Правила перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом

Приказом Минтранса России от 13.04.2020 № 118 внесены изменения в п. 7 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, согласно которым с 23 апреля 2020 г. все пассажиры при оформлении проездного документа в кассе, на сайте ОАО «РЖД» или с помощью мобильного приложения «РЖД Пассажирам» должны указывать свои контактные данные, куда будут приходить уведомления о возможных изменениях в графике движения поезда, на который куплен билет.
Информирование пассажиров о корректировках в движении поездов осуществляется бесплатно и адресно. Контактная информация не используется для маркетинговых и рекламных рассылок.
Напомним, что ранее пассажир мог оставлять свои контактные данные для оперативного информирования о корректировках в расписании движения поездов дальнего следования только по желанию. Теперь данная норма закреплена на законодательном уровне.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2020 №901 утверждено Положение об особенностях исполнения договора перевозки пассажира железнодорожным транспортом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, касающееся права пассажира, при отмене отправления поезда дальнего следования, осуществить поездку по приобретенному документу до станции, указанной в проездном документе, в вагоне того же типа и класса не позднее 12 месяцев после прекращения чрезвычайных ситуаций, либо получить полную стоимость проезда в соответствии с Правилами оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 №111.

Все нормативные документы о пассажирских перевозках

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГРУЗОВЫХ И ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК
Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства. Бухгалтеру по роду своей многосторонней деятельности нужно быть в курсе различных правовых вопросов, имеющих отношение к автомобильным перевозкам. На страницах журнала в помощь перевозчикам обобщена и систематизирована наиболее актуальная информация о действующей нормативной базе сферы транспортного регулирования.
Фундамент правового «транспортного» регулирования
Не секрет, что главный закон в российском законодательстве — это Конституция РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим Кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, об административных правонарушениях и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В Кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков Кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.
Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав автомобильного транспорта . Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона о защите прав потребителей .
———————————
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Кроме названных Законов, транспортные компании руководствуются другими правовыми актами такого же уровня, но из других областей правоотношений, в частности Федеральными законами:
— от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
— от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
— от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
— от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
Во исполнение перечисленных Законов приняты подзаконные нормативные акты. К таким документам относятся нормативные акты Правительства РФ, финансового ведомства, региональных и местных органов власти. Разобраться во всем многообразии нормативной базы непросто, но мы попробуем это сделать с позиции финансового работника транспортного предприятия. Условно разделим законодательство, имеющее отношение к транспортному обслуживанию, на несколько разделов по сферам применения, а начнем с нормативной базы отраслевого «транспортного» законодательства.
Отраслевое законодательство в сфере перевозок
Основные отраслевые нормы в сфере перевозок, как это ни кажется странным, заложены в Гражданском кодексе, в частности, правовому регулированию перевозок посвящена отдельная гл. 40. На основании норм гражданского законодательства процесс перевозки определяется транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами (правилами перевозок).
В Уставе автомобильного транспорта выделены два основных направления в сфере оказания транспортных услуг: перевозка грузов и перевозка пассажиров (багажа). При этом пассажирские перевозки подразделяются на регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси. На основании Устава разрабатывает и утверждает соответствующие правила перевозок Правительство РФ. При этом остаются в силе действующие документы Минтранса, применяемые в части, не противоречащей Уставу и более поздним принятым нормативным актам. Обобщим принятые и действующие подзаконные нормативные акты в сфере перевозок в таблице.
Пассажирские перевозки ¦ Грузовые перевозки
————————————+—————————————
Правила перевозок пассажиров и ¦Общие правила перевозок грузов
багажа автомобильным транспортом и¦автомобильным транспортом (утв.
городским наземным электрическим ¦Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971)
транспортом (утв. Постановлением +—————————————
Правительства РФ от 14.02.2009 ¦Правила перевозки опасных грузов
N 112) ¦автомобильным транспортом (утв.
¦Приказом Минтранса России от
¦08.08.1995 N 73)
————————————+—————————————
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов (утв. Приказом
Минтранса России от 18.09.2008 N 152)
В таблице приведены не все, а лишь наиболее востребованные документы в сфере транспортных услуг, имеющие отношение к финансово-хозяйственной деятельности перевозчиков. Остались за кадром нормативные акты технической направленности и иные документы, которые мало интересуют финансовых работников. Им не нужно забывать о нормативных актах других сфер деятельности, которые так или иначе затрагивают бизнес транспортных компаний и частных перевозчиков.
В частности, в гл. 41 ГК РФ заложены нормы смежного с перевозками вида деятельности — оказания услуг транспортной экспедиции. Помимо названного ранее Закона о транспортно-экспедиционной деятельности экспедиторы и транспортные компании, занимающиеся этим видом бизнеса, руководствуются Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554. Здесь же можно добавить, что Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23 утверждены Порядок оформления и формы экспедиторских документов, рекомендованные к использованию в транспортной экспедиции.
О неизменности норм лицензирования
