за поведением участников дорожного движения;

предостережение их от совершения противоправных действий;

пресечение правонарушений;

осуществление распорядительно-регулировочных действий.

Караул (в пожарной охране) – это личный состав, к функциональным обязанностям которого отнесено проведение боевых действий по тушению пожаров.

Несение караульной службы дежурным караулом подразделения осуществляется непрерывно в течение рабочего дня (суток) – боевого дежурства.

Подробнее о караульной службе её задачах и должностных лицах

Боевое дежурство осуществляется личным составом дежурного караула посредством посменного несения службы.

Продолжительность боевого дежурства и состав дежурного караула в подразделении определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Несение боевого дежурства дежурным караулом осуществляется в соответствии с распорядком дня, утвержденным начальником подразделения.

Построение караула

Дежурный караул должен обеспечиваться исправной техникой и вооружением.

Личный состав дежурного караула должен нести караульную службу в установленной по сезону форме одежды. Лица внутреннего наряда должны иметь головные уборы и нагрудный знак лица внутреннего наряда.

Личный состав дежурного караула должен находиться в расположении подразделения. Начальник караула имеет право отпускать личный состав из расположения подразделения только для выполнения поручений, связанных с несением караульной службы.

Отступление личным составом дежурного караула от выполнения установленного распорядка дня в подразделении не допускается, за исключением случаев выезда для проведения боевых действий по тушению пожаров и пожарно-тактических учений (пожарно-тактических занятий) (далее – ПТУ, ПТЗ).

Возможно Вас заинтересует настраиваемый

график (календарь) дежурных караулов

Должностные лица (состав)

Должностными лицами дежурного караула являются:

  • начальник караула (капитан пожарного корабля);
  • помощник начальника караула;
  • командир отделения;
  • водитель;
  • диспетчер пожарно-спасательной части (далее – ПСЧ);
  • пожарный (старший пожарный).

В случае отсутствия указанных штатных должностей в подразделении, личный состав дежурного караула исполняет обязанности по указанным нештатным должностям, независимо от занимаемых ими штатных должностей по месту основной работы. Например, штатная должность в организации – «стрелок военизированной охраны», нештатная должность в подразделении пожарной охраны этой же организации – «командир отделения».

Должностные регламенты (должностные инструкции) должностных лиц дежурного караула разрабатываются в соответствии с квалификационными требованиями к указанным должностям и настоящим Уставом с учетом задач и функций по должности и утверждаются работодателем.

В специализированных пожарно-спасательных частях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы личный состав дежурных караулов, замещающий должности, не связанные с непосредственным проведением боевых действий по тушению пожаров, должен исполнять обязанности в соответствии с возложенными на него функциями.

Также ознакомьтесь с познавательным материалом по теме:

Руководитель тушения пожара (РТП)

Руководители ликвидации чрезвычайной ситуации (РЛЧС)

Восстановление боеготовности

После возвращения дежурного караула с пожара, ПТУ, ПТЗ должны проводиться работы по восстановлению боеготовности подразделения.

Восстановление боеготовности подразделения должно осуществляться непосредственно по прибытии в место постоянной дислокации, не должно превышать 40 минут, и включает:

  • осмотр состояния подчиненного личного состава;
  • заправку пожарной техники горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами;
  • замену неисправного пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты органов дыхания (далее – СИЗОД) и зрения и самоспасания пожарных, пожарного инструмента, средств спасения людей, имущества, оборудования и снаряжения, средств связи, обмундирования (боевой одежды, формы одежды), а также замену промокших пожарных рукавов на сухие и их сушка;
  • техническое обслуживание пожарной техники;
  • заправку (замену) воздушных (кислородных) баллонов СИЗОД;
  • зарядку аккумуляторных батарей, средств связи и освещения;
  • укладку боевой одежды и снаряжения на стеллажи;
  • мойку пожарной техники.

По завершении указанных мероприятий диспетчеру гарнизона должна сообщаться информация о готовности подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров.

