Предоставление земельного участка под ИЖС

Горячая пора представления годовой отчетности по налогу на имущество как раз в разгаре. Напоминаем, что 20 февраля — предельная дата, когда можно своевременно, без нарушения предусмотренного п. 286.2 НКУ срока, представить отчетность по плате за землю за 2020 год.
В текущем году для составления годовой отчетности применяется знакомая плательщикам форма налоговой декларации по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) (далее — Декларация), утвержденная приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560. Следовательно, плательщикам, которые будут отчитываться не впервые, остается лишь припомнить уже знакомые им правила заполнения Декларации

В первую очередь отметим: отчетность по плате за землю контролеры ждут не только от юридических лиц, но и в отдельных случаях — от физических лиц — предпринимателей.

Так, в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) размещено разъяснение, согласно которому:

«Физическое лицо — предприниматель представляет в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности), если право собственности на земельный участок, право постоянного пользования и/или право аренды земельного участка (земельных участков) оформлено на физическое лицо — предпринимателя».

Вместе с тем стоит сделать акцент: в части «права собственности, оформленного на физическое лицо — предпринимателя» приведенное разъяснение противоречит, в частности, письму ГФСУ от 08.09.2015 г. № 8523/В/99-99-17-02-02-14. В последнем фискалы подчеркивали:

«ГКУ отдельно не определяет такой субъект права собственности, как физическое лицо — предприниматель, приобретение данного статуса разрешает только осуществлять хозяйственную деятельность»;

«Независимо от того, какой статус в дальнейшем физическое лицо выберет для себя, в том числе в случае принятия решения об осуществлении какой-либо деятельности (предпринимательской или независимой профессиональной), субъектом права собственности выступает именно физическое лицо, а не предприниматель».

И в действующем нынче разъяснении из категории 106.01 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), отвечая на вопрос о плательщике налога на недвижимость, контролеры подтвердили, что согласно ГКУ субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. В то же время физические лица могут быть собственниками любого имущества, в т.ч. недвижимого имущества коммерческого назначения.

Кроме того, Минюст в свое время в разъяснении от 14.01.2011 «Статус физического лица — предпринимателя: проблемы применения законодательства» акцентировал:

«Следовательно, субъектом права собственности признается именно физическое лицо, которое может быть собственником любого имущества, кроме имущества, которое не может находиться в собственности физического лица. При этом правовой статус физического лица — предпринимателя не влияет на правовой режим имущества, находящегося в его собственности.

Таким образом, недвижимое имущество необходимо регистрировать за физическим лицом».

Учитывая это, обязанность по представлению отчетности касается прежде всего ФЛП — арендаторов земельных участков государственной или коммунальной формы собственности. Ведь сторонами соответствующих договоров предприниматели на практике выступают зачастую.

Обратите внимание

Обособленные подразделения (филиалы) юридических лиц самостоятельно отчетность по плате за землю не представляют.

Специалисты ГНСУ по этому поводу разъясняют: налоговые декларации по плате за землю в государственные налоговые инспекции по месту нахождения земельных участков представляют плательщики платы за землю — юридические лица (разъяснении из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Что касается иностранных юридических лиц, то плата за землю такими лицами уплачивается через представительство, состоящее на учете в контролирующих органах, в зависимости от выбранного варианта регистрации (представительство иностранной компании, постоянное представительство нерезидента, управляющий имуществом, предприятие с иностранными инвестициями), с момента государственной регистрации права собственности на земельный участок. Соответственно, обязанность по представлению «земельной» отчетности нерезидентов также есть.

Обратите внимание

Нормами НКУ не предусмотрено освобождение от обязанности по представлению налоговых деклараций за земельные участки, с которых земельный налог не взимается ввиду применения налоговых льгот, или земельные участки, не подлежащие налогообложению. Об этом речь идет в разъяснении, размещенном в категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

В свою очередь, стоит отметить: плательщик, являющийся одновременно плательщиком земельного налога и арендной платы, обязан представить в орган ГНС по месту нахождения земельного участка отдельно налоговую декларацию по плате за землю относительно земельного налога и отдельно — относительно арендной платы (разъяснение из категории 111.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

А сейчас ознакомимся с заполнением формы.

Напомним

В случае незаполнения отдельных строк/граф ввиду отсутствия значения — в них ставятся прочерки (при представлении в бумажном виде) или они не заполняются (при представлении по средствам электронной связи).

Заголовочная часть Декларации

Ответ:

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусмотрена возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства без проведения торгов. Предоставление земельного участка в этом случае осуществляется с особенностями, установленными статьей 39.18 ЗК РФ.

Для предоставления земельного участка гражданину необходимо обратиться Администрацию города Ижевска (адрес: 426070, г.Ижевск ул.Пушкинская, 276) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, если границы земельного участка не определены или подлежат уточнению, либо с заявлением о предоставлении земельного участка, если земельный участок поставлен на кадастровый учет. Сведения о том, осуществлен ли в отношении земельного участка кадастровый учет, содержатся на официальном сайте «maps.rosreestr.ru» (публичная кадастровая карта).

В срок, не превышающий тридцать дней с даты поступления заявления, Администрация г. Ижевска:

  1. обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  2. принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка.

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан о намерении участвовать в аукционе не поступили, Администрация г. Ижевска:

  1. принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Указанное решение является основанием для постановки земельного участка на кадастровый учет и предоставлении его в аренду заявителю.
  2. осуществляет подготовку проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что границы земельного участка сформированы.

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан о намерении участвовать в аукционе Администрация города Ижевска направляет в адрес заявителя отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка, либо в предоставлении земельного участка. В этом случае реализация земельного участка осуществляется с торгов.

Кодекс Республики Беларусь о земле

23 июля 2008 г. № 425-З

Глава 4 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ

(в ред. Закона Республики Беларусь от 22.01.2013 N 17-З)

Статья 40. Предоставление земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства

Дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пожелавшие создать крестьянское (фермерское) хозяйство, подают в соответствующий районный исполнительный комитет заявление о подтверждении возможности размещения крестьянского (фермерского) хозяйства и предполагаемом месте размещения земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

После государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок предоставляется по выбору крестьянскому (фермерскому) хозяйству в постоянное пользование или аренду либо главе этого хозяйства в пожизненное наследуемое владение или аренду в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при прочих равных условиях имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые лицами, зарегистрированными в сельском населенном пункте, поселке городского типа или ином населенном пункте, расположенном на территории соответствующего сельсовета, а также членами (работниками) реорганизуемых или ликвидируемых сельскохозяйственных организаций.
Земельные участки предоставляются крестьянским (фермерским) хозяйствам либо их главам, как правило, единым массивом и в первую очередь из фонда перераспределения земель.