Пособие малоимущим семьям в 2019

  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
  • Чтобы сохранить этот материал в
    избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»

Владимир Путин расширил возможности семей с детьми TASS

В послании Федеральному собранию президент Владимир Путин предложил помощь населению: пособие для бедных семей с детьми, расширение программы материнского капитала и компенсация расходов регионов на инвестиционную льготу для бизнеса. Это обойдется в 2020 г. в 300 млрд руб., а с 2022 г. – в 600 млрд, посчитало Минэкономразвития, и поможет выбраться из ловушки слабого спроса. Оценка первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова выше – в 2020 г. потребуется дополнительно 400–450 млрд руб. (передает «Интерфакс»).

Программа материнского капитала будет продолжена до конца 2026 г., выплаты полагаются и за первенца (466 000 руб.), и за второго ребенка (еще 150 000 руб.). Рождение третьего ребенка уже позволяет получить от государства 450 000 руб. на погашение ипотечного кредита.

Рождаемость поддержат и ежемесячные выплаты на уход за детьми: с 1 января 2020 г. деньги смогут получать семьи с детьми до семи лет, если доход семьи не выше прожиточного минимума на человека. В 2020 г. это будет 5500, а с 2021 г. – около 11 500 руб. на ребенка.

Еще одно предложение коснется бизнеса: федеральный бюджет вернет регионам 2/3 расходов на инвестиционный налоговый вычет, предоставленный бизнесу. Платежеспособный спрос населения, надеется Минэкономразвития, таким образом будет стимулирован долгосрочным ростом зарплат.

Бюджет сбалансирован при невысокой цене нефти, повышение расходов не должно быть проблемой, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: можно повысить цену отсечения в бюджетном правиле. На помощь населению будет потрачено 0,3–0,4% ВВП в год, для бюджета это несущественно, согласен главный экономист ING по России Дмитрий Долгин. Если цены на нефть не упадут до $25 за баррель, можно потянуть, оценивает директор финансового центра «Сколково – РЭШ» Олег Шибанов.

Помощь государства позволит обеспечить дополнительный рост реальных располагаемых доходов людей – на 1 п. п. во второй половине 2020 г. (и на 0,5 п. п. за весь год). По прогнозу Минэкономразвития, за 2020 г. реальные доходы людей должны были вырасти на 1,5%. Предложения Путина позволят увеличить доходы 20% наименее обеспеченных домохозяйств – в среднем на 10 п. п. во второй половине 2020 г. Снизится и бедность – на дополнительные 1,3 п. п., а инвестиционная активность вырастет на дополнительный 1 п. п. Всего предложения Путина увеличат рост ВВП на 0,3 п. п. к текущему прогнозу (по нему экономика вырастет за 2020 г. на 1,7%).

За январь – сентябрь 2019 г. реальные располагаемые денежные доходы выросли всего на 0,8%. Выросла бедность (число людей с доходами ниже 10 000 руб. в месяц) – по итогам трех кварталов 2019 г. такой доход был у 13,1% россиян (19,2 млн) против 13% (19,1 млн) за аналогичный период 2018 г. Выросла и субъективная бедность – доля людей, которые оценивают положение как «плохое» и «очень плохое»: с 23,3 до 26,5%, по данным РАНХиГС. Бедность должна сократиться вдвое уже к 2024 г., а реальные располагаемые доходы должны стабильно расти – таковы цели майского указа Путина.

Адресная поддержка – лучший способ помочь бедным, считает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. До 85% бедных – это многодетные семьи, неполные семьи с детьми и семьи с пенсионерами, рассказывает депутат Дмитрий Сватковский. Выплата семьям правильная и востребованная, считает Назаров. Положение семей с детьми точно улучшится, согласна директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.

Но на демографию предложения вряд ли повлияют, считает Назаров, сейчас детей будет заводить поколение 1990-х, очень маленькое само по себе, и даже значимые стимулы не изменят тренд.