Смена караулов

Смена караулов осуществляется в целях непрерывного поддержания готовности подразделения к проведению боевых действий по тушению пожаров, а также в целях приема-передачи техники и вооружения, служебной документации, проверки состояния помещений дежурного караула, оборудования и имущества в них, состояния территории подразделения.

Смена караулов включает в себя:

  • подготовку к смене;
  • развод караулов;
  • смену дежурства, которая не должна превышать 30 минут (допускается увеличение смены дежурства до 45 минут в зависимости от степени оснащенности подразделения).

На развод караулов должен быть построен весь личный состав сменяющегося (за исключением диспетчера ПСЧ и постового у фасада здания подразделения) и заступающего караулов. Развод проводится начальником подразделения или лицом, его замещающим.

При распределении по номерам боевого расчета отделений, на посты и в дозоры личный состав заступающего караула при построении должен занимать места согласно схеме построения караула.

Смена дежурства в подразделениях ФПС ГПС проводится в одно и то же время (с 8 часов 00 минут до 8 часов 30 минут местного времени), в других подразделениях время определяется работодателем по согласованию с начальником местного гарнизона.

При заступлении на боевое дежурство начальник заступающего караула должен получить от сменяющегося начальника караула сведения об изменении оперативной обстановки в районе (подрайоне) выезда подразделения, после чего осуществить запись в книге службы.

В установленное распорядком дня время начальник заступающего караула подает команду: «КАРАУЛ, НА СМЕНУ». По этой команде диспетчером ПСЧ подается три коротких сигнала. Личный состав заступающего и сменяющегося караулов должен надеть боевую одежду и снаряжение и построиться в местах, установленных начальником подразделения.

При индивидуальном закреплении СИЗОД (СИЗОД закрепляется индивидуально за каждым газодымозащитником или по принципу: первый – третий караул, второй – четвертый караул) личный состав заступающего караула выстраивается в закрепленных СИЗОД.

В случае, если СИЗОД закреплены по групповому признаку (один СИЗОД на четверых газодымозащитников), заступающий караул должен строиться без СИЗОД. В данном случае передача и проверка СИЗОД заступающим караулом происходит после приема дежурства непосредственно перед командой «ОТБОЙ».

Подготовка

При подготовке к смене дежурства начальник заступающего караула должен:

  • проверить наличие и готовность личного состава к несению караульной службы, его внешний вид, соблюдение формы одежды, состояние боевой одежды и снаряжения, а также принять меры к устранению обнаруженных недостатков;
  • проверить наличие служебных удостоверений и жетонов (у сотрудников ФПС ГПС);
  • объявить составы отделений на технику, лиц внутреннего наряда и назначить личный состав на посты и в дозоры;
  • проверить знание личным составом своих обязанностей;
  • проверить у водительского состава наличие водительских удостоверений и свидетельств на право управления техникой;
  • довести до личного состава оперативную обстановку в районе (подрайоне) выезда подразделения.

Начальник сменяющегося караула должен подвести итоги несения службы за прошедшие сутки, дать оценку работы подчиненного личного состава, отметить имевшие место недостатки, указать способы их устранения.

Начальник заступающего караула должен уведомить начальника сменяющегося караула о готовности к разводу.

Начальник сменяющегося караула, получив уведомление о готовности заступающего караула к разводу, должен выстроить сменяющийся караул в боевой одежде и снаряжении перед строем заступающего караула.

Начальник заступающего караула должен прибыть к начальнику подразделения или лицу, его замещающему, и доложить о готовности к заступлению на боевое дежурство по установленной форме, после чего встать в строй. Например: «Товарищ полковник или товарищ начальник (руководитель), третий караул к заступлению на боевое дежурство готов. Начальник караула старший лейтенант Петров или начальник караула Петров».

Развод караулов смен

Развод караулов

При подходе начальника подразделения к строю начальник сменяющегося караула должен подать команду: «КАРАУЛ, СТАНОВИСЬ, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО, РАВНЕНИЕ НА СРЕДИНУ» и доложить о готовности к сдаче дежурства по установленной форме. Например: «Товарищ майор или товарищ начальник (руководитель), второй караул к сдаче дежурства готов. Начальник караула старший лейтенант Иванов или начальник караула Иванов».

Начальник подразделения должен приветствовать личный состав караулов и подать команду «ВОЛЬНО», проверить готовность личного состава заступающего караула, а также выборочно проверить знание личным составом своих обязанностей, дать оценку службы сменяющемуся караулу и поставить задачу по несению караульной службы заступающему караулу, после чего подать команду: «КАРАУЛЫ, РАВНЯЙСЬ, СМИРНО, ВОЛЬНО, ДЛЯ ПРИЕМА И СДАЧИ ДЕЖУРСТВА РАЗОЙДИСЬ». По этой команде личный состав караулов приступает к смене дежурства.

Смена дежурства

Начальник заступающего караула должен проверить лично или через командиров отделений исправность техники и вооружения, состояние служебных помещений и территории, принять служебную документацию дежурного караула.
Начальник сменяющегося караула должен передать служебную документацию в части, касающейся караульной службы, в соответствии с перечнем документов, регламентирующих организацию службы в подразделениях, и принять меры к устранению выявленных недостатков.

Личный состав заступающего караула должен принимать от сменяющегося караула технику и вооружение, служебную документацию, проверять состояние служебных помещений, оборудования и имущества в них, состояние территории подразделения.

Резервная техника принимается командирами отделений, пожарными, водителями, назначенными начальником заступающего караула.

Прием техники и вооружения согласно табелю боевого расчета

О результатах смены дежурства личный состав заступающего и сменяющегося караулов должен доложить в следующем порядке:

  • пожарные, старшие пожарные, водители – командирам соответствующих отделений;
  • командиры отделений – начальнику караула (помощнику начальника караула);
  • лица внутреннего наряда – дежурному по подразделению;
  • помощник начальника караула, дежурный по подразделению и диспетчер ПСЧ – начальнику караула по установленной форме. Например: «Товарищ старший лейтенант или товарищ начальник караула. Техника, пожарный инструмент и аварийно-спасательное оборудование сданы (приняты) в исправном состоянии и согласно описи. Помощник начальника караула прапорщик внутренней службы Петров (диспетчер (радиотелефонист) ПСЧ сержант Фомина. «Связь исправна»)».

Приняв доклады, начальники караулов должны произвести необходимые записи в книге службы. О смене начальники караулов должны доложить начальнику подразделения по установленной форме, например: «Товарищ майор или товарищ начальник (руководитель), старший лейтенант Иванов дежурство принял или Иванов дежурство сдал».

Приняв от начальников караулов доклады о сдаче и приеме дежурства, начальник подразделения должен проверить записи сменяющегося караула в книге службы, утвердить лист наряда на службу и методические планы проведения учебных занятий заступающего караула, проинструктировать начальника заступающего караула и поставить перед ним задачи на период боевого дежурства, после чего отдать команду о подаче сигнала «ОТБОЙ».

При получении команды о подаче сигнала «ОТБОЙ» подается два коротких сигнала. Личный состав звеньев ГДЗС сменяющегося караула должен снять с ПА закрепленные СИЗОД, а заступающий личный состав должен поставить их в боевой расчет. С этого момента сменившийся караул считается свободным от несения службы.

После заступления на боевое дежурство начальник дежурного караула должен передать диспетчеру ПСЧ сведения о составе караула. Диспетчер ПСЧ должен передать информацию диспетчеру гарнизона о наличии сил и средств, находящихся на боевом дежурстве подразделения для включения их в строевую записку гарнизона.

В случае объявления сигнала тревоги во время смены дежурства до подачи сигнала «ОТБОЙ» к месту вызова должен выезжать сменяющийся караул, а заступающий караул должен оставаться в помещении до получения распоряжения начальника подразделения.

Если во время смены дежурства сменяющийся караул находится на месте пожара (ЧС), заступающий караул должен доставляться к месту пожара (ЧС) и проводить смену работающего личного состава подразделения.

В случае обнаружения недостатков при смене дежурства они должны устраняться сменяющимся караулом под личным контролем начальника (руководителя) подразделения.

Источник: приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны».