Постановление правительства 1425

Разъяснения по типовым вопросам,

касающимся применения постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425

1) Какими нормативными правовыми актами следует руководствоваться при определении понятий «медицинские организации» и «объекты спорта»:

С целью определения понятий «медицинские организации», «объекты спорта» следует руководствоваться дефинициями, данными в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2) Какие акты следует применять в настоящее время при определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, до утверждении актов, принятых во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» (далее — постановление, Правила № 1, Правила № 2, соответственно).

По мнению Департамента, необходимо применять акты органов местного самоуправления об определении границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, положения которых не противоречат положениям постановления.

3) Что должна включать схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции?

Представляется, что в схеме границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должна быть отмечена организация или объект, указанный в пункте 2 Правил, а также зона, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Считаем, что с целью недопущения возникновения коррупциогенных факторов схема должна быть соотнесена с местностью (на ней необходимо указывать наименования улиц и номера домов, примыкающих к организации/объекту).

4) Какой орган уполномочен следить за открытием организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил № 2?

Органам местного самоуправления, определившим границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции необходимо отслеживать открытие новых объектов, вблизи которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, с целью изменения границ прилегающих территорий, а также направлять в лицензирующий орган обновлённую информацию (со схемой).

5) Как лицензирующему органу проверить, попадает ли торговый объект в зону ограничений (в границы прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции)?

Полагаем, что лицензирующий орган вправе удостовериться в требуемой удалённости торгового объекта, от организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил № 2, путём измерения расстояния.

6) Может ли орган государственной власти субъекта Российской Федерации установить запрет на розничную продажу алкогольной продукции в месте массового скопления граждан, не соответствующем критериям, установленным Правилами № 1 (в том числе в месте проведения культурно-развлекательных мероприятий)?

По мнению Департамента, полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации вводить дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции позволяет органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать места массового скопления граждан, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

7) Разъяснение пункта 6 Правил № 2.

В соответствии с Правилами № 2 размер прилегающей территории, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции, устанавливается в отношении каждой организации/объекта (через схему границ прилегающих территорий) и может быть как единым, так и дифференцированным.

Если орган местного самоуправления сочтёт целесообразным установить различные метражи при определении границ прилегающих территорий в рамках одного типа организаций (например, к детским организациям), тогда необходимо руководствоваться пунктом 6 Правил.

Максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, а также объектов военного назначения — это метраж, определённый органами местного самоуправления по своему усмотрению с учётом Правил.

Правилами предусмотрено, что максимальное значение расстояния от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, оптовых и розничных рынков, вокзалов, аэропортов и иных мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, а также объектов военного назначения, не может превышать минимальное значение указанного расстояния, установленного для типа перечисленных организаций или объектов В муниципальном образовании более чем на 30 процентов. Указанная норма не допустит закрепления значительно отличающихся по метражу прилегающих территорий в рамках одного типа организаций. Например, если в муниципальном образовании прилегающая территория к одной из детских организаций установлена в размере 50 метров, предлагаемая возможность 30% отклонения означает, что расстояние от другой детской организации до магазинов может быть установлено в размере от 50 до 65 метров.

Данное положение позволит органам местного самоуправления определять унифицированное расстояние для каждого типа перечисленных организаций.

Аналогичное правило действует и в случае определения расстояния от указанных организаций/объектов до пунктов общественного питания. При этом размеры прилегающих территорий от организации/объекта до пункта общественного питания и от организации/объекта до магазина могут отличаться.

8) В какие сроки органами местного самоуправления должны быть определены границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции?

Поскольку Правилами № 2 не закреплены сроки определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают сроки реализации своих функций в указанной части.

Вместе с тем, отмечаем необходимость принятия решений по определению границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажи алкогольной продукции, в возможно короткий срок.

9) Как определить границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, если одна из организаций/объектов, перечисленных в пункте 2 Правил № 2, находится в одном здании, строении, сооружении со стационарным торговым объектом?

Правовые основания для определения границ прилегающих территории внутри зданий, строений, сооружений отсутствуют.