Постановление правительства РФ 257

Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 (ред. от 21.07.2017) «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» (вместе с «Положением о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»)

  • Постановление
  • Положение о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    • Порядок объединения и представления требований Российской Федерации при подаче заявления о признании должника банкротом
    • Порядок объединения и представления требований Российской Федерации в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    • Порядок голосования уполномоченного органа на собраниях кредиторов, а также учета мнения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве
    • Информационное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также иных органов и организаций при предъявлении требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве
    • Приложение N 1. Уведомление о наличии задолженности
    • Приложение N 2. Перечень федеральных органов исполнительной власти и иных органов, которым направляется уведомление

Открыть полный текст документа

Мораторий на банкротство

Должник, мораторий и кредитор

1 апреля 2020 года вступила в силу статья 9.1 Закона о банкротстве под названием «Мораторий на возбуждение дел о банкротстве». Ниже мои комментарии по ряду спорных вопросов применения этой нормы. Пока не уверен на счет некоторых деталей, по которым все же постарался высказаться, чтобы услышать в ответ критические замечания. Буду за них очень признателен.

Итак, норма включена в ст. 5 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Согласно ст. 21 данный закон вступил в силу со дня его официального опубликования. Документ был опубликован 1 апреля 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации.

В ст. 9.1 Закон о банкротстве предоставляет Правительству полномочие ввести и впоследствии продлить мораторий на возбуждение дел о банкротстве. Чтобы реализовать это полномочие, Правительство должно принять постановление, в котором должно указать:

а) основание моратория (чрезвычайную ситуацию природного и техногенного характера, существенное изменение курса рубля или подобное обстоятельство);

б) срок моратория;

в) должников, на которых распространяется мораторий, путем перечисления видов их экономической деятельности (со ссылками на общероссийский классификатор видов экономической деятельности), категорий и / или перечня лиц, имея в виду, что к указанному списку должны относиться только те должники, которые пострадали от обстоятельств, ставших основанием введения моратория.

Правительство РФ приняло Постановление от 3 апреля 2020 года № 428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников». Согласно п. 5 Постановления оно вступает в силу со дня его официального опубликования. Акты Правительства РФ, как известно, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», «СЗ РФ» и на «Официальном интернет-портале правовой информации», причем официальным является первое опубликование акта Правительства РФ в одном из указанных источников (п. 2 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Насколько я понимаю, Постановление Правительства № 428 было впервые опубликовано на интернет-портале правовой информации 6 апреля 2020 года (хотя о его принятии стало известно ещё 3 апреля).

Мораторий действует в течение 6 месяцев с даты официального опубликования Постановления Правительства, т.е. до 6 октября 2020 года.

Интересно, что в тексте Постановления прямо не названо основание введения моратория. Многие согласятся с тем, что основание очевидно – распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19. Но так совпало, что в период распространения инфекции курс рубля изменился на 20% по причинам, напрямую не связанным с вирусом. Как мы помним, по прямому указанию в ст. 9.1 Закона о банкротстве, существенное изменение курса рубля также является основанием моратория. Правительство, тем не менее, решило специально не останавливаться на том, какое конкретно обстоятельство послужило основанием моратория (а может быть, оба обстоятельства вместе?). Это упущение в ближайшем будущем может доставить некоторые неудобства. Защита должника нормой о моратории зависит от того, что стало причиной его несостоятельности. Если его состояние никак не связано с COVID-19, то должник, видимо, не должен защищаться ст. 9.1 Закона о банкротстве.

Как, в связи с этим, поступить с должником, который вошел в список Постановления Правительства, и обладает признаками несостоятельности, но не из-за COVID-19, а вследствие резкого ослабления курса рубля (краткосрочные кредиты были номинированы в долларах США)? Думаю, кредиторы вправе доказывать, что такой должник несостоятелен по причинам, не связанным с вирусом, и значит, на него мораторий действовать не должен.

Кроме того, основание моратория косвенно вытекает из пп. «а» п. 1 Постановления № 428. В нем Правительство РФ не просто устанавливает список сфер деятельности по кодам ОКВЭД, но также уточняет, что они (сферы) наиболее пострадали в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Данное уточнение, впрочем, прямо не относится к другим должникам (из пп. «б» п. 1 Постановления № 428).

Список должников, на которых распространяется действие моратория, содержится в п. 1 Постановления № 428:

а) организации и ИП, код основного вида деятельности которых в соответствии с ОКВЭД указан в списке отдельных сфер деятельности (согласно п. 4 Постановления значение будут иметь основные виды деятельности, отраженные в ЕГРЮЛ / ЕГРИП на 1 марта 2020 года, потому оперативное внесение сведений в реестре уже ничего не изменит). Список утверждается Правительственной комиссией и размещается на сайте ФНС в день вступления в силу Постановления (пп. «а» п. 3 Постановления). Указанный список ФНС разместила на своем сайте ещё 30.03.2020.

б) организации, включенные:

— в перечень системообразующих организаций, который также утверждается Правительственной комиссией. Список включает 646 организаций.

— в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, который утверждается Указом Президента от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;

— в перечень стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р.

Зачем вводится мораторий?

Заявление о банкротстве и публикация уведомления (п. 2 ст. 9.1 Закона о банкротстве)

Основные меры защиты должника (п. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве)

— Обязанность подать заявление о банкротстве

— Последствия, предусмотренные ст. 63 Закона о банкротстве

— Запрет обращать взыскание на заложенное имущество

— Приостановление исполнительного производства

О периодах подозрительности и предпочтения

О ничтожности сделок в период моратория

Обсуждение новеллы ранее проводилось коллегами из Банкротного клуба, за что им отдельное спасибо. Здесь на запись этого обсуждения. В нем подробно рассмотрены, в частности вопросы о цели введения моратория и о субординации требований аффилированных кредиторов, возникших в период моратория.

Также прикладываю на перевод закона Германии о временной приостановке обязанности подачи заявления о собственном банкротстве и ограничении ответственности органов управления в случае банкротства, вызванного пандемией COVID-19. За перевод большое спасибо Айнуру Шайдуллину.