Постовая ведомость

Глава 2. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

5. Боевые действия по тушению пожаров (далее — боевые действия) включают в себя:

обработку вызовов;

выезд и следование к месту вызова (пожара);

разведку;

спасание людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Боевые действия по разведке, спасанию людей и имущества, боевому развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

6. Боевые действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение боевых действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.

7. Боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами.

Обработка вызовов

Обработка вызовов

8. Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны (далее — дежурный диспетчер) и включает в себя:

прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;

оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

подачу сигнала «ТРЕВОГА»

подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему караул или дежурную смену (далее — начальник караула), путевки о выезде на пожар (приложение 1), а также, при необходимости, планов пожаротушения и иной информации о горящем объекте.

9. При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:

адрес пожара или иные сведения о месте пожара;

наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

особенности объекта, на котором возник пожар;

фамилию, имя, отчество заявителя;

иные сведения ( в том числе — номер телефона заявителя) о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной боевой задачи.

Подача сигнала «ТРЕВОГА» осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте пожара и принятия решения о выезде. Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту пожара.

При необходимости и наличии технической возможности информация о пожаре может быть передана диспетчером начальнику караула по радиосвязи во время его следования к месту пожара.

Выезд и следование к месту вызова (пожара)

Выезд и следование к месту вызова (пожара)

10. Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу «ТРЕВОГА» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

11. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое времї, что достигается благодаря:

быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

знанию особенностей района выезда.

12. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

13. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова отделения караула и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно — технического вооружения к месту вызова.

14. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

Проведение разведки

Проведение разведки

15. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

16. При проведении разведки необходимо установить:

наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасения (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

места вскрытия и разборки строительных конструкций;

возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления;

достаточность сил и средств, привлекаемых к тушению пожара.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие боевые действия.

17. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно — техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;

устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

18. В состав групп разведки входят:

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

19. Личный состав, ведущий разведку, обязан:

иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

Спасание людей и имущества

Спасание людей и имущества

20. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом боевых действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

21. Основными способами спасания людей и имущества являются:

перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

защита их от воздействия ОФП.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

22. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

автолестницы и автоподъемники;

стационарные и ручные пожарные лестницы;

спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

аппараты защиты органов дыхания;

аварийно — спасательное оборудование и устройства;

надувные и амортизирующие устройства;

летательные аппараты;

иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания.

23. При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.

24. Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими боевыми действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей; другие боевые действия не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Боевое развертывание

Боевое развертывание

25. Боевое развертывание — действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров. Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

подготовку к боевому развертыванию;

предварительное боевое развертывание;

полное боевое развертывание.

Боевое развертывание на пожарных автоцистернах и автонасосах (насосно — рукавных автомобилях) осуществляется в соответствии со статьями 26 — 28 БУПО. При этом боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Боевое развертывание на других пожарных машинах проводится согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров.

26. Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

открепление необходимого пожарно — технического вооружения;

присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

27. Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

выполняют действия, предусмотренные статьей 26 БУПО;

прокладывают магистральные рукавные линии;

устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно — техническое вооружение.

28. Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

выполняют действия, предусмотренные статьей 27 БУПО;

определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

29. При боевом развертывании и последующих боевых действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники могут быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия могут выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

30. При прокладке рукавных линий необходимо:

выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества;

обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;

создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий.

Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

Ликвидация горения

Ликвидация горения

31. Ликвидация горения — действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

32. Основные способы прекращения горения веществ и материалов (далее — горючее):

охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.

33. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико — химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения боевой задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями подразделений пожарной охраны, тактико — техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения боевой задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

34. При подаче огнетушащих веществ прежде всего необходимо использовать имеющиеся стационарные установки и системы пожаротушения.

При работе с ручными пожарными стволами необходимо:

осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении;

обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований техники безопасности;

охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений и (или) ограничения развития горения;

не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять боевую позицию без разрешения старшего начальника;

исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемых для прекращения горения;

не допускать излишнего пролива воды.

35. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями ГПС, утвержденными в установленном порядке) представителем энергослужбы населенного пункта (предприятия) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

Выполнение специальных работ

Выполнение специальных работ

36. Специальные работы — действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения боевых задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний.

К основным специальным работам относятся:

организация пожарной связи (далее — связи);

освещение места вызова (пожара);

вскрытие и разборка конструкций;

подъем (спуск) на высоту;

выполнение защитных мероприятий;

оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

восстановление работоспособности технических средств.

37. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами пожарной охраны, их взаимодействия на месте вызова (пожара).

Организация связи включает в себя определение РТП используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку боевых задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

38. Освещение места вызова (пожара) осуществляется по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места вызова (пожара) используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий.

39. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения, выполнения иных работ.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств, необходимых для тушения этих очагов.

40. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в статье 22 БУПО. При необходимости допускается применение для этих целей иных, в том числе приспособленных, средств.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

41. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения боевых действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

опасны для участников тушения пожара;

создают опасность возникновения новых очагов пожара;

препятствуют ведению боевых действий.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

42. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим выполняется личным составом в порядке, установленном нормативными документами ГПС. С этой целью, при необходимости, могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.

43. Восстановление работоспособности технических средств — выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарно — технического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения боевых задач. Указанные работы выполняются тылом на пожаре.

Сбор и возвращение в подразделение

Сбор и возвращение в подразделение

44. Сбор и возвращение в подразделение — действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

45. Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает:

проверку наличия личного состава;

сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно — технического вооружения согласно табелю положенности;

размещение и крепление оборудования и пожарно — технического вооружения на пожарных автомобилях;

принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.

О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) диспетчеру гарнизона.

46. Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

В начало / Предыдущая часть

Приложение № 4 (в формате rtf, 597 kb)
Приложение № 5,6,7,8,9 (в формате rtf, 318 kb)
Приложение № 10 к Наставлению об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о патрульном участке
1. Патрульный участок – это определенная часть города (района в городе), в границах которого сотрудники строевого подразделения патрульно-постовой службы органа внутренних дел или других сил обеспечения правопорядка в общественных местах обеспечивают во взаимодействии с иными нарядами милиции, внутренних войск и представителями общественных формирований правоохранительной направленности личную безопасность граждан, охрану общественного порядка, общественную безопасность, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
2. Количество и дислокация постов и маршрутов на патрульном участке (основных и дополнительных), их зоны ответственности, границы, центры постов и маршрутов определяются планом единой дислокации соответствующего органа внутренних дел.
3. Начальник патрульного участка закрепляется приказом начальника органа внутренних дел из числа помощников командира взвода строевого подразделения. По решению начальника горрайоргана внутренних дел начальником патрульного участка на временной основе или для решения отдельных задач может быть назначен участковый уполномоченный милиции, зона обслуживания административного участка которого совпадает или находится в пределах границ патрульного участка.
4. Начальник патрульного участка непосредственно руководит нарядами строевых подразделений при несении службы, обеспечивает их взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, нарядами строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел, дорожно-патрульной службы ГИБДД, другими заинтересованными службами органов внутренних дел, военнослужащими специальных моторизованных воинских частей внутренних войск и членами общественных формирований по охране правопорядка.
5. Начальник патрульного участка:
5.1. Постоянно изучает места наиболее вероятного совершения правонарушений, принимает участие в подготовке решения на организацию патрульно-постовой службы и вносит соответствующие предложения командиру строевого подразделения; совместно с участковыми уполномоченными милиции уточняет расстановку нарядов строевых подразделений на патрульном участке и порядок их совместных действий на смену.
5.2. Находится на закрепленном участке в течение всей смены и обеспечивает охрану правопорядка как лично, так и силами подчиненных нарядов строевых подразделений, поддерживает двустороннюю постоянную связь с дежурной частью органа внутренних дел, а также с соседними патрульными участками.
5.3. Докладывает дежурному по горрайлиноргану внутренних дел о необходимости маневрирования всеми задействованными нарядами милиции в случае опасности возникновения групповых нарушений общественного порядка и при других осложнениях оперативной обстановки, осуществляет их расстановку в соответствии с полученными указаниями.
5.4. Использует с разрешения дежурного по горрайлиноргану внутренних дел находящиеся на участке наряды милиции для оказания ему содействия при задержании и доставлении лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.
5.5. Выявляет и устраняет непосредственно на постах и маршрутах патрульного участка недостатки в организации несения службы нарядами строевого подразделения.
5.6. Докладывает командиру строевого подразделения о всех фактах использования закрепленного за патрульным участком личного состава этого подразделения и транспортных средств не по назначению.
5.7. Участвует в проведении служебных проверок по фактам совершения на территории патрульного участка преступлений в местах и в период несения службы нарядами строевого подразделения.
5.8. Осуществляет контроль за состоянием дисциплины и законностью действий сотрудников строевого подразделения, закрепленных за патрульным участком, а также ведет ежедневный учет их работы в лицевых счетах.
5.9. Вносит предложения по совершенствованию работы нарядов милиции на патрульном участке, в том числе о поощрении (наказании) личного состава.
6. В вопросах организации взаимодействия нарядов милиции, привлекаемых к обеспечению правопорядка в общественных местах, информирования их о складывающейся обстановке и ее вероятных изменениях, лицах, от которых можно ожидать совершения правонарушений, местах концентрации или возможного появления преступников начальнику патрульного участка оказывают помощь участковые уполномоченные милиции.

В начало … / Предыдущая часть

Прежде всего, необходимо уяснить, что для выполнения обозначенных задач и функций подразделений полиции ООП в первую очередь необходимы высококвалифицированные кадры, а также современные технические средства.

При этом необходимо также учитывать, что от правильной организации, расстановки и эффективного использования сил и средств, которыми располагают подразделения полиции ООП, будет зависеть успешная охрана общественного порядка и борьба с правонарушениями как в отдельно взятом регионе, так и в целом в России.

Остановимся на характеристике и классификации сил и средств подразделений полиции ООП.

Силы подразделений полиции ООП включают в себя личный состав подразделений, других служб и подразделений ОВД, а также лиц, которые в установленном порядке взаимодействуют с ними.

Особенности этих сил:

а) они являются наиболее многочисленными силами ОВД;

б) представляют собой вооруженный отряд, осуществляющий свою деятельность на основе действующего законодательства, специальных уставов и положений;

в) обладают различными тактическими возможностями для обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью;

г) осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с общественными объединениями, участвующими в охране общественного порядка.

Все силы подразделений полиции ООП можно подразделить на следующие группы:

1) основные,

2) дополнительные,

3) приданные силы,

4) взаимодействующие.

Основные силывключают в себя личный состав подразделений полиции, непосредственной задачей которого является охрана общественного порядка. К ним относятся личный состав (территориальных и транспортных органов полиции), предназначенных для несения патрульно-постовой службы в границах района, города, железной дороги и т.д.

Дополнительные силы– это подразделения полиции, предназначенные для выполнения иных специальных задач, но участвующие и в обеспечении общественного порядка. К ним относятся: а) работники самих аппаратов МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам, УМВДТ (руководящий и инспекторский состав иных служб), периодически привлекающиеся к охране общественного порядка путем патрулирования или в иных формах; б) личный состав внутренних войск МВД России; в) личный состав слушателей и курсантов образовательных учреждений МВД России; г) личный состав подразделений дорожно-патрульной службы ГИБДД; д) внештатные сотрудники милиции; е) подразделения вневедомственной охраны полиции.

Приданные силы– это передаваемые на определенное время в органы внутренних дел с учетом сложившейся оперативной обстановки подразделения для усиления охраны общественного порядка. К ним могут быть отнесены: а) части, подразделения вооруженных сил Министерства обороны РФ; б) специальные части и подразделения МВД-УМВД (Спецназ внутренних войск, ОМОН).

Взаимодействующие силы– они, как правило, участвуют в обеспечении общественного порядка в соответствии с порядком, установленным нормативными актами, регламентирующими их деятельность. К ним относятся: а) ФСБ, ФТС и др.; б) народные дружины и иные общественные объединения; в) общественные пункты охраны порядка.

Таким образом, понятием «силы подразделений полиции ООП»охватывают личный состав подразделений полиции ООП, других служб и подразделений органов внутренних дел, а также других органов и лиц, которые в установленном порядке сотрудничают с ними в деятельности по охране правопорядка и борьбе с преступностью.

Используемые для охраны общественного порядка технические средствапозволяют повысить мобильность, маневренность и наступательность нарядов полиции, обеспечивают оперативное управление нарядами и подразделениями в процессе решения соответствующих задач, повышая эффективность их осуществления. Они подразделяются на: а) транспортные средства (патрульные автомашины, мотоциклы, катера, велосипеды, специальные автомобили и вертолеты, автотранспорт для перевозки личного состава и др.); б) средства радио, телевидения, проводной связи и сигнализации (радиопередающие и звукоусилительные устройства, телекамеры и телемониторы, телефоны, сигнализация различного назначения и т.д.); в) табельное вооружение, снаряжение, специальные средства и аппаратура (огнестрельное оружие, средства личной защиты, наблюдения и др.). Особую группу средств усиления составляют служебные животные – лошади и собаки, активно используемые в деятельности по обеспечению общественного порядка.

§ 4. Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации).

В целях совершенствования организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации при реализации ими на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования и в других общественных местах возложенных на полицию задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, Приказом МВД России от 29 января 2008 г. № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах» определена организационная основа комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации в обеспечении правопорядка. Итак, данной основой является план комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в общественных местах (единая дислокация), который утверждается не менее чем один раз в два года приказом начальника отдела (управления) внутренних дел по району (муниципальному району), городу (городскому округу) и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, начальника линейного отдела (управления) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Единая дислокация разрабатывается с учетом дислокаций постов и маршрутов патрулирования строевых подразделений дополнительных сил, в том числе не входящих в состав соответствующих горрайорганов внутренних дел, но выполняющих свои основные задачи на территории их ответственности, и согласовывается с руководством этих подразделений.

На основании плана единой дислокации уполномоченным руководителем горрайлиноргана внутренних дел ежесуточно принимается решение о комплексном использовании сил и средств по обеспечению правопорядка в общественных местах.

План единой дислокации предусматривает расстановку сил и средств органов внутренних дел в общественных местах на обслуживаемой территории, возможность маневра ими при осложнении оперативной обстановки и представляет собой текстуальное и картографическое решение на деятельность всех видов нарядов полиции, других сил и средств органов внутренних дел, задействованных в обеспечении правопорядка в общественных местах.

В этих целях территория, обслуживаемая соответствующим органом внутренних дел, распределяется на участки местности (патрульные участки), посты и маршруты патрулирования, обеспечение правопорядка на которых осуществляется нарядами комплексных сил.

Патрульные участки в плане единой дислокации состоят из постов, маршрутов патрулирования нарядов, дислоцированных на участках местности, на которых необходимо обеспечить постоянное присутствие комплексных сил.

В Плане единой дислокации в обязательном порядке отражаются особенности деятельности следующих нарядов основных, дополнительных и приданных сил:

Патруля — подвижного наряда органов внутренних дел, состоящего из двух и более сотрудников органов внутренних дел или военнослужащих внутренних войск МВД России (патрульных) и выполняющего возложенные на него обязанности на маршруте патрулирования на автомобиле (ПА), на мотоцикле (ПМ), на катере (ПКТ), на вертолетах (ВП), на конях (ПК), в пешем порядке (ПП), со служебными собаками (ПС).

Патрульной группы (ПГ) — наряда органов внутренних дел в составе двух и более патрулей, объединенных для несения службы по охране общественного порядка под единым руководством, для несения службы которого назначаются несколько маршрутов или участок территории муниципального образования, на котором проводится мероприятие с большим количеством граждан, зона массового отдыха. Основу ПГ должен составлять ПА, оборудованный радиостанцией, устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, специальной громкоговорящей установкой и иными техническими средствами, с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами, которому придаются ПП с носимыми радиостанциями и при необходимости — ПМ, ПК, ПС, ПКТ или используемый, как правило, для координации действий ВП.

Поста- наряда органов внутренних дел в определенном месте или участке местности, на котором необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск (постовых), с учетом обеспечения ими визуального контроля за территорией и расположенными на ней объектами, при этом обозначение в плане единой дислокации удаления границ от центра поста не должно превышать 300 метров.

Стационарных постов полиции (СПП) — специально оборудованных техническими средствами управления нарядами, видеонаблюдения и связи помещений, устанавливаемых в местах массового пребывания людей, местах, наиболее часто подверженных криминогенным проявлениям, а также наиболее удаленных от территориального органа МВД России, где необходимо обеспечить постоянное присутствие сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

Групп немедленного реагирования (ГНР) — наряда органов внутренних дел, создаваемого в целях оперативного реагирования на сообщения и заявления о преступлениях и других правонарушениях, принятия безотлагательных мер для задержания лиц, совершивших преступление, по горячим следам и участия в раскрытии преступлений, создаваемого как на штатной основе в составе нарядов дежурных частей, так и в установленном порядке, — временно.

При планировании использования сил и средств органов внутренних дел определяются обязательные минимальные нормы их ежесуточного выставления в общественных местах, необходимые для обеспечения правопорядка.

Планируемая в единой дислокации протяженность маршрута патрулирования и его границы для выполнения задач, возложенных на основные силы обеспечения правопорядка в общественных местах (ППСП), должны с учетом условий конкретной местности и оперативной обстановки обеспечивать максимально быстрое прибытие наряда к месту совершения преступления или иного правонарушения в любой точке зоны ответственности (как правило, не более чем в течение 5 — 7 минут) и не может превышать 6 км для патрулей на автомобиле, 4 км для патрулей на мотоцикле, 1,5 км для пеших патрулей. Протяженность маршрутов патрулирования нарядов строевых подразделений дополнительных сил определяется нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность этих подразделений.

В Плане единой дислокации в зависимости от решаемых задач могут предусматриваться особенности деятельности также следующих нарядов:

Группы задержания ОВО (ГЗ ОВО) — подвижного наряда полиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации численностью не менее 2 сотрудников, осуществляющей патрулирование, оперативное реагирование на сигналы «тревога» с охраняемых объектов, поступающих на пункт централизованного наблюдения, и задержания лиц, совершивших противоправные действия в отношении охраняемого имущества;

нарядов органов внутренних дел для сопровождения в пути следования в целях охраны общественного порядка поезда, судна, самолета;

контрольно-пропускного пункта (КПП) — наряда органов внутренних дел, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств;

Стационарного поста ДПС (СПДПС) — наряда ДПС ГИБДД, выполняющего задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями;

Контрольного поста полиции (КПП) — наряда специальной заградительной системы, выставляемого для обеспечения эффективного взаимодействия между различными подразделениями полиции по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыска преступников, выявлению и задержанию похищенного и используемого в преступных целях автомототранспорта и лиц, их совершивших, а также проведения контртеррористических и специальных операций;

Заслона (З) — наряда в составе группы (подразделения) сотрудников органов внутренних дел, выполняющего задачу по контролю за определенным участком местности или перекрытию отдельных транспортных направлений;

Резерва (Р) — наряда органов внутренних дел, предназначенного для усиления сил и средств обеспечения правопорядка в общественных местах, в случаях внезапно возникающих задач в связи с осложнением оперативной обстановки, а также для подмены нарядов обеспечения правопорядка в общественных местах;

Передвижного пункта полиции (ППП) — наряда полиции, базирующегося на специально оборудованном транспорте и предназначенного для организации несения службы по охране общественного порядка в жилых массивах, зонах отдыха граждан, а также местах проведения мероприятий и другой территории, удаленной от базовых объектов (участковых пунктов полиции, дежурной части, СПП) горрайлиноргана внутренних дел, решающего задачи оперативного реагирования на сообщения о происшествиях и управления нарядами обеспечения правопорядка в общественных местах, как правило, в составе сотрудников полиции, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сотрудников подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка, закрепленных за территорией, на которой действует ППП, а также сотрудников, обеспечивающих процессуальное оформление выявленных (пресеченных) административных правонарушений или преступлений, при необходимости — экспертов-криминалистов;

Подвижной полицейской группы (ППГ) — комбинированного наряда органов внутренних дел, состоящего из представителей нескольких подразделений, выполняющего задачи по задержанию преступников по «горячим следам» на значительном по протяженности маршруте либо удаленной от расположения горрайлиноргана внутренних дел территории;

Наряда скрытного патрулирования (НСП) — наряда органов внутренних дел, осуществляющего патрулирование по определенному маршруту, участку местности, состоящего из сотрудников подразделений полиции по охране общественного порядка, осуществляющих скрытное наблюдение за местами вероятного совершения преступлений и административных правонарушений на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

Возложение на наряды комплексных сил, участвующих в единой дислокации, дополнительных обязанностей, не связанных с осуществлением своих должностных обязанностей и обязанностей по обеспечению правопорядка в общественных местах в соответствии с законодательством Российской Федерации о полиции, не допускается.

Подразделения полиции по охране общественного порядка обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории Российской Федерации. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.

Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависит от эффективности работы подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП). Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП, при получении информации о противоправном деянии, должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан.

Такого результата можно достичь, путем повышения качества подготовки кадров в подразделения полиции ООП.

Заключение

Подразделения полиции по охране общественного порядка обеспечивают общественную безопасность и ведут борьбу с правонарушениями и преступлениями на улицах в иных общественных местах на всей территории Российской Федерации. Особенность данных подразделений состоит в том, что они наделены многочисленными задачами и функциями.

Состояние охраны общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в решающей степени зависит от эффективности работы подразделений полиции по охране общественного порядка (ООП). Каждый гражданин Российской Федерации должен иметь возможность реализации всех своих конституционных прав, в том числе и права на свою защиту от преступных посягательств, права обращаться за помощью в полицию. Так, любой сотрудник подразделений полиции ООП, при получении информации о противоправном деянии, должен принимать все необходимые меры к пресечению правонарушения. Поэтому от сотрудника подразделений полиции ООП требуется высокий профессионализм, который выражается как в знаниях законодательства, умениях принимать эффективные решения, так и в наличии хороших физических данных, благодаря которым он может дать достойный отпор правонарушителям и защитить жизнь, здоровье, права и свободы граждан.

Такого результата можно достичь, путем повышения качества подготовки кадров в подразделения полиции ООП.