В 2018 г. население страны сократилось впервые за 10 лет – до 146,8 млн человек. В 2019 г. тренд продолжился – за первую половину года рождаемость выросла только в двух регионах, а в целом по стране сократилась на 8,1% к тому же периоду 2018 г. В декабре Росстат пересмотрел демографический прогноз до 2036 г.: население России снизится до 143 млн.

Через год после введения материнского капитала рождаемость выросла на 10%, напоминает профессор РЭШ Евгений Яковлев: «Росло именно рождение вторых детей, поддержка помогла устранить один из главных сдерживавших факторов – нехватку жилплощади, в 88% случаев капитал тратят именно на покупку жилья». Рождаемость росла не потому, что появился материнский капитал, она росла и до него и продолжила бы, спорит Малева. Можно прогнозировать рост рождаемости первых детей, а вот вторых – под вопросом, рассуждает Яковлев: «Но одного мало для решения демографических проблем».

По расчету Сватковского, сумма, которую государство тратит на социальную защиту, с 2000 г. увеличилась в 4,5 раза, а бедность снизилась только в 2,6 раза. Государство достаточно тратит на социальную поддержку, но уровень бедности не изменился, подтверждает Назаров: «Расходы крайне неэффективны». «Мы пытаемся деньгами залить проблемы, – уверен Сватковский. – А преодоление бедности – это, конечно, экономический рост».

Меры выглядят как компенсация малообеспеченным гражданам за прошлогодние ограничения в потребительском кредитовании и за жесткую бюджетную политику последних пяти лет, включая повышение НДС и пенсионного возраста, считает Долгин: это может быть сигнал, что бюджетная политика разворачивается в пользу большей социальной поддержки. Но важно, чтобы проблема бедности решалась и через рост деловой активности, уверен он, нужны не только инвестиции в инфраструктуру в виде национальных проектов, но и структурные меры.

Пособие малоимущим семьям в 2019 году предоставляется после соответствующего обращения в орган социальной защиты населения. При этом заявителю необходимо представить документы, подтверждающие, что среднедушевой доход каждого из ее членов не достигает установленного региональным законодательством прожиточного минимума. Далее расскажем о существующих видах социальных пособий, а также как ими воспользоваться.

Какая помощь предоставляется малоимущим семьям может быть предоставлена

Выплаты малоимущим семьям в 2019 году

Льготы малоимущим семьям

Субсидии малоимущим семьям в 2019 году

Какая помощь предоставляется малоимущим семьям

Малоимущей признается семья, в которой среднедушевой доход каждого члена семьи не превышает уровня прожиточного минимума, установленного региональным законодательством (ч. 1 ст. 7 закона «О государственной…» от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ № 178 помощь малоимущим семьям в 2019 году предоставляется в виде:

Кроме того, члены семьи, признанной малоимущей, могут получить бесплатную юридическую помощь (п. 1 ч. 1 ст. 20 закона «О бесплатной…» от 21.11.2011 № 324-ФЗ). Участниками системы правовой поддержки граждан являются государственные юридические бюро и адвокаты, которые оказывают следующие виды бесплатных услуг:

  • правовое консультирование (как в устной, так и в письменной форме);
  • составление жалоб, ходатайств, заявлений.

Полный перечень жизненных ситуаций, в которых малоимущие граждане могут воспользоваться перечисленными видами правовой помощи, приведен в ч. 2 ст. 20 ФЗ № 324.

ВАЖНО! Чтобы получить социальную поддержку любого вида, необходимо обратиться в территориальный орган социальной защиты населения с соответствующим заявлением (ч. 1 ст. 8 ФЗ № 178). К нему необходимо приложить документы, подтверждающие, что семья является малоимущей, а ее члены — нуждающимися в получении материальной помощи.

