Право каждого на судебную защиту

Судебная защита конституционных прав и свобод человека в сфере труда

Т.А. Сошникова анализирует практику Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции по защите социально-трудовых прав работников, дает оценку правовым позициям Конституционного Суда РФ, которые имеют актуальное значение для развития законодательства и единообразия в правоприменении, а также обращает внимание на тот факт, что нередко высшие судебные инстанции, наделенные правом толковать законы и даже признавать их не соответствующими Конституции РФ, оправдывают действия законодателя и слабо защищают интересы человека труда.

В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса РФ к основным способам защиты трудовых прав относятся:

— самозащита работниками трудовых прав;

— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

— государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— судебная защита.

Несмотря на то что судебная защита поставлена законодателем на последнее место среди других способов защиты, на практике она остается наиболее востребованной и надежной. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2012 г. судами общей юрисдикции рассмотрено в общей сложности 10 306 516 гражданских дел. В их числе 645 152 — дела, вытекающие из трудовых правоотношений.

Судебная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется каждому ч. 1 ст. 46 Конституции РФ. Данная конституционная норма сформулирована в соответствии с международными договорами, в том числе со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Гражданин Российской Федерации, реализуя свое конституционное право на судебную защиту, вправе воспользоваться несколькими способами. К способам судебной защиты прав и свобод в сфере труда следует отнести защиту в порядке конституционного, уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в конституционном механизме защиты социально-экономических прав, к числу которых в первую очередь относится право на труд. За время его существования объектом конституционного контроля были более 30 федеральных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в социально-трудовой сфере. В совокупности же только по вопросам социально-трудовых прав было принято более 40 постановлений Конституционного Суда РФ (25% принятых), в которых, в частности, интерпретировались конституционные положения, касающиеся социального обеспечения, пенсионной системы, возмещения вреда, права на жилище, права на образование, труда и правового статуса безработных и др.*(1)

Вопрос эффективности применения защиты прав в порядке конституционного судопроизводства достаточно специфичен, поскольку само производство дел в Конституционном Суде РФ имеет ряд весьма примечательных особенностей.

В отличие от других судов Конституционный Суд РФ не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, и не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение другое — проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

В соответствии со ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории России Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле (п. 3). Под законом в данном случае понимается любой закон, будь то федеральный, федеральный конституционный либо закон субъекта РФ. В случае признания закона или каких-либо его норм не соответствующими Конституции РФ они утрачивают силу и не могут применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой, но и другие граждане, права которых оказались под угрозой. Что же касается конкретного дела, в котором был применен закон, признанный неконституционным, то оно подлежит пересмотру в обычном порядке.

В настоящее время граждане и организации Российской Федерации достаточно активно пользуются правом обращения за защитой своих экономических и социально-трудовых прав в Конституционный Суд РФ. В качестве примера можно привести правовую позицию Суда, которая позволила определенным образом истолковать положения ч. 1 ст. 82 ТК РФ, внеся своим определением от 15 января 2008 г. N 201-О-П ясность в правоприменительную практику*(2).

В Конституционный Суд РФ с жалобой обратилось ОАО «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь», которое оспаривало конституционность положения ч. 1 ст. 82 ТК РФ, согласно которому при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. В судебной практике сложилась правовая неопределенность в связи с недостаточно четкой формулировкой данной нормы, которая допускает различную интерпретацию даты «начала проведения соответствующих мероприятий», т.е. даты, от которой следует исчислять предусмотренный в ней срок. Это позволяет правоприменителю трактовать данную обязанность работодателя по своему усмотрению: работодатель обязан уведомить выборный профсоюзный орган либо не менее чем за два месяца до издания распорядительного акта о сокращении численности или штата работников и начала предупреждения работников о предстоящем увольнении по указанному основанию в соответствии со ст. 180 ТК РФ (фактически — не менее чем за четыре месяца до начала непосредственного расторжения работодателем трудовых договоров) либо не менее чем за два месяца до начала увольнения работников, т.е. одновременно с их предупреждением о предстоящем увольнении (фактически — не менее чем за два месяца до увольнения работников).

