Пояснения по прибыли

Требование пояснений по налогу на прибыль

По причине отражения в декларации по налогу на прибыль убытка организация получила от налоговой инспекции требование о представлении пояснений. Чем чревато невыполнение данного требования налоговиков, выставленного в ходе камеральной проверки декларации?
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ требование о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок поступает от налогового органа в том случае, когда в ходе камеральной налоговой проверки выявлены:
— ошибки в налоговой декларации (расчете);
— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
— несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Кроме того, при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка. Дополнительно к пояснениям налогоплательщик может представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Форма требования о представлении пояснений утверждена Приказом ФНС РФ от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ (приложение 1).
Статьей 129.1 НК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации. (Ответственность за непредставление пояснений введена в упомянутую статью Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ с 01.01.2017.) Виновник наказывается штрафом в размере 5 000 руб., который увеличивается до 20 000 руб. при повторном совершении деяния в течение календарного года.
Если пояснений нет и налоговый орган выявляет нарушение законодательства о налогах и сборах, должностное лицо, проводившее камеральную проверку, составляет акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ (п. 5 ст. 88 НК РФ). Форма акта налоговой проверки утверждена Приказом ФНС РФ N ММВ-7-2/189@ (приложение 23). Акт составляется в течение 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки, в нем среди прочего указываются:
— документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки;
— выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, если за эти нарушения предусмотрена ответственность.
Если же нарушения не выявлены, в том числе из-за отсутствия пояснений, камеральная налоговая проверка прекращается без составления акта (Письмо ФНС РФ от 18.12.2014 N ЕД-18-15/1693).
К сведению. Пояснения, затребованные в ходе камеральной проверки декларации по НДС, представленной в электронной форме в силу наличия такой обязанности, также должны быть представлены в электронном виде. Формат представления пояснений к декларации по НДС в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@. В случае представления пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными (абз. 4 п. 3 ст. 88 НК РФ, введенный с 01.01.2017 Федеральным законом N 130-ФЗ).
* * *
За непредставление пояснений, обосновывающих размер убытка, отраженного в декларации по налогу на прибыль, организацию привлекут к ответственности в виде штрафа в размере 5 000 руб. Если нарушение является повторным в течение календарного года, сумма штрафа составит 20 000 руб.

Предоставление пояснений в ИФНС в связи с низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль

Добрый день!

Цитата (Алена Ларина):Подскажите, в каком виде лучше предоставить информацию? Цитата (Информационный портал «Формы документов» 30.04.2015):Пояснения налоговому органу по факту снижения налоговой нагрузки налогоплательщика (образец заполнения)
Пояснения налоговому органу по факту снижения
налоговой нагрузки налогоплательщика
Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве Строгову Я.Х.
от Общества с ограниченной ответственностью «Альфа» ОГРН 1047712345678, ИНН 7755134420, КПП 775501001 Адрес: 173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30
Исх. N 22-04/2015 от 22.04.2015
На N 08-17/002321 от 16.04.2015
Пояснения по факту снижения налоговой нагрузки
В ответ на Ваше информационное письмо о проведении анализа налоговой отчетности за 2014 г. в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы и выявления причин низкой налоговой нагрузки за указанный период сообщаем следующее.
Обществом с ограниченной ответственностью «Альфа» проведен анализ результатов коммерческой деятельности, а также налоговой отчетности за налоговые (отчетные) периоды 2014 г. По итогам анализа факты неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащих уплате сумм налога, в налоговой отчетности, представленной за налоговые (отчетные) периоды 2014 г., не выявлены.
В связи с этим нет оснований для представления уточненных налоговых деклараций за указанные периоды.
По факту снижения налоговой нагрузки ООО «Альфа» за 2014 г. по сравнению со среднеотраслевым уровнем поясняем, что руководством организации было принято решение о снижении с 1 июля 2014 г. на 10% отпускных цен на реализуемые товары. Данная мера принята по результатам анализа ситуации, сложившейся на рынке сбыта, с целью привлечения покупателей и получения конкурентного преимущества.
Снижение цен отрицательно сказалось на размере выручки, полученной во втором полугодии 2014 г. При этом расходы организации, связанные с основной деятельностью, возросли на 3% по сравнению с первым полугодием 2014 г. В результате указанные факторы привели к снижению сумм налога на прибыль и НДС, подлежащих уплате в бюджет.
В настоящее время ООО «Альфа» принимает меры по снижению расходов. Кроме того, во II квартале текущего года в случае стабилизации спроса планируется увеличение на 5% отпускных цен на реализуемые товары.
Приложения:
1) копия приказа ООО «Альфа» от 20.06.2014 N 25-п о снижении отпускных цен на реализуемые товары;
2) пояснительная справка по результатам анализа доходов и расходов ООО «Альфа» за первое и второе полугодия 2014 г.;
3) копия приказа ООО «Альфа» от 14.01.2015 N 1-п об утверждении плана по снижению расходов на 2015 г.

Каменских Генеральный директор ООО «Альфа» ——— Н.П. Каменских Из личной практики:
ФИРМЕННЫЙ БЛАНК
Исх. № 1 ОТ 01.03.2015
«Причины снижения объемов выручки, а также причины роста затрат (при наличии резких изменений данных показателей).
1. С 2012 года ООО «РОМАШКА» воспользовалась правом рассчитывать и оплачивать налог на прибыль по ставке 15,5% (из них 13,5% — налог, зачисляемый в бюджет субъектов РФ, 2% — налог, зачисляемый в Федеральный бюджет РФ). Основание – ст. 15 Закона Пермской области от 30.08.2001 № 1685-296 «О налогообложении в Пермской области» (с учетом изменений и дополнений от 02.03.2006 № 288-652) для организаций, у которых доход определяемый в соответствии со статьей 248 Налогового кодекса, по итогам налогового (отчетного) периода по налогу на прибыль организаций превышает в совокупности сто тысяч рублей.
2. За последние годы на рынке автогрузоперевозок увеличилась конкуренция. Рост конкуренции связан с тем, что на рынке автогрузоперевозок появляется большое количество новых компаний. Объемы заказов по перевозке груза не увеличиваются так стремительно, как количество транспортных компаний. В связи с этим, для сохранения объемов перевозок, мы вынуждены предлагать и выполнять свои услуги по сниженным тарифам, что влечет снижение маржи, а соответственно, прибыли.
3. В 1 квартале 2013 года на работу в ООО «Пермская транспортная служба» было принято 2 новых сотрудника, за счет этого за квартал увеличились расходы на заработную плату.
4. Для обеспечения объемов, необходимых для нормального функционирования компании, а так же для привлечения новых заказчиков, в 1 и 2 кварталах текущего года компании пришлось вкладывать денежные средства в рекламирование своей деятельности, что повлекло определенные расходы.
Генеральный директор И.И. Иванов
Главный бухгалтер О.С. Тиунова»
«Принимаемые меры по повышению рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и рентабельности активов организации, увеличение деловой привлекательности организации.
1. ООО «Пермская транспортная служба» активно привлекает новых, как постоянных, так и разовых клиентов, стремясь использовать в работе собственников транспортных средств, исключая таким образом посреднические структуры. Такой подход дает нам право надеяться на большие перспективы в будущем.
2. Нами планируется продолжение использования рекламы услуг нашей компании. На сегодняшний день мы ориентируемся на рекламу, которая сможет подойти для нашей компании по цене, и сможет объективно увеличить деловую привлекательность нашей компании.
3. В 1 квартале 2013 года мы воспользовались услугами компании ООО «Дубль-ГИС», разместив информацию о себе на их сайте. Таким образом, мы привлекли интерес к нашей компании со стороны заказчиков.
4. Принимаемые меры по повышению рентабельности имеют определенный положительный результат, это подтверждается тем, что во 2-м квартале 2013 года прибыль составила 7 775,00 рублей. С учетом того, что в первом квартале был убыток, прибыль во втором квартале составила 2 661,00 рублей.
Генеральный директор И.И. Иванов

Расшифровка косвенных расходов для налоговой — образец

Расшифровка косвенных расходов для налоговой – образец приведен в нашей статье — необходима для обоснования деления расходов на прямые и косвенные в целях учета их при расчете налога на прибыль.

Зачем устанавливают правила учета доходов и расходов

Расшифровки расходов, необходимые для учетной политики

Какие расшифровки нужны для налоговой

Итоги

Зачем устанавливают правила учета доходов и расходов

Правилами, действующими как в бухгалтерском (БУ), так и в налоговом (НУ) учетах, предусмотрено деление доходов и, соответственно, связанных с ними расходов:

  • на относящиеся к основным (обычным) видам деятельности организации, служащие главным источником поступления средств от продаж;
  • прочие (внереализационные).

Деление это, несмотря на перечисление в законодательных актах определенных видов деятельности, относимых в ту или иную группу, является достаточно условным. Например, сдача имущества в аренду может быть как основным, так и прочим видом деятельности. Поэтому каждой конкретной организации следует закрепить в своей учетной политике, какие виды своей деятельности она считает основными, а какие прочими (внереализационными). В привязке к доходам распределятся и относящиеся к соответствующим видам деятельности расходы.

Расшифровки расходов, необходимые для учетной политики

Аналитика расходов также разрабатывается организацией самостоятельно. Вестись она должна не только применительно к каждому из подразделений, но и по видам, статьям и элементам расходов. По видам расходы в БУ будут делиться:

Подробнее об особенностях учета накладных расходов читайте в статье «Порядок учета накладных расходов в бухгалтерском учете».

Для каждого из видов расходов следует разработать свой справочник статей, детализировав его в той степени, которая необходима для оперативного получения из учетных данных нужной для составления всех необходимых отчетов информации. Для прямых затрат справочник будет достаточно простым, состоящим из нескольких статей, и его для всех счетов, на которых формируют эти затраты, можно сделать единым. А вот перечни статей для счетов 25, 26, 44 и 91 получаются достаточно объемными, многоступенчатыми, и разрабатывают их по отдельности для каждого счета. Все созданные справочники должны войти составной частью в виде приложений в учетную политику.

Последней ступенью в детализации справочников статей затрат должна стать корреляция элементов статей затрат с отношением их к вопросу принятия в целях учета налога на прибыль. Это даст возможность не только выделить и классифицировать виды расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, но и отразить те элементы, по которым между БУ и НУ возникнут разницы.

Справочник статей затрат, содержащий данные по соотнесению элементов затрат, выделенных в БУ, с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, может служить той расшифровкой, которая отразит расходы, принимаемые в НУ в качестве прямых или косвенных.

О том, что должно быть отражено в учетной политике для целей БУ, читайте в материале «ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации” (нюансы)».

Какие расшифровки нужны для налоговой

Все вышеперечисленные перечни нужны, прежде всего, самой организации для упорядочения учетного процесса. Но они будут служить и тем материалом, который обоснует принятые в БУ и НУ решения по вопросам учета.

В частности, для целей НУ необходимо определить перечень расходов, относимых к прямым. Если организация хочет избежать образования трудно контролируемых разниц между БУ и НУ, то в состав прямых расходов для НУ она помимо прямых затрат на производство включит и расходы общепроизводственного характера (т. е. те, которые для целей БУ обязательно включаются в себестоимость). В этом случае все остальные расходы, собираемые в БУ на счетах 26 и 44, для целей НУ станут косвенными.

Налоговая инспекция при проверке обоснованности формирования данных по расходам в декларации по прибыли может запросить расшифровку деления расходов в НУ на прямые и косвенные. Для варианта, когда к прямым относят и расходы общепроизводственного характера, расшифровкой прямых расходов станут перечни статей, относящихся к счетам 20, 23, 29 и 25. А расшифровка косвенных расходов будет представлять собой перечни статей по счетам 26 и 44.

Мы предлагаем вашему вниманию вариант такой расшифровки, составленный для косвенных расходов, выделяемых в целях НУ, на основании справочника статей затрат для счета 26.

Скачать образец

Итоги

Решения, принимаемые организацией в отношении своей учетной политики (как по БУ, так и по НУ), закрепляются во внутреннем документе. Приложениями к этому документу становятся, в частности, перечни статей по используемым в учете счетам БУ. Если в этих перечнях присутствует сопоставление с видами расходов, участвующих в расчете базы по налогу на прибыль, то их можно использовать как расшифровки, отражающие деление расходов на прямые и косвенные для целей НУ.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Как объяснить убытки?

Е. Диркова, генеральный директор ООО «БИЗНЕС-БУХГАЛТЕР»

Опубликовано на сайте журнала «Практическая бухгалтерия»

Конверт из налоговой инспекции бухгалтер всегда вскрывает с «замиранием сердца»: «Ну слава Богу, не выездная проверка!» Однако, если фирма на протяжении нескольких налоговых периодов отражает в отчетности убытки, письмо вполне может предвещать такую проверку. Обычно налоговики требуют обосновать «убыточную» отчетность. В такой ситуации недостаточно просто подготовить дежурную «отписку». Советуем обдумать варианты дальнейшего развития событий.

Напомним, что об «опасностях убыточной отчетности» фирмы предупреждает Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденная приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Если компании предложено пояснить причины образования убытков или явиться на комиссию по рассмотрению обоснованности убытков, то игнорировать подобные «знаки внимания» не рекомендуется.

Так, один из факторов риска для компании официально именуется как «непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности».

Обоснуйте расходы!

Итак, фирма получила требование о представлении документов в виде пояснений, подтверждающих причины образования убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности. Такого документа в финансово-хозяйственной деятельности не существует, поэтому его предстоит создать самим. Дополнительно налоговики могут запросить аналитическую записку главного бухгалтера — о правомерности включения понесенных расходов в налоговую базу. На чем основаны такие требования налоговиков?

Заметим, что в рамках камеральной проверки эти действия не вполне законны. Как следует из пункта 3 статьи 88 Налогового кодекса, требования о представлении пояснений могут быть направлены только в случаях, если выявлены:

  • ошибки в налоговой декларации;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
  • несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа и полученным им в ходе налогового контроля.

Но информация о последнем основании носит служебный характер и для налогоплательщика остается закрытой. Поэтому ему ничего не остается, как предполагать, что инспектор не верит в убытки фирмы.

Нужна ли прибыль?

При определении уровня доходности фирмы налоговые органы руководствуются среднеотраслевыми показателями финансово-хозяйственной деятельности. Эти данные приведены в документе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок от 25 июня 2007 г.» (подготовлен на основе Концепции).

Поэтому фирмам следует выполнить собственные расчеты «безопасной» налоговой нагрузки и рентабельности. Увы, такой подход чиновников напоминает налогообложение по принципу вмененного дохода. Между тем, требование о прибыльности бизнеса заложено в самом гражданском законодательстве.

Гражданское право исходит из того, что предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Но данный принцип все же нельзя считать универсальным для российской действительности. Он «работает» в большом бизнесе для зарубежных компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке. Прибыль для таких фирм жизненно необходима в условиях акционерного капитала, поскольку обеспечивает дивиденды акционерам. А малый и средний бизнес подобных задач перед собой не ставит.

Несомненно, прибыль, не изымаемая собственниками компании, способствует развитию бизнеса. Но ведь не каждое малое предприятие можно и нужно развивать до уровня крупнейшего налогоплательщика: перспективы зависят как от сферы деятельности, так и от личностных качеств руководителя.

В ситуации, когда директор фирмы является ее учредителем, ему выгоднее увеличить свою зарплату, нежели выплачивать себе дивиденды (за счет регрессивной шкалы ЕСН). На практике выходит, что зачастую экономической заинтересованности в прибыли у руководства нет, и она является чисто фискальной категорией.

Избавляемся от убытков

Юридическое лицо характеризуется своим обособленным имуществом (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Поэтому оно не способно осуществлять убыточную деятельность продолжительное время. В противном случае убыточная фирма может выживать только внутри успешного холдинга либо служить источником нелегальных доходов ее руководящих лиц. По этим причинам налоговики начнут искать сделки с взаимозависимостью и фиктивные расходы. Заметим, что на сегодняшний день технологии таких «поисков» достаточно отработаны.

Систематические убытки приводят к снижению такого важного финансового показателя, как величина чистых активов. Как правило, она совпадает с величиной собственного капитала (раздел III бухгалтерского баланса). И если стоимость чистых активов окажется меньше минимального размера уставного капитала, то общество подлежит ликвидации по причине финансовой несостоятельности (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

В таком случае с иском о ликвидации в суд может обратиться налоговая инспекция (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Пример подобного арбитражного дела — постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 2004 г., 9 декабря 2004 г. № КГ-А40/11372-04.

Выходит, что убытки угрожают самому существованию фирмы.

Действуем по ситуации

Если в бухгалтерском учете фирма должна отражать расходы все без исключения, то в налоговом учете такой обязанности нет. Расходы в целях налогообложения — скорее право налогоплательщика (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Поэтому осмотрительный бухгалтер при расчете налоговой базы может «проигнорировать» проблемные расходы.

Например, совершенно необязательно строительной фирме отражать затраты на консультационные и посреднические услуги при получении лицензии. Тем более, что расшифровок о содержании таких услуг в актах на сумму около 150 000 рублей никто и не делает.

А вот к расходам на подготовку и освоение новых производств проверяющие отнесутся благосклонно (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ). При инвестиционной деятельности налоговые убытки объясняются тем, что не все затраты подлежат включению в стоимость основных средств. Пример тому — проценты по кредитам и займам, привлекаемым при создании инвестиционного актива.

Разумеется, объяснительная записка для ИФНС о причинах убытка зависит от конкретных условий деятельности фирмы (см. документ на предыдущей странице). Но главное «алиби» для организации — это наличие бизнес-плана по выходу из неблагоприятного финансового положения.

документ

Пояснения, подтверждающие причины образования убытка
по результатам финансово-хозяйственной деятельности
ООО «ПЕРСПЕКТИВА» за 9 месяцев 2007 года в сумме 43 737 рублей

Вид деятельности ООО «ПЕРСПЕКТИВА» — оказание юридических услуг.

Убыток по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года сформировался вследствие превышения расходов Общества над его доходами.

Признанные доходы и расходы соответствуют критериям главы 25 Налогового кодекса и подтверждаются данными налогового учета. Превышение расходов над доходами является не случайно сложившимся результатом, а итогом целенаправленной инвестиционной политики единственного учредителя Общества Кузнецова Г.Л. Финансирование преобладающих расходов Общества осуществляется за счет личных средств Кузнецова Г.Л. — путем предоставления беспроцентных займов, прощения займов и безвозмездной денежной помощи. Этот путь был выбран как альтернатива единовременному увеличению уставного капитала.

Общество имеет бизнес-план перспективного развития, согласно которому предполагает получать прибыль со второго полугодия 2008 года.

Личные средства Кузнецова Г.Л., направленные на цели развития Общества, имеют официальное происхождение и иные источники, нежели ООО «ПЕРСПЕКТИВА».

Генеральный директор ООО «ПЕРСПЕКТИВА»: Е.П. Захаров

Аналитическая записка о правомерности включения
понесенных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы
по налогу на прибыль за 9 месяцев 2007 года

Расшифровки по строкам налоговой декларации Наименование расхода Норма НК РФ Сумма, руб.
Строка 030 листа 02: всего расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, — 195 415 руб. Обновление СПС «Консультант», обслуживание 1С подп. 26 п. 1 ст. 264 30 576
Компенсация за использование личного автомобиля для служебных поездок подп. 11 п. 1 ст. 264 24 000
Информационно-
консультационные услуги
подп. 15 п. 1 ст. 264 13 975
Малоценные основные средства подп. 3 п. 1 ст. 254 16 906
Амортизация основных средств п. 2 ст. 259 8518
Услуги связи подп. 25 п. 1 ст. 264 3781
Ремонт основных средств ст. 260 300
Услуги нотариуса подп. 16 п. 1 ст. 264 200
Реализация имущественных прав подп. 2.1 п. 1 ст. 268 3168
Строка 040 Листа 02: всего внереализационных расходов — 1837 руб. Услуги банка подп. 15 п. 1 ст. 265 1837

