Права и гарантии работников

С учетом специфики предмета регулирования указанных отношений и их значительного объема следовало бы статьи 227-231 выделить в отдельную главу 36.1 Кодекса.
Нельзя не заметить существенные пробелы в разделе X. Так, по необъяснимым причинам отсутствуют нормы о расследовании и учете профессиональных заболеваний вопреки тому, что статья 210 признает одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Усиливает этот аргумент и другое основное направление государственной политики в области охраны труда ― защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В Трудовом кодексе РФ нет специальной статьи (не говоря уже о главе), регулирующей отношения по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Кроме того, полагаю, целесообразно было бы подумать компетентным законодательным органам и о статье ТК РФ, которая регламентировала бы вопросы прогнозирования производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В связи с этим требует пристального внимания и незамедлительного решения проблема профессиональных рисков и опасностей.
Без сомнения, есть смысл привести положения раздела X ТК РФ в соответствие со cтатьей 37 Конституции РФ и статьей 2 Кодекса. Согласно статье 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В статье 2 ТК РФ закрепляется норма об обеспечении права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Однако в статье 209 ТК РФ (основные понятия) нет определения понятия «гигиена труда». В статье 210 в перечне основных направлений государственной политики в области охраны труда также не упоминается гигиена труда. Но важнее было бы в разделе X предусмотреть отдельную статью либо статьи, регламентирующие гигиену труда.
И напротив: наряду с пробелами раздела X ТК РФ в нем закреплены отдельные положения, непосредственно не относящиеся к охране труда. Например, в соответствии со статьей 209 рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Известно, что категория «рабочее место» является значимой в теории трудового права, особенно на практике, при решении вопроса о переводе и (или) перемещении работников.
Близко к этому и определение понятия производственной деятельности (ст. 209). Под ней понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающую в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Это определение не только научно несостоятельно (непонятно, как можно включать в экономическую категорию «превращение ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя… оказание различных видов услуг»), но, в сущности, не относится к институту охраны труда.
В основных понятиях (ст. 209) есть и не совсем правильные категории. К таковым следовало бы отнести «требования охраны труда». Под ними понимаются государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Статья 211 закрепляет, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
В данном случае не учтен общеизвестный тезис (а точнее, аксиома для юристов), что закон либо иной нормативный правовой акт содержит нормы (норму) либо обязательные правила (правило) поведения (термин «требование» означает:
― выраженная в решительной, категорической форме просьба, распоряжение; по первому требованию;
― правило, условие, обязательное для выполнения; выполнение требований устава; требования к экзаменующимся;
― внутренние потребности, запросы; человек с высокими требованиями к себе;
― официальный документ с просьбой о выдаче чего-нибудь (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. с. 797).
Согласно части 2 ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Закономерен вопрос: почему не законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и их субъектов обязательны для исполнения всеми работодателями и работниками? Следовательно, категория «требования охраны труда» вряд ли уместна в российском трудовом праве, в том числе в ТК РФ. Поэтому представляется логичным исключить ее из статей 209, 210 и других статей ТК РФ, а статью 211 следовало бы признать утратившей силу.
Необходимо также учесть, что название главы 34 «Требования охраны труда» не совсем соответствует ее содержанию, так как в ней нет статьи, предусматривающей правила и инструкции по охране труда. Кроме того, представляется нелогичным включение в данную главу статьи 212, закрепляющей обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, статьи 213 (медицинские осмотры некоторых категорий работников), статьи 214 (обязанности работника в области охраны труда).

В связи с этим целесообразно исключить из главы 11 ТК РФ статью 69, в соответствии с которой обязательному предварительному медицинскому осмотру при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, ибо она дублирует статью 266 и базисную статью 213 ТК РФ.
Введение Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ статьи 216.1 «Государственная экспертиза условий труда» в раздел X ТК РФ вряд ли правильно. Согласно данной статье государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

«Отраслевое соглашение между Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации и Федеральной таможенной службой на 2020 — 2022 годы» (утв. Общероссийским профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФТС России 05.12.2016) (ред. от 26.12.2019)

8.7. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ сотрудника, гражданского служащего и работника таможенного органа и учреждения от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных контрактом, служебным контрактом, трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение между Общероссийской общественно-государственной организацией «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации на 2017 — 2019 годы» (утв. Общероссийским профессиональным союзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Общероссийской общественно-государственной организацией «ДОСААФ» 21.11.2016)

7.7. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ работника организации ДОСААФ России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по учреждениям, органам уголовно-исполнительной системы и предприятиям Федеральной службы исполнения наказаний на 2017 — 2019 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФСИН России 15.11.2016)

7.3.4. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ гражданского служащего или работника организации системы ФСИН России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом, трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»

При этом следует учитывать, что в силу абзаца пятого части первой статьи 219, части седьмой статьи 220 Кодекса работник не может быть подвергнут дисциплинарному взысканию за отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором. Поскольку Кодекс не содержит норм, запрещающих работнику воспользоваться названным правом и тогда, когда выполнение таких работ вызвано переводом по основаниям, указанным в статье 72.2 Кодекса, отказ работника от временного перевода на другую работу в порядке статьи 72.2 Кодекса по указанным выше причинам является обоснованным.

«Отраслевое соглашение по организациям печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций между Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским профсоюзом работников культуры на 2015 — 2017 годы» (утв. Российским профсоюзом работников культуры, Роспечати 10.11.2014) (ред. от 23.11.2018)

— применение сертифицированных или декларированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации). В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой (ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации);

«Отраслевое соглашение по организациям Федерального архивного агентства на 2008 — 2010 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росархивом 21.11.2007) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях Федерального архивного агентства на 2008 — 2010 годы», утв. Постановлением президиума Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 01.11.2007 N 9, Приказом Росархива от 12.09.2007 N 43)

5.10. В соответствии с частью 7 статьи 220 Кодекса в случае отказа гражданского служащего и работника организации Росархива от выполнения работ, представляющих опасность для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором (контрактом), он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2012 — 2014 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом 30.11.2011)

7.9. В соответствии с частью 7 статьи 220 Трудового кодекса отказ гражданского служащего и работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по лесопромышленному комплексу Российской Федерации на 2009 — 2011 годы» (утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России», Профсоюзом работников лесных отраслей РФ)

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

«Отраслевое соглашение по системе органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации на 2008 — 2010 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ 31.03.2008, Генпрокуратурой РФ 28.03.2008) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации», утв. Постановлением Президиума Центрального комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 01.11.2007 N 9, Распоряжением Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 65-10)

5.10. В соответствии с ч. 7 ст. 220 Трудового кодекса Российской Федерации в случае отказа прокурорского работника, гражданского служащего, работника органа и учреждения прокуратуры от выполнения работ, представляющих опасность для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных служебным контрактом (трудовым договором), он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

«Отраслевое соглашение по организациям, подразделениям и органам Федеральной миграционной службы на 2011 — 2013 годы» (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, ФМС РФ 24.12.2010) (вместе с «Составом отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в организациях, подразделениях и органах Федеральной миграционной службы на 2011 — 2013 годы», утв. Постановлением президиума профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ от 30.11.2010 N 1-6, Приказом ФМС РФ от 21.09.2010 N 279)

6.11. В соответствии с частью 7 статьи 220 ТК РФ отказ гражданского служащего и работника организации системы ФМС России от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушений требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных контрактом (трудовым договором), не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Новая редакция Ст. 224 ТК РФ

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан: соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам; осуществлять перевод работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой; устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время; создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации; проводить другие мероприятия.

Комментарий к Статье 224 ТК РФ

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников установлены статьей 224 Трудового кодекса РФ. В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан:

— соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, к выполнению работ в ночное время, а также к сверхурочным работам.

Напомним, что к тяжелым и вредным работам запрещено привлекать женщин (ст. 253 Трудового кодекса РФ). Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. Также к таким работам нельзя привлечь лиц в возрасте до восемнадцати лет (ст. 265 Трудового кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

Работодатель может принимать решение о применении труда женщин на работах (профессиях, должностях), включенных в Перечень, при условии создания безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест, при положительном заключении государственной экспертизы условий труда и службы Госсанэпиднадзора субъекта Российской Федерации. Этим же Постановлением (N 162) утвержден перечень должностей руководителей, специалистов и других работников, связанных с подземными работами, на которых разрешается, в виде исключения, применение женского труда;

— переводить работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с соответствующей оплатой.