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что назначение ч. 1 ст. 82 ТК РФ состоит в том, чтобы предоставить профсоюзной организации время, необходимое для надлежащей реализации имеющихся у нее правомочий по защите социально-трудовых прав и интересов работников при расторжении с ними трудовых договоров. Вместе с тем — с учетом вытекающих из Конституции РФ требований справедливого согласования прав и интересов работников с правами и интересами работодателей как сторон трудового договора и как участников социального партнерства — она не предполагает несоразмерное ограничение таких правомочий работодателя, как рациональное управление имуществом, в том числе путем принятия самостоятельно и под свою ответственность необходимых кадровых решений, в целях осуществления эффективной экономической деятельности.

Отсюда следует: если в организации действует первичная профсоюзная организация, на работодателя возлагается публичная обязанность сообщить ее выборному органу в письменной форме о предстоящем сокращении численности или штата работников и возможном расторжении с ними трудовых договоров в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не позднее чем за два месяца до начала увольнения работников, — иное истолкование положения ч. 1 ст. 82 ТК РФ приводило бы к несоразмерному ограничению прав и интересов работодателя, что, в свою очередь, означало бы нарушение необходимого баланса интересов сторон трудовых отношений. Такой срок следует признать справедливым, а также разумным и достаточным для осуществления выборным органом первичной профсоюзной организации имеющихся у него полномочий по защите интересов работников — констатировал Конституционный Суд РФ. В данном случае орган конституционного контроля, используя свое право истолкования нормативного акта или отдельного его положения, проверяемого посредством конституционного судопроизводства, внес ясность в понимание правовой нормы, чем обеспечил единообразие правоприменительной практики и фактически защитил права и работодателей, и работников, и выборных профсоюзных органов.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ формируются и реализуются под воздействием и на основе экономических и социальных отношений. В связи с этим значительно возрастает практическая значимость его правовых позиций по вопросам защиты прав граждан, позволяющих точнее понимать сущность и особенности правового регулирования различных элементов общественных отношений в целях правильного применения соответствующих норм. В этом смысле в качестве примера можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2008 г. N 1087-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Желиховской Людмилы Николаевны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 392 ТК РФ».

Как следует из материалов дела, Л.Н. Желиховская, работавшая в ЗАО «Курскрезинатехника» в должности мастера, 29 марта 2007 г. была уволена с работы по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников организации). Полагая действия работодателя законными, она не оспаривала увольнение. Однако после того как ей стало известно, что 13 декабря 2007 г. (спустя восемь с половиной месяцев со дня ее увольнения) на ту же должность принят другой работник, Л.Н. Желиховская обратилась в суд с иском к ЗАО «Курскрезинатехника» о восстановлении на работе и оплате времени вынужденного прогула. Судебные инстанции всех уровней отказали ей в иске в связи с пропуском срока для обращения в суд за защитой своих прав, установленного ст. 392 ТК РФ (один месяц со дня вручения копии приказа об увольнении или выдачи трудовой книжки). Конституционный Суд в названном Определении указал, что месячный срок для обращения в суд по спорам об увольнении выступает в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений; сам по себе этот срок не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на труд, в случае незаконного расторжения трудового договора по инициативе работодателя и является достаточным для обращения в суд. Связывая начало течения месячного срока исковой давности для обжалования увольнения с работы не с днем, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а — в исключение из общего правила — с днем вручения работнику копии приказа об увольнении либо с днем выдачи трудовой книжки, законодатель исходил из того, что работник именно в этот день узнает о возможном нарушении своих трудовых прав и что своевременность обращения в суд за разрешением спора об увольнении зависит от его волеизъявления. Однако при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников уволенные работники не всегда могут узнать о нарушении своих прав именно в этот срок. В связи с этим Конституционный Суд отмечает, что прекращение трудового договора на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Вместе с тем, с одной стороны, работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом; а с другой стороны, в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица. Поскольку уволенный работник может узнать о восстановлении в штатном расписании должности, которую он ранее занимал, лишь по истечении предусмотренного ч. 1 ст. 392 ТК РФ срока и поскольку только судом устанавливаются обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав этого работника, о чем он не знал и не мог знать на момент вручения ему копии приказа об увольнении либо выдачи трудовой книжки, суд, рассматривая в порядке ч. 3 ст. 392 ТК РФ соответствующее ходатайство, не вправе отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока без исследования фактических обстоятельств дела, которые могут послужить основанием для такого восстановления*(3). Представляется, что такая правовая позиция Конституционного Суда будет способствовать в дальнейшем более взвешенному подходу судов общей юрисдикции к исследованию причин пропуска сроков исковой давности работниками при обращении за защитой своих трудовых прав.

Несмотря на всю важность постановлений и определений Конституционного Суда России для защиты социально-трудовых прав работников, работодателей, интересов государства, необходимо отметить, что основная доля защиты рассматриваемых прав ложится на суды общей юрисдикции. По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ в 2012 г. этими судебными органами было рассмотрено 16 658 дел о восстановлении на работе (поступило в суды 21 587 дел); 495 957 исков об оплате труда (поступило 549 702 иска); 7363 дела о возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей (поступило 9270 дел); 47 402 иска по делам, вытекающим из других трудовых отношений (поступило 64 493 иска). Надо отметить, что в среднем 93,8% исков решены в пользу работников, а по вопросам заработной платы 97,4% исков решены удовлетворительно. Эти цифры свидетельствуют, во-первых, об огромной роли судов общей юрисдикции в защите социально-трудовых прав, а во-вторых, о массовых нарушениях работодателями трудовых прав работников.

Как совершенно справедливо пишет профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ю.П. Орловский, «реальная степень выполнения положений трудового законодательства со стороны работодателей довольна низка. Существует множество крайних форм его игнорирования. По данным опросов, считают, что существуют достаточно серьезные проблемы в соблюдении норм трудового законодательства: 68% работодателей, 85% руководителей судебных инстанций, 56% руководителей трудовых инспекций, 83% руководителей профсоюзов»*(4).

К сожалению, работодатели нередко забывают, что без работников невозможно развивать ни одно производство, без них не существует бизнес. Игнорирование прав и интересов работников приводит к социальным конфликтам, которые никогда не способствовали развитию экономики.

Защита прав в социально-трудовой сфере осуществляется судами общей юрисдикции не только в рамках гражданского судопроизводства. Уголовный кодекс также содержит несколько статей, направленных на защиту рассматриваемых прав. В частности, в соответствии со ст. 143:

1) нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного г., либо лишением свободы на тот же срок;

2) то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

По данным Роструда, в 2012 г. было зарегистрировано 9434 несчастных случая с тяжелыми последствиями, что на 13,6% меньше, чем в 2011 г. (10 923). В результате несчастных случаев на производстве погибло 2896 (в 2011 г. — 3220) работников, в том числе 230 женщин (в 2011 г. — 240) и 3 работника в возрасте до 18 лет (в 2011 г. — 4). При этом по сравнению с 2011 г. количество погибших на производстве работников в целом по Российской Федерации уменьшилось на 10,1%.

Несмотря на общее снижение количества погибших на работе и производственных травм в целом, с сожалением необходимо констатировать, что уровень травматизма на работе в нашей стране весьма высокий. В общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, происшедших в Российской Федерации в 2012 г., более 75% занимают типичные причины организационного характера, такие как нарушения требований безопасности, неудовлетворительная организация производства работ, недостатки в обучении работников безопасности труда, нарушения трудовой дисциплины и т.д. Так, только по причине неудовлетворительной организации производства работ в 2012 г. произошел каждый третий несчастный случай на производстве с тяжелыми последствиями*(5). Все это свидетельствует об игнорировании работодателями норм трудового законодательства, правил и норм по охране труда, о чем ярко свидетельствует апелляционное определение Астраханского областного суда от 28 августа 2012 г. по делу N 33-2410/2012. На счастье представителя работодателя, в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 143 УК РФ по основаниям п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием в деяниях состава преступления было отказано, и дело рассматривалось в рамках гражданского судопроизводства.