Главный бухгалтер ООО «ПЕРСПЕКТИВА»: Т.И. Рыбина

Как составить пояснение в налоговую по убыткам

Пояснение по убыткам в налоговую — это официальный ответ компании на требование налоговой службы о предоставлении пояснений по полученному убытку. Игнорировать такое требование очень опасно. О том, что и как можно написать в свое оправдание, расскажем подробно.

В соответствии с нормами контроля, закрепленными в п. 3 ст. 88 НК РФ, в период проведения камеральной проверки ФНС вправе запросить у налогоплательщика обоснование размера полученного убытка.

Зачем нужны пояснения

Прежде чем говорить о форме пояснений, рассмотрим обстоятельства, им предшествующие. Недостаток доходов от хозяйственной деятельности может случиться у любого налогоплательщика. Но вызовут внимание контролирующих органов только те, кто применяет общую систему налогообложения и «доходно-расходную» упрощенку, ведь в этом случае бюджет не получит поступлений от налога на прибыль, или по УСН. По прибыльной отчетности запрос может поступить не только по итогам года, но и по итогам предоставления авансовых расчетов (абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ). Поскольку внутри налогового периода предоставление авансовых расчетов по УСН не предусмотрено Налоговым кодексом, то требовать информацию об убытках от таких налогоплательщиков можно только после предоставления годовой декларации.

Что писать

Составляя документ, изложите причины превышений расходов над доходами в запрошенном периоде. Это могут быть:

  • падение выручки из-за общей экономической ситуации в регионе, когда контрагенты компании отказываются от сделок;
  • форс-мажорные обстоятельства у налогоплательщика (аварии, природные катаклизмы и пр.);
  • международные санкции и др.

Но выручку может превышать и запланированный рост расходов, связанный со строительством новых объектов, освоением новых технологий и др. Здесь особое внимание необходимо уделить правилам признания расходов для целей налогового учета, изложенным в ст. 252 НК РФ, — потребуется предъявить документы и доказать экономическую обоснованность.

Заинтересуют ФНС и критерии отнесения компанией расходов к прямым или косвенным, поскольку последние признаются в учете по мере их возникновения (п. 2 ст. 318 НК РФ), а первые — распределяются (п. 2 ст. 318, ст. 319 НК РФ). Также нужно помнить о нормируемых расходах. К ним относятся:

Перед составлением пояснений не лишним будет вспомнить и про список расходов, не принимаемых для целей прибыли (ст. 270 НК РФ), и проверить их на предмет правильности отражения в учете. После чего можно в произвольной форме изложить ваши подходы к составлению отчетности.

Что будет, если пояснений не писать

Пояснения по убыткам в налоговую необходимо предоставить в течение пяти дней. Если игнорировать требование, по п. 1 ст. 129.1 НК РФ штраф составит 5000 руб. Если вы и дальше намерены не обращать внимания на запросы ФНС, сумма штрафа составит уже 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Для тех, кто подаст информацию позже установленного срока, никаких преференций не предусмотрено.

Дополнительно налогоплательщика, не обратившего внимание на требования инспекторов, могут включить в план выездных проверок (п. 2 Приложения 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

Кроме того, контролирующий орган может воспользоваться правом, изложенным в пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, и пересчитать суммы налогов на основании имеющихся у них в программе сведений. Для этого используются как данные по нарушившему налогоплательщику (Постановление АС ДВО от 10.03.2017 по делу № А59-5390/2015), так и по аналогичным налогоплательщикам (Определение ВС от 14.08.2017 № 304-КГ17-10107 по делу № А67-6884/2016). Метод выбирает ФНС.