Представительство в зарубежных странах

Любая иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории РФ, столкнется с необходимостью уплаты налогов, в том числе НДС и налога на прибыль.

Налог на добавленную стоимость

Стремление к развитию и расширению бизнеса рано или поздно приводит предпринимателя к необходимости выходить на рынок другого государства. Однако при осуществлении деятельности компанией на территории иностранного государства неизбежно возникают проблемы, и одной из первых является проблема налогообложения и уплаты иностранной компанией налогов.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов в Российской Федерации признаются организации и физические лица, на которые Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Кроме того, ч. 3 ст. 19 НК РФ также предусматривает, что налогоплательщиком может быть признана иностранная структура без образования юридического лица. В настоящее время в Российской Федерации действуют четырнадцать различных налогов и сборов.

Рассмотрим налоги, плательщиками по которым могут выступать иностранные компании и с уплатой которых с наибольшей вероятностью столкнется иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории Российской Федерации, – это налог на добавленную стоимость и налог на прибыль организации.

В части налога на добавленную стоимость необходимо обратить внимание на две ситуации. Первая связана с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с этим. Вторая ситуация связана с изменением обложения налогом на добавленную стоимость продаж электронных услуг с 2017 года.

В соответствии со ст. 143 НК РФ, ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза плательщиком налога является лицо, на которое такая обязанность возложена таможенным законодательством Таможенного союза и Российской Федерации. Объектом налогообложения в данном случае является ввоз товаров на территорию Российской Федерации или реализация товаров на ней. Уплата НДС осуществляется импортером товара, то есть плательщиком иностранная компания может стать только в случае наличия представительства на территории Российской Федерации. Вывоз товаров из Российской Федерации не облагается НДС. Кроме того, в случае процедуры реэкспорта также предусмотрена процедура возвращения уплаченного НДС.

В части изменения обложения налогом на добавленную стоимость электронных услуг отметим, что с 1 января 2017 года условием для признания иностранной компании плательщиком НДС является реализация электронных услуг на территории РФ. Место реализации услуги в этой ситуации определяется по месту деятельности покупателя.

Налог на прибыль организации

В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиком налога на прибыль организации являются иностранные компании, имеющие свои постоянные представительства на территории Российской Федерации либо получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Налоговая база по общему правилу определяется аналогично российским организациям: доход, полученный представительством, за вычетом расходов. Однако предусмотрен особый вариант исчисления налога в том случае, если представительство осуществляет деятельность вспомогательного или подготовительного характера, за которую не предусмотрено получение вознаграждения. В этом случае налоговая база составляет 20% от произведенных расходов.

В случае отсутствия постоянного представительства обложение налогом на прибыль организации проводится по правилам ст. 309 НК РФ. Налогообложению подлежат, в частности:

– доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;

– процентный доход от следующих долговых обязательств любого вида;

– доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности;

– доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации;

– доходы от международных перевозок при наличии одного из пунктов перевозки на территории Российской Федерации;

– штрафы и пени за нарушение договорных обязательств на территории Российской Федерации.

Однако перечень не является закрытым, иные аналогичные доходы также подлежат налогообложению. При этом в случае отсутствия представительства у иностранной организации исчисление и уплата налога производится налоговым агентом. Так, в случае с выплатой дохода по ценным бумагам налоговым агентом признается депозитарий.

Нарушение порядка уплаты предусмотренных российским законодательством налогов и сборов влечет наступление ответственности. По статье 122 НК РФ «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)» это взыскание штрафа в размере 20 или 40% от суммы неуплаченного налога сверх суммы подлежащего уплате налога.

Например, в Постановлении Девятого ААС от 17.02.2014 № 09АП-1074/2014 по делу № А40-118792/13 суд признал законным привлечение организации, являвшейся налоговым агентом иностранной компании по уплате налога на прибыль организации в форме дивидендов с корпоративных прав, к налоговой ответственности. Причиной неправильной уплаты налога стало то, что компания, организованная иностранным инвестором, неверно истолковала положения российского законодательства о дивидендах, не учла позиции высших судов Российской Федерации по этому вопросу, чего, разумеется, можно было избежать при грамотной юридической помощи со стороны российских юридических фирм.

Как видно из примеров, касающихся налога на прибыль организации и налога на добавленную стоимость, Российская Федерация, как и любая иная налоговая юрисдикция, имеет ряд особенностей в части налогообложения иностранных компаний. При выходе на российский рынок наиболее разумным является проведение предварительной консультации со специалистами в сфере законодательства о налогах и сборах. Такой шаг позволит обезопасить себя от негативных последствий, связанных с ответственностью за нарушение действующего законодательства, позволит сократить время на подготовку к началу деятельности в Российской Федерации.

в

ЕСТНИК АрестовВВ- б

vuuQCDruTn-д Институт обязательного судебного представительства

имени O.E. кугафИна(мгюА) в свете реформы процессуального законодательства

ИНСТИТУТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СУДЕБНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В СВЕТЕ РЕФОРМЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос целесообразности рецепции института адвокатской монополии в российское процессуальное право . Автор анализирует зарубежный опыт регулирования соответствующих правовых механизмов, послуживший основой для такой имплементации в российский циви-листический процесс . В результате исследования делается вывод об отсутствии достаточных оснований для закрепления института обязательного судебного представительства в отечественном законодательстве .