Судом установлено, что 17 июля 2012 г. в ходе производства ремонтных работ произошел несчастный случай на производстве с тяжелым исходом, в результате которого П. получил телесные повреждения: перелом свода черепа, ушиб головного мозга, ушибленные раны, ушиб мягких тканей головы, открытый перелом левого надколенника, вывих средней фаланги четвертого пальца левой кисти, ушиб зрительного нерва ОД, травматический шок первой степени.

Исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что случай, имевший место с П. 17 июля 2011 г., является несчастным случаем на производстве. Во исполнение условий трудового договора истец, выполняя ремонтные работы, не был обеспечен работодателем средствами индивидуальной защиты, рабочей одеждой и страховым поясом, перед началом работы с ним не произведен инструктаж, что повлекло в результате падения причинение вреда здоровью. Доводы жалобы ответчика о том, что П. самовольно находился на рабочем объекте в выходной день с целью получения дополнительного заработка, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, данным доводам судом дана надлежащая оценка. Кроме того, как правильно указал суд, место работы истца по трудовому договору работодателем не определено, с приказом о приеме на работу, равно как и с должностной инструкцией электросварщика и с правилами внутреннего трудового распорядка истец не ознакомлен, в связи с чем вменять указанные нарушения истцу П. у суда оснований не имелось.

В соответствии со ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право в том числе на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя. Однако работодатель не в полной мере выполнил требования закона в этой части, что привело к несчастному случаю на производстве.

Суд первой инстанции взыскал с общества с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «Циус» в пользу П. компенсацию морального вреда в размере 100 тыс. руб., пособие по временной нетрудоспособности в размере 27 468 руб. 46 коп., индексацию в сумме 936 руб. 58 коп., заработную плату за июль 2011 г. в сумме 3808 руб. 4 коп., почтовые расходы в сумме 1047 руб. 67 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 руб., в остальной части в удовлетворении иска отказано. Апелляционным определением Астраханского областного суда это решение оставлено в силе*(6).

Необходимо заметить, что в последнее время суды стали постоянно взыскивать с работодателей значительные суммы в виде компенсации морального вреда, что полностью соответствует российскому законодательству и международной практике.

В соответствии со ст. 145 УК РФ судебной защите в уголовном судопроизводстве подлежат права женщин, которым необоснованно отказано в приеме на работу или произведено необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам. Такие деяние наказываются штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Безусловно, работодатели, понимая это, прямо никогда не скажут женщине, что ее права нарушаются в связи с ее беременностью либо наличием малолетнего ребенка. Поэтому судебная практика по данной статье фактически отсутствует.

Что же касается привлечения к уголовной ответственности за невыплату или задержку выплаты заработной платы по ст. 145.1 УК РФ, то, по данным Роструда за 2012 г., для обеспечения привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в следственные органы Следственного комитета РФ государственными инспекциями труда направлено 867 материалов, по которым возбуждено 30 уголовных дел.

В заключение хочется подчеркнуть: в соответствии со ст. 18 Конституции РФ верховенствующая роль в деле защиты прав и свобод человека и гражданина принадлежит правосудию, защищенность личности напрямую зависит от уровня законности и демократичности правил осуществления правосудия и степени их воплощения в правоприменительную практику. Пока же судебная власть, по нашему мнению, далеко не всегда справляется с выполнением возложенных на нее задач. Подтверждением этих слов может служить позиция как Конституционного, так и Верховного судов России по вопросу относительно определения понятия минимальной заработной платы и ее составных частей. До 1 сентября 2007 г. в минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в ч. 2 ст. 129 ТК РФ).

С учетом изменений, внесенных в ст. 129 и 133 ТК РФ Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ, с 1 сентября 2007 г. в размер МРОТ включаются стимулирующие и компенсационные выплаты. В настоящее время этот размер составляет 5205 руб., что не обеспечивает даже прожиточный минимум, который по Российской Федерации за третий квартал 2012 г. равен 6643 руб., а для трудоспособного человека — 7191 руб.*(7) По всей России в суды поступает значительное количество исков, оспаривающих установление работодателями окладов и тарифных ставок ниже МРОТ, но с учетом надбавок за вредные и тяжелые условия труда либо за работу в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) эти оклады становятся равными минимальному размеру оплаты труда либо немного выше, что вроде бы соответствует Конституции РФ.

Свою лепту в такую правоприменительную практику внес и Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривавший обращения граждан о признании Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ противоречащим Конституции РФ. В своих определениях от 1 сентября 2009 г. N 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1557-О-О Суд указывает, что допускается установление тарифной ставки или оклада ниже минимального размера оплаты труда. При этом Суд разъясняет, что при прочих равных обстоятельствах граждане, имеющие право на льготы, должны получать оплату труда в размере большем, чем те, кто таких прав не имеет

Верховный Суд РФ в обзоре судебной практики за четвертый квартал 2009 г. (утв. постановлением Президиума ВС РФ от 10 марта 2010 г.) разъяснил, что не должны быть ниже уровня МРОТ именно оклады работников (тарифные ставки, базовые оклады). Любые компенсационные, стимулирующие, а равно и социальные выплаты могут устанавливаться лишь свыше МРОТ. Однако через несколько месяцев ВС РФ принял новое разъяснение, отозвав ранее официально опубликованное. Теперь работодатели вправе включать в МРОТ все компенсационные и поощрительные выплаты, а тарифные ставки и оклады устанавливать ниже МРОТ.

Однако с учетом огромного количества жалоб, поступающих в судебные инстанции, в том числе от работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении от 24 июня 2011 г. N 52-В11-1 установила, что зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Можно привести еще целый ряд примеров, когда высшие судебные инстанции, наделенные правом толковать законы и даже признавать их не соответствующими Конституции РФ, оправдывают действия законодателя, идущие вразрез с положениями, закрепленными в ч. 2 ст. 55 Конституции о том, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим подчеркнем, что судебной защите прав и свобод индивида в правовом государстве должна отводиться важнейшая роль. Правовое государство не может ограничиться лишь закреплением в Конституции перечня прав и свобод граждан, оно обязано гарантировать их осуществление правовыми, экономическими, политическими и культурными средствами.

Библиография

Научные труды

Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционно-судебная защита социально-трудовых прав с участием профсоюзов. — М., 2008.

Нормативные правовые акты, судебная практика, официальные документы

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (ред. от 25 декабря 2012 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 201-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 ТК РФ.

Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. N 1337.

Апелляционное определение Астраханского областного суда от 8 августа 2012 г. по делу N 33-2410/2012.

Доклад Федеральной службы по труду и занятости об осуществлении и эффективности в 2012 году государственного надзора и контроля в сфере труда и социальной защиты населения // http://www.rostrud.ru/press-centre/49/.

Т.А. Сошникова,

заведующая кафедрой гражданского процесса

и социальных отраслей права Московского

гуманитарного университета,

доктор юридических наук, профессор

«Адвокат», N 4, апрель 2013 г.

————————————————————————

*(1) См.: Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционно-судебная защита социально-трудовых прав с участием профсоюзов. М., 2008. С. 26, 27.

*(2) Определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 201-О-П «По жалобе открытого акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь» на нарушение конституционных прав и свобод положением части первой статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации».

*(3) См.: Вестник Конституционного Суда РФ. 2009. N 3.

*(5) См.: Федеральная служба по труду и занятости. Доклад об осуществлении и эффективности в 2012 году государственного надзора и контроля в сфере труда и социальной защиты населения //http://www.rostrud.ru/press-centre/49/.

*(6) Апелляционное определение Астраханского областного суда от 8 августа 2012 г. по делу N 33-2410/2012.

*(7) См. постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. N 1337.

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания — смертная казнь — может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Основной механизм обеспечения прав и свобод личности есть правосудие. В п.2 ст.13 Конституции РК закреплено право на судебную защиту своих прав и свобод. Весьма важным завоеванием в строительстве национального права является признание судебной власти в качестве самостоятельной ветви в системе государственной власти. 21 мая 2007 г. были внесены изменения и дополнения в Конституцию РК, согласно которому только суд имеет право дать санкцию на арест и содержание под стражу. Тем самым суд стал действенным органом защиты прав человека. Полагаем, что суд является особенным органом защиты прав человека, поскольку обладает следующими свойствами.

Во-первых, только в суде в качестве ответчика может рассматриваться государство в лице своих органов. Более того, в судах государств развитой демократии, международных судах по правам человека можно привлечь к ответственности государство в целом. Согласно Европейской конвенции о защите прав и основных свобод Европейский суд рассматривает не на все спорные ситуации, а только жалобы по поводу нарушения прав на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу совести и религии, на свободу выражения своего мнения, на свободное передвижение и выбор места жительства и некоторых других . В этой связи суд есть независимый орган, в том числе независимый и от государства, его органов.

Во-вторых, суд может рассматривать любой вопрос, и в суд может обращаться любой человек. Перед законом и судом все равны, гласит конституционное положение, закрепленное в ст. 14 Конституции РК. Судебная защита обладает высоким уровнем надежности, ибо осуществляется в специфических процедурных формах, гарантирующих рассмотрение и разрешение любого дела.

В-третьих, в суде дела рассматриваются гласно, с привлечением широкой общественности. Каждый субъект может присутствовать на судебном заседании. Особенно это касается СМИ.

В-четвертых, все судебные решения и приговоры должны незамедлительно исполняться всеми органами государства, общественными организациями и гражданами. Судебная защита обладает гарантией высокой эффективности в виде обязательности исполнения судебного акта, имеющего силу закона, а также наличия правовых механизмов его принудительного исполнения.

В-пятых, суд при отправлении правосудия независим от внешнего воздействия, осуществляет свою работу на основе демократических процедур, подчиняется только Конституции и закону (ст. 77 Конституции РК). Именно поэтому в Конституции РК уделяется значительное внимание гарантиям, обеспечивающим справедливое судебное разбирательство, самым главным из которых является положение о равенстве всех перед законом и судом (ст.14). Данный принцип означает, что несмотря ни на какие социальные различия (гражданство, национальность, пол, место жительства, материальное положение и др.) все индивиды обладают одинаковой правоспособностью, возможностью приобрести те или иные права на соответствующие блага. Ряд гарантий независимости и беспристрастности суда, справедливого судебного разбирательства содержится в седьмой главе Конституции РК «Суды и правосудие».

В-шестых, осуществляя свое исключительное полномочие по разрешению правового конфликта, суд в процессе рассмотрения и разрешения по существу конкретного уголовного или гражданского дела восстанавливает нарушенное благо одной из конфликтующих сторон и защищает от возможного необоснованного нарушения или ограничения благо другой стороны. Судебная защита прав и свобод заключается в осуществлении судом деятельности по восстановлению нарушенных преступлением или иным правонарушением прав и свобод человека и гражданина и предупреждению этих нарушений. Государственная защита прав и свобод имеет и другие, внесудебные, формы реализации.

В-седьмых, только суд своей главной задачей ставит защиту прав и свобод личности. Судебная защита в ряде случаев является единственной возможностью восстановления права либо удовлетворения законного интереса, например установление юридического факта, ограничение дееспособности, реабилитация незаконно осужденного и т.п.

Рассмотрим некоторые особенности судебной защиты подробнее. Так, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Конституция Республики Казахстан применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин «каждый», что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам Республики Казахстан, но также иностранцам и не имеющим гражданства лицам. Указание на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству , являются естественными, принадлежащими человеку от рождения.

Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства. Независимость частной жизни от любого незаконного вмешательства, создавая условия для развития и самореализации личности, становится нравственной основой многих уголовно-правовых и иных запретов и предметом судебной защиты. Отметим, что судебная защита распространяется на все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду, как в силу прямого указания Конституции Республики Казахстан и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Предметом судебной защиты является не только материальные, но и процессуальные права. Являясь способом обеспечения правового статуса личности, процессуальные права сами включаются в правовой статус и нуждаются в защите в случае их нарушения или ущемления. Поскольку такие нарушения достаточно распространены, восстановление процессуальных прав (например, права на подачу иска в случае пропуска срока исковой давности) занимает важное место в судебной защите. Следует признать, что защите подлежат и права граждан, сопровождающие выполнение налагаемых на них государством обязанностей и мер ответственности. Таковым является право на разумность и пропорциональность применяемой за правонарушение ответственности.

Все вышесказанное позволяет считать судебную защиту наиболее эффективным средством государственной защиты. Обеспечение прав граждан посредством различных форм осуществления правосудия приобретает все большее распространение на практике. Провозгласив право граждан на судебную защиту, Конституция Республики Казахстан предоставила каждому возможность добиваться восстановления справедливости, независимо от того, в какой сфере общественной жизни произошло нарушение его прав и свобод. Сегодня, когда Казахстану удалось достичь впечатляющих результатов в экономической сфере, необходимо обеспечить правовую гарантированность этого успеха, реальную и эффективную защиту судами прав и свобод личности, в том числе предпринимателей, сформировать в общественном сознании убеждения о главенствующей роли судебной власти в правовом государстве, к построению которого мы стремимся .

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что судьями везде и во все времена были элитарные люди с высокой культурой, профессионалы с непререкаемым авторитетом, сопряженным с безупречным знанием законов и норм, регулирующих различные правоотношения в жизни. Во всем цивилизованном мире суды представляют собой воплощение справедливости и милости. Такое представление должно быть сформировано и в современном казахстанском обществе.

Конвенція про захист прав людини і основоположних свобод
Стаття 6
Право на справедливий суд

1. Кожен має право на справедливий і публічний розгляд його справи упродовж розумного строку незалежним і безстороннім судом, встановленим законом, який вирішить спір щодо його прав та обов’язків цивільного характеру або встановить обґрунтованість будь-якого висунутого проти нього кримінального обвинувачення. Судове рішення проголошується публічно, але преса і публіка можуть бути не допущені в зал засідань протягом усього судового розгляду або його частини в інтересах моралі, громадського порядку чи національної безпеки в демократичному суспільстві, якщо того вимагають інтереси неповнолітніх або захист приватного життя сторін, або – тією мірою, що визнана судом суворо необхідною, – коли за особливих обставин публічність розгляду може зашкодити інтересам правосуддя.

2. Кожен, кого обвинувачено у вчиненні кримінального правопорушення, вважається невинуватим доти, доки його вину не буде доведено в законному порядку.

3. Кожний обвинувачений у вчиненні кримінального правопорушення має щонайменше такі права:

a) бути негайно і детально поінформованим зрозумілою для нього мовою про характер і причини обвинувачення, висунутого проти нього;

b) мати час і можливості, необхідні для підготовки свого захисту;

c) захищати себе особисто чи використовувати юридичну допомогу захисника, вибраного на власний розсуд, або – за браком достатніх коштів для оплати юридичної допомоги захисника – одержувати таку допомогу безоплатно, коли цього вимагають інтереси правосуддя;

d) допитувати свідків обвинувачення або вимагати, щоб їх допитали, а також вимагати виклику й допиту свідків захисту на тих самих умовах, що й свідків обвинувачення;

e) якщо він не розуміє мови, яка використовується в суді, або не розмовляє нею, – одержувати безоплатну допомогу перекладача.