Выплаты малоимущим семьям в 2019 году

Выплаты малоимущим семьям являются одной из мер социальной поддержки, оказываемой лицам с низкими доходами. Они могут быть как единоразовыми, так и регулярными, т. е. осуществляемыми с определенной периодичностью. Основания для назначения выплат, их размер и иные нюансы оказания помощи такого рода устанавливаются региональными властями, поэтому в разных субъектах РФ могут отличаться друг от друга.

Примеры региональных выплат малоимущим семьям в 2019 году:

  1. Выплачиваемое в Москве пособие малоимущим семьям на не достигших 18-летия детей (п. 4 приложения 1 к постановлению правительства Москвы «Об утверждении…» от 28.12.2004 № 911-ПП).
  2. Назначаемые в Санкт-Петербурге пособия, размер которых исчисляется как разница между размером установленного в регионе прожиточного минимума, умноженным на количество членов семьи, признанной малоимущей, и общим доходом членов этой семьи (ч. 1 ст. 117.5 закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс…» от 22.11.2011 № 728-132).
  3. Единовременное пособие малоимущим семьям в 2019 году, среднедушевой доход в которых составляет от 50 до 100% регионального прожиточного минимума, установленное на территории Нижегородской области (п. 2 ст. 7 закона Нижегородской области «Об адресной…» от 08.01.2004 № 1-3).

Кроме того, жители некоторых регионов РФ могут претендовать на получение экстренной социальной помощи. Например, жители Московской области и Санкт-Петербурга могут получить социальное пособие или единовременную денежную компенсацию в случае (пп. 2, 3 Порядка оказания…, утв. постановлением Правительства Московской области от 20.07.2015 № 585/27, ст. 117.7 закона Санкт-Петербурга № 728-132):

  • потери кормильца;
  • необходимости прохождения дорогостоящего лечения (в том числе приобретения дорогих лекарств);
  • утраты имущества (полной или частичной) в результате пожара или аварий в системах водо-, газо-, тепло- или энергоснабжения.

Льготы малоимущим семьям

Льгота — это мера социальной поддержки, которая выражается в предоставлении малоимущему гражданину права на частичное исполнение какого-либо обязательства или полного освобождения от его исполнения. Льготы малоимущим семьям в 2019 году устанавливаются на региональном уровне и действуют только в том субъекте РФ, власти которого приняли закон об их применении. В перечень льгот при этом могут входить право на бесплатный проезд в общественном транспорте, прием ребенка в детский сад вне очереди и пр.

Чтобы узнать, какие именно виды льгот малоимущим действуют на территории определенного региона, необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Сотрудники госоргана предоставят всю необходимую информацию и помогут составить заявление на получение социальной помощи.

Субсидии малоимущим семьям в 2019 году

Субсидия — это денежные средства, направленные на финансирование граждан, признанных малоимущими. Субсидии могут предоставляться:

  1. На оплату услуг ЖКХ (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). В общем случае социальная поддержка предоставляется в том случае, если расходы семьи на оплату ЖКУ превышают предельно установленную на региональном уровне долю расходов на оплату таких услуг в общем доходе семьи. В отношении семей, признанных малоимущими, при расчете предельной доли расходов применяется поправочный коэффициент, изменяющий ее значение в меньшую сторону (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ). Обязательным условием получения субсидии является отсутствие задолженности по оплате коммунальных услуг (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ). Основанием для оказания социальной поддержки является заявление представителя малоимущей семьи. К документу необходимо приложить справки, подтверждающие состав семьи (о том, где ее взять, читайте в статье «Что такое справка о составе семьи? Где и как ее получить?»), а также доход каждого из ее членов. Примерная форма заявления приведена в приложении 1 к Методическим рекомендациям…, утв. приказом Минстроя России № 1037/пр и Минтруда России № 857 от 30.12.2016.
  2. В виде компенсации части родительской платы за детский сад (ч. 5 ст. 65 закона «Об образовании…» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Законодатель указывает на то, что региональные власти могут самостоятельно определять круг лиц, которым предоставляется такая компенсация, и устанавливать критерий нуждаемости в качестве обязательного для получения социальной поддержки.

Существуют также субсидии, устанавливаемые на уровне регионов. Власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать дополнительные меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств региональных бюджетов.

Так, малоимущие семьи могут претендовать:

  • на полную или частичную компенсацию стоимости молочного детского питания, выдаваемого детям до года (в отдельных случаях — до 3 лет);
  • полную или частичную компенсацию стоимости питания детей в школе и пр.

***

Итак, абсолютное большинство пособий, выплат и льгот малоимущим семьям устанавливается на региональном уровне. Федеральное законодательство лишь указывает на то, в каких случаях власти субъектов РФ могут предоставить населению социальную поддержку. Чтобы узнать, какие виды помощи малоимущим семьям действуют в определенном регионе, необходимо обратиться в местное отделение соцзащиты — там же можно получить информацию о том, какие документы потребуется подготовить для получения статуса малообеспеченной семьи, заполнить и подать заявление на предоставление субсидий или льгот.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Многодетные и малоимущие семьи».

Для получения социальной помощи необходимо обратиться в Рижскую социальную службу с письменным или устным заявлением, которое работник оформляет в письменном виде, а заявитель подписывает.
Для оценки доходов и материального положения заявитель заполняет и подает в службу декларацию о прожиточных средствах, предъявляет удостоверяющие личность документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка, свидетельство об инвалидности и др.) и представляет:
1) для работающих – справку от работодателя о доходах (после уплаты налогов) за последние три полных календарных месяца; справку от работодателя о нахождении в отпуске по уходу за ребенком;
2) для безработных – решение Государственного агентства социального страхования о назначении или об отказе в назначении пособия по безработице, предъявляет подлинник налоговой книжки. Если посещает курсы – договор с учебным заведением, содержащий указание на размер стипендии;
3) для семей с детьми (если один из родителей не участвует в воспитании ребенка) – документ о размере средств на содержание ребенка (алиментов), если таковые не назначены из Гарантийного фонда средств на содержание, или справку об обращении за средствами на содержание;
4) для студентов, учащихся учреждений профессионального образования – справку из учебного заведения о размере стипендии;
5) для пенсионеров – документы, подтверждающие получение пенсии и пособий другого государства;
6) сведения о материальной поддержке от отдельно проживающего супруга или родителя ребенка;
7) другие документы: о доходах от хозяйственной или профессиональной деятельности за период с 1 января по 31 декабря предыдущего года, от долей капитала в ООО, принадлежащих акциях и проч.;
8) подлинник договора найма и/или обслуживания жилого помещения, подлинники платежных квитанций за предыдущий месяц, в том числе документ об оплате потребленной электроэнергии (если обращается за жилищным пособием).

Установление статуса нуждающейся или малообеспеченной семьи (нуждающегося или малообеспеченного лица) и назначение социальных пособий
(Основание: закон от 31.10.2002 «Закон о социальных услугах и социальной помощи»; правила КМ от 30.03.2010 № 299 «Правила о признании семьи нуждающейся или отдельно проживающего лица нуждающимся»; обязательные правила РД от 15.01.2013 № 202 «О признании семьи нуждающейся или малообеспеченной или отдельно проживающего лица нуждающимся или малообеспеченным и социальных пособиях в Рижском городском самоуправлении»).
Семья (лицо) признается нуждающейся (нуждающимся), если средний доход на каждого члена семьи в месяц в течение последних трех месяцев не превышает EUR 128.06.
(Статус нуждающейся семьи (нуждающегося лица) присваивается на срок от трех до шести месяцев).
Семья (лицо) признается малообеспеченной (малообеспеченным), если средний доход на одного человека в месяц не превышает EUR 320 ; для отдельно проживающих получателей пенсии по старости или по инвалидности – в среднем EUR 400.00 в месяц. (Статус малообеспеченной семьи (малообеспеченного лица) семье, в которой имеется хотя бы одно лицо трудоспособного возраста, или отдельно проживающему лицу трудоспособного возраста присваивается на 3 месяца, а отдельно проживающему получателю пенсии по старости или по инвалидности либо получателю пособия по государственному социальному обеспечению, а также семье, в которой нет ни одного лица трудоспособного возраста, – на 6 месяцев.)
Статус нуждающейся или малообеспеченной семьи (нуждающегося или малообеспеченного лица) и социальные пособия, кроме единовременного пособия в чрезвычайной ситуации, пособие на погребение заявителю не предоставляются, если:
1. ему принадлежат денежные накопления, ценные бумаги или собственность:
Собственностью не признаются:
• недвижимая собственность или ее часть, в которой задекларировали свое место жительства и проживают заявитель и остальные лица, имеющие с ним общее хозяйство;
• недвижимая собственность ребенка и его денежные накопления в кредитных учреждениях, если не имеется разрешения сиротского суда на распоряжение ими;
• предметы обстановки квартиры или дома, одежда, бытовые и детские принадлежности, а также другое имущество и вещи, которые принадлежат заявителю и остальным лицам, имеющим с ним общее хозяйство, и на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам согласно приложению 1 к Гражданско-процессуальному закону, за исключением денежных накоплений, упомянутых в пункте 3 этого приложения;
• движимое и недвижимое имущество, определяемое обязательными правилами самоуправления;
• имеющиеся в собственности семьи (лица) одна весельная лодка, один прицеп к легковому автомобилю и один легковой автомобиль не моложе 10 лет, приобретенный в период ранее трех месяцев до обращения за пособиями или до получения социальной помощи, и один велосипед на каждого члена семьи;
• один гараж на одно транспортное средство, если семье (лицу) принадлежит автомобиль, соответствующий критериям данного подпункта обязательных правил, и если в гараже не осуществляется хозяйственная деятельность и он не сдается в аренду;
• один легковой автомобиль, находящийся в собственности семьи, в которой имеется ребенок-инвалид;
• специально приспособленный легковой автомобиль, находящийся в собственности лица, которое имеет заключение об установлении медицинских показаний для приобретения специально приспособленного легкового автомобиля, выданное Врачебной комиссией по экспертизе здоровья и трудоспособности;
• недвижимая собственность или ее часть, которая принадлежит заявителю или кому-либо из членов его семьи и на территории которой проживают родственники первой степени членов семьи, не имеющие во владении другую недвижимость.
•доли капитала и акции, если вследствие процесса несостоятельности или по постановлению других компетентных органов владелец не имеет возможности распоряжаться этой собственностью;
2. им заключен договор о содержании;
3. он получает услуги, предоставляемые учреждением длительного социального обслуживания и социальной реабилитации, или находится в месте заключения.

Лицо трудоспособного возраста, которое желает получить социальную помощь, кроме единовременного пособия в чрезвычайной ситуации, и которое не работает (не считается работником или самостоятельно занятым лицом согласно закону «О государственном социальном страховании»), должно зарегистрироваться в Государственном агентстве занятости в качестве безработного, кроме случая, если лицо является:
• получателем пенсии по инвалидности, пенсии по старости или получателем пособия по государственному социальному обеспечению;
• женщиной в отпуске по беременности и родам, одним из родителей ребенка или другим лицом в период ухода за ребенком;
• одним из родителей ребенка-инвалида, если ребенок не получает надлежащих услуг по уходу;
• лицом в возрасте от 15 лет, получающим очное образование в учреждении общего среднего или среднего профессионального образования, или студентом полного времени обучения в высшем учебном заведении.
Доходами не считаются:
• доплата к государственному семейному пособию за ребенка-инвалида;
• пособие по уходу за ребенком-инвалидом;
• пособие для инвалида, нуждающегося в уходе;
• пособие на использование услуг ассистента;
• пособие для компенсации транспортных расходов инвалиду, испытывающему трудности при передвижении;
• пособие для ребенка, страдающего целиакией;
• пособие в связи с рождением ребенка или в связи со смертью человека;
• социальные пособия, установленные Законом о социальных услугах и социальной помощи.

Виды социальных пособий:
(Основание: обязательные правила РД от 15.01.2013 № 202 «О признании семьи нуждающейся или малообеспеченной или отдельно проживающего лица нуждающимся или малообеспеченным и социальных пособиях в Рижском городском самоуправлении»)
* Пособие по обеспечению уровня ГМД
•является поддержкой для семьи (лица), которая в порядке, установленном нормативными актами признана нуждающейся и средний доход которой в течение последних трех месяцев меньше размера суммы гарантированного минимального уровня доходов, установленного пунктом 44 данных обязательных правил;
• назначается согласно нормативному акту о порядке исчисления, назначения, выплаты пособия по обеспечению гарантированного минимального уровня доходов и заключения соглашения об обязанностях по участию.
* Жилищное пособие
• право на получение жилищного пособия имеют лица, которые задекларировали основное место жительства на административной территории города Риги, проживают по указанному в заявлении адресу и у которых средний доход в течение последних трех месяцев не превышает EUR 320.00 в месяц на каждого члена семьи или на отдельно проживающее лицо трудоспособного возраста, а для отдельно проживающего получателя пенсии по старости или по инвалидности либо для получателя пособия по государственному социальному обеспечению – не превышает EUR 400.00 в месяц, если соблюдены остальные условия данных обязательных правил;
• размер жилищного пособия рассчитывается как разница между размером общей суммы гарантированного минимального уровня доходов, установленным пунктом 44 данных обязательных правил, суммы нормативных расходов (без превышения нормативов для расчета жилищного пособия, установленных в приложении к данным обязательным правилам) и общим доходом заявителя;
• социальная служба имеет право принять решение о назначении заявителю жилищного пособия в увеличенном размере для уплаты основной суммы долга за наем/обслуживание и услуги, связанные с пользованием жилым помещением, образовавшегося вследствие непредвиденных расходов (например, тяжелого заболевания, связанных с ним расходов и др.), если:
— в семье имеются несовершеннолетние дети;
— в семье имеются только получатели пенсии по старости или по инвалидности либо получатели пособия по государственному социальному обеспечению и нет ни одного лица трудоспособного возраста.
* Пособие по уходу за здоровьем
Для обеспечения помощи по уходу за здоровьем Социальная служба назначает следующие пособия:
• лицу, получающему пенсию по старости или по инвалидности либо пособие по государственному социальному обеспечению, – пособие на покрытие взносов пациента в общей сумме не более EUR 100.00 в календарный год. Это пособие не предоставляется лицу, которое в установленном нормативными актами порядке освобождено от взноса пациента;
• пособие на оплату части расходов по приобретению лекарств и медицинских средств, включенных в список компенсируемых медикаментов;
• пособие на приобретение средств, используемых при инконтиненции, в общей сумме не более EUR 345.00 в календарный год – для пенсионеров и инвалидов с вызванной заболеваниями инконтиненцией средней и тяжелой степени, которые не имеют права на получение этих средств в качестве компенсируемых медицинских средств.
Для получения пособия на приобретение средств, используемых при инконтиненции, лицо должно один раз в год представлять в Социальную службу заявление и заключение врача-специалиста о необходимости пользоваться данными средствами.
* Пособие на приобретение учебных принадлежностей
• пособие в поддержку получения образования предоставляется в начале учебного года, если в семье есть ребенок дошкольного возраста от пяти лет, который проходит обязательную подготовку к школе, и, если в семье есть ребенок, который учится в общеобразовательном или профессиональном образовательном учреждении и не достиг 21 года;
• размер пособия составляет EUR 50.00;
• социальная служба принимает заявления клиентов о пособии для поддержки образовательного уровня с 1 июня до 31 октября.
* Пособие на достижение целей социальной реабилитации
• в целях устранения или уменьшения негативных социальных последствий, вызванных инвалидностью, нетрудоспособностью, отбыванием наказания в виде лишения свободы, зависимостью или причиненным насилием и другими факторами, для обеспечения восстановления социального статуса лица и интеграции его в общество специалист по социальной работе после оценки индивидуальных потребностей лица принимает решение о необходимости материальной поддержки и составления индивидуального плана социальной реабилитации;
• решение о назначении пособия на достижение целей социальной реабилитации Рижская социальная служба принимает на основании разработанного индивидуального плана социальной реабилитации или после оценки социальной ситуации лица, запрашивающего пособие;
* Пособие для обеспечения ухода на дому
• пособие для обеспечения ухода на дому назначается лицу, которое во время болезни или в период выздоровления, по причине старости или функциональных нарушений не может выполнять повседневную домашнюю работу и самостоятельно обслуживать себя, у которого нет законных кормильцев или членов семьи или они в силу объективных обстоятельств не способны оказывать ему необходимую помощь, и уход осуществляет другое лицо;
• пособие для обеспечения ухода на дому назначается на основании оценки индивидуальных потребностей и ресурсов лица, проведенной специалистом по социальной работе.
Право на получение пособия по уходу за здоровьем, пособия на приобретение учебных принадлежностей, пособия на достижение целей социальной реабилитации, пособия для обеспечения ухода на дому имеют лица, которые задекларировали основное место жительства на административной территории города Риги не менее чем за двенадцать месяцев до обращения за пособием, проживают по указанному в заявлении адресу и средний доход которых в течение последних трех месяцев не превышает EUR 221.00 в месяц на каждого члена семьи или на отдельно проживающее лицо трудоспособного возраста, а для отдельно проживающего получателя пенсии по старости или по инвалидности или пособия по государственному социальному обеспечению – не превышает EUR 270.00, если соблюдены остальные условия данных обязательных правил.
* Единовременное пособие в кризисной ситуации
• право на получение единовременного пособия в кризисной ситуации имеют лица, которые задекларировали основное место жительства на административной территории города Риги, проживают по указанному в заявлении адресу и в силу кризисной ситуации не способны удовлетворить свои основные потребности в минимальном объеме;
• для получения единовременного пособия в кризисной ситуации в течении трех месяцев после возникновения кризисной ситуации необходимо подать в Социальную службу заявление и копию документа (с предъявлением подлинника), подтверждающего факт кризисной ситуации:
• cоциальная служба решение о назначении пособия и его размере принимает на основании заключения специалиста по социальной работе, которое выносится после оценки социальной ситуации и способности лица удовлетворить свои основные потребности. При этом Социальная Служба учитывает последствия кризисной ситуации и вызванные ею материальные убытки, а также страхование собственности и имущества от несчастных случаев.
* Пособие на погребение
• право на получение пособия на погребение имеют близкие умершего лица, задекларированное основное место жительство которого до наступления смерти находилось на административной территории города Риги, или в случае отсутствия близких, способных похоронить умершего, – лицо, которое от имени семьи взяло на себя обязанности по погребению, оказалось в чрезвычайной ситуации и не может своими силами обеспечить основные потребности;
• максимальный размер пособия на погребение составляет EUR 426.86, но не должен превышать фактические расходы на погребение умершего лица;
• размер пособия уменьшается на сумму размера пособия на погребение, выплаченного ГАСС или другим учреждением.
При обращении за единовременным пособием в кризисной ситуации, пособием на погребение не требуется представлять в Социальную службу документы, подтверждающие доходы и материальные ресурсы.
Обязанности и ответственность лица:
1) активно включаться в решение своей проблемы, выполняя обязанности по участию, в том числе участвуя в мероприятиях социальной реабилитации, направленных на сохранение, восстановление и освоение трудовых и социальных умений;
2) предоставлять сведения о себе;
3) активно работать над улучшением своих способностей к зарабатыванию средств и над повышением доходов;