В сфере лицензирования автомобильных перевозок уже несколько лет ситуация не меняется. Лицензированию подлежат перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя). Это закреплено в Законе о лицензировании отдельных видов деятельности, во исполнение которого Правительством РФ утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом . К данному документу есть несколько приложений:
— Приказ Ространснадзора от 07.08.2007 N ГК-549фс «Об утверждении формы приложения к лицензии»;
— Приказ Минтранса России от 18.12.2006 N 153 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по исполнению государственной функции по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)»;
— Приказ Минтранса России от 24.07.1997 N 82 «Об утверждении Порядка осуществления лицензионными органами контроля за соблюдением условий, предусмотренных в лицензиях на перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации, а также в международном сообщении» (применяется в части, не противоречащей действующим актам).
———————————
Постановление Правительства РФ от 30.10.2006 N 637.
К сведению. Предоставление лицензии (отказ в предоставлении лицензии), продление срока ее действия, переоформление лицензии, приостановление или возобновление ее действия и аннулирование лицензии осуществляются в порядке, установленном Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
За предоставление лицензии с пассажирского перевозчика взимается плата (государственная пошлина), размер которой фиксирован на федеральном уровне (ст. 333.33 НК РФ). В случае несанкционированного взимания денежных средств с лицензиатов им следует обращаться в правоохранительные органы, на что обращено внимание в Письме Минэкономразвития России от 09.02.2009 N Д05-648.
Законодательство о рекламе
Законодательство о рекламе для транспортных компаний, как и для большинства других организаций, представлено Законом о рекламе . В нем есть одна статья, имеющая отношение к владельцам транспортных средств. Речь идет о ст. 20, в которой прописаны требования к размещению рекламы на транспортных средствах. Требований, по сути, немного, но они существенны, начиная с обязательности заключения договора на размещение рекламы на автомобилях и заканчивая требованиями о том, что реклама не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения. Кроме этого, транспортным компаниям следует обратить внимание на особенности рекламы отдельных видов товаров, изображения которых также могут попасть на поверхности авто (пива, табака, алкогольной продукции, лекарственных средств, пищевых добавок, продуктов детского питания). К рекламе подобных товаров в Законе о рекламе предъявляются отдельные ограничения. Их соблюдение так же обязательно, как и выполнение базовых требований по размещению рекламы на транспортных средствах.
———————————
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
Нормативная база международных перевозок
Перевозки пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами РФ (п. 4 ст. 1 Устава автомобильного транспорта).
В настоящий момент Россией заключено более трех десятков соглашений о международном автомобильном сообщении с иностранными государствами. В них прописан порядок пассажирских и грузовых перевозок, проходящих по территории государств-соседей. При этом перевозки (как пассажирские, так и грузовые) могут выполняться перевозчиками, допущенными к международным перевозкам согласно законодательству своего государства.
К сведению. Международным договором РФ является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.
Если к отношениям сторон по договору перевозки не применяется международный договор РФ и стороны не договорятся о том, право какой стороны подлежит применению к договору на перевозку в международном сообщении, используется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Как правило, это определяется местом жительства или основным местом деятельности стороны, исполняющей договор. По договорам перевозки такой стороной, очевидно, является перевозчик (ст. 1211 ГК РФ), который может исходить из норм правового законодательства своей страны.
В России международные перевозки регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Он определяет правовые основы мер по усилению государственного контроля за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок по территории РФ грузовыми транспортными средствами или автобусами, принадлежащими как российским, так и иностранным перевозчикам. Во исполнение Закона утвержден ряд документов, информация о них приведена в таблице.
Международные договоры (соглашения) об автомобильном сообщении
————————————-T————————————-
————————————-+————————————-
Федеральный закон N 127-ФЗ
————————T————————-T————————
————————+————T————+————————
Положение о государственном контроле¦Положение о допуске российских
за осуществлением международных ¦перевозчиков к осуществлению
автомобильных перевозок (утв. ¦международных автомобильных
Постановлением Правительства РФ от ¦перевозок (утв. Постановлением
31.10.1998 N 1272) ¦Правительства РФ от 16.10.2001
¦N 730)
В завершение обзора международного правового регулирования стоит упомянуть о Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, заключенной в Женеве 14.11.1975. Совместным документом Минтранса и ГТК России Приказом от 01.09.1999 N 61/591 — введено Положение о порядке допуска российских перевозчиков к процедуре МДП. Перевозчикам грузов в международном сообщении нужно учитывать положения данных документов, регулирующих таможенные отношения, так как Положение, равно как и Конвенция, является действующим нормативным документом, что лишний раз подтвердил Верховный Суд в Определении от 08.12.2009 N КАС09-597, Решении от 18.09.2009 N ГКПИ09-1184.
Страхование гражданской ответственности
Для предприятий автотранспорта и индивидуальных перевозчиков страхование автогражданской ответственности является обязательным видом страхования и осуществляется согласно Закону об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Во исполнение норм Закона Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС. Приказом Минфина России от 01.07.2009 N 67н введены формы следующих документов: заявления о заключении договора страхования, страхового полиса и документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Мы перечислили лишь те документы, которые имеют прямое отношение к владельцам ТС, другие нормативные документы по страхованию гражданской ответственности разработаны для страховщиков и специалистов, проводящих независимую техническую экспертизу транспортных средств, и вряд ли заинтересуют транспортные компании и частных перевозчиков.
Бухгалтерская «отраслевая» нормативная база
В отличие от других сфер деятельности бухгалтеры транспортных