Добавим, что согласно статье 182 Трудового кодекса РФ при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в соответствии с медицинским заключением за переводимым работником сохраняется его прежний средний месячный заработок в течение месяца со дня перевода. Однако учтите, если сотрудника переводят на более легкую работу по заключению врача только на определенное время, нормы статьи 182 не работают. И в данном случае работодатель вправе установить сотруднику меньшую зарплату. Поскольку заработная плата каждого работника зависит от сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (ст. 132 Трудового кодекса РФ);

— устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

— создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Кроме того, согласно статье 179 Трудового кодекса РФ в случае сокращения численности или штата работников организации преимущественное право остаться на прежнем месте предоставлено сотрудникам, которые получили в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, инвалидам Великой Отечественной войны, а также инвалидам боевых действий по защите Отечества;

— проводить другие мероприятия.

Другой комментарий к Ст. 224 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников регулируются разделом XII ТК, в частности, в отношении женщин, лиц с семейными обязанностями, работников в возрасте до 18 лет (см. статьи гл. 41 и 42 ТК РФ и комментарий к ним).

2. Под особой охраной находится и труд инвалидов. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает ряд мер, направленных на восстановление социального статуса инвалидов, достижения ими материальной независимости и социальной адаптации.

Инвалидам предоставлены следующие гарантии трудовой занятости:

1) квота для приема на работу организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Федерации устанавливается в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4%);

2) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирование создания в организациях дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных) для трудоустройства инвалидов;

4) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

5) льготная финансово-кредитная политика в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов;

6) организация обучения новым профессиям;

7) местные органы государственной власти и управления оказывают необходимую помощь инвалидам, работающим на дому, в предоставлении нежилых помещений для работы, в приобретении сырья и в сбыте продукции;

8) условия труда, в том числе оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного отпусков, устанавливаемые в коллективном или индивидуальном трудовом договоре, не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками;

9) в соответствии с медицинскими рекомендациями работодатель обязан устанавливать инвалидам неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.

3. В ТК РФ также имеются специальные нормы, предусматривающие льготы и дополнительные гарантии работающим инвалидам.

Работодатель в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и медицинскими рекомендациями обязан создать для инвалидов за счет своих средств необходимые условия труда (ст. 224 ТК РФ).

Индивидуальная программа реабилитации инвалидов — это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания утверждена Постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. N 56.

Для инвалидов I и II группы предусмотрено сокращенное рабочее время (35 часов в неделю) с сохранением полной оплаты труда (см. ч. 3 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г.; ст. 92 ТК РФ и комментарий к ней). Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (см. ст. ст. 96, 99 и 113 ТК РФ и комментарий к ним).

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ФЗ от 24 ноября 1995 г. работающим инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. И еще по их письменному заявлению работодатель обязан предоставить им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ).

Право на труд установлено Основным законом страны. Россияне реализовывают конституционное право на практике. Труд свободен, каждый распоряжается собой: имеет право выбрать профессию и вид деятельности. Гражданин, устраиваясь на работу, вправе рассчитывать на соблюдение со стороны работодателя требований по охране труда, а также на защиту от безработицы. Интересы работодателя и работника не всегда совпадают. На любом этапе трудовых отношений возможно возникновение спора. Работник имеет право на защиту своих прав и интересов.

Формы защиты прав работника

У сотрудника, работающего в компании (на предприятии), существует три варианта защититься от произвола работодателя:

  • cамозащита;
  • обращение в профсоюз;
  • обращение в уполномоченные государственные органы.

Что делать работнику, если его права ущемлены?

Если гражданин считает, что работодатель ущемляет его в правах, он может обратиться в организацию по защите прав работников. Это Государственная инспекция труда, в полномочия которой входят вопросы рассмотрения нарушений со стороны работодателей. Жалоба в инспекцию может быть составлена письменно либо через заполнение специальной электронной формы на веб-ресурсе ОнлайнИнпекция.ру.

Гражданин может обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на трудовых спорах. Специалист точно и верно составит жалобу. К содержанию этого обращения закон не предъявляет особых требований, за исключением того, что жалоба должна быть написана грамотно и сжато. Это поможет трудовому инспектору быстрее вникнуть в суть проблемы работника и помочь ему. На жалобу Трудовая инспекция должна ответить в течение 30 дней. Служба по защите прав работников – Трудовая инспекция реагирует на жалобы, поступающие от работающего населения, проверками работодателя, носящими внеплановый характер. По результатам проверки инспектором выносится акт, в котором указываются выявленные нарушения, их характер. В некоторых случаях деятельность работодателя может быть приостановлена.

Комитет по защите прав работников создается на базе профессионального союза. Это объединение граждан, состоящее из работников и представителей работодателя. Профсоюз преследует цель защиты прав работников. Его работа регулируется №82-ФЗ, а также федеральным законом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций. Работодатель не имеет права создавать помехи в организации профсоюза.

Работник может также обратиться в Прокуратуру, на территории которой работает компания, нарушившая права сотрудника. Прокуратура следит за соблюдением прав граждан в России, в том числе и трудовых. Жалоба пишется на имя прокурора.

Работник может обратиться в суд. Иск пишется в трех экземплярах. Для того чтобы написать грамотно документ, лучше обратиться к юристам либо самостоятельно изучить правила составления искового заявления. В иске обязательно указывается суд, куда направляется заявление. Истец должен указать полные данные о себе и ответчике с контактами, по которым можно связаться с ними. В иске должны быть указаны факты нарушения работодателем прав работника со ссылками на законы, а также просьба к суду. Если иск составлен неправильно, судья может отправить его обратно заявителю и не рассматривать спор до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

Самозащита

Закон предусматривает право работника на самозащиту. Обычно им пользуются сотрудники, которым своевременно не платят заработную плату; устраивают на рабочее место, не соответствующее трудовому договору. Но право на самозащиту не может создавать преграды для обращения в различные инстанции.

Какие юристы защищают права работника?

Обычно услуги по представительству работника в суде оказывают юристы, специализирующиеся на трудовых спорах. Адвокаты грамотно изложат позицию истца в судебном заседании. В Москве работает несколько организаций, которые называют себя Общество защиты прав работников. Организация состоит из юристов, разрешающих спорные ситуации между работодателем и работником.

Обращение работника в органы прокуратуры

В нашей стране органы прокуратуры не являются организацией, где защищают права современных граждан исключительно в сфере трудовых отношений. Главной задачей функционирования данного органа является предоставление необходимой защиты прав физических лиц. Однако полномочия прокуратуры распространяются и на современные профессиональные отношения, так как нарушение прав граждан очень часто встречается именно там.

У прокуратуры имеется действительно широкий перечень самых различных полномочий. К ним можно отнести, например, возможность назначения внеплановых проверок деятельности современных работодателей. Помимо этого, в случае обнаружения серьезных ошибок и нарушений в такой деятельности, в прямые полномочия прокуратуры будет входить и применение различных штрафных санкций.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать выводы о том, что в прокуратуру целесообразно будет обращаться при действительно серьезных нарушениях, которые были совершены работодателем по отношению к одному либо сразу к нескольким подчиненным. К таким нарушениям можно отнести следующие:

  1. Задержку заработной платы работодателем. Как известно, абсолютно каждый сотрудник обладает законным правом на получение регулярного денежного вознаграждения за собственный труд. Это означает, что любые задержки в исполнении начальником его финансовых обязательств являются абсолютно недопустимыми. Уже после нескольких дней нарушения в предоставлении служащим заработной платы сотрудники смогут обратиться в органы прокуратуры.
    Если такое нарушение было совершено работодателем впервые, в его отношении могут быть установлены различные меры административной ответственности. Наиболее распространенной из них, безусловно, будет являться денежный штраф. Однако, если руководитель совершает подобное нарушение повторно, уполномоченной инстанцией могут быть введены уже совершенно иные санкции. В частности, виновное лицо может быть привлечено и к уголовной ответственности за невыполнение собственных обязательств.
  2. Незаконное увольнение в одностороннем порядке. Такое увольнение представляет собой серьезное нарушение со стороны руководства организации. В соответствии с установленными правилами, одностороннее увольнение может быть совершено начальством исключительно при наличии на это законных оснований, например, при совершении серьезного дисциплинарного проступка сотрудником. Если же таких оснований не имелось – служащий всегда сможет обратиться в органы прокуратуры. После рассмотрения дела о незаконном увольнении уполномоченной инстанцией могут быть назначены предусмотренные законодательством меры ответственности.
  3. Проявление явных признаков дискриминации со стороны работодателя. В наше время дискриминация является серьезным видом преступления. Наиболее распространенными формами дискриминации являются: отказ от приема на работу беременных сотрудниц, увольнение служащих на основании достижения ими пенсионного возраста и т.д. В подобной ситуации обращение в органы прокуратуры также может стать оптимальным решением для получения сотрудником необходимой защиты его собственных прав.

Жалоба заинтересованного лица в прокуратуру может быть направлена различными способами. Наиболее оптимальным из них является личное посещение данной инстанции заинтересованным лицом. Предварительно гражданину необходимо будет подготовить личное заявление, а также различные дополнительные документы для подтверждения собственной правоты.

Если возможность личного посещения прокуратуры отсутствует, заявление и дополнительные документы могут быть направлены по почте.

Обращение в трудовую инспекцию

В нашей стране Трудовая инспекция представляет собой особую организацию, главная задача которой заключается в обеспечении надлежащей защиты прав современных сотрудников. Обращение туда будет являться целесообразным решением в случае следующих нарушений со стороны работодателя:

  1. Нарушение работодателем законного права сотрудника на подписание официального трудового соглашения после устройства на ту или иную должность. В соответствии с установленными правилами, все профессиональные обязательства должны выполняться подчиненными на основании ранее заключенного письменного документа. Именно в нем отражаются все важные аспекты трудовой деятельности, включая размер заработной платы, перечень обязательств и т.д.
    Однако в современной практике нередко встречаются и такие ситуации, при которых работодатель пытается избежать исполнения собственного обязательства по заключению официального трудового договора. Такое поведение, безусловно, является серьезным нарушением со стороны начальства.
  2. Оформление работодателем срочного трудового соглашения при отсутствии на это правовых оснований. Срочный трудовой договор представляет собой особый документ с четко ограниченным периодом действия. В соответствии с действующими правилами, заключаться он может только при наличии официальных оснований, например, при сезонной работе подчиненного и т.д. Если таковых оснований не имеется, но работодатель все равно принуждает сотрудника к заключению именно срочного документа, – оптимальным решением станет подача жалобы в Трудовую инспекцию.
  3. Незаконный отказ в отношении трудоустройства служащего. Как известно, работодатель действительно вправе выбирать одного сотрудника из нескольких соискателей. Однако в таком случае отказ другим кандидатурам должен быть максимально обоснованным. Если же сотрудник считает, что ему отказали незаконно – у него будет иметься полноценная возможность для оспаривания такого решения работодателя в Трудовой инспекции.

Обращение работника в суд

Как показывает существующая практика, именно обращение в судебное учреждение нередко является наиболее эффективным способом для защиты и восстановления прав подчиненных. Если говорить о причинах обращения, можно отметить, что подать иск в суд можно в случае абсолютно любых нарушений со стороны работодателя. При этом со стороны заинтересованного лица необходимы следующие действия:

  1. Подготовка искового заявления и различных дополнительных документов заинтересованным лицом. В соответствии с установленными правилами, составление заявления может быть осуществлено в свободном порядке. Однако сам текст должен быть написан максимально понятно, без каких-либо неточностей или указания неверной информации.
  2. Направление подготовленных материалов в суд. По общим правилам, в суд необходимо обращаться по непосредственному месту жительства или временного пребывания ответчика.
  3. Рассмотрение представленных документов судебным органом. Заявителю необходимо помнить о том, что процент принятия судом положительного решения увеличивается в том случае, если истцом будет представлено максимальное количество дополнительных документов. Это могут быть абсолютно любые бумаги. Главное, чтобы они подтверждали правоту заявителя и правомерность предъявленных ему требований.
  4. Вынесение судом окончательного решения после рассмотрения дела. Такое решение будет являться обязательным для его исполнения обеими сторонами судебного процесса. Если все нарушения, указанные в иске, подтвердятся, в отношении работодателя могут быть установлены предусмотренные законодательством меры ответственности. Если речь шла, например, о незаконном увольнении служащего, судом может быть принято решение о его скорейшем восстановлении в прежней должности.