Ключевые слова: адвокатская монополия, представительство, гражданский процесс, зарубежный опыт

DOI: 10.17803/2311-5998.2017.31.3.153-156

Владимир

Владимирович

АРЕСТОВ,

инамичное развитие российского общества и отечественной экономики не позволяет законодателям почивать на лаврах»1 . В связи с этим 8 декабря 2014 г решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ № 124 (1) одобрена Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской

Вступительное слово к Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Рос. © В . В . Арестов, 2017 сиискои Федерации . н

154 ПРОБА ПЕРА

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Федерации (далее — Концепция единого ГПК) . Реформа гражданского и арбитражного процессуального законодательства вызывает множество вопросов, дискуссий и противоречий на доктринальном уровне . Одной из причин возникновения указанных доктринальных противоречий является, по нашему мнению, изменение фундаментальных основ института судебного представительства

Как известно, 15 сентября 2015 г вступил в силу новый кодифицированный акт, вызывающий не меньше вопросов, — Кодекс административного судопроизводства РФ . Он также содержит концептуально новые положения, регламентирующие анализируемый институт.

Одна из проблем, существующих на доктринальном уровне и усугубившаяся положениями Концепции единого ГПК, заключается в необходимости участия в гражданских делах представителя, имеющего высшее юридическое образование . На данный момент соответствующее законодательное положение содержится в КАС РФ . Так, при рассмотрении указанных в п . 9 ст. 208 КАС РФ дел в судах субъектов РФ граждане должны вести дела через представителей — профессиональных юристов

В рамках рассмотрения вопроса о необходимости установления адвокатской монополии представляется целесообразным акцентировать внимание на п . 47 .1.12 Концепции, в которой предлагается вернуться к обсуждению вопроса об обязательном участии в процессе профессиональных представителей сторон (адвокатов, патентных поверенных) . На примере Суда по интеллектуальным правам и с учетом специфики его деятельности предлагается провести эксперимент по внедрению обязательного участия в качестве представителей сторон адвокатов или патентных поверенных и по результатам этого эксперимента решить вопрос о целесообразности или нецелесообразности в дальнейшем распространения данного опыта на иные суды

Тенденция к законодательному закреплению указанного положения в нормах процессуального права является, безусловно, еще одним шагом к введению монополии на участие квалифицированного юриста в качестве представителя стороны в гражданском процессе . В доктрине существуют точки зрения, обосновывающие целесообразность закрепления в законе рассматриваемого требования к судебным представителям . Так, Н . Г. Елисеев, анализируя реформу унификации процессуального законодательства через призму динамической теории права, отмечает: «…концепция гражданского процесса побуждает… к переосмыслению понятия процессуальной дееспособности . Дееспособность в смысле способности к осознанным действиям, способности понимать их значение и последствия, умения их совершать в целях защиты своих интересов — это необходимое условие надлежащей реализации диспозитивных и состязательных начал гражданского судопроизводства, которые, в свою очередь, являются основным средством справедливого разрешения правового спора»2 . Автор также обращает внимание на ситуации, когда процесс ведет сторона либо ее представитель, формально обладающие процессуальной дееспособностью, но не имеющие реальной способности правильно отстаивать свои интересы или интересы пред-

2 Елисеев Н. Г. Конструктивная критика Концепции единого Гражданского процессуального кодекса на основе динамической теории права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации . 2015 . № 8 . С . 76—86.

в

ЕСТНИК АрестовВВ- б

уиивсотитстА Институт обязательного судебного представительства

имени O.E. куп1фина(мгюА) в свете реформы процессуального законодательства

ставляемого лица . Ссылаясь на зарубежный опыт, Н . Г. Елисеев делает вывод о необходимости установления адвокатской монополии как единственного решения поставленной автором проблемы

Однако, по нашему мнению, здесь не вполне уместно ссылаться на зарубежный опыт, предлагая частичную рецепцию процессуально-правовых институтов в российское законодательство .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя зарубежное процессуальное право в рамках регламентации институтов представительства, целесообразно акцентировать внимание на некоторых особенностях, позволяющих объяснить необходимость обязательного представительства в зарубежных правопорядках

Интересно отметить, что в Австрии и Швейцарии процессуальной правоспособностью обладают обособленные имущества — конкурсная масса и лежачее наследство . Безусловно, поскольку данные «субъекты» не имеют возможности самостоятельно вести дела и выступать в суде, постольку конкурсные управляющие и исполнители завещаний соответственно выступают в качестве их представителей . Аналогичным образом вопрос правосубъектности объединений имущества регламентирован в ч . 5 ст. 7 ГПК Испании .

Как полагают сторонники института обязательного представительства3, оно улучшает работу органов правосудия и повышает степень защищенности сторон . Данные обстоятельства обусловлены, в частности, локализацией адвокатской деятельности, что означает сосредоточение работы адвоката в определенном судебном округе . Указанная локализация создает предпосылки для сотрудничества между судьями и адвокатами и для их слаженного взаимодействия . Стоит отметить, что данный довод в защиту необходимости введения института обязательного представительства в российском правопорядке не имеет под собой оснований в силу отсутствия такой локализации адвокатской деятельности в рамках тех или иных территориальных образований

Проводя компаративистский и отчасти историко-правовой анализ положения, статуса адвокатов во Франции, ФРГ (где законодательно закреплена адвокатская монополия по гражданским делам) и Российской Федерации, необходимо обозначить следующую специфику

Первоначально во Франции основная функция адвокатов была связана с участием их в судебном заседании с целью изложения обстоятельств дела, дачи правовой оценки доводам сторон и изложения выводов относительно субъективных прав и юридических обязанностей последних . Нередко к адвокатам-консультантам обращались за разъяснением сложных правовых вопросов Такой титул лицо могло получить, лишь имея не менее чем 20-летний опыт работы . К услугам таких адвокатов нередко прибегал сам король4 . На данный момент французское законодательство предъявляет, в частности, следующие требования к адвокатам: кандидат должен иметь степень магистра права и соответствующий сертификат пригодности, получаемый после сдачи вступительного экзамена . Затем кандидат обязан завершить в учебном центре адвокатуры 12-месячный курс специальной теоретической и практической подготовки

3 Елисеев Н. Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран : учебник. 2-е изд .

М . : ТК Велби, Проспект, 2004. С . 356.

Елисеев Н. Г. Указ . соч . С . 529. ПЕРА

56 ПРОБА ПЕРА

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

Считаем, что при таком уровне подготовки специалистов и с учетом специфики правопорядков соответствующих иностранных государств институт обязательного судебного представительства имеет право на существование . Однако, по нашему мнению, представление аналогичных аргументов в защиту закрепления рассматриваемого института в России не представляется обоснованным в силу известного уровня квалификационных требований, предъявляемых к кандидатам в РФ, и соответствующего уровня их подготовки .

Необходимо также обратить внимание на статус адвоката в ФРГ Согласно Положению об адвокатуре (Bundesrechtsanwaltsordnung) адвокат — независимый орган правосудия . Основная цель адвокатской деятельности заключается в содействии осуществлению судебной власти и вынесению справедливого решения, а не в защите исключительно интересов конкретного доверителя .

Как в ФРГ, так и во Франции доверенность на судебное представительство наделяет адвоката полномочиями на совершение всех процессуальных действий (в том числе специальными полномочиями, осуществление которых влияет на движение, продолжение процесса, а также на права и обязанности доверителей) . По общему правилу ограничение указанных правомочий будет недействительным . Таким образом, выданная доверенность носит «генеральный»5 характер . Однако законодательство ФРГ предусматривает возможность любых подобных ограничений, за исключением случаев обязательности представительства Такая доверенность носит специальный характер . Полагаем невозможным и необоснованным предоставление такого широкого круга полномочий представителям в российском гражданском судопроизводстве Следует учитывать и другие важные обстоятельства: активно применяемые и четко разработанные универсальные программы предоставления бесплатной помощи определенным категориям граждан, возможность возмещения в судебном порядке с адвоката убытков, понесенных клиентом в результате ненадлежащей представительской деятельности и т. п . Все это призвано смягчить категоричность обязательности участия через адвоката и сбалансировать отраженные в этом институте публичные и частные интересы

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым акцентировать внимание на отсутствии почвы в российском процессуальном праве для рецепции института обязательного судебного представительства в силу специфики отечественного и зарубежного правопорядков, процессуальных статусов представителей, а также особенностей исторического развития общественных отношений в целом и процессуального законодательства в частности .

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Елисеев Н. Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран : учебник . — 2-е изд . — М . : ТК Велби, Проспект, 2004 .

2 . Елисеев Н. Г. Конструктивная критика Концепции единого Гражданского процессуального кодекса на основе динамической теории права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации . — 2015 . — № 8 .

Елисеев Н. Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран . С . 536—537.

Акционерные общества в зарубежных странах

Основными источниками правового регулирования положения и деятельности акционерных обществ во Франции продолжает оставаться закон 1966 г. «О торговых товариществах», в Германии — Закон 1965 г. Прецедентом, заложившим начато корпоративного права Англии, стало дело Trustees of Darmouth College V. Woodword (1819), в котором подчеркивалась искусственность, фиктивность компании как субъекта права. Другой прецедент Salomon V. Salomon & Со. Ltd. (1897) привел к легализации компании одного лица. Из статутов следует выделить Закон «О компаниях» 1985 г. (в редакции 1989 г.), а также Закон «О передаче акций» 1963 г., Закон о ценных бумагах компании 1985 г., Закон о банкротстве 1986 г. В США законодательство об АО относится к компетенции штатов.

В рамках ЕС неоднократно предпринимались шаги по унификации национального законодательства об АО. Особое внимание к этому вопросу объяснялось необходимостью защитить интересы третьих лиц. В частности. 4-я Директива ЕС 1978 г., 6-я Директива ЕС 1980 г. предписывали, чтобы во внутренние законы стран — участниц ЕС были внесены требования об отчетности АО, перечислялось, что подлежит публикации в лих отчетах, что должно содержаться в проспектах о выпуске облипший, какой должен быть минимальный размер уставного капитала и т.п.

Романо-германская правовая система определяет АО как товарищество, капитал которого разбит на акции и участники которого отвечают по обязательствам общества лишь в пределах их вкладов.

Английское право знает три вида компаний, которые выступают в качестве самостоятельных субъектов:

  1. компании с ответственностью, ограниченной номинальной суммой паев (share companies);
  2. компании с ответственностью в пределах определенной гарантированной ими суммы (т.е. это номинальный уставный капитал, который не может быть меньше определенной суммы; если он становится меньше, то его надо восполнить это определенного уровня — в том и заключается определенная гарантия для кредиторов АО);
  3. компании с неограниченной ответственностью.

Именно первый вид компаний и является акционерным обществом в общепризнанном понимании этого термина.

Термины, которые используются в западном праве для обозначения акционерного общества, различны. Так, во французском, испанском, греческом и т.п. праве оно буквально называется анонимным обществом (societe anonyme), в английском компания.

В целом можно выделить две модели правового регулирования АО;

  • американскую;
  • германскую.

Различие между ними проводится по организационной структуре (два или три звена) и по определению роли и места АО в развитии экономики страны. Германская модель предусматривает три органа в структуре АО:

  1. собрание акционеров;
  2. правление;
  3. наблюдательный совет.

Американская модель формацию предусматривает два первых звена (роль наблюдательного совета здесь defacto играет совет менеджеров).

Германская модель исходит из того, что акционеры доверяют наблюдательному совету контроль за правлением, т.е. задача акционеров отдать лены и в обмен на акции, а все остальное за них сделают профессионалы. Акционер уже не вмешивается в дальнейшую судьбу своих денег; собираясь на общих собраниях, акционеры лишь одобряют решения, принятые правлением.

Американская модель АО предоставляет акционерам больше прав и возможностей самим делать выбор, что делать дальше со своими деньгами.

Очевидно, что для стран, где рыночные отношения только устанавливаются и соответственно рыночные риски выше, больше подходит германская модель.

Закон устанавливает минимум участников АО, и частности, во Франции — не меньше семи, в Германии — не меньше трех.

Для всех систем права характерны следующие признаки АО

  • АО являются самостоятельным субъектом права (везде его признают юридическим лицом);
  • уставный капитал АО разбит на части, которые называются акциями;
  • АО несет перед кредиторами исключительно имущественную ответственность, причем в пределах принадлежащего ему имущества;
  • АО относится к той разновидности юридических лиц, у которых возникает право собственности на имущество, составляющее его уставный капитал. Другими словами, учредители (акционеры), отдавшие свое имущество в общую корзину, перестают быть его собственниками. У них взамен права собственности возникает целый ряд обязательственных прав (право требовать выплаты дивидендов, право участвовать в принятии решений, право на информацию и т.д.).

Способы образования уставного капитала схожи с теми, что известны российскому праву: путем публичной подписки на акции и путем распространения акций между учредителями. Именно по этому признаку английские компании делятся на публичные и частные.

В зависимости от того, какого вида акции приобретаются, у акционера возникает и разный объем прав:

  • именная (привилегированная) акция даст право акционеру на первоочередное получение своей доли имущества при ликвидации юридического лица и на первоочередную выплату своей доли прибыли (дивидендов). Такое право фиксировано в виде процента — это и есть привилегия;
  • акция на предъявителя (простая) — содержит больше прав, чем именная. Держатели простых акций также имеют право на получение доли прибыли (если таковая будет); они имеют право голоса, право на информацию и также право на часть имущества юридического лица при его ликвидации по остаточному принципу (последнее право является скорее фиктивным, чем реальным).

Привилегированные акции могут быть многоголосыми, что является порой более важным фактором, поскольку от числа голосов зависит возможность принять определенное решение в свою пользу. Правда, законами Англии и США для выпуска таких многоголосых акций требуется специальное разрешение казначейства. Во Франции такими многоголосыми акциями могут обладать только граждане стран ЕС.

Акционерные общества вправе выпускать облигации, которые представляют собой, по сути, договор тайма. Облигационером может выступать и сам акционер, и постороннее лицо. Право на выпуск облигаций как дополнительный источник финансирования деятельности АО в ряде стран лимитируется. Конвертируемая облигация — облигация с возможностью обменять ее на акции либо, оставаясь облигационером, потребовать предоставить акции в соотношении, которое устанавливается в условиях облигационного займа.

Следует разграничивать имущественные и неимущественные права акционеров. К имущественным правам относятся:

  • право на дивиденд;
  • право на часть имущества при ликвидации АО.

Нет никаких единообразных правил о том, какая часть прибыли подлежит распределению в качестве дивиденда между акционерами. Но в ряде стран предписывается создавать из прибыли резервный фонд, пополнять основной капитал, и только после того какую-то часть прибыли можно распределять между акционерами (в ФРГ, например, лишь 5% прибыли можно распределять в виде дивидендов до тех пор, пока резервный фонд не составит определенной суммы).

Неимущественные права акционера достаточно фиктивны, иллюзорны, потому что на практике реализовать эти права довольно сложно:

  • право на голос на общем собрании акционеров и участие в принятии решений: для того чтобы оказать хоть какое-то влияние на решение, нужно облазать довольно большим количеством акций;
  • право на информацию (считается одним из средств контроля за деятельностью правления). Наиболее полно это право выражено в ФРГ, но и там оно не распространяется на ознакомление с книгами общества. Право на информацию может быть «временное» (на собрании) и «постоянное» (за последние несколько лет). В случае отказа в требуемой информации акционер может обратиться в суд. При этом следует помнить, что судебные издержки лежат на истце;
  • право на знакомство с документацией АО (правда не раскрывается, с какими документами и кто именно имеет право ознакомиться).

Во всех странах акционеры, имеющие не менее 10% акций, имеют право потребовать проверки деятельности правления. Правда, оно весьма ограниченно. Так, по английскому праву акционер вправе ознакомиться лишь со списками пайщиков и годовым отчетом, с другими торговыми книгами только в связи с каким-то иском и по решению суда.

Структура органы управления. Как уже отмечалось, существует две модели построения АО, а именно: трехзвенная (общее собрание акционеров, правление, наблюдательный совет) и двухзвенная (собрание акционеров и правление). Названия органов условны, за исключением, пожалуй, общего собрания акционеров, потому что законодатели разных стран используют различные наименования для одного и того же органа (например, правление в одних странах называется советом директоров, в других — административным советом).

Промежуточное положение между германской и американской моделями занимает французская, которая предусматривает, что структура АО может быть и двух- и трехзвенной в зависимости от выбора учредителей. В законе подробно расписаны оба варианта. Учитывая, что многие крупные АО в своем штате имеют ревизоров, аудиторов, т.е. лиц, которые занимаются проверкой деятельности АО, возникает мнение, что эти ревизоры (особенно если это целый отдел) являются еще одним органом, участвующим в управлении АО. На самом деле эти ревизоры действуют на основе договора с АО и имеют хотя и долгосрочные, но договорные отношения с АО. В английском праве они имеют правовой статус агента. Господствующей точкой зрения в западном праве является то, что ни одни ни другие комиссии и комитеты, которые могут быть созданы для достижения целей, к структурным органам АО не относятся и, следовательно, не несут ответственности перед третьими лицами.

Повсеместно наблюдается тенденция сужения компетенции общего собрания и легализация независимости правления.

Рассмотрим подробнее особенности правового статуса отдельных органов. Правление — по определению коллективный орган по управлению делами АО, однако все системы права допускают при определенных условиях единоличное правление.

По французскому праву правление должно состоять как минимум из трех членов. Однако если АО создаст наблюдательный совеет, то может быть один член правления (управляющий), но при условии, что уставный капитал не превышает 250 тыс. евро.

Такая же зависимость от размера уставного капитала предусмотрена и германским законодательством: если менее 3 млн. марок, то может быть одно лицо управляющим, если более 3 млн. марок, то должно быть два или более членов правления.

Англо-американское право: количество членов Совета директором определяется прежде всего к зависимости от вида корпорации. Если компания публичная, то должно быть не менее двух директоров. Если компания частная, то может быть и один (конкретное количество директоров определяется в зависимости от размера уставного капитала).

Только одна — французская — правовая система знает ограничение количества членов правления по максимуму (ст. 89. 119 ФГК), а именно 12. При том одно и то же лицо не может входить одновременно в состав более восьми правлений на территории Франции.

По общему правилу членом правления может быть только акционер, имеющий акции в количестве, необходимом по уставу для участия в общих собраниях (этот вопрос регулируется диспозитивными нормами). Ряд законодательств, в частности французское и английское, допускает в качестве члена правления юридическое лицо. Поскольку юридическое лицо действует только через своего представителя, то именно это физическое лицо (представитель) и будет нести ответственность наравне с другими акционерами. Правда, его ответственность будет ограничиваться ответственностью юридического лица, которая, в свою очередь, ограничивается имуществом юридического лица.

В Германии никаких ограничений для работы в правлении нет, единственное требование члены правления должны быть дееспособны. Следовательно, членом правления по праву ФРГ может быть и не акционер.

В большинстве западных стран правление выбирается общим собранием акционеров. Там, где есть наблюдательные советы, члены правления назначаются наблюдательным советом. Срок полномочий различен и в основном ограничен. В англо-американском праве срок полномочий совета директоров не ограничен, т.е. лицо выбирается в члены совета директоров практически пожизненно, пока является акционером. Однако все системы западного права знают положение о том, что в любой момент любой член правления может быть досрочно отстранен (отозван) от занимаемой должности. Западное право провозглашает право досрочного отзыва как главный принцип акционерного права.

Наблюдательный совет своим происхождением обязан праву ФРГ. Именно здесь было разработано это структурное подразделение и детально расписаны все вопросы, связанные с его формированием, полномочиями, порядком функционирования и т.д.

Основная функция наблюдательного совета во всех странах, где есть этот орган, — это функция контроля за деятельностью правления. Поэтому нельзя быть одновременно членом правления и членом наблюдательного совета.

Количественный состав наблюдательного совета зависит от размера уставного капитана. Здесь большее значение имеет субъективный фактор, т е. личность и ее качества (порядочность, компетентность и т.п.), полому членами наблюдательного совета могут быть только физические лица. Ряд ограничений по составу наблюдательного совета содержит французское право: одно и то же лицо может быть членом не более 10 наблюдательных советов одновременно (для некоторых лиц членство в наблюдательных советах становится профессией). Еще одна особенность французского права: предусмотрено фиксированное представительство в наблюдательных советах некоторых категорий рабочих и служащих. Однако это касается только тех АО, деятельность которых подпадает под французский Закон «О трудовых соглашениях» (заключаются профсоюзом работников с собственником предприятия в целях гарантирования минимальной заработной платы в течение определенного времени в обмен на отказ от права на забастовку).

Наблюдательный совет является органом коллегиальным, имеет председателя и его заместителя. Но в отличие от председателя правления председателю наблюдательного совета не могут быть переданы полномочия всего совета.

Практически наблюдательный совет вместе с правлением решает все вопросы, и главным образом вопросы распределения прибыли, утверждает отчеты о деятельности АО, созывает общее собрание и т.п. Однако он не может вмешиваться в деятельность правления, но может потребовать ревизии операций, совершаемых правлением.

Публикация

Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать» на территории, где расположены ее контрагенты и потенциальные клиенты, где сформировались наиболее благоприятные условия для сбыта производимой компанией продукции. Необходимостью такого присутствия обусловлено создание деловых подразделений юридических лиц на территории других государств. Открытие таких подразделений и их деятельность регулируются нормами внутреннего права государства, где они расположены, на них распространяется также действие законодательства
государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано.
Иностранной организации для осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации необходима регистрация в виде филиала, представительства или отделения (рис. 1). При этом предпочтение отдается филиалу, поскольку филиал, в отличие от представительства, может заниматься коммерческой деятельностью, извлекать прибыль. Как правило, представительство создают в случае, когда иностранная компания впервые выходит на российский рынок или проводит маркетинговые исследования, а также в целях обеспечения доступа к головной организации, расположенной за рубежом, для российских клиентов.
И филиал, и представительство подлежат аккредитации, их регистрируют в Государственной регистрационной палате. Отделение не аккредитуется, но оно также является налогоплательщиком. Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность на территории РФ с момента получения аккредитации. Иностранные организации подлежат постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством1.
Особенность налогового статуса иностранных юридических лиц заключается в том, что полномочия Российской Федерации по взиманию налогов регулируются международными налоговыми соглашениями об избежании двойного налогообложения с рядом стран. Данные соглашения определяют только порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения организаций, имеющих объект налогообложения в другом государстве. Методы реализации положений этих соглашений (порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплаченных в установленные сроки, а также привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения) определяют внутригосударственные нормы налогового права.
Постоянное представительство
Существует также понятие «постоянное представительство иностранной организации» в налоговом смысле. Это любое обособленное подразделение (филиал, представительство, отделение) или иное место деятельности, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации, связанную с:

  • использованием недр и/или других природных ресурсов;
  • проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, обслуживанию и эксплуатации оборудования;
  • продажей товаров с расположенных на российской территории складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) существуют три основных признака постоянного представительства:

  1. наличие обособленного подразделения илииного места деятельности на территории РФ;
  2. осуществление иностранной организациейпредпринимательской деятельности на территории РФ;
  3. осуществление такой деятельности на регулярной основе.

«Место деятельности компании» как отдельное понятие в российском законодательстве отсутствует. Международное понятие «место деятельности компании» (place of business) Модельная конвенция ОЭСР трактует как «любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса»2, причем не имеет значения, принадлежат ли они компании или арендуются. Это может быть также любое пространство, без помещения: представитель иностранной компании проводит встречи, заключает контракты, оговаривает существенные условия, и это все само по себе уже создает место деятельности. Кроме того, место деятельности может находиться на другом предприятии, отдельные помещения которого находятся в постоянном распоряжении иностранной компании. Таким образом, можно сказать, что постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в другой стране.
Определение предпринимательской деятельности дано в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее — ГК РФ): «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.
Деятельность иностранной компании можно квалифицировать как «приводящую к образованию постоянного представительства» при одновременном наличии указанных признаков. Соответственно, в этом случае компания обязана встать на учет в налоговых органах РФ.
Если иностранная организация не имеет постоянного представительства в России, но осуществляет на ее территории, например, какую-либо сделку, то в этом случае российская организация будет выступать налоговым агентом (лицом, выплачивающим доход иностранной организации).
Бухгалтерская отчетность
Иностранная организация, зарегистрированная и осуществляющая деятельность на территории РФ, обязана вести бухгалтерский учет, что зафиксировано в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»3, а также в Положении по ведению бухгалтерского учета4 (далее — Положение).
Условием ведения бухгалтерского учета является имущественная обособленность организации (п. 10 Положения). В соответствии с этим филиал или представительство, выполняя функции юридического лица, отражают результаты самостоятельно осуществляемых хозяйственных операций на соответствующих счетах учета.
Филиалы и представительства на начало финансового года должны утвердить учетную политику, в которой предусматриваются способы ведения бухгалтерского учета. Требования к составлению учетной политики организации и ее формированию регламентируются ПБУ 1/98, которое устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений). Формирование учетной политики, отражающей показатели деятельности и бухгалтерский учет организации, является обязательным.
Также на все иностранные организации распространяется обязанность вести налоговый учет и составлять налоговую учетную политику. Налоговый учет осуществляется в целях получения полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, проведенных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, позволяющей контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления налога и его уплаты в бюджет.
В настоящее время обязанность вести налоговый учет, общие требования к организации и ведению налогового учета регламентируются главой 25 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).
Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации, обязаны отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и представлять в налоговый орган отчетность. Общие вопросы представления налоговой отчетности определены в части 1 НК РФ, а порядок составления и представления налоговых деклараций и налоговых расчетов по конкретным видам налогов — в соответствующих главах части 2 НК РФ.
Налоговая отчетность представляет собой совокупность налоговых расчетов. Каждый налоговый расчет подается в соответствующие сроки. Объем отчетности (количество сдаваемых налоговых расчетов) для иностранных организаций может различаться.
Пункт 1 ст. 80 НК РФ определяет, что каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, представляется налоговая декларация, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу его плательщиков.
Существуют отчетный и налоговый периоды сдачи отчетности и уплаты налогов. По многим налогам отчетным периодом является каждый квартал, а налоговым периодом — календарный год. Если по итогам отчетных периодов в определенных случаях возможно представление налоговой отчетности в упрощенной форме, то по итогам налогового периода налоговые декларации представляются в полном объеме с заполнением всех предусмотренных пунктов.

Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговых декларациях и отчете о деятельности, подтверждают подписями главы представительства и главного бухгалтера организации или уполномоченных представителей, а также печатью организации.
Обмен информацией между налогоплательщиками и налоговыми органами по каналам связи регламентируется Порядком предоставления налоговой декларации в электронном виде5.
Закон «Об электронной цифровой подписи»6 обеспечивает правовую основу для построения деловых отношений между государством в лице налоговых органов и налогоплательщиками в режиме реального времени. В соответствии с данным законом документ в электронном виде, подписанный электронной цифровой подписью, приобретает статус оригинала, что позволяет налогоплательщикам и налоговым органам обмениваться по электронным каналам связи конфиденциальной информацией.
Декларация может быть предоставлена в электронном виде по инициативе налогоплательщика, в случае если у налогового органа имеются технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными ФНС. В настоящее время все налоговые инспекции города Москвы имеют возможность принимать бухгалтерскую и налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, а все налогоплательщики — юридические лица города Москвы, в том числе иностранные организации, при желании имеют возможность сдавать налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде, отказавшись от ее предоставления на бумажных носителях.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периодов представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
В соответствии с п. 4 ст. 307 НК РФ, если иностранная организация имеет на территории Российской Федерации более одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, по каждому отделению налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно. В связи с этим каждое отделение сдает отчетность по месту своего нахождения.
Наряду с налоговой отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, представляют годовой отчет о деятельности7 вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.
Налог на прибыль
Для иностранных организаций прибылью признается доход, полученный через постоянные представительства, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов, которые являются экономически обоснованными. При этом к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы от долевого участия в других организациях в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту, от сдачи имущества в аренду (субаренду), в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, в виде положительной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей, и др. (ст. 250 НК РФ).
Налоговым периодом по налогу на прибыль является год, отчетными периодами — квартал, полугодие и девять месяцев (ст. 285 НК РФ). Ставка налога — 20%, распределяется в федеральный бюджет в размере 2% и в бюджеты субъектов РФ в размере 18% (ст. 284 НК РФ).
В соответствии с п. 8 ст. 307 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (которые согласно ст. 246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль в РФ), представляют налоговую декларацию8 по итогам налогового (отчетного) периода в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства этой организации в порядке и в сроки, установленные ст. 289 НК РФ. Документ заполняется и представляется всеми иностранными организациями, вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности.
Если у иностранной организации нет постоянного представительства, но она осуществляет определенную деятельность, которая приносит ей доход от источников в Российской Федерации, налог с доходов удерживает налоговый агент (российская или иностранная организация), который также подает налоговую декларацию. Налог уплачивается одновременно с перечислением дохода.
Статья 289 НК РФ устанавливает, что налогоплательщики обязаны представлять налоговые декларации независимо от наличия у них обязанности по уплате налога на прибыль и авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога в порядке, установленном НК РФ.
Налог на добавленную стоимость
Иностранные организации, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) через постоянные отделения на территории РФ, являются плательщиками налога на добавленную стоимость на тех же основаниях, что и российские организации. В соответствии с главой 21 НК РФ они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет, а также представляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях.
Объектом налогообложения признается реализация товаров, услуг, работ на территории РФ (ст. 146 НК РФ). Налоговый период составляет квартал (ст. 263 НК РФ). Ставка налога составляет 18% (ст. 164 НК РФ). Контроль за правильностью исчисления НДС и своевременностью его уплаты в бюджет осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации. Декларация9 представляется по месту нахождения организации.
Иностранная организация, не имеющая постоянного представительства в Российской Федерации, является налогоплательщиком НДС, даже если не состоит на налоговом учете. Исчисление, удержание и перечисление НДС при этом осуществляет налоговый агент — контрагент иностранной организации, состоящий на налоговом учете в РФ (рис. 2).
В соответствии со ст. 161 НК РФ при реализации налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, товаров (работ, услуг) на территории РФ налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется отдельно.
В случае признания местом реализации работ (услуг) территории иностранного государства данные операции не являются объектами налогообложения на территории РФ (ст. 146 НК РФ). Кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ (услуг) (ст. 171 НК РФ). Соответствующие суммы налога учитываются в стоимости работ (услуг) (пп. 2 п. 2 ст. 170 НК РФ) и возмещению из бюджета не подлежат.
Налог на имущество
В соответствии со ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество являются организации, у которых в собственности находится имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии с законодательством.
Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории РФ через постоянное представительство, объектом будет движимое и недвижимое имущество, относящееся к основным средствам, а также имущество, полученное по концессионному соглашению (ст. 374 НК РФ). Для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства, объектом будет находящееся на территории РФ и принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, а также недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению.
Налоговая база по налогу на имущество определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемая по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике (ст. 375 НК РФ).
Отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев. Налоговый период — год (ст. 379 НК РФ). Ставка налога составляет 2,2% (ст. 380 НК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость таких объектов по данным органов технической инвентаризации. Сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта РФ, уполномоченные органы и специализированные организации, которые осуществляют учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов.
Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками налога на имущество, обязаны по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговые органы по местонахождению своих постоянных представительств, а также по местонахождению объектов недвижимого имущества, не относящихся к их деятельности в РФ через постоянные представительства, налоговые декларации по налогу на имущество10.
Страховые взносы
В иностранных представительствах работают физические лица, с которыми заключаются трудовые, гражданско-правовые договоры, по которым производят выплаты и иные вознаграждения за выполнение работ, оказание услуг. Данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)11. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Сумма денежных средств, поступающих за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда, называется «стоимостью страхового года». Данная сумма определяется как произведение МРОТ (установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы) и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз. Тарифы страхового взноса следующие:

  • в ПФ РФ уплачивается 26%;
  • в ФСС — 2,9%,
  • в ФОМС — 5,1%.

Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, каждое из которых имеет свой баланс, расчетный счет, коллектив сотрудников, которым производятся выплаты (зарплата), то такое отделение подает отчетность по месту своего нахождения. Если при наличии нескольких отделений только одно из них имеет свой расчетный счет, баланс (что отражено в положении о представительстве или филиале), то сводная отчетность по всем отделениям подается в головное, которое и отчитывается перед налоговой инспекцией.
Налог на доходы физических лиц
Налогоплательщиками по налогу на доходы физических лиц являются сами физические лица: резиденты и нерезиденты Российской Федерации. Резидентами признаются физические лица, которые находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом срок нахождения не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (ст. 207 НК РФ).
Резиденты платят налог по ставке 13%, нерезиденты — 30% (ст. 224 НК РФ).
Объектом налогообложения считается доход, полученный от источников в РФ и за пределами РФ (для физических лиц — резидентов) и от источников в РФ (для физических лиц — нерезидентов) (ст. 209 НК РФ).
Постоянные представительства иностранных организаций в РФ (налоговые агенты) производят исчисление, удержание и уплату налога на доходы физических лиц.
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, который начисляется и выплачивается работникам этих обособленных подразделений.
Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, а также представляют в налоговые органы сведения о доходах физических лиц за налоговый период о начисленных и удержанных суммах (ст. 230 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (ст. 216 НК РФ). Соответствующую информацию следует представлять по месту постановки на учет постоянного представительства иностранной организации по форме 2-НДФЛ, которая подается в конце года, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 229 НК РФ).
Земельный налог
Земельный налог уплачивают организации (в том числе и иностранные компании) и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 388 НК РФ). Объектом налогообложения являются земельные участки (ст. 386 НК РФ).
Налоговая база определяется для каждого участка и даже для каждой доли отдельно — это кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом (ст. 390 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами — первый, второй и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).
Декларация12 представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Иностранная организация рассчитывает сумму налога самостоятельно и уплачивает в местный бюджет по месту нахождения земельных участков (муниципалитетов или сельсоветов). Сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст. 396 НК РФ). Предел налоговых ставок установлен на федеральном уровне: от 0,3% до 1,5% от кадастровой стоимости земли (ст. 394 НК РФ).
Транспортный налог
Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 358 НК РФ). Объектом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке (ст. 358 НК РФ).
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства (ст. 361 НК РФ).
Налоговым периодом признается календарный год, отчетными — первый, второй, третий кварталы (ст. 360 НК РФ).
Налоговая декларация13 представляется не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств, порядок и сроки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (ст. 363 НК РФ).
1 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 5 апреля 2012 г. №ММВ-7-6/80@ «Об утверждении форм, порядка их заполнения и форматов документов, используемых при учете иностранных организаций в налоговых органах»
2 Articles of the Model Convention with Respect to Taxes on Income and on Capital. — http://www.oecd.org/dataoecd/43/57/42219418.pdf.
3 С 1 января 2013 г. вступит в силу новый Закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ.
4 Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. №34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
5 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 2 апреля 2002 г. №БГ-3-32/169 «Об утверждении Порядка предоставления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
6 Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» (в ред. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №258-ФЗ).
7 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 16 января 2004 г. №БГ-3-23/19 «Об утверждении формы годового отчета о деятельности иностранной организации в Российской Федерации».

8 Приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 5 января 2004 г. №БГ-3-23/1 «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации и внесении изменений и дополнений в инструкцию по ее заполнению».
9 Приказ Минфина России от 15 октября 2009 г. №104н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения».
10 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 24 ноября 2011 г. №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм м форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения».
11 Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
12 Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 28 октября 2011 г. №ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и порядка ее заполнения».
13 Приказ Минфина России от 13 апреля 2006 г. №65н «Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения».