Постановка на миграционный учет ВКС 2018

Содержание

Постановка на миграционный учет ваших иностранных сотрудников

Общая информация

После въезда в Россию иностранный гражданин должен быть поставлен на учет по месту пребывания. Очень часто это понятие еще называют регистрация иностранного гражданина по месту пребывания или постановка на миграционный учет.

Процедура постановки на миграционный учет регулируется Федеральным законом № 109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Обязанность постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ лежит на принимающей стороне.

Под принимающей стороной понимается:

  • гражданин РФ
  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые постоянно проживают в РФ
  • юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица
  • федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство, либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации
  • международная организация или ее представительство в Российской Федерации, либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность

В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи могут выступать также иностранный гражданин или лицо без гражданства, относящиеся к высококвалифицированным специалистам и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

Важно! За нарушение в сфере постановки на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации предусмотрена серьезная административная ответственность как для иностранного гражданина, так и для принимающей стороны.

Иностранный гражданин может быть оштрафован на сумму от 5 000 до 7 000 рублей, подвергнут административному выдворению с территории РФ (основание для дальнейшего запрета въезда в РФ). Принимающая сторона — физическое лицо, может быть оштрафовано на сумму 2 000 до 4 000 руб., должностное лицо — от 40 000 до 50 000 руб., юридическое лицо — от 400 000 до 500 000 рублей. За фиктивную постановку на миграционный учет иностранных граждан предусмотрена уголовная ответственность!

Порядок постановки на миграционный учет

Постановка на миграционный учет происходит путем направления принимающей стороной уведомления по утвержденной форме в районное отделение по вопросам миграции по адресу нахождения жилого/нежилого помещения или адреса офиса.

Чтобы заполнить уведомление, нужна миграционная карта (документ о пересечении границы России), копия паспорта и визы (если иностранец прибыл из «визовой» страны) иностранного гражданина.

На основании этих документов принимающая сторона заполняет уведомление и подает его в районное ОВМ ОМВД России. Уведомление может быть подано непосредственно в ОВМ ОМВД, либо направлено ценным письмом с описью вложения почтой России, либо подано через Многофункциональный Центр Госуслуг (МФЦ). В случае личной подачи уведомления в ОВМ ОМВД на отрывном бланке регистрации иностранного гражданина будет проставлен штамп ОВМ ОМВД с подписью должностного лица и датой постановки на учет. Если уведомление будет направлено почтой, то на уведомлении будет поставлена печать Почты России, если через МФЦ, — то штамп МФЦ. Подтверждением отправки уведомления почтой будет являться опись вложения и оригинал кассового чека почты России.

Важно! Сам на себя иностранный гражданин подать уведомление не может. Исключение только в случае, если принимающая сторона не может сама подать уведомление или иностранец имеет жилое помещение на праве собственности.

Продление миграционного учета иностранных гражданин из стран с безвизовым режимом осуществляется на основании патента, для граждан из ЕАЭС (Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) на основании трудового договора.

Важно! Для иностранных граждан из стран с безвизовым режимом въезда нужно оформлять регистрацию по реальному месту пребывания. Если при обращении за патентом сотрудники отдела по вопросам миграции не увидят регистрацию в базе ОВМ, то будет вынесен отказ в выдаче патента.

В случае вынесения отказа повторно обратиться за патентом можно будет только через 1 год.

Если иностранный гражданин будет задержан сотрудниками ОВМ ОМВД с просроченной или фальшивой регистрацией, то его ждет штраф и, скорее всего, административное выдворение с территории России.

Важно! В июле 2018 года произошли изменяя в правилах постановки на миграционный учет. Иностранный гражданин может быть поставлен на миграционный учет только по месту фактического проживания. Изменения призваны пресечь фиктивную регистрацию иностранных граждан.

Подавать уведомление о регистрации в жилом помещении должен лично собственник помещения. Для этого предоставляется свидетельство о праве собственности на помещение.

Юридические лица могут регистрировать иностранных граждан по своему адресу нахождения, только если граждане фактически проживают по этому адресу или проживают в помещениях, не имеющих адресного объекта (бытовки, строительные вагончики и т.п.). Для регистрации нужно предоставить подтверждение наличия условий для проживания в помещении работодателя.

Cроки постановки на миграционный учет

Для разных категорий иностранных граждан предусмотрены различные сроки и условия регистрации иностранных граждан по месту пребывания.

Для большинства иностранных граждан уведомление о прибытии в место пребывания должно быть подано не позднее 7 дней с момента въезда иностранного гражданина в Россию.

Срок регистрации иностранных граждан указан в таблице ниже:

Категория иностранных граждан Срок постановки на учет Ответственное лицо
Высококвалифицированный специалист 90 дней со дня въезда Работодатель/сам ВКС, если является собственником квартиры
Иностранные граждане из стран с визовым режимом въезда 7 дней со дня въезда Принимающая сторона
Иностранные граждане из стран с безвизовым режимом въезда 7 дней со дня въезда Принимающая сторона (инициатором выступает иностранец, сам ищет принимающую сторону, общежитие, хостел и т.д.)
Иностранные граждане из Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана Беларусь — 90 дней, Армения, Казахстан, Кыргызстан – 30 дней со днявъезда Принимающая сторона
Иностранные граждане из Таджикистана 15 дней со дня въезда Принимающая сторона (инициатором выступает иностранец, сам ищет принимающую сторону, общежитие, хостел и т.д.)

Документы для регистрации иностранного гражданина

Документы для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания:

  • Уведомление — 1 шт. (2 шт., если отправляется по почте)
  • Копия паспорта иностранного гражданина. Все страницы, имеющие отметки о пересечении границы РФ или иностранных государств
  • Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением
  • Копия миграционной карты
  • Копия визы (при наличии)
  • Копии учредительных документов и договора аренды (если уведомления подает принимающая сторона — юридическое лицо, для первичной постановки на учет в ОВМ ОМВД)
  • Письмо от юридического лица, подтверждающее фактическое проживание иностранца по адресу работодателя, либо в помещении, у которого нет адресных данных (бытовки, временные вагончики и т.п.)
  • Доверенность на подающего уведомление (если документы подаются от имени юридического лица)
  • Если уведомление подается по почте, то также потребуется конверт, почтовое уведомление о вручении и опись вложения.

Постановка на учет по месту пребывания ВКС

Отдельно стоит выделить процедуру постановки на учет по месту пребывания для высококвалифицированных специалистов.

Она имеет несколько иной порядок, чем у других иностранных граждан. Для ВКС и их сопровождающих членов семьи допускается нахождение на территории России без регистрации в течение 90 дней с момента въезда в РФ. После истечения указанного срока необходимо поставить иностранца на учет по месту пребывания в течение 7 дней.

На практике иностранные высококвалифицированные специалисты часто находятся в служебных поездках и командировках и, в итоге, не встают на миграционный учет в течение длительного времени.

Иной порядок предусмотрен для регистрации иностранного гражданина по месту жительства, имеющего разрешение на временное проживание или вид на жительство.

Указанные категории иностранных граждан должны быть зарегистрированы по месту жительства. Отметка о регистрации по месту жительства проставляется в паспорт или вид на жительство. В связи с этим не требуется каждый раз направлять в миграционный орган уведомление о постановке на учет в течение 7 дней после въезда в РФ.

Подводные камни, или что мы не знаем о миграционном учете иностранных граждан

Осуществление постановки на миграционный учет иностранных граждан, а в народе просто — «регистрация», на первый взгляд, не представляет особой сложности. Принимающей стороне, а в большинстве случаев — это работодатель, достаточно соблюсти установленные законом сроки постановки на миграционный учет после въезда иностранного гражданина на территорию РФ, а так же перемещения по территории РФ, своевременно продлить его в случае необходимости.

Однако, весь этот стандартный набор действий, хорошо известный любому работодателю, не гарантирует стопроцентное соблюдение закона.

В законодательстве предусмотрено большое количество нюансов, при наступлении которых потребуется незамедлительно переоформить действующий миграционный учет.

В данной статье мы рассмотрим более подробно некоторые из них, тем самым постараемся обезопасить работодателя и работника от возможных негативных последствий при проверке компетентными органами.

Для начала предлагаем вспомнить, в течение какого времени после въезда необходимо оформить миграционный учет иностранному работнику, а так же членам его семьи:

Статус иностранного гражданина

Срок постановки на миграционный учет

При пересечении границы

При смене места пребывания

ВКС

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 90 дней с момента прибытия в РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента истечения 30-ти дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Визовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Безвизовые с РФ страны

в течение 7-ми рабочих дней с момента пересечения границы РФ
*граждане Республики Таджикистан — в течение 15 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Граждане стран ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Кыргызстан)

в течение 30-ти дней с момента пересечения границы РФ

*граждане Республики Беларусь — в течение 90 дней

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Разрешение на временное проживание (РВП)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения РВП (либо осуществить регистрацию по месту жительства), ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Вид на жительство (ВНЖ)

в течение 7-ми рабочих дней с момента получения ВНЖ. Осуществить регистрацию по месту жительства, если срок проживания на территории РФ превышает 3 года, ежегодное подтверждение регистрации по месту проживания

в течение 7-ми рабочих дней с момента прибытия в новое место пребывания на территории РФ

Важно отметить, что миграционный учет аннулируется при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а так же его обращения, либо обращения принимающей стороны в новом месте пребывания иностранного гражданина на территории РФ за постановкой на миграционный учет.

При въезде на территорию РФ, в большинстве случаев, иностранному гражданину дается всего лишь 7 дней на постановку на миграционный учет. Не все иностранные граждане имеют изначально помещение для проживания или же потенциального работодателя, в связи с чем многие из них вынуждены прибегать к поиску компаний-посредников в интернете, предлагающих недорого оформить желанный документ по «своему» адресу. Но данных предложений стоит опасаться, так как вполне вероятно, что речь может идти о так называемых «резиновых квартирах». Несмотря на то, что ГУ МВД в сфере миграции активно борется с недобросовестными гражданами, регистрирующими в своей квартире тысячи иностранных граждан, проблема все же актуальна.

В последнее время на смену «резиновым» квартирам пришли не менее вместительные офисы, владельцам которых известно, что в законе пока отсутствует такое понятие как «резиновый офис». Открывая «липовые» конторы, аферисты регистрируют в них также тысячи мигрантов. Воспользовавшись данным предложением, иностранный гражданин рискует быть привлечённым к административной ответственности вплоть до административного выдворения из РФ при повторном нарушении закона в течение года.

Во избежание проблем с законом мы можем выделить следующие основные принимающие стороны, имеющие право осуществлять легальную постановку на миграционный учет иностранных граждан:

  1. Организация, оказывающая гостиничные услуги;
  2. Жилое помещение, где иностранный гражданин в действительности проживает (постановка на миграционный учет осуществляется собственником квартиры);
  3. Потенциальный работодатель, по фактическому адресу организации, где планирует осуществлять трудовую деятельность иностранный гражданин;
  4. Многофункциональный миграционный центр (ММЦ), в случае обращения за оформлением патента для работы, и не более чем на 30 дней.

Возвращаясь к тем самым нюансам, речь о которых велась изначально, мы хотели бы отметить наиболее часто встречающиеся.

Выезд иностранного гражданина за пределы РФ

Одним из самых распространённых событий, происходящих с иностранными гражданами и служащий сигналом для работодателя о необходимости переоформления миграционного учета, является выезд иностранного гражданина за пределы России. Каждый раз при выезде иностранного гражданина за пределы РФ его действующий миграционный учет автоматически аннулируется. В этом случае после его повторного въезда в РФ у принимающей стороны возникает снова обязанность в оформлении миграционного учета на новую миграционную карту.

Получение новой, переоформление или продление рабочей визы

Данный факт является безусловным основанием для переоформления миграционного учета в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события, при этом абсолютно не имеет значение, выезжал ли иностранный гражданин куда-либо. Также не будет важным и то, что действующий миграционный учет не истек.

Изменение персональных данных (ФИО, паспорт, должность)

Данное событие в жизни иностранного работника не такое частое явление, именно поэтому многие работодатели упускают из вида, что кроме корректировки разрешительных документов, необходимых для работы, нужно «обновлять» и миграционный учет, притом все в те же 3 рабочих дня со дня наступления соответствующего события.

Нахождение в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги либо в медицинском учреждении

Еще одна ситуация, о которой может не знать работодатель — это установленный законом перечень организаций, которые самостоятельно, без информирования работодателя, а иногда и иностранного гражданина, обязаны осуществить постановку на миграционный учет любого зарубежного «гостя», а при убытии проинформировать УВМ ГУ МВД РФ (ранее — УФМС) о его снятии с учета.

Среди таких организаций:

  1. гостиница или иная организация, оказывающая гостиничные услуги, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, детский оздоровительный лагерь, медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, или организация социального обслуживания;
  2. организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги лицам без определенного места жительства;
  3. учреждение, исполняющее административное наказание.

В связи с тем, что 2-х действующих миграционных учетов у иностранного гражданина не может быть, фактически он оказывается в следующей ситуации: при нахождении в медицинском учреждении или в гостинице оформление миграционного учета в данных организациях аннулирует миграционный учет, оформленный ранее, вновь оформленный же гасится при выезде, то есть иностранный гражданин в этом случае не имеет действующего документа, а значит, работодатель при прибытии иностранного гражданина должен переоформить миграционный учет для него повторно.

Отдельно хотелось бы рассмотреть процедуру постановки на миграционный учет и продление сроков пребывания для иностранных граждан из стран с безвизовым въездом в РФ, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента либо разрешения на работу ВКС (так же безвизовым членам семьи ВКС).

Существует расхожее мнение, что продление сроков пребывания и продление миграционного учета (учета по месту пребывания) на разрешенный срок пребывания – одно и то же. Однако, это совсем не так.

Миграционный учет (учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее — учет по месту пребывания) — фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания (пп.6, п.1, ст.2,109-ФЗ).

Временное пребывание — это период времени, в течение которого иностранному гражданину разрешено пребывать/проживать на территории России. Данный период времени всегда органичен нормативно-правовым актом, соглашением между странами либо визой.

Согласно действующему законодательству срок временного пребывания в РФ обычного иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, а так же в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом (п.1, ст.5, 115-ФЗ).

Временно пребывающий иностранный гражданин обязан выехать из России по истечении разрешенного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором (п.2, ст. 5, 115-ФЗ), либо продлить его в случае, если на день истечения указанных сроков имел место один из указанных фактов (п.5, ст.5,115-ФЗ):

Событие

Срок

1

Получение патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

2

Продление патента*

не позднее 3-х рабочих дней с момента продления патента (оплаты НДФЛ)

3

Переоформление патента

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

4

Получение разрешения на работу (для ВКС из безвизовых стран)

не позднее 3-х рабочих дней с момента наступления события

*продление патента осуществляется посредством уплаты НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа.

Что касается оформления миграционного учета и продления сроков временного пребывания для сопровождающих членов семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента, то законодательством это не предусмотрено.

На практике сотрудники ГУ МВД по вопросам миграции принимают документы на продление сроков пребывания, но в действительности, по закону срок пребывания для данной категорий граждан исчисляется по общему правилу 90 из каждых 180-ти дней.

Последствия постановки на учет таких членов семьи могут быть очень печальными. На своей практике мы неоднократно сталкивались с тем, что УФМС России закрывала въезд сопровождающими членам семьи иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента. При этом не имеет значение, что миграционный учет действует дольше чем 90 дней с даты въезда.

Отменить решение о запрете въезда в РФ, в таком случае, не представляется возможным.

Еще одна ситуация периодически возникает, когда на территорию РФ въезжают сопровождающие члены семьи ВКС либо трудящихся граждан из стран-членов ЕАЭС (далее ЕАЭС), которые сами являются гражданами из безвизовых с РФ стран.

На таких сопровождающих членов семьи распространяется действие закона, предусматривающего возможность пребывания в РФ в течение срока действия разрешительных документов работающего члена семьи, при условии своевременного оформления миграционного учета и продления периода пребывания.

В случае, если такая категория иностранных граждан пребывает в РФ до 90 дней (для сопровождающих ВКС) и до 30 дней (для сопровождающих ЕАЭС), они иногда наивно полагают, что на них автоматически распространяются правила постановки на учет и продления пребывания трудящихся членов их семей соответствующей категории. Но при пересечении границы и заполнении миграционной карты в качестве цели поездки они могут выбрать лишь — «частная» или — «работа», а в силу того, что официальные базы ГУ по вопросам миграции МВД РФ впоследствии не могут идентифицировать их в качестве сопровождающих членов семьи соответствующей категории иностранных граждан, им автоматически выписывается запрет на въезд в РФ спустя определенное время.

Так вот, для того, чтобы избежать подобного рода проблем, такой категории сопровождающих членов семьи необходимо обращаться за постановкой на миграционный учет и продлением сроков пребывания в соответствии с общими требованиями для граждан соответствующей страны в течение 7 дней с момента пересечения границы.

В случае, если же решение о запрете въезда было вынесено, у нашей компании есть успешная практика их оспаривания и официальной отмены соответствующего решения.

С иностранными гражданами из визовых стран, которые являются сопровождающими членами семьи, все относительно просто. Продление их временного пребывания на территории РФ не предусмотрено законодательством, так как срок их временного пребывания ограничен сроком действия визы. Однако даже у данной категории иностранных граждан существует необходимость продления миграционного учета в течение 3-х рабочих дней с момента продления действующей визы.

В завершение темы миграционного учета хотели бы обратить внимание, что категорий иностранных граждан очень много и у каждой существуют свои особенности при постановке на миграционный учет, а так же продления сроков пребывания. В связи с чем принимающей стороне, зачастую, достаточно сложно ориентироваться в нюансах миграционного законодательства и четко соблюдать закон. При этом малейшее нарушение влечет за собой административную ответственность и высокие штрафные санкции. Во избежание каких-либо проблем мы рекомендуем работодателям и иностранным гражданам обращаться к профессионалам, которые смогут обеспечить вам гарантию легальности пребывания на территории РФ.

Как изменился миграционный учет иностранных граждан

Суть изменений объясняют партнер и операционный директор Statera Veris Ольга Маркова, руководитель кадровой практики КСК групп Аида Ибрагимова и юрист Валерия Сергиенко.

Ольга Маркова, партнер и операционный директор Statera Veris

Теперь иностранные граждане должны быть поставлены на миграционный учет исключительно по адресу места пребывания — жилого помещения, в котором они фактически проживают.

Внесенные изменения:

а) обязывают принимающую сторону осуществлять постановку на учет иностранных арендаторов, тем самым возлагая ответственность за соблюдение миграционных правил на российских граждан, предоставляющих помещения;

б) снимают обязанность с иностранного гражданина вставать на миграционный учет;

в) лишают работодателей права регистрировать иностранных специалистов по юридическому адресу компании.

Однако такая возможность сохраняется, если территория организации, где работает иностранный гражданин, оснащена специально оборудованными для проживания местами, и иностранные работники действительно в них проживают.

Ранее иностранный гражданин мог проживать в арендованной квартире, но при этом быть зарегистрированным по адресу компании.

Как повлияют изменения на текущую ситуацию и что можно предпринять?

Если иностранный гражданин был поставлен на миграционный учет по адресу организации до вступления в силу изменений, то его миграционный учет будет действителен до выезда и нового въезда в РФ. Такое право дает Конституция РФ.

А вот при следующем въезде иностранный гражданин подлежит постановке на учет уже по новым требованиям — по адресу фактического проживания в месте пребывания. И об этом должна позаботиться принимающая сторона, предоставляющая жилое помещение.

Если быть точнее — собственник данного жилого помещения. Деловая практика показывает, что представителям собственников, действующим по нотариально заверенной доверенности, в большинстве случаев отказывают в постановке на учет иностранных граждан. При этом за непостановку иностранного гражданина на миграционный учет владельцу жилья грозит штраф в размере от 2000 до 4000 руб.

Как действовать, если собственник, например, находится за пределами страны и не имеет физической возможности выполнить возложенную на него обязанность? Что делать, если иностранному гражданину отказано в найме квартиры по причине сложностей с его постановкой на учет? Какие последствия можно ожидать для работника-иностранного гражданина и его работодателя?

Что должен сделать иностранец:

  • осуществить дополнительный поиск и снять жилое помещение у арендодателя, который согласится поставить на учет;
  • разместиться в отеле или хостеле;
  • находиться на территории РФ без постановки на учет;
  • «купить» постановку на учет в жилом помещении, отличном от его места пребывания.

Очевидно, что последние два пункта нарушают требования законодательства. От покупной регистрации или ее отсутствия, например, может пострадать и работодатель. Косвенно законодательство возлагает на него ответственность по контролю за реальной регистрацией работников-иностранцев. Сложности с регистрацией говорят о нелегальном работнике.

Может ли работодатель посодействовать работнику-иностранцу, чтобы избежать возможных рисков? Да, может. Потенциальные варианты:

  • помочь работнику в поиске нового жилого помещения и договориться с собственником о постановке гражданина на учет;
  • заключить договор с отелем или хостелом и разместить в них своих работников;
  • по возможности оборудовать необходимые места для проживания на территории организации;
  • заключить договор аренды квартиры от имени организации и осуществлять самостоятельно постановку иностранных граждан на учет по месту проживания в арендованной квартире, представив необходимый пакет документов на организацию, договор аренды квартиры и доверенность на представителя.

От поставки на миграционный учет иностранного работника по адресу компании при отсутствии мест для проживания лучше воздержаться. Работодателю грозит штраф за предоставление ложных сведений об иностранце при постановке на миграционный учет в размере от 350 000 руб. до 800 000 руб. (ч. 2 ст. 19.27 КоАП).

Как видим, законные выходы есть. Просто любые изменения всегда очень болезненны и могут вести к дополнительным расходам.

На что направлены изменения в законодательстве? Версий может быть приличное количество. В, частности, по нашему мнению, это:

  • вывод собственников, сдающих жилье мигрантам, на легальные взаимоотношения с государством;
  • возможность более точно вести учет мигрантов и определять их местонахождение;
  • повышение ответственности работодателей за соблюдение правил найма иностранных граждан, проявление должной осмотрительности при заключении трудовых договоров.

Именно на тему трудового договора в настоящее время правительством разрабатываются изменения в КоАП, направленные на введение наказания для работников иностранных граждан и нанявших их работодателей за отсутствие заключенного трудового договора.

Аида Ибрагимова, руководитель кадровой практики КСК групп

Как быстро нужно переоформить миграционный учет? Как работодатель может помочь работнику это сделать?

Если иностранец был поставлен на миграционный учет до 8 июля 2018 года, до окончания срока действия текущего миграционного учета переоформлять ничего не нужно, поэтому у работодателей есть время на решение вопроса с регистрацией своих иностранных работников до окончания срока текущей регистрации.

Работодатель может оказать работнику следующую помощь: организовать проживание работника-иностранца в гостинице или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, либо оборудовать в компании помещение, которое будет предназначено для проживания иностранца.

Что можно сделать сейчас, если вы не успели сделать это до 8 июля (например, продлить текущий миграционный учет на максимальный срок)?

Фактически такого понятия, как продление миграционного учета в законодательстве нет, и такое продление повторяет процедуру первоначальной постановки на миграционный учет.

С 8 июля 2018 года постановка на миграционный учет возможна только по адресу фактического проживания иностранца. Это значит, что, если работник-иностранец только работает в компании и фактически в компании не проживает и ему в организации не оборудовано место для сна и отдыха, то по месту нахождения компании работник на миграционный учет поставлен быть не может.

Поэтому, если компания не успела оформить миграционный учет сделать до 8 июля 2018 года, то сейчас необходимо заново поставить работника-иностранца на миграционный учет, но только уже по месту фактического проживания.

Валерия Сергиенко, юрист в Acsour

Работодатели больше не смогут осуществлять постановку своих сотрудников-иностранцев на миграционный учет по юридическому адресу организации, как раньше. Исключение составляют лишь те иностранные граждане, которые фактически проживают по адресу организации-работодателя, либо в помещении организации-работодателя, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном, например, в строящихся объектах.

В остальном процедура постановки на миграционный учет осталась прежней. Оформлять новую регистрацию необходимо каждый раз, когда иностранный гражданин выезжает из России и въезжает вновь, получая новую миграционную карту.

С 26 июля 2018 года прекратил свое действие особый миграционный режим, действующий в период проведения Чемпионата мира по футболу, согласно которому иностранный гражданин должен оформить регистрацию в течение трех календарных дней с момента въезда на территорию России.

Что делать тем, кто уже имеет документы о постановке на миграционный учет и не покидал территорию России после 8 июля 2018 года?

Такая регистрация остается в силе на весь период ее действия. Никаких дополнительных действий предпринимать не требуется. Регистрироваться по новым правилам иностранным гражданам придется только в следующий приезд в Россию.

Что делать иностранному гражданину после 8 июля 2018?

Вариант А:

Попросить собственника жилого помещения поставить вас на миграционный учет. Пока не все собственники жилых помещений ознакомлены с новым порядком регистрации иностранных граждан, поэтому рекомендую работодателям оказывать поддержку своими сотрудникам и принимать участие в переговорах с собственниками жилых помещений.

Вариант Б:

Иностранный гражданин может быть собственником помещения, в такой ситуации он может самостоятельно заполнить необходимые формы документов, подписать их, приложив свидетельство о собственности или выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), после чего обратиться в органы МВД для получения подтверждающего регистрацию документа.

Вариант В:

Иностранный гражданин может также являться собственником доли жилого помещения. В этом случае он также вправе самостоятельно осуществить свою постановку на миграционный учет только при условии наличия у него согласий остальных собственников, оформленных в нотариальном порядке.

Вариант Г:

Если ни один их вышеперечисленных вариантов не удается реализовать, то на период проведения переговоров с собственником жилого помещения иностранного гражданина можно заселить в отель.

Гостиницы или иные организации, оказывающей гостиничные услуги, обязаны осуществлять постановку всех иностранных граждан на миграционный учет на весь период их проживания.

Как еще работодатель может помочь иностранному гражданину:

1. Подготовить документы для миграционного учета:

Чтобы получить регистрацию, необходимо заполнить форму уведомления (Уведомление о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, установленное Приложением N 3 к Приказу МВД России от 23.11.2017 N 881). Так как иностранные граждане зачастую не знают русского языка, а собственники жилых помещений могут не обладать достаточной информацией о требованиях законодательства, работодателю рекомендуется проконтролировать корректность заполнения уведомления, а также оказать помощь при выборе учреждения (Почта России, МФЦ, органы МВД) для его предоставления.

2. Работодатель вправе осуществить постановку сотрудника на миграционный учет при наличии доверенности от собственника жилого помещения:

2.1. Собственник жилого помещения вправе выдать нотариальную доверенность на сотрудников компании работодателя для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, однако следует обратить внимание на некоторые особенности такой доверенности:

  • доверенность должна быть нотариально заверена;
  • доверенность должна содержать ФИО и паспортные данные тех иностранных граждан, миграционный учет которых планируется осуществлять в дальнейшем.

2.2. Что делать если собственник помещения не проживает в России, но готов выдать доверенность: Такую доверенность необходимо нотариально заверить за рубежом и включить в документ информацию об иностранных гражданах, подлежащих миграционному учету. Затем доверенность необходимо легализовать (обычно это значит «поставить апостиль») и направить в Россию. После получения доверенность ее следует перевести на русский язык и нотариально заверить перевод. После этого документ может быть использован на территории России.

3. Разъяснить иностранным гражданам новый порядок постановки на миграционный учет:

Чтобы исключить риски, связанные с отсутствием или несвоевременной постановкой на миграционный учет работников, являющихся иностранными гражданами, работодателям рекомендуется:

  • дополнительно разъяснять работникам новые требования законодательства;
  • обеспечить поддержку при коммуникациях с собственниками жилых помещений;
  • обсудить возможные варианты помощи иностранному гражданину с постановкой его на миграционный учет с учетом новых требований законодательства (как получение доверенности от собственника жилого помещения);
  • в случае сложных ситуаций оказать юридическую помощь или обратиться к специалистам для получения разъяснений.

Правила пребывания граждан Украины в России, новые правила регистрации в 2018 году

После распада СССР правила въезда в Россию для украинцев были упрощены, ведь у многих там остались родственники, друзья. Для пересечения границы жителям Украины не нужно было оформлять загранпаспорт, приглашение или визу, тем более, что культурные традиции и экономические связи, а также отсутствие языкового барьера только упрощали миграцию. Но в связи с ухудшением в последнее время межгосударственных отношений ситуация изменилась: правила пребывания украинцев в России стали жестче. На что гражданам Украины следует обращать внимание при пересечении границы РФ, попытаемся рассмотреть в этой статье.

Зачем нужен миграционный учет

Все иностранные граждане, пересекающие границу при въезде в РФ, независимо от цели визита обязаны пройти процедуру миграционного учета. Главная задача – отследить перемещение находящихся на территории России лиц. Проконтролировать место пребывания и путь передвижения визитеров было очень непросто, и эта ситуация не может не повлиять на безопасность в стране. Чтобы справиться с данной проблемой, был принят Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ. Временная регистрация представляет собой уведомление ГУВМ МВД РФ о прибытии мигранта на территорию России. После въезда в страну иностранный гражданин должен в течение семи дней зарегистрироваться по месту жительства, для чего необходимо обратиться в территориальный орган миграционной службы.

Узнайте подробнее о правилах постановки на миграционный учет для граждан Украины.

Период пребывания иностранных граждан в РФ

Межгосударственные отношения Украины и России остаются до сих пор напряженными. И не секрет, что украинские власти ввели существенное ужесточение для россиян при въезде в Украину: в 2015 году пересечь границу можно было только при наличии загранпаспорта. Теперь, с 1 января 2018 года, для россиян вводится особый контроль: пограничники будут регистрировать биометрические данные граждан РФ независимо от наличия биометрического паспорта. Кроме того, в дальнейшем перед въездом в Украину нужно будет предварительно зарегистрироваться в электронной системе.

В связи с этим предполагалось, что новые правила пребывания для граждан Украины на территорию РФ с 1 января 2017 года тоже кардинально изменятся, но пока для украинцев порядок въезда в страну остался прежним: пересечь границу можно как по внутреннему, так и по заграничному паспорту.

Некоторые ограничения, касающиеся условий пребывания и приема на работу граждан Украины на территории России, все же появились. Раньше правила нахождения украинцев были упрощены в связи с военными действия на Донбассе. В 2014 году, в период внутриукраинского кризиса, был принят закон, который позволял находиться жителям Украины в РФ более 90 дней, для чего достаточно было пересечь границу и вернуться обратно. Теперь эти правила ужесточились, и порядок пребывания в России 90 дней из 180 для украинцев – стал неприятным сюрпризом.

Согласно Закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ (ред. от 05.12.2017), иностранные граждане на территории России могут находиться непрерывно (или с перерывами) не более 90 дней (трех месяцев) в течение полугода.

Если период легального пребывания подходит к концу, иностранцу необходимо выехать за пределы РФ и уже следующий приезд можно осуществить в другом полугодии. Условия пребывания граждан Украины в России в 2018 году более 90 дней не предусмотрены, порядок въезда, увы, останется таким же.

Временно пребывающими в РФ лицами являются иностранные граждане:

  • которые пересекли границу:
    • на основании визы;
    • в не требующем получения визы порядке, но при котором на въезде необходимо получить и заполнить миграционную карту;
  • которые не имеют РВП или вида на жительство.

Таким образом, права и обязанности украинцев в период временного пребывания в России, не отличаются от таковых, которые предусмотрены федеральными законами и Конституцией РФ для всех иностранных граждан (за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом).

Порядок пересечения границы

При пересечении границы иностранному гражданину нужно уметь четко указать цель визита в РФ, так как в большинстве случаев сотрудник миграционной службы (пропускного пункта) интересуется о намерениях посещения территории России. Пребывать и проживать в стране на законных основаниях можно в течение 90 дней, по истечении которых иностранец обязан ее покинуть. За ложные сведения и нелегальное нахождение в Российской Федерации более 90 дней может быть вынесено решение, запрещающее въезд в страну на три и более лет.

Подробнее читайте о том, какие существуют правила въезда в Россию для украинцев.

Какие документы необходимы

На пропускном пункте при въезде в Российскую Федерацию необходимо подготовить следующие документы:

  1. Паспорт – можно предъявлять как внутренний (национальный), так и заграничный. Для детей младше 16 лет таким документом является свидетельство о рождении, при пересечении границы с одним из родителей, второй должен дать нотариально заверенное согласие на вывоз ребенка.
  2. Миграционная карта – в ней указывается информация о себе и цели визита, одна часть миграционного бланка остается у сотрудника Пограничной службы, вторая, со штампом, возвращается иностранцу и хранится им до выезда из РФ.

Не лишним будет иметь при себе приглашение от принимающей стороны, обратный билет и документы, подтверждающие бронирование, оплату жилья: эта информация докажет намерения въезжающего.

Регистрация иностранных граждан в РФ

После того как иностранный гражданин добрался до места своего пребывания, ему необходимо стать на миграционный учет в миграционной службе (ФМС/ГУВМ МВД), что представляет собой процедуру уведомления миграционной службы (ГУВМ МВД/ФМС) о прибытии иностранца на территорию России.

Изучите более детально процедуру регистрации иностранца по месту пребывания и месту проживания.

Допустимый срок пребывания украинских граждан в России

Период непрерывного (или суммарно) проживания иностранных граждан на территории РФ, как было указано выше со ссылкой на Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», составляет 90 дней. После истечения этого срока его можно продлить на общих основаниях. Легальный срок пребывания граждан Украины в России в 2018 году без регистрации составляет 7 дней. Стоит отметить, что под семидневным периодом подразумевается общее время нахождения на территории РФ с момента пересечения границы. Если же документы на регистрацию так и не были поданы, это означает, что приезжий иностранец становится нелегалом, за это предусмотрена ответственность, которая распространяется и на незаконного мигранта, и на принимающую сторону.

Основания для продления срока пребывания

Период нахождения в стране продлевается путем повторной постановки на миграционный учет, но только на 3 месяца (90 дней) и в следующих случаях:

  1. Получено РВП, ВНЖ или гражданство (если документы приняты на рассмотрение, то срок продлевается до получения решения по данному заявлению).
  2. Получен или продлен патент на осуществление трудовой деятельности.
  3. Выдан статус беженца или временного переселенца.
  4. Пролонгирована виза или заключен трудовой договор.
  5. Поступление в учебное заведение РФ.

Увеличить срок пребывания в Российской Федерации можно также и в случае болезни или смерти близкого родственника, для чего в органы миграционной службы вместе с заявлением, написанным в свободной форме, необходимо представить копию удостоверения личности, миграционную карту и документ, подтверждающий основание для продления.

Чем грозит нарушение срока пребывания в РФ

В соответствии с частью 8 статьи 26 Закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ иностранному гражданину, нарушившему сроки нахождения на территории России свыше установленного периода, может быть вынесен запрет на въезд. Нарушение миграционного режима для жителей Украины или других стран, согласно статье 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 20.12.2017), предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2000 до 5000 рублей, причем накладывается он не только на иностранца, но и на принимающую сторону.

Закон в России о пребывании украинцев, то есть нормативный акт «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», достаточно лояльный. Поэтому желающим временно или постоянно поселиться на ее территории, чтобы не иметь проблем, следует соблюдать правила въезда и установленные законом сроки пребывания в стране.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ
БЕЗ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Документ утратил силу или отменен Приказ МВД России от 23.11.2017 N 881 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без… Приложение N 1 к приказу МВД России от 23.11.2017 N 881

  • I. Общие положения
  • II. Стандарт предоставления государственной услуги
  • III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур по предоставлению государственной услуги, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
  • IV. Формы контроля за предоставлением государственной услуги
  • V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц
  • Приложение N 1. Журнал учета заявлений о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 2. Журнал учета уведомлений о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место прибытия (рекомендуемый образец)
  • Приложение N 3. Форма отметки о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства в Российской Федерации
  • Приложение N 4

Открыть полный текст документа