4) использовать возможности получения услуг социальной реабилитации, если у лица или кого-либо из членов его семьи имеются проблемы с зависимостью (от алкоголя, наркотиков, азартных игр);
5) использовать полученную социальную помощь по назначению;
6) позволять специалисту по социальной работе обследовать место жительства, если получение социальных услуг или социальной помощи связано с оценкой материальных ресурсов клиента;
7) участвовать в оплачиваемых общественных работах временного характера и работах, организуемых самоуправлением, в т. ч. в мероприятиях, направленных на сохранение, восстановление и освоение социальных умений, и в работах на административной территории самоуправления с заключением трудового договора на определенный срок;
8) представлять в Социальную службу доказательства активных действий по поиску работы;
9) являться в Социальную службу для оценки выполнения обязанностей по участию;
10) Социальная служба в приоритетном порядке привлекает к оплачиваемым общественным работам временного характера безработных, которые получают пособие по обеспечению гарантированного минимального уровня доходов и/или жилищное пособие и имеют право участвовать в оплачиваемых общественных работах временного характера, осуществляемых Государственным агентством занятости.
Пособие по социальной помощи уменьшается на часть, назначенную лицу, с соблюдением при этом прав и интересов каждого ребенка, или не предоставляется отдельно проживающему лицу, если оно:
1) отказалось от участия или в установленный срок не приняло участия в мероприятиях по решению своей социальной проблемы;
2) представило недостоверные сведения или отказалось представить сведения о доходах, собственности и других обстоятельствах, характеризующих способность клиента обеспечивать свои основные потребности и участвовать в мероприятиях по решению своей социальной проблемы;
3) отсутствует дольше календарного месяца и получает социальную или лечебную услугу, в рамках которой обеспечиваются основные потребности лица; находится в месте заключения, в образовательном учреждении социальной коррекции или по другим обоснованным причинам не подлежит включению в состав семьи.
• Социальная служба мотивированным решением уменьшает пособие (а для отдельно проживающего лица прекращает выплату) на часть, назначенную лицу, если лицо в Государственном агентстве занятости получило статус безработного, но не использовало предложенные Государственным агентством занятости или самоуправлением мероприятия по содействию занятости (возможность работать на субсидированных рабочих местах, на оплачиваемых общественных работах временного характера, участвовать в организованных самоуправлением мероприятиях по сохранению, восстановлению и освоению трудовых и социальных умений и др.); без уважительной причины не выполняет обязанности по соглашению об участии; не являлось в Социальную службу для оценки выполнения обязанностей по соглашению об участии; отсутствует более одного календарного месяца и получает социальную или лечебную услугу, в рамках которой обеспечиваются основные потребности лица; находится в месте заключения, в образовательном учреждении социальной коррекции или по другим обоснованным причинам не подлежит включению в состав семьи.
Возврат необоснованно выплаченных пособий по социальной помощи
Социальная служба самоуправления принимает решение о возврате необоснованно выплаченных пособий по социальной помощи, если констатирует, что соответствующее пособие было необоснованно выплачено по вине заявителя, представившего недостоверные сведения или неполную информацию или не сообщившего об изменениях, которые могут повлиять на право получать пособие или на размер пособия. Решение исполняет судебный исполнитель в порядке, установленном Законом об административном процессе, на основании исполнительного распоряжения социальной службы самоуправления.
О льготах в рамках сети социальной защиты нуждающиеся лица не обязаны платить:
a) взнос пациента;
b) за компенсируемые государством медикаменты.
Для получения упомянутых льгот нуждающиеся лица при обращении к врачу, в аптеку за лекарствами или при лечении в больнице должны предъявить справку, удостоверяющую статус нуждающегося лица (нуждающейся семьи).

Информацию можно также найти на сайте Рижской думы: www.riga.lv в разделе Соцподдержка.